Научная статья на тему 'ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ВАЛЕОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / ЗДОРОВЬЕ / ВЫСШАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толмачева Вера Владимировна

Представленная статья посвящена проблеме экологического образования будущих педагогов с позиций его содержательного наполнения. Процесс профессиональной подготовки будущих педагогов в разрезе экологического образования регламентирован совокупностью нормативных документов, задающих ключевые векторы реализации рассматриваемого педагогического феномена. Принцип системности в реализации экологического образования будущих педагогов находит свое отражение в целой совокупности направлений рассматриваемого процесса. Однако как показывает анализ реальной педагогической практики, один из «западающих» компонентов экологического образования будущих педагогов связан с валеологическим наполнением и входит в раздел «Экология человека». Благополучие человека, будучи междисциплинарным понятием, рассматривается в контексте валеологического компонента экологического образования как осознанная взаимосвязь качества жизни и здоровья человека с состоянием природной среды. Различные аспекты валеологического образования получили свое детальное изучение в трудах Р.И. Айзмана, А.И. Федорова, В.Н. Ирхина, И.Л. Ореховой, Л.И. Пономаревой, З.И. Тюмасевой и др. Полученные научные результаты легли в основу принципиально новой педагогической идеи - оздоровления человека через оздоровление образовательной среды (З.И. Тюмасева и др.). Разделяя взгляды и учитывая позиции ведущих ученых (А.Г. Маджуга, С.Н. Горбушина, Л.М. Перминова и др.), предложены принципы, которые могут быть заложены в основу реализации экологического образования будущих педагогов с учетом включения в его содержание валеологического компонента: холистический принцип, функциональный принцип, принцип аксиологичности, принцип каузальности и принцип резонансности. В заключительной части статьи автор обосновывает образовательные результаты, достигаемые благодаря включению валеологического компонента в целостный процесс экологического образования будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толмачева Вера Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALEOLOGICAL COMPONENT OF ECOLOGICAL EDUCATION OF FUTURE TEACHERS

The presented article is devoted to the problem of environmental education for future teachers from the perspective of its content. The process of professional training of future teachers in the context of environmental education is regulated by a set of normative documents that establish the key vectors for the implementation of the pedagogical phenomenon under consideration. The principle of consistency in the implementation of environmental education for future teachers is reflected in the entire set of directions of the process under consideration. However, as the analysis of actual pedagogical practice shows, one of the "underdeveloped" components of environmental education for future teachers is associated with the valeological content and is included in the "Human Ecology" section. Human well-being, being an interdisciplinary concept, is regarded, in the context of the valeological component of environmental education, as a conscious relationship between the quality of life, human health, and the state of the natural environment. Various aspects of valeological education have been extensively studied in the works of R.I. Aizman, A.I. Fedorova, V.N. Irkhin, I.L. Orekhova, L.I. Ponomareva, Z.I. Tyumaseva, and others. The scientific findings form the basis of a fundamentally new pedagogical idea - the development of a person through the improvement of the educational environment (Z.I. Tyumaseva and others). Taking into account the views of leading scientists (A.G. Madzhuga, S.N. Gorbushina, L.M. Perminova, etc.), the principles that can be established as the foundation for the implementation of environmental education for future teachers, considering the inclusion of the valeological component in its content, are the holistic principle, functional principle, axiological principle, causality principle, and resonance principle. In the final part of the article, the author substantiates the educational results achieved through the inclusion of the valeological component in the holistic process of environmental education for future teachers.

Текст научной работы на тему «ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №6, Том 10 / 2022, No 6, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue -6-2022. html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/49PDMN622.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Толмачева, В. В. Валеологический компонент экологического образования будущих педагогов / В. В. Толмачева // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 6. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/49PDMN622.pdf

For citation:

Tolmacheva V.V. Valeological component of ecological education of future teachers. World of Science. Pedagogy and psychology. 2022; 10(6): 49PDMN622. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/49PDMN622.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Толмачева Вера Владимировна

БУ ВО ХМАО — Югры «Сургутсткий государственный педагогический университет», Сургут, Россия Доцент кафедры «Теории и методики дошкольного и начального образования»

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: vvtolmacheva@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0557-6378 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=679764

Валеологический компонент экологического образования будущих педагогов

Аннотация. Представленная статья посвящена проблеме экологического образования будущих педагогов с позиций его содержательного наполнения. Процесс профессиональной подготовки будущих педагогов в разрезе экологического образования регламентирован совокупностью нормативных документов, задающих ключевые векторы реализации рассматриваемого педагогического феномена.

