Научная статья на тему 'Формирование муниципальной среды экологической безопасности'

Формирование муниципальной среды экологической безопасности Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
761
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / MUNICIPAL UNIT / ENVIRONMENT / ECOLOGICAL SAFETY / MUNICIPAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Мосорова Полина Олеговна, Иода Юлия Владимировна

Формирование среды экологической безопасности на всех уровнях принципиально важно для обеспечения здоровья нации. К одной из важных проблем относится обеспечение приемлемого уровня экологической безопасности на муниципальном уровне. Обеспечить управляемость общественными отношениями и процессами, упорядочить все многообразие социальных и организационных форм общественного бытия муниципальное управление может при условии, если само достигнет качества системности, организованной целостности составляющих его частей и компонентов. Город является сложным организмом. Росту городов сопутствуют увеличение загрязнений воздушного бассейна, водных объектов и почвы, деградация земель сельскохозяйственного назначения на примыкающих территориях. В связи с этим в последние годы достаточно серьезной проблемой, требующей особого внимания и поисков ее решения, стал вопрос формирования целостной экологической среды в муниципалитетах крупных промышленных городов. Окружающая среда современных городов страдает больше всего от экологически грязной промышленной продукции: машин, оборудования и технологий, применяемых, прежде всего, в автомобильной, энергетической, химической промышленности, черной и цветной металлургии. Помимо того, следует обратить внимание на то, что архитектура и городская планировка с большим трудом поддаются экологизации. Вопреки желанию людей города строят из многоэтажных жилых зданий, почти без учета климатических факторов, шумовой нагрузки улиц, вообще особенностей среды жизни и психологии человека. Большая плотность населения в городах, отсутствие зеленых насаждений, дальность поездок на работу и т. д. зачастую способствуют повышению уровня заболеваемости жителей городских населенных пунктов, травматизму, агрессивности, алкоголизму и наркомании. Сегодня одним из направлений решения этой проблемы является разработка и реализация комплексных муниципальных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Мосорова Полина Олеговна, Иода Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE MUNICIPAL ENVIRONMENT OF ECOLOGICAL SAFETY

Formation of the environment of ecological safety at all levels is essentially important for ensuring health of the nation. Ensuring acceptable level of ecological safety at the municipal level belongs to one of important problems. To provide controllability with the public relations and processes, municipal management can order all variety of social and organizational forms of social being under a condition if it reaches quality of system, organized integrity of the parts and components making it. The city is a difficult organism. Increase in pollution of the air basin, water objects and the soil, degradation of lands of agricultural purpose in the adjoining territories accompany growth of the cities. In this regard in recent years the question of formation of the complete ecological environment in municipalities of the large industrial cities became rather serious problem requiring special attention and search of its decision. The environment of the modern cities suffers most of all from ecologically dirty industrial output: the machines, the equipment and technologies applied, first of all, in automotive, power, chemical industry, ferrous and non-ferrous metallurgy. Besides, it is necessary to pay attention that the architecture and city planning with great difficulty give in to greening. Contrary to desire of people of the city build of high-rise residential buildings, almost without climatic factors, noise loading of streets, in general features of the environment of life and psychology of the person. Big density of population in the cities, the lack of green plantings, range of trips to work, etc. often promote increase in incidence of inhabitants of city settlements, traumatism, aggression, alcoholism and drug addiction. Today one of the directions of the solution of this problem is development and implementation of comprehensive municipal programs.

Текст научной работы на тему «Формирование муниципальной среды экологической безопасности»

УДК 502.1 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-4-24-29

ФОРМИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СРЕДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

МОСОРОВА ПОЛИНА ОЛЕГОВНА

Липецкий государственный технический университет, г. Липецк, Российская Федерация, e-mail: polina.mosorowa@yandex.ru

ИОДА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА

Липецкий государственный технический университет, г. Липецк, Российская Федерация, e-mail: tibrioda@yandex.ru

