Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КИТАЯ, КАК ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ'

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КИТАЯ, КАК ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
317
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КИТАЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ВЫБРОСЫ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ / РАМОЧНАЯ КОНВЕНЦИЯ ООН ОБ ИЗМЕНЕНИИ КЛИМАТА / БИОРАЗНООБРАЗИЕ / CHINA'S ENVIRONMENTAL EDUCATION / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / GREENHOUSE GAS EMISSIONS / SUSTAINABLE ENERGY UTILIZATION / CIVILIZATION / UN FRAMEWORK CONVENTION ON CLIMATE CHANGE / BIODIVERSITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Суринкова Кристина Юрьевна

В статье рассматривается развитие экологического образования в Китае с конца 1970-х по настоящее время, его практическая польза и прогнозы на будущее. Актуальность темы обусловлена привлечением большого внимания к экологическим проблемам планеты, требованиями международного сообщества соблюдать правила экологической безопасности, а также изменением подхода в области экологического образования и построения единой экологической цивилизации. Целью статьи является выявление особенностей современного экологического образования в Китае. Для достижения данной цели в статье рассматриваются международные документы в виде конвенций и резолюций, а также программы и документы Министерства экологии Китая, которые лежат в основе сегодняшнего экологического образования в школах и университетах. В статье анализируются вызовы и новые подходы, связанные с экологическим образованием Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL EDUCATION IN CHINA AS ONE OF THE MAIN GOALS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

The article has described the development of environmental education in China since the 1970s up to the present time, its practical benefits and forecasts for the future. The importance of the topic is based on raising a wide attention to environmental problems of the planet, the requirements of the international community to observe the rules of environmental safety, as well as the changes in approach in the field of environmental education and development of the united ecological society.The purpose of the article is to identify the features of modern environmental education in China. In order to achieve this goal, the article deals with the international documents in the form of conventions and resolutions, as well as the programs and documents of the Ministry of Ecology of China. The official papers that are the basis of today's environmental education at schools and universities are viewed. The author analyzes the results, recent changes and new ideas related to environmental education in China.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КИТАЯ, КАК ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ»

УДК: 502: 37.03

К. Ю. Суринкова

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КИТАЯ, КАК ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

СУРИНКОВА Кристина Юрьевна - бакалавр Высшей школы международных отношений Гуманитарного института. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. 195251, Россия, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29. E-mail: kristina_surinko@mail.ru

В статье рассматривается развитие экологического образования в Китае с конца 1970-х по настоящее время, его практическая польза и прогнозы на будущее. Актуальность темы обусловлена привлечением большого внимания к экологическим проблемам планеты, требованиями международного сообщества соблюдать правила экологической безопасности, а также изменением подхода в области экологического образования и построения единой экологической цивилизации. Целью статьи является выявление особенностей современного экологического образования в Китае. Для достижения данной цели в статье рассматриваются международные документы в виде конвенций и резолюций, а также программы и документы Министерства экологии Китая, которые лежат в основе сегодняшнего экологического образования в школах и университетах. В статье анализируются вызовы и новые подходы, связанные с экологическим образованием Китая.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КИТАЯ; УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ; ВЫБРОСЫ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ; РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ; РАМОЧНАЯ КОНВЕНЦИЯ ООН ОБ ИЗМЕНЕНИИ КЛИМАТА; БИОРАЗНООБРАЗИЕ

На сегодняшний день экологическое образование в Китайской Народной Республике осуществляется на основе принципов и целей Рамочной Конвенции ООН об изменении климата 1992 года [1], которая является одним из главнейших документов определяющий экологическую повестку в мире. В 2015 году новый подход к экологическому образованию подкрепился Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 70/1, где приоритетное место занимает «Преобразование нашего мира в области устойчивого развития на период до 2030 года» [2]. В Резолюции было выделено 17 основных целей устойчивого развития, где одна из важнейших - образование.

Для Китая тема образования играет особую роль, в этом можно убедиться, рассматривая его «политику мягкой силы», которая послужила инструментом интеграции китайской культуры практически во все страны мира, оценив качество образования, рейтинги университетов и экономические показатели внутри страны, а также рассматривая систему экзаменов для поступления на государственные должности. Все это подчеркивает важность фразы для китайской культуры, что в

переводе на русский: «Век живи - век учись». О необходимости ускорения процесса экологической грамотности в 2019 году на конференции по климату в Мадриде сообщил миру Антониу Гутерреш, Генеральный секретарь ООН, напоминая о том, что цель Парижского соглашения -удержать повышение средней глобальной температуры в пределах 1,5 градусов Цельсия [3], не была выполнена, поэтому рассматривается вопрос о дальнейших действиях, которые помогут добиться положительных результатов.

