ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 191075 2019, № 12 (декабрь) УДК 371.132
Диагностика сформированное™ социально-экологической готовности будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста
Толмачева Вера Владимировна1
Сургутский государственный педагогический университет, Сургут, Россия [email protected]
Аннотация. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена значимостью реалистичного и всестороннего анализа практики реализации экологического образования в высшей школе с учетом принципа междисциплинарно-сти. На сегодняшний день основное внимание сосредоточено на формировании у будущих педагогов универсальных компетенций, заключающихся в том числе в способности поддерживать определенный уровень подготовленности для обеспечения полноценной профессиональной и социальной деятельности, а также создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности. При этом практика высшего образования показывает, что интеграция содержания дисциплин, умение решать профессиональные задачи с опорой на знание комплекса смежных научных областей не изменились в лучшую сторону. По-прежнему высказывается много негативных отзывов и мнений, причиной чего может быть недостаточное изучение факторов, способствующих формированию интегративных профессионально значимых характеристик. Одной из таких характеристик является социально-экологическая готовность будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста. Цель нашего исследования - разработка основных подходов к диагностике уровня сформированности социально-экологической готовности будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста. В статье раскрывается авторский взгляд на критериально-уровневую систему оценки, а также показаны содержательные характеристики уровней сформированности изучаемого вида готовности: адаптивно-репродуктивного, интерпретирующе-конструктивного и преобразующего. Практическая значимость разработки заключается в возможности наглядно продемонстрировать содержательную сторону процесса диагностики сформированности социально-экологической готовности будущего педагога, конкретизацию компонентного состава, соответствующие критерии и показатели сформированности готовности. Проведенный анализ диагностической работы в рамках обозначенной цели позволяет сделать вывод о состоянии исследуемой проблемы в практике высшего педагогического образования, определить наиболее проблемные аспекты для проектирования соответствующей работы по повышению уровня сформированности социально-экологической готовности будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста. Описанная форма работы может стать основой изменения в условиях высшей педагогической школы теории и практики формирования социально-экологической готовности будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: диагностика, готовность, социально-экологическая готовность, будущий педагог, критери-ально-уровневая система.
Поступила в редакцию Received 01.11.19 Получена положительная рецензия Received a positive review 29.11.19
Принята к публикации Accepted for publication 02.12.19 Опубликована Published 25.12.19
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Толмачева Вера Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут, Россия
Введение
Сфера образования является своеобразной проекцией будущего, закладывая уже сейчас в подрастающем поколении те знания, личностные характеристики, мировоззренческие и поведенческие приоритеты, которые будут определять экономический, нравственный, духовный потенциал общества, цивилизации в целом (Б. С. Гершунский) [1]. Это обусловливает обязательную прогностическую направленность современных педагогических исследований. Б. С. Гершунский в своих трудах подчеркивает: прогнозирование непосредственно связано с мониторингом, что позволяет вовремя вносить коррективы в образовательный процесс и получать желаемый результат.
Повышение качества педагогического образования является одним из приоритетов государственной политики и острой проблемой для высшей школы и научно-педагогического сообщества. Ключевым параметром, определяющим качество педагогического образования, выступает качество образовательных достижений студентов и выпускников вуза. За последние годы в значительной мере обновлено содержание, разработаны и внедрены новые практико-ориентированные педагогические технологии и формы организации образовательного процесса, направленные на формирование профессионально-педагогических компетенций. Сложнее и медленнее к компетентностной парадигме высшего образования адаптируется такой важнейший компонент вузовской образовательной системы, как профессионально-педагогическая диагностика и мониторинг качества образовательных достижений студентов [2].
Целью нашего исследования выступило определение основных подходов к диагностике уровня сформированности социально-экологической готовности будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Проблема оценивания образовательных результатов напрямую связана с такой характеристикой, как качество образования. В. А. Болотов в своих исследованиях отмечает взаимосвязь и взаимозависимость таких категорий, как оценка качества образования, оценка качества образовательных достижений обучающихся, а также оценка качества всего процесса образования. Качество образования представляет собой интегральную характеристику системы образования, отражающую степень соответствия реальных образовательных результатов требованиям, определенной нормативной документации, а также личностным и социальным ожиданиям [3].
Процедуры оценки образовательных результатов позволяют повышать качество образования в том случае, если находят отражение в адресных и адекватных решениях, проявляющихся в педагогической практике [4].
