Научная статья на тему 'Проблемы глобальной экологии в мировой политике XXI века'

Проблемы глобальной экологии в мировой политике XXI века Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
801
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобальная экология / международные природоохранные организации / техногенные катастрофы / Киотский протокол / возобновляемые источники энергии / солнечная и ветровая энергетика / международная экологическая экспертиза. / global ecology / international ecologic organizations / main-made disasters / the Kioto Protocol / renewable energy sources / solar and wind power / international ecological expertise.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — А. Г. Спицын

В статье исследуются основные направления антропогенного воздействия на природу и его влияние на международные отношения в начале XXI в. Анализируются позиции крупнейших государств мира в области международных экологических программ, отдельные национальные проекты в сфере развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и перспективы их влияния на соотношение сил в международной торговле энергоносителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF GLOBAL ECOLOGY IN THE WORLD POLITIC OF THE XXI CENTURY

The article investigates the main directions of anthropogenic influence on the nature y his impact on the international relations in the beginning of the XXI century, analyzing positions of the biggest world States in different ecological programs and certain national projects in the development of renewable energy sources (RES) and perspectives of their influence on the relation of forces in the world trade of energy.

Текст научной работы на тему «Проблемы глобальной экологии в мировой политике XXI века»

УДК 327

А. Г. Спицын

кандидат исторических наук профессор кафедры теории и истории международных отношений ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: aspitsyn@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ XXI ВЕКА

В статье исследуются основные направления антропогенного воздействия на природу и его влияние на международные отношения в начале XXI в. Анализируются позиции крупнейших государств мира в области международных экологических программ, отдельные национальные проекты в сфере развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и перспективы их влияния на соотношение сил в международной торговле энергоносителями.

Ключевые слова: глобальная экология; международные природоохранные организации; техногенные катастрофы; Киотский протокол; возобновляемые источники энергии; солнечная и ветровая энергетика; международная экологическая экспертиза.

Spitsyn A. G.

Prof., candidate in History, Theory and History of International Relations Department, Institute of International Relations and Sociopolitical Sciences, MSLU

PROBLEMS OF GLOBAL ECOLOGY IN THE WORLD POLITIC OF THE XXI CENTURY

The article investigates the main directions of anthropogenic influence on the nature y his impact on the international relations in the beginning of the XXI century, analyzing positions of the biggest world States in different ecological programs and certain national projects in the development of renewable energy sources (RES) and perspectives of their influence on the relation of forces in the world trade of energy.

Key words: global ecology, international ecologic organizations, main-made disasters, the Kioto Protocol, renewable energy sources, solar and wind power, international ecological expertise.

Уже исполнилось 28 лет с начала крупнейшей техногенной катастрофы на Чернобыльской АЭС, которая драматичным образом напомнила, что достижения человеческого разума сопряжены с самыми негативными экологическими последствиями. Вызывающие

шумный эффект в мировом общественном мнении акции таких международных природоохранных организаций, как Гринпис (Greenpeace), Всемирный фонд охраны природы (World Wide Fund for Nature) не могут остаться без внимания и последствий в межгосударственных отношениях, а экологические угрозы, вслед за угрозами политическими, экономическими и военными, давно уже приобрели глобальный характер.

В феврале 2012 г. активисты Гринпис, среди которых была знаменитая актриса Люси Лоулесс, известная по сериалу «Ксена -королева-воин», забрались на зафрахтованную концерном «Шелл» 53-метровую вышку бурового судна «Ноубл Дискаверер» и вывесили плакаты «Остановите "Shell"» и «Спасите Арктику!», протестуя против поисков нефти у берегов Аляски.

В августе того же года гринписовцы атаковали принадлежащую Газпрому буровую платформу в Печерском море, протестуя против российских планов нефтедобычи в Арктике. Осложнения отношений России с рядом государств накануне проведения Зимних Олимпийских игр в Сочи не заставили себя ждать, а последствия акции Гринпис ощутимы до сих пор.

Наряду с ростом влияния экологических проблем на межгосударственные отношения и давления неправительственных международных природоохранных организаций, вносящих новые векторы в мировую политику, осложняется в целом и общепланетарная ситуация в области экологии.

