Научная статья на тему 'Экологический бизнес как фактор повышения качества жизни населения'

Экологический бизнес как фактор повышения качества жизни населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бацюн Н. В.

Открытые, конкурирующие рынки, способствуют внедрению инноваций и повышению экономической эффективности, при этом создают условия для улучшения качества жизни всего населения. Крупнейшие участники мирового экономического рынка, соблюдают в своей деятельности принципы экологического и социального характера. Российскому бизнесу за закрепления на мировом рынке, необходимо предложить своим партнерам эффективную и адекватную российским реалиям систему экологизации, способствующей повышению качества жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологический бизнес как фактор повышения качества жизни населения»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БИЗНЕС КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

© Бацюн Н.В.*

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, г. Иркутск

Открытые, конкурирующие рынки, способствуют внедрению инноваций и повышению экономической эффективности, при этом создают условия для улучшения качества жизни всего населения. Крупнейшие участники мирового экономического рынка, соблюдают в своей деятельности принципы экологического и социального характера. Российскому бизнесу за закрепления на мировом рынке, необходимо предложить своим партнерам эффективную и адекватную российским реалиям систему экологизации, способствующей повышению качества жизни населения.

Между бизнесом и экологией существуют противоречия, в силу которых предпринимательская деятельность характеризуется в основном нерациональным использованием ресурсов и высокой степенью загрязнения окружающей среды. Необходимы инновационные стратегии, к числу которых относятся экобизнес и экомаркетинг. Понятие экобизнеса в самом общем смысле объединяет различные виды деятельности: внедрение на предприятиях технологий и методов, направленных на сокращение ущерба; производство приборов для измерения экологической нагрузки; производство природоохранного оборудования для уменьшения экологической нагрузки; разработку экологизационных технологий; консультационные и иные услуги в этой области. Современный мировой рынок экологических товаров и услуг постоянно растет. Среднегодовые темпы прироста продаж на первое десятилетие нашего века прогнозируются около 8 %, на окончание 2010 г. объем продаж вырастет предположительно более чем на 50 % по сравнению с 1999 г.

Предполагается, что компании, раньше других осознавшие и заложившие в свои стратегии новые возможности использования экологической составляющей бизнеса, получат реальные преимущества. Решение экологических проблем зачастую может объективно способствовать появлению новых возможностей и получению предприятиями новых выгод:

- дополнительные возможности для развития деловой активности;

- повышение конкурентных преимуществ: фирмы, ранее других осуществившие капиталовложения в экологически чистые технологии, становятся лидерами, прежде всего на внутреннем рынке;

* Доцент кафедры «Мировая экономика».

- аналогичный эффект на мировом рынке для стран, ранее других осуществивших капиталовложения в экологически чистые технологии;

- защищенность передового экологически ориентированного бизнеса от иностранной конкуренции;

- выгоды в конкурентной борьбе за рынки сбыта благодаря использованию темы экологичности товаров.

Как показывает опыт, предприятия начинают заботиться о снижении своего отрицательного воздействия на окружающую среду в трех случаях:

- во-первых, когда владельцы и руководство компаний становятся более экологически сознательными и начинают принимать во внимание воздействие их бизнеса и производства на природу;

- во-вторых, когда юридические нормы, контроль за соблюдением которых эффективно осуществляется государством, настолько ужесточаются, что предприятиям становится экономически выгодно их соблюдать;

- в-третьих, когда важные для компании общественные группы начинают учитывать экологичность как самого продукта, так и его производства, использования и утилизации при принятии решений о покупке, инвестировании и т.д., то есть когда экологически ответственное поведение создает для бизнеса отчетливые конкурентные преимущества. Таким образом, надлежащая государственная политика обусловливает экономический эффект, который может извлечь фирма при экологизации бизнеса. Это фактически маркетинг административных органов, носящий некоммерческий характер.

Для сопоставления экологизационных затрат с экономическим эффектом разработана соответствующая модель. Затраты на природоохранные мероприятия М могут оказаться экономически оправданными, если они не превышают сумму:

В + Т + О - С + Р+ Н + Ш + У + Б! + Б2 + Нт + Э,

где В - дополнительный доход от использования отходов (например, металлолома) на предприятии в качества вторичного сырья для производства основной продукции; Т - дополнительный доход от использования отходов на предприятии для производства побочной продукции (товары народного потребления);

О - дополнительный доход от продажи отходов другим предприятиям, которые заинтересованы в них как в сырье (в том числе торговым организациям, которые затем реализуют их населению); С - экономия издержек благодаря сокращению закупок первичного сырья за счёт использования вторичного (одновременно сокращение закупок сырья и, следовательно, его добычи даст и чисто экологический эффект);

Р - плата за пользование такими природными ресурсами, как вода, воздух, земля, недра;

Н - плата за нормативные (не превышающие предельных нормативов) выбросы и сбросы в природную среду;

Ш - штрафы за сверхнормативные выбросы и сбросы в природную среду;

У - предотвращённые убытки от сокращения производства и, соответственно, продаж в случае принудительного закрытия предприятия за систематическое нанесение экологического ущерба;

Б] - предотвращённые потери из-за текучести или дефицита рабочей силы, вызванные ожиданием закрытия предприятия;

Б2 - предотвращённые потери из-за текучести рабочей силы, вызванной нездоровыми условиями труда;

Нт - предотвращённые потери счёт временной нетрудоспособности работников, вызванной нездоровыми условиями труда;

Э - выигрыш за счёт применения новых технологий, возможно, более прогрессивных не только экологически, но и экономически.