Как справедливо отмечает С. Ю. Бурилова, образовательные стандарты ориентируют нас на подготовку специалистов, способных решать профессиональные задачи, интегрируя свои знания из разных дисциплин. А следовательно, они должны быть способны решать профессиональные задачи разных типов. Тем большую трудность представляет процесс диагностики интегративных профессионально значимых характеристик [5].
Обращаясь к компонентному составу рассматриваемого нами вида готовности, необходимо отметить интегративность ее содержания и различие позиций к определению сущности отдельных составляющих. Н. М. Мамедов справедливо говорит о появлении нового смысла экологического образования на современном этапе развития общества. Экология представляет собой комплексную, социоестественную науку,
предмет которой практически связан со всеми сторонами жизни и деятельности человека [7]. Отношение человеческого общества к природной среде обусловлено культурными детерминантами. Ценность природы в культуре общества определяется характером его природопреобразующей деятельности [6].
Применительно к системе высшего образования Д. С. Ермаков в своих исследованиях отмечает, что экологическая составляющая профессиональной готовности имеет общеобразовательный (ключевой) характер [8]. Данную позицию разделяет Т. А. Орешкина, утверждающая, что экологический компонент подготовки будущих специалистов обеспечивает развитие, жизненный успех, социальную адаптацию личности, способствует решению профессиональных задач, достижению целей социального участия и личного роста вне зависимости от конкретного направления профессиональной деятельности [9].
На сегодняшний день существует ряд исследований на социально-экологическую тематику и ученые стремятся обосновать комплексность рассматриваемых явлений: социально-экологическое образование (А. М. Галеева) [10], социально-экологическое образование детей дошкольного возраста (Е. В. Гончарова) [11], социально-экологическое образование школьников (В. С. Шилова) [12], социально-экологическая компетентность (О. Е. Перфилова) [13], экологическая готовность студентов педагогических вузов к созданию образовательной среды (Т. В. Старикова) [14] и др.
Одни из первых работ, посвященных социально-экологической тематике, были представлены А. М. Галеевой. Ученый определяет сущность социально-экологического образования как психолого-педагогический процесс, целью которого выступает формирование у обучающихся знаний научных основ природопользования, системы убеждений и практических навыков, нравственных принципов, определенной ориентации и активной социальной позиции в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов [15].
Е. Г. Шаронова социально-экологическое воспитание понимает как процесс формирования личности, способной устанавливать оптимальные отношения с окружающей природной и социальной средой с позиций упорядоченного и сознательного регулирования взаимодействия и поддержания восстановительных способностей природы и социумов, обеспечения культурных условий для их устойчивого развития [17].
Мы разделяем позицию В. С. Шиловой, которая, признавая интегрированный характер социально-экологического воспитания, понимает под ним процесс становления идеала гармонии в социально-экологических отношениях на основе социально-экологических знаний, убежденности в необходимости рационального использования потенциала природной среды, развития взглядов на природу как универсальную ценность для всего живого [16].
Анализ современных исследований и собственные умозаключения позволяют нам понимать под социально-экологической готовностью будущего педагога интегративную профессионально значимую характеристику личности, проявляющуюся в единстве социально-экологических мотивов, системы ценностей и способности выстраивать образовательную деятельность на основе интегрированного социально-экологического знания.
Предметом нашего исследования выступила социально-экологическая готовность будущего педагога к решению задач оздоровления детей дошкольного возраста. Анализ научной литературы позволяет утверждать, что интерес к здоровью и оздоровлению человека находит свое выражение в исследованиях ученых различных областей знания: Г. К. Зайцев «Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования» [18], Л. И. Пономарева «Методология формирования эколого-валеологиче-
ской готовности будущих педагогов условиях модернизации естественнонаучного образования» [19], С. М. Симоненко «Содержание и способы формирования валеологической культуры будущего учителя в вузовской профессиональной подготовке» [20], Л. Г. Смышляева «Реализация валеологического подхода при обучении химии как условие формирования здорового образа жизни» [21], Н. А. Тригуб «Формирование валеологической культуры педагога» [22], З. И. Тюмасева «Теория и практика эколого-валеологической направленности системы непрерывного биологического образования» [23] и др.