Согласно данным крупнейшей в мире перестраховочной компании «Swiss Re», экономический ущерб от техногенных катастроф и природных катаклизмов составил в 2012 г. 186 млрд долл., количество жертв - 14 тыс. человек, сравнимое с числом погибших солдат и офицеров СССР за все время войны в Афганистане. Только ураган «Сэнди» в Мексиканском заливе привел к потерям в размере 70 млрд долл. США (второй показатель после урагана «Катрина» 2005 г.). Авария на нефтедобывающей платформе компании «Бритиш Петролеум» в той же акватории привела к катастрофическим последствиям для природы региона, а извержение вулкана близ ледника Эйяфьядлайёкюдль в Исландии 2010 г. на несколько суток нарушило авиасообщение во всей Западной Европе. В одной из наиболее технологически развитых стран мира Японии аварии на АЭС

«Фукусима-1» и «Фукусима-2», вызванные цунами 2011 г., привели к радикальному пересмотру стратегии развития атомной энергетики, расположенные за тысячи километров ФРГ, Бельгия и некоторые другие государства приняли решение полностью и окончательно отказаться от атомной энергетики. В мире нарастает общественное движение за отказ от мирного использования энергии атома, под давлением которого Австрия, Нидерланды, Польша и Испания уже официально запретили строительство новых АЭС на своих территориях. Новая Зеландия, провозгласившая в 1987 г. безъядерный статус, ввела полный запрет на использование атомной энергетики и заход в свои территориальные воды судов с ядерным оружием и ядерными энергетическими установками на борту. Несмотря на энергетический «голод» во многих государствах Южной Америки, строительство новых АЭС до сих рассматривается с большой долей скептицизма и исключается из предвыборных программ во избежание риска потери значительной доли избирателей.

Природные аномалии в акватории реки Амур в России и Китае в 2013 г., ущерб от которых окончательно не оценен, - один из наиболее ярких и чувствительных примеров воздействия экологии на выживание целых регионов, а решения руководства Роспотребнад-зора нередко толковались с точки зрения «политэкологии».

Вопросы охраны здоровья человека и окружающей нас природы не только приобрели глобальный характер, но и стали неотъемлемой частью сферы международной политики и межгосударственных отношений.

Более тесного и скоординированного международного сотрудничества требуют прежде всего природные катастрофы глобального характера, которые не могут быть квалифицированы как последствия действий того или иного государства, той или иной транснациональной компании, а являются результатом общего осложнения природных условий на всех континентах.

По данным международного Центра исследований стихийных бедствий, число природных катастроф с каждым десятилетием увеличивается. Если в 1973-1982 гг. в мире было зафиксировано около 1,5 тыс. природных катаклизмов, то в 1983-1992 гг. их количество увеличилось до 3,5 тыс., а в период 1993-2002 гг. - до 6 тыс. [9]. На с. 177 приводится график, отражающий рост природных катастроф за последнее столетие.

График роста природных катастроф в период 1900-2011 гг.

В настоящее время природные катастрофы происходят в мире в четыре раза чаще, чем 30 лет назад, а экономический ущерб от их разрушений вырос семикратно (данные аналитического отдела Департамента экономических и социальных проблем ООН [14, с. 3]). В период 1990-1999 гг. число прямых и косвенных жертв стихийных бедствий (потеря собственности, сельхозугодий и рабочих мест) увеличилось почти вдвое и затронуло жизнь 188 млн человек, в то время как от вооруженных конфликтов за этот же период пострадал 31 млн человек. В 2011 г. общие потери (согласно данным швейцарской страховой компании «Свиз Ре») составили 350 млн долл. США [12, с. 7]. По оценкам американского климатолога Джона Твигга, автора исследования «Пути уменьшения ущерба от катастроф», начиная с 1970 г. природные катаклизмы ежегодно уносят в среднем 80 тыс. жизней и негативно влияют на жизнь 144 млн человек, а, по данным ООН, в 1990-е гг. произошло 84 крупных природных катаклизма, что в три раза превышает показатели 1960-х гг. [9]. При этом совокупный экономический ущерб от стихийных бедствий в 1990-е гг. достиг почти 600 млрд долл. США, тогда как в 1960-е гг. аналогичный показатель не превышал 70 млрд долл. США (все расчеты производились в ценах 1998 г.). Даже если учесть, что в 1960-е гг. многие стихийные бедствия в странах третьего мира могли остаться

«недооцененными» (из-за неразвитости систем учета в то время), эти данные весьма красноречивы.

