Научная статья на тему 'Экологическая политика кнр: глобальный, региональный и национальный аспекты'

Экологическая политика кнр: глобальный, региональный и национальный аспекты Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4413
760
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / CHINA / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ENVIRONMENTAL ISSUES / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ENVIRONMENTAL POLICY / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ENVIRONMENTAL DIPLOMACY / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ENVIRONMENTAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вершинина Виктория Юрьевна

В статье исследована экологическая политика Китая. Рассмотрены ее различные аспекты: глобальный, региональный, национальный. Охарактеризованы некоторые проблемы китайской экологической дипломатии. Сделан вывод о том, что активность Китая в природоохранной сфере соответствует общей концепции внешней политики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA’S ENVIRONMENTAL POLICY: GLOBAL, REGIONAL AND NATIONAL ASPECTS

Environmental policy of China is analyzed in this article. Its various aspects (global, regional and national) are considered. Some problems of the Chinese environmental diplomacy are characterized. It is concluded that active actions of China in the environmental sphere corresponds to the general concept of Chinese foreign policy.

Текст научной работы на тему «Экологическая политика кнр: глобальный, региональный и национальный аспекты»

В.Ю. Вершинина

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КНР:

ГЛОБАЛЬНЫЙ, РЕГИОНАЛЬНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ

CHINA'S ENVIRONMENTAL POLICY: GLOBAL, REGIONAL AND NATIONAL ASPECTS

В статье исследована экологическая политика Китая. Рассмотрены ее различные аспекты: глобальный, региональный, национальный. Охарактеризованы некоторые проблемы китайской экологической дипломатии. Сделан вывод о том, что активность Китая в природоохранной сфере соответствует общей концепции внешней политики страны.

Ключевые слова: Китай, экологические проблемы, экологическая политика, экологическая дипломатия, экологическое сотрудничество.

Environmental policy of China is analyzed in this article. Its various aspects (global, regional and national) are considered. Some problems of the Chinese environmental diplomacy are characterized. It is concluded that active actions of China in the environmental sphere corresponds to the general concept of Chinese foreign policy.

Key words: China, environmental issues, environmental policy, environmental diplomacy, environmental cooperation.

На сегодняшний день китайское правительство осознает всю серьезность экологических проблем. Китай, конечно, нельзя назвать экологически чистой страной, однако экологической политике уделяется немало внимания. И это тенденция не только последних нескольких лет. Китайское правительство начало понимать важность решения экологических проблем уже в 1970-е гг. Так, после Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 г. Китай создал агентства по защите окружающей среды, контролю промышленных выбросов и экологического планирования.

Стоит сказать, что в Китае не просто так обеспокоены защитой природы. Существует большое количество экологических проблем: сильное загрязнение воздуха, почв и вод, сокращение популяций многих видов растений и животных и т.д. В сфере экологической политики страна делает определенные успехи. Составляющими экологической политики КНР за последние тридцать лет стали около 130 законодательно подкрепленных проектов. В течение продолжительного времени Китай посредством принятых законов об охране окружающей среды и ряда законоположений охраняет лесные массивы

и другие природные экосистемы. Более того, Китай является активным участником международной экологической политики.

Китайское правительство включило экологические проблемы в список актуальных проблем своей внешней политики. Активно развивается китайская экологическая дипломатия, дипломатия конференций, договоров и экспертная дипломатия. Китай, как и ряд других развивающихся стран, играет важную роль в конференциях по защите окружающей среды. Еще в начале 1990-х гг. было подписано немало международных пактов и документов, таких как Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию, Конвенция о биологическом разнообразии, Повестка дня на XXI век, что свидетельствовало о признании приоритета гармоничного развития человека и природы. Большое внимание уделяется климатическим изменениям. Китай является участником Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Ки-отского протокола, по мере сил способствуя реализации этих документов.

Активно развивается и двустороннее сотрудничество. Так, еще в 1980 г. был подписан Китайско-американский протокол об охране окружающей среды и техническом сотрудничестве. В последние годы обе страны уделяли немало внимания развитию альтернативной энергетики. В 2008 г. подписано Рамочное соглашение о китайско-американском сотрудничестве в энергетике и экологии, рассчитанное на 10 лет. В 2013 г. в рамках пятого раунда китайско-американского стратегического и экономического диалога были согласованы планы работы совместной группы, выделены приоритетные направления, включая сотрудничество по созданию «зеленых экономик» и сокращению выхлопов крупного автотранспорта [1].

