Воронцов С.А.
Об активизации экстремистских проявлений в Российской Федерации и необходимости совершенствования антиэкстремистской деятельности
Отмечаемый в последние годы как в Российской Федерации, так и за рубежом (Франция, Бельгия, Венгрия, Германия и др. страны) рост активности и масштабов деятельности экстремистских формирований, повышение уровня организованности проводимых ими многоступенчатых акций, четкое распределение ролей и обеспечение синхронности действий участников при строгом соблюдении ими конспирации и т.д. заставляют переосмыслить изменения в стратегии и тактике экстремистов XXI века и задуматься о соответствии современным реалиям существующей в Российской Федерации системы мер обеспечения безопасности личности, общества, государства, возможных направлениях повышения эффективности борьбы с экстремизмом.
Созданное в Российской Федерации антиэкстремистское законодательство в целом позволяет государству и обществу осуществлять борьбу с экстремизмом и его профилактику. К нему относится Федеральный закон РФ от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [1, с. 6]. Внесены дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации: в него включена новая статья 282.1 - «Организация экстремистского сообщества», предусматривающая ответственность за подобного рода деяния.
В Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» дано толкование термина «экстремизм». Согласно названному закону под экстремизмом, отождествляемым с экстремистской деятельностью, понимается деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- публичное оправдание терроризма и иной террористической деятельности;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
- совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
- пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
- организацию и подготовку указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг*.
В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Статья 282.1 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за
организацию экстремистского сообщества - организованной группы лиц, для подготовки или совершения по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы преступлений, предусмотренных статьями 148, 149, частями первой и второй статьи 213, статьями 214, 243, 244, 280 и 282 УК РФ (преступления экстремистской направленности), а равно руководство таким экстремистским сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями, а также создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества в целях разработки планов и (или) условий для совершения преступлений экстремистской направленности.
Действующее законодательство Российской Федерации запрещает не только осуществление экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, жизни и здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, но и распространение через средство массовой информации экстремистских материалов. На территории Российской Федерации законодательно запрещено издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков экстремистской деятельности.
Однако еще имеющиеся пробелы в правовом регулировании отношений в данной сфере снижают эффективность правоприменительной деятельности. Поэтому проблема совершенствования противодействия экстремизму остается весьма актуальной. За последние годы во всем мире отмечается существенный рост числа экстремистских акций. Подобная негативная тенденция отмечается и в России. Так, в 2004 году в нашей стране было совершено 130 актов экстремизма, в 2005 году - 152, в 2006 году - 263. Причем спектр экстремистских угроз в прошлом году проявился в большинстве федеральных округов.
Результаты анализа рассматриваемых тенденций и накопленный правоохранительными органами опыт противодействия экстремистским проявлениям позволяет с высокой степенью вероятности предположить, что попытки дестабилизировать социально-политическую ситуацию в стране, предпринимаемые отдельными политическими деятелями, лидерами экстремистских группировок, их духовными и финансовыми кураторами из-за рубежа будут продолжены в ближайшие годы и, в первую очередь, это будет связано с выборами в органы власти и иными политическими мероприятиями.
Как известно, крайней формой экстремизма является терроризм. Вместе с тем, если терроризм, бесспорно, отвергается подавляющим большинством населения Российской Федерации, то экстремизм воспринимается отдельными группами граждан как возможный инструмент в политическом, межэтническом и межконфессиональном противостоянии.
Так, основой для возникновения экстремистских проявлений становятся попытки пересмотра существующих административных границ за счет взаимных национально-территориальных притязаний. Например, спор осетин и ингушей в отношении принадлежности Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания, чеченцев-аккинцев и лакцев вокруг Новолакского района Республики Дагестан, претензии калмыков на земли Астраханской области, требования кубанских казаков о вхождении Майкопского района Республики Адыгея в состав Краснодарского края, о передаче приморских районов Краснодарского края Адыгее, а также на создание (восстановление) территориальных автономий.
Экстремизм стал идейной основой некоторых организованных преступных групп, совершающих преступления вооруженными устойчивыми формированиями, имеющими иерархическую структуру, объединившимися по принципу националистических и сепаратистских взглядов.
Так, в г. Ульяновске было выявлено и разобщено преступное формирование, члены которого, являясь исламскими фундаменталистами, активно занимались грабежами, разбоями и убийствами, принимали участие в вооруженных бандформированиях на территории Северного Кавказа. Часть средств от преступной деятельности направлялась на издание экстремистской литературы, аудио- и видеопродукции.
