Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБЛАСТЯХ ЭКОЛОГИИ, ЗДОРОВЬЯ И ОБРАЗОВАНИЯ'

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБЛАСТЯХ ЭКОЛОГИИ, ЗДОРОВЬЯ И ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическое образование / экология / здоровье / эколого-валеология / образовательная среда / environmental education / ecology / health / eco-valeology / educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — З. И. Тюмасева, И. Л. Орехова

В статье рассматриваются сущность и особенности современного экологического образования. Даны определения ключевых понятий «образовательная среда», «эколого-валеология», «здоровье»». Также показана роль интеграции экологии, здоровья и образования в решении экологических проблем. Цель статьи — обосновать и раскрыть интеграционные процессы в областях экологии, здоровья и образования в рамках экологического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL EDUCATION AS A REFLECTION INTEGRATION PROCESSES IN THE FIELD OF ECOLOGY, HEALTH AND EDUCATION

The article deals with the essence and features of modern environmental education. The definitions of the key concepts «educational environment», «ecological-valeology», «health». The role of integration of ecology, health and education in solving environmental problems is also shown. The purpose of the article is to substantiate and reveal the integration processes in the fields of ecology, health and education within the framework of environmental education.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБЛАСТЯХ ЭКОЛОГИИ, ЗДОРОВЬЯ И ОБРАЗОВАНИЯ»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБЛАСТЯХ ЭКОЛОГИИ, ЗДОРОВЬЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

З. И. Тюмасева, д. пед. н., профессор, И. Л. Орехова к. пед н., доцент

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия

ENVIRONMENTAL EDUCATION AS A REFLECTION INTEGRATION PROCESSES

IN THE FIELD OF ECOLOGY, HEALTH AND EDUCATION

Z. I. Tyumaseva, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, I. L. Orekhova, Candidate ofPedagogical Sciences, Associate Professor

South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia

В статье рассматриваются сущность и особенности современного экологического образования. Даны определения ключевых понятий «образовательная среда», «эколого-валеология», «здоровье»». Также показана роль интеграции экологии, здоровья и образования в решении экологических проблем. Цель статьи — обосновать и раскрыть интеграционные процессы в областях экологии, здоровья и образования в рамках экологического образования.

Ключевые слова: экологическое образование, экология, здоровье, эколого-валеология, образовательная среда.

The article deals with the essence and features of modern environmental education. The definitions of the key concepts «educational environment», «ecological-valeology», «health». The role of integration of ecology, health and education in solving environmental problems is also shown. The purpose of the article is to substantiate and reveal the integration processes in the fields of ecology, health and education within the framework of environmental education.

Keywords: environmental education, ecology, health, eco-valeology, educational environment.

Экологическое образование является важной составляющей современного образования вообще. Поэтому его необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с теми радикальными изменениями, которые происходят в самой экологии, особенно в прикладной ее составляющей. В настоящее время, по мнению ряда ученых (Н. Н. Марфенин, Н. Н. Моисеев, Б. М. Миркин, Л. В. Попова, С. А. Степанов и др.) экология и экологическое образование находятся под влиянием происходящего всемирного комплексного кризиса, в том числе и экологического [5, 8].

Конечно, это большая беда всемирного масштаба. Однако, как говорят в народе, нет худа без добра; а президент России еще и уточнил, что кризис — тяжелое испытание для страны и народа, но он имеет и позитивное значение, хотя бы потому, что активизирует глубокое обновление всех сторон и уровней жизни.

И все-таки кризисы экологии и экологического образования начались намного раньше нынешнего комплексного кризиса. Это обусловливается следующими обстоятельствами: во-первых, неуклонно усугублялось неблагополучие глобального экологического состояния биосферы; во-вторых, современная экология, как специфический тип взаимодействия,

становилась все многообразней в своей предметности (от биоэкологии до мегаэкологии); в третьих, экологическое просвещение и образование одновременно и во многих областях не выполняли своей функции; в четвертых, в образовательных организациях мало уделяется внимания экологическому образованию, так как в современных федеральных образовательных стандартах не учитывается развитие экологического знания у обучающихся.