Формирование среды экологической безопасности на всех уровнях принципиально важно для обеспечения здоровья нации. К одной из важных проблем относится обеспечение приемлемого уровня экологической безопасности на муниципальном уровне. Обеспечить управляемость общественными отношениями и процессами, упорядочить все многообразие социальных и организационных форм общественного бытия муниципальное управление может при условии, если само достигнет качества системности, организованной целостности составляющих его частей и компонентов. Город является сложным организмом. Росту городов сопутствуют увеличение загрязнений воздушного бассейна, водных объектов и почвы, деградация земель сельскохозяйственного назначения на примыкающих территориях. В связи с этим в последние годы достаточно серьезной проблемой, требующей особого внимания и поисков ее решения, стал вопрос формирования целостной экологической среды в муниципалитетах крупных промышленных городов. Окружающая среда современных городов страдает больше всего от экологически грязной промышленной продукции: машин, оборудования и технологий, применяемых, прежде всего, в автомобильной, энергетической, химической промышленности, черной и цветной металлургии. Помимо того, следует обратить внимание на то, что архитектура и городская планировка с большим трудом поддаются экологизации. Вопреки желанию людей города строят из многоэтажных жилых зданий, почти без учета климатических факторов, шумовой нагрузки улиц, вообще особенностей среды жизни и психологии человека. Большая плотность населения в городах, отсутствие зеленых насаждений, дальность поездок на работу и т. д. зачастую способствуют повышению уровня заболеваемости жителей городских населенных пунктов, травматизму, агрессивности, алкоголизму и наркомании. Сегодня одним из направлений решения этой проблемы является разработка и реализация комплексных муниципальных программ.

Ключевые слова: муниципальное образование, окружающая среда, экологическая безопасность, муниципальные программы

Состояние окружающей среды служит одним из важнейших параметров, определяющих качество жизни населения на территории муниципального образования. Экологическая безопасность территории - существенный компонент общественной безопасности, поэтому муниципальная власть, особенно в городах с неблагополучной экологической ситуацией, должна вырабатывать и реализовывать местную экологическую политику, создавать среду экологической безопасности, увязанную с экологической политикой государства и направленную на охрану окружающей среды от неблагоприятных техногенных воздействий. Формирование муниципальной среды экологической безопасности позитивно влияет на экологическую ситуацию не только в конкретном муниципальном образовании, но и в

регионе, и в государстве в целом. И наоборот, муниципальное образование с неблагоприятной экологической ситуацией, как подсистема государства и региона, вправе рассчитывать на участие государства и на привлечение его ресурсных возможностей для исправления той или иной ситуации [1].

В настоящее время основы экологической политики России закреплены в Конституции РФ [2], Федеральных законах «Об охране окружающей среды» [3], Указах Президента РФ, Экологической доктрине РФ и др.

Конституция РФ 1993 г. закрепила право граждан РФ на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью экологическим правонарушением. Правовое регу-

лирование природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности обозначено как предмет совместного ведения РФ и ее субъектов.

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» 2002 г. были определены основные принципы охраны окружающей среды. Среди них определены следующие:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека;

- ответственность органов государственной власти за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

- приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

- сохранение биологического разнообразия;

- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды;

- соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;

- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

- организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

- участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

- международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Экологическая политика в России осуществляется на законодательном, исполнительном и судебном уровнях, а реализуется на федеральном,

региональном и муниципальном уровнях государственного управления [4].

Создание муниципальной среды экологической безопасности является важным видом муниципального экологического управления, органично встроенным в общую систему организации деятельности по охране окружающей среды. Содержание муниципального экологического управления обусловлено ролью местного самоуправления, которая отведена ему Конституцией РФ. Обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления, а также ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях являются принципами охраны окружающей среды (ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды») [3].

Состояние окружающей среды служит одним из важнейших параметров, определяющих качество жизни населения на территории муниципального образования.

Острота экологических проблем, необходимость обеспечения экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов осознаны сегодня во всем мире. Целью государственной политики РФ в области охраны окружающей среды и природопользования является сбалансированное решение социально-экономических и экологических задач в интересах нынешнего и будущих поколений [5].

Город - это сложный организм. Росту городов сопутствуют увеличение загрязнений воздушного бассейна, водных объектов и почвы, деградация земель сельскохозяйственного назначения на примыкающих территориях. В связи с этим в последние годы достаточно серьезной проблемой, требующей особого внимания и поисков ее решения, стала экологическая проблема.

Сегодня окружающая среда городов страдает больше всего от экологически грязной промышленной продукции: машин, оборудования и технологий, применяемых прежде всего в автомобильной, энергетической, химической промышленности, черной и цветной металлургии.

