Научная статья на тему 'Сущность и особенности социально-экологической готовности будущих педагогов'

Сущность и особенности социально-экологической готовности будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / ВЫСШАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / READINESS / SOCIAL READINESS / ECOLOGICAL READINESS / SOCIAL AND ENVIRONMENTAL READINESS / FUTURE TEACHER / HIGHER PEDAGOGICAL SCHOOL / EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толмачева Вера Владимировна

Система профессионального образования сталкивается с рядом новых для себя вызовов, одним из которых является подготовка будущих педагогов, способных формировать у подрастающего поколения способность выстраивать свою жизнедеятельности с учетом социальных и природных факторов, их взаимообусловленности и взаиморазвития. «Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» в качестве одного из приоритетных направлений решения задач в области обеспечения экологической безопасности определяет развитие системы экологического образования и просвещения. Кроме того, одной из задач государственной стратегии «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года» определена необходимость формирования экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания. Несмотря на многочисленность публикаций по этой проблематике, практически отсутствуют исследования по формированию социально-экологической готовности будущего педагога в рамках высшего профессионального образования. В силу того, что данное явление мало исследовано, проблема в такой постановке рассматривается впервые. Целью исследования выступает определение сущности и содержательного наполнения понятия «социально-экологическая готовность будущего педагога». При разработке сущностных характеристик социально-экологической готовности будущего педагога мы опирались на исследования И.И. Брехмана, Г.К. Зайцева, В.П. Казначеева, А.Г. Маджуги, Н.М. Мамедова, И.Н. Пономаревой, З.И. Тюмасевой, А.Д. Урсул, Шиловой В.С. и др. Исследование проблемы формирования социально-экологической готовности будущего педагога позволило выявить основные содержательные характеристики феномена «социально-экологической готовности будущего педагога». Полученные результаты вносят вклад в развитие теории и методики профессионального образования. Результаты исследования открывают новое теоретическое направление в исследовании проблем социально-экологического образования в высшей педагогической школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толмачева Вера Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence and features of socio-ecological readiness of future teachers

The professional education system is facing some new challenges, one of it is the preparation of future teachers who can form the ability of the younger generation to build their life in the context of social and natural factors, their interconditionality and development. The Strategy of Ecological Safety of the Russian Federation for the Period until 2025, defines the development of the system of environmental education and enlightenment as one of the priority areas for solving problems in the field of ensuring environmental safety. One of the objectives of the state strategy, Fundamentals of state policy in the field of environmental development of the Russian Federation until 2030, identified the need to form an environmental culture, the development of environmental education and upbringing. Despite many publications on this subject, there are almost no studies on the formation of the social and environmental readiness of a future teacher in terms of higher professional education. Since this phenomenon has been little studied, the problem in this formulation is considered for the first time. The purpose of the study is the essence and content determination of the concept of social and environmental readiness of the future teacher. In the developing process of the essential characteristics of the social and environmental readiness of the future teacher, we relied on the research of I.I. Brekhman, G.K. Zaitseva, V.P. Kaznacheeva A.G. Madjugi, N.M. Mamedova, I.N. Ponomareva, Z.I. Tyumaseva, A.D. Ursul, Shilova V.S. and others. The study of the formation problem of the social and environmental readiness of the future teacher revealed the main substantive characteristics of the social and environmental readiness phenomenon of the future teacher. The obtained results contribute to the development of the theory and methodology of vocational education. The results of the study open up a new theoretical direction in the study of the problems of social and environmental education in higher pedagogical school.