Международные усилия, направленные на согласование действий всех государств мира в сфере глобальной экологии столкнулись с серьезными проблемами в начале XXI в. Так переговоры в рамках Конференции ООН по климату, проходившие в Дохе (Катар) в конце 2012 г., столкнулись с глубокими различиями в позициях ряда крупнейших государств мира.

США, Индия, Китай и Япония не присоединились к продлению Киотского протокола, так как давно превысили разрешенный уровень выбросов и просто не в состоянии выполнять свои обязательства по его соблюдению. Ранее Канада и Австралия заявили о выходе из этого соглашения.

Россия отказалась подписать ту часть договора, которая налагает ограничения на производство парниковых газов, хотя до сих пор в силу структуры своей экономики не является «загрязнителем» и лишь подтвердила намерение снизить их выброс на 75 % по сравнению с 1990 гг., хотя выбросы парниковых газов в пределах российской территории на 35 %% меньше разрешенного уровня и, по оценкам специалистов, до 2020 г. его не превысят.

Оценки этих шагов России в экспертной среде неоднозначны. Некоторые специалисты считают, что Россия потеряла возможность получать денежные компенсации в рамках климатических проектов по снижению выбросов, финансируемых другими странами и привлекать инвестиции для «зеленой» модернизации промышленности. Решение России означает отказ от инвестиций партии зеленых, которые могли бы составить примерно 10 млрд долл. до 2020 г. и быть использованы для «экологичного» развития российской промышленности. «Учитывая, что в российской казне средств на «зеленую» модернизацию, как правило, не находится, а продолжение участия России в Киотском протоколе (КП) не налагает на экономику никаких ограничений - это неконструктивное и крайне вредное решение как для экономики, так и для окружающей среды», - считает Владимир Сливяк, сопредседатель российской экологической группы «Экозащита!», принимавший участие в переговорах в Дохе как официальный наблюдатель [5, с. 1].

Что касается позиции российского руководства, то в ходе заседания правительства РФ, где рассматривалась госпрограмма об

охране окружающей среды на 2013-2015 гг., председатель правительства Д. A. Медведев заявил, что стоит «помахать ручкой» Киот-скому протоколу, так как Россия не смогла воспользоваться данным международным соглашением в коммерческом плане и каких-либо выгод от Протокола не получила [6]. Важнейшим фактором, обусловившим решение российского руководства, скорее всего, стало то обстоятельство, что такие крупнейшие страны, как США, Канада и Япония вышли из Киотского протокола, Китай и Индия не были до сих пор охвачены его ограничениями, и дальнейшее участие в нем России (речь идет о так называемой торговле квотами, предусмотренной второй частью Протокола) не соответствовало принципу равноправия и целесообразности.

Первый период действия Киотского протокола (подписан в 1997 г.) действовал до 2013 г., второй - заканчивается в 2020 г. Чтобы торговать квотами с 2013 г., страны - участницы Протокола должны были взять на себя новые обязательства по сокращению выбросов. Таких оказалось немного: 27 стран Евросоюза (сокращение на 20 % от уровня 1990 г.), Норвегия, Швейцария, Исландия, Лихтенштейн, Монако, Австрия, Украина и партнеры России по Единому экономическому пространству - Белоруссия и Казахстан. Суммарно на эти страны приходится лишь 15 %% всех мировых выбросов парниковых газов [5].

Из крупнейших и наиболее развитых межгосударственных образований только Евросоюз, на долю которого приходится 11 % мировых выбросов, не вышел из переговоров, настаивая на обновлении Киотского протокола к 2015 г. Руководители ЕС считают, что некоторые так называемые развивающиеся страны (прежде всего Китай и Индия) вошли в число крупнейших загрязнителей и обязаны взять на себя обязательства по сокращению выбросов, если не в равной доле с ведущими признанными «загрязнителями», то, по крайней мере, с признанием реальных последствий их индустриализации. Относительно сроков согласования нового международного соглашения комиссар ЕС по климату Конни Хедегард полагает, что оно должно вступить в силу не позднее 2020 г.

Несмотря на различие позиций, подавляющее большинство стран - участников конференции ООН по климату в Дохе (2012) приняли единый пакет решений - «Дохийский климатический портал» («Doha Climate Gateway»). За продление действия Киотского протокола в целом проголосовали около 200 стран (включая Россию),

выразив таким образом общественную поддержку общей направленности этого документа.

