Научная статья на тему 'Экологический контроль и мониторинг состояния окружающей среды как экономическая основа устойчивого развития муниципальных образований (на примере г. Новороссийска)'

Экологический контроль и мониторинг состояния окружающей среды как экономическая основа устойчивого развития муниципальных образований (на примере г. Новороссийска) Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
608
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ЭКОЛОГО-ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Небылова Я.Г.

Целью управления муниципальными эколого-природными ресурсами является обеспечение доходной части бюджета для решения социально-экономических проблем муниципального образования, повышения благосостояния и жизненного уровня населения, а также создание благоприятной для проживания окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Небылова Я.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологический контроль и мониторинг состояния окружающей среды как экономическая основа устойчивого развития муниципальных образований (на примере г. Новороссийска)»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ Г. НОВОРОССИЙСКА)

© Небылова Я.Г.*

Филиал Кубанского государственного университета, г. Новороссийск

Целью управления муниципальными эколого-природными ресурсами является обеспечение доходной части бюджета для решения социально-экономических проблем муниципального образования, повышения благосостояния и жизненного уровня населения, а также создание благоприятной для проживания окружающей среды.

Ключевые слова: управление муниципальными эколого-природны-ми ресурсами, экологическая ситуация, муниципальный экологический контроль.

Устойчивое развитие экономических основ местного самоуправления -это процесс укрепления местными органами власти своего экономического потенциала путем применения технологий, отличающихся наибольшей сопротивляемостью негативным экономическим и политическим факторам и приносящих наименьший ущерб природной среде территории.

В числе наиболее часто формулируемых целей и задач управления природными ресурсами, стоящими перед муниципальными образованиями, можно отметить экономически эффективное использование и развитие земельных, водных, лесных и иных видов ресурсов для получения максимально возможного положительного сальдо при исполнении муниципального бюджета, роста бюджетных поступлений при одновременном сокращении расходов на выполнение поставленных ограничений, и нормативном содержании ресурсов (экологическом, биологическом). Экономически эффективное управление природными ресурсами основывается на всестороннем анализе финансовых потоков, возникающих при реализации правомочий и обязанностей по отношению к принадлежащим (используемым) муниципальному образованию ресурсам, а также при взаимодействии с другими участниками экономических отношений.

Управление и распоряжение муниципальными эколого-природными ресурсами осуществляется должностными лицами местного самоуправления и органами местного самоуправления, в структуру которых, как правило, входят: представительный орган; глава муниципального образования; мест-

* Доцент кафедры Информатики и математики, кандидат экономических наук, доцент.

ная администрация (исполнительно-распорядительный орган); глава местной администрации; функциональные и территориальные органы местной администрации; другие органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.

К исключительной компетенции представительного органа в части управления муниципальными природными ресурсами относятся: установление, изменение и отмена местного земельного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; принятие планов и программ развития муниципального образования (включая развитие муниципальных природных ресурсов), утверждение отчетов об их исполнении; определение порядка управления и распоряжения природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, связанных с управлением муниципальными природными ресурсами.

Иные полномочия в сфере управления муниципальными природными ресурсами осуществляет местная администрация, возглавляемая главой местной администрации. Разграничение полномочий между функциональными и территориальными органами местной администрации осуществляет глава местной администрации в соответствии с ее структурой, утвержденной представительным органом муниципального образования.

Как и иные объекты муниципальной собственности, муниципальные природные ресурсы подлежат оценке. В системе муниципального управления оценка собственности осуществляется в целях налогообложения, а также в случаях, предусмотренных законом об оценочной деятельности (приватизация, продажа муниципального имущества, внесение доли в уставный капитал, передача в залог, доверительное управление, отчуждение имущества для муниципальных нужд, обоснование инвестиционных контрактов, реализованных за счет бюджетных средств). Оценочные работы выполняются профессиональными оценщиками, имеющими лицензию и аккредитацию при органе управления имуществом. Оценки проводятся на основе договора, а муниципальное образование выступает заказчиком оценочных работ. Органы местного самоуправления имеют возможность регулировать оценочную деятельность, устанавливая правила лицензирования аккредитации.

Правовое зонирование территорий осуществляется органами градостроительства и архитектуры. Кроме зонирования, органы градостроительства и архитектуры разрабатывают планы использования территорий, выдают разрешения на распределение земельных участков, контролируют строительство и использование земли.

