Меры борьбы с негативными экологическими последствиями в Ростовской области
Зерщикова М.А.. аспирант, ассистент РГСУ, Ростовна-Дону.
Экологическая ситуация в Ростовской области остается напряженной, а уровень загрязнения окружающей среды - высоким. В связи с этим возрастает актуальность проведения мониторинга состояния окружающей среды, изучения динамики ее изменения, определения причин и источников негативного воздействия на окружающую среду, разработки и реализации мер по улучшению экологической ситуации, по рациональному использованию природных ресурсов, проведения воспитательной и образовательной работы с населением Ростовской области.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов производства и потребления.
Порядок расчета платежей за негативное воздействие на окружающую среду определен постановлениями Правительства от 28.08.1992 г. № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и от 12.06.2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (в ред. Постановления правительства Российской Федерации от 01.07.2005 г. № 410).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается с предприятий, учреждений и других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны.
Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъекты хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
По данным Управления Федерального казначейства по Ростовской области по состоянию на 31.12.2008г. по данному виду платежа в бюджеты всех уровней поступило 408 528,2 тыс. руб., что составляет 136,2% от установленного плана. Из общей суммы поступивших платежей 39% составляет плата за негативное воздействие на окружающую среду в пределах установленных нормативов (лимитов), 61% - плата за превышение нормативов (лимитов).
Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляет 7,6% от общей суммы, за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты - 10,2%, за размещение отходов производства и потребления - 82,2%.
Применение существующего механизма корректировки размера платы за негативное воздействие на окружающую среду и (или) освобождения от ее уплаты отдельных категорий плательщиков приведет к снижению поступлений в доходы федерального бюджета и бюджетов муниципальных образований, нарушив тем самым принцип самостоятельности бюджетов, предусмотренный ст. 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, предоставление льгот по плате организациям социальной и культурной сфер, организациям, финансируемым из федерального бюджета и бюджета субъектов Российской Федерации, приостановлено до окончательного решения вопроса о внесении изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации.
В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации 40% перечисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду поступает в бюджеты муниципальных районов и городских округов, на территории которых расположены источники негативного воздействии на окружающую среду.
В течение 2008 года многие предприятия получили вышеуказанные лицензии и необходимые лимиты. Таким образом, количество предприятий, осуществляющих плату за сверхлимитное размещение отходов, в 2009 году значительно уменьшится.
При этом необходимо учитывать, что проведение государственного экологического контроля, как на федеральном, так и на областном уровне направлено на расширение охвата предприятий нормированием в области охраны окружающей среды. Вследствие этого ежегодно все большее количество хозяйствующих субъектов получают разрешения на выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов. Это в свою очередь приводит к снижению объемов поступлений платы за сверхлимитные выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов.
Комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области периодически проводятся совещания и семинары со специалистами природоохранных служб муниципальных образований Ростовской области, в ходе которых рассматриваются вопросы и обсуждаются проблемы, возникающие при расчетах и внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду. При возникновении конкретных вопросов у природопользователей и сотрудников муниципальных образований специалисты комитета в оперативном порядке оказывают необходимую консультативную и методическую помощь.
Государственная экологическая экспертиза является одним из наиболее значимых средств обеспечения соблюдения права каждого гражданина на благоприятную экологическую среду [1]. Достигается это посредством предупреждения негативных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
К объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня относятся:
- проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;
- проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
- проекты соглашений о разделе продукции;
- материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции федеральных органов исполнительной власти;
- проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
- материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации; объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
- объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
-доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
-реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
-истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
-внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Для объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, разрешения на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду в атмосферный воздух выдаются МТУ Ростехнадзора по ЮФО. Юридическим лицам, не подлежащим федеральному государственному экологическому контролю, разрешения на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду в атмосферный воздух выдаются Комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области.
Для повышения эффективности охраны окружающей среды на территории Ростовской области была разработана и принята «Областная целевая программа в области охраны окружающей среды и рационального природопользования на 2007 - 2010 годы» [2].
Задача по повышению эффективности экологического мониторинга с целью получения своевременной, достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и её изменениях в зонах возможного негативного воздействия решалась через выполнение следующих мероприятий:
• мероприятия по мониторингу и контролю качества окружающей среды, реализуемые государственным учреждением «Ростовский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями». Реализация указанного мероприятия позволяет получать достоверную информацию для принятия управленческих решений в области охраны окружающей среды, мероприятие выполнено в полном объеме;
• обоснование создания центра экологического мониторинга Ростовской области -проект создания экологической лаборатории для исполнения полномочий по государственному экологическому контролю, выполнено в полном объеме.
