Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ'

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
222
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / КЛИМАТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Cмирнова Татьяна Сергеевна, Ермолина Марина Анатольевна

В статье рассматриваются перспективы международной политики России на основе концептуальной модели устойчивого развития. По мнению авторов, вектором для международных отношений должен стать экологический императив. Делается вывод о том, что в перспективе международные отношения - это не только международное сотрудничество в целях предупреждения экологического кризиса, но это и совместное решение проблемы обеспечения устойчивого развития на глобальном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL IMPERATIVE AS A PROSPECTIVE VECTOR FOR DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL RELATIONS

The article examines the prospects for Russia's international policy on the basis of a conceptual model of sustainable development. According to the authors, the environmental imperative should become the vector for international relations. It is concluded that in the long term international relations are not only international cooperation in order to prevent an environmental crisis, but also a joint solution to the problem of ensuring sustainable development at the global level.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

УДК 327.7

Т. С. Смирнова, М. А. Ермолина

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ

ВЕКТОР РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

СМИРНОВА Татьяна Сергеевна - магистрант факультета международных отношений. Санкт-Петербургский государственный университет. 199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9. E-mail: tatyana17smi@gmail.com

ЕРМОЛИНА Марина Анатольевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры Мировой политики Факультета международных отношений. Санкт-Петербургский государственный университет. 199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9. E-mail: ermolinama@gmail.com

В статье рассматриваются перспективы международной политики России на основе концептуальной модели устойчивого развития. По мнению авторов, вектором для международных отношений должен стать экологический императив. Делается вывод о том, что в перспективе международные отношения - это не только международное сотрудничество в целях предупреждения экологического кризиса, но это и совместное решение проблемы обеспечения устойчивого развития на глобальном уровне.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ; УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ; КЛИМАТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ; МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В настоящее время в результате стремительного развития научно-технического прогресса и интенсивного использования природных ресурсов возрастает степень их истощения и загрязнения окружающей среды. В связи с угрозой экологического кризиса человечество должно осознать необходимость в установлении чётких границ своего развития и согласовывать свою деятельность с экологическими ограничениями. Проблемы экологии и здоровья человека, природных ресурсов широко обсуждаются учеными [1; 2; 3; 4; 5; 6].

Ввиду нынешних глобальных экологических проблем следует говорить о вынужденности и безусловности таких мер. Поэтому для формирования эффективных международных отношений необходим такой инструмент как экологический императив.

Экологический императив - это совокупность запретов и ограничений, распространяющихся на любой вид человеческой деятельности. Под экологическим императивом можно понимать соблюдение непременных ограничений потребления и использования природных ресурсов. В качестве неоспоримого приоритета такой инструмент подразумевает защиту окружающей среды от чрезмерного загрязнения, имеет оценку социальных и экологических изменений преобразований, вызванных тем или иным вмешательством в природу человека. Понятие об экологическом императиве было предложено академиком Н.Н. Моисеевым в 80-х гг. XX века [7]. В этот отрезок времени человечество уже активно предпринимало действия к такому способу своего развития, при котором его активная деятельность будет развиваться в согласии и с учётом природных возможностей.

ООН, созданная в 1945 г. для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами, несколькими десятилетиями позже возложила на себя ответственность в продвижении экологических приоритетов, и на сегодняшний день является также самым влиятельным международным органом [8]. Так, в 1972 г. состоялась Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды, что дало толчок развитию природоохранного законодательства на национальном уровне, появлению природоохранных министерств и ведомств в государствах [9]. Конференция по окружающей среде и развитию 1992 г., состоявшаяся в Рио-де-Жанейро, положили начало формированию международной стратегии устойчивого развития. Киотский протокол, принятый в 1997 г., обязал развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов [10].

Во многих случаях экологический императив был воспроизведен на глобальном уровне ввиду негативного воздействия на жизнь человечества в прошлом столетии - горького опыта экологических катастроф, неразумном использовании технического прогресса, ошибках в высокотехнологичных системах того времени и разрушительных человеческих амбициях. Катастрофа на Чернобыльской АЭС в 1986 г. мобилизовала мировое движение и отразилась на всей ядерной энергетике

в целом. Это событие заставило специалистов по всему миру предпринять действия, направленные на безопасность АЭС и сделать шаги к международному сотрудничеству в целях повышения безопасности. Так, в 1989 году появилось заявление об официальном образовании Всемирной ассоциации операторов атомных электростанций (WANO) международной профессиональной ассоциации, объединяющей организации, эксплуатирующие АЭС, во всём мире. Ассоциация поставила перед собой задачи по повышению ядерной безопасности во всём мире, реализуя свои международные программы с определёнными правилами, ограничениями. На сегодняшний день международные эксперты ВАО АЭС следят за положительным опытом на различных АЭС и оказывают активную поддержку странам-«новичкам» в области безопасной и надежной эксплуатации АЭС. Важно отметить, что и возникновение чётких программ с планомерными задачами даёт странам преимущество и скорость в формировании международных отношений.