Принцип системности в реализации экологического образования будущих педагогов находит свое отражение в целой совокупности направлений рассматриваемого процесса. Однако как показывает анализ реальной педагогической практики, один из «западающих» компонентов экологического образования будущих педагогов связан с валеологическим наполнением и входит в раздел «Экология человека».

Благополучие человека, будучи междисциплинарным понятием, рассматривается в контексте валеологического компонента экологического образования как осознанная взаимосвязь качества жизни и здоровья человека с состоянием природной среды.

Различные аспекты валеологического образования получили свое детальное изучение в трудах Р.И. Айзмана, А.И. Федорова, В.Н. Ирхина, И.Л. Ореховой, Л.И. Пономаревой, З.И. Тюмасевой и др. Полученные научные результаты легли в основу принципиально новой педагогической идеи — оздоровления человека через оздоровление образовательной среды (З.И. Тюмасева и др.).

Разделяя взгляды и учитывая позиции ведущих ученых (А.Г. Маджуга, С.Н. Горбушина, Л.М. Перминова и др.), предложены принципы, которые могут быть заложены в основу реализации экологического образования будущих педагогов с учетом включения в его содержание валеологического компонента: холистический принцип, функциональный принцип, принцип аксиологичности, принцип каузальности и принцип резонансности.

В заключительной части статьи автор обосновывает образовательные результаты, достигаемые благодаря включению валеологического компонента в целостный процесс экологического образования будущих педагогов.

Ключевые слова: профессиональная подготовка; экологическое образование; валеологический компонент; валеологизация образования; будущий педагог; здоровье; высшая школа

Введение

Развитие общества во все времена было обусловлено все увеличивающимся воздействием природных, социальных и личностных факторов, которые ввиду своей разобщенности привели систему «человек — общество — природа» к кризису, имеющему социальные, экономические, экологические, валеологические и иные проявления. Это определило необходимость разработки и обоснования принципиально отличных, новых подходов к оптимизации взаимодействия в вышеобозначенной системе.

Одним из очевидных способов влияния на сложившуюся ситуацию выступает путь внесения изменений в процесс профессиональной подготовки, в первую очередь, педагогов, призванных решать задачи экологического образования подрастающего поколения.

Данный курс был поддержан на государственном уровне принятием ряда нормативных актов, регламентирующих процесс экологического образования и просвещения. Прежде всего, следует говорить о «Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года», а также «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года» и т. д. Кроме того, в качестве одного из ключевых направлений, экологическое воспитание подрастающего поколения находит свое целевое и содержательное наполнение в таких актах, как «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», а также в положениях примерной программы воспитания.

Анализ научной литературы позволяет утверждать, что весь процесс становления и развития взаимоотношений человека с окружающей природной средой следует рассматривать с позиций системогенетического закона, положения которого гласят, что все существующие социальные, природные и социально-природные системы в своей индивидуальной траектории развития повторяют эволюционно исторический путь развития своей системной структуры и соответствующих функций.

Экологическое образование представляет собой комплексный феномен. Помимо привычного наполнения данного процесса информационно-фактологическим, а также практическим материалом, в тени, зачастую, остается его валеологическая составляющая, входящая в раздел «Экология человека».

Цель исследования: обосновать значение и сущностное наполнение валеологического компонента в системе экологического образования будущих педагогов.

Методы исследования: анализ нормативной, справочной и научной литературы по проблеме исследования, анализ, синтез, обобщение и систематизация.

1. Проблема включения валеологического компонента в систему экологического образования будущих педагогов

На протяжении всей истории человечества вопрос зависимости здоровья и благополучия человека от состояния окружающей среды был актуален. Многие выдающиеся исследователи

самых разных областей знания обращались в своих трудах к этой проблематике (Я.А. Коменский, С.П. Боткин, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, В.И. Вернадский, И.И.Б рехман [1], В.П. Казначеев, А.И. Субетто [2] и др.).