Кроме того, следует отметить, что архитектура и городская планировка с большим трудом поддаются экологизации. Вопреки желанию людей города строят из многоэтажных жилых зданий, почти без учета климатических факторов, шумовой нагрузки улиц, вообще особенностей среды жизни и психологии человека. В нашей стране при значительном территориальном про-

Р. О. М080К0УЛ, Уи. V. ЮЭЛ

странстве около 70 % населения проживает в многоэтажных домах, в то время как, например, в США до 90 % населения - в малоэтажных жилых помещениях [6].

Большая плотность населения в городах, отсутствие зеленых насаждений, дальность поездок на работу и т. д. зачастую способствуют повышению уровня заболеваемости жителей городских населенных пунктов, травматизму, агрессивности, алкоголизму и наркомании.

Город Липецк является крупным промышленным центром России с высокой степенью антропогенной нагрузки, в связи с чем проблема техногенного загрязнения объектов окружающей среды является достаточно острой. Основными экологическими проблемами в городе являются: загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов от промышленных предприятий и автотранспорта; загрязнение водных ресурсов предприятиями промышленности и жилищно-коммунального хозяйства; образование и накопление отходов производства и потребления; сохранение природных комплексов в результате стремительно развивающейся строительной деятельности.

В последнее время государственные органы власти в области гидрометеорологии на территории областного центра все чаще фиксируют неблагоприятные метеоусловия, которые оказывают существенное влияние на состояние окружающей среды города Липецка.

Существует проблема недостаточного финансирования природоохранных мероприятий. Одновременно с 2013 г. достигнут перелом тенденций загрязнения воздуха и водоемов; вошел в повседневную практику учет экологических требований при разрешении вопросов производственного и жилищного строительства; разработаны городские стратегические материалы, базирующиеся на современных экологических требованиях к землепользованию, планировке и застройке; найдены новые пути к решению проблемы обращения и утилизации отходов производства и потребления [7].

Доминирующей характеристикой, определяющей экологическую ситуацию в городе является состояние воздушного бассейна. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух по городу в 2015 г. составили 350,66 тыс. т, в том числе от стационарных источников - 288,76 тыс. т, от передвижных источников - 61,9 тыс. т.

В последние годы наблюдается положительная тенденция стабилизации значения комплексного индекса загрязнения атмосферного воздуха (КИЗА), в 2015 г. КИЗА имеет низкий уровень

загрязнения (< 5 единиц). Однако эту динамику для такого города, как Липецк, необходимо удерживать жесткими мерами, выполняя природоохранные мероприятия, способствующие его стабилизации и снижению.

Количество автотранспортных средств ежегодно увеличивается, что приводит к росту объема загрязняющих веществ: оксидов азота, серы, углеводородов, сажи. Автомобиль является источником выбросов в атмосферу более 200 ингредиентов вредных веществ, многие из которых имеют канцерогенное и мутагенное воздействие. Выхлопные газы опасны тем, что находятся на уровне дыхания человека и поступают непосредственно в приземный слой атмосферы. Эффективность функционирования АСУДД «Зеленая волна», которая позволяет путем сокращения автомобильных пробок более чем на 30 % снизить загрязнение воздуха от автотранспорта в районе городских автодорог, неоднократно экспериментально доказана. Эти результаты необходимо поддерживать и усиливать путем внедрения новейших технологий в сфере организации дорожного движения.

Основной водной артерией города Липецка является р. Воронеж. Качество воды в р. Воронеж в створах выше города слабозагрязненная, в черте города и в створах ниже города - очень загрязненная. Основными загрязняющими веществами воды в реке являются: БПК5, ХПК, азот нитрит-ный, азот аммонийный, железо общее, нефтепродукты, медь и цинк.

Все сточные воды Липецка поступают в канализационные очистные сооружения биологической очистки МУП «ЛиСА», где эффективность очистки составляет в среднем 93 %.

Также в черте города протекает р. Липовка и располагаются порядка 60 водных объектов (прудов и обводненных карьеров). Практически все они используются населением для активного отдыха и хозяйственной деятельности (купание, рыбная ловля, забор воды для полива садовых участков, содержание птицы, как водопой для скота и т. д.).