Текст научной работы на тему «Сущность и особенности социально-экологической готовности будущих педагогов»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №5, Том 7 / 2019, No 5, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-5-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/61PDMN519.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Толмачева В.В. Сущность и особенности социально-экологической готовности будущих педагогов // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №5, https://mir-nauki.com/PDF/61PDMN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Tolmacheva V.V. (2019). The essence and features of socio-ecological readiness of future teachers. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/61PDMN519.pdf (in Russian)

УДК 378 ГРНТИ 14.35.07

Толмачева Вера Владимировна

БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет», Сургут, Россия Доцент кафедры «Теории и методики дошкольного и начального образования»

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: vvtolmacheva@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0557-6378 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=679764

Сущность и особенности социально-экологической готовности будущих педагогов

Аннотация. Система профессионального образования сталкивается с рядом новых для себя вызовов, одним из которых является подготовка будущих педагогов, способных формировать у подрастающего поколения способность выстраивать свою жизнедеятельности с учетом социальных и природных факторов, их взаимообусловленности и взаиморазвития. «Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» в качестве одного из приоритетных направлений решения задач в области обеспечения экологической безопасности определяет развитие системы экологического образования и просвещения. Кроме того, одной из задач государственной стратегии «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года» определена необходимость формирования экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания.

Несмотря на многочисленность публикаций по этой проблематике, практически отсутствуют исследования по формированию социально-экологической готовности будущего педагога в рамках высшего профессионального образования. В силу того, что данное явление мало исследовано, проблема в такой постановке рассматривается впервые.

Целью исследования выступает определение сущности и содержательного наполнения понятия «социально-экологическая готовность будущего педагога».

При разработке сущностных характеристик социально-экологической готовности будущего педагога мы опирались на исследования И.И. Брехмана, Г.К. Зайцева, В.П. Казначеева, А.Г. Маджуги, Н.М. Мамедова, И.Н. Пономаревой, З.И. Тюмасевой, А.Д. Урсул, Шиловой В.С. и др.

Исследование проблемы формирования социально-экологической готовности будущего педагога позволило выявить основные содержательные характеристики феномена «социально-экологической готовности будущего педагога».

https:// mir-nauki. com

Полученные результаты вносят вклад в развитие теории и методики профессионального образования.

Результаты исследования открывают новое теоретическое направление в исследовании проблем социально-экологического образования в высшей педагогической школе.

Ключевые слова: готовность; социальная готовность; экологическая готовность; социально-экологическая готовность; будущий педагог; высшая педагогическая школа; образовательный стандарт

Экологически устойчивое развитие невозможно без изменений во всех сферах жизнедеятельности общества. Во всем мире становится актуальным поиск альтернатив доминирующей в современном мире техногенной цивилизации. Только за первые два десятилетия XXI века на международном и государственном уровнях принят ряд документом, определяющих ключевые направления решения экологических проблем. Так, «Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» в качестве одного из приоритетных направлений решения задач в области обеспечения экологической безопасности определяет развитие системы экологического образования и просвещения. Кроме того, одной из задач государственной стратегии «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года» [1] определена необходимость формирования экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания.

Экологическое образование как комплексная проблема современности стала объектом внимания философско-социологических исследований, рассматривающих экологические проблемы как общечеловеческие (Э.В. Гирусов, В.П. Казначеев, В.А. Лось, Н.М. Мамедов, Н.Н. Моисеев, Н.Ф. Реймерс, А.Д. Урсул и др.) [2-5]. Противоречивость сложившейся ситуации усугубляется не только существующими экологическими проблемами, но и кризисным состоянием человека, жизнедеятельность которого определялась физиологическими потребностями (А. Яншин). Будучи исконно нравственной, экологическая проблема определяет необходимость переориентации человеческого общества на путь рационального, коэволюционного развития общества с окружающей средой. Все это обусловливает необходимость экологического образования в системе высшей педагогической школы, результатом которого станет социально-экологическая готовность педагога, не нашедшая своего отражения в современных публикациях.

Целью исследования выступает определение сущности и содержательного наполнения понятия «социально-экологическая готовность будущего педагога».

