Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2017. - Т. 2 (68). № 1. - С. 163-175.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
УДК 711.1
ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИРОДООХРАННЫХ СИСТЕМ: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО. ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТИТУТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГЛОБАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Астанин Д. М.
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
Проводится анализ исторического процесса становления глобальной природоохранной политики современных государств мира в контексте развития многоуровневой природоохранной системы. Определено главенствующее влияние 1-ой Международной экологической конференции в Берне 1914 года на организацию межгосударственных природоохранных органов, создание ООН - на утверждение Стокгольмской декларации 1972 года и декларации Рио-де-Жанейро 1992 года, сформировавших современную классификацию объектов экологического права, формы международного эко-сотрудничества, ранговую систему экологической политики. Сформирован вывод о необходимости предварительной апробации международных законодательных инициатив и взаимной координации всех участников многоуровневого природоохранного процесса, неспособности современных природоохранных органов эффективно решать поставленные задачи ввиду отсутствия совместной программы действий мировой природоохранной системы, отсутствия научной и традиционно-религиозной основ в принятии международных решений.
Ключевые слова: экологическая политика, природоохранная система, экологическое право, международное право, ландшафтное и биологическое разнообразие.
Развитие природоохранной системы началось с языческих времен, когда наши далекие предки наделяли душой и божественной сутью различные природные объекты, территории и явления. Уважая и обожествляя природу, древние люди умели ладить с ней, накладывая определенные ограничения на количество добываемых растений и животных. Эта система работала многие тысячелетия. Рост населения, ограниченность традиционных источников энергии, ограниченность ресурсов пресной воды и полезных ископаемых, загрязнение почвы, воды и воздуха веществами, многие из которых до 20-го века вообще не существовали - все эти явления породили то, что мы сегодня определяем как экологический кризис, охватывающий уже весь мир.
В результате охрана природы стала приобретать к концу 20-го века многоуровневый международный характер, опираясь на государственные, научные и общественные институты.
Природоохранная система имеет следующие уровни:
1. традиционно-религиозный [2];
2. государственный (с 1870-х годов появляются первые охраняемые природные территории в результате их туристского освоения) [7];
163
3. научный (1920-30-е годы - разработка учения о ноосфере Вернадским В. И., Мари Жозеф Пьер Тейяр де Шарденом как о социоприродной системе, которая представляет собой синтез естественного и исторического процесса) [8];
4. общественный;
5. международный [12; 24; 34; 39].
Современная глобализация стала причиной массы экологических проблем, решить которые возможно только совместными усилиями. Увеличилась массовость и скорость освоения природных ресурсов.
Международно-правовая форма охраны природы имеет более чем вековую историю. К основным источникам международного экологического права относятся соглашения, договоры, конвенции, резолюции в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования. Экологическое право тесно пересекается с атомной, морской и космической отраслями международного права.
Актуальность изучения межуровневого взаимодействия связана со спецификой вопроса охраны окружающей среды.
С 1970-х годов экологическая тематика прочно занимает одну из главных позиций политологии.
Основные научные публикации в области управления экологической политикой связаны с именами следующих российских юристов: Бринчук М. М. [27], Колосов Ю. М. [6], Кукушкина А. В., Нестеренко Е. А.
Вопросы разработки концепции устойчивого развития: Будыко М. И., Данилов-Данильян В. М. [5; 30].
Вопросы международного сотрудничества в рамках ООН: Гусев А. А. [4; 20; 29]. Вопросы влияния экологии на развитие международных экономических отношений: Авдеева Т. Г. [17].
Политическая экология на Западе представлена следующими учеными: Johnson S. P. [13], Jordan A., McCormick, J. [14], Peattle K., Rifkin J. [15], Shelton D., Wallace D.
При подготовке статьи автор руководствовался принципами, позволяющими сочетать возможности логического и исторического методов, количественного и качественного анализа.
К первым международным природоохранным договорам относят:
1875 год - Декларация об охране птиц (Италия, Австро-Венгрия);
1881 год - Международная конвенция по защите растений;
1882 год - регулирование рыболовства в Северном море;
1882 год - защита полезных для сельского хозяйства птиц (Париж);
1887 год - Договор о регулировании лова лососей в бассейне Рейна;
1887 год - Охрана морских котиков в Тихом океане (Россия, США, Япония); Охрана морских животных, китов, регламентация рыболовства (этим видам деятельности посвящено более 70-ти международных договоров);
1907 год - Конвенция о рыболовстве в водах Дуная и Прута;
1911 год - Конвенция по охране котиков в северной части Тихого океана;
1916 год - Договор о промысле морских черепах (Англия, Никарагуа).
Международные соглашения составляются на основе научных данных мониторинга популяции, размножения, ареалов распространения биологических видов. В
164
связи с этим стоит отметить центральную роль науки во всей природоохранной деятельности.
20 век знаменателен увеличением нагрузок на природные экосистемы.
В истории развития международного экологического сотрудничества в 20 веке можно выделить 4 этапа: 1913- 1948 гг.; 1948- 1968 гг.; 1968- 1992 гг.; с 1992 г. по настоящее время.
