Научная статья на тему 'Экологическая размерность политики современного Китая'

Экологическая размерность политики современного Китая Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1767
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМЕРНОСТЬ ПОЛИТИКИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ / НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / THE ECOLOGICAL DIMENSION OF POLITICS AND POLICY / ENVIRONMENTAL LEGISLATION / GLOBAL ENVIRONMENTAL PROBLEMS / INTERNATIONAL COLLABORATION / ECOLOGICAL DIPLOMACY / NONGOVERNMENTAL ORGANIZATIONS / PUBLIC OPINION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шмелева Ирина Александровна, Ван Гуаньцзюнь

В статье рассматриваются проблемы экологизации политики современной Китайской Народной Республики в контексте решения проблем окружающей среды стран Северо-Западной Азии. Анализируются состояние окружающей среды и демографическая ситуация современного Китая. Рассматриваются внутренняя экологическая политика Китая, политика по отношению к глобальным проблемам окружающей среды, например проблеме изменения климата. Обсуждаются природоохранное законодательство Китая, современные правовые документы, определяющие политику и действия Китая в решении глобальных проблем. Особое внимание уделяется деятельности Китая в данной области на международной арене и активности негосударственных акторов внутри КНР. Обсуждаются проблемы китайской экологической дипломатии и противоречия между целями экономического развития и экологической безопасности КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ecological dimension of politics of modern China

The paper discusses the problem of ecologisation of Peoples republics of China modern politics in the context of addressing the environmental problems of North-West Asia Region. The state of environment of modern China is examined. China internal environmental policies, policies towards global environmental problems are considered, such as climate change, for example. The environmental legislation in China, modern legal instruments defining policies and actions of China in addressing global problems are discussed. The paper focuses on the activities of China in the international arena and the activity of non-State actors within China. China environmental diplomacy and contradictions between the objectives of economic development and environmental security are discussed.

Текст научной работы на тему «Экологическая размерность политики современного Китая»

И. А. Шмелева, Г. Ван

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМЕРНОСТЬ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ

В статье рассматриваются проблемы экологизации политики современной Китайской Народной Республики в контексте решения проблем окружающей среды стран Северо-Западной Азии. Анализируются состояние окружающей среды и демографическая ситуация современного Китая. Рассматриваются внутренняя экологическая политика Китая, политика по отношению к глобальным проблемам окружающей среды, например проблеме изменения климата. Обсуждаются природоохранное законодательство Китая, современные правовые документы, определяющие политику и действия Китая в решении глобальных проблем. Особое внимание уделяется деятельности Китая в данной области на международной арене и активности негосударственных акторов внутри КНР. Обсуждаются проблемы китайской экологической дипломатии и противоречия между целями экономического развития и экологической безопасности КНР.

Ключевые слова: экологическая размерность политики, экологическое законодательство, глобальные экологические проблемы, международное сотрудничество, экологическая дипломатия, неправительственные организации, общественное мнение.

Северо-Восточная Азия является наиболее интенсивно развивающимся индустриальным регионом в мире. Поразительный экономический рост послевоенной Японии, за которым последовали четыре «тигра» — Южная Корея, Сингапур, Тайвань и Гонконг, а в настоящее время и присоединившийся к ним Китай, меняют лицо Восточной Азии. Как отмечает М. Шрёз (Schreuz, 2007), в связи с тем, что за исключением Японии и до начала демократизации в конце 1980 г. Южной Кореи в странах Восточной Азии правили авторитарные режимы, экономический рост и намерение догнать Японию и Запад были первоочередными задачами правительств в регионе. В целом, по мнению М. Шрёз, политико-экономическая система Восточной Азии может быть охарактеризована наличием сильных государств с тесными правительственно-индустриальными связями и относительно слабым развитием гражданских обществ.

Северо-Восточная Азия, к которой исследователи относят Японию, Китай, Северную Корею, Южную Корею, Монголию и Дальний Восток России, включает в себя широкий спектр политических систем культур и уровней индустриального развития. В большинстве стран региона приоритет отдается такой модели экономического развития, когда на первое место ставится экономический рост, а

© И. А. Шмелева, Г. Ван, 2009

проблема «чистой окружающее среды» рассматривается в последнюю очередь. Экономический рост непрерывно ускоряет потребность в энергии, которая, в свою очередь, вносит вклад в экологический кризис в этом густо населенном регионе (см.: Hyun In-Taek, Schreus, 2007).

Эксперты отмечают, что экологическая ситуация в регионе стремительно ухудшается, а проблемы окружающей среды приближаются к критическому состоянию. Это заставляет правительства как реагировать на проблемы внутри стран, так и принимать меры на трансграничном и региональном уровнях. Одни из таких проблем — опустынивание и сильные песчаные бури, исходящие из Северного Китая и доставляющие много проблем соседним странам Корее и Японии. Серьезной проблемой региона является вопрос об утилизации ядерных отходов, в связи с чем существует очаг напряженности между Северной Кореей и Южной Кореей. Разрушение окружающей среды в Северной Корее было причиной появления в 2002 г. «экологических беженцев», которые пытались перебраться в Японию и Китай. Авария на предприятии химической промышленной компании Жилин в 2005 г. на реке Сонгуа в СевероЗападном Китае считается самой серьезной химической аварией за всю историю Китая, в результате которой 3,5 млн человек остались без питьевой воды. Поскольку река Сонгуа впадает в Амур, пострадавшей стороной оказалась Россия, жителям Хабаровска было рекомендовано не использовать питьевую воду из Амура, а Китаю пришлось приносить извинения России и оказывать содействие в усилиях по очистке токсичного пятна и мониторингу развития ситуации.

В то же время эксперты отмечают, что хотя Северо-Восточная Азия — это один из регионов мира с наименее слабым институциональным развитием, озабоченность проблемами экологической безопасности распространяется в регионе повсеместно и с впечатляющей быстротой (см.: In-Taek Hyun, Sung-Han Kim, 2007).