Министерство экологии и окружающей среды Китая, опровергая упрёки о достаточно пассивном отношении к сокращению выбросов парниковых газов, открыто публикует данные за каждый год по объему и мощностям угольных энергоблоков, а также данные об установленных мощностях возобновляемых источников энергии. В 2019 году на Конференции ООН по климату представители Министерства экологии Китая предоставили отчет, в котором с 2016 по 2018 год потребление энергии предприятиями сверх установленного масштаба на единицу добавленной стоимости в промышленности по всей стране снизилось более чем на 13%, что позволило сэкономить 400 миллионов тонн стандартного угля и сократить выбросы CO2 на 1 миллиард тонн [4]. Таким образом, правительству Китая удалось реорганизовать производственные процессы и приблизиться к устойчивому положению в области рационального использования возобновляемых и не возобновляемых источников энергии.

Министерство экологии Китая обращает особое внимание на необходимость решения проблем, касающихся уменьшения доли ископаемого топлива; стабилизации выбросов парниковых газов; уменьшения риска снижения биологического разнообразия морских

обитателей; улучшения образование в области управления рисками. Ставится вопрос о создании группы экспертов, обладающих серьезными знаниями в области экологии.

В 20 веке в Китае экологическое образование в школах, университетах и на предприятиях практически отсутствовало, на сегодняшний же день экологическому образованию уделяется особое внимание. Министерства образования и экологии Китая совместно пытаются поднять стандарты экологического образования и сделать его обязательным. В статьях, представленных на сайте Министерства экологии, можно часто встретить идею о том, что «ресурс» нового века -дети, и они должны ясно понимать свою ответственность за развитие мира [5]. Представители Министерства полагают, что дети более восприимчивы к изменениям и в меньшей степени интегрированы в существующую экономическую систему и социальный порядок. Поэтому главная задача экологического образования заключается в профессиональной подготовке школьников, в составлении серьезных экологических программ и улучшения профессиональной подготовки.

Следует отметить то, что попытки экологического образования в Китае были предприняты с конца 1970-х гг. Министерство экологии Китая увеличило внимание к экологическим вопросам в результате принятого на Стокгольмской Конференции 1972 года соглашения, данная конференция стала первым международным форумом по вопросам экологии и охраны природы [6]. Впоследствии, охрана окружающей среды стала составляющей государственной политики КНР. Цели, поставленные правительством для достижения положительного результата и ответственного экологического образования, состояли в следующем:

• сформировать у учащихся ценностное отношение к природе;

• содействовать развитию у школьников познавательного, эмоционального и эстетического восприятия природы;

• развить у учащихся чувство ответственности за сохранение природы;

• выработать научное глобально ориентированное мировоззрение.

В 1997 г. Министерством образования был организован проект «Инициатива преподавателей экологии для Китая» [5], где впервые заговорили о том, что не только школьники и студенты должны быть

образованы в области экологии, но и сотрудники университетов, предприятий и т.д. Выполнение проекта началось с обучения «инструкторов» специальным методикам, которые направлены на закрепление у молодёжи желания помочь природе и улучшить экологическую ситуацию в городах и на предприятиях, а затем разработать реальные действующие проекты. Примерами таких проектов - моделей стали озеленения крыш домов и утилизация токсичных отходов. Через год эту методику преподавания отправили на рассмотрение в Министерство образования для интеграции в программу учебных заведений. Спустя 20 лет Министерство экологии выпустило законопроект о «зеленом финансировании», в основу которого легли те самые проекты [7].

В 21 веке Министерство образования Китая предприняло попытку осуществлять экологическое образование на предприятиях [8], усилить надзор за энергоэффективностью в промышленности и стало давать рекомендации предприятиям по внедрению обязательных стандартов энергосбережения. Это послужило достижению хороших показателей в развитии низкоуглеродных отраслей, в сферах энергосбережения и производства автомобилей на новых источниках энергии. Такое образование в будущем вполне может привести к появлению новой группы профессионалов в области экологической культуры, более известных на примере Европы, как Green-collar workers. Чем активнее Китай будет наращивать свой экономический потенциал, тем выше вероятность появления таких работников на предприятиях. Задача Министерств образования и экологии Китая увеличивать количество специалистов в области экологии посредством переобучения и повышения квалификации.

