ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
С.В. Соколова,
профессор кафедры управления и планирования социально-экономических процессов экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, доктор экономических наук
Б.И. Соколов,
профессор кафедры теории кредита и финансового менеджмента экономического факультета Санкт-Петербургского
государственного университета, доктор экономических наук
В статье дан анализ экологических ограничений предпринимательской деятельности, возникающих в условиях глобализации. Сделан вывод о том, что влияние идеологии экологического экстремизма должно быть ограничено в России.
Ключевые слова: предпринимательство, глобальные маркетинговые стратегии, экология, экологическая ответственность, экологический экстремизм, экологические ограничения предпринимательской деятельности
УДК 332.142.6
Методологические замечания. Глобализация экономики, устраняя национальные и региональные границы роста, не только расширяет рынки товаров, услуг, капиталов, но и создает новые пределы для предпринимательства. Эти пределы получают социальное, политическое, экологическое оформление. Как они воспринимаются научным сообществом?
У научных знаний лишь два источника — личный опыт и библиотека, концентрирующая в книгах опыт поколений. Первичное включение книги в научные исследования традиционно происходит через рецензию, критический разбор произведения. И только тот станет отрицать роль рецензии в научном познании, кому оно не знакомо.
Любая рецензия — всегда реклама, предложение ознакомиться с книгой либо с целью положительного усвоения концепции, либо с целью отрицания и подкрепления собственных представлений. Книги, написанные не просто на актуальные, а на злободневные темы, способны вызвать диаметрально противоположную реакцию: одни их воспринимают «на ура», другие настолько отрицательно, что не видят в упор. Именно к работам второго рода следует отнести труд американца Ричарда О’Лири «Экологическая мафия: враг — это мы» [6]. Он написан в историко-литературном жанре, читается с большим интересом и никого не оставит равнодушным, ни экономиста, ни политолога.
Но разве мало издано увлекательных книг, созданных подлинными мастерами слова и знатоками проблем экологии, страстными защитниками природы? Чем книга О’Лири отличается от общего потока изданий, раскрывающих незамысловатые истины о том, что лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным, что человек должен жить в гармонии с природой? Прежде всего тем, что резко контрастирует с их основной массой. В ней подняты крайне актуальные вопросы социальной ответственности и идеологического обоснования деятельности известных представителей экологического движения США, проанализированы документы с детально описываемыми примерами манипулирования общественным мнением.
Сегодня анализ реальных экологических проблем фактически стал монополией представителей естественных наук, медиков и биологов, техников и отраслевых технологов. Общественные науки, способные определить их подлинное место и цели в защите природы в интересах простых граждан, оказались в стороне. Однако общепланетарные скандалы, связанные с «озоновыми дырами», неуемной пропагандой глобального потепления как следствия антропогенной деятельности, показывают, что деятельность и финансирование экологических движений должны быть критически оценены и поставлены под общественный контроль.
Отметим, что экологические движения возникли в связи с одной из глобальных проблем современности — реальной необходимостью защиты окружающей среды. С функционированием экологических организаций связано новое слово в предпринимательстве, важнейшей задачей которого является реализация произведенного товара, — разработка глобальных маркетинговых стратегий, сфокусированных на реализацию товаров по всему миру. Отдельные экологические организации нажили весомый идеологический капитал, пользуются высоким авторитетом и доверием населения различных стран мира, а это порождает соблазн манипулирования глобальным общественным мнением. Именно данному аспекту деятельности экологических организаций посвящена книга Ричарда О’Лири.
Содержательные аспекты книги. Книга Ричарда О’Лири «Экологическая мафия: враг — это мы» разделена на две части: 1) записки, состоящие из воспоминаний о собственной жизни в гармонии с природой и наблюдений о движениях в защиту окружающей среды; и 2) сведения о движении по охране окружающей среды, взятые из трудов людей, работающих в сферах образования, журналистики, политики, права и науки о Земле.