Город Новороссийск является одним из крупнейших промышленных городов Краснодарского края. Непосредственная близость Черного моря,

горный хребет, защищающий город от холодных северных и северо-западных ветров, оказывают сильное влияние на климат района. Район города Новороссийска по классификации климатических поясов относится к морскому климату умеренных широт. Климат в городе теплый, мягкий, с дождливой зимой и сухим жарким летом. Резкой смены времени года не наблюдается.

Особенностью климата Новороссийска является бора - жестокие и продолжительные северо-восточные ветры (норд-ост), низвергающиеся с Мар-котхского хребта. В среднем Новороссийская бора за год наблюдается 16 раз, больше половины бывает со скоростью ветра выше 20 м/с, наибольшая скорость 40 м/с и более. Бора - это характерные только для Новороссийска ураганные ветры, дующие с прибрежных невысоких гор в сторону сравнительно теплого моря. В зимнее время бора сопровождается резким понижением температур. Условия для боры создаются, когда над морем располагается область низкого давления, а на суше - высокого. Это приводит к тому, что сухой холодный воздух, устремляется в город, перевалив через Марк-хотский хребет. Неприятное свойство боры проявляется исключительно в холодный период года (ноябрь, декабрь, январь), в тёплое же время он является отличным дезинфектором и быстро просушивает почву. Летом, в засушливый период, сильные ветра преимущественно северо-восточного направления наносят значительный ущерб растительности, приводя к иссушению листвы древесно-кустарниковой растительности.

Речная сеть Новороссийского района относится к бассейнам Черного и Азовского морей. Реки Новороссийского района небольшие и маловодные, большинство из них имеют длину менее 20 км2 и площадь водосбора менее 400 км2. К наиболее значительным рекам Новороссийского района относятся Цемес, Озерейка, Дюрсо, Бакан, Неберджайка. Из наиболее крупных водных объектов в Новороссийском районе можно отметить озеро Абрау и Неберджа-евское водохранилище. Все реки, расположенные к северу от Маркхотского хребта, впадают в реку Кубань, а реки на юго-востоке впадают в Черное море. Реки Новороссийского района отличаются большими уклонами и имеют вид горных ручьев. У многих рек, особенно в верхнем течении, долины имеют каньонообразный характер. Русло рек каменистое или галечниковое.

Водный режим рек своеобразен. Они отличаются высокими паводками от дождей и тающих снегов в холодное время года и устойчивыми низкими уровнями с мая по октябрь. Изредка летняя межень прерывается паводками, вызываемыми ливневыми дождями. Тогда реки могут превращаться в бурные потоки. Снежный покров в бассейнах этих рек неустойчив, и при его таянии ярко выраженного половодья не наблюдается. Для большинства рек характерно отсутствие ледостава. В районе месторождения цементного сырья реки отличаются маловодностью. Большинство из них летом при отсутствии дождей пересыхают. Даже самые крупные реки не имеют постоянного водостока.

Территория города Новороссийска имеет сложный, гористый, сильно пересеченный рельеф, основным морфологическим элементом которого является хребет Маркхот, представляющий собой северно-западную оконечность главного Кавказского хребта, Абрусский и Дообский горные массивы. Хребет Маркхот начинается между поселком Верхнебаканский, и станицей Раевская и протянулся с северо-востока на юго-запад, вдоль Черноморского побережья. В районе города Новороссийска высота хребта достигает 559 м над уровнем моря (гора «Сахарная голова»). Расстояние между хребтом и морем различно, однако наиболее близок он к берегу в районе Цемесской бухты. С восточной стороны сама Цемесская долина и бухта ограничены хребтом Варада с крутыми склонами, которые спускаются к берегу, оставляя узкую прибрежную полосу.

Цемесская бухта Черного моря вдается в материк в северо-западном направлении и имеет продолговатую форму. Цемесская долина лежит в верховьях бухты, по которой протекает впадающая в бухту река Цемесс. Наибольшая длина бухты достигает 16 км, ширина в средней части около 4,5 км. В настоящее время происходит слабое поднятие гор, окружающих море, несколько сантиметров или даже миллиметров в столетие. Одновременно происходит поднятие уровня моря примерно на 20 см в столетие.

Экологическая обстановка в Новороссийске крайне неблагоприятна по многим причинам. В первую очередь это связано с сильным загрязнением воздуха. На загрязнение окружающей среды в районе города оказывают влияние нескольких факторов воздействия: демографический (воздействие собственно человека), физико-механический (воздействие современных машин и механизмов) и технологический (промышленное производство).