Каким же в этих условиях может быть экологическое образование?

Наши многолетние исследования в областях экологии, образования и здоровья позволили установить, что два вида образования — в области окружающей среды и здоровья — глубоко и содержательно взаимосвязаны по той причине, что здоровье человека и здоровье окружающей среды взаимосвязаны в рамках пирамиды здоровья [7]. Следует отметить, что здоровье человека с позиции экологического подхода с конца двадцатого века стало рассматриваться как состояние равновесия адаптивных возможностей человека и факторов окружающей среды [1, 2, 7].

Выявленная взаимосвязь здоровья человека и здоровья окружающей среды обусловила появление

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

научного направления, названного нами эколого-валео-логией, отражающего глубокую интеграцию экологии и валеологии. Эколого-валеология понимается нами как наука о комплексном благополучии человека, сопряженным с благополучием окружающей среды, интегрированном здоровье и оздоровлении, в аспекте настоящей статьи оздоровлении субъектов образования, образовательной среды и самой образовательной системы. Это наука, имеющая свой специфический предмет изучения, который адекватен конкретному реальному с исторической точки зрения биоэкосоци-альному явлению, деятельности человека на протяжении всего процесса социально-исторического развития и его самого, отношению с природой, социальными группами и самим собой.

Таким образом, самый общий уровень эколого-валеологии, проецируемый на образование, обращенное к формированию у подрастающего поколения взаимоотношений человека с другим человеком, социальными группами людей (обществом), природой, социально-природной средой и с самим собой, является целесообразным для достижения устойчивого развития человека, окружающей среды и биосферы.

Поэтому непрерывное современное экологическое образование предполагает совершенствование не только содержания, структуры, организации, средств и образовательной деятельности, но и четкое определение уровней инновационной работы: федерального, регионального и отдельной образовательной организации.

На всех названных уровнях отмечается взаимосвязь экологического образования с природно-социаль-ной средой и здоровьем. Причем касается это не только обучающихся, но и педагогов, на которых лежит ответственность за образовательную среду и обучение здоровью и здровьесбережению.

Образовательную среду мы понимаем, как совокупность всех факторов, имеющих образовательную природу, прямо или косвенно воздействующих на субъекты образования [6]. Чтобы образовательная среда любой образовательной организации была здоровьесберегаю-щей, ее необходимо создавать на принципах экологии. Для этого педагоги должны опираться на комплексные знания о человеке, анатомо-физиологические, психологические особенности его, обусловленные возрастными, психосоматическими, личностными возможностями и предрасположенностями, а также владеть здоровьесбере-гающими технологиями, направленными на оздоровление, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Созданию здоровьесберегающей образовательной среде мы уделяем огромное внимание, так как она рассматривается нами еще как системный биоэкосо-циальный фактор обучения, воспитания и целенаправленного развития.

Структурирование образовательной среды базируется на основе принципов средовости — от биологической и экологической сред к социальной среде, а затем к образовательной.

Для этого необходимо готовить будущих учителей к формированию у обучающихся взаимоотношений с природой, обществом, потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

По мнению Н. Н. Моисеева, система «Учитель» является становым хребтом любой цивилизации, и ее роль непрерывно возрастает по мере роста могущества цивилизации. Именно учитель как важнейший носитель активности будет определять людские судьбы [3]. Моисеев Н. Н. большое внимание уделяет взаимоотношениям природы и общества с позиции развития системы «Учитель», обосновывает роль в нынешних условиях учителя, а также определенной переориентации университетского образования в свете потребностей XXI в.

Российские педагогические вузы, в большинстве своем, не решают эту задачу, так как целенаправленно готовят будущих педагогов только в области какого-то профиля, например, безопасности жизнедеятельности, природопользования, как предписано ФГОС высшего образования. В условиях сохраняющейся тенденции ухудшения состояния здоровья населения России и, прежде всего, подрастающего поколения актуальной и первостепенной становится задача подготовки педагогов в области здоровьесбережения (эколого-валеологической аттракции), что возможно только в условиях конкретной образовательной организации, имеющей здоровьесберегаю-щую образовательную среду и оздоровительно ориентированную материально-техническую базу.