Анализ криминальной ситуации в России показывает, что также активизируется экстремистская деятельность, связанная с насильственными действиями в отношении граждан иностранных государств, совершенных по мотиву национальной, расовой и религиозной вражды (2005 г. - 13 преступлений, 2006 г. - 17). Наибольший общественный резонанс вызвали убийства иностранных студентов в Санкт-Петербурге и Воронеже, повлекшие в указанных городах массовые выступления молодежи с протестами против насилия на почве ксенофобии.
В г. Санкт-Петербурге обезврежена экстремистская бандгруппа «Мэд Крауд», на счету которой совершение более 10 тяжких и особо тяжких преступлений, в т.ч. убийство сенегальского студента 7
апреля 2006 г. Все участники банды арестованы, ее лидер Боровиков при задержании оказал вооруженное сопротивление и был ликвидирован.
Резонансной экстремистской акцией в 2006 году стал взрыв на Черкизовском рынке, в результате которого пострадало 66 человек, 12 из них погибли, в том числе двое маленьких детей.
Следует отметить, что взрывы прочно вошли в арсенал методов деятельности националистов-радикалов. К числу подобных преступлений следует отнес-ти ряд заминированных антисемитских плакатов, расположенных вдоль автомобильных трасс в 2002 го-ду, взрыв православной часовни в Смоленской области в 2005 году, взрыв железнодорожного полотна перед поездом «Грозный -Москва» 12 ию-ня 2006 года, взрыв железнодорожного полотна в Новгородской области 23 августа 2007 г. перед поездом «Невский экспресс» и др.
Не снижается число актов вандализма, совершенных по националистическим или религиозным мотивам. Нападениям подвергаются могилы и культовые сооружения представителей практически всех национальностей и религиозных течений. Так, летом 2006 года было совершено четыре акта вандализма в отношении православных объектов, по три - мусульманских и еврейских объектов, два -протестантских и один - языческий.
Деятельность праворадикальных организаций становится все более ориентированной на общественный резонанс. Одной из наиболее заметных акций праворадикалов летом 2006 года стала московская конференция «Будущее белого мира» (8-10 июня), в которой приняли участие экс-лидер Ку-Клукс-Клана Дэвид Дюк, а также праворадикалы из Франции и Германии.
В последнее время деятельность праворадикальных организаций переходит в политическую плоскость, вплоть до попыток воспрепятствовать проведению выборов, что наблюдалось 11 марта 2007 г. в Одинцовском районе Московской области. По данным фактам возбуждено уголовное дело по ст. 141 УК РФ, изъято большое количество листовок.
В Краснодарском крае пресечена деятельность общественной организации экстремистской направленности «Русское национально-освободительное движение», сформированной по национальному принципу. 28.08.07 Октябрьским районным судом г. Новороссийска ее лидер признан виновным по ч. 1 ст. 282 УК РФ и оштрафован на 100 тыс. рублей.
Из приведенных примеров видно, что современный экстремизм представляет собой один из наиболее дерзких вызовов национальной безопасности Российской Федерации, и чтобы эффективно бороться с этим опасным явлением необходимо четко представлять факторы, его порождающие.
К основным факторам, способствующим возникновению и росту экстремизма в Российской Федерации, следует отнести:
1. Политические факторы, основанные на активной борьбе за политическую власть в стране. В настоящее время в России объективно существует достаточно много организаций и групп, допускающих в интересах достижения ставящихся ими политических целей нарушение морально-нравственных и правовых норм, целенаправленно обостряющих межнациональные и межконфессиональные противоречия и конфликты.
Фиксируются попытки отдельных политических групп, в частности т.н. «непримиримой оппозиции», придать протестным действиям организованный характер кампании, внешне антипрезидентской или антиправительственной, но фактически направленной против конституционного строя, на формирование условий для изменения политического вектора развития России.
2. Экономические факторы, основанные на продолжающихся и часто принимающих острые формы процессах передела крупной собственности многочисленными и различными по социальному статусу группами: коррумпированными представителями властных структур, конкурирующими организованными, этническими и региональными преступными сообществами, отдельными хозяйствующими субъектами.
3. Социально-идеологические факторы, обусловленные сохранением в ряде субъектов ЮФО высокого уровня социальной напряженности, наличием протестного движения обнищавших слоев населения, невысоким материальным уровнем жизни значительной части граждан, нереализованностыо социально-экономических прав и гражданских свобод, утратой социального статуса рядом социальных групп.