Высокий уровень загрязнения воздуха в городе Новороссийске сохраняется в течение последних 5 лет. Ежедневно в результате работы промышленных предприятий города Новороссийска образуется около 15 млн. тонн вредных веществ, представляющих угрозу загрязнения атмосферы. Город расположен у подножья Маркхотского и Абраусского хребтов и не широкой долине р. Цемесс, впадающей в Черное море, что ограничивает развитие его территории и поэтому плотность застройки промышленными предприятиями и жилыми районами велика.

По гидрометеорологическим показателям город находится в зоне повышенного потенциала загрязнения атмосферы. Техногенная нагрузка Новороссийского района складывается из действия промышленных предприятий, автотранспорта, Новороссийского порта, который расположен в Цемесской бухте и жилой зоны.

Один из наиболее значительных источников загрязнения автомобильный транспорт. Причина наличие большого транспортного узла на территории Новороссийска, не приспособленного к пропуску такого количества транспорта. Из-за растущих выбросов в воздух диоксина в городе вполне

реально становится увеличение онкологических заболеваний населения. Общее количество загрязняющих веществ в результате выбросов автотранспорта составляет 17000 тонн (окись углерода, окислы серы, сажа, альдегиды, оксиды азота, углеводороды, бензопирен). Часть вредных веществ, поступающих в атмосферу, оседает на поверхности растений, крышах зданий и вместе с осадками смывается в почву, а затем в море, оказывая при этом дополнительное загрязнение в акватории и почве. Из-за неполного сгорания топлива в двигателе автомобилей часть углеводородов превращается в сажу, содержащую смолистые вещества.

Наиболее опасными из всех видов воздействия на биосферу и здоровье человека является технологическое воздействие, которое распространяется на многие сотни и тысячи километров от источников загрязнения.

Несмотря на принимаемые меры, промышленные предприятия города продолжают выбросы загрязняющих атмосферы вредных веществ. При проведении различных технологических процессов в воздух выделяются твердые и жидкие частицы, а также пары и газы.

Пыль, попадая в организм человека, оказывает фиброгенное воздействие, которое заключается в раздражении слизистых оболочек дыхательных путей. Оседая в легких, пыль задерживается в них и при длительном вдыхании могут возникнуть различные заболевания легких.

Население потребляет в сутки около 194200 м3 воды. Большое количество бытовых сточных вод и сточных вод промышленных предприятий поступает в Цемесскую бухту. Каждые сутки с территории города в море сливается 11387 м3 сточной воды, прошедшей биологическую очистку. Выпуск осуществляется в районе Шесхариса и в районе пос. Алексино и в секундном отношении составляет около 2 м3 загрязненной воды.

Поскольку показатель воздействия человека на природную среду достигает максимальных значений в городе, последний необходимо рассматривать как природную среду, находящуюся в экстремальных условиях. Рекреационное воздействие человека сказывается и на состоянии природных комплексов в сельской местности, а ареал рассеяния промышленных выбросов в атмосферу и биосферу распространяется далеко от города.

По результатам статистической отчетности за последние годы в атмосферу Новороссийска ежегодно выбрасывается около 55000 тонн загрязняющих веществ. Следует отметить, что основная доля этих выбросов приходится на автотранспорт (так в Новороссийске на него приходится около 80 % от общего выброса в атмосферу всех загрязняющих веществ).

Основными загрязнителями атмосферного воздуха являются диоксид азота (N0^), оксид углерода (СО), сернистый ангидрид (SO2), взвешенные вещества, бензопирен, предельные углеводороды. Загрязнение воздуха также зависит от метеорологических условий: ветреная погода, дожди и ливни способствуют очищению воздуха. С 2011 года в Новороссийске загрязнение

воздуха оценивается как высокое (III степень), а качество воздуха неблагоприятное для здоровья. Аэрогенное воздействие на здоровье населения является одним из ведущих факторов антропогенного воздействия.

При этом влияние на организм человека может проявляться, в основном, тремя типами патологических эффектов.

1. Острая интоксикация возникает при одномоментном поступлении токсической ингаляционной дозы. Токсические проявления характеризуются острым началом и выраженными специфическими симптомами отравления.

2. Хроническая интоксикация обусловлена длительным, часто прерывистым, поступлением химических веществ в субтоксических дозах, начинается с появления малоспецифических симптомов.