Важным направлением совместных действий в области экологии, согласованных в ходе дохийских переговоров 2012 г., стало оказание финансовой помощи, направленной на реализацию экологических программ. Так в период 2013-2015 гг. ЕС обязался выделить странам с переходной экономикой около 6 млрд евро для реализации климатических программ, в частности, на финансирование специального климатического фонда, а также программ, направленных на борьбу с незаконной вырубкой лесов и переход к новым условиям, вызванным изменениями климата.

В настоящее время наиболее развитые государства мира прилагают активные усилия по поиску альтернативных экологически безопасных и возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

В условиях обострения экологических проблем бурно развивающейся отраслью энергетики стала ветроэнергетика. Так в конце 2012 г. общая установленная мощность всех ветрогенераторов составила 282,6 ГВт, увеличившись более чем в десять раз по сравнению с 2000 г. В 2012 г. количество электрической энергии, произведенной всеми ветрогенераторами мира, составило 450 тераватт-часов (около 3 0% всей произведенной человечеством электрической энергии) [10].

Всего в 2013 г. в индустрии ветроэнергетики были заняты около 500 тыс. человек, а мировой рынок оборудования для ветроэнергетики вырос до 36,5 млрд евро [10].

Следует отметить, что в области ветряной энергетики передовые позиции занимает Европа. В 2007 г. в Европе было сконцентрирован 61 о% установленных ветряных электростанций всего мира, в Северной Америке 20 %, Азии 17 %. В настоящее время первое место в Европе по доле электроэнергии, произведенной на ветряных электростанциях, принадлежит Дании (более 20 %), второе -Германии (около 15 %%). Среди других европейских стран следует выделить по этому показателю Португалию и Испанию. В один из мартовских дней 2008 г. Испания установила европейский рекорд, получив 40,8 % всей электроэнергии страны на ветряных генераторах. Норвегия из года в год наращивает инвестиции в сфере в «зеленой» энергетики, в частности ветряной, на 14-15 %.

Анализируя перспективы развития ВИЭ, следует прежде всего обратить внимание на КНР, которая по всем параметрам уверенно нагоняет ведущие государства мира. Например, в 2012 г. совокупная

мощность действующих в Китае ветровых электростанций (ВЭС) была доведена до 100 ГВт, причем только за 2013 г. было установлено 14 ГВт, а общий объем электроэнергии, выработанной на ВЭС, превысил 100 млрд кВт-часов (для сравнения: на АЭС Китая вырабатывается 98 млрд кВт-часов). По общей мощности действующих в стране ветрогенераторов Китай занял первое место в мире и согласно планам правительства намеревается довести к 2020 г. общую мощность ВЭС до 200 ГВт.

По данным Европейской ассоциации фотоэлектрической промышленности, одним из наиболее динамично развивающихся направлений является и солнечная энергетика. В 2012 г. суммарная мощность действующих гелиоэнергетических установок в мире выросла на 31 ГВт, превысив рубеж в 100 ГВт, что равно генерации 16 крупных АЭС. Европа и в этой области является лидером, сосредоточив около 70 % всех генерирующих мощностей данного вида альтернативной энергетики в мире. Например, в Италии они уже обеспечивают примерно 7 % потребляемой электроэнергии, в Германии - 6 %, в Греции - 4 %, а в Болгарии, Чехии, Бельгии и Испании - по 3 % [10].

В 2012 г. в ЕС были установлены новые фотоэлектрические преобразователи суммарной мощностью 17 ГВт, причем почти половину этого прироста обеспечила Германия. Хотя Европа и сохраняет свое первенство в этой области, ее доля в числе устанавливаемых на планете солнечных батарей сократилась с двух третей до половины в результате активного развития солнечной энергетики в Азии и Северной Америке. Так Китай и США в 2013 г. ввели в эксплуатацию вдвое больше солнечных станций, нежели годом ранее, Индия увеличила количество фотоэлектрических преобразователей в пять раз, Япония - на 50 %. Как видим, в области ВИЭ, после Европы, лидируют именно те государства, которые не подписали Киотский протокол.

Согласно прогнозам президента Европейской ассоциации фотоэлектрической промышленности Винфрида Хоффмана, самый большой прирост мощностей гелиоэнергетики произойдет в ближайшие годы в Китае, на втором месте окажется Япония, на третьем - США. Интерес к развитию солнечной энергетики подстегивается снижающейся себестоимостью оборудования. Так, если 20 лет назад производство одного кВт-часа стоило одно евро, то сегодня в странах, богатых солнцем, оно обходится менее чем в 10 евроцентов,

а в некоторых регионах - в 6-7 евроцентов. Электроэнергия, генерируемая фотоэлектрическими установками, уже сейчас дешевле, чем розничные цены на электроэнергию в ряде стран (в том числе Италии, Испании, Дании, Австралии и в южных районах Германии).