Хорошим примером работы таких специалистов послужили строительства «губчатых городов» в конце 2018 года, которые сыграли важную роль в борьбе с наводнениями и уменьшении ущерба, вызванного экстремальными погодными условиями [4]. Министерство экологии укрепило практику, связанную с управлением рисками, направленную на улучшение системы мониторинга раннего предупреждения чрезвычайных ситуаций, связанных с инфраструктурой, разработку обоснованных планов строительства и защиты городских систем жизнеобеспечения. Получило поддержку образование, направленное на усиление сельскохозяйственного мониторинга, создание мер раннего предупреждения и предотвращения

опасности, улучшение адаптивности растениеводческой отрасли и предоставления фермерам больше информации об адаптационных технологиях.

Говоря об экологическом образовании в Китае нельзя не сказать об активном продвижении идеи экологической цивилизации и пропаганды экономного, умеренного, зеленого и низко-углеродного образ жизни. Если раньше Коммунистическая Партия Китая особенно подчёркивала стремление к формированию общества среднего класса, подкрепляя его термином о «Китайской мечте», озвученным в 2012 году Си Цзиньпином, то сейчас подчёркивается стремление к созданию экологического общества, которое не обязательно должно быть ограничено инфраструктурой Китая. Создавать экологическую цивилизацию Правительство Китая стало через различные онлайн и офлайн-мероприятия, такие как «Покупай не больше, чем тебе нужно», «Скажи "нет" пластиковым пакетам» и «Пустая посуда» [4]. Рекламные эко-мероприятия, молодежные культурные фестивали по охране окружающей среды, конкурсы по охране окружающей среды, дебаты и фотоконкурсы, все это способствует восприятию экологии, как части практической жизни.

Экологическая программа образования, как уже было сказано, строится не только вызовах внутри границ Китая. Государство прекрасно осознает важность и актуальность экологической повестки, поэтому призывает международное сообщество к рассмотрению некоторых вопросов экологического образования в международном масштабе.

Министерство образования Китая разделило два, казалось бы, одинаковых понятия - экологическое образование и экологическое воспитание, где экологическое воспитание предусматривает воспитание человечности, доброты, ответственного отношения к живой природе, к людям, которые живут рядом, а экологическое образование дает теоретические и практические знания о природе и взаимоотношениях с ней человека, о состоянии окружающей среды и причинах ее изменения. Таким образом привлекается два социально-значимых института - семья и образовательные учреждения.

Говоря о школьном образовании, Министерство образования Китая нацелено на разрушение междисциплинарных барьеров и проводит политику междисциплинарного образования. Еще в конце 20 века было

предложено изучать экологию в режиме экспериментов на таких дисциплинах, как физика, химия, биология, чтобы дети наглядно видели пагубные последствия проделанных действий и научились их устранять.

На государственном и международном уровнях проводятся эко-конкурсы [4], с целью распространения знаний о программе устойчивого развития, повышения осведомленности о состоянии экологии и привлечения как можно больше людей к международным проблемам. Цель подобных конкурсов - стереть границы экологических проблем отдельных стран и показать, что изменение климата затрагивает всю планету. Ученые говорят о необходимости развития экологического туризма [10; 11].

Экологическое образование постепенно становится частью повышения квалификации уже работающих людей, таким образом, у взрослых наступает понимание важности экологической повестки. Интегрируя экологию с каждой организацией и институтом на протяжении всей жизни человека (детский сад, школа, университет, рабочая компания), предполагается сделать природу неотъемлемой частью бытия, природа не должна восприниматься, как что-то несущественное или абстрактное.