3. Отдаленные эффекты воздействия токсикантов:

а) гонадотропный эффект - проявляется воздействием на сперматогенез у мужчин и овогенез у женщин, вследствие чего возникают нарушения репродуктивной функции биологического объекта;

б) эмбриотропный эффект - проявляется нарушениями во внутриутробном развитии плода;

в) мутагенный эффект - изменение наследственных свойств организма за счет нарушений ДНК;

г) онкогенный эффект - развитие доброкачественных и злокачественных новообразований.

Результаты медико-экологических и гигиенических исследований убедительно свидетельствуют, что загрязнение атмосферного воздуха вызывает те или иные проявления токсических реакций у населения, начиная с ранних этапов онтогенеза.

По выбросам в атмосферу от автотранспорта Новороссийск занимает 3 место (после Краснодара и Сочи). В г. Новороссийске основными предприятиями, выбрасывающими в атмосферный воздух загрязняющие вещества, являются крупные промышленные предприятия Новороссийского морского транспортного узла (ОАО «НМТП», ОАО «Черномортранснефть», ОАО «Им-портпищепром», ЗАО «КТК-Р»), черной металлургии (ООО «Новоросме-талл») и предприятия по производству цемента (цементные заводы «Пролетарский», «Октябрь», «Первомайский», «Верхнебаканский», «Атакайцемент»).

Через Новороссийск проходит трасса федерального значения с практически круглогодичным интенсивным движением, как грузового, так и легкового автотранспорта. Постоянно увеличивающееся количество автотранспорта, находящегося в собственности жителей г. Новороссийска, и ежедневно выходящего на дороги города, особенно на центральные магистрали в час пик, также вносит свою ощутимую долю в выбросы загрязняющих веществ. Для Новороссийска характерны особые климатические условия, характеризующиеся пониженной рассеивающей способностью атмосферы, в результате чего возникают условия, способствующие периодическому накопления загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы.

На всех крупных промышленных предприятиях Новороссийска организовано проведение производственного лабораторно-инструментального контроля за состоянием атмосферного воздуха на границе своих санитарно-за-щитных зон. Производственный контроль осуществляется, как силами своих лабораторий (ОАО «Новороссийский морской торговый порт», ОАО «Черно-мортранснефть», ОАО «Новоросцемент»), так и с привлечением сторонних организаций, имеющих право на проведение таких видов исследований. Согласно данных производственного контроля осуществляемого предприятиями, содержание в воздухе загрязняющих веществ, как правило, не превышает предельно-допустимых концентраций.

Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в городе Новороссийске осуществляется контроль за уровнем загрязнений атмосферного воздуха в 2-х мониторинговых точках в зоне влияния промышленных предприятий и автомагистралей (Сухумийское шоссе, 6 / Гольмана, 1 и пр. Ленина, 14). Замеры проводятся силами Новороссийского Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» на маршрутных постах в контрольных точках. За последние пять лет специалисты лаборатории ФБУЗ свыше 50-и раз выезжали на отбор проб воздуха по запросу органов прокуратуры, органов местного самоуправления и жалобам граждан на запах газа в атмосферном воздухе. Проведено более 500 исследований на различные загрязняющие вещества, превышения ПДК (по предельным углеводородам С^-С^) были выявлены только один раз.

Замечено, что жалобы жителей на запах газа поступают во время дождя при штиле или легком северо-восточном ветре. Такие метеоусловия можно считать неблагоприятными, т.е. способствующими накоплению вредных веществ в приземном слое атмосферы. По времени запах ощущается от 20 минут до 1,5 часов, что может свидетельствовать о залповом выбросе загрязняющих веществ.

На территории МО г. Новороссийск находится 3 стационарных поста наблюдения и 1 стационарный пост наблюдения в селитебной зоне на ул. Набережная им. Серебрякова. Динамика загрязнения атмосферного воздуха за последние пять лет показывает, что средние концентрации диоксида серы, диоксида азота, сероводорода, формальдегида, бенз(а)пирена понизились, средние концентрации, оксида углерода - остались без изменения, взвешенных веществ - повысились.

Высокий уровень загрязнения воздуха в городе Новороссийске обусловлен, во-первых, высокой антропогенной нагрузкой на атмосферу, связанной с эксплуатацией автотранспортных средств, объектов электроэнергетики, нефтеперерабатывающих предприятий, нефте- и газопроводного транспорта, предприятий топливной, пищевой промышленности, стройиндуст-рии и агропромышленного комплекса, и, во-вторых, климатическими усло-

виями, характеризующимися пониженной рассеивающей способностью атмосферы. Сочетание больших объемов выбросов и формирование повышенного потенциала загрязнения атмосферы приводит к высокому уровню загрязнения, несмотря на сокращение производства и проведение ряда природоохранных мероприятий.