Китайская Народная Республика является одной из наиболее интенсивно развивающихся стран рассматриваемого региона, оказывающая значительное воздействие на окружающую среду. По этой причине, а также в связи с сохраняющейся высокой численностью населения страны и ограниченностью природных ресурсов из расчета на душу населения анализ экологической ситуации в КНР и выявление экологической размерности ее внешней и внутренней политики представляются нам актуальными и весьма своевременными проблемами. Совершенно очевидно, что Китай вынужден решать проблему экономического роста в условиях нехватки природных ресурсов и ухудшающейся экологической обстановки, а полити-

ку в области окружающей среды и развития соотносить с целями и задачами экономического развития.

Для выявления экологической размерности политики современного Китая в статье будут рассмотрены проблемы состояния окружающей среды, аспекты развития экологической политики КНР, включая анализ законодательства страны в сфере охраны окружающей среды, вопросы международного сотрудничества этого государства в решении глобальных экологических проблем и задачи экологической дипломатии. Будет проанализирована роль гражданского общества и неправительственных организаций в развитии экологической политики КНР.

Состояние окружающей среды Китая1

Состояние окружающей среды Китая обусловлено географическим положением страны, демографическими характеристиками, политикой в области энергетики, особенностями интенсивного экономического развития, характеристиками антропогенной деятельности, экологической политикой и поведением основной части населения по отношению к окружающей среде.

Начиная с 1970 г., по мнению экспертов, Китай стоит перед лицом серьезной деградации окружающей среды, и эта ситуация привлекает постоянное внимание международного сообщества. В настоящий момент Китай стоит перед лицом таких глобальных экологических проблем, как потеря биоразнообразия, опустынивание, уничтожение лесов, истощение запасов полезных ископаемых, загрязнение водных бассейнов, нехватка питьевой воды, загрязнение воздуха и почв, изменение климата (см.: Yoon Esook et al., 2007).

Основным энергоносителем до сих пор является каменный уголь; его добыча в 1987 г. составила 928 млн т, на его долю приходится 76,3% производства всей первичной энергии в стране. По-прежнему каменный уголь является источником серьезного загрязнения окружающей среды в Китае. Его использование дает 73% выбрасываемой в атмосферу сажи и 90% двуокиси серы. С 1950 г. до 2002 г. объем выбросов двуокиси углерода от ископаемого топлива в Китае составил 9,3% от мирового объема за тот же период, по среднедушевому уровню выбросов двуокиси углерода Китай стоит на 92-м месте в мире, коэффициент упругости выбросов двуокиси углерода на единицу ВВП тоже весьма низок (Белая книга...,

1 Авторы статьи выражают признательность студентке факультета международных отношений СПбГУ Ю Хань за помощь в переводе ряда документов с китайского языка на русский.

2006). Выбросы от использования каменного угля являются причиной «кислотных дождей» и густого смога над Пекином и другими крупными городами (см.: In-Taek Hyun, Schreurs, 2007).

В преддверии Олимпиады 2008 г. благодаря предпринятым мерам в Пекине состояние окружающей среды заметно улучшилось, однако остаются серьезные проблемы с загрязнением водных бассейнов, прибрежных морских зон, воздушного бассейна (www.sourcejuice.com).

Изменение климата в Китае

В связи с увеличением выбросов СО2, СН4 и N20 в Китае предсказывается ежегодное повышение средней температуры от 0,5 до 0,8°С, что выше глобального среднего повышения. Изменение температуры в Северо-Западном и Северо-Восточном регионах Китая заметно особенно зимой. С 1986 г. до 2005 г. в Китае было подряд двадцать тёплых зим. Предсказывают, что к 2020 г. температура в Китае будет повышаться на 1,3-2,1°С, а к 2050 г. прогнозируется повышение на 2,3-3,3°С.

Наблюдается изменение количества региональных осадков в сторону их увеличения. В регионах Щипы (северо-западная часть Китая), Донпы (северо-восточная часть Китая) и Хуанпы (центральная и северная части Китая) осадки заметно уменьшились. Каждые десять лет они уменьшались в среднем на 20-40 мм; в регионах Щинан (юго-западная часть Китая) и Хуаннан (центрально-южная часть Китая) осадки заметно усиливались, каждые десять лет они повышались на 20-60 мм. В будущие 50 лет среднегодовое количество осадков будет увеличиваться: уже к 2020 г. на 2-3%, а к 2050 г. на 5-7%. Следствием сокращения количества осадков может оказаться опустынивание. Наступление пустыни Гоби и некоторых других пустынь в Китае есть результат чрезмерной эксплуатации земельных угодий и глобального потепления.

В последние пятьдесят лет на территории Китая наблюдается увеличение стихийных бедствий. На юге чаще бывают наводнения, на севере — засуха. На последующие 100 лет прогнозируется учащение природных катаклизмов, таких как наводнения, засухи, ураганы и др., понижение урожая сельскохозяйственных культур, потеря биоразнообразия.

Еще одним следствием изменения климата является подъем уровня моря. Наиболее заметно это произойдет у дельт рек Чжуцзян, Янцзы и Хуанхэ: там возможно повышение уровня воды на 9107 см. В числе возможных последствий потепления ученые отмечают также расширение подверженных опустыниванию территорий и дальнейшее сокращение площади ледников в Северо-Западном

Китае (на 27% к 2050 г.). Быстрое таяние ледников является следствием глобального потепления, оно будет обостряться. Китайские учёные прогнозируют исчезновение ледников в Тибете (http://russian.china.org.cn/government/archive/).

Развитие экологической политики Китая.

Охрана окружающей среды

Правительство современного Китая, что подтверждается выводами западных исследователей (см.: Schreurs, 2007), осознает всю неотвратимость экологической угрозы и делает серьезные попытки защитить и улучшить окружающую среду Китая. Ситуация в настоящий момент кардинально отличается от той, что сложилась в годы правления Мао, когда массы были мобилизованы, чтобы быстрее достичь индустриального и сельскохозяйственного развития за счет полного исчерпания природных ресурсов.

