Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА РОССИИ, КНР И США'

ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА РОССИИ, КНР И США Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
313
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / РОССИЯ / КНР / США

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Юшкова Лидия Михайловна, Матвеевская Анна Сергеевна

Основным механизмом, способным повлиять на экологические изменения и охрану окружающей среды, является экологическая политика. Сначала она разрабатывается на глобальном уровне общими усилиями международного сообщества, а потом на государственном, региональном, и локальном уровнях. В статье был проведен сравнительный анализ реализации методов экологической политики на примере России, Китая и США по определенным критериям: политико-правовое признание, законодательное оформление, административно-управленческое осуществление, проблемы экологической политики и ее результаты. Несмотря на то, что координация внутри таких больших по масштабу стран, как Россия, КНР и США имеет трудности, на них ложится огромный груз ответственности, так как именно эти государства играют ключевую роль в глобальной экологической политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL ASPECTS OF ENVIRONMENTAL PROTECTION ON THE EXAMPLE OF EXPERIENCE OF RUSSIA, CHINA AND USA

Environmental policy is the main Mechanism that can influence environmental change and environmental protection. It is first developed at the global level by the joint efforts of the international community, and then at the state, regional, and local levels. The article provided a comparative analysis of the implementation of environmental policy methods on the example of Russia, China and the United States of America according to certain criteria: political and legal recognition, legalization, administrative and managerial implementation, problems of environmental policy and its results. Coordination within such large-scale countries as Russia, China and the United States has difficulties. A huge burden of responsibility falls on these countries, since it is these states that play a key role in global environmental policy.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА РОССИИ, КНР И США»

УДК: 323; 574

DOI: 10.48612/rg/RGW.21.16

Л. М. Юшкова, А. С. Матвеевская

ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА РОССИИ, КНР И США

ЮШКОВА Лидия Михайловна - студентка 3 курса факультета Международных отношений. Санкт-Петербургский государственный университет; Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, 199034, Россия; e-mail: st079633@student.spbu.ru

МАТВЕЕВСКАЯ Анна Сергеевна - кандидат географических наук, доцент, кафедра Мировой политики факультета Международных отношений. Санкт-Петербургский государственный университет; Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, 199034, Россия; e-mail: a.matveevskaya@spbu.ru

Основным механизмом, способным повлиять на экологические изменения и охрану окружающей среды, является экологическая политика. Сначала она разрабатывается на глобальном уровне общими усилиями международного сообщества, а потом на государственном, региональном, и локальном уровнях. В статье был проведен сравнительный анализ реализации методов экологической политики на примере России, Китая и США по определенным критериям: политико-правовое признание, законодательное оформление, административно-управленческое осуществление, проблемы экологической политики и ее результаты. Несмотря на то, что координация внутри таких больших по масштабу стран, как Россия, КНР и США имеет трудности, на них ложится огромный груз ответственности, так как именно эти государства играют ключевую роль в глобальной экологической политике.

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ; ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ; ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА; РОССИЯ; КНР; США

Для цитирования: Юшкова Л.М. Матвеевская А.С. Политические аспекты охраны окружающей среды на примере опыта России, КНР и США // Россия в глобальном мире. 2021. № 21 (44). С. 53-64. DOI: 10.48612/rg/RGW.21.16

Актуальность. Вопросы об охране окружающей среды уже давно находятся в поле зрения государственных деятелей, политиков, ученых. По мнению экспертов: при условии, что средняя температура на планете повысится более, чем на полтора градуса к 2030 году, то растения и

© Юшкова Л. М., Матвеевская А. С., 2021

насекомые лишатся половины ареала обитания, а кораллы окажутся на грани вымирания. В летний период воды Арктики, нагреваемые вдвое быстрее других территорий, растопят большую часть льда, что повлечет за собой засухи и наводнения, голод и гибель сотен тысяч людей [4]. Данные ВОЗ также подтверждают, что проблемы экологического характера непосредственно касаются человека: 9 из 10 человек в мире дышит загрязненным воздухом [8].

