СЦЕНАРИЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Д.Ю. Савон, РГСУ, г.Ростов-на-Дону
В.В. Гассий, Кубанский государственный университет, г.Краснодар
Экологическая доктрина России признает, что в свете концепции устойчивого развития и все более возрастающей опасности экологических катастроф как глобальных, так и локальных первостепенное значение должно придаваться инновационным мероприятиям по охране окружающей среды, восстановлению и развитию социальноэкологической инфраструктуры, обеспечению экологизации производственной сферы как основы устойчивого развития.
Обеспечение своевременного и в полном объеме финансирования природоохранных мероприятий является в настоящее время главной задачей на пути к достижению целей устойчивого развития.
Возникающие в процессе производственно-хозяйственной деятельности противоречия между экономическими интересами их участников и экологическим состоянием природно-хозяйственных систем могут быть успешно разрешены или достаточно эффективно сглажены в случае активизации вмешательства государственных органов управления и общественности в процессе реструктуризации производственной сферы.
В данном контексте необходимо констатировать тот факт, что именно эффективно функционирующий инновационный механизм экологизации производственной сферы вполне возможно рассматривать в качестве социально-экономического гаранта устойчивого поступательного развития регионов России, стимулирования их природохозяйственного прогресса и инвестиционной деятельности и, как следствие, повышения благосостояния населения.
Разрешение противоречия между экономическими интересами и экологическим состоянием являются одной из первостепенных задач общества, связанных с поиском возможностей эффективного инновационного использования природных ресурсов и увеличения экономического роста.
На современном этапе развития человеческого общества без продуманной экологической политики невозможен дальнейший экономический рост в регионе. В настоящее время, на данном этапе, общество развивается по несбалансированной, неуравновешенной, диспропорциональной направленности, решая, в первую очередь, экономические задачи в ущерб экологическим [3, С.196].
Такой подход привел к кризису эколого-экономической системы в целом и возникновению зон экологических катастроф.
Динамика расходов на охрану окружающей среды по Ростовской области к ВРП, приведенные в табл.1 не могут гарантировать сохранение качества среды обитания и благополучие природных объектов при стремлении к устойчивому развитию экономики. Такие расходы, по мнению зарубежных экспертов, должны составлять не менее 5-8% ВВП.
За 2010 год, по данным Государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников по Ростовской области увеличились на 26,6 тыс. тонн по сравнению с 2009 годом. Города Ростовской области Новочеркасск, Ростов-на-Дону входит в список 30 российских городов с наибольшим уровнем загрязнения атмосферы [1,С.13]. По данным экологического мониторинга, проводимого Центром мониторинга г. Ростова-на-Дону выявлено, что стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу имеют более 4000 предприятий и организаций. Наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносят объекты 1 - 2 категории опасности по уровню
загрязнения атмосферного воздуха-предприятия теплоэнергетического,
металлургического, нефтехимического, машиностроительного комплексов, а также объекты транспортной инфраструктуры, и сельскохозяйственные холдинги.
Таблица 1 - Динамика расходов на охрану окружающей среды по Ростовской
области
2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
ВРП в основных ценах, млн. руб. 263051, 5 340012, 5 450434, 7 576386, 1 548662, 5 629499, 3
Текущие затраты на охрану окружающей среды (по направлениям природоохранной деятельности), млн. руб. 2150 2520 2850 2567 2710 2830
% к ВРП 0,82 0,74 0,63 0,44 0,49 0,45
Во многих городах Ростовской области основным загрязнителем атмосферного воздуха является автотранспорт. В настоящее время количество автотранспорта постоянно растёт, в первую очередь, индивидуального, а электротранспорт (трамваи и троллейбусы) наоборот сокращается. Загрязнение атмосферного воздуха формальдегидом по-прежнему остается в Ростове-на-Дону выше среднего по стране. Концентрации окислов азота выше среднего по стране в Азове, Ростове-на-Дону, Шахтах, Новочеркасске и Таганроге. Выше среднего по стране содержание фенола в Ростове-на-Дону и Новочеркасске. Среднее за год значение фторида водорода в Новочеркасске равно среднему по стране. Выбросы формальдегида от стационарных источников выявлены на 36 предприятиях различных отраслей промышленности. В 2010 году практически во всех обследуемых городах характерно превышение над средним по стране уровня загрязнения взвешенными веществами (пылью) (кроме г. Цимлянск) и оксидом углерода (кроме городов Азов, Волгодонск и Цимлянск).