Если первая часть книги кажется внешне не относящейся к проблемам предпринимательства, то вторая просто неотделима от понимания тех пределов, которые получают экологическое оформление. Названия глав и их содержание (затрагивающее, в частности, религиозные основы движений в защиту окружа-
ющей среды, «промывание мозгов» детям, миф о глобальном потеплении, угрозы правам собственности и гражданским свободам) ставит под вопрос искренность и ценность заявлений и лозунгов об экологической ответственности бизнеса в контексте социальной практики, которые доминируют не только на съездах союзов предпринимателей, но и, к великому сожалению, в научных статьях и диссертациях, учебниках по экологическому менеджменту.
Книга написана человеком, который знает о природе не из популярных книжек и не по туристическим походам в выходные дни. О’Лири получил знания о девственной природе, прожив долгие годы в диких местах без каких-либо удобств, облегчающих жизнь, и на своем опыте понял, что природа сурова и жестока по отношению к человеку, она лишена жалости и сострадания. В детстве и юности автор жил такой же жизнью, как и американские пионеры, осваивавшие просторы континента, уповавшие только на свой ум, смекалку и стойкость, и уяснил: человек всегда вынужден бороться с природными трудностями, чтобы выжить. И тяжелая борьба за существование не привела его разум и сердце к ожесточению против природы. «Для нас, — пишет О’Лири о своей семье, — природа была чем-то большим, чем живописные пейзажи, это была вся наша жизнь. Мы научились наслаждаться ее красотой и подчинить себе ее огромную мощь. В этом необустроенном месте я обрел гармонию с природой, и мои лучшие воспоминания связаны с пробежками по лесным тропинкам, рыбалкой под лучами заходящего солнца и выслеживанием оленя по свежему снегу. На земле нет музыки приятнее, чем плеск реки и пение птиц на заре нового дня. Солнечные лучи над гребнем Лесных гор, отраженных в росе невысокой травы, украшали пастбище, сверкающее россыпью драгоценных камней. Для меня это был рай» [6, р. 10].
Во введении автор отмечает, что на первых этапах своего существования, движение за охрану окружающей среды вызвало большой интерес у людей, которые видели как леса и водоемы загрязняются или даже полностью уничтожаются. Это породило здоровое стремление к развитию экологически чистых производств. Но со временем идеология движения за охрану окружающей среды была взята на вооружение экстремистами. Работая под прикрытием самых уважаемых организаций в США, они лоббируют принятие законов, которые без всяких на то причин ограничивают права человека и, во многих случаях, лишают людей средств к существованию. Это не частное субъективное мнение О’Лири, которое он просто декларирует, но суждение, доказываемое ссылками на видных представителей экологических организаций, реализующих политику эко-терроризма.
Огромный объем информации, распространяемой движением по охране окружающей среды, казалось бы, несет в себе самые благородные побуждения, но это только видимость, маскировка истинных целей тех, кто стоит во главе этого широко разветвленного и очень влиятельного союза. Среди влиятельных политиков, представляющих интересы экологических организаций на высшем уровне, выделяется Альберт Гор, 45-й вице-президент США1. В 2000 году он даже баллотировался на пост президента. Какие его экологические новации получили самую широкую известность? В книге «Земля в состоянии равновесия» (1992) им была высказана идея «уничтожить двигатель внутреннего сгорания». В 2007 году за предпринятые усилия по привлечению внимания мирового сообщества к проблеме глобального потепления Альберт Гор стал лауреатом Нобелевской премии мира. Вследствие этого становится понятным то, почему критика экологов — явление крайне редкое.
Читатель, ознакомившийся с книгой, не останется сдержанным в своих суждениях относительно реализуемого проекта «Восстановлении дикой природы», согласно которому каждое животное и растение имеет свои права, а люди признаются паразитами, не имеющими оснований претендовать на адекватные равные с ними права. Человек рассматривается даже не как временный гость, а как аномальное существо, которое ничего не дает природе, он только использует ее дары для удовлетворения собственных эгоистичных потребностей.
Чтобы читатель не считал эти утверждения голословными, автор предлагает вникнуть в идеалы нескольких светил природоохранного движения США:
«Вы живете в мире ран, мире, зараженном человеческими существами...» (Дэвид Форэман, основатель проекта «Дикие Земли»).