В 2008, 2010, 2015 гг. по договору со специализированными организациями было детально обследовано 22 водных объекта, по которым подготовлены рекомендации по осуществлению мероприятий водоохранного характера, в том числе по принятию их в муниципальную собственность. В настоящее время в муниципальной собственности находится 10 водных объектов: 9 прудов и 1 обводненный карьер (силикатное озеро). Для повышения рекреационной привлекательности

водных объектов необходимо продолжить работу по их благоустройству.

Важнейшим фактором улучшения состояния окружающей среды города остается озеленение. В развитом промышленном центре при постоянном увеличении численности автомобильного транспорта роль зеленых насаждений в оздоровлении городской среды становится все более значительной. Вместе с тем вызывает настороженность состояние зеленого фонда Липецка в настоящий момент.

К сожалению, зеленый фонд города представлен в основном старовозрастными насаждениями, особенно в жилых районах ранней застройки. По территории города зеленые насаждения распределены также неравномерно. В новых жилых районах их явно недостаточно и они представлены молодыми деревьями и кустарниками.

В границах города Липецка находятся 2 территории и 4 объекта, имеющих статус особо охраняемых природных территорий: Урочище «Сосновый лес», Парк «Быханов сад»», Дуб на ул. Первомайской, «Дуб у 47 школы», Вяз на ул. Ленина, «Бархат амурский» у Евдокиевской церкви. Эти территории сочетают в себе задачи охраны природы и контролируемого рекреационного использования. Они открыты для познавательного туризма и объединяют в себе эстетические и рекреационные функции. Ежегодно для сохранения природоохранной ценности этих участков и объектов проводятся мероприятия по поддержанию особо охраняемых природных территорий: посадка ценных пород деревьев и кустарников, ремонт старовозрастных экземпляров деревьев, установка табличек и аншлагов с информацией о значении данных охраняемых объектов и недопущении нарушения природоохранного режима на их территории.

Главнейшей проблемой всех городов остается проблема образования и утилизации отходов. С 2005 г. в Липецке эксплуатируется станция по сортировке и брикетированию ТБО, обеспечивающая входной ртутный и дозиметрический контроль, сортировку отходов и экологически безопасную переработку мусора. Несортируемая часть отходов после обработки в виде брикетов размещается на полигоне «Центролит». Кроме того, на станции по сортировке и брикетированию ТБО эксплуатируется линия по утилизации полимерных отходов, где перерабатывается весь объем полимерной пленки в гранулы, которые используются для изготовления труб, плитки и других изделий из полимеров. Ранее действовавший полигон ТБО «Венера» выведен из эксплуатации и поэтапно рекультивируется.

Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. при решении задачи обеспечения экологически безопасного обращения с отходами используется механизм поэтапного введения запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья. Решение вопроса города посредством использования твердых коммунальных отходов, вовлеченных во вторичную переработку, позволит минимизировать воздействие образующихся отходов на окружающую среду. Вместе с тем на полигонах, выведенных из эксплуатации, необходимо продолжить работы по их рекультивации и экологическому мониторингу.

С 2010 г. ведется работа по раздельному сбору бумаги в административных зданиях областного центра, которая показала свою эффективность. В связи с чем целесообразно внедрять разделение использованных твердых коммунальных отходов на виды в жилищном фонде.

Решение вопросов по обеспечению экологической безопасности окружающей среды и населения города, реализация намеченных мероприятий по охране окружающей среды невозможны без широкой просветительской деятельности, без развития системы непрерывного экологического образования и воспитания и, в первую очередь, подрастающего поколения.

Активно ведется работа и со средствами массовой информации. Вопросы природоохранной тематики активно освещаются в СМИ (ТВ, статьи в печатных изданиях, информация на официальном сайте города, на радио), издаются и распространяются среди населения экологические листовки. Ежегодно организуется Всероссийская акция «Дни защиты от экологической опасности», в рамках которой проводится порядка 400 мероприятий, которые позволяют вовлекать в природоохранные акции широкие слои населения [8].

Важная роль в формировании муниципальной среды экологической безопасности отводится реализации мероприятий подпрограммы муниципальной программы «Экологическая безопасность населения города Липецка» муниципальной программы «Охрана окружающей среды города Липецка на 2017-2022 годы» [8]. Документ составлен в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления согласно Федеральным законам от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [9], от 10.01.2002 г.