На первом этапе происходили попытки объединения сил различных стран в природоохранной деятельности. Достигалось это с помощью организации международных конференций, где обсуждалась необходимость создания международных независимых органов. По определению Ю. М. Колосова [6], международная конференция - собрание официальных представителей, выступающих от имени государств, которое созывается на ограниченный срок для достижения определенных целей и является важным средством многосторонней дипломатии, а также кодификации и прогрессивного развития международного права.
В результате работы Бернской конференции с 1914 года были сформированы следующие институты защиты природы:
1922 год - открытие Международного совета по охране птиц;
1923 год - Международное общество по охране зубра;
1923 год - 1-й Международный конгресс по охране природы;
1928 год - открытие Международного бюро защиты природы (Брюссель);
1929 год - Постоянный комитет по охране природы Тихого океана;
1935 год - Международное бюро по охране природы.
По итогам работы конференции стало очевидно, что охрана окружающей среды является комплексной проблемой. В ней задействованы не только наука и техника, но и экономика, политико-правовая система, социальный мир.
Второй этап характеризуется созданием ООН [46] как ведущей организации в экологическом сотрудничестве. 1948 год - при поддержке ЮНЕСКО создана первая международная экологическая организация: «Международный союз защиты природы».
В 1962 году была принята резолюция ЮНЕСКО «Экономическое развитие и охрана природы». В ней содержались три основных положения:
1) целостный взгляд на проблемы ресурсов окружающей среды;
2) расширение понятия «охрана природы» до термина «охрана окружающей среды»;
3) концепция сочетания экологических и экономических интересов.
1968 год - принятие резолюции генеральной ассамблеи ООН о важнейшей роли экологии в экономическом и социальном развитии.
Третий этап характерен большой активностью многостороннего экологического сотрудничества. В 1972 году утверждена Стокгольмская декларация [6; 43], обобщающая основные принципы международного природоохранного сотрудничества [45]. 1982 год знаменателен выходом «Всемирной хартии природы» [35], одобренной Генеральной ассамблеей ООН. В отличие от Стокгольмской декларации, хартия была принята путём голосования. 111 стран проголосовали за резолюцию, 18 - воздержались и только США проголосовали против. Также стоит отметить 1980 год с резолюцией «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений».
165
Четвёртый этап начинается с конференции 1992 года в Рио-де-Жанейро [33; 42]. 1998 год - конвенция о доступе к информации, касающейся охраны окружающей среды (Орхус, Дания) [38]. 2012 год - конференция ООН по устойчивому развитию Рио +20. «Будущее, которое мы хотим» [104]. Концепция сокращения бедности, содействия социальной справедливости [13].
Экологическая политика - система комплексных мероприятий, связанных с позитивным влиянием государственных и общественных институтов на состояние экосистем.
В зависимости от охвата деятельности существует 5 видов экологической политики: 1. глобальная политика - международные, политические, внешнеэкономические мероприятия; 2. государственная; 3. региональная экополитика - политика страны в отношении своих внутренних регионов; экополитика регионов; 4. местная экополитика: локальный и объективный мониторинг, государственный контроль соблюдения законодательства в области охраны природы; местные экопрограммы и проекты; 5. корпоративная экополитика. Долгосрочные корпоративные цели предприятия.
Все декларируемые экологические принципы можно разделить на 9 групп: группа 1: принципы, которые утверждают приоритет прав человека на благоприятную среду и устойчивое развитие;
группа 2: суверенитет государств на использование природных ресурсов; группа 3: обязанности граждан в области охраны природы;
группа 4: ответственность за охрану окружающей среды (принципы Стокгольмской декларации) [43; 45];
группа 5: декларирует приоритеты в использовании природных ресурсов; группа 6: предотвращение воздействия на природу (принципы 6 и 7 Стокгольмской декларации) [43; 45];
группа 7: наиболее обширная, международное экологическое сотрудничество; группа 8: право на информацию (декларация Рио-де-Жанейро) [42; 44]; группа 9: природоохранные обязательства в случае вооружённых конфликтов. Принято выделять пять основных направлений международного экологического сотрудничества: 1. парламентское сотрудничество: разработка рекомендательных актов в сфере экологии; 2. координация исполнительных структур отдельных государств (под эгидой ООН) [96]; 3. регулирование охраны природы, заключение договоров, единый международный подход; 4. научно-техническое сотрудничество: обмен информацией, совместная реализация проектов и экспертиз; 5. экологическое сотрудничество: международные экологические форумы.
Термин «устойчивое развитие» [10; 11; 16; 21; 29; 30] сформировался в 1987 году после опубликования доклада «Наше общее будущее», подготовленного Международной комиссией по окружающей среде и развитию (МСОКР) [46]. Главные постулаты устойчивого развития:
1) приоритет качества над количеством;
2) сохранность культурного и биологического разнообразия;
3) симбиоз природопользования с процессом эволюции.