«Рождение детей без правительственной лицензии должно стать наказуемым преступлением против общества. ... Все люди репродуктивного возраста должны в обязательном порядке при-
нимать противозачаточные средства, а правительство должно выпускать препараты, приостанавливающие действие контрацептивов для тех граждан, кто выбран для рождения детей» (Дэвид Брауэр, Друзья земли).
«Право иметь детей должно быть ходовым товаром, покупаемым и продаваемым людьми под жестким контролем со стороны государства» (Кейт Боулдинг, основатель «Космического корабля Земля»)2.
«Наше Зеленое движение стремится создать такую общественную модель, в которой вырубка леса будет считаться более предосудительным преступлением, чем продажа шестилетних детей в азиатские бордели» (Карл Амери, Партия зеленых ФРГ).
«Создается ощущение, что вместо того, чтобы стрелять в птиц, я должен отстреливать детей, которые стреляют в птиц» (Пол Уат-сон, основатель Гринпис и «Морского Пастуха»).
«Уничтожение человеческой расы решит все проблемы на земле: социальные и природные» (Дэйв Форэман, Основатель движения «Земля прежде всего!»).
Несомненно, читатель, ознакомившись с подобными высказываниями и фактами, обобщенными О’Лири, испытает чувство крайнего раздражения, поскольку много честных людей из благих намерений делали финансовые пожертвования некоммерческим природоохранным организациям, искренне веря, что эти организации представляют их интересы. В действительности движение по охране окружающей среды вышло не из среды простых людей, а является хорошо сформированным союзом богатейших людей планеты, пекущихся лишь о перспективах сохранения собственного благополучия. Представляясь защитниками природы, на самом деле, они — волки в овечьей шкуре. В случае с природоохранным экстремизмом важно противостоять неуловимому врагу, мастеру дезинформации, владеющему политическими и правовыми рычагами для распространения своих концепций на граждан.
Какой видится О’Лири эта «овечья шкура», внешняя видимость основы и основной мотив, цементирующий экологические движения? По его мнению, глубина заблуждений, которые толкают на такие действия, невероятна, «почти комична». В их основе лежит своеобразная Зеленая религия, уходящая своими корнями в греческую мифологию и даже более ранние языческие культы, например, поклонение Гее, Матери Земли.
Заметим, в христианстве достаточно полно разработана некая идеальная модель экологической ответственности человека. Ее общий посыл состоит в том, что ключ к становлению экологической ответственности лежит в русле духовного совершенствования самого человека [4]. Ценность книги О’Лири в том, что в ней раскрыт не мнимый, а реальный опыт духовного «совершенствования», внедряемый сторонниками Зеленой религии.
Вот Собор святого Иоанна Блаженного в Нью-Йорке. Он является кафедральным собором Англиканской церкви, одной из самых больших религиозных организаций в мире. В нем настоятель собора регулярно проводит «Фестиваль Святого Франциска», в котором принимают участие слоны, верблюды и другие животные, шествующие по собору до алтаря за благословением. Прихожане с этой целью приносят чаши с компостом и червями. Будучи участником таких мероприятий, вице-президент Альберт Гор произносил в нем проповеди, в которых говорил прихожанам, что «Бог неотделим от Земли».
Подобные ритуалы проходят не только в Нью-Йоркском соборе. Епископальная епархия Канзаса и руководство Епископальной церкви спонсировали праздник «День Земли» в апреле 1995 года, на котором среди прочих присутствовали Джеймс Парк Мортон, Томас Берри, Пол Винтер, официальный музыкант Собора Святого Иоганна Блаженного. Автор книги «Богиня Земли» Саманта Смит участвовала в этом мероприятии и написала о нем следующее:
«В собрании, которое проходило в отеле «Вестерн Кроун», принимали участие индейцы, молившиеся богу, после чего они принялись молиться духу предков и духам Севера, Юга, Востока и Запада, чтобы они благословили землю и обратили свой взор на конференцию. Том Гайден, сенатор из Калифорнии, читал молебен на День Земли, заявляя, что его устами говорит земля:
«Сегодня, в День Земли давайте произнесем молитву Земле и дадим клятву верности.