Эти факторы могут способствовать идеологическому расколу населения во взглядах на пути дальнейшего социально-экономического и политического развития общества, находящего свое выражение в электоральных предпочтениях граждан, в осознании ими действительной либо мнимой невозможности реализации своих интересов в демократических законных формах.
Сравнительный анализ стратегических приоритетов социальной политики власти и актуальных тревог населения показывает, что общество и государство пока еще не всегда слышат друг друга по многим жизненно важным вопросам. В отдельных регионах власть продолжает выстраивать свою
стратегию в экономических категориях, в то время когда общество мыслит социальными категориями и не воспринимает лишенную повседневных тревог абстракцию экономических показателей.
В большинстве случаев неорганизованные протестные действия удается сдержать в рамках закона, но при неблагоприятном стечении факторов, которыми может стать немотивированное повышение цен на услуги ЖКХ, рост цен на бензин, а, следовательно, и за проезд в транспорте, на продукты питания и т.д., формы протеста в отдельных регионах могут принять неконтролируемый властью характер.
4. Региональные факторы, основанные на противоречиях и латентных конфликтах между федеральной и региональной властью, поддерживаемых деструктивными политическими силами.
5. Высокая криминализация некоторых сфер общественной жизни, происходящая за счет включения в противоправные действия части социально-неудовлетворенного населения.
Таким образом, активизация экстремистских проявлений в различных формах на территории Российской Федерации связана с различными по природе и, что особенно важно, глубокими и длительными негативными социальными процессами.
Угрозы безопасности, порождаемые экстремизмом, носят многоплановый характер, они представляют опасность для широкого круга общественных отношений и с учетом масштабов их распространения, безусловно, угрожают всей системе национальной безопасности страны, под которой понимается безопасность многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации [2].
Анализ указанных угроз позволяет выделить два принципиальных момента.
Во-первых, экстремизм оказывает деструктивное воздействие на широкий комплекс жизненно важных интересов личности, общества и государства:
- применительно к интересам личности экстремизм представляет опасность для личной и имущественной безопасности населения, для социально-политических прав граждан;
- применительно к интересам общества экстремизм содержит угрозу общественно-политической стабильности, идеологическому и политическому плюрализму, существованию межэтнического и межконфессионального мира;
- применительно к интересам государства экстремизм представляет угрозу процессу формирования российской государственности на началах правового и демократического государства, конституционному строю страны, федеративной форме ее государственного устройства, суверенитету и государственному единству, нормальному функционированию государственного аппарата, сохранению политической стабильности и правопорядка в стране.
Во-вторых, оценивая угрозы экстремизма для национальной безопасности России, следует учитывать его деструктивные последствия для различных сфер общественной жизни страны и для различных видов национальной безопасности. Анализ содержания форм и методов экстремистской деятельности показывает, что данная угроза в соответствии с целями экстремистских лидеров наиболее негативно воздействует на общественную безопасность, усиливая социальную напряженность, деформируя либо разрушая систему сложившихся общественных отношений и институтов. В данном контексте по общественной безопасностью понимается способность и возможность гражданского общества развиваться в условиях конфликтов, неопределенности, риска и реализация этой способности и возможности в реальной действительности [3, с. 9].
Указанные аспекты угрозы, которую представляет экстремизм целому ряду сфер национальной безопасности России, являются основанием для дальнейшего совершенствования системы противодействия данному явлению, в частности для разработки так называемых «отраслевых» комплексов антиэкстремистских мер.
Это предполагает необходимость дальнейшего внедрения системного подхода к организации данной работы, повышения в общегосударственной системе противодействия экстремизму роли органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в отдельных областях общественной жизни (промышленности, транспорте, связи, здравоохранении, образовании и др.), а также органов местного самоуправления.
Оценка угрозы экстремизма для России в нача-ле XXI века как наиболее реальной и усиливающейся опасности требует учета основных тенденций данного явления на ближайший и среднесрочный период.
На фоне общих изменений, происходящих в экстремизме как в глобальном явлении, его развитие на территории России имеет определенные особенности, которые усиливают данную угрозу.
Это, во-первых, значительный рост его общественной опасности, что обусловлено, в первую очередь, усилением потенциала экстремистских и террористических структур, их стремлением к повышению эффекта устрашающего воздействия от проводимых ими акций путем принятия ими установок на осуществление массовых беспорядков и массового террора.
Во-вторых, нельзя не отметить факт усиления экстремистской пропаганды, особенно в регионах с высоким уровнем распространения экстремизма, а также роста объема информации, содержащей угрозы осуществления террористической деятельности.