В начале XX в. осознание невозможности рассмотрения сущности самого человека изолированно или отдельных аспектов его благополучия привело к появлению нового направления знания — валеологического. Различные ракурсы экологического, эколого-валеологического образования с позиции системности разрабатываются в исследованиях Н.П. Абаскаловой1, В.И. Бобрицкой, С.Г. Добротворской, Г.К. Зайцевым [3], М.Л. Звездиной, А.Г. Маджуга2 , С.О. Омельченко, И.Л. Ореховой [4], Т.Ф. Ореховой [5], Л.И. Пономаревой3, В.Ю. Саловым, Н.В. Седых, О.Л. Трещевой, З.И. Тюмасевой [6-8] и др.

Реализация идей валеогического образования нашло свое отражение в целенаправленном развитии факторов устойчивости здоровья субъектов образовательного процесса и устранения факторов риска (Р.И. Айзман [9], Э.М. Казин, А.И. Федоров [10], А.С. Шинкаренко и др.), а также создании здоровьесберегающей среды в образовательной организации и системы здоровьеориентированного образовательного процесса в университете (В.Н. Ирхин4, И.В. Ирхина, И.Л. Орехова, Л.И. Пономарева, З.И. Тюмасева и др.).

Оздоровление человека через оздоровления всей системы образования рассматривается З.И. Тюмасевой как приоритетная, инновационная педагогическая деятельность, одно из ключевых направлений трансформации отечественного образования. Достижение такой глобальной цели требует принятия ряда шагов. В первую очередь, необходимо принять в качестве ведущего фактора здоровьесберегающее образование, а у каждого субъекта образовательного процесса формировать не только потребность, но и готовность быть благополучным. Кроме того, оздоровление системы образования невозможно без пересмотра подходов к профессиональной подготовке будущих педагогов, способных решать задачи эколого-валеологического образования, а также осуществлять оздоровительную деятельность.

Курс на валеологизацию в системе высшего образования находит выражение в различных научных разработках и детализируется через такие понятия, как «здоровьеформирующее образование» (П.А. Кисляков, Ю.В. Науменко)5, «здоровотворящее образование» (А.Г. Маджуга), «здоровьесозидающая деятельность педагога» (Н.Н. Малярчук) 6, «здоровьесберегающая педагогическая деятельность» (И.Л. Платонова), «валеологическая культура педагога» (Н.А. Тригуб) 7 , «валеологическое воспитание»

1 Абаскалова, Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса (школа — вуз): автореф. дис. ... д-ра. пед. наук / Н.П. Абаскалова. — Новосибирск, 2001. — 48 с.

2 Маджуга А.Г. Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования: автореф. дис. д-ра. ... пед. наук / А.Г. Маджуга. — Владимир, 2011.

3 Пономарева Л.И. Методология формирования готовности будущих педагогов в условиях модернизации естественнонаучного образования: дис. ... докт. пед. наук / Л.И. Пономарева. — Екатеринбург, 2009.

4 Ирхин В.Н. Педагогическая система школы здоровья: генезис, принципы и закономерности развития: дис. ... д-ра. пед. наук / В.Н. Ирхин. — Барнаул, 2002. — 374 с.

5 Науменко Ю.В. Комплексное формирование социокультурного феномена «здоровье» у подростков в общеобразовательной школе: автореф. дис. д-ра. ... пед. наук / Ю.В. Науменко. — М., 2009.

6 Малярчук Н.Н. Культура здоровья педагога (личностный и профессиональный аспекты): автореф.дис. докт. ... пед. наук / Н.Н. Малярчук. — Тюмень, 2009.

7 Тригуб Н.А. Формирование валеологической культуры педагога: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Казань, 1999. — 20 с.

(Н.Н. Полетаева) 8 , «эколого-валеологическое образование» (З.И. Тюмасева [11], Л.И. Пономарева [12]) и т. д.

Валеологизация профессионального образования должна проявляться в создании оптимальных для жизнедеятельности и сохранения здоровья условий обучающихся; функционировании системы непрерывного валеологического образования; проведении систематического мониторинга качества здоровья субъектов образовательного процесса; осуществлении планомерной и регулярной работы по профилактике профессиональных заболеваний (А.Г. Маджуга).

С.Н. Горбушина9 в своих трудах делает акцент на сущность понятия «культура здоровья», под которым понимает «исторически закрепленную человечеством программу организации безопасной жизнедеятельности и преемственности воспитания здорового поколения, содержащую в себе бесконечное множество смыслов и значений здорового образа жизни, в диалоге с которыми человек самоорганизует собственную деятельность, поведение и общение в русле безопасности жизни, охраны и укрепления здоровья». Становление культуры здоровья будущего педагога, освоение им статуса субъекта данной деятельности определяет развитие его способности к здоровьесозидающей деятельности.