Также Китай стремится развивать экологическое сотрудничество с европейскими странами. Одним из первых шагов в этом направлении стало подписание в 1988 г. Китайско-голландского меморандума о сотрудничестве по охране окружающей среды. Из Дании Китай завез много природоохранных технологий и оборудования. Активизируется экологическое сотрудничество с Великобританией и Германией. Планируется развивать сотрудничество в Арктике, в том числе по вопросам охраны окружающей среды региона.

В 2013 г. председатель Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая Юй Чжэншэн совершил визит в страны Северной Европы. Одной из основных тем переговоров стала экологическая. КНР, в частности, заинтересована в экспорте финских «чистых технологий», поскольку Финляндия является одним из лидеров в вопросах перехода к низкоуглеводной экономике [2]. В том же году прошла встреча китайского руководства с представителями 16 стран Центральной и Восточной Европы. Ки-

тайская сторона особо подчеркивала важность экологического сотрудничества. Пекин призвал китайские предприятия участвовать в проектах атомной энергетики европейских стран [3].

Сотрудничество в области охраны окружающей среды Китай осуществляет не только с западными, но и азиатскими странами. Еще в 1980 г. подписано Китайско-японское соглашение о сотрудничестве по охране окружающей среды. В 1993 г. Китай провел первую встречу по вопросам экологии стран Северо-Восточной Азии с участием руководителей высшего звена России, Республики Корея, КНДР, Японии и Монголии. Главной тогда была названа проблема загрязнения атмосферы. Обсуждались вопросы дальнейшей координации природоохранных усилий. В течение последующих десяти лет был проведен целый ряд переговоров. Осуществлялось сотрудничество в таких областях, как контроль за песчаными бурями, охрана природных ресурсов на российско-монгольской границе, загрязнение Тихого океана, кислотные дожди и др. С 1996 по 2002 гг. Китай принимал 5-е и 11-е заседания Экологической конференции стран Восточной Азии. В январе 1999 г. Китай, Южная Корея и Япония учредили Координационный совет Экологической конференции глав министерств.

В декабре 2013 г. прошел экологический саммит, в котором приняли участие официальные лица и ученые Китая, Японии и Южной Кореи. На встрече была подчеркнута важность региональной экологической политики. Чен Ен Рок, советник-посланник по экономическим вопросам корейского посольства в Китае, отметил, что целесообразным будет создание тремя странами механизма сотрудничества по противодействию смогу [4].

КНР осуществляет экологическое сотрудничество даже с Африкой. За период с 2005 г. по май 2012 г. китайские ведомства организовали в Пекине 12 курсов в области охраны окружающей среды, подготовив более 300 высокопоставленных африканских чиновников [5]. Форум сотрудничества Китай-Африка стал важной платформой для китайско-африканского сотрудничества в области экологически чистого развития.

Отдельно хотелось бы сказать о российско-китайском экологическом сотрудничестве. Дело в том, что наша страна ориентируется, прежде всего, на удовлетворение спроса КНР на энергоресурсы [6]. По этой причине увеличиваются экологические риски для развития России и, в частности, ее дальневосточных регионов. Поэтому, по мнению экологов из Всемирного фонда дикой природы, целесообразно стимулировать российско-китайское сотрудничество по разработке и внедрению экологических, ресурсосберегающих технологий, производству соответствующего экологического оборудования и

т.д. Как ближайший сосед Китая, Россия попадает в число экологических заложников его бурного развития, что сопряжено с повышением уровня загрязнения окружающей среды и увеличением спроса на природные ресурсы, становится угрозой разрастания трансграничных экологических проблем.

Тем не менее, руководители обеих стран оптимистично смотрят на российско-китайское экологическое сотрудничество. Посол Китая в России Ли Хуэй в 2012 г. заявил, что «сотрудничество Китая и России в сфере защиты окружающей среды и развития зеленой экономики имеет большие перспективы» [7]. Он также отметил, что активно разворачивается сотрудничество двух стран в сфере энергоэффективности и возобновляемых источников энергии, что стало новым направлением в энергетическом сотрудничестве двух стран. Китай и Россия сделали практические шаги в таких сферах сотрудничества, как контроль над загрязнением окружающей среды, экстренная связь в случае экологических бедствий, совместный мониторинг и контроль качества воды в трансграничных реках, охраны природы и биологического разнообразия в трансграничных зонах. Важными стимулирующими факторами двустороннего сотрудничества являются развитие экологического туризма и «зеленые инвестиции». Однако очевидно, что опасность негативного китайского влияния на экологию Дальнего Востока РФ сохраняется, поэтому экологическое сотрудничество двух стран нельзя назвать достаточно эффективным.