Проведем службу во имя древних духов, возрождающихся в нас, духов орлиного глаза, хитрости койота, владычества медведя и мудрости буйвола; духов древних богов и друидов, духов индейцев, Генри Дэвида Торо и Сидящего Быка — возрождающихся снова и снова в Джоне Муире и Ричарде Карсоне, Дэвиде Броуэре и Алис Уолкер».
Потом Гайден призвал присутствующих «посвятить себя делу воплощения письменного послания Альберта Гора в дела государственные», после чего прочитал молитву за здравие Земли. Затем последовало выступление Пола Винтера на саксофоне. Он рассказывал, что ходил в Священный Лес и сделал запись, на которой звуки его саксофона переплетались с воем волка. Винтер продемонстрировал эти звуки, после чего попросил, чтобы аудитория подпевала ему дружным воем. Он произвел звук, похожий на вой волка и около двухсот посвященных из Канзаса завыли в ответ, выражая свое единство с волком».
Что и говорить, впечатляющая религиозная практика духовного совершенствования, закрепляющая экологическую ответственность! И именно она лежит в основе Национального религиозного объединения по защите окружающей среды. Члены организации распространяют печатные издания, которые доставляются в 67 300 церквей Америки от имени Национального совета церквей.
По ходу изложения О’Лири делает ряд замечаний, связанных с экономической и финансовой стороной деятельности экологических некоммерческих организаций. В частности, согласно приведенной им оценке, крайнее крыло экологического движения получает средства от самых богатых некоммерческих организаций США. Их общий доход достигает огромной суммы в 9 млрд долл. США ежегодно.
Но если это так, то тогда получается, что за рамками книги остается, пожалуй, самый существенный вопрос: в чем проявляется экономическая отдача от таких вложений? Вряд ли лица, спонсирующие экологические некоммерческие организации, упоминавшиеся «волки в овечьей шкуре», делают это бескорыстно. Любой фетиш прикрывает превращенные и иррациональные формы истинных предпринимательских целей, материализующихся в финансовых потоках. За филантропией бизнеса всегда стоит впечатляющий доход. Однако вряд ли можно ставить в вину автору то, что этот вопрос не поставлен и не решен, он является предметом отдельного самостоятельного научного исследования о глобальных маркетинговых стратегиях, реализация которых тесно увязана с международными экологическими организациями.
Экологическая мафия или экологический экстремизм? Излагая свои взгляды на последствия деятельности экологических организаций, О’Лири отмечает, что они накладывают определенные ограничения не только на экономический рост, замедляя его, но и на традиционные американские ценности: свободный рынок, частную собственность, права человека. При этом, к сожалению, автор не удерживается и от использования традиционных страшилок, предрекая такой стране как США (о, ужас!) социалистическое будущее.
Кроме того, при внимательном анализе фактов, представленных в книге «Экологическая мафия: враг — это мы», все больше и больше укрепляешься во мнении о том, что ее грозное название (возможно, избранное с целью привлечь внимание массового читателя) не соответствует фактическому содержанию. Речь в ней идет не столько об объединении («семье») криминальных кланов, имеющих общую организацию, структуру и кодекс поведения, сколько об экологическом экстремизме, явлении, до сих пор не получившем даже начальной характеристики и оценки. В принципе экстремизм — это идеология допустимости использования крайних мер, экстремумов социального поведения, для получения желаемого эффекта [3]. В основе экологического экстремизма лежит не криминал, а реальные глобальные экологические проблемы современности, осознание которых и действия по их разрешению изначально находятся в правовом поле. Разумеется, в экологическом экстремизме, как убедительно доказано в книге О’Лири, присутствует и субъективный момент — идеология ненависти, т. е. неприятия, отвращения и враждебности к любой человеческой деятельности, направленной на освоение окружающего мира.