Основная задача на 21 век - глобальная программа, ориентированная на формирование экологического мышления, подготовка к решению проблем ближайшего будущего [26].
166
Самые влиятельные сегодня международные экологические организации: ЮНЕСКО, Программа развития ООН (ПРООН), Всемирная организация здравоохранения (ФАО), Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК), Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО) и др.
Одна из главных научных концепций ЮНЕП - глобальная система наблюдений за изменением состояния биосферы, состоящая из 3 частей:
1) ИНФОТЕРРА - всеобщая сеть информации по окружающей среде;
2) ГСМОС - мониторинг окружающей среды, замеры глобального загрязнения;
3) МРПТХВ - оповещение в случаях нанесения ущерба токсичными химическими веществами.
На сегодняшний день функционирует только ИНФОТЕРРА. ЮНЕП - центральное учреждение ООН, обеспечивающее комплексный и цельный подход к решению многочисленных составляющих общей проблемы сохранения биосферы.
Комплексная реализация концепции устойчивого развития связана с проблемами ограниченности природных ресурсов, нарушениями устойчивости природных экосистем.
Среди методов ограничительного воздействия выделяют экономические, законодательно-правовые, воспитательно-образовательные и политические.
В сегодняшние дни экологические налоги действуют в большинстве стран ЕС. Экологические налоги - налоги, база взимания которых оказывает специфическое негативное воздействие на окружающую среду (European Environmental Agency) [17].
Впервые необходимость внедрения экологических налогов была утверждена в 1973 году - на 1-й Программе действий Европейского союза по охране окружающей среды.
Основной идеей внедрения экологических идей в налоговую систему считался двойной выигрыш (дивиденд). Внедрение экологических налогов должно быть связано с социальными выплатами, ростом занятости, конкурентоспособности национальных производителей. Из стран с развитой экономикой большой опыт в этой области имеют скандинавские страны. С 1990-х годов интерес к эконалогам стали проявлять Германия, Франция, Великобритания и Италия [20]. Большим импульсом для развития экологической налоговой системы стало принятие Директивы ЕС по упаковочным отходам в 1994 году. Среди стран ЕС с развивающейся экономикой можно отметить Венгрию, Польшу, Эстонию. Также определённым прогрессом в эконалоговой деятельности отличаются Южная Корея, Тайвань, Малайзия, Сингапур и Тайланд.
Экологические налоги занимают существенное место в общей налоговой схеме большинства стран ЕС [20]. Основная задача эконалогов не пополнение государственного бюджета, а призыв плательщиков к позитивному экологическому поведению.
Экологические налоги разделяют на 7 групп по сферам влияния: транспортные налоги; энергетические налоги; платежи за загрязнение; платежи за размещение отходов; налоги на выбросы химических веществ; платежи за пользование природными ресурсами; налог на шумовое воздействие.
167
В странах ЕС наибольшее распространение получили энергетические и транспортные налоговые сборы. В США значительна проблема защиты окружающих экосистем. В Нью-Йорке существует налог на очистку водоёмов от нефтяных пятен. Энергетические налоги призваны снижать эмиссию оксидов азота, углекислого газа и серы в атмосферу. В Российской Федерации действует закон «Об охране природной среды», согласно которому 10 % платежей идут в федеральный бюджет, 90 % -на содержание природоохранных органов.
По данным Министерства природных ресурсов РФ, ежегодный рост уровня промышленного загрязнения воздуха, почвы и воды составляет 5 %. Бюджет экологических программ США и Канады в десятки раз выше российских.
Одной из главных целей является сохранение ландшафтного и биологического разнообразия планеты. Можно привести в пример Конвенцию о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение (1971 год) [37], Конвенция о сохранении биологического разнообразия (1992 год) [36]; Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных (1979 год) [28].
Таблица 1. Основные международные соглашения, определяющие меры по сохранению природных ресурсов [31; 40].
Водные ресурсы Сохранение атмосферы Сохранение межгосударствен-
ных территорий
Конвенции ООН 1973 год - Конвенция о между-
по морскому праву, 1963 год - Договор о запреще- народной торговле видами ди-
предотвращению загрязнений с нии испытаний кой фауны и флоры,
судов ядерного оружия в находящимися под
(1973/1978 гг.). атмосфере, космическом про- угрозой уничтожения
1974 год - Конвенция по защите странстве и под (33000 видов животных и расте-
природной водой (Москва, СССР); ний);
морской среды 1985 год - Конвенция о защите 1992 год - Конвенция о биоло-
Балтийского моря (1992 год - озонового слоя (Вена, Австрия); гическом разнообразии;
пересмотрена); 1987 год - 1994 год - Конвенция
1978 год - Региональная кон- Монреальский протокол (до- по борьбе
венция полнение с опустыниванием, улучшению
о сотрудничестве к конвенции плодородия (Африка).