Отсутствие надежных механизмов реализации принятых государственных решений и недостаток квалифицированных кадров, способных на высоком уровне создавать здоровьесберегающую среду, как средство сохранения и укрепления здоровья обучающихся, и вести в школе эколого-валеологическую работу, не дают возможности сегодня кардинально изменить создавшуюся ситуацию в образовании России. Такие обсуждения ведутся на экспертном совете по вопросам воспитания здорового образа жизни детей и молодежи при Комитете Государственной Думы по образованию и науке. Члены экспертного совета отмечают, что здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и наряду с другими показателями является чутким барометром социально-экономического развития страны.

Для организации здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях имеется достаточная нормативно-правовая база. Поэтому особую значимость приобретает развертывание такой системы в каждой образовательной организации. Например, в Челябинской области в МОУ «Образовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Копейского городского округа проводится такая работа [4]. Также нами разработана и

реализуется на протяжении более двадцати лет системная подготовка студентов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета к созданию здоровьесберегающей образовательной среды и обучению здоровья в рамках медико-биологических дисциплин для бакалавриата по профилю безопасности жизнедеятельности и магистерской программы «Тьютор по здоровьесбережению».

Такая системная подготовка в корне меняет цели и задачи современного экологического образования, которое включает ряд направлений: эколого-валеологическое, здоровьесберегающее, здоровьеори-ентированное и т. д.

Основная цель заключается в формировании потребности быть здоровым и готовности сделать здоровой окружающую природную среду.

Главная задача — уметь проектировать и организовывать любую деятельность в природно-социальной

Литература

1. Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье. М.: Физкультура и спорт. 1990. 208 с.

2. Казначеев В. П. Эндоэкология — проблема XXI века // Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека: материалы 1-й Всерос. науч. конф. (9-11 дек. 2002 г.). Новосибирск, 2002: 216-217.

3. Моисеев Н. Н. Цивилизация XXI века: роль университетов. Вестник экологического образования в России. 2010; 1 (55): 12-16.

4. Орехова И. А, Шурупова М.. В. Педагогическая система здоровьесбере-гающей деятельности коррекционной образовательной организации: управленческий аспект : монография. Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018; 174 с.

5. Попова А.. В., Марфенин Н. Н. Непрерывное экологическое образование — повторение или продолжение. Актуальные проблемы экологии и природо-

среде, позволяющей прогнозировать и не допускать экологические и опасные проблемы.

Считаем, что ключевыми идеями современного экологического образования являются:

— экологическая ценность, включающая ценность «здоровье»;

— самосохранение человека и его безопасность жизнедеятельности;

— формирование экологического сознания и культуры;

— интеграция экологии и валеологии как особая ценность в приобретении знания об экологии человека и создании концепции эколого-оздоравливающего образования.

Таким образом, в решении актуальных проблем экологии и здоровья, именно современному экологическому образованию отводится важнейшая роль и функция обновления самого образования в педагогических вузах.

пользования: сборник научных трудов XXI Международной научно-практ. кон.: в 3 Т. Российский университет дружбы народов. М. 2020: 361—366.

6. Тюмасева 3. И, Орехова И.. А.. Влияние образовательной среды на формирование здорового образа жизни обучающихся. Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и ЗОЖ: сборник научных статей VII Всероссийской заочной научно-практ. конф. с международным участием; под ред. Г. В. Бугаева, И. Е Поповой. — Воронеж: Изд-во «Научная книга», 2018 : 310—313.

7. Тюмасева 3. И, Орехова И. А.. Экологические аспекты здоровья как основа эколого-валеологического образования будущих педагогов. Вестник ВЭГу. 2017; 6 (92); 92-103.

8. Рыбальский Н. Г, СамотесовЕ. Д.., КолесоваЕ. В, ПоповаА. В, СтепановС. А. и др. Экологическое образование в Российской Федерации — путь длиной в 25 лет: история, состояние и перспективы (окончание. Начало в бюлл. № 4 за 2016 г.). Использование и охрана природных ресурсов в России. 2017; 1 (149): 75-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.