На сегодняшний день человечество обладает основательной научной базой для выявления и предотвращения причин многих экологических проблем, но многие из них состоят в том, что далеко не каждая страна, а тем более отдельный индивид, в состоянии переосмыслить отношение к экологически безопасному развитию цивилизации. Это происходит ввиду различных причин, как, например, невыгодное или неудобное экономико-географическое положение страны, недостаточный уровень технического прогресса, отсутствие должного уровня образования, особенности менталитета и т.д. Но необратимость взятой траектории развития во второй половине XX века по совершенствованию экологического аспекта международных отношений сейчас даёт трамплин к сотрудничеству и дальнейшему прогрессу в сфере охраны окружающей среды.

Одним из важных недавних событий, демонстрирующий экологический императив стала новость о том, что Россия ратифицировала Парижское соглашение в сентябре 2019 года. Так как Россия является одним из основных эмитентов парниковых газов после Китая, США, ЕС и Индии, ратификация данного договора является важным шагом на пути достижения поставленных целей, а также дает сигнал странам, которые ещё его не ратифицировали. Международными экспертами утверждается, что

ратификация откроет России доступ к сотрудничеству с другими странами по развитию безуглеродных отношений, в том числе в области энергетики. Российская Федерация станет участником принятия решений по особо важным для страны международным вопросам, в том числе рыночным, а также по проектам по снижению выбросов парниковых газов [8].

Следует отметить, что экологический императив определяет степень воздействия международного бизнеса на окружающую среду. Мысль об экологически-ответственном ведении бизнеса, которая первоначально появилась в экономической теории благосостояния Артура Пигу, является на сегодняшний день весьма актуальной. Сейчас подтверждение этой мысли всё чаще можно увидеть во многих корпорациях с мировым именем, международных организациях, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с экологическим императивом. Но многие производители с мировым именем, в особенности производители одежды, игнорируют обязанности социально-ответственной политики бизнеса. Такие производители, к примеру, имеют большинство своих фабрик в бедных странах, например, в Бангладеш, Камбодже, Индонезии, где не обеспечивают работникам безопасные условия труда и не закрывают вредные производства, не ликвидируют их последствия. Например, эта проблема нуждается в решении на мировом уровне в соответствии с необходимым регламентом, который будет подразумевать изменение бизнес-модели производителей и условий охраны труда человека. По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье зависит от состояния окружающей среды на 18-20 %, от уровня медицинского обслуживания - на 7-12 %, от экономических факторов и образа жизни -на 50-52 %, от наследственных факторов - на 20-22 %. Осведомленность людей в данной теме побуждает к экологической осознанности и экологическому просвещению, растёт необходимость во внедрении эко-инноваций. Вследствие этого увеличивается доля рационального производства и потребления. Так, на многих площадках демонстрации современных технологий и продуктов, применяемых на различных предприятиях, в городской среде или в быту, в области экологии и утилизации, Россией по обеспечению экологической безопасности страны, можно убедиться в развитии международного партнёрства России и других

стран в узких направлениях и поддержке новых технологий. Одним из примеров может послужить случай, когда в Уральском регионе на выставке «Утилизация» в 2018 году генеральным партнёром выступила Российско-германская внешнеторговая палата (ВТП). В рамках сотрудничества с ВТП делегация из Германии курировала презентации ведущих производителей оборудования для переработки отходов. Приведенное сотрудничество в международной бирже прогресса и деловых контактов является следствием экологического императива, который демонстрирует изменение в стране отношения с отходами.

На сегодняшний день приоритеты многих стран направлены на решение экологических проблем в рамках национального осуществления «Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» [8]. С 2017 года ежегодная оценка целей качества окружающей среды связана с глобальными целями устойчивого развития. Таким образом, работа с Повесткой дня на период до 2030 года и с другими международными конвенциями только подкрепляет экологический императив формирования международной политики.

Необходимость совместных согласованных действий в решении глобальных экологических проблем не только по-прежнему сохраняется, но и усиливается с каждым годом. В XXI веке человечество должно разобраться с результатом вовремя нерешенных экологических проблем, выстраивая больше международных контактов в узких и одновременно значимых направлениях.