Сегодня в области охраны окружающей среды, а также контроля и надзора за ее состоянием на территории Российской Федерации действуют довольно большое количество контролирующих ведомств, учебных и научно-исследовательских организаций, а также общественных и иных объединений. Например, в Новороссийске их число достигает 50. Используя различные методы, они направляют свою деятельность на решение задач по улучшению качества окружающей среды, охране природных ресурсов, а также осуществление мониторинга и контроля за их состоянием.

Получение обобщенной и достоверной картины о соблюдении требований законодательства в области охраны окружающей среды на подконтрольных объектах в границах муниципального образования возможно лишь при условии четко отработанной схемы взаимодействия всех уровней экологического контроля: государственного, производственного, муниципального и общественного.

При осуществлении экологического контроля в границах муниципального образования все уровни экологического контроля должны быть замкнуты в единую систему и функционировать в условиях взаимодействия и обмена информацией о подконтрольных объектах. Результаты экологического контроля, содержащие сведения о хозяйствующих субъектах, действующих в пределах административных границ муниципального образования, должны координироваться в центральном блоке, что позволит органу исполнительной власти местного самоуправления осуществлять полномочия по планированию, организации и корректировке мероприятий, направленных на улучшение состояния окружающей среды города в целом.

В связи с исключением из данной схемы института муниципального экологического контроля отработанное годами взаимодействие было нарушено, эффективность соблюдения природоохранных норм и требований в границах муниципальных образований существенно снизилась.

Безусловно, максимальный результат в решении вопросов жизнедеятельности города, разработки долгосрочных программных мероприятий в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, распределения финансовых потоков по приоритетности экологических проблем, а также достижения целей стратегии устойчивого развития муниципального образования можно достичь только коллегиально.

Например, в г. Новороссийске в целях координации деятельности контролирующих органов, городских предприятий, организаций и учреждений по вопросам охраны окружающей среды, оперативного решения городских

экологических проблем, обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития города распоряжением главы администрации города от 05.08.2003 г. № 1326-р создан совет по экологической безопасности и устойчивому развитию города. В состав совета вошли: руководители федеральных органов исполнительной власти в области охраны природы, депутаты городской Думы, специалисты администрации города и городской прокуратуры, научно-исследовательских и учебных образований, медицинских учреждений и общественных организаций. Основными задачами совета являются:

- определение приоритетов экологической политики города;

- рассмотрение вопросов координации выполнения общегородских программ и мероприятий экологической направленности;

- координация деятельности природоохранных органов, общественных организаций, занимающихся проблемами охраны природы, экологической безопасности территории города;

- обсуждение предложений государственных, частных и других предприятий, организаций по проблемам экологии и охраны здоровья на селения для выработки рекомендаций по их финансированию из средств городского бюджета.

Совет осуществляет рассмотрение вопросов и готовит соответствующие предложения и рекомендации для внесения на рассмотрение заседаний городской Думы.

К вопросам, подлежащим обсуждению советом, относятся:

- определение основных направлений деятельности по оздоровлению экологической среды города и утверждение программ в области охраны окружающей природной среды, регулирования использования природных ресурсов, определение перечней природоохранных мероприятий;

- рассмотрение вопросов финансирования городских природоохранных экологических программ, проектов и мероприятий;

- рассмотрение материалов общественных экологических экспертиз проектов реконструкции и строительств объектов, наносящих вред окружающей среде и здоровью граждан;

- рассмотрение вопросов о привлечении к административной ответственности граждан, должностных и юридических лиц за невыполнение природоохранного законодательства и нарушение норм экологической безопасности;

- внесение предложений по организации новых и корректировке существующих санитарно-защитных зон;

- рассмотрение предложений о запрещении (приостановлении) размещения и эксплуатации экологически вредных объектов;

- подготовка предложений и внесение ходатайств в территориальные, краевые, федеральные органы государственной власти;

- определение, изменение границ зеленой зоны (лесопарковых зон на территории города);

- осуществление полномочий по проведению политики эффективного экономического стимулирования деятельности юридических лиц и граждан на оздоровление экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки в городе;

- рассмотрение вопросов о льготах и преимуществах, в том числе снижения местных налогов и сборов в целях стимулирования предпринимательской деятельности, направленной на охрану окружающей природной среды;

- рассмотрение общегородских, в том числе научно-исследовательских программ по обеспечению санитарно-эпидемиологического и экологического благополучия населения и контроль за их выполнением;

- рассмотрение в соответствии с законодательством и предоставление специально уполномоченным на то государственным органам (либо согласование с ними) вопросов об установлении статуса памятников природы, об образовании природных заказников местного, краевого или федерального значения, о правилах пользования природными ресурсами, о правилах водопользования, об организации и содержанию зон санитарной охраны водных объектов, о разрешении строительства на землях природоохранного оздоровительного и рекреационного назначения, находящихся в ведении города.