P. O. MOSOROVA, Yu. V. ЮDA

№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [10], от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» [11], от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» [12], от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» [13], Водным кодексом Российской Федерации [14].

Подпрограмма призвана решить задачу муниципальной программы - снижение уровня антропогенного воздействия на окружающую среду.

В результате выполнения мероприятий подпрограммы ожидается стабилизация состояния атмосферного воздуха; снижение нагрузки на окружающую среду от антропогенной деятельности; сохранение уникальных природных комплексов; улучшение состояния зеленого фонда; обустройство обособленных водоемов (прудов); повышение экологической грамотности населения. Срок реализации подпрограммы - 2017-2022 гг. [8].

В целом, можно отметить, что, несмотря на весомые экологические проблемы муниципалитета, в городе сформирована, активно развивается и успешно функционирует среда экологической безопасности.

Литература

1. Экологическая ситуация и экологические проблемы городов. URL: http://referatwork.ru/Muni-cipalnoe_upravlenie/section-6-10.html

2. Конституция Российской Федерации: офиц. текст от 12 декабря 1993 г. М.: Омега - Л. 2014. 40 ст.

3. Об охране окружающей среды: федер. закон РФ от 10.12.2002. № 7 // Российская газета. 2002. № 6.

4. Экологическая муниципальная политика. URL: http://www.studfiles.ru/preview/2847740/

5. Муниципальное управление состоянием окружающей среды. URL: http://studbooks.net/10390-31/pravo/munitsipalnoe_upravlenie_sostoyaniem_okruzhayus chey_sredy

6. Управление охраной окружающей среды на муниципальном уровне. URL: http://www.bestreferat.ru-/referat-120819. html

7. Охрана окружающей среды города Липецка на 2017-2022 годы: Муниципальная программа URL: http://docs.cntd.ru/document/440583022

8. Подпрограмма «Экологическая безопасность населения города Липецка» муниципальной программы «Охрана окружающей среды города Липецка на 20172022 годы». URL: http://www.consultant.ru/regbase-/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW220&n=81503&dst=1 00409#0

9. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. URL: http://base.garant.ru-

/57507390/9/

10. Об охране окружающей среды: федер. закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ. URL: http://base.-garant.ru/12125350/

11. Об отходах производства и потребления: федер. закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ. URL: http://base.ga-rant.ru/12112084/

12. Об охране атмосферного воздуха: федер. закон от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ. URL: http://base.ga-rant.ru/12115550/

13. Об особо охраняемых природных территориях: федер. закон от 14.03.1995 г. № ЗЗ-ФЗ. URL: http://ba-se.garant.ru/57423117/

14. Водный кодекс Российской Федерации. URL: http://docs.cntd.ru/document/901982862

References

1. Ekologicheskaya situatsiya i ekologicheskiye problemy gorodov [Ecological situation and environmental problems of the cities]. URL: http://referatwork.ru/Muni-cipalnoe_upravlenie/section-6-10. html

2. Konstitutsiya Rossijskoj Federatsii: ofits. tekst ot 12 dekabrya 1993 g. [Constitution of the Russian Federation: official text on December 12, 1993] M.: Omega - L. 2014. 40 st.

3. Ob okhrane okruzhayushchej sredy: feder. zakon RF ot 10.12.2002. № 7 [About environmental protection: federal law of the Russian Federation on 10.12.2002. № 7] // Rossijskaya gazeta. 2002. № 6.

4. Ekologicheskaya munitsipal'naya politika [Environmental municipal policy]. URL: http://www.stud-files.ru/preview/2847740/

5. Munitsipal'noye upravleniye sostoyaniyem okruzhayushchej sredy [Municipal management of state of environment]. URL: http://studbooks.net/10390-31/pravo/munitsipalnoe_upravlenie_sostoyaniem_okruzha yuschey_sredy

6. Upravleniye okhranoj okruzhayushchej sredy na munitsipal'nom urovne [Management of environmental protection at the municipal level]. URL: http://www.bestreferat.ru-/referat-120819.html

7. Okhrana okruzhayushchej sredy goroda Lipetska na 2017-2022 gody: Munitsipal'naya programma [Environmental protection of Lipetsk for 2017-2022: Municipal program] URL: http://docs.cntd.ru/document/440583022