По информации экспертов американской консалтинговой компании «Navigant Consulting», к концу 2020 г. стоимость электроэнергии, производимой из солнечного света с помощью фотоэлектрических модулей, сравняется со стоимостью электричества, производимого традиционной энергетикой. Причем этого можно будет достичь и без традиционных льгот, которыми пользуется «зеленая» энергетика. Точкой отсчета «солнечной независимости» считают 2017 г., когда государственные грантовые программы в США прекратят свое существование. Германия, бессменный лидер ЕС в освоении энергии солнца, и вовсе может уже с 2015 г. отменить все льготы для производителей наземных крупногабаритных солнечных установок за исключением небольших систем, устанавливаемых на крышах зданий.

По мнению аналитиков, в ближайшие семь лет в строительство новых солнечных установок во всем мире будет вложено 134 млрд долл. США, а их суммарная мощность составит 438 ГВт. Наибольший рост рынка обеспечат страны Северной и Южной Америки, а также азиатского региона.

Выдвижение Китая в ряд ведущих экономических держав мира сопровождалось резким ростом экологических проблем как внутри страны, так и за ее пределами. Выйдя на второе место в мире по ВВП после США, Китай по ущербу экологии своей территории и другим странам намного опередил своего великого соседа на другой стороне Тихого океана. Как отмечает французская газета «Атлантико», «загрязнение воздуха в Китае "бросает тень" на весь мир» [3, с. 3]. В результате головокружительного экономического роста уровень загрязнения в Поднебесной за последние 25 лет возрос многократно. Так в начале января 2013 г. датчик на крыше американского посольства в Пекине выдал поразительную цифру 755 по индексу качества воздуха Агентства по охране окружающей среды США (Environmental Protection Agency, EPA). Обычно этот показатель не превышал 500 и, если уровень загрязнения выше 100 может «навредить здоровью восприимчивых людей», то выше 400 становится «опасным» для всех без исключения.

Наблюдательные станции на всем западном побережье Северной Америки (от Калифорнии до Британской Колумбии) регулярно подают сигналы тревоги с приближением облаков грязного воздуха из Китая, которые, несмотря на путешествие через весь Тихий океан, практически не рассеиваются. Аналитики американского журнала «Chemical & Engineering News» считают, что около 30 % загрязнения воздуха на западном побережье Америки можно напрямую списать на китайский «импорт» [1].

В области соблюдения ряда требований экологии нарастает напряженность отношений Китая и со странами Европы. Так китайские авиакомпании отказались платить введенный Евросоюзом налог на выбросы парниковых газов. Заместитель генерального секретаря Китайской ассоциации воздушного транспорта (China Air Transport Association, CATA) Цай Хайбо заявил, что «Китай не будет сотрудничать с ЕС в области торговли квотами на выбросы парниковых газов, поэтому авиакомпании его страны не собираются вводить ценовые надбавки для своих клиентов» [3, p. 3].

Одновременно Китай выступил с критикой постановления Верховного суда Евросоюза, разрешающего европейским властям взимать с начала 2012 г. с иностранных авиакомпаний компенсацию за выбросы углекислого газа. Действительно, в конце 2012 г. высший судебный орган ЕС постановил, что Евросоюз имеет право обязать все авиакомпании, осуществляющие полеты над территорией стран членов ЕС, выплачивать компенсации за выбросы самолетов. В решении суда говорится, что применение схемы выплат за выбросы углекислого газа в атмосферу соответствует принципам международного права и договору об «открытом небе». Пекин квалифицировал этот экологический налог как «зеленый занавес», который может спровоцировать торговую войну.