Интенсивный международный диалог показывает тенденцию к объединению усилий в разрешении многих вопросов - проблеме экологической безопасности, грамотного обращения с промышленными и бытовыми отходами, сохранения лесных и водных ресурсов, поэтому сейчас можно видеть особый акцент международной политики на решении проблем в природоохранной сфере [11; 12; 13]. Но все же фокус для каждого государства может лежать в принятии некоторой собственной «национальной идеи», основанной на экологических ценностях, что поможет предотвратить экологические проблемы и угрозы.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что перспектива международных отношений XXI века - это не только

международное сотрудничество в целях предупреждения экологического кризиса, но это и совместное решение проблемы обеспечения устойчивого развития на глобальном уровне.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Ermolina M.A., Matveevskaya A.S., Zeleneva I.V. Dialogue Of Civilizations -New Model Of World Politics The european proceedings of social and behavioural sciences. Future Academy. 2017. pp. 829-836. DOI: 10.15405/epsbs.2018.02.98.

2. Поздеева Е.Г., Евсеева Л.И. От экологической культуры - к культуре здоровья: взгляд на здоровье студентов. Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2019. Т. 14. № 2. С. 784-791.

3. Шипунова О.Д., Денисков А.В. Субъектные взаимодействия в условиях современного технологического уклада. Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 1-3 (67). С. 136-140.

4. Погодина В.Л., Тараканова Т.С., Евсеев В.В. Актуальные аспекты организации рекреационного туризма в регионах России. Технологии PR и рекламы в современном обществе Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. И.Р. Тростинской. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2018. С. 84-89.

5. Ермолина М.А., Капустина М.А., Матвеевская А.С., Погодина В.Л.

Правовые аспекты экологического туризма в Арктике с позиций экологической безопасности. Научный Вестник Волгоградского филиала РАНХИГС. Серия Юриспруденция. 2019. Т.5 (1). С. 17-23.

6. Поздеева Е.Г., Евсеев В.В. Здоровье и безопасность как взаимоусилители в обществе риска: социологически аспект. Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2018. Т. 13. № 1. С. 108-115.

7. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990. 352 с.

8. Ермолина М.А. Конференция по устойчивому развитию 2015 г.: новые цели и задачи // Актуальные проблемы мировой политики. Ежегодный альманах. Санкт-Петербург, 2019. - С. 372-379.

9. Стокгольмская декларация ООН об окружающей среде, 16 июня 1972 года // www.ecolife.org.ua/laws/inter/1972/04.php.

10. Киотский протокол к рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата // URL: http://www.wwf.ru/about/what_we_do/climate/kyoto/.

11. Ермолина М.А., Матвеевская А.С., Погодин С.Н. Некоторые проблемы эффективности природоохранной деятельности ООН. Евразийский юридический журнал. 2017. № 8 (111). С. 34-41.

12. Погодин С.Н. Международная интеграция и интеграционное право. Геополитика и безопасность. 2017. № 2 (38). С. 112-113.

13. Ли Цзинчэн, Погодин С.Н. Восточный экономический форум - 2018 в контексте китайско-российского регионального сотрудничества. Россия и Китай: двустороннее сотрудничество и региональный аспект Материалы III

Международной научно-практической конференции. Под ред. В.А. Гавриловой, И.Г. Хрипунова. Издательство: Новосибирский государственный технический университет (Новосибирск), 2019. С. 111-113.

SMIRNOVA Tatiana S. - Saint-Petersburg State University. 7/9, Universitetskaya embankment, Saint-Petersburg, Russia, 199034. E-mail: tatyana17smi@gmail.com

ERMOLINA Marina A. - Saint-Petersburg State University. 7/9, Universitetskaya embankment, Saint-Petersburg, Russia, 199034. E-mail: ermolinama@gmail.com

ENVIRONMENTAL IMPERATIVE AS A PROSPECTIVE VECTOR FOR DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL RELATIONS

The article examines the prospects for Russia's international policy on the basis of a conceptual model of sustainable development. According to the authors, the environmental imperative should become the vector for international relations. It is concluded that in the long term international relations are not only international cooperation in order to prevent an environmental crisis, but also a joint solution to the problem of ensuring sustainable development at the global level.

ENVIRONMENTAL IMPERATIVE; SUSTAINABLE DEVELOPMENT; CLIMATE CHANGE; INTERNATIONAL RELATIONS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.