Для определения понятия «социально-экологическая готовность будущего педагога» и обобщения существующих классификаций были проанализированы наиболее значимые работы в проблемной области (И.И. Брехман, В.И. Вернадский, Е.В. Гончарова, Г.К. Зайцев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, В.П. Казначеев, А.Г. Маджуга, Н.М. Мамедов, Н.Н. Моисеев, Л.В. Моисеева, С.Н. Николаева, И.Н. Пономарева, И.Т. Суравегина, З.И. Тюмасева, Б.Н. Чумаков, А.Д. Урсул, Шилова В.С. и др.) [6-18].

Выпускник высшего учебного заведения должен обладать определенными компетенциями. Подход к определению сущности компетенций различен.

Введение

Основная часть

Во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы» был определен примерный перечень ключевых компетенций, куда вошла компетенция «оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой» [19-25].

В российской науке в настоящее время отсутствует единое семантическое пространство определения «ключевые компетенции». Выделяя виды ключевых компетенций, исследователи сталкиваются с размытостью и нестрогостью деления самих этих категорий. Приведем некоторые из них: В.А. Сластенин под профессиональной компетентностью педагога понимает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности [26].

Компетенции, как обобщенные характеристики и составляющие компетентности личности, определяют ее готовность использовать свой потенциал (знания, умения, личностные качества и опыт) в определенной области деятельности (В.П. Медведев).

Д.С. Ермаков в своих исследованиях рассматривал сущность понятия «экологическая компетенция». Он определяет компетенцию как «совокупность взаимосвязанных требований (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности с ними; компетентность - качество личности, определяющее успешность выполнения того или иного вида деятельности. По мнению ученого, экологическая компетенция имеет общеобразовательный (ключевой) характер [27].

Мы разделяем позицию Т.А. Орешкиной, что экологическая компетенция должна быть отнесена к общекультурным компетенциям, поскольку они обеспечивают развитие, жизненный успех, социальную адаптацию личности, способствуют решению профессиональных задач, целей социального участия и личного роста вне зависимости от конкретного направления профессиональной деятельности [28].

Обеспечение экологической направленности процесса обучения во всех образовательных учреждениях создает предпосылки для получения экологических знаний, формирования экологически ответственного поведения, т. е. является гарантией освоения экологических компетенций (Т.А. Орешкина).

В декабре 2016 г. Президент РФ В.В. Путин поручил Правительству РФ разработать программу включения в федеральные государственные образовательные стандарты требований к освоению базовых знаний в области охраны окружающей среды и устойчивого развития, в том числе с учетом современных приоритетов мирового сообщества.

Согласно государственной стратегии «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года», одной из основных задач государственной политики в области экологического развития выступает развитие экологического воспитания и образования.

В настоящее время не существует единой системы экологического просвещения в России. В связи с чем еще большую значимость приобретает необходимость формирования экологических компетенций у выпускников высшей школы.

Согласно положениям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.00 Педагогическое образование результатом освоения основной образовательной программы являются сформированные группы компетенций будущего педагога: общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные (согласно положениям ФГОС ВО 3+) и универсальные,

общепрофессиональные и профессиональные компетенции (согласно положениям ФГОС ВО 3++) [29].

Анализ содержательных аспектов основополагающих нормативных актов системы высшего педагогического образования РФ позволяет говорить о наличии в образовательных стандартах разных поколений преемственности в формировании у будущих педагогов экологических компетенций. Обратим внимание и на тот факт, что экологические компетенции включены в группу универсальных (общекультурных) компетенций и должны быть обязательно сформированы у всех обучающихся в высшей школе вне зависимости от направленности образовательной программы. Данные компетенции включают в себя не только аспекты, связанные с состоянием внешней окружающей среды, но также и человека, как части природы и основ его здровьесбережения.

В контексте исследования социально-экологическую готовность будущего педагога рассматриваем как одну из составляющих экологической компетенции, которая в свою очередь выступает подсистемой профессиональной компетентности будущего педагога.

Рассмотрим более детально сущность социально-экологической готовности будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста в контексте исследования.