Эффективное противодействие данной тенденции требует углубленного изучения изменений, происходящих в деятельности экстремистских организаций и групп, в организации и тактике массовых протестных акций, переходящих в массовые беспорядки, а также целенаправленной разработки комплексных мер предупреждения и быстрого реагирования на возможное осуществление акций массового террора.
Столь же актуальным является продолжение взятой российскими законодателями линии на криминализацию экстремистских, особенно террористических, проявлений.
В-третьих, к числу основных тенденций развития экстремизма в Российской Федерации относится также расширение географии его распространения, в том числе на территории некоторых других государств-участников СНГ. Данный процесс касается структур как внутреннего экстремизма, так и антиглобализма и международного терроризма, особенно в случае, когда последние становятся инструментом экспансионистской деятельности зарубежных антироссийских и иных реакционных политических кругов.
К числу опасных тенденций следует отнести попытки распространения терроризма на некоторые ранее в основном стабильные регионы России. Данный процесс, как нам представляется, требует изучения и принятия широкого комплекса мер антиэкстремистского характера.
Важное значение может иметь, в частности, создание действенной системы социального мониторинга на основе тесного взаимодействия правоохранительных органов, научно-исследовательских учреждений Российской академии наук и центров по изучению общественного мнения. Необходимо целенаправленно отслеживать информацию о конфликтах, сопряженных с насилием; антиобщественных процессах на межэтнической, межконфессиональной и сепаратистской почве; динамике совершения тяжких и особо тяжких преступлений; резком обострении социально-экономической обстановки и других явлениях, провоцирующих возникновение и рост экстремизма. Причем эта информация должна использоваться российскими властными структурами и правоохранительными органами для устранения условий и факторов, формирующих угрозы безопасности Российской Федерации. Пока же подобная информация отслеживается и направляется за рубеж координаторами мониторинговых сетей, созданных и функционирующих на деньги геополитических противников России, использующих полученные сведения в ущерб российской государственности.
Значимой современной тенденцией является усиление роли экстремизма как инструмента достижения деструктивных политических целей, к которым относятся попытки подрыва конституционного строя, дестабилизации общественно-политической ситуации, установления контроля над определенными территориями страны с намерением вывода их из-под юрисдикции Российской Федерации.
Этот стратегический аспект использования экстремизма сопряжен с применением экстремистами наряду с массовыми беспорядками и терроризмом такой опасной формы антигосударственной деятельности, как бандитско-повстанческая деятельность. От классических проявлений экстремизма его лидеры, вовремя не выявленные и не остановленные правоохранительными органами, переходят к созданию незаконных вооруженных формирований, использованию иностранных наемников и финансовой помощи от зарубежных террористических центров и организаций.
Опасной тенденцией развития экстремизма на Юге России является расширение его социальной базы, что связано с сохранением обществе в значительной массе населения радикальных экстремистских настроений различной идейно-политической направленности и выражается, в первую очередь, в формировании экстремистских движений и организаций национал-сепаратистского и религиозно-экстремистского толка.
За последние десятилетия в ряде субъектов Юж-ного федерального округа сформировался существенный людской ресурс для пополнения рядов экстремистов и, прежде всего, из числа молодежи. Помимо безработицы и экономической нищеты, которая толкает из корыстных побуждений совершать преступления, в том числе террористические акты, сформировалась прослойка молодежи, которая полностью выведена из пространства российской культуры. Годы массированной информационно-психологической войны не прошли даром. Надо объективно признать, что часть участников НВФ выступает против власти не только за деньги и под воздействием наркотиков. Речь идет о глубоко и широко укоренившемся религиозном экстремизме, базирующемся не столько на религиозных основаниях, сколько на ненависти ко всему российскому. Именно это создает идейную основу формирующегося подполья т.н. ваххабитов, которые воспринимают российскую государственность как враждебную силу.
Сегодня предельно ясно, что на Северном Кавказе мы имеем дело не с горсткой международных отщепенцев и местных сепаратистов, а с идеологически продуманными акциями международных террористических организаций и некоторых специальных служб иностранных государств. Поэтому идеологии разрушения нашего государства необходимо противопоставить идеологически обоснованную общегосударственную систему мер по решению накопившихся проблем.
Естественно, столь широкая многоплановость реального и возможного расширения социальной базы экстремизма не может быть нейтрализована одними силовыми и оперативно-разыскными мерами. Этот вопрос требует разработки дифференцированного подхода с акцентом на профилактические целевые меры социально-экономической направленности, которые могут способствовать снижению социальной, напряженности в отдельных субъектах, устранению появляющихся социальных предпосылок возможного возникновения экстремистских групп и движений.