Валеологический подход в образовательной организации реализуется путем развития факторов устойчивости здоровья студентов и педагогов и устранения факторов риска, а также развития здоровьесберегающего, здоровьеориентированного образовательного процесса в университете. Так, В. Н. Ирхин отмечает отличительную особенность здоровьеориентированной деятельности - приоритет здоровья. Это определяет необходимость создания в условиях образовательной организации здоровьеориентированного пространства, в котором все субъекты образовательного процесса согласованно решают задачи, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Все это подчинено руководящему принципу здоровьецентризма, при котором здоровье выступает как приоритетная ценность и основной результат деятельности [24].
В своих исследованиях З. И. Тюмасева неоднократно подчеркивала, что, несмотря на все предпринимаемые шаги в деле сохранения укрепления здоровья, реальное общее образование в России здоровьезатратно по всем уровням его организации [25].
Оздоровление подрастающего человека и поколения сопряжено с упреждающим оздоровлением самого образования во всех его сущностных проявлениях. Данное направление трансформации отечественного образования рассматривается как приоритетная, инновационная педагогическая деятельность (по исследованиям З. И. Тюмасевой):
во-первых, именно здоровьесберегающее образование является определяющим фактором целенаправленного развития человека;
во-вторых, формирование у ребенка потребности и готовности быть благополучным; в-третьих, подготовка нового педагога, способного осуществлять оздоровительную деятельность в образовательных учреждениях;
в-четвертых, подготовка педагогов к работе с семьей по сохранению и укреплению здоровья детей [26].
А. Г. Маджуга в своих исследованиях вводит понятие «здоровьетворящее образование», под которым понимает характеристику «особым образом организованного целостного педагогического процесса, нацеленного на формирование у учащихся и учителей готовности к здоровьесозидающей деятельности...» [27].
Ключевую роль субъекта в процессе здоровьесбережения отмечает С. Н. Горбушина. Она, рассматривая понятие «культура здоровья», обращает внимание на самоорганизацию человеком собственной деятельности, поведения и общения в контексте безопасности жизни, охраны и укрепления здоровья [29]. Схожий подход демонстрирует Н. Н. Ма-лярчук, отмечающий, что здоровьесозидающая педагогическая деятельность заключается «в совершенствовании педагогом собственного здоровья в качестве условия эффективной самореализации в сфере педагогического труда и использовании им принципов и способов, позволяющих сохранять и развивать индивидуальное здоровье обучающихся.» [28].
Анализ имеющейся зарубежной литературы выявил потребность включения культуры здоровья в профессиональную культуру педагогов на всех этапах его деятельности, ориентацию на ценности здоровья, здорового образа жизни и физической культуры (С. Кастлей и др.) [30]. В условиях образовательного учреждения расшире-
ние объёма знаний по вопросам сохранения и укрепления здоровья способствует повышению уровня культуры здоровья педагогов: осведомлённость о здоровом образе жизни, позитивное отношение учителя к собственному здоровью и готовность к формированию культуры здоровья учащихся.
Таким образом, социально-экологическая готовность будущих педагогов к оздоровлению детей дошкольного возраста понимается нами интегративная профессионально значимая характеристика личности, проявляющаяся в единстве социально-экологических мотивов, ценностей и способности выстраивать образовательную деятельность на основе интегрированного социально-экологического знания с целью восстановления, расширения адаптационных возможностей организма детей дошкольного возраста.
Методологическая база исследования
В рамках нашего исследования критерии социально-экологической готовности будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста определяются исходя из системного понимания исследуемого вида готовности, ее структурных и функциональных компонентов и этапности ее формирования у будущих педагогов.
Разработанная нами критериально-уровневая система оценки сформированности социально-экологической готовности будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста была построена на основе совокупности методов исследования: теоретических (анализ нормативных документов системы образования РФ; социально-исторический анализ для выявления прогрессивных тенденций социально-экологического образования в России и за рубежом) и эмпирических (наблюдение, анкетирование, самооценка, экспертная оценка, методы обработки статистической информации).
Обобщение фактического материала позволило выделить три уровня сформированности социально-экологической готовности будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста в зависимости от степени проявления критериев и показателей.
Адаптивно-репродуктивный уровень социально-экологической готовности характеризуется неустойчивым отношением студентов к социально-экологическим ценностям, когда цели и задачи собственной профессиональной деятельности в заданных аспектах определены в общем виде. Отношение к проблемам социально-экологического характера индифферентное, система знаний о ценностях природной и социальной среды разрозненная, а готовность их ассимилировать и принять отсутствует.
