Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА КАК ФАКТОРУСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ОПЫТ ИТАЛИИ'

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА КАК ФАКТОРУСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ОПЫТ ИТАЛИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
433
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / DIGITAL ECONOMY / DIGITALIZATION / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасова Анастасия Сергеевна, Ермолина Марина Анатольевна

В работе рассматривается итальянская цифровая экономика и внедрение инноваций как фактор устойчивого развития. Анализируются национальные стратегические документы Италии, проводимые реформы, тенденции развития IT рынка, а также проблемы и перспективы цифровизации. Авторы приходят к выводу, что, несмотря на нерешенные проблемы, в Италии существуют предпосылки для стабильного цифрового роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL ECONOMY AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT: THE EXPERIENCE OF ITALY

The paper considers the Italian digital economy and innovation as a factor in sustainable development. The author analyzes the national strategic documents of Italy, ongoing reforms, development trends of the IT market, problems and prospects of digitalization. The author concludes that, despite the unresolved problems, there are prerequisites for stable digital growth in Italy.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА КАК ФАКТОРУСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ОПЫТ ИТАЛИИ»

УДК 327.7

А. С. Тарасова, М. А. Ермолина

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ОПЫТ ИТАЛИИ

ТАРАСОВА Анастасия Сергеевна - студентка магистратуры факультета Международных отношений. Санкт-Петербургский государственный университет. 199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9. E-mail: nastya91938@mail.ru

ЕРМОЛИНА Марина Анатольевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Мировая политика» факультета Международных отношений. Санкт-Петербургский

государственный университет. 199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9. E-mail: ermolinama@gmail.com

В работе рассматривается итальянская цифровая экономика и внедрение инноваций как фактор устойчивого развития. Анализируются национальные стратегические документы Италии, проводимые реформы, тенденции развития IT рынка, а также проблемы и перспективы цифровизации. Авторы приходят к выводу, что, несмотря на нерешенные проблемы, в Италии существуют предпосылки для стабильного цифрового роста.

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ; ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА; ЦИФРОВИЗАЦИЯ; ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Идея устойчивого развития подразумевает «удовлетворение потребностей нынешнего поколения без угрозы для будущих поколений» [1]. В рамках концептуальной модели устойчивого развития особое внимание уделяется экономическому прогрессу параллельно с защитой окружающей среды в долгосрочной перспективе. В 2015 году на Конференции ООН в Париже были приняты 17 Целей устойчивого развития, среди которых девятой целью стала индустриализация, инновации и инфраструктура, что неразрывно связано с процессом цифровизации. Цифровая экономика призвана способствовать гармоничному экономическому развитию общества: знания, а не материальные блага, становятся главной ценностью; новая корпоративная культура способствует внедрению «зеленных» практик в производство.

Внедрение новых технологий, по оценкам экспертов, приведет к сокращению глобальных выбросов CO2 на 20% к 2030 году, с помощью ИКТ будет возможно сократить использование воды, нефти и традиционных источников электроэнергии [2], что позволит улучить жизнь общества в мировом масштабе.

Так, например, в Италии в 2002 году был принят программный документ «Environmental Action Strategy for Sustainable Development in Italy», где особо отмечалось необходимость заниматься научно-техническими разработками и внедрять инновации в жизнь общества [3]. В соответствии с европейским рейтингом DESI (Digital Economy and Society Index) по данным 2019 года Италия занимает 24-е место из 28 государств-членов: за последние два года ее положение в рейтинге не изменилось, однако, отмечаются позитивные тенденции развития. Интеграция цифровых технологий и цифровых публичных услуг является основным драйвером цифрового прогресса в Италии. Как и в предыдущие годы, главной задачей является повышение уровня цифровых навыков, для которого итальянское правительство предприняло следующие шаги: была принята «Национальная стратегия для цифровой повестки 2014-2023» и «Национальная стратегия ультрамобильных сетей» в марте 2015 года в рамках «Итальянской цифровой повестки» [4].

Итальянская цифровая повестка (ADI)

Для достижения целей, установленных «Европейской цифровой повесткой», правительство Италии приняло «Итальянскую цифровую повестку». В программе представлена краткосрочная и долгосрочная стратегии по ускорению развития цифровой инфраструктуры и по распространению цифровых процессов. Приоритетная задача правительства Италии - модернизация путей общения между государством, гражданами и предприятиями. Данного результата планируется достичь путем развития спроса и предложения на инновационные услуги, поощрением за их использование, увеличением промышленного потенциала для поддержки развития инновационных продуктов. Цифровая трансформация поможет не только укрепить национальную экономику, но и преодолеть экономический разрыв с другими государствами Европейского Союза.

«Итальянская цифровая повестка» включает в себя положения о свободном предоставлении данных о государственном управлении, поощрении прозрачности и эффективности гос. управления, стимулирования роста «экономики знаний», основанной на концепции умных сообществ и городов, открытых данных и облачных технологий [5].

