Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СРЕДСТВАМИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ'

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СРЕДСТВАМИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
экологическое образование / опережающее обучение / средства / ecological education / advanced training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зорькина Н.В.

Данная статья посвящена анализу средств опережающего обучения. На основании проведенного анализа, выделяются оперативные и стратегические средства опережающего обучения, которые, по мнению автора, могут по-новому организовать экологическое образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL EDUCATION BY MEANS OF AN ADVANCED EDUCATIONAL APPROACH

This article is devoted to the analysis of the means of an advanced educational approach. They are operational and strategic means of an advanced educational approach which are highlighted on the basis of the conducted analysis and, according to the author, can organize environmental education in a new way.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СРЕДСТВАМИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ»

: дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / А. И. Капская. -К., 1989. - 405 с

8. Карпенко О. Г. Професшна шдготовка майбутшх сощальних пращвнишв в умовах ушвер-ситетсько! освгти : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / О. Г. Карпенко. - К., 2008. - 546 с.

9. Кончович К. Т. Формування готовносп майбутшх вчителiв-фiлологiв до педагопчного спшкування засобами тренiнгових технологш : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / К. Т. Кончович. - Му-качево, 2016. - 300 с.

10. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя / Н. В. Кузьмина. - М. : АПН, 1990. - 149 с.

11. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. - М.: Высш. шк., 1990. - 118 с.

12. Липчанко-Ковачик О. В. Пвдготовка майбутшх бакалаврiв-фiлологiв до використання штер-активних технологiй у професiйнiй дiяльностi : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / О. В. Липчанко-Ко-вачик. - Рiвне, 2016. - 300 с.

13. Макогон К. Дiагностика готовносп педа-гопв до пошуково! дiяльностi (пед.шноваци) / Макогон К. // Радна школа. - 2002. - № 1. - С.27-29.

14. Орлова Е. А. Развитие готовности к педагогическому общению у будущих учителей началь-них классов : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Е. А. Орлова. - Минск, 1991. - 20 с.

15. Перекрестова Т. С. Формирование у учителя готовности к инновационной педагогической деятельности / Перекрестова Т. С. // Интернет журнал СахГУ «Наука, образование, общество» [Режим доступу] : 1Щр://юигпа1. sakhgu.ru/work.php?id=38

16. Поваренков Ю. П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности / Ю. П. Поваренков // Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества : сб. науч. трудов. - Ярославль : ЯГПУ, 2001. - С. 18-26.

17. Пов'якель Н. I. Саморегулящя про-фесшного мислення в системi фахово! щцготовки практичного психолога : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07 / Н. I. Пов'якель. - К., 2004. - 40 с.

18. Пушкар Т. М. Формування готовносп майбутшх учителiв фшолопчних спещальностей

до мгжособистюно! взаемодп засобами комушка-тивних технологш : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Т. М. Пушкар. - Житомир, 2016 . - 262 с.

19. Решетова З. А. Психологические основы профессионального обучения / З. А. Решетова. - М. : МГУ, 1985. - 207 с.

20. Ростунов А. Т. Формирование профессиональной пригодности / А. Т. Ростунов. - М. : Просвещение, 1984. - 176 с.

21. Савенкова Л. О. Професшне спшкування майбутшх виклацачiв як об'ект психолого-педа-гопчного управлшня : монографiя / Л. О. Савенкова. - К. : КНЕУ, 2005. - 212 с.

22. Семиченко В. А. Концепция целостности и ее реализация в профессиональной подготовке будущих учителей : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07 / В. А. Семиченко. - К., 1992. - 43 с.

23. Сластенин В. А. Педагогика. Инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Поды-мова. - М. : Магистр, 1997. - 223 с.

24. Степаненко О. I. Формування готовносп виклацачiв вищих навчальних заклащв МВС Укра!ни до попередження та розв'язання професш-них конфлжпв : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / О. I. Степаненко. - Кив, 2013. - 24 с.

25. Субботина Л. Ю. Формирование профессиональной готовности студентов к самостоятельной деятельности / Л. Ю. Субботина // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 4. - Т. II. - С. 295-298.

26. Усата О. Ю. Шдготовка майбутшх учи-телiв шформатики до впровадження особиспсно орieнтованих технологш навчання: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / О. Ю. Усата. - Житомир, 2008.

- 247 с.

27. Уруський В. I. Формування готовносп вчителiв до шновацшно! дiяльностi : метод. поаб-ник / Уруський В. I. - Терношль: ТОКШПО, 2005.