Маркетинговая функция государственных и региональных органов здесь заключается, во-первых, в том, чтобы установить соответствующие нормативы, следить за их соблюдением и использовать систему наказаний; во-вторых, в пропаганде среди предпринимателей экологичных технологий и разъяснении их экономической эффективности.

Однако есть и другой экологический маркетинг, проводимый самою фирмой, которая экологизирует свой бизнес, подстраиваясь под спрос потребителей. Это происходит, когда важные для фирмы общественные группы начинают учитывать экологичность как самого продукта, так и его производства, использования и утилизации при принятии решений о покупке, инвестировании, пиаре и т.д., то есть когда экологически ответственное поведение создает для бизнеса отчетливые конкурентные преимущества.

Одним из инструментов такого маркетинга служит внедрение системы экологического маркирования продукции. Экологическая маркировка является для потребителя своеобразным носителем информации об уровне экологической безопасности и чистоты товара, об экологическом воздействии в результате производства или использования продукта.

Применение экомаркировки носит добровольный характер, но для рынков отдельных видов продукции она становится важным фактором конкуренции. Например, применительно к продуктам питания предъявляются особые требования безопасности, в том числе и экологические, так как их «экологическая чистота» оказывает непосредственное воздействие на здоровье потребителя, и именно этот фактор может стать определяющим в конкурентоспособности товара. Есть много различных программ

внедрения маркировок, реализуемых правительствами, частными компаниями и неправительственными организациями, но все они сводятся к трем основным типам, для каждого из которых Международная организация по стандартизации (МОС) разработала свои стандарты (табл. 1).

Таблица 1

Типы маркировок товаров по стандартам МОС

Тип 1 2 3

Характер информации продукция в течение всего своего жизненного цикла остается наиболее экологически чистой внутри данной категории различные характеристики экологической чистоты товара список воздействий продукции на окружающую среду на протяжении всего жизненного цикла

Источник информации и характер апробации критерии устанавливаются независимым органом, и за их соблюдением следят в рамках процесса сертификации или аудита заявление продавцов, не опирающееся на строгие критерии оценки и не подтверждённое независимыми экспертами категории предоставляемой информации задаются для конкретных товаров соответствующей отраслью или независимыми органами

Комментарии из трех типов экомар-кировки данный тип наименее информативен недостаток в том, что средний потребитель обычно не имеет достаточно времени и знаний, чтобы судить о том, что тот или иной компонент опаснее другого

Проведённый Санкт-Петербургским экологическим союзом опрос показывает, что, хотя уровень осведомлённости населения о состоянии окружающей среды невысок, около 85 % граждан согласны покупать именно экологически безопасную продукцию, даже если её цена будет выше цены аналогичной несертифицированной продукции. Проблема формирования экологически ответственного потребителя в России ещё далеко не решена. Организация сама должна заботиться о сохранении конкурентоспособности и прибыли, для этого она прогнозирует развитие рыночной ситуации, анализирует появление различных предпосылок, способных изменить существующие рыночное равновесие. Экологизация бизнеса может, происходит через принятие корпоративных экологических кодексов, коллективной ответственности и взаимопомощи в сфере защиты окружающей среды и живой природы. Целью корпоративных экологических кодексов является создание отраслевых систем экологического регулирования деятельности для обеспечения устойчивости развития и получения выгод от минимизации негативных последствий для природы. Во многих странах корпоративное регулирование экологически ответственного поведения бизнеса уже является нормой.

Список литературы:

1. Гончаров В.В. Важнейшие критерии результативности управления -М.: МНИИПУ, 2006.

2. Как наладить диалог с общественностью / Гусева Т.В., С.Ю. Дайман, Д.Э. Михайлиди, А.Е. Хачатуров, М.В. Хотулева. - М.: Социально-Экологический Союз,1998. - 90 с.

3. www.biodat.ru/db/mon/rating.htm.

4. www. ekoline/ru/mc/manegement/resolut.htm.

РОЛЬ ПЛАНИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ

© Макарова О.Ю.*, Свирбутович O.A.4

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, г. Иркутск

Проведен анализ существующих систем менеджмента и установлена их взаимосвязь с системой менеджмента качества на предприятии. Выявлена необходимость рассмотрения и планирования системы менеджмента качества в интеграции с другими системами менеджмента.

В рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества. Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества. В научных исследованиях и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию.

В современных условиях именно сертификат на систему качества служит решающим фактором для заключения контракта на поставку продукции. Успешная реализация качественного продукта потребителю является главным источником существования любого предприятия.

В рыночной экономике производитель и потребитель сами находят себя на рынке, их мотивации базируются на финансовом выигрыше и максимизации потребительского эффекта. При этом потребитель имеет выбор между наилучшими товарами различных производителей. Потребитель, являясь главной фигурой, определяет направления развития производства, приобретая товары и услуги по своему собственному желанию. Тем самым потребитель указывает, что следует производить.

* Старший преподаватель кафедры «Управление промышленными предприятиями».

* Доцент кафедры «Автомобильный транспорт».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.