В то же время исследователи полагают, что экологическая политика Китая была инициирована уже на конференции ООН по правам человека в Стокгольме в 1972 г. (см.: Чжан Куньминь, Вэнь Чзунго, 2007). После конференции КНР создала агентства по защите окружающей среды, контролю промышленных выбросов и экологического планирования.

В 1987 г. был переведен и опубликован доклад ООН «Our Common Future» («Наше общее будущее») сразу после публикации его оригинальной версии. Закон КНР по защите окружающей среды «The PRC’s Law on Environmental Protection (Trial)» (http://www.china.org.cn) вошел в силу в 1989 г., за ним последовало еще несколько законодательных инициатив. В 1992 г., меньше чем за два месяца после соответствующей конференции ООН в Рио-де-Жанейро, Китай опубликовал «Стратегическую политику Китая в области защиты и развития окружающей среды» и объявил о том, что КНР собирается реализовать данную стратегию в десяти областях. В 1994 г. Китай опубликовал «План действий Китая-XXI», который стал первым планом действия в данной области, принятым на национальном уровне.

В 1996 г. наряду с реализацией девятой пятилетки, «Общего контроля над эмиссиями» и «Зеленого проекта» руководство КНР пыталось предупредить возможную тенденцию упадка экологической политики. С 1997 г. центральное правительство приняло решение созывать каждый год в марте семинар по базовой национальной стратегии. На нем должны были собираться лидеры различного уровня и различных регионов для обсуждения проблем охраны окружающей среды, для внесения предложений по возможному ее улучшению. Теперь это уже постоянно действующий прави-

тельственный институт. За последние тридцать лет составляющими экологической политики КНР стали около 130 законодательно подкрепленных проектов. В течение многих лет Китай посредством разработанных и принятых законов об охране окружающей среды и ряда законоположений усиленно охраняет лесные массивы и другие природные экологические системы.

С 1981 по 2008 г. Государственный совет КНР издал пять «Решений», направленных на повышение эффективности экологической политики. Например, в декабре 2005 г. Госсовет издал «Временное положение об ужесточении корректировки структуры промышленности и решений по научному развитию охраны и защиты окружающей среды» («Temporary Provision on Enhancing Adjustment of Industrial Structure and Decision on Enhancing Scientific Development and Environmental Protection»), по которому впервые в истории ряду регионов было предложено сделать политику защиты окружающей среды приоритетной. Все это демонстрирует намерение и возможность Китая идти по пути устойчивого экономического развития с учетом экологических потребностей населения и соответственной структурной перестройки промышленного потенциала с целью повышения технологической безопасности.

Внутренняя экологическая политика Китая

в решении проблем изменения климата

Китай активно продвигает политику и мероприятия, направленные на смягчение климатических изменений, принял ряд политических мер и добился успехов в регулировании структуры экономики, изменении форм развития, всемерной экономии энергии, повышении эффективности потребления энергоносителей, оптимизации энергоструктуры, а также в лесонасаждении.

Первоочередными задачами здесь остаются:

а) регулирование структуры экономики, вывод на новый уровень процесса оптимизации отраслевой структуры;

б) всемерное энергосбережение, повышение эффективности энергоносителей;

в) развитие возобновляемых источников энергии;

г) развитие экономики замкнутого цикла, снижение выбросов тепличных газов;

д) снижение выбросов тепличных газов в сельском хозяйстве и деревнях;

е) лесонасаждение и поглощение двуокиси углерода;

ж) наращивание и расширение исследований, научное противодействие климатическим изменениям (см.: Ли, 2007).

Законодательство в области защиты окружающей среды

в Китае

Защита окружающей среды в Китае является одним из базовых направлений развития национальной политики. Правительство КНР уделяет большое внимание законодательной работе в этой сфере. С целью стимулирования координации экономического, социального и экологического развития Китая правительство с начала 1980-х годов разработало и воплотило ряд принципов, политических инициатив и законодательных мер. К настоящему времени КНР имеет правовую систему, основанную на Конституции КНР и Законе о защите окружающей среды Китая. В 1979 г. был выпущен первый Закон об окружающей среде и об его испытательном исполнении, который оговаривает базовые принципы координации развития экономики, социального прогресса и экологической защиты, устанавливает меру ответственности государственных чиновников различного уровня и индивидов.

Конституция КНР 1982 г. содержит положения, касающиеся защиты окружающей среды. В ст. 26 говорится о том, что «государство защищает и улучшает среду, в которой живут люди, и экологию Китая, контролирует загрязнения и другие общественные угрозы». В этом документе содержатся положения об обязанности государства сохранять природные ресурсы и дикую природу. На основе этих положений было разработано несколько законов и положений, в том числе «Закон о предотвращении загрязнения воды» (1984), «Закон о предотвращении загрязнения воздуха» (1987), «Закон об охране диких животных» (1988), «Закон о сохранении почвы и воды» (1991), «Закон о предотвращении эрозии почвы и борьбе с опустыниванием» (1991), «Закон о выбросах» (1995), «Закон о сохранении энергии» (1997), «Закон о лесах» (Лесное право, 1998), «Положение о восстановлении лесных насаждений на землях, занятых под пашни», «Положения о пожарной профилактике в лесах», «Положения о предупреждении и борьбе с насекомыми-вредителями лесов», ряд других законов и международных договоров, включая Киотский и Монреальский протоколы (Chow, 2007).

В результате в Китае были выпущены два основополагающих документа, названных «Белая книга», законодательно закрепляющих положения об окружающей среде и развитии. Первая книга — «Охрана окружающей среды в Китае», опубликована Пресс-канцелярией Госсовета КНР в 1996 г., вторая — «Охрана окружающей среды в Китае, 1996-2005», опубликована Пресс-канцелярией Госсовета КНР 5 июня 2006 г. Итак, на сегодняшний день в КНР существует система законодательного регулирования деятельности по отношению к окружающей среде (см.: Ma, Ortolano, 2000).