Россия, США и Китай играют особо важную роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на их обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала выбранных государств определяют их стратегическую позицию в урегулировании как глобальных, так и региональных экологических сложностей.

Цель работы - анализ курсов экологической политики России, Китая и США, с выявлением их недостатков и преимуществ.

Достижение указанной цели связано с решением ряда исследовательских задач, главными из которых являются:

- раскрыть смысл понятия «экологическая политика»;

- изучить механизмы реализации экологической политики;

- разобрать по критериям экологическую политику России, Китая и США.

Методологическими основаниями работы выступают общенаучные принципы и методы научного познания: сравнение, обработка статистических данных, синтез, анализ, классификация и обобщение.

Экологическая политика государства начала свое формирование на рубеже 60-70-х гг. XX в. в развитых странах мира - сначала США, затем Европе, когда глобализация экономической системы достигла критической точки и проблемы загрязнения природы стали настолько серьезными, что поставили под угрозу развитие всей земной цивилизации [2]. Несмотря на то, что термин «экологическая политика» достаточно новый, он уже широко используется в мировом сообществе: в конвенциях, нормативно-правовых актах, политико-правовых документах программного характера, а также в эколого-правовой литературе. Экологической политикой является комплекс концепций, описывающих социальный мир человека,

который состоит из ценностей и идеалов, точек пересечения интересов, конфликтов и угроз [15].

Как и большинство современных государств, Россия на пути своего развития столкнулась со всем спектром экологических проблем [9]. На территории нашей страны находятся уникальные природные комплексы и важные для всего мира природные объекты. Российская экологическая обстановка вступает в конфликт с теми же факторами, с которыми сталкиваются и другие страны. Эти причины связаны с расширением цивилизованных пространств, использованием человеком природных ресурсов развитием промышленности и проблемами загрязнения, поэтому защита окружающей среды должна занимать одну из важнейших тем на повестке дня российской власти.

На политико-правовом уровне, экологическая политика России закреплена в ряде политико-правовых документов концептуального и доктринального характера. Так, основным документом, который определяет содержание государственной политики в сфере экологии, является экологическая доктрина РФ, которая определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период [16]. Помимо экологической доктрины экополитика нашла свое место в постановлении Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды», где приведены паспорта подпрограмм, направленных на решения конкретных экологических проблем в определенных природных комплексах и зонах [11]. Еще одним правовым актом, закрепляющим экологическую политику на политико-правовом уровне, является Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная указом Президента РФ [13] и план действий по реализации основ государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 г., утвержденный распоряжением Правительства РФ [10].

Общественные организации, используя региональный и федеральный уровни, высказываются в пользу разработки законопроектов «Об охране зеленых насаждений». Некоторые общественные деятели заинтересованы в участии в экспертизе Лесного и Водного кодексов, обсуждениях

генеральный планов административных центров, региональных законов «Об экологическом образовании». За последние 20 лет большую роль в защите окружающей среды в регионах сыграли общественные организации и экологические лоббисты, освещающие в обществе проблемы, которые либо наносят, либо имеют перспективу нанести вред окружающей среде (разработка проекта строительства нефтепровода в зоне озера Байкал, ратификация Киотского протокола).

Отметим существующие проблемы российской экологической политики, и в первую очередь, это финансирование природоохранной деятельности. В последние годы экологические затраты РФ составляют не более 0,8% от ВВП. Принято считать, что стабилизация экологической ситуации требует затрат на уровне не менее 3% ВВП, заметное улучшение -на уровне 4% ВВП, существенное улучшение - не менее 5% [3]. При дефиците российского бюджета экологические программы остаются практически нефинансируемыми.

