ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ИБИОПОЛИТИКА
Повх В.Н.
Донецкий государственный институт здоровья, физического воспитания и спорта
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме формирования новой позиции в отношении экологического оборудования. Экологическое образование выдвигает новую общечеловеческую ценность - заботу о качестве окружающей среды как важнейшую составляющую личности в XXI столетии. Без экологического мировоззрения невозможно выживание человечества и цивилизации. Биополитика дает предпосылки для усовершенствования подготовки специалистов в области физической культуры и спорта Ключевые слова: экология, кризис, биополитика, биообразование, гуманизация, биос.
Анотація. Повх В. М. Екологічний світогляд та біополітика. Статтю присвячено актуальній проблемі формування нової позиції по відношенню до екологічної освіти. Екологічна освіта висуває нову загальнолюдську цінність - турботу про якість середовища як найважливішу сутність особистості у XXI столітті. Без екологічного світогляду неможливе виживання людини та цивілізації. Біополітика дає передумови для вдосконалення підготовки фахівців в області фізичної культури й спорту.
Ключові слова: екологія, криза, біополітика, біосвіта, гуманізація, біос.
Annotation. Povh V. Ecological thinking and bio-politics. The article is devoted to actual problem of forming new view concerning ecological education. Ecological education pulls out new universal value - care about quantity of environment as the most important part of individual in XXI century it is impossible for humanity and civilization to survive without ecological philosophy. The biopolitics gives the precondition for improvement of preparation of experts in the field of physical training and sports.
Key words: ecological, crisis, bio-politics, education, humaneness, bios.
Введение.
Система экологического образования Украины за годы независимости сформировалась в виде разветвленной системы образования, имеющей тенденцию к глобализации [1]. В этой системе выделяются такие новые направления, как экологическая культура, образование в области устойчивого развития, ноосферное образование и т.д. В целом, на современном этапе реформирования образование утверждается новая позиция к его экологической составляющей: приоритетность экологического знания, мышления и мировоззрения [2]. Весьма своевременным является понимание того, что необходимо изучать не объекты окружающей среды, а отношение к ним людей, формировать ценностные ориентации по отношению к естественной и созданной человеком среде и к внутренней среде самого человека, его здоровью. Согласно Концепции [1], экологическое образование Украины представляет собой непрерывный образовательный процесс, охватывающий все этапы получения знаний: от школьного до высшего.
Работа выполнена по плану НИР Донецкого государственного института здоровья, физического воспитания и спорта.
Формулирование целей работы.
Задачей данного исследования является дальнейшее усовершенствование учебной программы
курса «Основы экологии» для студентов ВУЗов специальностей спортивного профиля.
Результаты исследования.
Происходящая смена общенаучной парадигмы направлена на гуманизацию образования и формирование представлений о человеке как о наивысшей социальной ценности. Первоочередными становятся проблемы развития способностей человека, удовлетворения разнообразных образовательных потребностей, обеспечения приоритетности общечеловеческих ценностей, гармонии в отношениях человека и окружающей среды, общества и природы. Такие изменения являются результатом перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. Возрос в целом приоритет экологических знаний, экологического мышления и мировоззрения. В процессе этого перехода значительно увеличивается социальное и культурное значение системы образования. Это связано с постоянно возрастающим объемом информации и ее жизненно- важного значения для человека. Кроме того, появилась необходимость осознанно и компетентно решать новые этические, социальные и политические проблемы [3,4].
До осознания экологического кризиса цивилизация развивалась по пути приоритетности социально-техногенных преобразований, признания человека как покорителя и преобразователя природы. В этом и заключается приведший к глобальному экологическому кризису антропоцентризм, т.е. силовая цивилизация. Среди путей выхода из экологического кризиса предлагается переход к экоцентризму (или биоцентризму) - приоритетному признанию ценностей природы.
В сегодняшней ситуации учебные программы курса «Основы экологии» необходимо дополнить знаниями о мире живого и связанными с жизнью, живым, этическими ценностями. Будущим специалистам (в любой отрасли образования, не только в области физической культуры и спорта) необходимо не только приобретение основ экологических знаний (предметный компонент биообразования), но и воспитание заботливого отношения ко всему живому на планете, чувство ответственности за все живое (биос), понимание того, что приносить вред живой природе
- не только опасно для человека, но и аморально.
Учебный курс «Основы экологии» является одной из основных и фундаментальных дисциплин. Учебная программа курса разработана с учетом современных требований к уровню экологических знаний и имеющихся базовых экологических знаний, полученных в школе.
Темы учебного курса базируются на современных понятиях о целях, структуре, задачах экологии, ее значении в жизни общества, месте и связях с другими науками. В основе подхода к изложению тем положено представление об экологии как науке, прежде всего, биологической. Жизнь представляется как сложная иерархическая система, в которой элементы низшего уровня организации служат составными частями для структур более высокого уровня. Ос-
новные понятия экологии - популяция, сообщество, экологическая нища, экосистема - относятся к на-дорганизменному уровню организации живой материи. Экология показывает, что живой мир - не простая совокупность существ, а единая система, сцементированная множеством взаимодействий.