Ближайшее родовое, обобщающее по системной соподчиненности понятие -«готовность». Традиционно готовность рассматривается как теоретическая и практическая. Теоретическая готовность к деятельности рассматривается как набор определенных знаний, мотивов личности, а также представления о профессионально значимых качествах и вероятность пригодности к конкретному виду деятельности. В органичной связи с теоретической выступает практическая готовность личности. Возникновение практической готовности обусловлено наличием системы знаний, умений и навыков самостоятельного выполнения конкретных операций и действий.

Рассматриваемый нами вид готовности включает в себя две сущностные и взаимосвязанные составляющие: социальную и экологическую.

Толковый словарь Д.Н. Ушакова позволяет трактовать термин «социальный» как связанный с жизнью людей в обществе, их отношениями в обществе или к обществу.

Исторически термин «социальный» должен был обозначать принципиально новые явления и события, которые присущи только человеческому обществу в целом и отдельному индивиду. В странах Западной Европы и США термин «социальное» изначально использовался в эмпирическом значении, что вызывало определенные трудности при определении явлений и процессов, имеющих отношение к обществу в целом. Это определило появление понятия «социетальное», используемое для характеристики общества в целом, всей системы общественных отношений.

В отечественной науке нет четкого разграничения понятий «общественное» и «социальное», что во многом определялось некоторыми сложившимися языковыми традициями.

Таким образом, под «социальным» понимаем определенную совокупность общественных отношений, интегрированную в процессе совместной деятельности (взаимодействия) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени.

Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных общественных структурах, что проявляется, в свою очередь, в различных отношениях индивидов и групп индивидов к явлениям и процессам общественной жизни.

На сегодняшний день практически отсутствуют исследования в педагогике, посвященные социальной готовности. Данная категория в родственных аспектах рассматривается в философии, социологии, психологии (Н.С. Кривошеева, Т.Н. Нагаева, А.А. Шагурова, Л.А. Емельянова, Д.С. Амирян и др.), дошкольной педагогике как вид готовности ребенка к школьному обучению. В педагогике профессионального образования рассматриваются лишь аспекты социально-психологической готовности личности (Е.А. Белая, Д.Р. Ерова и др.).

Исходя из вышесказанного, мы считаем необходимым выделить ключевые характеристики, которые будут положены в основу понимания нами «социальной готовности будущего педагога». С нашей точки зрения, социальная готовность будущего педагога должна проявляться в следующих характеристиках:

• осознание себя членом группы, коллектива, социума;

• умение устанавливать взаимоотношения, общаться, действовать совместно с окружающими;

• понимать смысл правил поведения, принятых в обществе, готовность следовать этим правилам;

• умение принять решение и брать на себя ответственность за него.

Мы разделяем позицию Ю. Резника, что социальная готовность человека может находить отражение в отказе субъекта от ряда условий привычного образа жизни, если этого требуют потребности социума. Следовательно, человек ради проявления внешних изменений должен быть готов к внутренней трансформации, и, в первую очередь, к самоограничению во благо всего общества и решения насущных проблем. Это позволяет утверждать, что социальная готовность человека к качественно новым изменениям в социальном мире обусловливает неотвратимые изменения на личностном уровне. Все это налагает ответственность на человека за последствия социальных изменений, которые сопряжены на личностном уровне не только с обретением новых преимуществ и выгод, но и с потерей прежних качеств и, возможно, устойчивости всего образа жизни.

Социальное как явление или процесс возникает только в том случае, если поведение одного человека оказывается под влиянием другого человека или социальной группы вне зависимости от их физического присутствия.

Таким образом, под социальной готовностью понимаем готовность человека действовать определенным образом в конкретных ситуациях, обусловленная ценностными ориентациями общества.

Этимология другого понятия «экологический» предполагает «дом», «родину». Кроме того, термином «экология» обозначают науку о связи живых организмов со средой обитания. В настоящее время он получает все более широкую интерпретацию, распространяясь на область и социальной жизни (В.И. Кормилицын, М.С. Цыцкишвили, Ю.И. Яламов, А.Г. Карташев и др.). Сегодня «экологический» отождествляется с понятием «окружающий», «окружение», «местообитание», а словосочетание «социально-экологический» рассматривается как взаимосвязь общества со средой.

