Научная статья на тему 'Экологические аспекты в бизнесе'

Экологические аспекты в бизнесе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
739
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БИЗНЕС / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МАРКИРОВКА / ECOLOGICAL BUSINESS / ECOLOGICAL MARKETING / ECOLOGICAL MARKS / ECONOMIC BENEFIT / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бацюн Наталья Владимировна

Как известно, пока что ни в одном обществе не найдены надёжные инструменты гармонизации отношений человечества с природной средой, или, говоря иными словами, управления экологическими аспектами качества жизни. Крупнейшие участники мирового экономического рынка, соблюдают в своей деятельности принципы экологического и социального характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological aspects in business

No society has by now found reliable instruments of harmonizing of the relations of mankind with environment, or, speaking in other words, managing ecological aspects of quality of life. The opened, competing markets, promote introduction of innovations and increase of economic efficiency, thus create conditions for improvement of quality of life of all population.

Текст научной работы на тему «Экологические аспекты в бизнесе»

Ecological aspects in business

Section 14. Economics and management

Batciun Natalia Wladimirowna, Irkutsk State Technical University, Associate Professor of the Department of World Economy

E-mail: nbatsun@mail.ru

Ecological aspects in business

Abstract: No society has by now found reliable instruments of harmonizing of the relations of mankind with environment, or, speaking in other words, managing ecological aspects of quality of life. The opened, competing markets, promote introduction of innovations and increase of economic efficiency, thus create conditions for improvement of quality of life of all population.

Keywords: ecological business, ecological marketing, ecological marks, economic benefit, competitiveness.

Бацюн Наталья Владимировна, Иркутский государственный технический университет, доцент кафедры Мировой экономики E-mail: nbatsun@mail.ru

Экологические аспекты в бизнесе

Аннотация: Как известно, пока что ни в одном обществе не найдены надёжные инструменты гармонизации отношений человечества с природной средой, или, говоря иными словами, управления экологическими аспектами качества жизни. Крупнейшие участники мирового экономического рынка, соблюдают в своей деятельности принципы экологического и социального характера.

Ключевые слова: экологический бизнес, экологический маркетинг, экологическая маркировка, экономический эффект, конкурентоспособность.

Между бизнесом и экологией существуют противоречия, в силу которых предпринимательская деятельность характеризуется в основном нерациональным использованием ресурсов и высокой степенью загрязнения окружающей среды. Необходимы инновационные стратегии, к числу которых относятся экобизнес и экомаркетинг. Понятие экобизнеса в самом общем смысле объединяет различные виды деятельности: внедрение на предприятиях технологий и методов, направленных на сокращение ущерба; производство приборов для измерения экологической нагрузки; производство природоохранного оборудования для уменьшения экологической нагрузки; разработку экологизационных технологий; консультационные и иные услуги в этой области. Современный мировой рынок экологических товаров и услуг постоянно растет. По данным Международной федерации движений за органическое земледелие (International Federation of Organic Agriculture Movements IFOAM), при дальнейшей динамике

роста мировой рынок экопродуктов к 2020 году может достичь 200-250 млрд. $ [3].

Предполагается, что компании, раньше других осознавшие и заложившие в свои стратегии новые возможности использования экологической составляющей бизнеса, получат реальные преимущества. Решение экологических проблем зачастую может объективно способствовать появлению новых возможностей и получению предприятиями новых выгод:

- дополнительные возможности для развития деловой активности;

- повышение конкурентных преимуществ: фирмы, ранее других осуществившие капиталовложения в экологически чистые технологии, становятся лидерами, прежде всего на внутреннем рынке;

- аналогичный эффект на мировом рынке для стран, ранее других осуществивших капиталовложения в экологически чистые технологии;

- защищенность передового экологически ориентированного бизнеса от иностранной конкуренции;

269

Section 14. Economics and management

- выгоды в конкурентной борьбе за рынки сбыта благодаря использованию темы экологичности товаров.

Как показывает опыт, предприятия начинают заботиться о снижении своего отрицательного воздействия на окружающую среду в трех случаях:

во-первых, когда владельцы и руководство компаний становятся более экологически сознательными и начинают принимать во внимание воздействие их бизнеса и производства на природу;

во-вторых, когда юридические нормы, контроль за соблюдением которых эффективно осуществляется государством, настолько ужесточаются, что предприятиям становится экономически выгодно их соблюдать;

в-третьих, когда важные для компании общественные группы начинают учитывать экологичность как самого продукта, так и его производства, использования и утилизации при принятии решений о покупке, инвестировании и т. д., то есть когда экологически ответственное поведение создает для бизнеса отчетливые конкурентные преимущества. Таким образом, надлежащая государственная политика обусловливает экономический эффект, который может извлечь фирма при экологизации бизнеса. Это фактически маркетинг административных органов, носящий некоммерческий характер.