Говоря о технической части программы, Cabine of Regia является оперативным органом и состоит из шести тематических рабочих групп, каждая из которых координируется представителем соответствующего министерства. Был разработан ряд конкретных инициатив, а так же предложены проекты по совершенствованию законодательства и реорганизована административная деятельность. Задачи исполняются Агентством по цифровой Италии посредством мониторинга реализации задач программы в соответствии с «Европейской цифровой повесткой».

В марте 2015 года национальное правительство выработало два цифровых стратегических плана:

• Цифровой рост 2014-2020 гг., в котором основное внимание уделяется потребностям модернизации и цифровому просвещению граждан и бизнеса.

• Стратегия Ultra Wide Band, которая занимается преодолением инфраструктурного отставания Италии от более развитых в электронной сфере стран Евросоюза [6].

При реализации данных задач необходимо непрерывное взаимодействие между национальными и местными органами. Для решения данного вопроса был принят «Трехлетний план информационных технологий в государственном управлении на 2017-2019 годы». В соответствии с планом была разработана особая инфраструктура, модели взаимодействия, вертикальные экосистемы (секторы, в которых осуществляется деятельность государственного управления), инструменты для создания и распространения цифровых услуг [7].

Несмотря на позитивные тенденции, в структуре итальянской экономики еще сохраняется много проблем. Во-первых, отсутствие реальных результатов цифровой трансформации публичного администрирования (например, минимальная цифровизация процесса получения госуслуг для населения). Во-вторых, низкая развитость

цифровых профессиональных компетенций. Некоторые компании занимаются переподготовкой кадров, однако эта задача не решена на структурном уровне. На преодоление данной проблемы направлена реформа «La Buona Scuola,» в рамках которой реализуется обучение новым цифровым компетенциям.

Интерес представляет и коммуникационный проект Fabbrica del Futuro, целью которого является обмен идеями и примерами передового опыта для всех участников бизнеса. Благодаря активному участию ученых, менеджеров компаний, предпринимателей, ассоциаций работодателей и профсоюзов, консультантов, содержание проекта ориентировано на то, чтобы проанализировать социально-экономические сценарии и внедрить изменения, необходимые, чтобы компании стали конкурентоспособными [8].

Еще одним интересным проектом является инициатива WiFi.Italia.it, позволяющая пользователям легко подключаться к бесплатной сети WiFi по всей стране с помощью приложения для мобильных устройств. Межведомственный комитет по экономическому программированию выделил около 100 миллионов евро на разработку WiFi и новых технологий (искусственный интеллект, Интернет вещей и блокчейн). Из этой суммы 5 млн. евро было потрачено на второй этап проекта wifi.italia.it, чтобы расширить зону охвата сети WiFi и уделить особого внимания районам, пострадавшим от землетрясения 2016 года [9].

Говоря о результатах «Итальянской цифровой повестки», следует отметить, что на сегодняшний день рынок электронной коммерции привлекает 14 миллионов итальянцев. Тем не менее, Италия остается в конце рейтинга инновационно развитых стран Европы. Ежегодно ЕС выделяет 1,65 млрд. евро для реализации программы, но, к концу 2017 года было потрачено менее 3%. Отстает и внедрение принятых решений: только 45 из 93 нормативных решений были внедрены и только 7 выполнены в установленные сроки. В соответствии с Трехлетним планом информационных технологий в государственном управлении было выполнено только 45 из 108 задач на 2017 год [10].

Тенденции развития IT-рынка Италии

Динамика развития цифрового рынка Италии определяется различными факторами, среди которых макроэкономическая ситуация, политика правительства, степень комфортности среды для ведения

бизнеса. В частности, устойчивый рост ВВП Италии, который наметился в последние годы, окажет положительное влияние как на потребление, так и на инвестиции. Среда делового доверия постепенно улучшается во всех секторах.

Ожидается, что положение поставщиков IT-решений на рынке укрепится и будет развиваться в соответствии с динамикой рынка ИКТ: на рынок выходят новые цифровые игроки, в то же время средний размер компаний ИКТ увеличивается, так как вовлекается все больше иностранных и национальных инвесторов. Тем не менее, необходимо комплексное развитие экономической системы, банковской системы займов и нормативно-правовой базы.

Возрастает спрос на инструменты управления IT-ресурсами, а именно кибербезопасностью, так как в бизнес-сообществе информационная безопасность становится важнейшей сферой внимания. Более того, все более востребованной становится бизнес-аналитика: привлекается больше менеджеров, обладающих навыками управления эффективностью и базовой аналитики. Однако, около 48% компаний все еще не готовы к отражению информационных вызовов, так как технические возможности растут быстрее, чем внедряется менеджмент информационной безопасности [11].

Говоря об успехе на рынке IT-продуктов, отметим, что итальянские стартапы в сфере экономики совместного пользования стали одними из самых популярных среди инвесторов, как сообщается в отчете the Startup Intelligence Osservatorio of Politecnico di Milano [12]. Компании расположены по всей Италии, в основном между Миланом (9 стартапов) и Римом (8 стартапов). Итальянские стартапы привлекли 23 миллиона долларов инвестиций. Среди наиболее спонсируемых примеров -платформа для покупок через Интернет Supermarket24 в Вероне, онлайн рынок услуг ProntoPro, платформа для доставки еды Moovenda.