Степень развития социально-экологических знаний определяется в основном относительно успешным вычленением социально-экологических проблем, проявлением нейтрального отношения к процессу рационального природопользования. Степень валеологической компетенции низкая, система знаний о зависимости здоровья человека от состояния социоприродной среды разрозненная и интуитивная. Система знаний о здоровьесберегающих технологиях и практиках оздоровления отсутствует, имеет место лишь знание отдельных факторов оздоровления. Не знает принципы рационального природопользования и не умеет планировать данную деятельность. Навыки рационального природопользования сформированы на низком уровне, активность в решении социально-экологических проблем не проявляется. Затрудняется в осмысленном отборе факторов оздоровления, занимает пассивную позицию в вопросах собственного здоровьесбережения.
Интерпретирующе-конструктивный уровень социально-экологической готовности характеризуется более устойчивым отношением студентов к социально-экологическим ценностям. Проблемы социально-экологического характера вызывают эмоциональный отклик, стремление их решить. Система знаний о ценностях природной и социальной среды сформирована на достаточном уровне, однако готовность их ассимилировать и принять проявляется эпизодически. Знает сущность законов и проявляет позитивное отношение к процессу рационального природопользования. Степень валеологической компетенции средняя, система знаний о зависимости здоровья человека от состояния социоприродной среды сформирована, однако система знаний о здоровьесберегающих технологиях и практиках оздоровления недостаточна и представлена лишь перечислением. Характеризует сущность природных и социальных факторов оздоровления. Испытывает трудности при планировании экологически целесообразной деятельности и ее оценивании. Навыки рационального природопользования сформированы на достаточном уровне, активность в решении социально-экологических проблем проявляется эпизодически. С помощью педагога производит отбор здоровьесберегающих технологий, занимает активную позицию в вопросах собственного здоровьесбережения.
Преобразующий уровень социально-экологической готовности отличается высокой степенью принятия социально-экологических ценностей. Проблемы социально-экологического характера вызывают эмоциональный отклик, стремление их решить. Система знаний о природной и социальной среде сформирована на высоком уровне, с высокой степенью мобильности и положительно-эмоциональной направленности. Знает сущность законов и проявляет заинтересованное отношение к процессу рационального природопользования. Степень валеологической компетенции высокая, система знаний о зависимости здоровья человека от состояния социоприродной среды позволяет оперировать фактами и научно подкреплять собственные рассуждения. Система знаний о здоровьесберегающих технологиях и практиках оздоровления сформирована на высоком уровне и позволяет производить самостоятельный отбор в зависимости от заданных условий. Исчерпывающе характеризует сущность природных и социальных факторов оздоровления. Самостоятельно и творчески планирует экологически целесообразную деятельность с опорой на принципы рационального природопользования. Навыки рационального природопользования сформированы на высоком уровне, активность в решении социально-экологических проблем проявляется на постоянной основе. Занимает активную позицию в вопросах собственного здоровьесбережения.
Компоненты, критерии и показатели сформированности социально-экологической готовности будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста_
№ Компонент Критерий Показатели
1 Мотиваци- онно-цен- ностный Система соци-ально-эколо-гических мотивов Профессионально значимые: долженствования, заинтересованности и увлеченности преподаваемым предметом, увлеченности общением с детьми («любовь к детям»). Экологические: чувство профессиональной и гражданской ответственности за состояние окружающей среды; осознание значимости личности педагога в формировании рационального отношения субъектов образовательного процесса к природе; осознание зависимости качества жизни и состояния человека от окружающей природной среды.
