Научная статья на тему 'Сценарий устойчивого развития Ростовской области'

Сценарий устойчивого развития Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
483
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЦЕНАРИЙ / ЭКОЛОГОУСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЛАСТИ / SCENARIO / EKOLOGOUSTOYCHIVY DEVELOPMENT / EKOLOGIZATSIYA OF A PRODUCTION ACTIVITY OF THE ENTERPRISES OF AREA

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Савон Диана Юрьевна, Гассий Виолетта Валерьевна

В статье раскрыты актуальные проблемы обеспечения экологизации производственной сферы как основы экологоустойчивого развития. Предложены перспективные и направления инновационного развития экономики Ростовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Савон Диана Юрьевна, Гассий Виолетта Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scenario of the sustainable development of the rostov region

In article actual problems of providing an ekologizatsiya of the production sphere as bases of ekologoustoychivy development are opened. Are offered perspective and the directions of innovative development of economy of the Rostov region.

Текст научной работы на тему «Сценарий устойчивого развития Ростовской области»

СЦЕНАРИЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Д.Ю. Савон, РГСУ, г.Ростов-на-Дону

В.В. Гассий, Кубанский государственный университет, г.Краснодар

Экологическая доктрина России признает, что в свете концепции устойчивого развития и все более возрастающей опасности экологических катастроф как глобальных, так и локальных первостепенное значение должно придаваться инновационным мероприятиям по охране окружающей среды, восстановлению и развитию социальноэкологической инфраструктуры, обеспечению экологизации производственной сферы как основы устойчивого развития.

Обеспечение своевременного и в полном объеме финансирования природоохранных мероприятий является в настоящее время главной задачей на пути к достижению целей устойчивого развития.

Возникающие в процессе производственно-хозяйственной деятельности противоречия между экономическими интересами их участников и экологическим состоянием природно-хозяйственных систем могут быть успешно разрешены или достаточно эффективно сглажены в случае активизации вмешательства государственных органов управления и общественности в процессе реструктуризации производственной сферы.

В данном контексте необходимо констатировать тот факт, что именно эффективно функционирующий инновационный механизм экологизации производственной сферы вполне возможно рассматривать в качестве социально-экономического гаранта устойчивого поступательного развития регионов России, стимулирования их природохозяйственного прогресса и инвестиционной деятельности и, как следствие, повышения благосостояния населения.

Разрешение противоречия между экономическими интересами и экологическим состоянием являются одной из первостепенных задач общества, связанных с поиском возможностей эффективного инновационного использования природных ресурсов и увеличения экономического роста.

На современном этапе развития человеческого общества без продуманной экологической политики невозможен дальнейший экономический рост в регионе. В настоящее время, на данном этапе, общество развивается по несбалансированной, неуравновешенной, диспропорциональной направленности, решая, в первую очередь, экономические задачи в ущерб экологическим [3, С.196].

Такой подход привел к кризису эколого-экономической системы в целом и возникновению зон экологических катастроф.

Динамика расходов на охрану окружающей среды по Ростовской области к ВРП, приведенные в табл.1 не могут гарантировать сохранение качества среды обитания и благополучие природных объектов при стремлении к устойчивому развитию экономики. Такие расходы, по мнению зарубежных экспертов, должны составлять не менее 5-8% ВВП.

За 2010 год, по данным Государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников по Ростовской области увеличились на 26,6 тыс. тонн по сравнению с 2009 годом. Города Ростовской области Новочеркасск, Ростов-на-Дону входит в список 30 российских городов с наибольшим уровнем загрязнения атмосферы [1,С.13]. По данным экологического мониторинга, проводимого Центром мониторинга г. Ростова-на-Дону выявлено, что стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу имеют более 4000 предприятий и организаций. Наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносят объекты 1 - 2 категории опасности по уровню

загрязнения атмосферного воздуха-предприятия теплоэнергетического,

металлургического, нефтехимического, машиностроительного комплексов, а также объекты транспортной инфраструктуры, и сельскохозяйственные холдинги.