На территории Российской Федерации бассейн реки Дон охватывает полностью или частично территорию 15 субъектов.
В пределах Ростовской области качество воды реки Дон формируется под влиянием сбросов сточных вод городов Волгодонска, Константиновска, Семикаракорска, Ростова-на-Дону, Азова; основных притоков рек Сев. Донец, Сал, Маныч, Аксай, Темерник и другие. Местоположение сбросов рассматриваемых сточных вод в реке Дон находится в пределах городской черты г. Ростова-на-Дону.
Ежегодно в Ростове-на-Дону образуется более 860 тыс. тонн отходов [2, С.207]. Средний ежегодный прирост объемов образования городских отходов устойчиво составляет 7-10%, на территории Ростовской области ежегодно образуется более 4,5 млн. тонн твердых бытовых отходов. Общая площадь земель, занятых под полигоны и свалки ТБО по Ростовской области, составляет около 1 тыс. 277 га, под несанкционированные свалки - 187,4 га.
Общей проблемой для всех субъектов Ростовской области является практическое отсутствие полигонов промышленных отходов, которые хранятся на предприятиях. Для значительной части промышленных отходов методы утилизации и обезвреживания отсутствуют или оказываются дорогостоящими. Основные виды не утилизируемых опасных отходов промышленности продолжительное время накапливались на территории предприятий, их количества давно превысили предельно допустимые. На ряде предприятий способы, места и сроки хранения опасных отходов не соответствуют требованиям природоохранного законодательства.
Определенную опасность представляют отходы животноводства, являясь загрязнителями почв, водных объектов. Как правило, фермы, птицефабрики не имеют специально оборудованных навозохранилищ и жижесборников.
Нерешенной проблемой в области остается утилизация пестицидов и агрохимикатов, пришедших в негодность и запрещенных к применению. На территории области остается около 1300 тонн бесхозяйных пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов.
Продолжается интенсивное развитие таких негативных процессов и явлений, как водная и ветровая эрозия, потери гумуса, переувлажнение, засоление, осолонцевание, загрязнение почв и грунтов токсичными веществами. Все эти процессы приводят к разрушению почв и снижению их плодородия, опустыниванию крупных массивов, ухудшению эколого-токсикологической обстановки, сокращению биоразнообразия.
Не снижается острота проблемы техногенного нарушения земель и невыполнения обязанностей по их рекультивации.
Значительные площади почвенного покрова загрязнены нефтепродуктами. Основными загрязнителями являются нефте- и газодобывающие предприятия. Нефтепродуктами и фенолами загрязнены почвы вдоль линии нефтяных месторождений. Участились случаи аварий на объектах транспортировки и переработки нефти. Повсеместно почвы и зоны аэрации значительно загрязнены в местах расположения АЗС и нефтебаз, складов ГСМ.
В числе наиболее приоритетных экологических и социально-экономических проблем округа - опустынивание. Общая площадь земель, подверженных опустыниванию в пределах округа, составляет по разным оценкам 20-30 млн. га. Значительные масштабы проявления опустынивания отмечаются в Ростовской области и других территориях округа.
Усиливает отрицательный эффект опустынивания развитие в округе промышленного освоения месторождений полезных ископаемых и крупных газонефтяных комплексов, химической и нефтеперерабатывающей промышленности, электроэнергетики, производство стройматериалов, поскольку применяемые технологии еще далеки от совершенства, а финансирование природоохранных мероприятий традиционно осуществляется по остаточному принципу.
Оценивая в целом предпринимаемые в настоящее время действия по ликвидации последствий опустынивания и его предотвращению, следует признать их малоэффективными и не адекватными масштабам проблемы, процессы опустынивания прогрессируют, охватывая новые площади. Сложившаяся ситуация требует принятия неотложных мер и оказания эффективной государственной поддержки.
Несмотря на принимаемые меры, продолжает остро стоять вопрос очистки загрязненных шахтных вод и доведение ее качества до требований нормативных документов в Восточном Донбассе. Существующие технологии и технические средства очистки минерализованных шахтных вод не позволяют применить экономически целесообразные способы ее деминерализации.