Валеологические: способствовать осознанию субъектами образовательного процесса здоровья как ценности первого порядка; сохранить текущее состояние здоровья, а также расширить адаптационные возможности организма детей дошкольного возраста, повысить его устойчивость к воздействию многообразных факторов
Социально-экологические ценностные ориентации Экологические ценности: значимость деятельности человека на благо общества и общественных ценностей; взаимозависимость жизнедеятельности и состояния здоровья человека от состояния окружающей природной среды; самоценность природной среды и ее объектов; коэволюционный путь развития общественной и природной среды. Морально-этические ценности: ответственное отношение человека к проблемам окружающей среды; готовность брать на себя ответственность за состояние окружающей природной среды; готовность брать на себя ответственность за состояние собственного здоровья; ответственное отношение к собственной профессиональной деятельности, способствующей решению социально-экологических проблем. Педагогические ценности: гуманистическая направленность труда педагога, здоровье детей, любовь к детям, доброжелательность, справедливость, ответственность, творческий характер труда
2 Когнитивный Степень развития соци-ально-эколо-гических знаний Естественнонаучные знания общего порядка: - происхождение и развитие живых систем на Земле; - экосистема и биосфера; - происхождение и эволюция человека. Антропогенез; - взаимодействие человека, общества и природы. Психолого-педагогические знания общего порядка: - нормативно-правовое обеспечение в сфере образования РФ; - образовательная среда и ее возможности в достижении образовательных результатов; - социальное воспитание и социализация личности; - семья как социокультурная среда воспитания; - средства обучения и воспитания; - технологии обучения и воспитания; - самовоспитание личности; - педагогическая диагностика, контроль и оценка качества обучения; - психологические особенности ребенка дошкольного возраста; - учет возрастных особенностей обучающихся при оценке достижения результатов обучения. Психолого-педагогические знания специального порядка: - теоретические основы организации целостного образовательного процесса в ДОО; - ребенок в системе «ДОО - семья»; - знание законодательства в области дошкольного образования; - знания о видах, сущности, содержании, принципах, методах и формах дошкольного образования
Валеологиче-ская компетенция Медицинские знания общего порядка: - закономерности роста и развития организма человека; - возрастные особенности строения, развития и функционирования нервной системы, сенсорных, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, репродуктивной и выделительной систем;
- принципы сохранения и укрепления здоровья человека; - основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии; - неотложные состояния и оказание первой помощи; - характеристика и профилактика детского травматизма. Медико-психолого-педагогические знания специального порядка: - педиатрия и дошкольная гигиена; - гигиенические особенности воспитания детей раннего и дошкольного возраста; - гигиена среды в дошкольных образовательных организациях; - детские болезни. Профилактика заболеваний у детей раннего и дошкольного возраста; - детские инфекционные и паразитарные заболевания и их профилактика; - роль образовательных организаций и семьи в сохранении здоровья и оздоровлении детей; - основы воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста; - здоровьесберегающие технологии в ДОО; - средства оздоровления детей дошкольного возраста в условиях ДОО и семьи.
3 Технологический Проектировочная готовность педагога к реализации соци-ально-эколо-гического образования Аналитико-гностические: анализ нормативной, психолого-педагогической литературы и иных источников с целью осмысления теоретических и практических подходов к экологическим и валеологическим проблемам системы образования. Проективно-конструкторские: проектирование содержания социально-экологического образования в дошкольной образовательной организации, формулирование целей, задач, форм и способов реализации социально-экологического образования; подбор материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Коммуникативные: установление целесообразных и эффективных отношений с участниками образовательных отношений и иными лицами, задействованными в образовательном процессе (социальные партнеры); владение словом как инструментом социально-экологического знания. Организационно-оценочные: самостоятельное осуществление образовательной и оздоровительной деятельности, оценивание деятельности обучающихся и собственной педагогической деятельности
Дисциплины учебного плана, в содержание которых включены обозначенные аспекты Естественнонаучная картина мира, основы медицинских знаний, возрастная анатомия и физиология, основы педиатрии и гигиены, психология, педагогика, семейная педагогика, дошкольная педагогика, методика обучения и воспитания в области дошкольного образования, теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста, теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Элективные курсы «Особенности организации эколого-валео-логической работы в ДОО»
Результаты исследования
Мониторинг результатов формирования социально-экологической готовности будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста как планомерное отслеживание состояния данного процесса осуществляется с учетом требований непре-
рывности, всесторонности, оптимальности и непротиворечивости. Мониторинг организуется преподавателями, реализующими педагогическую концепцию формирования исследуемого вида готовности, и детерминируется двумя составляющими: организационной и процессуальной. Организационный компонент мониторинга результатов формирования социально-экологической готовности будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста включает сбор, хранение, анализ и интерпретацию педагогической информации, а процессуальный компонент определяет цели, содержание, методы и этапную организацию педагогического мониторинга для выявления конкретных результатов.
Первое направление предварительного констатирующего этапа эксперимента заключалось в выявлении исходного уровня сформированности социально-экологической готовности будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста по выделенным критериям посредством выборочного наблюдения и маркировочной таблицы.
Анализ полученных результатов оценивания уровня сформированности социально-экологической готовности будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста на предварительном констатирующем этапе эксперимента осуществлялся нами на основе парного сравнения (контрольная и экспериментальные группы) по выделенным критериям и уровням.