по защите морской 1985 года);
среды от загрязнения 1997 год -
(Кувейт); Киотский протокол;
1982 год - Региональная кон- Стабилизизация выбросов пар-
венция никовых
по сохранению газов (2011 год -
окружающей среды Киотский протокол был про-
Аденского залива и длён на 5 лет);
Красного моря (Джедда, Сау- 1979- 1983 гг. -
довская Аравия); Европейская конвенция о транс-
1992 год - Конвенция о защите граничном
и использовании трансгранич- загрязнении воздуха на большие
ных водных путей и междуна- расстояния
родных озёр (Хельсинки, Фин- (Женева, Швейцария).
ляндия).
168
Кроме того, действует ряд региональных соглашений и конвенций: Соглашение по сохранению малых китообразных Балтийского моря, северо-восточной Атлантики, Ирландского и Северного морей (ASCOBANS), Соглашение по сохранению китообразных в Чёрном и Средиземном морях, а также прилегающей области Атлантики (ACCOBAMS). 1991 год - договор об Антарктике (Мадрид, Испания). Также по Антарктике действуют 2 конвенции: Конвенция о сохранении арктических морских живых ресурсов и Конвенция о сохранении арктических тюленей. 1991 год -соглашение о запрещении разведки и добычи полезных ископаемых в Антарктиде на следующие 50 лет. На сегодняшний день подписано около 200 международных соглашений в области охраны природы.
Огромный вред экосистемам наносят постоянные войны и испытания атомного и водородного оружия. США, к примеру, после Второй мировой войны произвели 1054 испытания атомной мощи [7; 9; 22].
Также в числе противников защиты природы - правительства Франции, ЮАР и Израиля. В 1979 году ЮАР и Израиль проводили совместные ядерные учения в районе Южной Атлантики.
Специальный комитет ООН в своих докладах сообщал о влиянии атомного оружия на окружающую среду: при одном взрыве происходит уничтожение растительности на территории до 1300 га, уничтожение микроорганизмов на площади в 40 га [12].
Значительную экологическую угрозу составляет захоронение радиоактивных и ядерных отходов. Например около Ирландии скопилось около 50 тыс. тонн радиоактивных отходов. Дно Тихого океана в районе островов Гуам является площадкой массового захоронения отходов США. Причем большая часть их лежит в зонах разломов и впадин океанского дна, что влечёт за собой опасность сейсмического воздействия. Любое повреждение контейнеров вызовет огромное заражение океана.
Южному Вьетнаму был нанесен значительный экологический ущерб из-за вторжения США. Были уничтожены огромные площади джунглей. И сегодня данный факт отрицательно сказывается на экономике региона [22].
Общеизвестным является факт, насколько огромным был ущерб, нанесённый флоре и фауне Африки в эпоху европейской колонизации [18]. Были выжжены леса, уничтожены дикие животные. Обретение независимости африканских стран открывает широкие перспективы в природоохранной области. 1963 год - Декларация по охране природы Африки. Значение экологических законов Африки крайне велико, учитывая тот факт, что численность крупной дичи уменьшилась в 50 раз.
Огромные проблемы существуют и на Американском континенте. В качестве примера можно привести состояние экосистемы Амазонки. В последние десятилетия страны Южной Америки стараются выйти из-под контроля США, создать свою собственную экологическую правовую систему. Декларируемыми главенствующими принципами международных природоохранных организаций на сегодняшний день являются: ликвидация последствий изменения климата [25; 31], сохранение биологического разнообразия, улучшение состояния окружающей среды, здоровья и качества жизни людей.
Достаточно слабо развит научный уровень международной природоохранной деятельности. Большая часть современных международных организаций опираются на концептуальные основы Римского клуба и Стокгольмского института исследова-
169
ния проблем мира [20]. Однако мало учитывается возрастание антропогенной нагрузки на экосистемы.
Требуется новая оценка ситуации, которая будет оценивать изменения природ-но-ресурсных возможностей. Необходимо повышение эффективности рационального использования природных ресурсов.
Международные экоорганизации действуют в пределах 2 противоположных сторон: официальной (экологическое образование и экопропаганда) и неофициальной.
В большинстве случаев присутствует неофициальная сторона (теневые интересы США и стран Евросоюза, финансово-промышленных групп) [23].
Экологическая глобальная политика - вершина многоуровневой системы охраны природы. Уменьшение количества военных конфликтов, совершенствование законодательства, научная и гуманистическая составляющие деятельности - основа для развития международной политики.
Любая международная законодательная инициатива должна поддерживаться религией, обществом, разрабатываться с активным участием научного сообщества, должна быть апробирована на территории суверенных государств, вносящих международные инициативы [29].
Использование традиционной культуры народов, литературы, науки и техники -способ выхода из экологических и мировоззренческих кризисов современной эпохи. Мировой опыт показывает, что охрана природы эффективна только тогда, когда является комплексной, опираясь не только на охрану государством, но и на культурно-исторические традиции, религиозные воззрения народа.
Для комплексной системы охраны природы необходимы все уровни природоохранного движения (религиозный, научный, государственный, общественный, международный), взаимодействие всех членов и организаций. Однако современная этика участников природоохранного процесса не способна в полной мере решать экологические проблемы.