Слабое правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды - еще одна проблема экологической политики РФ, которая заключается в следующем. Во-первых, во многих нормативных актах есть указания о необходимости учета региональной специфики при проведении экополитике, но нет предусмотренных механизмов реализации, которые учитывали бы все факторы региона. Во-вторых, в том же основном федеральном законе «Об охране окружающей среды», например, нет общих положений о природопользовании, что создает трудности, так как не позволяет обеспечить единство экологических требований в сфере природных ресурсов, их детализацию при пользовании отдельными организациями и гражданами. В-третьих, в правовом регулировании отсутствует обеспечение согласованности земельного, водного, горного, лесного законодательства.

Несовершенная организация государственного управления экологической политике. Данный недостаток заключается в том, что на федеральном уровне работают многочисленные министерства и ведомства, уполномоченные решать проблемы природопользования и охраны окружающей' среды, однако отношения между ними, их компетенция,

права остаются размытыми, что только увеличивает государственный аппарат и не несет как таковой пользы.

Отсутствие у предприятий экономических стимулов к рациональному использованию природных ресурсов и охране природы. Несмотря на то, что за нарушения экологического законодательства предусматривается административная и уголовная ответственность, в нашей стране штрафы гораздо ниже, а общественное мнение ко многим промышленным секторам относится достаточно благосклонно. Здесь свою роль играет тот факт, что Россия является важным экспортером природных ресурсов [6].

С другой стороны, Правительство Российской Федерации утвердило «Национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2023 года». В плане представлены методические рекомендации по оценке климатических рисков и внедрению необходимых действий, которые помогут регионам начать адаптацию к изменениям климата. Данные документы прописывают необходимые действия для помощи как населению, так и отраслям экономики. Но что, еще более важно, документы рекомендуют мероприятия по сохранению экосистем и редких видов.

В 2020 году Россия вышла на первое место в мире по площади FSC-сертифицированных лесов (свыше 54 млн. га), обогнав многолетнего лидера - Канаду. Знак FSC используется на древесине или сделанном из нее товаре, что является показателем экологически чистой продукции из леса, в котором организовано социально ответственное лесное хозяйство. Стоит отметить еще, что, согласно Парижскому соглашению, Россия взяла на себя обязательство достичь к 2030 г. не более 70 % выбросов парниковых газов от уровня 1990 г. По состоянию на 2018 г. объём выбросов парниковых газов в России снизился на 14,2 % по сравнению с 1990 г. Это говорит о том, что государство полностью выполняет собственный план в рамках Парижского соглашения [18].

Согласно экологическим итогам 2020 г., предоставленным Всемирным фондом дикой природы, произошли как положительные, так и отрицательные события [17]. Площадь особо охраняемых природных зон достигла 13,5 % страны. Это демонстрирует достижение страной национального целевого показателя, установленного Конвенцией по

биоразнообразию ООН. Однако своей цели в создании охраняемых морских территорий наша страна не добилась. Целью было создание защиты 10 % морских территорий, однако, на данный момент это всего 3 %.

Таким образом, можно говорить о том, что экологическая политика в России достаточно развита на государственном уровне, о чем свидетельствует разработанное зеленое законодательство, политико-правовое закрепление в ряде указов и доктрин, а также существующий аппарат административного управления. Несмотря на это, на региональном уровне экополитика испытывает трудности, так как наиболее важные вопросы природоохранной деятельности остаются неурегулированными, хотя есть правовые нормы, но нет механизмов их реализации.

Современный Китай испытывает огромные проблемы, связанные с экологическими вопросами в стране. В виду того, что демографический фактор Китая оказывает давление на ограниченные природные ресурсы, проблемы окружающей среды выглядят серьезнее по сравнению с ситуацией в других странах. Условия активного индустриального развития привело к тому, что последние десятилетия страну постигли значительные экологические последствия техногенной деятельности. С другой стороны, Китай отказывается подписывать и ратифицировать многие международные экологические договоры и соглашения по ограничению опасного воздействия на природные комплексы, что ставит страну в условия международной изоляции.