Рост заболеваемости злокачественными новообразованиями среди населения области зарегистрирован в 19-ти районах и 7-ми городах. Наиболее высокий уровень заболеваемости отмечается в Матвеево-Курганском (447,0 на 100 тыс. населения) и Песчанокопском (415,7 на 100 тыс. человек) районах, в городах Таганрог (441,4 на 100 тыс. человек), Азов (427,0 на 100 тыс., населения), Донецк (406,5 на 100 тыс. населения). Самый низкий уровень заболеваемости злокачественными новообразованиями в Милютинском (194,6 на 100 тыс. населения) и Дубовском (205,6 на 100 тыс. населения) районах [1, С. 87].
Экологическая ситуация в Ростовской области также сильно дифференцирована по городам и районам. По проведенным исследованиям наблюдается взаимосвязь заболеваемости населения и качества окружающей среды. Наибольшие значения заболеваемости приходятся на Аксайский, 3ерноградский, Веселовский районы, на города Таганрог, Новочеркасск и Ростов. Именно этим городам и районам соответствуют наибольшие значения выбросов в гидро- и атмосферу. Таким образом, можно говорить о
прямой зависимости показателя заболеваемости населения от показателей качества окружающей среды. Известно, что хорошим инструментом исследования статистических зависимостей являются методы экономико-математического моделирования.
Комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Ростовской области принимаются природоохранные меры и предлагаются конкретные пути дальнейшего решения проблем, связанных с антропогенным влиянием промышленных предприятий.
На строительство природоохранных объектов в 2010г. организациями (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) использовано 72,4 млрд.рублей, или 1,1% в общем объеме инвестиций в основной капитал (в 2009г. - 1,2%). Значительная роль в инвестиционном процессе области принадлежит крупным и средним организациям, на долю которых в январе-июне 2010 года приходится 61 % от общего объема инвестиций (за аналогичный период 2009 года - 59,7%).
Объём инвестиций, который привлечён в экономику Ростовской области за счёт бюджетных и внебюджетных источников в 2011 году, составил примерно 195 миллиардов рублей. На строительство природоохранных объектов в I квартале 2011г. организациями (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) использовано 10,0 млрд.рублей, или 1,0% в общем объеме инвестиций в основной капитал (в I квартале 2010г. - 0,8%).
Широкое распространение за рубежом получила переработка отходов сельского хозяйства в органические отходы и биогаз в анаэробных условиях (без доступа кислорода). Внедрение биогазовых установок улучшает экологическую обстановку на животноводческих фермах, птицефабриках и на прилегающих территориях, предотвращаются вредные воздействия на окружающую среду природного газа. В области биогаз из сельскохозяйственных отходов добывается в ОАО «им.Ленина», ООО «Вера», СПК (колхоз) «Колос», Матвеево-Курканского района, ЗАО «Батайское» Азовского района, что позволяет не только решить вопрос утилизации навоза, использования альтернативных источников газа, электроэнергии, биоудобрений, но и значительно уменьшить выбросы в атмосферу вредных парниковых газов в соответствии с условиями Киотского протокола.
Региональная политика экологизации должна быть направлена на достижение главных целей социально-экономического развития: обеспечение экологической
безопасности населения как составляющей качества жизни и повышение конкурентоспособности региональной экономики. Эти цели взаимосвязаны, и поэтому обеспечение требуемого уровня экологической чистоты производства и продукта должно стать стратегической целью хозяйствующих субъектов и региональной политики устойчивого развития.
Список литературы
1. Анопченко Т.Ю., Савон Д.Ю. Ростовская область. Устойчивое развитие: опыт, проблемы, перспективы. - М.: Институт устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации /Центр экологической политики России, 2011. - 120с.
2. О состоянии окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области в 2010 году. Под ред. Курдюмова С.Г. и др. Экологический вестник Дона, 2011. - 375с.
3. Савон Д.Ю., Гассий В.В. Деятельность субъектов государственно-частного партнёрства при реализации приоритетных национальных проектов в условиях устойчивого развития //Экономические и гуманитарные исследования регионов. Научно-теоретический журнал. - Ростов-на-Дону, 2012. - №2.-С.195-204.