Научная статья на тему 'Особенности развития системы экологического менеджмента как одного из элементов регулирования экологической безопасности отдельных территорий на примере Ростовской области'

Особенности развития системы экологического менеджмента как одного из элементов регулирования экологической безопасности отдельных территорий на примере Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
86
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ОЦЕНКА / СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шевцова Д. С.

В статье рассматриваются вопросы уровня загрязнённости Ростовской области и муниципального образования на примере города Шахты, с учётом воздействии вредных факторов. Дана оценка состояния загрязнения атмосферного воздуха, утилизация твёрдых бытовых отходов, состояние и очистка водных ресурсов. При рассмотрении экологического состояния территорий используется законодательная и нормативноправовая документация Ростовской области и муниципального образования г. Шахты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития системы экологического менеджмента как одного из элементов регулирования экологической безопасности отдельных территорий на примере Ростовской области»

6) мотивационная (оценка сама по себе выступает важнейшим средством мотивации людей, поскольку показывает направленность желательных - нежелательных форм проявления трудового поведения или отношения к труду).

Все перечисленные функции тесно взаимосвязаны и обеспечивают системный подход к управлению персоналом.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно констатировать, что оценка в системе принятия решений по управлению персоналом несет в себе огромное информационное, аналитическое и контрольное значение.

УДК 332.02 Шевцова

ДС.

ИСОиП(ф)ДГТУ Науч.рук: ст.преп. Ерошева И.Ю.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

МЕНЕДЖМЕНТА КАК ОДНОГО ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ОТДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ

ОБЛАСТИ.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы уровня загрязнённости Ростовской области и муниципального образования на примере города Шахты, с учётом воздействии вредных факторов. Дана оценка состояния загрязнения атмосферного воздуха, утилизация твёрдых бытовых отходов, состояние и очистка водных ресурсов. При рассмотрении экологического состояния территорий используется законодательная и нормативно- правовая документация Ростовской области и муниципального образования г. Шахты.

Ключевые слова: экологический мониторинг, экологическая безопасность, экологический менеджмент, оценка, социо-эколого-экономическая безопасность.

В последние годы тема экологического состояния территории становится наиболее актуальной. Оценка степени воздействия вредных факторов на экологическое состояние муниципальных образований необходима не только в рамках экологических программ, но и для принятия грамотных стратегических и управленческих решений муниципалитетов.

Решение важных экологических проблем как в глобальном масштабе, так и на уровне региона, предприятия требует использование технических, научных, управленческих методов решения, что приводит к появлению такого термина как «экологический менеджмент».

Можно сказать, что сам экологический менеджмент это новое научное направление, которое является совершенно новым учением на стыке управленческой мысли и экологической составляющей.

Интегрированная система менеджмента предприятия призвана решать экологические вопросы путем увязывания задач охраны окружающей среды со своими экономическими возможностями и тем самым обеспечивать максимальную эффективность затрат на природоохранные мероприятия.

Экологическая безопасность - состояние защищённости природной среды, жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [1]. Следует учесть, что управление и мониторинг экологической безопасности проводится на всех уровнях управления: государственном, на уровне территорий и муниципальных образований. Органы регионального и местного самоуправления являются связующим звеном между системой принятия законов, размещением на территориях промышленных производств, развитием инновационных

технологий и качеством жизни людей, защищая не только интересы пополнения бюджетной казны, но и уровень, и возможность проживания населения на данных территориях, отсутствие угрозы жизни этого населения.

Экологически чистые производственные процессы соответствуют требованиям минимизации, нейтрализации выделений (выбросов) загрязняющих веществ, отходов производства, безопасность для здоровья производственного персонала, снижения потребления энергоресурсов, эффективность использования ресурсов.

Наибольший вклад в загрязнение воздушной среды в городах Ростовской области вносят транспорт, промышленные предприятия, производственные и коммунально-бытовые объекты. Для проведения комплексного анализа загрязняющих веществ муниципальных образований была составлена диаграмма на рисунке 1 [2].