Список литературы:
1. Ахатов А. Г. Экология и международное право / А. Г. Ахатов. - Москва: АСТ-ПРЕСС, 1996. -512 с.
2. Ахутин А. В. Понятие «природа» в античности и Новое время / А. В. Ахутин. - Москва: Наука, 1988. - 208 с.
3. Белотелов Н. В., Бродский Ю. И., Оленев Н. Н. Проблема устойчивого развития: естественнонаучный и гуманитарный анализ / Н. В. Белотелов, Ю. И. Бродский, Н. Н. Оленев. - Москва: ФАЗИС, 2004. - 108 с.
4. Гусев А. А. Современная экологическая политика / А. А. Гусев // Институт мировой экономики и международных отношений РАН, Москва, 2006. - 205 с.
5. Данилов-Данильян В. И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие / В. И. Данилов-Данильян, К. С. Лосев. - Москва, Прогресс-Традиция, 2000. - 200 с.
6. Колосов Ю. М., Кривчикова Э. С. Стокгольмская декларация, 16 июня 1972 г. В кн.: Действующее международное право. В 3-х томах / Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. - Москва: МНИМП, 1999. -Т. 3. - С. 121-300.
7. Робинсон Н. А. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в США / Н. А. Робинсон. - Москва: Прогресс, 1990. - 528 с.
8. Субетто А. И. Ноосферная научная школа в России: итоги и перспективы / А. И. Субетто. - СПб.: Астерион, 230 с.
9. Трофимов В. Н. Военная и экологическая безопасность. Международное право и сила / В. Н. Трофимов. - Москва: «Прометей», 1991. - 131 с.
170
10. Фомичев А. Н. Проблемы концепции устойчивого экологического развития: Системно-методологический анализ / А. Н. Фомичев. - Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 209 с.
11. Яницкий О. Н. Экологические катастрофы: структурно-функциональный анализ / Институт социологии РАН, Яницкий О. Н. // Официальный сайт ИС РАН - 2013. - 258 с.
12. Eccleston, Charles H. Global Environmental Policy: Concepts, Principles, and Practice. 2010. CRC Press, 460 pp.
13. Johnson S. P. The environment after Rio. London, Graham & Trotman, 1994, 245 pp.
14. McCormick J. Environmental Policy in the European Union. The European Series. Palgrave. 2001, 347 pp.
15. Rifkin J. Biosphere Politics a New Consciousness for a New Century. Crown Publishing Group. 1991, 388 pp.
16. Criteria for sustainable development management. United Nations, New York, 1994, 42 p.
17. Авдеева Т. Г. Роль экологического фактора в современных МЭО: дисс. канд. эк. наук / Т. Г. Авдеева. - Москва, 1994. - 210 с.
18. Афиногенов Д. В. Экологический кризис как политическая проблема: дис. канд. полит. наук: 23.00.01. Теория политики, история и методология политической науки / Д. В. Афиногенов. - СПб., 2001. - 210 с.
19. Борисов Н. А. Политическая экология как основание современной экологической политики России (на примере Санкт-Петербурга). Дисс. канд. полит. наук: 23.00.02 Политические институты, процессы и технологии.
20. Гусев А. А. Экологическая политика Европейского Союза в контексте концепции устойчивого развития. Дисс. д-ра полит. наук: 23.00.02. Политические институты, процессы и технологии. Институт социологии РАН. Москва. 2010. -189 с.
21. Ефременко Д. В. Возникновение и эволюция предметной области экополитологии в контексте политических проблем глобального развития. Дис. д-ра полит. Наук. - Москва, 2007.
22. Кукушкина А. В. Взаимосвязь проблем экологической безопасности и разоружения (международно-правовой аспект). Дис. канд. юрид. наук/МГИМО. Москва, 1993. 210 с.
23. Матвеева Е. В. Межуровневые взаимодействия в общественной, государственной и мировой экологической политике. Дисс. д-ра полит. наук: 23.00.02. - Политические институты, процессы и технологии. Саратов. 2012. - 190 с.
24. Пискулова Н. А. Экологическая политика как фактор международной конкурентоспособности государств. Дисс. канд. эк. наук: 08.00.14. Москва. 1999. 186 с.
25. Русакова Ю. А. Проблемы международной экологической безопасности и поиск дипломатических путей их преодоления на современном этапе (на примере международных переговоров по климату). 07.00.15 — история международных отношений и внешней политики. Москва. 2016. - 230 с.
26. Белоусов К. Ю. Современный этап эволюции концепции устойчивого развития и формирование парадигмы корпоративной устойчивости/ Проблемы современной экономики - СПб., 2013, N1 (45). C. 47-50.
27. Бринчук М. М. О предмете экологического права / Вестник Международного университета. Сер. Право. Москва, 1998. Вып. III. С. 70-79.
28. Герасимчук И. В. Международное право окружающей среды: Региональный опыт в решении глобальных проблем / Московский журнал международного права. Москва, 2000. №1. С. 67-100.