8. Podprogramma «Ekologicheskaya bezopasnost' naseleniya goroda Lipetska» munitsipal'noj programmy «Okhrana okruzhayushchej sredy goroda Lipetska na 2017-2022 gody» [Subprogramme «Ecological safety of the population of Lipetsk» of the municipal program «Environmental Protection of Lipetsk for 2017-2022»]. URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc& base=RLAW220&n=81503&dst=100409#0

9. Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federatsii: feder. zakon ot 06.10.2003 g. № 131-FZ [About the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation: federal law on 06.10.2003 № 131-FL]. URL: http ://base. garant.ru-/57507390/9/

10. Ob okhrane okruzhayushchej sredy: feder. zakon ot 10.01.2002 g. № 7-FZ [About environmental protection:

federal law on 10.01.2002 № 7-FL]. URL: http://base.-garant.ru/12125350/

11. Ob otkhodakh proizvodstva i potrebleniya: feder. zakon ot 24.06.1998 g. № 89-FZ [About industrial and consumption waste: federal law on 24.06.1998 № 89-FL]. URL: http://base.ga-rant.ru/12112084/

12. Ob okhrane atmosfernogo vozdukha: feder. zakon ot 04.05.1999 g. № 96-FZ [About protection of atmospher-

ic air: federal law on 04.05.1999 № 96-FL]. URL: http://base.ga-rant.ru/12115550/

13. Ob osobo okhranyaemykh prirodnykh territo-riyakh: feder. zakon ot 14.03.1995 g. № 33-FZ [About especially protected natural territories: federal law on 14.03.1995 № 33-]. URL: http://ba-se.garant.ru/57423117/

14. Vodnyj kodeks Rossijskoj Federatsii [Water code of the Russian Federation]. URL: http://docs.cntd.ru-/document/901982862

* * *

FORMATION OF THE MUNICIPAL ENVIRONMENT OF ECOLOGICAL SAFETY

MOSOROVA POLINA OLEGOVNA Lipetsk State Technical University, Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: polina.mosorowa@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IODA YULIYA VLADIMIROVNA Lipetsk State Technical University, Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: tibrioda@yandex.ru

Formation of the environment of ecological safety at all levels is essentially important for ensuring health of the nation. Ensuring acceptable level of ecological safety at the municipal level belongs to one of important problems. To provide controllability with the public relations and processes, municipal management can order all variety of social and organizational forms of social being under a condition if it reaches quality of system, organized integrity of the parts and components making it. The city is a difficult organism. Increase in pollution of the air basin, water objects and the soil, degradation of lands of agricultural purpose in the adjoining territories accompany growth of the cities. In this regard in recent years the question of formation of the complete ecological environment in municipalities of the large industrial cities became rather serious problem requiring special attention and search of its decision. The environment of the modern cities suffers most of all from ecologically dirty industrial output: the machines, the equipment and technologies applied, first of all, in automotive, power, chemical industry, ferrous and non-ferrous metallurgy. Besides, it is necessary to pay attention that the architecture and city planning with great difficulty give in to greening. Contrary to desire of people of the city build of high-rise residential buildings, almost without climatic factors, noise loading of streets, in general features of the environment of life and psychology of the person. Big density of population in the cities, the lack of green plantings, range of trips to work, etc. often promote increase in incidence of inhabitants of city settlements, traumatism, aggression, alcoholism and drug addiction. Today one of the directions of the solution of this problem is development and implementation of comprehensive municipal programs.

Key words: municipal unit, environment, ecological safety, municipal programs

Об авторах:

Мосорова Полина Олеговна, магистрант кафедры финансов, налогообложения и бухгалтерского учета Липецкого государственного технического университета, г. Липецк, Российская Федерация

Иода Юлия Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, налогообложения и бухгалтерского учета Липецкого государственного технического университета, г. Липецк, Российская Федерация

About the authors:

Mosorova Polina Olegovna, Applicant for Master's Degree of the Finance, Taxation and Accounting Department, Lipetsk State Technical University, Lipetsk, the Russian Federation

Ioda Yuliya Vladimirovna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Finance, Taxation and Accounting Department, Lipetsk State Technical University, Lipetsk, the Russian Federation

P. O. MOSOROVA, Yu. V. IODA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.