По критерию сформированности социально-экологических ценностных ориен-таций 50,7% студентов контрольной группы и 44,3% экспериментальных групп имеют адаптивно-репродуктивный уровень сформированности социально-экологической готовности будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста. Данные интерпретирующе-конструктивного уровня соответственно 43,2% и 48,7%, данные преобразующего уровня практически одинаковы (6,1% студентов контрольной группы и 7% студентов экспериментальных групп).
По критерию степени развития социально-экологических мотивов нами установлены незначительные различия в оценке сформированности социально-экологической готовности будущих педагогов у студентов контрольной и экспериментальных групп по всем уровням: 44,5% студентов контрольной группы и 50,2% студентов экспериментальных групп имеют адаптивно-репродуктивный уровень сформиро-ванности социально-экологической готовности по данному критерию, показатели интерпретирующе-конструктивного уровня соответственно 45% и 43,8%, а преобразующего - 10,3% и 6%.
По критерию сформированности валеологической компетенции большая часть студентов имеют адаптивно-репродуктивный уровень: 50,5% студентов контрольной группы и 50% студентов экспериментальных групп. Мы зафиксировали незначительные различия при оценке интерпретирующе-конструктивного уровня: данные составили 34,8% в контрольной группе и 43% в экспериментальных группах, а также в оценке преобразующего уровня данные в контрольной группе несколько выше и составляют 14,7%, в то время как в экспериментальных группах этот показатель равняется 7%.
По критерию сформированности социально-экологических знаний результаты практически одинаковы: 48,8% студентов контрольной группы и 50% студентов экспериментальных групп имеют адаптивно-репродуктивный уровень, 43,7% студентов контрольной группы и 41,7% студентов экспериментальных групп - интерпретирующе-кон-структивный уровень, данные преобразующего уровня - соответственно 7,5% и 8,3%.
По критерию сформированности проектировочной готовности к реализации социально-экологического образования мы получили следующие результаты: 47,6%
студентов контрольной группы и 50,1% студентов экспериментальных групп имеют адаптивно-репродуктивный уровень, на интерпретирующе-конструктивном уровне находятся соответственно 44,5% студентов контрольной группы и 43,3% студентов экспериментальных групп. По данному критерию мы зафиксировали низкие показатели преобразующего уровня: 7,9% и 6,6% соответственно.
Для выявления исходного уровня сформированности социально-экологической готовности будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста мы использовали также методы самооценки и экспертной оценки.
По критериям сформированности социально-экологических ценностных ориента-ций, степени развития социально-экологических мотивов и социально-экологических знаний мы зафиксировали существенные различия в оценке адаптивно-репродуктивного уровня (18,8% - самооценка и 40,2% экспертная оценка по критерию сформирован-ности социально-экологических ценностных ориентаций, 19,7% - самооценка и 35,8% -экспертная оценка по критерию степени развития социально-экологических мотивов, 15,7% - самооценка и 38,8% - экспертная оценка по критерию социально-экологических знаний), а также в оценке преобразующего уровня: самооценка студентов более чем в два раза выше экспертной оценки (30,95% и 14,2% соответственно).
По критериям степени сформированности валеологической компетенции данные самооценки и экспертной оценки также различны: по критерию степени валеологиче-ской компетенции результаты самооценки адаптивно-репродуктивного уровня составили 23,8%, а экспертной оценки 15,8% соответственно, показатели преобразующего уровня равняются соответственно 20,7% (самооценка) и 13,5% (экспертная оценка).
По критерию проектировочной готовности к реализации социально-экологического образования самооценка адаптивно-репродуктивного уровня составила 16,8%, в то время как экспертная оценка существенно выше: 35,6% экспертов оценили уровень сформированности социально-экологической готовности будущего педагога. Показатели интерпретирующе-конструктивного уровня по результатам самооценки и экспертной оценки совпадают (33,2% и 32% соответственно), данные креативного уровня существенно отличаются: 50% студентов оценили уровень социально-экологической готовности по данному критерию как преобразующий, результаты экспертной оценки значительно ниже - 32,4%.