На политико-правовом уровне экологическая политика КНР в настоящий момент закреплена в докладе Ху Цзиньтао на XVII съезде ЦК КПК в 2007 г. Совершенствование правовой системы Китая в сфере окружающей среды за последние пару лет в корне изменило традиционные подходы к модели охраны окружающей среды. Контроль и надзор был распространен с конечной стадии проекта и с ликвидации негативных последствий на весь процесс реализации проекта [5].

Среди проблем в области экологической политики КНР отметим следующие:

- Противоречие между экономическим курсом и состояние окружающей среды. Стремление к экономическим достижениям и реформам тормозит процесс экологического оздоровления.

- Плохо налаженная связь ответственных за экологическую политику институтов власти и науки, а также между центральной властью и провинциями.

- Неучастие в международном экологическом сотрудничестве. Китай отказался подписать договор, устанавливающий ограничения на выбросы в атмосферу в рамках Конвенции ООН по изменению климата в 1997 г. в Киото, объявляя себя развивающейся страной, что снимает с него ограничения выбросов углекислого газа в атмосферу. И в рамках Тихоокеанского, и в рамках Киотского протокола Китай берет на себя обязательство по сокращению скорее потенциальных, нежели реальных выбросов.

Результаты экологической политики Китая очень важны для всего мирового сообщества, так как, являясь одним из самых крупных государств, но при этом с наиболее неблагоприятной экологической обстановкой, страна имеет огромное влияние на экологические показатели не только соседних стран, но и всего мира. Заинтересованность международного сообщества к долгосрочным перспективам развития экополитики Китая актуальна. Страна является главным производителем диоксида углерода, что критикуется другими государствами, поскольку этот факт потенциально ставит угрозу стабильность биосферы планеты [14].

Однако Китай досрочно достиг цели нулевого роста пустынных земель к 2030 г., поставленной Организацией Объединенных Наций. Кроме того, по сравнению с 2005 г. объем лесного фонда увеличился на 4,56 млрд. кубометров [7]. Несмотря на то, что Китай местами оказался за рамками ряда международных экологических договоров, за последние 20 лет государство стало проявлять большую активность в международном сотрудничестве по охране окружающей среды, как на глобальном, так и на региональном уровне. Например, Китайско-Европейский экологический форум провозгласил о достижении договорённостей по созданию фонда в размере 100 млрд. долларов. Стратегической задачей, данной фонда, является помощь слаборазвитым странам преодолеть последствия, вызванные изменением климата. Еще одним результатом экологической политики Китая является тот факт, что страна лидирует в списке стран по потреблению солнечной и ветряной энергии. Переход Китая к низко

углеродной энергетике позволяет стране решать сразу несколько задач в различных плоскостях: экологической, геополитической, социальной, экономической.

Соединенные Штаты Америки являются одной из первых стран, которая достаточно основательно взялась за создание экологической политики в 1970-х гг., когда экологический вопрос поднялся на глобальном уровне [1]. Америка активно участвует в международных экологических договорах, будучи зачастую их инициатором. Основная программа государства в сфере защиты окружающей среды появилась в 1970 г. под названием национальный закон по экологической политике. На сегодняшний день этот акт остается основным политико-правовым документом страны.

Несмотря на наиболее развитое экологическое законодательство, активное международное сотрудничество на протяжении нескольких десятилетий и достаточно самостоятельные местные органы в сфере охраны окружающей среды, США имеет проблемы в ряде направлений своей экополитики.

Во-первых, основная проблема заключается в постоянно меняющемся курсе экополитики, которая находится под влиянием ряда факторов: общественных настроений, интересов бизнеса, партийной принадлежности политиков. Так, например, в 2017 г. Дональд Трамп отменил многие экологические инициативы предыдущего президента, так как посчитал, что охрана окружающей среды мешает развитию экономики государства. Впоследствии США вышли из Парижского соглашения по климату, были отменены многие экологические нормы и программы.