- 96 с.

28. Хаустова О. В. Формування готовносп педагога до шновацшно! дiяльностi як педагопчна проблема http://virtkafedra.ucoz.ua/e1 цигпа|1/ра1^/ wp2/uprav1eшe/haustova.pdf

29. Хрущ-Ршська О. В. Психолопчш засади формування у студенпв педвузу готовностi до май-бутньо! професiйноl дiяльностi : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / О. В. Хрущ-Ршська. - К., 1999.

- 183 с.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СРЕДСТВАМИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Зорькина Н.В.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева

г. Ульяновск

The scientific heritage No 21 (2018) 45

ENVIRONMENTAL EDUCATION BY MEANS OF AN ADVANCED EDUCATIONAL APPROACH

Zorkina N. V.

candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of Faculty of natural sciences Ulyanovsk Higher Civil Aviation School named Chief Marshal of aviation B.P. Bugaev

Ulyanovsk

Аннотация

Данная статья посвящена анализу средств опережающего обучения. На основании проведенного анализа, выделяются оперативные и стратегические средства опережающего обучения, которые, по мнению автора, могут по-новому организовать экологическое образование.

Abstract

This article is devoted to the analysis of the means of an advanced educational approach. They are operational and strategic means of an advanced educational approach which are highlighted on the basis of the conducted analysis and, according to the author, can organize environmental education in a new way.

Ключевые слова: экологическое образование, опережающее обучение, средства.

Keywords: ecological education, advanced training.

Рост негативных последствий воздействия человека на природу, таких как изменение физических, химических, биологических характеристик планеты; ухудшение антропоэкологических показателей; истощение природных ресурсов; утрата уникальных природных объектов, все это приводит к глобальным экологическим проблемам. Для преодоления кризиса в отношении человека к окружающей его действительности необходимы новые формы, методы и средства при формировании современного экологического мышления.

На наш взгляд, средства, которые смогут привнести новое в организацию экологического образования, являются средства опережающего обучения.

«Опережающее обучение - это обучение, которое организуется путем многократного обращения обучающихся к учебному материалу с учетом его ретроспективной и перспективной связей с другим смежным учебным материалом, обеспечивающее закрепление изученного ранее, прогностику, предвидение нового и готовность к его восприятию на основе изучаемого в настоящий момент, что обеспечивает целостное восприятие и глубокое осмысление учебного материала за более короткий срок» [2, с. 60].

Основными средствами реализации опережающего обучения выступают:

- комментирование,

- опоры,

- укрупнение дидактических единиц,

- опережающие самостоятельные работы,

- опережающие задания,

- алгоритмы,

- графы,

- взаимодействие учащихся в разновозрастном коллективе при погружении их в заданный учебный материал,

- использование технологических карт опережающего ознакомления,

- использование внутри предметных связей обратного действия,

- вкрапление новых терминов без сопроводительного пояснения.

Импульсом для развития идеи опережения в обучении стал опыт липецкого учителя К.А. Москаленко в конце 50-х годов прошлого столетия, который ввёл в практику обучения комментирование при выполнении различного рода упражнений. Были разработаны разнообразные виды комментирования: устное, письменное, коллективное, индивидуальное, полное, частичное, выборочное, тематическое.

Развивая идею опережения, С.Н. Лысенкова создала систему обучения, которую впоследствии назвала перспективно-опережающей. В основе предложенной системы лежит поэтапное введение учебного материала с элементами опережения программы. При этом имеется возможность индивидуального темпа усвоения знаний. Как указывает автор, изучение трудной темы начинается задолго до того времени, которое отведено ей по программе, тем самым учитель готовит к усвоению нового материала постепенно, давая возможность сильным ученикам успешно ориентироваться в материале, который они еще не учили. Новые знания вводятся перспективно, малыми порциями, по ним не дается домашнее задание. При прохождении этого материала на второй стадии знания преподаются уже как основной материал. Представление опережения в виде большой и малой перспектив, несомненно, является важным открытием педагога. Средствами перспективно-опережающего обучения выступают опорные схемы и комментируемое управление, которые являются внешней организацией мыслительной деятельностью обучаемых. Следовательно, подачу нового материала предвосхищает система опор, содержащих логику учебного материала, которая понятна любому ученику.