Н.М. Мамедов обоснованно отмечает появление нового смысла и значения экологического образования, обобщение его целей, задач и содержания. Экология сегодня, отмечает ученый, представляет собой комплексную, социо-естественную науку, предмет которой практически связан со всеми сторонами жизни и деятельности человека. В связи с этим, а также в результате социально-экономических изменений, возникла необходимость в

создании опережающей модели образования, сопряженной с идеей устойчивого развития общества и призванной осуществлять социализацию индивида на основе ценностей экологической культуры, т. е. опираться на экологическое образование в широком смысле.

На сегодняшний день существует ряд исследований на социально-экологическую тематику и стремление ученых обосновать комплексность рассматриваемых явлений: социально-экологическое образование (А.М. Галеева), социально-экологическое образование детей дошкольного возраста (Е.В. Гончарова), социально-экологическое образование школьников (В.С. Шилова), социально-экологическая устойчивость личности (В.С. Шилова, Е.С. Карташова), социально-экологический стереотип поведения (В.С. Шилова, Л.Н. Трикула), социально-экологическая компетентность (О.Е. Перфилова), экологическая готовность студентов педагогических вузов к созданию образовательной среды (Т.В. Старикова) и др.

Экологическое образование в контексте Концепции устойчивого развития приобретает статус интегрирующего фактора образования в целом, определяет его стратегическую цель и ведущие направления, способствует достижению цели-идеала - формирование личности, обладающей определенной внутренней свободой, независимостью своего мнения, поступков и деятельности, строящей свои отношения с окружающей средой на основе понимания ее целостности. Свобода в рамках экологической необходимости - именно такой, по мнению Н.М. Мамедова, должна быть стратегия развития личности новой цивилизации. Именно эти качества общество призвано формировать через образовательные системы.

Социально-экологическая готовность будущего педагога может рассматриваться как:

• результат целенаправленной подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности;

• интегральное качество личности, позволяющее осознанно и самостоятельно реализовывать социально-экологическое образование на каждой ступени образовательной системы.

Обобщая вышесказанное, под социально-экологической готовностью будущего педагога мы понимаем интегративную профессионально значимую характеристику личности, проявляющуюся в единстве социально-экологических мотивов, системы ценностей и способности выстраивать образовательную деятельность на основе интегрированного социально-экологического знания.

Заключение

Переход на новый виток развития цивилизации предъявляет в системе высшего образования новые требования. На сегодняшний день, с нашей точки зрения, мало разрабатывать основы социально-экологического образования. Необходимо осуществлять целенаправленную социально-экологическую подготовку будущего специалиста, способного действовать с учетом законов развития общества и природы.

Российский академик Д.С. Лихачев [30] подчеркивал, что отношения природы и человека - «это отношения двух культур, каждая из которых по-своему социальна, общежительна, обладает своими «правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. Обе культуры - плод исторического развития, причем развитие человеческой культуры совершается под воздействием природной издавна (с тех пор как существует человечество), а развитие природы с ее многомиллионным существованием -сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры. Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может».

Необходим диалог двух различных культур - человека и природы, и человеку в этом диалоге нужно быть чутким, внимательным и очень осторожным собеседником.

Формирование социально-экологической готовности невозможно без взаимопроникновения и взаимообогащения социальной готовности педагога служить обществу с опорой на его ценности и нормы экологической готовности, ориентированной на учет состояния и законов развития окружающей нас природной среды. Лишь единство социального и экологического позволит заложить основу гармоничных взаимоотношений общества и природы в дальнейшем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://special.kremlin.ru.

2. Казначеев, В.В. Здоровье нации. Просвещение. Образование [Текст] / В.П. Казначеев.

- М.; Кострома: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. -245 с.