В настоящий момент главный документ Пресс-канцелярии Госсовета КНР «Белая книга» включает в себя следующие разделы: «Политика и действия Китая, направленные на противостояние климатическим изменениям», обнародованная Пресс-канцелярией Госсовета КНР 29.10.2008 г., «Ситуация и политика Китая в сфере энергетики», обнародованная Пресс-канцелярией Госсовета КНР 26.12.2007 г.

В документе были предложены следующие меры: а) изменение системы экономики, повышение использования ресурсов; б) усиление охраны окружающей среды; в) контроль численности населения — «политика одного ребёнка в семье»; г) усиление установления права, закона и политики; д) совершенствование режима природопользования; е) продвижение исследований климата; ж) агитация и воспитание (см.: Тан, 2007).

Кроме того, действует ряд правовых положений и документов: «Противопаводковое право Китайской Народной Республики», «Охрана морской среды Китайской Народной Республики», «Контроль использования морских акваторий», «Лесное право Китайской Народной Республики», «Водный кодекс Китайской Народной Республики», «Закон о предотвращении эрозии почвы Китайской Народной Республики», «Охрана диких животных Китайской Народной Республики».

Китай в системе международного сотрудничества

в области охраны окружающей среды

В июне 1972 г. Китайское правительство организовало большую делегацию для участия в конференции ООН по правам человека, которая проходила в Стокгольме (см.: Чжан Хайбинь, 1998). Это была первая важная международная конференция, в которой КНР приняла участие с момента, когда она вновь стала членом ООН. Премьер Джоу Энлай в это время взял курс на активное участие Китая в международном сотрудничестве, в том числе в области охраны окружающей среды. Это время можно считать началом китайской экологической дипломатии (см.: Хуан Ваньинь. 2008). Декларация прав человека, которая была принята во время этой конференции, считается эпохальной в истории развития движения за соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду. Считается, что КНР принимает активное участие в международных переговорах по вопросам экологии с середины 1980-х годов.

На основе решений, принятых на конференции ООН по вопросам окружающей среды и развития, в Китае активно развивается экологическая дипломатия, дипломатия конференций, договоров и экспертная дипломатия. Китай, как и некоторые другие развиваю-

щиеся страны, играет важную роль в конференциях по защите окружающей среды. На 16-й конференции Комитета Госсовета, которая состоялась в октябре 1989 г., министерство иностранных дел приняло участие в работе Комитета по защите окружающей среды, и они совместно разработали план развития экологической политики Китая. Министерство иностранных дел направило своих специалистов для работы в Комитете по защите окружающей среды. Экологические проблемы были включены в список актуальных проблем внешней политики Китая, правительство КНР также подтвердило важность решения этих проблем. После 1990-х годов был подписан ряд международных пактов и документов по проблеме окружающей среды, таких как «Декларация» в Рио де Жанейро, «План действий в XXI веке», «Договор по проблемам леса», «Конвенция ООН об изменении климата», «Конвенция о биологическом разнообразии», что говорило об общепризнанном приоритете гармоничного развития человека и природы (см.: Ван Жуфэй, 2004).

На Всемирной конференции по вопросам окружающей среды в 1992 г. Китай заявил об интересах развивающихся стан в мировом экологическом процессе. В ходе переговоров по рамочной конвенции об изменении климата КНР подчеркнула, что «теория разделения ответственности», разработанная западными странами, является несправедливой и непрактичной. Позицию Китая поддержали и другие развивающиеся страны. В настоящее время многие развивающие станы рассматривают КНР как надежного партнера и лидера в отстаивании их общих интересов на международной арене. В 2008 г. в Китае было основано министерство защиты окружающей. Остается открытым вопрос, как быстро развивающаяся экономически страна Китай осознает свою ответственность и будет готова брать на себя все больше и больше ответственности за состояние глобальной экологической системы (см.: Zhang, Wen, Peng, 2008).

Китай активно участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия климатическим изменениям, развивает и выявляет его конструктивную роль. На протяжении длительного времени Китай активно участвует в деятельности Конвенции о климате (Рамочная конвенция, 1994) и Киотского протокола (Киотский протокол, 1997), усиленно способствуя осуществлению этих двух документов. Китайские эксперты участвуют в работе Специального межправительственного комитета по климатическим изменениям, внося вклад в подготовку соответствующих докладов. Китай выполняет свои обязательства по Конвенции о климате и Киотскому протоколу, в 2004 г. представил Информационный бюллетень КНР о климатических изменениях, а в июне 2007 г. опубликовал «Государственный проект ответных мер по противодействию климатическим

изменениям» и «Специальные научно-технические действия Китая по противодействию изменениям климата». В рамках многостороннего сотрудничества Китай является официальным членом Форума руководителей по проблемам сорбирования углерода, Плана партнерства в маркетизации метана и Азиатско-Тихоокеанского плана партнерства в вопросах чистого развития и климата, участником диалога Большой восьмерки и пяти основных развивающихся стран по климатическим изменениям, а также Совещания по безопасности энергоносителей и климатическим изменениям основных экономических субъектов.

Китай активно участвует в соответствующих планах международного научно-технического сотрудничества, например в Плане исследований мирового климата (WCRP) в рамках Союза научной системы земного шара (ESSP), Международном плане земного кольца — биологического кольца (IGBP), Международном плане глобальных изменений по причине человеческого фактора (IHDP), Межправительственной координационной организации глобальных наблюдений за земным шаром (GEO), Плане наблюдений за системой глобального климата (GCOS), Глобальной системе морских наблюдений (GOOS), Международном плане океанологических наблюдений при вращении Земли (APGO) и Международном годичном плане о полюсах, укрепляет обмен информацией и материалами с соответствующими международными организациями и ведомствами. К 20 июля 2008 г. Китай успешно зарегистрировал в ООН 244 направления сотрудничества в области механизма чистого развития (см.: Дин Цзиньгуан, 2007).

Основные проблемы китайской экологической политики.