Значение осознанности в овладении новым содержанием эколого-валеологического образования подчеркивает в своих исследованиях Л.М. Перминова. Только при этом условии самоидентификация личности обучающегося начинается выполнять созидающую функцию. Подчеркнем, что процесс реализации здоровьесозидающей функции образования может дать положительный результат только при наличии самоидентификации человека на основе принципа рефлексии. При соблюдении всех этих условий у обучающегося вырабатывается мотивированное отношение к сохранению здоровья, формируется собственная система ценностей. Человек приучается к осознанному выбору, основанному на принятых им нравственных идеалах. [13]

2. Принципы построения и образовательные результаты включения валеологического компонента в процесс экологического образования будущих педагогов

Разделяя взгляды и учитывая позиции ведущих ученых (А.Г. Маджуга [14], И.А. Синицина [15], С.Н. Горбушина, Л.М. Перминова, Г.С. Салливена, К. Хорни и др.), выделим ряд принципов, с опорой на которые должен быть выстроен процесс экологического образования:

• холистический принцип обеспечивает рассмотрение вопросов взаимосвязи здоровья человека и состояния окружающей среды, а также определение здоровья человека с позиции интегральной целостности и учета всех его сторон;

• функциональный принцип, заключающийся в рассмотрении личности как суммы сформировавшихся привычек, действий, оснований для выбора и поступков, стереотипов, биологических и социально обусловленных нужд и потребностей, отношений к себе и окружающим;

8 Полетаева Н.М. Теоретические основы системы валеологического воспитания школьников: дис. ... д-ра. пед. наук / Н.М. Полетаева. СПб., — 2001. — 344 с.

9 Горбушина С.Н. Мировоззренческие детерминанты формирования культуры здоровья будущего учителя: автореф. дис. д-ра. ... пед. наук / С.Н. Горбушина. — Ижевск, 2005.

• принцип аксиологичности, находящий отражение в сформированных у будущих педагогов мировоззренческих позиций, убеждений, системы экологических и валеологических ценностей, отношении к здоровью собственному и окружающих людей;

• принцип каузальности, проявляющийся в осознании причинно-следственных связей в организме и системе «человек-окружающая среда», осознанности в формировании мотивации сохранения и укрепления здоровья;

• принцип резонансности, проявляющийся в том, что информация или действия, созвучные потребностям или системе ценностей человека воспринимаются быстрее и эффективнее.

Включение валеологического компонента в целостный процесс экологического образования будущих педагогов находит свое выражение в следующих ракурсах:

1. Выстраивание образовательного процесса и образовательной среды с целевой ориентацией на благополучие и здоровье человека как приоритетные ценности и основной результат деятельности; направленность содержания и организации образовательного процесса на формирование потребности у будущих педагогов сохранить благоприятным состояние окружающей среды для жизни нынешних и будущих поколений.

2. В основе изучаемого процесса лежит идея рассмотрения здоровья как целостного культурно-интегративного феномена, а человека как биосоциального существа, комплексное благополучие которого находится в прямой зависимости от состояния социальной и природной сред. Комплексность рассмотрения человека отражает необходимость учета природных, социальных условий развития, а также его индивидуальных функциональных особенностей организма.

3. Процесс социально-экологической подготовки будущих педагогов должен быть ориентирован на формирование способности выстраивать им свою деятельность (в том числе и профессиональную) с учетом генетических и функциональных резервов систем организма, обеспечивающих устойчивость психофизического и социокультурного развития и сохранения здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся условий внешней и внутренней среды.

Заключение

Содержание экологического образования будущих педагогов в системе высшей школы включает в себя множество компонентов, абсолютное большинство из которых традиционны, что находит свое отражение в наполнении процесса профессиональной подготовки.

Вектор на валеологизацию образования вообще и включение валеологического компонента в целостную систему экологического образования будущих педагогов, позволяет выстраивать образовательный процесс с целевой ориентацией на формирование потребности у будущих педагогов сохранить благоприятным состояние окружающей среды для жизни нынешних и будущих поколений, а также выстраивать свою профессиональную деятельность с учетом резервных систем организма, обеспечивающих устойчивость психофизического и социокультурного развития и сохранения здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся условий внешней и внутренней среды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брехман И.И. Введение в валеологию — науку о здоровье / И.И. Брехман. — Л.: Наука, 1987. — 125 с.