3. Мамедов, Н.М. Статус образования в переходе общества к устойчивому развитию [Текст] / Н.М. Мамедов // Вестн. эколог. образования в России. - 2008. - №4. - С. 1-3.

4. Моисеев, Н.Н. Человек и ноосфера: монография [Текст] / Н.Н. Моисеев. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 352 с.

5. Реймерс, Н.Ф. Экология (Теория, законы, правила, принципы и гипотезы) [Текст] / Н.Ф. Реймерс. - М.: Россия молодая, 1994. - 365 с.

6. Брехман, И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье [Текст] / И.И. Брехман. - Л.: Наука, 1987. - 125 с.

7. Гончарова, Е.В. Социально-экологическое развитие личности ребенка в условиях гуманистического дошкольного образования: автореф. дис. докт. ... пед. наук [Текст] / Е.В. Гончарова. - Сургут, 2005.

8. Зайцев, Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования: автореф. дис. ... докт. мед. наук [Текст] / Г.К. Зайцев. - СПб., 1998. - 48 с.

9. Захлебный, А.Н. Модели содержания экологического образования в новой школе [Текст] / АН. Захлебный // Педагогика. - 2010. - №9. - С. 38-45.

10. Зверев, И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы [Текст] / И.Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. под ред. С.Н. Глазычева. - Волгоград: Перемена, 1996. - С. 72-81.

11. Маджуга А.Г. Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования: автореф. дис. докт. ... пед. наук [Текст] / А.Г. Маджуга. - Владимир, 2011.

12. Моисеева, Л.В. Теория и методика естественнонаучного и эко-валеологического образования детей младшего школьного возраста: учеб.-метод. пособие / Л.В. Моисеева, О.Н. Лазарева, И.Р. Колтунова. - Екатеринбург: Урал. гом. пед. ун-т, 2000.

- 108 с.

13. Пономарева, И.Н. Общая экология: учеб. пособие [Текст] / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, О.А. Корнилова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2009. - 538 с.

14. Тюмасева, З.И. Валеология и образование [Текст] / З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша. - СПб: МАНЭБ, 2002. - 380 с.

15. Тюмасева, З.И. Метатеория образования: монография [Текст] / З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша. - СПб.: МИНПИ, 2004. - 413 с.

https:// mir-nauki. com

16.

17.

18.

19.

20.

21. 22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30.

Тюмасева, З.И. Теория и практика формирования эколого-валеологической культуры младших школьников: монография [Текст] / З.И. Тюмасва, И.Л. Орехова, Р.Н. Денисенко. - Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018. - 221 с. Чумаков, Б.Н. Валеология: курс лекций [Текст] / Б.Н. Чумаков. - М.: Пед. общество России, 1999. - 407 с.

Шилова, В.С. Теоретические основы социально-экологического образования школьников: автореф. дис. докт. ... пед. наук [Текст] / В.С. Шилова. - Белгород, 1999. Healthy lifestyle interventions to combat noncommunicable disease- a novel nonhierarchical connectivity model for key stakeholders: a policy statement from the American heart association, european society of cardiology, european association for cardiovascular prevention and rehabilitation, and American college of preventive medicine / R. Arena, N. Cherie Franklin, K. Berra, J. Myers, D. Dengel, M.-F. Hivert, L. Kaminsky, C.J. Lavie, D.M. Lloyd-Jones, L. Whitsel, M. Williams, U. Corra, F. Cosentino, P. Dendale, P. Giannuzzi, S. Gielen, M. Guazzi, M. Hall 339 Journal. - 2015. - Т. 36. - № 31. P. 2097-2109. -http://elibrary.ru/item.asp?id=24445448.