29. Гусев А. А. Политические факторы формирования социальной ответственности в контексте концепции устойчивого развития. / Право и политика, Москва, (март) №2, 2010. - С. 194-199.
30. Данилов-Данильян В. И. Завалы на пути к устойчивому развитию // Энергия, Москва, 1998, №6. -C. 34-39.
31. Кокеев М. Е. Киотский климатический протокол / Международное право. Москва, 1998. № 1. С. 4567.
32. Писарев В. Д. США и стратегия устойчивого развития. // США: Экономика. Политика. Идеология. Москва, 1998. №3. - C. 52.
33. Коптюг В. А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) / Информационный обзор. Новосибирск, 1992.
34. Копылов М. Н. Международные организации и охрана окружающей среды В кн.: Международные организации. / Под ред. И.П. Блищенко. Москва: Изд-во РУДН, 1994 - с. 267-304.
35. Всемирная хартия природы. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/charter_for_nature.shtml (Дата обращения: 01.02.2018).
171
36. Конвенция о биологическом разнообразии. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/biodiv.shtml (Дата обращения: 01.02.2018).
37. Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение (1971 год). URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/waterfowl.shtml (Дата обращения: 01.02.2018).
38. Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция). URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/orhus.shtml (Дата обращения: 01.02.2018).
39. Международный союз охраны природы. URL: https://www.iucn.org/ (Дата обращения: 01.02.2018).
40. Международная конвенция по карантину и защите растений (Новый пересмотренный текст, принятый на 29-ой сессии конференции ФАО - ноябрь 1997). URL: http://docs.cntd.ru/document/901989133 (Дата обращения: 01.02.2018).
41. Организация объединенных наций. Окружающая среда. URL: http://www.unep.org/ru (Дата обращения: 01.02.2018).
42. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl (Дата обращения: 01.02.2018).
43. Стокгольмская декларация. URL: http://docs.cntd.ru/document/901880141 (Дата обращения: 01.02.2018).
44. Rio+20: The United Nations Conference on Sustainable Development, June 2012 Jane A. Leggett Specialist in Energy and Environmental Policy Nicole T. Carter Specialist in Natural Resources Policy June 18, 2012. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/rio20 (Дата обращения: 01.02.2018).
45. Stockholm Declaration on the Human Environment, June 1972. URL: https://ru.scribd.com/document/50039070/Stockholm-Declaration-on-the-Human-Environment-June-1972 (Дата обращения: 01.02.2018).
46. United Nations Enviroment Programme Enviromental Observing and Assessment Strategy.URL: http://www.un.org/earthwatch/about/docs/unepstrx.htm (Дата обращения: 01.02.2018).
D. M Аstanin. The fifth level of organization nature of protection systems: international law. The evolution of institutions global environmental policy // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. - 2017. - Т. 2 (68). № 1. - Р. 163-175.
The analysis of the historical process of formation of the global environmental policy of the modern world States in the context of the development of a multi-level environmental system. Determined by the dominant influence of the 1st International environmental conference in Bern in 1914, the year the organization of inter-state environmental authorities, the establishment of the UN - adoption of the Stockholm Declaration of 1972 and the Declaration of Rio de Janeiro in 1992, the year that shaped the modern classification of objects of environmental law, forms of international environmental cooperation, to the rank system of environmental policy. The conclusion about the necessity of preliminary approbation of international legislative initiatives and mutual coordination of all participants of multilevel nature protection process, inability of modern nature protection bodies to effectively solve the tasks, in view of the absence of a joint action program of the world nature protection system, lack of scientific and traditional-religious basis in international decision-making is formed.
Keywords: environmental policy, environmental system, environmental law, international law, landscape and biological diversity.
Spisok literaturi
1. Akhatov A. G. Ekologiya i mezhdunarodnoye pravo [Ecology and law]. Moskva: AST-PRESS, 1996, 512 s.
2. Akhutin A. V. Ponyatiye "priroda" v antichnosti i Novoye vremya [Concept of "nature" habits and New time]. Moskva: Nauka, 1988, 208 s.
3. Belotelov N. V., Brodskiy Yu. I., Olenev N. N. Problema ustoychivogo razvitiya: estestvenno-nauchnyy i gumanitarnyy analiz [The issue of sustainable development: natural-scientific and humanitarian analysis]. Moskva: FAZIS, 2004, 108 s.
4. Gusev A. A. Sovremennaya ekologicheskaya politika [The Modern ecological policy]. Institut mirovoy ekonomiki i mezhdunarodnykh otnosheniy RAN. Moskva, 2006, 205 s.
5. Danilov-Danilian V. I., Losev K. S. Ekologicheskiy vyzov i ustoychivoye razvitiye [Ecological challenge and sustainable development]. Moskva. Progress-Traditsiya, 2000, 200 s.
172
6. Kolosov Yu. M., Krivchikova E. S. Stokgolmskaya deklaratsiya [Declaration of Stockholm]. 16 iyunya 1972 g. V kn.: Deystvuyushcheye mezhdunarodnoye pravo [MDR Current law]. V 3-kh tomakh. Moskva: MNIMP. 1999. T. 3.