Рассмотренные в статье результаты экологического образования в Китае позволяют сделать вывод, что правительство Китая в лице Коммунистической партии постоянно стремится найти новые способы улучшения экологической ситуации в стране, при этом делает упор на экологическое образование, как фундамент для дальнейшего создания информированного и активного общества как в своей стране, так и во всем мире. В доказательство этому Министерство экологии Китая анонсировало на 17-30 мая 2021 года в Куньмине Конференцию сторон Рамочной конвенции ООН (COP15) [9]. Конференция установит курс на сохранение глобального биоразнообразия на следующее десятилетие и послужит одним из регламентов для реализации предстоящей программы «Видение 2050 - жить в гармонии с природой» [12]. Программа видения состояние природы будущего рассматривается в контексте создания глобального экологического образования и цивилизованного обращения с природой.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Совместное заявление, опубликованное на Заключении 29-го Совещания министров BASIC по изменению климата: сайт Министерства экологии и

окружающей среды Китайской Народной Республики, 11 августа 2019. [Электронный ресурс]. URL:

http://english.mee.gov.cn/News_service/Photo/201911/t20191108_741602.shtml

2. Резолюция 70/1. Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года // Генеральная Ассамблея ООН, 21 октября 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/70/1

3. Мадридская конференция по климату не оправдала ожиданий, но Генсек не намерен сдаваться: Новости ООН, 15 декабря 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://news.un.org/en/story/2019/12/1053561

4. Саммит ООН по климату: Позиция и действия Китая: сайт Министерства экологии и окружающей среды Китайской Народной Республики, 17 Сентября

2019, [Электронный ресурс]. URL: http://english.mee.gov.cn/News_service/news_release/201909/t20190917_734051 .shtml

5. Китайский проект: Дискуссионный клуб научно-популярного журнала "Экология и Жизнь", Юдин А.Г., 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ecolife.ru/j ornal/ecob/2002- 1-1.shtml

6. Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды в Стокгольме, Швеция // Генеральная Ассамблея ООН, 1972. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/CONF.48/14/REV.1

7. Китай создаст экспериментальные зоны под новую реформу зеленого финансирования и инноваций: сайт Министерства экологии и окружающей среды Китайской Народной Республики, 15 июня 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://english.mee.gov. cn/News_service/news_release/201706/t20170615_416122. shtml

8. Министерство экологии Китая оглашает документ по дальнейшему усилению экологического регулирования и контроля за соблюдением законодательства: сайт Министерства экологии и окружающей среды Китайской Народной Республики, 28 сентября 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://english.mee.gov.cn/News_service/news_release/201809/t20180928_632837.shtml

9. Призыв к разрешению споров на пятнадцатой Конференции Сторон Конвенции о биологическом разнообразии (COP15): сайт Министерства экологии и окружающей среды Китайской Народной Республики, 31 Августа

2020, [Электронный ресурс]. URL: http://english.mee.gov.cn/News_service/news_release/202008/t20200831_796098.shtml

10. Ермолина М.А., Капустина М.А., Матвеевская А.С., Погодина В.Л. Правовые аспекты экологического туризма в Арктике с позиций экологической безопасности. Научный Вестник Волгоградского филиала РАНХИГС. Серия Юриспруденция. 2019. Т.5 (1). С. 17-23.

11. Матвеевская А.С., Погодина В.Л. Участие России в развитии академического туризма на евразийском пространстве // Евразийский юридический журнал. 2016. № 7 (98). С.44-46.

12. Процедуры и встречи в рамках Конвенции о биологическом разнообразии // Секретариат Конвенции о биологическом разнообразии, 25 сентября 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbd.int/process/

SURINKOVA Kristina Yu. - Peter the Great Saint-Petersburg Polytechnic University. 29, Polytechnitcheskaya street, Saint-Petersburg, Russia, 195251. E-mail: kristina_surinko@mail.ru

ENVIRONMENTAL EDUCATION IN CHINA AS ONE OF THE MAIN GOALS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

The article has described the development of environmental education in China since the 1970s up to the present time, its practical benefits and forecasts for the future. The importance of the topic is based on raising a wide attention to environmental problems of the planet, the requirements of the international community to observe the rules of environmental safety, as well as the changes in approach in the field of environmental education and development of the united ecological society.

The purpose of the article is to identify the features of modern environmental education in China. In order to achieve this goal, the article deals with the international documents in the form of conventions and resolutions, as well as the programs and documents of the Ministry of Ecology of China. The official papers that are the basis of today's environmental education at schools and universities are viewed. The author analyzes the results, recent changes and new ideas related to environmental education in China.

CHINA'S ENVIRONMENTAL EDUCATION; SUSTAINABLE DEVELOPMENT; GREENHOUSE GAS EMISSIONS; SUSTAINABLE ENERGY UTILIZATION; CIVILIZATION; UN FRAMEWORK CONVENTION ON CLIMATE CHANGE; BIODIVERSITY

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.