В целом, к настоящему времени Китай подписал соглашения о двустороннем экологическом сотрудничестве более чем с 40 странами. Достигнуты хорошие результаты в области природоохранного законодательства, предотвращения загрязнений, охраны многообразия видов, изменения климата, экологических и ресурсосберегающих технологий. КНР расширила экологическое сотрудничество на основе безвозмездной помощи с 13 странами, среди которых Япония, Канада, члены Евросоюза.

Однако, несмотря на активность в области охраны природы на международной арене и ряд успехов, существуют и серьезные проблемы в области китайской экологической дипломатии. Во-первых, из-за большого количества экологических проблем внутри самого Китая сформировалась теория «китайской опасности», т.е. негативного влияния китайского экономического развития на экологическую обстановку во всем мире. Международное сообщество также говорит о «климатической опасности КНР». Во время климатических переговоров страна испытывает серьезное давление со стороны других государств, поскольку считается одной из главных виновниц изменения климата.

Во-вторых, экологическая дипломатия Китая недостаточно скоординирована. Особенностью китайской экологической политики является то, что в

ее осуществлении принимает участие большое количество министерств, ведомств и управлений. Им всем не хватает согласованности, вследствие чего государственная экологическая политика бывает хаотичной, без единой стратегической линии.

В-третьих, эффективность экологической политики сдерживается приоритетом экономического развития. Это касается, в частности, климатической политики. Соблюдение требований мирового сообщества по количеству выбросов парниковых газов будет значительно тормозить экономическое развитие КНР.

В-четвертых, экологическая дипломатия является относительно новым явлением, поэтому в Китае существует нехватка научных исследований на эту тему. Однако создание определенной теоретической базы необходимо для проведения грамотной внешней экологической политики.

Подводя итог, можно сказать, что международная активность Пекина в области охраны окружающей среды является вполне закономерной и соответствует общим принципам и особенностям китайской внешней политики. Уделяя большое внимание проблемам экологии, Китай позиционирует себя как цивилизованное, «экологически ответственное» государство. Экологическое сотрудничество с различными странами выгодно, т.к. китайцы заимствуют определенные технологии и опыт, применяют их в своей стране, снижая тем самым промышленное давление на окружающую среду. Но, тем не менее, природоохранных мер пока явно недостаточно для нормализации экологической обстановки. Более того, многим экспертам будущее китайской экологической политики представляется весьма туманным.

Литература

1. Лузянин С. Экология с китайской спецификой: между желаемым и действительным // Голос России. - 19.08.2013. - Режим доступа: http://rus.ruvr.ru/2013_08_19/235378853/

2. Китай и Северная Европа: охрана окружающей среды и свободная торговля // Gbtimes. - 03.06.2013. - Режим доступа: http://ru.gbtimes.com/mir/kitay-i-severnaya-evropa-ohrana-okruzhayushchey-sredy-i-svobodnaya-torgovlya

3. Китай и 16 стран Европы будут сотрудничать в инфраструктуре, с/х и финансах // CNTV Россия. - 27.11.2013. - Режим доступа: http://www.cntv.ru/2013/11/27/ARTI1385534335592457.shtml

4. К властям Китая, Японии и Республики Корея прозвучал призыв бороться со смогом совместными усилиями // CNTV Россия. - 16.12.2013. -Режим доступа: http ://www.cntv. ru/2013/12/16/ARTI1387159387193280.shtml

5. Сотрудничество между Китаем и Африкой в области охраны окружающей среды и развития вступит в новый этап «зеленого» развития // Polpred.com. - Режим доступа: http://polpred.com/?ns=1&ns_id=601399

6. Рогожина Н.Г. Проблема экологической безопасности во внешней политике Китая и перспективы регионального сотрудничества с Россией // Спасем Аргунь! - Режим доступа: http://arguncrisis.ru/documents/dokumenty-2011/rogozhina/

7. Экологическое сотрудничество России и Китая имеет большие перспективы // Голос России. - 30.11.2012. - Режим доступа: http://rus.ruvr.ru/2012_11_30/JEkologicheskoe-sotrudnichestvo-Rossii-i-Kitaja-imeet-bolshie-perspektivi/

Коротко об авторе

Вершинина Виктория Юрьевна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: lina94@inbox.ru

Briefly about author

Vershinina Victoria Yur'evna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: lina94@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.