Во-вторых, дублирование функций и полномочий по ведению экологической политики доставляет неудобства в осуществление намеченных экологических планов, так как каждый исполнительный орган преследует собственные интересы.

В-третьих, противостояние бизнесменов и зеленых активистов мешает координировать экологическую политику, так как экономический частный сектор не совсем смирился с высокими налогами, санкциями и штрафами за экологические правонарушения.

В целом экологическая политика в США развита во всех направлениях, хоть и имеет ряд недостатков, которые не позволяют решить в полной мере те экологические проблемы, которые существуют в стране. Так, за последние десятилетия количество загрязнителей воздуха снизилось на 32%, однако, несмотря на это, США остается одним из лидеров по выбросу углекислого газа [12]. Хорошим результатом экополитики США может также являться тот, факт, что идет тенденция к увеличению финансирования на природоохранные мероприятия, несмотря на то, что экологическое законодательство со своими административными и уголовными наказаниями подвергается критике.

Вывод. Основное отличие между тремя странами обнаружилось в административно-управленческом осуществлении. Несмотря на то, что во всех трех законодательствах права и обязанности местных органов власти закреплены, их осуществление де-факто происходит по-разному. По сравнению с Россией и США, где природоохранная деятельность осуществляется на местах достаточно самостоятельно, и субъекты берут ответственность в чрезвычайных ситуациях на себя, в Китае местные органы не действуют без одобрения сверху, а необходимость проведения экологической политики, противоречит экономическому курсу государства.

Таким образом, исходя из сравнительного анализа экологической политики трех крупных развитых в промышленном, общественном и политическом плане стран, можно сказать, что государственная власть осознает важность и необходимость проведения экологической политики на национальном уровне и на международном. Однако природоохранные интересы, несмотря на всю осведомленность экологического кризиса, не занимают первое место на повестке дня.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Брославский Л.И. Правовая охрана природы в США // Журнал российского права. 2005. № 6. С. 89-98.

2. Бурко Р.А., Терёшина Т.В. Экологические проблемы современного общества и их пути решения // Молодой ученый. Ежемесячный научный журнал. 2013. № 11 (58). С. 237-238.

3. Василенко В.А. Устойчивое развитие регионов: подходы и принципы // под ред. А С. Новоселова - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2008. 208 с.

4. We have 12 years to limit climate change catastrophe, warns UN // The Guardian. URL : https://www.theguardian. com/environment/2018/oct/08/global-warming-must-not-exceed-15c-warns-landmark-un-report (дата посещения: 03.11.2021 ).

5. Драч А.А., Мохорова А.Ю. Модели государственного регулирования экономики в Китайской Народной Республике // Россия в глобальном мире. 2020. № 16-17 (39-40). С. 42-49.

6. Ермолина М.А. Международное сотрудничество России в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования в контексте развития Евразийской экономической интеграции // Евразийский юридический журнал. 2015. № 5 (84). С. 304-305.

7. Ермолина М.А., Матвеевская А.С., Погодин С.Н. Некоторые проблемы эффективности природоохранной деятельности ООН // Евразийский юридический журнал. 2017. №8 (111). С. 34-41.

8. Информационный бюллетень о Целях в области устойчивого развития (ЦУР): задачи, связанные со здоровьем // Всемирная организация здравоохранения. URL: https://apps.who. int/iris/bitstream/handle/10665/340800/WH0-EUR0-2018-2376-42131-58030-rus.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата посещения: 01.11.2021).

9. Матвеевская А.С. Международное сотрудничество как фактор оптимизации решений региональных экологических проблем (на примере деятельности ХЕЛКОМ) // Актуальные проблемы мировой политики в XXI веке. Ежегодный альманах. 2013. С. 183-191.

10. О мерах по реализации основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. URL: http://council.gov.ru/media/files/oa0hEAoWsCmqNHFAXI0HThjoBsAwctAJ.pdf (дата посещения: 01.11.2021).

11. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 362 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" // Официальный сайт Правительства России. URL: http://government.ru/rugovclassifier/874/events/ (дата посещения: 17.10.2021).

12. Родина Е.Ю., Ермолина М.А. Становление нормативно-правовой основы экологической политики США в XX в. // Россия в глобальном мире. 2020. № 16-17 (39-40). С. 121-129.

13. Указ Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176 «Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. URL: https://base.garant.ru/71659074/#block_1000 (дата посещения: 17.10.2021).

14. Ван Гуаньцзюнь. Основные проблемы экологической политики Китая в контексте глобальных проблем окружающей среды. Автореферат на канд. диссерт. по полит. наукам. СПбГУ. СПб. 2012. 23 с.

15. Шуленина Н.В. К вопросу об определении понятия «экологическая политика» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2006. № 8. С. 51-63.

16. Экологическая доктрина Российской Федерации // Министерство иностранных дел Российской Федерации, 31 августа 2002 г. URL: https://www.mid.ru/foreign policy/ official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/548754 (дата посещения: 15.10.2021).

17. WWF России подвел экологические итоги 2020 года // Всемирный фонд дикой природы (WWF), 29 декабря 2020 г. URL: https://wwf.ru/resources/news/Regulirovanie/wwf-rossii-podvel-ekologicheskie-itogi-2020-goda/ (дата посещения: 20.10.2021).

18. Forest Stewardship Council®, Лесной попечительский совет. Россия. Официальный сайт. URL: https://ru.fsc.org/ru-ru (дата посещения: 18.10.2021).

REFERENCES:

1. Broslavskij L.I. Pravovaja ohranaprirody v SShA. Zhurnal rossijskogo prava. 2005. № 6. S. 89-98.

2. Burko R.A., Terjoshina T.V. Jekologicheskie problemy sovremennogo obshhestva i ihputi reshenija. Molodoj uchenyj. Ezhemesjachnyj nauchnyj zhurnal. 2013. № 11 (58). S. 237-238.

3. Vasilenko V.A. Ustojchivoe razvitie regionov: podhody i principy. pod red. A.S. Novoselova - Novosibirsk: IJeOPP SO RAN, 2008. 208 s.

4. We have 12 years to limit climate change catastrophe, warns UN. The Guardian. Available at https://www.theguardian.com/environment/2018/oct/08/global-warming-must-not-exceed-15c-warns-landmark-un-report (accessed: 03.11.2021).

5. Drach A.A., Mohorova A.Ju. Modeli gosudarstvennogo regulirovanija jekonomiki v Kitajskoj Narodnoj Respublike. Rossija v global'nom mire. 2020. № 16-17 (39-40). S. 42-49.

6. Ermolina M.A. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo Rossii v sfere ohrany okruzhajushhej sredy i racional'nogo prirodopol'zovanija v kontekste razvitija Evrazijskoj jekonomicheskoj integracii. Evrazijskij juridicheskij zhurnal. 2015. № 5 (84). S. 304-305.

7. Ermolina M.A., Matveevskaja A.S., Pogodin S.N. Nekotorye problemy jeffektivnosti prirodoohrannoj dejatel'nosti OON. Evrazijskij juridicheskij zhurnal. 2017. №8 (111). S. 34-41.

8. Informacionnyj bjulleten' o Celjah v oblasti ustojchivogo razvitija (CUR): zadachi, svjazannye so zdorov'em. Vsemirnaja organizacija zdravoohranenija. Available at https://apps.who. int/iris/bitstream/handle/10665/340800/WH0-EUR0-2018-2376-42131-58030-rus.pdf?sequence=1&isAllowed=y (accessed: 01.11.2021).

9. Matveevskaja A.S. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo kak faktor optimizacii reshenij regional'nyh jekologicheskih problem (na primere dejatel'nosti HELKOM). Aktual'nye problemy mirovoj politiki v XXI veke. Ezhegodnyj al'manah. 2013. S. 183-191.