Заключение. Итальянское государство в последние годы активно реализует программы, направленные на улучшение цифрового экономического климата, принимаются стратегические национальные концепции, в бизнес среде появляются инновационные стартапы, развивается рынок IT-продукции. Важно отметить, что итальянское

общество поддерживает инновационное развитие и выступает с инициативами по оптимизации цифрового роста.

Тем не менее, Италия входит в число наименее успешных по цифровизации стран в Евросоюзе: не осваиваются все выделенные ЕС средства, медленно внедряются инновационные решения, сохраняется проблема нехватки квалифицированных кадров.

Однако если итальянское правительство применит на практике опыт государств-лидеров цифровизации ЕС - Германии, Эстонии, Дании, оно сможет добиться устойчивого экономического роста и развития общества. Кроме того, в ближайшее время будет принята очередная «Европейская цифровая повестка», которая может стать новой отправной точкой и ориентиром цифрового развития для Италии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Report of the World Commission on Environment and Development: Our Common Future. 1987 URL: http://www.un-documents.net/our-common-future.pdf (дата обращения: 05.03.2020).

2. SMARTer2030 - ICT Solutions for 21st Century Challenges. The Report of The Global e-Sustainability Initiative. 2015. Pp. 8-14. URL: http://smarter2030.gesi.org/downloads/Full_report.pdf (дата обращения: 05.03.2020).

3. Environmental Action Strategy for Sustainable Development in Italy, Ministry for the Environment and Territory of Italy. 2002. Pp. 17. URL: https://wedocs.unep.org/bitstream/handle/20.500.11822/9501/-Environmental_Action_Strategy_for_Sustainable_Development_in_Italy-2002Italy_ENVIRONMENTA.pdf?sequence=3&amp%3BisAllowed=(дата обращения: 05.03.2020).

4. Digital Economy and Society Index 2019. Country Report Italy. Digital scoreboard. European commission web-site. URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/scoreboard/italy (дата обращения: 06.03.2020).

5. Strategia per la crescita digitale 2014-2020. Presidenza dei consiglio dei ministri. 2015. URL:

https://www.agid.gov.it/sites/default/files/repository_files/documentazione/strategia_crescita_ digitale_ver_def_21062016.pdf (дата обращения: 06.03.2020).

6. De Pietro L., Sanna Artizzu M.A. Il Percorso dell'Agenda Digitale Italiana. Work paper, December 2017. URL: http://egov.formez.it/sites/all/files/agenda_digitale_italiana.pdf (дата обращения 6.03.2020).

7. Gastaldi L. Agenda Digitale Italiana: obiettivi e ambiti di intervento. Augosto, 21, 2018. Информационный портал Osservatori.net. URL: https://blog.osservatori.net/it_it/agenda-digitale-italiana-obiettivi (дата обращения: 06.03.2020).

8. Il Progetto. Сайт проекта Fabbrica futuro. URL: https://www.fabbricafuturo.it/il-progetto/ (дата обращения: 06.03.2020).

9. Il Proggeto. WiFi.Italia.it. URL:https://wifi.italia.it/it/il-progetto.html (дата обращения: 06.03.2020).

10. Agenda Digitale italiana, al 22° posto per l'attuazione e al 25° per i risultati raggiunti. Ma qualcosa si muove. Новостной портал Tom's Hardware. 13.12.2018. URL: https://www.tomshw.it/altro/agenda-digitale-italiana-al-22-posto-per-lattuazione-e-al-25-per-i-risultati-raggiunti-in-europa/ (дата обращения 06.03.2020)

11. Digital trends in Italy. Executive Summary 2016. Отчет Associazione italiana per l'Information Technology. 2016. - Pp. 19-20. URL: http://ildigitaleinitalia.it/ (дата обращения: 06.03.2020)

12. Sharing economy, the most funded Italian startups. 24 Sep 2018. Информационный портал Digital 360. URL: https://www.insuranceup.it/en/startup/sharing-economy-the-most-funded-italian-startups/ (дата обращения 06.03.2020)

TARASOVA Anastasiia S. -

7/9, Universitetskaya embankment, E-mail: nastya91938@mail.ru

ERMOLINA Marina A. -

7/9, Universitetskaya embankment, E-mail: ermolinama@gmail.com

Saint-Petersburg State University.

Saint-Petersburg, Russia, 199034.

Saint-Petersburg State University.

Saint-Petersburg, Russia, 199034.

DIGITAL ECONOMY AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT: THE EXPERIENCE OF ITALY

The paper considers the Italian digital economy and innovation as a factor in sustainable development. The author analyzes the national strategic documents of Italy, ongoing reforms, development trends of the IT market, problems and prospects of digitalization. The author concludes that, despite the unresolved problems, there are prerequisites for stable digital growth in Italy.

SUSTAINABLE DEVELOPMENT; DIGITAL ECONOMY; DIGITALIZATION; INNOVATIVE DEVELOPMENT

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.