Одной из задач экологии является изучение превращения энергии внутри экологической системы. Обобщение знаний о развитии нашей планеты нашло отражение в учении биосфере В.И. Вернадского. Биосфера представляет собой высший уровень взаимодействия живого и неживого и совокупность экосистем; и рассматривается как среда обитания человека. Учение о биосфере заложило основы современных представлений о техносфере - среде обитания человека, измененной его производственной деятельности. В мире преобладает лозунг «от техносфере к ноосфере». И это совершенно обоснованно, т.к. производственная деятельность человека сопровождается использованием огромного количества топлива. Это топливо сгорает в промышленных печах в тысячи раз быстрее, чем происходило в геологической истории Земли консервирование тепловой энергии Солнца в виде каменного угля, нефти, горючих газов. Выделение тепла в атмосферу Земли влияет на климат планеты, вызывая потепление. Идея В. И. Вернадского о «ноосфере - сфере разума» полностью созвучна с основной идеей: человек может и должен руководить процессом, происходящим в биосфере. Здесь важное значение приобретает духовная сторона - уровень развития культуры и экологизация. Угроза экологической катастрофы напоминает человеку, что он должен жить в согласии с природой. Это положение не противоречит тому, что он должен следовать своей внутренней природе. Именно соответствие человека своей внутренней природе ведет к его согласию с внешним миром.
В определенные исторические периоды на Земле происходили катастрофы, приводившие к кардинальным изменениям в живой природе. Однако самый большой вред себе и окружающей среде наносит человек.
Современный глобальный экологический кризис - это не только загрязнение природной среды, ее сверхэксплуатация, перенаселенность планеты, истощение природных ресурсов и т. д., но и биологическая неграмотность, умственная и этическая деградация массы людей.
Экология представляет собой часть методологии даже при изучении, казалось бы, очень далеких от нее дисциплин. В частности, историю можно представить в ракурсе биоистории, истории взаимоотношения человеческого рода с многогранным проявлением жизни на планете. Биообразование как прикладная часть биополитики в своей основе содержит общую биоисторическую перспективу, связи между современным уровнем развития человечества и его биологическим окружением, их многовековой взаимосвязанной историей [5].
Одной из практических граней биополитики является деятельность по сохранению разнообразия жизни планете. Биополитические взгляды доказывают важность того, что человечество и его биологическое окружение составляют единую биосоциальную систему. И оба компонента выступают как равноправные элементы этой глобальной системы.
К началу XXI века цивилизация достигла высочайшего уровня. Но человечество оказалось некомпетентным в общении с природой. Важнейшим условием прогресса является принятие всеми общей конструктивной концепции развития цивилизации в гармонии с биосферой - концепции устойчивого развития.
В общечеловеческую этику входит понимание справедливости между поколениями. Нельзя жить взаймы, что происходит в условиях экологического кризиса. Поскольку человечество получило в наследство от прошлых поколений колоссальные богатства (ресурсы), оно имеет обязательство перед будущим
- в этом заключается одно из основных положений модели устойчивого экологического развития планеты, справедливость между поколениями.
Выводы.
В настоящее время на уровне высшей школы в образовании активно внедряются принципы биополитики. Биополитика выступает в роли своеобразного «организационного центра» для получения знаний во многих отделах наук о живом. Кроме того, биополитика имеет практическую направленность, что дает предпосылки для усовершенствования подготовки специалистов в области физической культуры и спорта, повышения уровня их экологической грамотности и в конечном итоге - возможности решения проблемы взаимодействия «природа-человек». Изучение курса «Основы экологии» способствует приобретению фундаментальных знаний о взаимодействии и взаимосвязях всех компонентов в природной, социальной и технической сферах, стратегии и тактике сохранения и стабильного развития жизни на земле.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем совершенствования подготовки специалистов в области физической культуры и спорта.
Литература
1. Концепція екологічної освіти України. / “Екологія і ресурси”. - № 4. - 2002. - С.5-25.
2. Саєнко Т.В. Національна система освіти у світи концепції екологічної освіти України /Т.В. Наєнко// Наук. мет. збірник “Проблеми освіти”, 2006 - Вип..44 - С.21-25.
3. Повх В.Н. Экологическое образование и формирование экологических представлений личности /Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту, Харків.: - 2004. - №18. - С. 301.
4. Балакирева Е.А., и др. /Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту, Харків.: - 2004. - №18. - С. 39
5. Батлук В.А.Основи екології: Підручник / В.А. Батлук.-К.: Знання, 2007.- 519 с.
Поступила в редакцию 05.11.2007г.