Интенсифицируя процесс обучения, В.Ф. Шаталов [7] так же использовал идею опережения, упреждение учебного материал путем подачи его с помощью образно-ассоциативных символов (опорных сигналов), конструируя опоры, что позволило ему опережать программу на год, на два. Опора -ориентировочная основа действия, способ внешней

организации внутренней мыслительной деятельности ребенка. Она представляет собой систему образно-ассоциативных символов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, заменяющую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов. Подготовка такого изложения учебного материала заключается в переконструировании и перекодировании вербальной учебной информации в визуально-ассоциативный образ. Автор выделяет опорный конспект и опорный компакт. Опорный конспект -это чаще всего образно-ассоциативное представление вербального учебного материала, содержащегося в одном параграфе. Компакт - это образно-ассоциативное отображение изучаемой темы, главы, раздела при значительном сокращении числа опорных сигналов, то есть это «свернутые» частные опорные конспекты. При этом существенно важно, что конспекты и компакты используются одновременно, а точнее, в единстве. Это дает возможность сокращать время на усвоение каждого последующего конспекта (порции учебного материала). Происходит выигрыш и во времени, и в эффективности усвоения, что собственно и есть опережающее обучение.

Применение образно-ассоциативных отображений (опор, опорных конспектов, опорных компактов) позволяет организовывать многократное обращение учащихся к учебному материалу. Но многократное обращение к учебному материалу, кроме опор и опорных конспектов, можно осуществить и в виде алгоритма, который позволяет усвоить целую группу соподчиненных понятий.

Реализация идеи опережения путем укрупнения дидактических единиц была осуществлена П.М. Эрдниевым [8] на примере математики. Автор предложил совместное и одновременное изучение компонентов содержания образования, связанных между собой и представляющих целостность, что в итоге обеспечивало достижение целостности и системности знаний. Особый акцент автор делает на использование упражнений в форме многокомпонентных заданий, которые составляются из ряда логически разнородных, но психологически объединенных частей.

Между тем, как нам представляется, нелинейный характер, учитывающий ретроспективную и перспективную связи учебного материала, можно реализовать с помощью графов. Под графом согласно теории, разработанной в математике и в дидактике, необходимо понимать следующее: «Граф - это система отрезков, соединяющих заданные точки. Эти точки называются вершинами графа. Отрезки, посредством которых соединены вершины, называются ребрами графа. Соединение двух вершин графа ребром символизирует наличие между элементами, обозначенными как вершины, определенного отношения» [5, с. 87]. Это является основой для трансформации учебного материала, его структурно-графового предъявления обучаемым на основе которого более ясно и четко прослеживаются связи между отдельными элементами учебного материала.

Стремление исследователей шире внедрить идеи опережения в обучении привели к использованию так называемых опережающих работ (самостоятельных, домашних, лабораторных) и опережающих заданий разного рода - собственно опережающих заданий и заданий по созданию и конструированию таких заданий. Разработанное О.И. Чирковой [6] обеспечение опережающего ознакомления учащихся с учебным материалом содержит, кроме конструирования опережающих заданий (которые включаются в систему упражнений), составление технологической карты, способствующей опережающему ознакомлению с новым учебным материалом (темой, разделом, курсом). Опережающие задания рассматриваются исследователями как способ организации самостоятельной познавательной деятельностью учащихся, как средство формирования готовности к самообразованию.

Применение идеи опережающего обучения в высшей школе нашло отражение в исследованиях Н.В. Лушниковой. Автор предлагает осуществлять опережение за счет внутрипредметных связей обратного действия, означающего возможность привнесения информации последующего элемента в процесс усвоения предшествующего элемента.

Расширяя спектр средств реализации опережающего обучения В.В. Добрынина использует хорошо известную в дидактике идею погружения в учебный материал, который усваивается в условиях разновозрастного коллектива путем взаимодействия учащихся между собой. По мнению автора, это позволяет не только сократить время прохождения учебных программ, но и развивает субъектную позицию каждого учащегося, путем включения его в процесс творческой компоновки (нелинейного переконструирования - уточнено автором) содержания образования и реализации ими обучающих функций (обучают друг друга). На основе данного подхода ученику дается право выбрать индивидуальную учебно-познавательную траекторию и скорость ее прохождения. Структурирование содержания обучения осуществляется в направлении от целостного представления предмета к последующему изучению конкретных тем и вопросов. Его содержание включает в себя две части: инвариантную, к которой относится образовательный стандарт и программа для общеобразовательных учреждений, и вариативную, которая создается учителем совместно с учениками. Ключевыми компонентами технологии обучения являются погружения в разновозрастных коллективах, взаимообучение и взаимоконтроль. При подготовке к погружениям размножаются тексты лекций, готовится красочное оформление формул, графиков функций и их свойств, таблиц на отдельных плакатах. Для каждого дня обучения подбираются упражнения, по каждой теме имеется большой набор задач, правильность выполнения которых контролируется учителем и учениками [1, с. 50]. Реализация такого подхода расширяет функции опережающего обучения. К выделенным И.И. Паньковой функциям обучения и развития, побудительно-мотивационной и

перспективно-ориентирующей функции добавляется функция субъектности, которая выражается в социальной активности, изменении задачи ученика от приобретения знаний, умений и навыков к необходимости научиться обучать товарищей.