Implementing healthy lifestyle promotion in primary care: a quasu-experimental cross-sectional study evaluating a team initiative / Kristin Thomas, Barbro Krevers and Preben Bendtsen // BMC Health Services Research. - 2015. -http://bmchealthservres.biomedcentral.com/articles/10.1186/s12913-015-0688-4. Lifestyle and weight predictors of a healthy overweight profile over a 20-year follow-up / M.D.T. Fung, K.L. Canning, P. Mirdamadi, C.I. Ardern, J.L. Kuk // Obesity. - 2015. - Т. 23. - № 6. - P. 1320-1325. - http://elibrary.ru/item.asp?id=24444413. The Health Promoting School: International Advances in Theory, Evaluation and Practice / Editors: Stephen Clift and Bjarne Bruun Jensen. - Copengagen: Danish University of Education Press, 2005.

Thomas, K. Long-term impact of a real-world coordinated lifestyle promotion initiative in primary care: a quasy-experimental cross-sectional study / K. Thomas, B. Krevers, P. Bendtsen // BMC Family Practice. - 2014. - Т. 15. - № 1. - P. 201. -http://elibrary.ru/item.asp?id=24588532.

Yamamoto, K. The relationship between psychosocial stress, age, BMI, CRP, lifestyle, and the metabolic syndrome in apparently healthy subjects / K. Yamamoto, A. Okazaki, S. Ohmori // Journal of Physiological Anthropology. - 2011. - Т. 30. - № 1. - P. 15-22. -http ://elibrary.ru/item. asp?id=16666069.

Yates, B.L. Media literacy: A health education perspective / B.L. Yates // Journal of Health Education. - 1999. - P. 183.

Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М.: Академия, 2007. - 480 с. Ермаков, Д.С. Педагогичекая концепция формирования экологической компетентности учащихся: автореф. дис. ... докт. пед. наук [Текст] / Д.С. Ермаков. -М., 2009. - 39 с.

Орешкина, Т.А. Экологические компетенции в структуре образовательных программ высшей школы [Текст] / Т.А. Орешкина // Вестник института социологии. -Екатерибург, 2017. - №4, Том 8.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогической образование (уровень бакалавриат) от 4 декабря 2015 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf. - Загл. с экрана. (дата обращения: 12.10.2019).

Лихачев, Д.С. Письма о добром и прекрасном [Текст] / Д.С. Лихачев. - М., 1988. - С.

150-152.

61PDMN519

Tolmacheva Vera Vladimirovna

Surgut state pedagogical university, Surgut, Russia E-mail: vvtolmacheva@yandex.ru

The essence and features of socio-ecological readiness of future teachers

Abstract. The professional education system is facing some new challenges, one of it is the preparation of future teachers who can form the ability of the younger generation to build their life in the context of social and natural factors, their interconditionality and development. The Strategy of Ecological Safety of the Russian Federation for the Period until 2025, defines the development of the system of environmental education and enlightenment as one of the priority areas for solving problems in the field of ensuring environmental safety. One of the objectives of the state strategy, Fundamentals of state policy in the field of environmental development of the Russian Federation until 2030, identified the need to form an environmental culture, the development of environmental education and upbringing.

Despite many publications on this subject, there are almost no studies on the formation of the social and environmental readiness of a future teacher in terms of higher professional education. Since this phenomenon has been little studied, the problem in this formulation is considered for the first time.

The purpose of the study is the essence and content determination of the concept of social and environmental readiness of the future teacher.

In the developing process of the essential characteristics of the social and environmental readiness of the future teacher, we relied on the research of I.I. Brekhman, G.K. Zaitseva, V.P. Kaznacheeva A.G. Madjugi, N.M. Mamedova, I.N. Ponomareva, Z.I. Tyumaseva, A.D. Ursul, Shilova V.S. and others.

The study of the formation problem of the social and environmental readiness of the future teacher revealed the main substantive characteristics of the social and environmental readiness phenomenon of the future teacher.

The obtained results contribute to the development of the theory and methodology of vocational education.

The results of the study open up a new theoretical direction in the study of the problems of social and environmental education in higher pedagogical school.

Keywords: readiness; social readiness; ecological readiness; social and environmental readiness; future teacher; higher pedagogical school; educational standard

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.