Рисунок 1. Сравнение среднегодовой концентрации загрязняющих веществ со средним значением по РФ мг/м3(0,162 мг/м3)

В настоящее время на территории области практически отсутствуют предприятия по переработке твердых бытовых отходов, по извлечению из состава ТБО вторичного сырья и дальнейшего его использования. Кроме двух мусоросортировочных линий, в городах Ростове-на-Дону и Таганроге, в области больше нет ни одного производства по извлечению вторичного сырья из ТБО [2].

В этом вопросе г.Шахты продолжает искать пути решения, так как в г. Шахты выбросы от стационарных источников составляют 759 тонн в год, выбросы от автотранспорта 87,6% от общего количества выбросов, средняя за год концентрация вредных веществ в атмосфере 1,6 тонн от предельно допустимой концентрации[2].

Также острой проблемой г.Шахты является проблема утилизации ТБО. На территории города ежегодно образуется 259,46 тыс.тонн отходов различных классов опасности в том числе преобладают отходы III класса опасности. Для решения данного вопроса Городской Думой г. Шахты от 25.07.2013 года принято решение об участии муниципального образования «Город Шахты» в межмуниципальном сотрудничестве в сфере обращения с отходами с муниципальными образованиями, входящими в Красносулинский МЭОК и администрацией города подписано соглашение по данному вопросу. Так же следует отметить, что продвижения в этом вопросе есть и они положительны 26 февраля 2014г. было подписано концессионное соглашение между МКУ "ДГХ" и ООО "Экострой-Дон" в котором были определены сроки ввода в эксплуатацию мусороперегрузочной станции 26 февраля 2016г., а также нормативны срок использования до 26 февраля 2029г.[3].

Еще одним подтверждением того, что муниципальное образование г. Шахты пытается поддержать и восстановить окружающую среду, служат реализуемые на территории города экологические программы в частности наиболее актуальной является муниципальная целевая программа "Охрана

окружающей среды в городе Шахты на 2011-2015 гг". В соответствии с данной программой для ее реализации предусматривается выделение денежных средств в размере 1098.9 тыс. руб.

Средства для реализации данной программы выделяются как из местного, так и из федерального, регионального бюджета( рисунок 2).

В рамках реализации Федерального закона № 199-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», были даны полномочия органам местной власти в отношении работы по сохранению и поддержанию окружающей среды в регионах.

Рисунок 2 Количество средств выделяемых из различных уровней бюджета на реализацию программы "Охрана окружающей среды в г.Шахты

на 2011-2015гг."

Мы предлагаем механизм экологического менеджмента, который состоит из следующих функций: планирование природоохранной деятельности, организация использования природных ресурсов,

стимулирование эко-образования и эко-культуры, руководство и контроль экосистемой, финансирование экологических исследований и программ.

Таким образом, система экологического менеджмента включает ресурсный потенциал предприятия, систему структурных подразделений, партнёрское сотрудничество, информационные и технологические ресурсы.

Список литературы

1. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды» Справочная система ГАРАНТ.

2. Ерошева И.Ю. Рыжкина В.Н. Экологические проблемы России и ЮФО; Научный потенциал молодёжи - будущему России : материалы и доклады межрег. науч.-практ. конф. 19 апреля 2013 г., г. Волгодонск / редкол. : П.Д. Кравченко [и др.] ; Филиал ДГТУ в г. Волгодонске, 2013. - 216 с. ISBN 978-5-93834-587-4

3. Фатеева С.В., Ерошева И.Ю. Рыжкина В.Н. Оценка экологического состояния Ростовской области и муниципальных образований на примере г. Шахты конференция 16-17 мая 2015 г. Екатеринбург

УДК 336.2 Харченко О.К. ,Черниченко

А.Г.

ЮРИУ РАНХиГС Науч. рук.: д.э.н., проф. Васильев П.П.

ЭФФЕКТИВНОЕ НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР УСКОРЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

ЭКОНОМИКИ

Аннотация. В статье проводится анализ индикаторов реализации программы инновационного развития Российской Федерации, выявляются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.