Совет по экологической безопасности и устойчивому развитию наделен определенными правами и обязанностями. Обязанности совета:

1. Рассмотреть поступившие в его адрес предложения, жалобы, обращения граждан и юридических лиц.

2. Принимать решения и своевременно давать отчет заявителям в установленном порядке.

3. Вовлекать широкие слои населения в общественную работу по охране природы и экологической безопасности.

4. Информировать городскую общественность о деятельности Совета через средства массовой информации (печать, радио, телевидение).

Права совета:

- по обсуждаемым экологическим вопросам заслушивать сообщения руководителей (представителей) предприятий, организаций, учреждений, расположенных на территории города, независимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности;

- требовать полную и достоверную информацию по выполнению планов, программ природоохранных мероприятий и соблюдению природоохранного законодательства на предприятиях города различных форм собственности;

- ставить вопросы перед руководителями городских предприятий всех форм собственности о возмещении ущерба, нанесенного окружающей среде и здоровью жителей города;

- с целью принятия обоснованных решений по основным природоохранным вопросам привлекать научно-исследовательские и про-ектно-изыскательные учреждения, лаборатории, отдельных специалистов для проведения необходимых работ и экспертиз.

Однако помимо обсуждения и выработки концептуальных положений по решению экологических проблем городского масштаба в процессе заседаний совета по экологической безопасности и устойчивому развитию для эффективного решения природоохранительных задач в границах муниципального образования наиболее важно достижение взаимодействия и координации процесса каждодневной работы всех природоохранных служб, организаций и учреждений. Для Новороссийска это:

- федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольные и надзорные функции в области охраны окружающей среды: территориальные подразделения Ростехнадзора, Росприрод-надзора, Рос-потребнадзора, Росгидромета, Черноморо-Азовская специализированная морская инспекция (ЧАСМИ), Новороссийский лесхоз, подразделение Кубанского бассейнового водного управления, Черноморская государственная инспекция рыбоохраны, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству. Сюда же можно отнести прокуратуру города как надзорный орган за соблюдением требований природоохранного законодательства на территории муниципального образования;

- органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которые представлены Новороссийской инспекцией департамента по чрезвычайным ситуациям я государственному экологическому контролю администрации Краснодарского края.

Для удобства отображения взаимосвязей в каждом блоке соединены природопользователи и учебные образования, а также научно-исследовательские учреждения и общественные экологические организации. При этом координирующая роль по организации взаимодействия между всеми блоками отводится органу местного самоуправления - администрации и городской Думе г. Новороссийска, так как поступающая информация позволяет принимать грамотные, научно обоснованные управленческие решения, направленные на достижение целей охраны окружающей среды и экологической безопасности в масштабе города.

Список литературы:

1. Небылова Я.Г., Вильчинская О.В., Михайлова З.И., Кулебякина О.А. Управление эколого-природным потенциалом территорий муниципальных

образований как фактор устойчивого социально-экономического развития // Казанская наука. - 2013. - № 3. - 262 с.

2. Небылова Я.Г. Проблемы устойчивого развития муниципального образования (на примере МО город-герой Новороссийск). // Российский журнал местного самоуправления «Муниципальная власть». - 2010. - № 6.

3. Небылова Я.Г., Камбарова Е.А. Проблемы государственного и муниципального управления развитием городов Краснодарского края // Казанская наука. Отчет о результатах деятельности. - Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом, 2010. - № 5. - Вып. 1.- 643 с.

4. Доклад о состоянии природопользования и об охране окружающей среды Краснодарского края в 2013 году. Министерство природных ресурсов Краснодарского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.dpigek.ru.

5. Отчет о результатах деятельности ГБУ КК КИАЦЭМ за 2014 г. [Электронный ресурс] // Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Краснодарского края. - 2014. - Режим доступа: www.sitcek.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.