7. Robinson N. A. Pravovoye regulirovaniye prirodopolzovaniya i okhrany okruzhayushchey sredy v SShA [To Prove the regulation propolis and environmental protection in the United States]. Moskva: Progress, 1990, 528 s.
8. Subetto A. I. Noosfernaya nauchnaya shkola v Rossii: itogi i perspektivy [Noosphere science school in Russia: results and prospects]. SPb., Asterion, 2012.
9. Trofimov V. N. Voyennaya i ekologicheskaya bezopasnost. Mezhdunarodnoye pravo i sila. [Background and environmental safety. MDR is right and power].Moskva. Prometey, 1991, 131 s.
10. Fomichev A. N. Problemy kontseptsii ustoychivogo ekologicheskogo razvitiya: Sistemnometodo-logicheskiy analiz [Challenges to the concept of sustainable environmental development: Systematic analysis]. Moskva: Knizhnyy dom «LIBROKOM», 2009, 209 s.
11. Yanitskiy O. N. Ekologicheskiye katastrofy: strukturno-funktsionalnyy analiz. [Ecological catastrophe: structure-functional analysis] Institut sotsiologii RAN. Ofitsialnyy sayt IS RAN, 2013, 258 s.
12. Eccleston Charles H. Global Environmental Policy: Concepts, Principles, and Practice. 2010. CRC Press, 460 pp.
13. Johnson S. P. The environment after Rio. London, Graham & Trotman, 1994, 245 p.
14. McCormick, J. Environmental Policy in the European Union. The European Series. Palgrave, 2001, 347 pp.
15. Rifkin J. Biosphere Politics a New Consciousness for a New Century. Crown Publishing Group, 1991, 388 pp.
16. Criteria for sustainable development management. United Nations. New York, 1994, 42 p.
17. Avdeyeva T. G. Rol ekologicheskogo faktora v sovremennykh MEO [Ecology is the role of the factor in the modern MAO]. Diss. kand. ek. nauk, Moskva, 1994.
18. Afinogenov D. V. Ekologicheskiy krizis kak politicheskaya problema [Ecological crisis as a political issue]. Dis. kand. polit. nauk: 23.00.01. Teoriya politiki. istoriya i metodologiya politicheskoy nauki, SPb, 2001.
19. Borisov N. A. Politicheskaya ekologiya kak osnovaniye sovremennoy ekologicheskoy politiki Rossii (na primere Sankt-Peterburga) [Political ecology as the basis of modern ecological Russian politicians (by the example of St. Petersburg]. Diss. kand. polit. nauk: 23.00.02 Politicheskiye instituty. protsessy i tekhnologii.
20. Gusev A. A. Ekologicheskaya politika Evropeyskogo Soyuza v kontekste kontseptsii ustoychivogo razvitiya [Environmental policy in the European Union context, the concept of sustainable development]. Diss. d-ra polit. nauk: 23.00.02. Politicheskiye instituty. protsessy i tekhnologii. Institut sotsiologii RAN, Moskva, 2010.
21. Efremenko D. V. Vozniknoveniye i evolyutsiya predmetnoy oblasti ekopolitologii v kontekste politich-eskikh problem globalnogo razvitiya [Evolution Prime in the field of ecology and in the context of political problems of global development]. Dis. d-ra polit. nauk, Moskva, 2007.
22. Kukushkina A. V. Vzaimosvyaz problem ekologicheskoy bezopasnosti i razoruzheniya [Razor the Relationship between environmental problems and security] (mezhdunarodno-pravovoy aspekt). Dis. kand. yurid. nauk. MGIMO, Moskva, 1993.
23. Matveyeva E. V. Mezhurovnevyye vzaimodeystviya v obshchestvennoy, gosudarstvennoy I mirovoy ekologicheskoy politike [Measures of interaction in the public, public and world environmental policy]. Diss. d-ra polit. nauk: 23.00.02. - Politicheskiye instituty. protsessy i tekhnologii. Saratov, 2012.
24. Piskulova N. A. Ekologicheskaya politika kak faktor mezhdunarodnoy konkurentosposobnosti gosudarstv [Environmental policy as an international factor competitiveness of States]. Diss. kand. ek. nauk: 08.00.14, Moskva, 1999.25. Rusakova Yu. A. Problemy mezhdunarodnoy ekologicheskoy bezopasnosti i poisk diplo-maticheskikh putey ikh preodoleniya na sovremennom etape (na primere mezhdunarodnykh peregovorov po klimatu) [Problems of ecological safety and international search diplomatic ways to overcome them at the present stage (on the example of international climate negotiations)]. 07.00.15 - istoriya mezhdunarodnykh otnosheniy i vneshney politiki, Moskva, 2016.
173
26. Belousov K. Yu. Sovremennyy etap evolyutsii kontseptsii ustoychivogo razvitiya i formirovaniye para-digmy korporativnoy ustoychivosti [Modern stage of evolution of the concept of sustainable development and formation of the paradigm of corporate sustainability]. Problemy sovremennoy ekonomiki - SPb. 2013, N1 (45), s. 47-50.