Проведя анализ всех средств, мы выделяем оперативные средства и стратегические средства опережающего обучения. К оперативным средствам можно отнести: комментирование, опоры, опережающие самостоятельные работы, опережающие задания, взаимодействие учащихся в разновозрастном коллективе при погружении их в заданный учебный материал, использование внутрипредмет-ных связей обратного действия, вкрапление новых терминов без сопроводительного пояснения; к стратегическим средствам относятся: компакты, укрупнение дидактических единиц, алгоритмы, графы, использование технологических карт опережающего ознакомления. Эффективное обеспечение организации экологического образования можно реализовать с помощью единства оперативных и стратегических средств опережающего обучения.

Список литературы

1. Добрынина, В. В. Методическая система опережающего обучения математике на основе си-нергетического подхода : дис. ... канд. пед. наук / В. В. Добрынина. - Армавир, 2005. - 275 с.

2. Зорькина Н.В. Организация процесса усвоения базовых понятий учебной дисциплины средствами опережающего обучения: дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Зорькина - Ульяновск, 2011. - 167 с.

3. Железнякова О.М. Тринитарная целостность форм профессионального образования: синергети-ческий подход. - - Электронное обучение в непрерывном образовании. - 2017, № 1(4). - С. 267-274.

4. Лысенкова, С. Н. Методом опережающего обучения / С. Н. Лысенкова. - М. : Просвещение, 1988. - 192 с.

5. Сохор, А. М. Логическая структура учебного материала: вопросы дидактического анализа / А. М. Сохор. - М. : Педагогика, 1974. - 192 с.

6. Чиркова, О. И. Реализация идеи опережающего ознакомления при обучении доказательствам теорем в курсе геометрии основной школы : дис. ... канд. пед. наук / О. И. Чиркова. - Архангельск, 2002. - 174 с.

7. Шаталов, В. Ф. Куда и как исчезли тройки / В. Ф. Шаталов. - М. : Педагогика, 1979. - 134 с.

8. Эрдниев, П. М. Обучение математике в начальных классах (опыт обучения методом укрупнения дидактических единиц) : кн. для учителя / П. М. Эрдниев. - М. : Столетие, 1995. - 266 с.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СЛУЖБЕ ПРОБАЦИИ

Лисовец О.В.

Национальный педагогический университет имени М.ПДрагоманова, докторант, кандидат педагогических наук, доцент

FEATURES OF SOCIAL WORK IN THE PROBATION SERVICE

Lisovets O.

National Pedagogical Dragomanov University doctoral student, candidate of pedagogical sciences, docent

Аннотация

В статье проанализированы особенности социальной работы с осужденными как инновационной практики для службы пробации в Украине. Рассмотрены структурные компоненты социально-воспитательной работы: объект, субъект, цель, направления, технологии, формы, методы, результат.

Abstract

In article the features of social work with convicts as an innovative practice for the probation service in Ukraine are analyzed. The structural components of social and educational work are considered: object, subject, purpose, directions, technologies, forms, methods, result.

Ключевые слова: пробация, служба пробации, специалист по вопросам социальной работы с субъектами пробации, социально-воспитательная работа.

Keywords: probation, probation service, specialist in social work with subjects of probation, social and educational work.

Международная практика и требования внедрения альтернативных видов наказаний значительно актуализировали вопрос разработки новых подходов к социальной работе с различными категориями лиц, имеющих проблемы с законом. Одним из направлений решения этого вопроса является введение в Украине нового социально-правового института - службы пробации.

Характеристика сущности пробационной деятельности позволяет рассматривать этот институт и как субъект социальной работы, поскольку она включает специфические направления и функции, направленные на решение широкого спектра, в т. ч. и социальных, проблем клиентов. Учитывая значительный опыт деятельности подобных служб за рубежом, эта проблема достаточно освещена в зару-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.