Таблица 1 - Динамика расходов на охрану окружающей среды по Ростовской

области

2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год

ВРП в основных ценах, млн. руб. 263051, 5 340012, 5 450434, 7 576386, 1 548662, 5 629499, 3

Текущие затраты на охрану окружающей среды (по направлениям природоохранной деятельности), млн. руб. 2150 2520 2850 2567 2710 2830

% к ВРП 0,82 0,74 0,63 0,44 0,49 0,45

Во многих городах Ростовской области основным загрязнителем атмосферного воздуха является автотранспорт. В настоящее время количество автотранспорта постоянно растёт, в первую очередь, индивидуального, а электротранспорт (трамваи и троллейбусы) наоборот сокращается. Загрязнение атмосферного воздуха формальдегидом по-прежнему остается в Ростове-на-Дону выше среднего по стране. Концентрации окислов азота выше среднего по стране в Азове, Ростове-на-Дону, Шахтах, Новочеркасске и Таганроге. Выше среднего по стране содержание фенола в Ростове-на-Дону и Новочеркасске. Среднее за год значение фторида водорода в Новочеркасске равно среднему по стране. Выбросы формальдегида от стационарных источников выявлены на 36 предприятиях различных отраслей промышленности. В 2010 году практически во всех обследуемых городах характерно превышение над средним по стране уровня загрязнения взвешенными веществами (пылью) (кроме г. Цимлянск) и оксидом углерода (кроме городов Азов, Волгодонск и Цимлянск).

На территории Российской Федерации бассейн реки Дон охватывает полностью или частично территорию 15 субъектов.

В пределах Ростовской области качество воды реки Дон формируется под влиянием сбросов сточных вод городов Волгодонска, Константиновска, Семикаракорска, Ростова-на-Дону, Азова; основных притоков рек Сев. Донец, Сал, Маныч, Аксай, Темерник и другие. Местоположение сбросов рассматриваемых сточных вод в реке Дон находится в пределах городской черты г. Ростова-на-Дону.

Ежегодно в Ростове-на-Дону образуется более 860 тыс. тонн отходов [2, С.207]. Средний ежегодный прирост объемов образования городских отходов устойчиво составляет 7-10%, на территории Ростовской области ежегодно образуется более 4,5 млн. тонн твердых бытовых отходов. Общая площадь земель, занятых под полигоны и свалки ТБО по Ростовской области, составляет около 1 тыс. 277 га, под несанкционированные свалки - 187,4 га.

Общей проблемой для всех субъектов Ростовской области является практическое отсутствие полигонов промышленных отходов, которые хранятся на предприятиях. Для значительной части промышленных отходов методы утилизации и обезвреживания отсутствуют или оказываются дорогостоящими. Основные виды не утилизируемых опасных отходов промышленности продолжительное время накапливались на территории предприятий, их количества давно превысили предельно допустимые. На ряде предприятий способы, места и сроки хранения опасных отходов не соответствуют требованиям природоохранного законодательства.

Определенную опасность представляют отходы животноводства, являясь загрязнителями почв, водных объектов. Как правило, фермы, птицефабрики не имеют специально оборудованных навозохранилищ и жижесборников.

Нерешенной проблемой в области остается утилизация пестицидов и агрохимикатов, пришедших в негодность и запрещенных к применению. На территории области остается около 1300 тонн бесхозяйных пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов.

Продолжается интенсивное развитие таких негативных процессов и явлений, как водная и ветровая эрозия, потери гумуса, переувлажнение, засоление, осолонцевание, загрязнение почв и грунтов токсичными веществами. Все эти процессы приводят к разрушению почв и снижению их плодородия, опустыниванию крупных массивов, ухудшению эколого-токсикологической обстановки, сокращению биоразнообразия.

Не снижается острота проблемы техногенного нарушения земель и невыполнения обязанностей по их рекультивации.

Значительные площади почвенного покрова загрязнены нефтепродуктами. Основными загрязнителями являются нефте- и газодобывающие предприятия. Нефтепродуктами и фенолами загрязнены почвы вдоль линии нефтяных месторождений. Участились случаи аварий на объектах транспортировки и переработки нефти. Повсеместно почвы и зоны аэрации значительно загрязнены в местах расположения АЗС и нефтебаз, складов ГСМ.

В числе наиболее приоритетных экологических и социально-экономических проблем округа - опустынивание. Общая площадь земель, подверженных опустыниванию в пределах округа, составляет по разным оценкам 20-30 млн. га. Значительные масштабы проявления опустынивания отмечаются в Ростовской области и других территориях округа.

Усиливает отрицательный эффект опустынивания развитие в округе промышленного освоения месторождений полезных ископаемых и крупных газонефтяных комплексов, химической и нефтеперерабатывающей промышленности, электроэнергетики, производство стройматериалов, поскольку применяемые технологии еще далеки от совершенства, а финансирование природоохранных мероприятий традиционно осуществляется по остаточному принципу.

Оценивая в целом предпринимаемые в настоящее время действия по ликвидации последствий опустынивания и его предотвращению, следует признать их малоэффективными и не адекватными масштабам проблемы, процессы опустынивания прогрессируют, охватывая новые площади. Сложившаяся ситуация требует принятия неотложных мер и оказания эффективной государственной поддержки.