10. О merah po realizacii osnov gosudarstvennoj politiki v oblasti jekologicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda. Available at http://council.gov.ru/media/files/oa0hEAoWsCmqNHFAXI0HThjoBsAwctAJ.pdf (accessed: 01.11.2021).

11. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 aprelja 2014 g. № 362 "Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii "Ohrana okruzhajushhej sredy". Oficial'nyj sajt Pravitel'stva Rossii. Available at http://government.ru/rugovclassifier/874/events/ (accessed: 17.10.2021).

12. Rodina E.Ju., Ermolina M.A. Stanovlenie normativno-pravovoj osnovy jekologicheskoj politiki SShA v XX v. Rossrja v global'nom mire. 2020. № 16-17 (39-40). S. 121-129.

13. Ukaz Prezidenta RF ot 19 aprelja 2017 g. № 176 «Strategii jekologicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda». Informacionno-pravovoj portal GARANT.RU. Available at https://base.garant.ru/71659074/#block_1000 (accessed: 17.10.2021).

14. Van Guan'czjun'. Osnovnye problemy jekologicheskoj politiki Kitaja v kontekste global'nyh problem okruzhajushhej sredy. Avtoreferat na kand. dissert. po polit. naukam. SPbGU. SPb. 2012. 23 s.

15. Shulenina N.V. K voprosu ob opredeleniiponjatija «jekologicheskajapolitika». Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Politologija. 2006. № 8. S. 51-63.

16. Jekologicheskaja doktrina Rossijskoj Federacii. Ministerstvo inostrannyh del Rossijskoj Federacii, 31 avgusta 2002 g. Available at https://www.mid.ru/foreign_policy/ olficial_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/548754 (accessed: 15.10.2021).

17. WWF Rossii podvel jekologicheskie itogi 2020 goda. Vsemirnyj fond dikoj prirody (WWF), 29 dekabrja 2020 g. Available at https://wwf.ru/resources/news/Regulirovanie/wwf-rossii-podvel-ekologicheskie-itogi-2020-goda/ (accessed: 20.10.2021).

18. Forest Stewardship Council®, Lesnoj popechitel'skij sovet. Rossija. Oficial'nyj sajt. Available at https://ru.fsc.org/ru-ru (accessed: 18.10.2021).

YUSHKOVA Lidia M. - Saint Petersburg State University; Universitetskaya embankment, 7/9, Saint Petersburg, 199034, Russia; e-mail: st079633@student.spbu.ru

MATVEEVSKAYA Anna S. - Saint Petersburg State University; Universitetskaya embankment, 7/9, Saint Petersburg, 199034, Russia; e-mail: a.matveevskaya@spbu.ru

POLITICAL ASPECTS OF ENVIRONMENTAL PROTECTION ON THE EXAMPLE OF EXPERIENCE OF RUSSIA, CHINA AND USA

Environmental policy is the main Mechanism that can influence environmental change and environmental protection. It is first developed at the global level by the joint efforts of the international community, and then at the state, regional, and local levels. The article provided a comparative analysis of the implementation of environmental policy methods on the example of Russia, China and the United States of America according to certain criteria: political and legal recognition, legalization, administrative and managerial implementation, problems of environmental policy and its results. Coordination within such large-scale countries as Russia, China and the United States has difficulties. A huge burden of responsibility falls on these countries, since it is these states that play a key role in global environmental policy.

ENVIRONMENTAL PROTECTION; ENVIRONMENTAL PROBLEMS; ENVIRONMENTAL POLICY; RUSSIA; CHINA; USA

For citation: Yushkova L.M., Matveevskaya A.S. Political aspects of environmental protection on the example of experience of Russia, China and USA. Russia in the global world. 2021. № 21 (44). P. 53-64. DOI: 10.48612/rg/RGW.21.16

Статья принята к публикации: 01.12.2021 The article was accepted for publication: 01.12.2021

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.