Конфликт между экономическим развитием и защитой

окружающей среды

Экономические и технологические реформы, которые стимулировали сельскохозяйственное, индустриальное и энергетическое развитие в Китае за последние два десятилетия, способствовали и нарушению баланса в экосистеме Китая (см.: Ли Сяофань, 2006). В настоящее время подорванной можно считать репродуктивность полей, озер, рек, лесов, прибрежных районов страны. Противоречивость стремления Китая к реализации своих экономических и экологических интересов становится все более и более очевидной. Государство, конечно, при этом продолжает делать выбор в пользу первого в ущерб последнему. За последние два десятилетия во время экономического бума в Китае рост потребления значительно ухудшил экологическую ситуацию в стране. Стремление к экономическим достижениям и реформам тормозит процесс экологического

оздоровления. Стране требуется все больше и больше природных ресурсов, неуклонно растет энергопотребление (Там же). Тем не менее Китай стремится и финансирует научные разработки в области новых технологий, способствующих реализации принятых экологических законов и инициатив.

Китай отказался подписать договор, устанавливающий ограничения на выбросы в атмосферу в рамках Конвенции ООН по изменению климата в 1997 г. в Киото. КНР заявила, что этот договор затормозит развитие его национальной экономики. Также китайская делегация заявила, что борьба с бедностью и экономическое развитие являются основными приоритетами китайской политики, в связи с чем правительство КНР вынуждено отложить принятие решения по вопросу парникового эффекта. Для Китая основным источником загрязнения видится бедность. В связи с масштабами китайской территории и традиционной структурой экономики маловероятно, что в ближайшее время Китай сможет перейти к экономике «чистой индустрии». В настоящее время экономика страны основана на тяжелой промышленности, химической, угольной и др., которые потребляют огромное количество энергии и дают большое количество неперерабатываемых отходов. Было бы нереалистично считать, что Китай в ближайшее время сможет внедрить достаточное количество современных технологий, которые позволят разрешить противоречия между потребностями экономического роста и охраны окружающей среды. Следует отметить, что Китай — третья по территории и первая по численности населения страна мира, в связи с чем решение данного противоречия, так или иначе, касается всех стран. В аспекте изменения климата Китай в последнее время уже столкнулся с такими явлениями, как сокращение площади ледников в высокогорьях, повышение уровня моря, и другими проблемами, связанными с глобальными изменениями климата. С одной стороны, экология Китая в современном ее состоянии негативно влияет на Россию, особенно в районах Сибири и Дальнего Востока, с другой стороны, по данным наблюдений, 25% всех примесей в воздухе Лос-Анджелеса приходят из Китая (см.: Цай Чунь-шэн, 2007). Ни для кого не секрет, что Китай лидирует по выбросам диоксида серы в атмосферу, способствует загрязнению рек, морей, подземных вод, опустыниванию и росту болезней в мире, вызванных неблагоприятной окружающей средой.

Проблемы правоприменения в области защиты

окружающей среды

Правовая система Китая, призванная защищать окружающую среду, была создана относительно недавно. Создание экологиче-

ских законов часто оказывается в ведении местных властей, суды Китая практически не имеют возможности влиять на процессы законотворчества и правоприменения. В результате китайские центральные власти вынуждены были признать, что вопросы охраны окружающей среды не могут решаться только посредством контроля за загрязнениями. Стало очевидным, что программы экологической защиты в Китае страдают от нехватки авторитета и недостаточной координации между институтами, призванными защищать окружающую среду (см.: Ли Сяофань, 2006).

Местные органы власти вынуждены жертвовать своими экологическими обязательствами, чтобы способствовать общему курсу страны на приоритетность экономического роста, хотя, по мнению западных экспертов, экологическая деградация влияет не только на здоровье населения самого Китая, но и на перспективы экономического роста страны (см.: Schreurs, 2007). При этом наблюдается явная недостаточность людских и финансовых ресурсов, неадекватность штрафов и других мер наказания за экологические нарушения, что мешает успешной реализации принятых соответствующими институтами законов и программ экологического оздоровления. Формально Национальное агентство по защите окружающей среды наделено высшей властью по отношению к институтам более низкого уровня, однако при этом их финансирование напрямую зависит от органов местного самоуправления. В результате ориентация местных властей на экономический рост нивелирует автономию экологических институтов.

Ситуация осложняется тем, что многие промышленные предприятия, которые способствуют наибольшим загрязнениям, управляются и принадлежат местным органам власти. Перед центральным правительством Китая стоит вопрос об изменении статуса аппарата защиты окружающей среды на разных уровнях властной иерархии или об уравнивании интересов экономического развития и защиты окружающей среды. Кроме того, необходимо изменить систему финансирования экологических институтов и способствовать их сотрудничеству между собой.

Неофициальная экологическая политика и общественное

мнение по вопросам окружающей среды

Влияние и эффективность экологических неправительственных организаций в регионе Северо-Восточной Азии различно в зависимости от политических государственных структур, в рамках которых они существуют и осуществляют свою деятельность. В целом, как отмечают исследователи, экологические неправительственные организации сталкиваются с большими трудностями повышения сво-

его влияния на политику в регионе, которые традиционно характеризовались сильной центральной государственной властью. Подъем инвайронментального движения в регионе может быть понят в контексте международного развития. Китай имеет короткую историю инвайронментального активизма, в особенности абсолютно независимого от правительственных структур, а международные неправительственные экологические организации переместили свою деятельность в Китай совсем недавно (см.: Yoon Esook, 2007). Тем не менее за последние 20 лет в Китае возник ряд независимых неправительственных экологических организаций, таких как «Друзья природы» (1994 г.), «Институт глобальной экологической культуры в Пекине», «Волонтеры зеленой Земли», «Пекинский фонд защиты окружающей среды». Эти организации ставят своей целью экологическое образование населения Китая, подготовку волонтеров, организацию общественных мероприятий, распространение информации и др. Одновременно во многих образовательных учреждениях создаются студенческие группы защиты окружающей среды (см.: Ли Сяофань, 2006).