Несмотря на принимаемые меры, продолжает остро стоять вопрос очистки загрязненных шахтных вод и доведение ее качества до требований нормативных документов в Восточном Донбассе. Существующие технологии и технические средства очистки минерализованных шахтных вод не позволяют применить экономически целесообразные способы ее деминерализации.

Рост заболеваемости злокачественными новообразованиями среди населения области зарегистрирован в 19-ти районах и 7-ми городах. Наиболее высокий уровень заболеваемости отмечается в Матвеево-Курганском (447,0 на 100 тыс. населения) и Песчанокопском (415,7 на 100 тыс. человек) районах, в городах Таганрог (441,4 на 100 тыс. человек), Азов (427,0 на 100 тыс., населения), Донецк (406,5 на 100 тыс. населения). Самый низкий уровень заболеваемости злокачественными новообразованиями в Милютинском (194,6 на 100 тыс. населения) и Дубовском (205,6 на 100 тыс. населения) районах [1, С. 87].

Экологическая ситуация в Ростовской области также сильно дифференцирована по городам и районам. По проведенным исследованиям наблюдается взаимосвязь заболеваемости населения и качества окружающей среды. Наибольшие значения заболеваемости приходятся на Аксайский, 3ерноградский, Веселовский районы, на города Таганрог, Новочеркасск и Ростов. Именно этим городам и районам соответствуют наибольшие значения выбросов в гидро- и атмосферу. Таким образом, можно говорить о

прямой зависимости показателя заболеваемости населения от показателей качества окружающей среды. Известно, что хорошим инструментом исследования статистических зависимостей являются методы экономико-математического моделирования.

Комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Ростовской области принимаются природоохранные меры и предлагаются конкретные пути дальнейшего решения проблем, связанных с антропогенным влиянием промышленных предприятий.

На строительство природоохранных объектов в 2010г. организациями (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) использовано 72,4 млрд.рублей, или 1,1% в общем объеме инвестиций в основной капитал (в 2009г. - 1,2%). Значительная роль в инвестиционном процессе области принадлежит крупным и средним организациям, на долю которых в январе-июне 2010 года приходится 61 % от общего объема инвестиций (за аналогичный период 2009 года - 59,7%).

Объём инвестиций, который привлечён в экономику Ростовской области за счёт бюджетных и внебюджетных источников в 2011 году, составил примерно 195 миллиардов рублей. На строительство природоохранных объектов в I квартале 2011г. организациями (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) использовано 10,0 млрд.рублей, или 1,0% в общем объеме инвестиций в основной капитал (в I квартале 2010г. - 0,8%).

Широкое распространение за рубежом получила переработка отходов сельского хозяйства в органические отходы и биогаз в анаэробных условиях (без доступа кислорода). Внедрение биогазовых установок улучшает экологическую обстановку на животноводческих фермах, птицефабриках и на прилегающих территориях, предотвращаются вредные воздействия на окружающую среду природного газа. В области биогаз из сельскохозяйственных отходов добывается в ОАО «им.Ленина», ООО «Вера», СПК (колхоз) «Колос», Матвеево-Курканского района, ЗАО «Батайское» Азовского района, что позволяет не только решить вопрос утилизации навоза, использования альтернативных источников газа, электроэнергии, биоудобрений, но и значительно уменьшить выбросы в атмосферу вредных парниковых газов в соответствии с условиями Киотского протокола.

Региональная политика экологизации должна быть направлена на достижение главных целей социально-экономического развития: обеспечение экологической

безопасности населения как составляющей качества жизни и повышение конкурентоспособности региональной экономики. Эти цели взаимосвязаны, и поэтому обеспечение требуемого уровня экологической чистоты производства и продукта должно стать стратегической целью хозяйствующих субъектов и региональной политики устойчивого развития.

Список литературы

1. Анопченко Т.Ю., Савон Д.Ю. Ростовская область. Устойчивое развитие: опыт, проблемы, перспективы. - М.: Институт устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации /Центр экологической политики России, 2011. - 120с.

2. О состоянии окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области в 2010 году. Под ред. Курдюмова С.Г. и др. Экологический вестник Дона, 2011. - 375с.

3. Савон Д.Ю., Гассий В.В. Деятельность субъектов государственно-частного партнёрства при реализации приоритетных национальных проектов в условиях устойчивого развития //Экономические и гуманитарные исследования регионов. Научно-теоретический журнал. - Ростов-на-Дону, 2012. - №2.-С.195-204.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.