Решение задачи по реализации научно-исследовательских работ и проектов с целью создания научной основы охраны окружающей среды, разработки научно обоснованных мероприятий по улучшению и восстановлению окружающей среды представлено выполнением следующих мероприятий:
• завершены работы по разработке концепции организации и развития областной
комплексной системы мониторинга за состоянием окружающей среды (экологического
мониторинга);
• завершены работы по разработке региональной программы обеспечения
безопасности гидротехнических сооружений;
• завершены работы по созданию электронной модели затопления поймы Нижнего
Дона при расходах различной обеспеченности на основе технологий гео-информационных систем (ГИС).
В целях реализации задачи по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера Ростблкомприродой осуществлялись мероприятия по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях, расположенных на территории Ростовской области.
В рамках решения проблемы несанкционированных свалок опасных отходов, которые являются источником загрязнения почвогрунтов, подземных и поверхностных вод, минстроем Ростовской области были построены полигоны твердых бытовых отходов (далее - ТБО) в п.
Матвеев-Курган Матвеево-Курганского района, п. Орловский Орловского района, п. Веселый Веселовского района.
На проведение мероприятий по обеспечению экологической безопасности на территории Ростовской области было запланировано 315 986,2 тыс. рублей, освоено 101 126,2 тыс. рублей, или 32 процента, в том числе освоено средств областного бюджета 100 процентов, предприятий -
14.9 процента. На реализацию в 2008 году Областной целевой программы в области охраны окружающей среды и рационального природопользования на 2007- 2010 годы предусмотрено 525
413.9 тыс. рублей, освоено 517 485,6 тыс. рублей, фактически профинансировано 474 499,5 тыс. рублей
Средства федерального бюджета освоены в объеме 166 787,0 тыс. рублей или 95,7 процента к плановым назначениям.
В результате выполнения мероприятий Программы в 2008 году на 20 процентов увеличена доля месторождений подземных вод, подготовленных для промышленного освоения, созданы условия для устойчивого хозяйственно-питьевого водоснабжения сельских населенных пунктов Родионово-Несветайского района, а также населенных пунктов, находящихся на территории Восточного Донбасса (города Гуково, Зверево и шахтерские поселки в Каменском и Красносулинском районах), испытывающих дефицит в качественной питьевой воде.
Увеличение на 25 процентов объема информационных ресурсов базы данных недропользования обеспечило эффективное функционирование автоматизированной системы лицензирования недропользования и принятие оперативных управленческих решений при регулировании вопросов недропользования на территории области.
Предотвращен ущерб от негативного воздействия вод в результате проведения мероприятий по расчистке русел рек на сумму 196,5 млн. рублей, в том числе по реке Темерник -на 89,4 млн. рублей. Расчистка рек способствовала улучшению экологической обстановки, понижению уровня грунтовых вод, предупреждению заболачивания прилегающих территорий, повышению проточности, улучшению водообмена в реках.
В результате проведения мероприятий по берегоукреплению уменьшилось негативное воздействие вод на строения и хозяйственные объекты, расположенные в непосредственной близости к разрушаемому берегу, сумма предотвращенного ущерба составила 90,8 млн. рублей.
В результате выполненных работ по капитальному ремонту гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, произошло уменьшение доли аварийно-опасных гидротехнических сооружений на 8,2 процента. Приведение в работоспособное состояние отремонтированных гидротехнических сооружений позволит уменьшить угрозу гидродинамических аварий и возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с затоплением населенных пунктов.
Реализация мероприятий по снижению объемов негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности обеспечила сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу более чем на 10 тонн в год. В результате выполнения работ по мониторингу и контролю качества окружающей среды объемы информации о состоянии окружающей среды, поступающей в Администрацию Ростовской области для принятия управленческих решений, увеличены на 8 %.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Закон об охране окружающей природной среды от 10.01.2002. № 7-ФЗ.
2. Раяцкас Р.Л., Чяканавичюс А.П., Радунис В.Ю. К методологии оценки экономических издержек окружающей природной среды//Экономика и математические методы.-1981.-Т.21, вып.4,-С.593
3. Федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы (2002-2010 годы)».