В настоящий момент к движению социальных инвайронмен-тальных активистов добавляют свои голоса более 100 студенческих групп, некоторое количество исследовательских центров, связанных с университетами, ряд женских неправительственных экологических групп (см.: Yoon Esook, 2007). В КНР имеются более чем 30летние традиции профессионального образования в области окружающей среды и развития, обучение по данным программам осуществляется в более чем 300 образовательных учреждениях. С 1981 г. Институт управленческих кадров по защите окружающей среды обеспечивает повышение профессионального уровня управленческих специалистов по защите окружающей среды (Конференция ООН, 2003).

Некоторым международным НПО, таким как WWF, было разрешено с середины 90-х годов ХХ столетия открыть офисы в Китае, другие начали осуществление специальных программ, ориентированных на Китай, например Совет по защите окружающей среды и Программа чистой энергии для Китая (см.: Yoon Esook, 2007).

Следует подчеркнуть, что на развитие экологических неправительственных организаций в Китае значительно повлияло принятие Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (UNCED) в 1992 г. «Местной повестки XXI». Отмечается, что в этот период наблюдался и рост публикаций в китайских газетах материалов, посвященных конференции ООН.

Правительство Китая, понимая, что окружающая среда становится важным политическим вопросом на международном уровне и

что экологические неправительственные организации возникают в качестве значимых игроков в международной экологической политике; они инициировали и поддержали создание нескольких квази-ЭНПО на национальном уровне как институты «Местной повестки XXI» и «Устойчивого развития» (см.: Ibid.). Тем не менее в Китае, в отличие от ряда европейских стран, не существует развитой институциональной сети каналов для открытых общественных дискуссий по вопросам окружающей среды (см.: Ли Сяофань, 2006).

В настоящее время лишь несколько экологических неправительственных организаций имеют возможность оказывать общественное давление на процесс выработки и контроля над исполнением экологических ограничений. Специалисты отмечают, что очень часто позиция неправительственных организаций, например по проблеме изменения климата, удивительно схожа с позицией государственных структур. В целом население мало информировано по вопросам состояния окружающей среды, что ограничивает возможности участия населения в реализации экологической политики. В контексте современной политической ситуации ни одна неправительственная экологическая организация не может считаться абсолютно независимой и автономной. Китайские политические лидеры постоянно публично подчеркивают свою приверженность защите окружающей среды и желание финансировать дальнейшие инициативы. В то же время они стараются найти баланс между открытостью ЭНПО и контролем за «радикальной» и «подрывной» деятельностью экологических активистов (см.: Yoon Esook, 2007).

Для преодоления вышеупомянутых недостатков китайское правительство должно способствовать тому, чтобы институты защиты окружающей среды в Китае могли создавать каналы воздействия на общественное мнение населения путем создания целенаправленной информационной и образовательной политики. Исследователи отмечают, что подъем в Китае сектора ЭНПО создает возможность для региональной инвайронментальной кооперации с представителями НПО Кореи и Японии (Ibid.).

Проблемы китайской экологической дипломатии

С одной стороны, прошло уже более 30 лет с момента, когда был взят курс Китая на реформы и открытую политику. За это время страна добилась впечатляющих экономических успехов, на которые некоторые западные страны потратили более 100 лет. С другой стороны, экологические проблемы, с которыми Европа столкнулась за последние 100 лет, стали актуальны для Китая в последние 30 лет (см.: Хуан Ваньинь, 2008). Экологическая политика Китая, так или иначе, является сферой интереса и предметом пристального

наблюдения со стороны не только самого Китая, но и всего мира. Это ясно продемонстрировали политические торги в связи с Олимпийскими играми в Пекине в 2008 г. Мировое потепление климата находится в фокусе мирового сообщества, в связи с чем, по мнению китайских специалистов, подогревается так называемая теория китайской угрозы окружающей среде. Она заключается в том, что Китай является и останется основным источников парникового эффекта на нашей планете. В связи с этим Китай должен взять на себя обязательство сократить выбросы в атмосферу, как все развивающиеся страны. Такой подход является серьезной проблемой для китайской экологической дипломатии.

За последние 30 лет Китай активно вовлекался в международный процесс защиты окружающей среды. За это время лидеры КНР демонстрировали свою озабоченность влиянием экономики Китая на мировые экологические процессы и ролью Китая в мировом сообществе. КНР взяла на себя обязательства в рамках более 30 международных конвенций и выполнил уже многие из них. Международные организации, такие как WWF — Мировой фонд дикой природы, расширяют свою деятельность в Китае в результате внимания и собственных усилий со стороны КНР. Способность Китая реализовывать экологические программы базируется не на подчинении внутренней политики международным стандартам в области сохранения окружающей среды, а больше на внутригосударственных законах и ограничениях, принятых на себя правительством Китая. Другими словами, вовлеченность КНР в международную политику сохранения окружающей среды зависит от влияния этой политики на ситуацию внутри Китая. Если экологическая программа или инициатива является несовместимой с экономическим развитием или ставит под удар суверенитет КНР, то она не будет принята в Китае (см.: Ли Сяофань, 2006).

Большинство аналитиков КНР утверждают, что интенсивная потребность в нефти и природном газе является движущей силой внешней политики страны. Такая политика повышает судоходные потребности на переполненных судоходных линиях и приводит к дискуссиям по определению особых экономических зон и владению энергетическими ресурсами на морском шельфе. Внешняя политика Китая ведет к экспансии в соседние страны с большим количеством нефти и природного газа, что служит поводом региональной напряженности. Все возрастающий импорт энергетических ресурсов подпитывает экономику Китая, меняя направление ее развития, согласно призыву президента Ху Дзинтао «Идите на Запад», с интенсивно развивающихся прибрежных регионов в беднейшие, в большей степени аграрные западные провинции. Результатом такого

движения являются токсичные загрязнения индустриальными отходами водных бассейнов, как внутренних, так и трансграничных, используемых для орошения полей (см.: In-Taek Hyun, Schreurs, 2007).