27. Brinchuk M. M. O predmete ekologicheskogo prava [On primate environmental law]. Vestnik Mezhdu-narodnogo universiteta. Ser. Pravo. Moskva, 1998, Vyp. III, s. 70-79.
28. Gerasimchuk I. V. Mezhdunarodnoye pravo okruzhayushchey sredy: Regionalnyy opyt v reshenii global-nykh problem [MDR environmental law: a Regional experience solving global problems]. Moskovskiy zhur-nal mezhdunarodnogo prava. Moskva. 2000. №1, s. 67-100.
29. Gusev A. A. Politicheskiye faktory formirovaniya sotsialnoy otvetstvennosti v kontekste kontseptsii ustoychivogo razvitiya [Political factors of formation of social responsibility in the context of the concept of sustainable development]. Pravo i politika. Moskva. (mart) №2, 2010, s. 194-199.
30. Danilov-Danilian V. I. Zavaly na puti k ustoychivomu razvitiyu [On the way to sustainable development]. Energiya. Moskva, 1998, №6, s. 34 -39.
31. Kokeyev M. E. Kiotskiy klimaticheskiy protokol [Kyoto Climate Protocol]. Mezhdunarodnoye pravo. Moskva. 1998. № 1.
32. Pisarev V. D. SShA i strategiya ustoychivogo razvitiya [U.S.A and the strategy of sustainable development] SShA: Ekonomika. Politika. Ideologiya. Moskva, 1998, №3. s. 52
33. Koptyug V. A. Konferentsiya OON po okruzhayushchey srede i razvitiyu (Rio-de-Zhaneyro. iyun 1992 g.) [United Nations Conference on environment and development (Rio de Janeiro, June 1992)] Informatsionnyy obzor, Novosibirsk, 1992.
34. Kopylov M. N. Mezhdunarodnyye organizatsii i okhrana okruzhayushchey sredy V kn.: Mezhdunarod-nyye organizatsii [International organizations and environmental protection In the book.: International organization]. Pod red. I.P. Blishchenko. Moskva: Izd-vo RUDN, 1994, s. 267-304.
35. Vsemirnaya khartiya prirody [Esther hart of nature]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/charter_for_nature.shtml (Data obrashcheniya: 01.02.2018).
36. Konventsiya o biologicheskom raznoobrazii [Monastery of biological diversity]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/biodiv.shtml (Data obrashcheniya: 01.02.2018).
37. Konventsiya o vodno-bolotnykh ugodiakh. imeyushchikh mezhdunarodnoye znacheniye (1971 god) [Monastery on the word bolt lands with a value of MDR]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/waterfowl.shtml (Data obrashcheniya: 01.02.2018).
38. Konventsiya o dostupe k informatsii. uchastii obshchestvennosti v protsesse prinyatiya resheniy i dostupe k pravosudiyu po voprosam. kasayushchimsya okruzhayushchey sredy (Orkhusskaya konventsiya) [Monastery on access to information, public participation in the adoption process decisions and access to justice in environmental matters (Convocation Of Aarhus)]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/orhus.shtml (Data obrashcheniya: 01.02.2018).
39. Mezhdunarodnyy soyuz okhrany prirody [The international Union for conservation of nature]. URL: https://www.iucn.org/ (Data obrashcheniya: 01.02.2018).
40. Mezhdunarodnaya konventsiya po karantinu i zashchite rasteniy (Novyy peresmotrennyy tekst. prinyatyy na 29-oy sessii konferentsii FAO - noyabr 1997) [International monastery for karin and plant protection (New parameter text, print out at the 29th session of the FAO conference-November 1997)]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901989133 (Data obrashcheniya: 01.02.2018).
41. Organizatsiya obyedinennykh natsiy. Okruzhayushchaya sreda [The organization of obedience. Environ-ment].URL: http://www.unep.org/ru (Data obrashcheniya: 01.02.2018).
42. Rio-de-Zhaneyrskaya deklaratsiya po okruzhayushchey srede i razvitiyu [Declaration on environment and development]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl (Data obrashcheniya: 01.02.2018).
43. Stokgolmskaya deklaratsiya [Stockholm declarations]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901880141 (Data obrashcheniya: 01.02.2018).
174
44. Rio+20: The United Nations Conference on Sustainable Development. June 2012 Jane A. Leggett Specialist in Energy and Environmental Policy Nicole T. Carter Specialist in Natural Resources Policy June 18. 2012. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/rio20 (Data obrashcheniya: 01.02.2018).
45. Stockholm Declaration on the Human Environment. June 1972. URL:https://ru.scribd.com/document/50039070/Stockholm-Declaration-on-the-Human- Environment-June-1972 (Data obrashcheniya: 01.02.2018).
46. United Nations Enviroment Programme Enviromental Observing and Assessment Strategy. URL: http://www.un.org/earthwatch/about/docs/unepstrx.htm (Data obrashcheniya: 01.02.2018).
175