Второе направление предварительного констатирующего этапа эксперимента заключалось в установлении причин, обусловивших преобладание адаптивно-репродуктивного уровня сформированности социально-экологической готовности будущих педагогов. Для реализации опытно-экспериментальной работы на данном этапе мы использовали метод анализа документации. В частности, нами были проанализированы Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 44.03.01 Педагогическое образование, учебные планы по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (направленность Дошкольное образование), учебные программы дисциплин обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, письменные и творческие работы студентов, а также метод анкетирования для изучения мнения преподавателей о причинах недостаточного уровня сформированности социально-экологической готовности будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста. Интерпретируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что в нормативных документах, учебных планах и программах содержатся дисциплины, целью которых является формирование социальной, экологической и валеологической готовности, однако все эти сведения доносятся до студентов разрозненно, без учета реально существующих связей.
Это мы видим и по результатам диагностики. Уровни сформированности социально-экологической и валеологической составляющих существенно разнятся. Посредством имеющихся дисциплин цель - формирование социально-экологической готовности будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста - реализуется не в полной мере (по результатам анкетирования этого мнения придерживается 64,8% преподавателей), что обусловливает актуальный уровень сформированности социально-экологической готовности будущего педагога.
Заключение
Результаты диагностики уровня сформированности социально-экологической готовности будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста позволяют говорить о преобладании адаптивно-репродуктивного и интерпретирующе-конструктивного уровней. Основными причинами полученных данных, с нашей точки зрения, являются:
- недостаточная информированность преподавателей и студентов о мировых практиках социально-экологического и валеологического образования, о требованиях к подготовке высококвалифицированных педагогических кадров, способных ре-ализовывать социально-экологическое образование на разных ступенях образования;
- недостаточно выстроенная в системе вуза система работы по интеграции содержания дисциплин и формированию на этой основе умений решать профессиональные задачи с опорой на знание комплекса смежных научных областей;
- неразработанность концептуальных основ формирования социально-экологической готовности будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста, отсутствие учета разных теоретико-методологических подходов к исследованию данной проблемы, а также научно обоснованной педагогической системы формирования социально-экологической готовности;
- недостаточная разработанность методико-технологического обеспечения формирования социально-экологической готовности будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста.
Ссылки на источники
1. Гершунский Б. С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика: учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 765 с.
2. Замкин П. В., Бурканова О. П. Проблема диагностики качества образовательных достижений студентов в системе высшего педагогического образования // Евсевьевские чтения. Серия «Педагогические науки и образование»: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых: в 2 ч. - Саранск, 2016. - Ч. 1. - С. 49-53.
3. Болотов В.А., Ефремова Н. Ф. Системы оценки качества образования: учеб. пособие. - М.: Логос, 2007. -192 с.
4. Болотов В. А., Вальдман И. А. Условия использования результатов оценки учебных достижений школьников // Проблемы современного образования. - 2012. - № 4. - С. 41-51.
5. Бурилова С. Ю. Межпредметная интеграция в учебном процессе технического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Новосибирск, 2001. - 23 с.
6. Мамедов Н. М. Статус образования в переходе общества к устойчивому развитию // Вестник экологического образования в России. - 2008. - № 4. - С. 1-3.
7. Мамедов Н. М. Введение в теорию устойчивого развития: курс лекций. - М., 2002.
8. Ермаков Д. С. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2009. - 39 с.
9. Орешкина Т. А. Экологические компетенции в структуре образовательных программ высшей школы // Вестник института социологии. - Екатерибург, 2017. - № 4. - Т. 8. - С. 113-123.
10. Галеева А. М. Методологические основы системы социально-экологического образования и воспитания // Проблемы социальной экологии: материалы Первой Всесоюзной конференции. - Львов, 1987. - С. 45-53.
11. Гончарова Е. В. Социально-экологическое развитие личности ребенка в условиях гуманистического дошкольного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Сургут, 2005.
12. Шилова В. С. Социально-экологическое образование студентов: сущность, содержание, диагностика: учеб. пособие. - Белгород: БелГУ, 2008. - 228 с.
13. Перфилова О. Е. Развитие социально-экологической компетентности педагога в профессиональном образовании: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - М., 2007. - 210 с.
14. Тюмасева З. И., В.П. Стариков Эколого-валеологические тайны модернизации современного образования: словарь-справочник. - Сургут: СГУ, 2004. - 312 с.
15. Галеева А. М. Педагогические основы системы социально-экологического образования и воспитания // Проблемы социальной экологии. - М., 1991.
16. Шилова В. С. Теоретические основы социально-экологического образования школьников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Белгород, 1999.