Экологические вызовы Китая связаны не только с энергетическими стратегиями, но и с другими процессами, такими как урбанизация, сельское хозяйство, международная торговля, которые оказывают значительное экологическое воздействие на страну.

Проблема энергетических стратегий обсуждается в процессе экономического диалога США и Китая, но очевидно, что использование угля будет расти в Китае в среднем на 3,2% ежегодно до 2030 г. Согласно текущему 11-летнему плану, Китай берет на себя обязательства сократить энергопотребление на 20% до конца 2010 г., что представляется весьма амбициозной целью, так как, согласно данным Банка реконструкции и развития, энергопотребление в Китае выросло на 0,86% в первые 6 месяцев 2006 г., интенсивность энергопотребления растет. В то же время официальные источники в Китае сообщили, что энергопотребление в стране уменьшилось в 2006 г. на 1,23% и более, чем на 3% в 2007 г. Исследования (см.: Мапад^ Капеко, 2006) показывают, что эффективность экологического менеджмента в Китае снижается, а эффективность мероприятий уменьшается, в то время как рыночная продуктивность растет.

* * *

КНР придает большое значение своей экологической политике. Это: разработка перспективных технологий защиты окружающей среды, создание природоохранных зон, активизация экологического воспитания и образования, создание экономических предпосылок для перехода предприятий на новые стандарты производства. В результате при сохранении заданной тенденции Китай может выйти на одно из ведущих мест в мире по охране окружающей среды и экологическому состоянию нашей планеты.

В ближайшее время защита окружающей среды останется важным вопросом во внутренней и внешней политике Китая. Экологический фактор будет одним из важнейших в развитии экономики, политики, правовой системы и дипломатии КНР.

Много усилий придется приложить правительству Китая для реализации и воплощения в жизнь уже принятых законодательных актов в области защиты окружающей среды. Сейчас этот процесс осложняется отсутствием должного уровня взаимодействия между органами местной власти. В связи с этим центральное правительство может попытаться способствовать сохранению окружающей среды посредством уменьшения энергозатрат в производственной сфере, расширения масштабов использования чистой энергии.

В настоящее время у китайского руководства нет четкого виденья и плана возможностей воплощения такой политики в жизнь. Рыночно ориентированная экономика, курс на материальное процветание, недостаточный уровень сотрудничества ответственных за экологическую политику институтов власти и науки, между центральной властью и провинциями, недостатки правовой системы, недостаточное внимании со стороны общественности, ограниченное финансирование вкупе препятствуют эффективной реализации в Китае экологической политики.

В качестве усилий, необходимых для улучшения экологической обстановки в Китае и мире, КНР необходимо сбалансировать свой политический курс, исходя из равнозначности приоритетов экономического развития и сохранения окружающей среды, стимулировать экологическое правоприменение внутри страны, способствовать взаимодействию ответственных за экологическую политику ведомств и институтов, расширить финансовую поддержку программ по защите окружающее среды, способствовать информационному обеспечению своей политики внутри страны, расширить диалог с международными партнерами посредством официальных и неофициальных каналов.

Литература

1. Белая книга «Охрана окружающей среды в Китае». Пресс-канцелярия Госсовета КНР в 1996 (ФШ^Ш#'1996).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Белая книга «Охрана окружающей среды в Китае. 1996-2005». Пресс-

канцелярия Госсовета КНР. 05.06.2006 1996-2005).

3. Ван Жуфэй. Экологические проблемы в мире и экологическая дипломатия

Китая в XXI веке // Магистерская диссертация. Дипломатический институт Китая, 2004. 56 с. (ШШ 2004^).

4. Ван Яньюань. Исследование современной экологической политики Китая //

Магистерская диссертация. Хэбэйский педагогический университет, 2003. 41 с. (£№й 2003^).

5. Дин Цзиньгуан. Экологическая дипломатия Китая: достижение и проблемы // Социальная наука Ганьсу. Циндаоский университет. 2007. № 7. С. 168-170 (Т^^

\\ 2007^^^Д).

6.Закон о предотвращении эрозии почвы Китайской Народной Республики «Ф^Ай^1пН7к±{#Ш£» , 7-й созыв Всекитайского собрания народных представителей постоянного комитета (ПК ВСНП) (20-я сессия), 29.06.1991 (перевод Ю Хань).

7. Конференция ООН по торговле и развитию. Энергоуслуги и экологические

услуги: цели переговоров и приоритетов в области развития

(UNCTAD/DITC/TNCD/2003/3) / Под ред. С. Царриллели. ООН. Нью-Йорк; Женева, 2003.

8. Лесное право Китайской Народной Республики «Ф^Ай^1пНй#Ш» , 9-й созыв Всекитайского собрания народных представителей постоянного комитета (ПК ВСНП) (2-я сессия), 29.04.1998 (перевод Ю Хань).

9. Ли Лин. Исследование экологической дипломатии Китая // Магистерская дис-

сертация. Восточно-северный педагогический университет, 2005. 35 с. (^^ ФШЦ-ШЯ&Ш. 2005^).

_______________________________________________________________ 207

10. Ли Сяофань Экологическое состояние в Китае: проблемы, политики, глобального участия // Обозрение международной социальной науки. 2006. С. 21-36 (^ЙЛ ФЯ4&ШЯ : |ЪтйЖ|пЯ1^№#^\\Н1®1±^4^ЭДШ 2006^).

11. Ли Х. «ФЯЙ^Л^Й^ЬЙЙЙ» «Мероприятия Китая по противостоянию изменениям климата» // «АйВй» Газета «Жэньминь жибао». 2007. 5 июня. С. 14.

12. Лу Цзе. Охрана окружающей среды в Китае и китайская экологическая дипломатия // Население, ресурс и окружающая среда Китая. 2003. № 5. С. 11-15 (ВЖ ФЯ^Ш^Й^Я№Ш{*^ // ФЯЛР, Ш#^Ш2003. № 5).

13. Охрана диких животных Китайской Народной Республики «Ф^Ай^1пЯ1г4йШ^Ш> , 7-й созыв Всекитайского собрания народных представителей постоянного комитета (ПК ВСНП) (4-я сессия). 1988. 8 ноября (перевод Ю Хань).