В реализации международных экологических программ важное место занимает такой крупный «загрязнитель» как Япония. Несмотря на то что в 2011 г. японское правительство официально взяло на себя обязательство сократить к 2020 г. выхлопы углекислого газа на 25 % от уровня 1990 г., после аварии на АЭС «Фукусима» оно было вынуждено кардинально изменить свои планы в этой области. Так правительство Японии представило в секретариат Рамочной конвенции ООН по климату документ о регистрации других более высоких пределов выхлопов [2]. Одновременно в Японии активно ищут замену «атомным кипятильникам» - АЭС, делая ставку на более

безопасные и чистые технологии производства энергии. Так недавнее исследование «фотоэлектрического рынка» Японии, проведенное транснациональной консалтинговой компанией «IMS Research», показывает, что его рост в 2013 г. составит 120 % [2], который позволит Японии занять по этому показателю второе место в мире (после Германии). Главной движущей силой японской солнечной энергетики являются крупные, так называемые мегасолнечные, проекты суммарной мощностью более 2 ГВт.

Многочисленные международные экономические проекты требуют доскональной и дорогостоящей экологической экспертизы, которая давно приобрела внешнеполитическое значение, потребовала не только сложных технических согласований, но и серьезных международных переговоров. Так только начальные экологические исследования района газопровода «Северный поток», ставшие самыми масштабными из всех ранее проводившихся на Балтике, стоили более 100 млн евро, а на последующие годы было выделено 40 млн евро [12]. В рамках этого проекта впервые удалось сбалансировать международные и национальные экологические требования всех стран в исключительных экономических зонах, через которые проходит трасса газопровода.

Если строительство «Северного потока» может служить примером корректного согласования сложнейшего энергетического проекта, есть примеры и серьезной обструкции со стороны некоторых лидеров стран Балтийского региона в международном сотрудничестве в сфере энергетики. Например, президент Литвы Даля Грибаускай-те, известная своей антироссийской ориентацией и занимавшая во второй половине 2013 г. должность председателя Совета Евросоюза, заявила, что ЕС не будет покупать электричество с Балтийской АЭС в Калининградской области, которую квалифицировала «небезопасной» и несоответствующей требованиям конвенции ЭСПОО (Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте) и нормам МАГАТЭ. «Литва, как весь Евросоюз, может покупать энергию только из тех источников, которые безопасные и соответствуют конвенции ЭСПОО», - заявила Д. Гри-баускайте [8].

В рамках нарастающей глобализации вопросы экологии становятся объектом сложных согласований в двухсторонних и многосторонних международных отношениях, а в некоторых случаях - движущей

силой реальной мировой политики, требуя все более профессионального подхода к их анализу и решению со стороны государственных

учреждений и неправительственных организаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Интернет-портал журнала «Chemical & Engineering News» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http: //cen.acs.org/ index.html, 4-01-2012

2. Интернет-портал Японской радиовещательной корпорации NR World [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http//www3.nhk.or.jp/nhkworld/ russian/top/news01.html, 12.02.2012

3. Интернет-портал журнала «Деньги» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.dengi.ua/magazine.html, 04.01.2012, p. 3.

4. Кинг Б. Загрязнение воздуха в Китае «бросает тень на весь мир» / Atlantico, France, 13.03.2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // earth-chronicles.ru/news/2013-03-10-40397

5. Лютова М. Россия выходит из Киотского протокола // Ведомости, 10.12.2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rus.ruvr. ru/2012_12_08/Uchastniki-peregovorov-00N-po-klimatu-prinjali-edinij-paket-reshenij/

6. Медведева Д. А. Балтика в XXI веке: приоритет - экология / РИА Новости, 5.04.2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.http:// polit.ru/ news/ 2013-04/

7. Норкин А. Испания: первая фотоэлектрическая станция без дотаций / Facepla.net. 07.04.2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.facepla.net/index.php/the-news/energy-news-mnu/2232- spain-pv-wo-dotation

8. Президент Литвы: Евросоюз не будет покупать электричество с Балтийской АЭС / Регнум [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.regnum.ru/ news/1657365.html#ixzz2T8WleNnp

9. Center for Research on the Epidemiology of Disasters (CRED). - Bruselles, Belgium. - URL : http://www.cred.be/

10. European Fotovolteic Industry Assotiation (IPIA), Report 2013. - URL : http: //termaal.ru/ru/ globalnyj_rynok/analytics/outlook2015/

11. Golos-ameriki. - URL: http://www.golos-ameriki.ru/content/russia-ecology-the-kyoto-protocol/1554888.html

12. Swiss Re Annual Report 2011. - URL : www.swisre.com

13. UN Department of economic and social affairs (ECOSOC), Statistic Division. - URL : http://www.un.org/en/development/desa/index.html

14. US and China in race to the top of global wind industry / Интернет-портал: Energy Daily. - URL : http://www.gwec.net/index.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.