17. Шаронова Е. Г. Теоретические основы социально-экологического воспитания студентов педагогических специальностей // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. - 2011. - № 1 (69). - С. 171-178.
18. Зайцев Г. К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - СПб., 1998. - 48 с.
19. Пономарева Л. И. Методология формирования готовности будущих педагогов в условиях модернизации естественнонаучного образования: дис. ... д-ра пед. наук. - Екатеринбург, 2009.
20. Симоненко С. М. Содержание и способы формирования валеологической культуры будущего учителя в вузовской профессиональной подготовке: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2002. - 22 с.
21. Смышляева Л. Г. Реализация валеологического подхода при обучении химии как условие формирования здорового образа жизни: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 1998. - 18 с.
22. Тригуб Н. А. Формирование валеологической культуры педагога: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 1999. - 20 с.
23. Тюмасева З. И. Теория и практика эколого-валеологической направленности системы непрерывного биологического образования: доклад дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 1996. - 47 с.
24. Ирхин В. Н. Педагогическая система школы здоровья: генезис, принципы и закономерности развития: дис. ... д-ра пед. наук. - Барнаул, 2002. - 374 с.
25. Тюмасева З. И., Кваша Б. Ф. Валеология и образование. - СПб.: МАНЭБ, 2002. - 380 с.
26. Тюмасева З. И. Экология, образовательная среда и модернизация образования: монография. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2006. - 322 с.
27. Маджуга А. Г. Здоровьетворящее образование: монография. - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2008. - 368 с.
28. Малярчук Н. Н. Культура здоровья педагога (личностный и профессиональный аспекты): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Тюмень, 2009. - 48 с.
29. Горбушина С. Н. Мировоззренческие детерминанты формирования культуры здоровья будущего учителя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Ижевск, 2005. - 42 с.
30. Castley S. A new perspective on the health of Canadians // Department of National Health and Welfare. - Ottawa, 1994. - P. 32-48.
Vera V. Tolmacheva,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Theory and Methodology of Preschool and Primary Education
Chair, Surgut State Pedagogical University, Surgut
Diagnostics of the future teachers' social and ecological preparedness formation to improve children's health Abstract. The relevance of the problem under study is due to the importance of a realistic and comprehensive analysis of the environmental education implementing practice in higher education, taking into account the principle of different disciplines interrelation. Today, the main attention is focused on the formation of universal competences among future teachers, including the ability to maintain a certain level of preparedness to ensure full range of professional and social activities, as well as create and maintain safe living conditions. Moreover, the practice of higher education shows that the integration of disciplines content, the ability to solve professional problems based on the knowledge of a complex of related scientific fields have not changed for the better. Many negative opinions are still being expressed, the reason for which may be insufficient study of the factors contributing to the formation of integrative professionally significant characteristics. One of these characteristics is the socio-ecological preparedness of the future teacher to improve the health of preschool children. The purpose of our study is to develop the main approaches to diagnosing the level of the future teachers' social and ecological preparedness formation to improve the health of preschool children. The article
reveals the author's point of view on the criterion-level assessment system, and also shows the substantial characteristics of the studied type preparedness formation levels: adaptive-reproductive, interpretive-constructive and transformative. The practical significance of the work lies in the opportunity to demonstrate clearly the substantive side of the diagnostics process of future teachers' social and ecological preparedness formation, specifying the component structure, relevant criteria and indicators of preparedness formation. The analysis of the diagnostic work within the framework of the stated goal allows us to reach the conclusion about the state of the issue under study in the practice of higher pedagogical educations, to identify the most problematic aspects for planning the appropriate work to increase the level of socio-ecological preparedness of the future teachers to improve the health of preschool children. The described form of work can become the basis for changes of the theory and practice of the future teachers' social and ecological preparedness formation to improve children's health in the conditions of the higher pedagogical school. Key words: diagnostics, preparedness, social and ecological preparedness, future teacher, criterion-level system.
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
Библиографическое описание статьи:
Толмачева В. В. Диагностика сформированности социально-экологической готовно сти будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста // Научно-ме тодический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 12 (декабрь). - С. 59-71. -URL: http://e-koncept.ru/2019/191075.htm.
DOI 10.24411/2304-120X-2019-11075
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Толмачева В. В., 2019
ISSN ¿3U-2ÜX
9 тУа j оt 1 г bTfr г'
www.e-koncept.ru