14. Тань Сюин. Международное сотрудничество в области окружающей среды:

достижение и проблемы // Вестник института социальной науки Китая. 2004. № 7 \\ ФЯ1±^4^1Ж 2004^^Я) //

http://old.iwep.org.cn/chazuo/tanxiuying

15. УДи. У Цунью. Развитие экологической политики с начала нового Китая // Вестник Уханьского технологического университета. 2006. № 4. С. 48-53 (^^

ШЯЙЖФЯ^Ш^ЙЖЙЙЙ^ 2006^ШЗД.

16. Хуан Ваньинь. Анализ китайской экологической дипломатии в XXI в. // Магистерская диссертация. Хэнаньский университет, 2008. 37 с.

(йш2тефн^ш^й£й№ 2008^).

17. Цай Чуньшэн. Современные экологические технологии Китая // Сборник научных трудов «Производство. Технология. Экология». М.: МГТУ «Стан-кин», 2007.

18. Чжан Куньминь, Вэнь Чзунго, Пэн Лиин. Современная экологическая поли-

тика Китая // Население, ресурс и окружающая среда Китая. 2007. № 2 (Ш±№ £^Я Ш ФЯ^ШЙЖ \\ ФЯЛР, Ш#^Ш 2007^ГЯ) //

http://d.wanfangdata.com.cn/Periodical

19. Чжан Ляньхуй, Чжао Линюнь. Развитие экологической политики Китая. 1953-2003 // Исследование истории Китая. 2008. № 1. С. 122-123 (Шй№ 1953-2003^1 ЙФЯ^Ш^ЙЖЙ®^ ФЯ!Ж*^ 2008^-ЭД.

20. Чжан Хайбинь. Развитие экологической дипломатии Китая // Мировая экономика и политика. 1998. № 11. С. 12-15 (Ш®^ ФЯ^Ш^ЙЙШ^ //

1998^11 Я).

21. Чжэн Цзе. Развитие экологической дппломатии Китая и её роль и статус в

международной арене // Исследование окружающей среды в провинции Фу Цзянь. 2001. № 1. С. 32-41 (Ж \\ ШШ^Ш

2001 ¥^-Я).

22. Ши Лихуа. Развитие современной экологической политики Китая // Магистерская диссертация. Нэймэнгуский университет, 2005. 53 с. (^Ш^

®ЖФНШ№Ш{*^ЙЖЙ£® 2005^).

23. Chow C. Gr. China's Energy and Environmental Problems and Policies// Workshop China's Energy and Environmental problems at Princeton University USA, Prinston, 2009. April 18-19.

24. Greenwood C. L. Environmental Protection in China: Challenges and Solutions. Speech by Vice President, Operations Asian Development Bank. At the China Development Forum 2007. 2007. 18 March. Beijing, China.

25. Hyun In-Taek, Kim Sung-Han. Introduction: The environment Security Nexus in Northeast Asia / The Environmental Dimension of Asian Security: Conflict, Cooperation over Energy, Resources and Pollution/ Ed. by In-Taek Hyun, M. A. Schreurs. US Institute of Peace Press, Washington, D. C., 2007. P. 3-22.

26. Hyun In-Taek, Schreus M. A. The Environmental Dimension of Asian Security: Conflict, Cooperation over Energy, Resources and Pollution / Ed. by In-Taek Hyun, M. A. Schreurs. US Institute of Peace Press, Washington, D. C., 2007. 401 p.

27. Lee Geun. A Regional Environmental Security-Complex Approach to Environmental Security in Northeast Asia / The Environmental Dimension of Asian Security: Conflict, Cooperation over Energy, Resources and Pollution / Ed. by In-Taek Hyun, M. A. Schreurs. US Institute of Peace Press. Washington, D. C., 2007. P. 23-39.

28. Li Wanxin, Chan Hon S. Pollution Discharge and Treatment in China: Implications for Environmental Governance // Working Paper Series CIDEG, Number 2006A01 -20 April 30th, 2008.

29. Liu Jingwei, Sun Tianyang. Nontraditional Diplomacy — Chinese Ecological Diplomacy // Journal of Sustainable Development. 2009. N 1. March. P. 128-134.

30. Ma Xiaoying, Ortolano L. Environmental regulations, enforcement and compliance. Roman 7 Littlefield, 2000.

31. Managi Sh., Kaneko Sh. Economic growth and the Environment in China: an Empirical Analysis of Productivity // International Journal of Global Environmental. 2006. Issues 6. P. 89-133.

32. Schreurs A. M. East Asia's Environmental Challenges and their Implications for Security and regional Cooperation. The Environmental Dimension of Asian Security: Conflict, Cooperation over Energy, Resources and Pollution / Edited by In-Taek Hyun, M. A. Schreurs. US Institute of Peace Press. Washington, D. C., 2007. P. 253-274.

33. Yoon Esook, Lee Seunghwan, Wu Fengshi. The State and Nongovernmental Organizations in Northeast Asia's Environmental Security // The Environmental Dimension of Asian Security: Conflict, Cooperation over Energy, Resources and Pollution / Ed. by In-Taek Hyun, M. A. Schreurs. US Institute of Peace Press. Washington, D. C., 2007. P. 207-232.

34. Zhang Kunmin, Wen Zongguo. Review and Challenges of Policies of Environmental Protection and Sustainable Development in China // Journal of environmental Management. 2008. Vol. 88. Issue 4. September. P. 1249-1261.

35. Zhang Kunmin, Wen Zongguo, Peng Liying. Review on Environmental Policies in China: Evolvement, Features and Evaluation. Front. Environ. Sci. Engin. China. 2008. N 2(2). P. 129-141.

36. http://russian.cctv.com/20090820/103763

37. http://www.china.org.cn/english/environment/34356.htm

38. http://www.fmprc.gov.cn/rus/ziliao/zt/zfbps/t25319.htm

39. www.sourcejuice.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.