2. Субетто А.И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций / А.И. Субетто. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 72 с.

3. Зайцев Г.К. Время педагогики здравьесозидающей / Г.К. Зайцев // Народное образование. — 2002. — № 6. — С. 119-123.

4. Орехова И.Л. Валеологическое сопровождение вариативного обучения в общеобразовательной школе: монография / И.Л. Орехова. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. — 389 с.

5. Орехова Т.Ф. Здоровьетворящее образование в современной школе: актуальность и теоретико-практические аспекты / Т.Ф. Орехова // Научный результат. Серия «Педагогика и психология образования». — 2015. — № 3. — С. 60-69.

6. Тюмасева З.И. Валеология и образование / З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша. — СПб: МАНЭБ, 2002. — 380 с.

7. Тюмасева З.И. Метатеория образования: монография / З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша. — СПб.: МИНПИ, 2004. — 413 с.

8. Тюмасева З.И. Экология, образовательная среда и модернизация образования: монография / З.И. Тюмасева. — Челябиск: Изд-во ЧГПУ, 2006. — 322 с.

9. Айзман Р.И. Здоровье школьника и психолого-педагогические проблемы его коррекции / Р.И. Аййзман. — Новосибирск: Новосибир.гос.пед.ун-т, 2001. — 150 с.

10. Федоров А.И. Здоровье и поведение школьников: социально-педагогический мониторинг здоровья, физической активности и образа жизни школьников / А.И. Федоров, СБ. Шарманов. — М.: ЧГНОЦ УО РАО, 2004. — 88 с.

11. Тюмасева З.И. Теория и практика формирования эколого-валеологической культуры младших школьников: монография / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова, Р.Н. Денисенко. — Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. — 221 с.

12. Пономарева Л.И. Интегро-дифференциативный подход как содержательный компонент эколого-валеологического образования / Л.И. Пономарева // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 1. — С. 90-93.

13. Перминова Л.М. Современная дидактика: от Коменского до наших дней (философско-педагогические аспекты современной дидактики): монография / Л.М. Перминова. М.: МИОО, 2015. — 272 с.

14. Маджуга А.Г. Здоровьетворящее образование: монография / А.Г. Маджуга. — Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2008. — 368 с.

15. Маджуга А.Г. Здоровьесозидающая педагогика: новая научная парадигма в современном образовании: монография / А.Г. Маджуга, И.А. Синицина. — Стерлитамак — Санкт-Петербург: СФ ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», Санкт-Петербургский государственный университет, 2013. — 394 с.

Tolmacheva Vera Vladimirovna

Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia E-mail: vvtolmacheva@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0557-6378 RSCI: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=679764

Valeological component of ecological education of future teachers

Abstract. The presented article is devoted to the problem of environmental education for future teachers from the perspective of its content. The process of professional training of future teachers in the context of environmental education is regulated by a set of normative documents that establish the key vectors for the implementation of the pedagogical phenomenon under consideration.

The principle of consistency in the implementation of environmental education for future teachers is reflected in the entire set of directions of the process under consideration. However, as the analysis of actual pedagogical practice shows, one of the "underdeveloped" components of environmental education for future teachers is associated with the valeological content and is included in the "Human Ecology" section.

Human well-being, being an interdisciplinary concept, is regarded, in the context of the valeological component of environmental education, as a conscious relationship between the quality of life, human health, and the state of the natural environment. Various aspects of valeological education have been extensively studied in the works of R.I. Aizman, A.I. Fedorova, V.N. Irkhin, I.L. Orekhova, L.I. Ponomareva, Z.I. Tyumaseva, and others. The scientific findings form the basis of a fundamentally new pedagogical idea — the development of a person through the improvement of the educational environment (Z.I. Tyumaseva and others).

Taking into account the views of leading scientists (A.G. Madzhuga, S.N. Gorbushina, L.M. Perminova, etc.), the principles that can be established as the foundation for the implementation of environmental education for future teachers, considering the inclusion of the valeological component in its content, are the holistic principle, functional principle, axiological principle, causality principle, and resonance principle.

In the final part of the article, the author substantiates the educational results achieved through the inclusion of the valeological component in the holistic process of environmental education for future teachers.

Keywords: professional training; environmental education; valeological component; valueologization of education; future teacher; health; graduate school

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.