В развитии экстремизма обращает на себя внимание также повышение уровня организации деятельности экстремистских структур, а также формирование устойчивых международных, региональных и национальной криминальных систем финансирования экстремистской и террористической деятельности.
Широкое распространение получила тенденция смыкания экстремизма с организованной преступностью, основывающаяся главным образом на взаимной заинтересованности экстремистских формирований и структур организованной преступности в использовании возможностей друг друга для достижения своих целей.
Организованные преступные структуры все чаще используют или поддерживают национально-экстремистские, сепаратистские и религиозно-экстремистские формирования в их борьбе против законной власти для затруднения или срыва крупных антикриминальных мероприятий, проведения представителей организованной преступности во власть, устранения неприемлемых конкурентов и других подобных целей.
В связи с изложенным в отдельных населенных пунктах постоянно существует угроза перерастания любых инцидентов, возникающих на хулиганской основе в массовые конфликты на этнической основе с непосредственным участием криминалитета. Наиболее резонансные примеры подобных проявлений имели место в Кандопоге и Ставрополе.
Современные тенденции развития экстремизма настоятельно требуют усиления целенаправленности и повышения уровня координации антиэкстремистской деятельности, формирования внятной национальной политики противодействия экстремизму.
Ее основными элементами должны стать:
- четкое определение ближайших и среднесрочных целей и задач государства и общества, в том числе и правоохранительных органов России, в области противодействия экстремизму;
- реализация приоритетных государственных мер, направленных на достижение указанных выше целей и задач, а также их своевременная корректировка;
- создание общегосударственной системы противодействия экстремизму;
- разработка и реализация программы духовно-патриотического воспитания, т.к. если бы духовность россиян сохранилась, то радикальный ислам, как впрочем и организованная преступность не получили бы такого распространения.
Особое внимание должно быть уделено вопросам профилактики экстремизма. Необходимо разработать национальную концепцию профилактики различных форм экстремизма, создать четкие и развернутые правовые основы и механизмы участия в этой работе всех общественно-политических сил Российской Федерации.
Правоохранительные органы Российской Федерации в целях эффективного противодействия экстремистским проявлениям должны сосредоточить свои усилия на:
- выявлении, нейтрализации, устранении или минимизации негативного воздействия тех внешних факторов, которые стимулируют или непосредственно детерминируют совершение отдельными лицами, их группами, организациями экстремистских акций;
- выявлении потенциальных субъектов экстремистских деликтов (отдельные группы риска среди молодежи, политические экстремисты, националистически настроенные лица или религиозные экстремисты, проповедующие идеологию насилия и др.) и оказании на них корректирующего воздействия с тем, чтобы склонить к отказу от насильственных способов решения проблем, направлении их устремлений в конституционное, правовое русло;
- ведении оперативно-профилактических учетов в отношении лиц, совершивших различные правонарушения экстремистской направленности;
- консолидации усилий в борьбе с экстремизмом, активном участии в деятельности по предупреждению преступлений рассматриваемой направленности глав традиционных религиозных конфессий и лидеров общественных организаций;
- информационном противодействии национализму, расизму и религиозному экстремизму;
- адаптировании нормативной правовой базы, регулирующей отношения в сфере распространения информации, к существующим реалиям в области противодействия экстремизму; правовой механизм, препятствующий публичному проявлению экстремизма на сайтах сети Интернет вследствие пробелов в законодательстве не всегда срабатывает, поэтому необходимо установить ответственность владельцев информационных ресурсов в российском сегменте сети Интернет; в реформировании нуждается законодательство, регулирующее издательскую деятельность, в том числе выпуск и распространение малотиражных печатных изданий;
- проведении информационно-политических мероприятий, в первую очередь, среди молодежи и подростков, в т.ч. активизации работы по реализации Стратегии государственной молодежной политики, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р. В качестве приоритетных направлений реализации указанной Стратегии рассматриваются вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития, развитие созидательной активности молодежи, интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
Как показывает опыт борьбы с экстремизмом, только запретительными и силовыми мерами решить эту проблему невозможно. Для преодоления этих негативных явлений необходимо консолидировать общество, принять действенные меры, направленные на оздоровление социально-политической и экономической обстановки в стране.
Литература
1. ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.02 г. № 114-ФЗ // Российская газета. 2002. 30 июля.
2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000. 18 января.
3. Воронцов С.А. Спецслужбы России: Учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2006.