Обращаясь к сфере российского права, нельзя не отметить полную некомпетентность законодателя, озабоченного лишь сохранением своего статус-кво. По закону «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-фз от 25 июля 2002 года экстремистская деятельность (экстремизм) — это:
• насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
• публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
• возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
• пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
• нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
• воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием, либо угрозой его применения;
• воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием, либо угрозой его применения;
• совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации (в ней к обстоятельствам, отягчающим наказание, отнесено совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы);
• пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
• публичные призывы к осуществлению указанных деяний, либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
• публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
• организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
• финансирование указанных деяний, либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материальнотехнической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
Иными словами, российский законодатель подменил понятия «экстремизм» и «политический экстремизм». Тем самым вне правового поля оказываются многочисленные проявления различных форм неполитизированной экстремистской идеологии, разработка и пропаганда которой неизбежно выливается в экстремистскую практику, оказывающую многообразное негативное влияние на жизнь общества.
Есть ли опасность распространения экологического экстремизма в России? Книга О’Лири естественно наводит на мысль: делались ли попытки насаждения идеологических догматов и фетишей Зеленой религии в России? Вряд ли в одной статье данный тезис можно всесторонне обосновать, но некоторые факты привести следует:
«Если СССР будет выпускать автомобилей, холодильников, компьютеров столько же, сколько США, это потребует увеличения производства энергии и сырья до объемов, соответствующих американскому уровню. Тогда, по мнению американских «защитников природы», СССР явится источником трагического обострения мирового экологического кризиса. Впрочем, такая угроза исходит ... не только от СССР. Другими словами, некоторые американские ученые считают, что уровень жизни, достигнутый в США, не должен распространяться на другие страны, иначе окружающей среде будет нанесен непоправимый ущерб» [1, с. 70].
С учетом экологических веяний академик А.Д. Сахаров прогнозировал, будто «на смену автомобилю ... придет аккумуляторная повозка на шагающих «ногах», не нарушающих травяного покрова и не требующих асфальтовых дорог» [2, с. 45]. Вот он самый удачный способ избавления от исконно российской беды, дорог.
А.Н. Яковлев, один из главных идеологов перестройки, академик РАН, считал, что России необходима экологическая деиндустриализация [5].
Сказались ли эти идеологические веяния на России, ее экономике, демографической ситуации? Гражданам страны общеизвестны плоды перестройки и рыночной реформы 1990-х годов, все еще не получившие объективной оценки.
В связи с тем, что в последнее время в качестве одной из важнейших задач экономической политики России рассматривается реиндустриализация, опасность распространения экологического
экстремизма в целях создания преград для национального предпринимательства не следует недооценивать.
В целом, книгу О’Лири «Экологическая мафия: враг — это мы» не может обойти вниманием ни один честный автор, пытающийся объективно и доказательно рассуждать об экологическом менеджменте, экологической ответственности граждан, фирм, госу-
дарства. Важно и законодателю заранее предупредить то, чтобы экологические организации не трансформировали экстремистские взгляды в экстремистские действия.
Литература
1. Лемешев М. Экономика и экология: роковой конфликт и пути его разрешения // Вопросы экономики. 1990. № 11.
2. Сахаров А.Д. Мир, прогресс, права человека. Л.: Советский писатель, 1990.
3. Трофимов-Трофимов В. Д. Экстремизм. — URL: http://ttrofimov.ru/2011/07/ekstremizm/ (Дата обращения 5 марта 2013 года).
4. Чернов А.В. Христианство и экологическая ответственность // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2010. — № 2 (22). — С. 30-33.
5. Яковлев А.Н. Предисловие. Обвал. Послесловие. Критика марксистско-ленинской теории. — М.: Новости, 1992.
6. Richard O’Leary. The Environmental Mafia: The Enemy Is Us. Algora Publishing. 2003. 244 р.
1 Пригласить Альберта Гора для чтения одной лекции стоит 100 000 долл. США плюс суточные расходы, гостиница, организация досуга, обеспечение безопасности [Al Gore, $100,000 Man. — URL: http://www.thesmokinggun.com/documents/crime/al-gore-100000-man].
2 Сегодня глобальной реальностью стала купля-продажа квот на выбросы СО2. Завтра реальностью глобального предпринимательства может стать купля-продажа квот на рождение детей.