Маркетинговая функция государственных и региональных органов здесь заключается, во-первых, в том, чтобы установить соответствующие нормативы, следить за их соблюдением и использовать систему наказаний; во-вторых, в пропаганде среди предпринимателей экологичных технологий и разъяснении их экономической эффективности. Примером может служить реализация мероприятий федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы» (ФЦП). Согласно программы Иркутской области из федерального бюджета планируется выделить 12,4 миллиарда рублей. Средства будут направлены на модернизацию, реконструкцию комплексов очистных сооружений и систем водоотведения, строительство мусоросортировочных станций и полигонов ТБО на территории региона [2].

Однако есть и другой экологический маркетинг, проводимый самою фирмой, которая экологизирует свой бизнес, подстраиваясь под спрос потребителей. Это происходит, когда важные для фирмы общественные группы начинают учитывать экологичность как самого продукта, так и его производства, использования

и утилизации при принятии решений о покупке, инвестировании, пиаре и т. д., то есть когда экологически ответственное поведение создает для бизнеса отчетливые конкурентные преимущества.

Одним из инструментов такого маркетинга служит внедрение системы экологического маркирования продукции. Экологическая маркировка является для потребителя своеобразным носителем информации об уровне экологической безопасности и чистоты товара, об экологическом воздействии в результате производства или использования продукта.

Применение экомаркировки носит добровольный характер, но для рынков отдельных видов продукции она становится важным фактором конкуренции. Например, применительно к продуктам питания предъявляются особые требования безопасности, в том числе и экологические, так как их «экологическая чистота» оказывает непосредственное воздействие на здоровье потребителя, и именно этот фактор может стать определяющим в конкурентоспособности товара. Есть много различных программ внедрения маркировок, реализуемых правительствами, частными компаниями и неправительственными организациями, но все они сводятся к трем основным типам, для каждого из которых Международная организация по стандартизации (МОС) разработала свои стандарты (табл. 1).

Проблема формирования экологически ответственного потребителя в России ещё далеко не решена. К основным мотивам употребления (покупки) экологичных продуктов питания является их полезность для организма человека. Но нельзя забывать и такой основной барьер покупки как высокая цена. Еще одним ограничением является недостаточная информированность населения о полезности этих продуктов. Стимулирующими факторами употребления экологически чистых продуктов являются: рост доходов населения, активная забота о здоровье. Быть здоровым гораздо выгоднее с экономической точки зрения, к этому нас склоняют и увеличение платных медицинских услуг.

Конечно же организация сама должна заботиться о сохранении конкурентоспособности и прибыли, для этого она прогнозирует развитие рыночной ситуации, анализирует появление различных предпосылок, способных изменить существующие рыночное равновесие. Экологизация бизнеса может, происходит через принятие корпоративных экологических кодексов, коллективной ответственности и взаимопомощи в сфере защиты окружающей среды и живой природы. Целью корпоративных экологических

270

Ecological aspects in business

кодексов является создание отраслевых систем эколо- чения устойчивости развития и получения выгод от

гического регулирования деятельности для обеспе- минимизации негативных последствий для природы.

Таблица 1. - Типы маркировок товаров по стандартам МОС

Тип 1 2 3

Характер информации продукция в течение всего своего жизненного цикла остается наиболее экологически чистой внутри данной категории различные характеристики экологической чистоты товара список воздействий продукции на окружающую среду на протяжении всего жизненного цикла

Источник информации и характер апробации критерии устанавливаются независимым органом, и за их соблюдением следят в рамках процесса сертификации или аудита заявление продавцов, не опирающееся на строгие критерии оценки и не подтверждённое независимыми экспертами категории предоставляемой информации задаются для конкретных товаров соответствующей отраслью или независимыми органами

Комментарии из трех типов экомаркировки данный тип наименее информативен недостаток в том, что средний потребитель обычно не имеет достаточно времени и знаний, чтобы судить о том, что тот или иной компонент опаснее другого

Как известно, пока что ни в одном обществе не найдены надёжные инструменты гармонизации отношений человечества с природной средой, или, говоря иными словами, управления экологическими аспектами экономической жизни человека.

Такая формулировка проблемы подсказывает, что для упомянутого управления можно попробовать использовать методы одной концепции, взятой из совсем другой сферы. Это концепция Всеобщего менеджмента качества, которая становится во всём мире всё более популярной, являясь своего рода развитием маркетинговой концепции управления бизнесом.

Система менеджмента качества (СМК) — это экономически выгодная система управления организацией, прежде всего для самого предприятия при работе в условиях конкурентной борьбы.

Она определяет главным принципом ориентацию на потребителя.

СМК — это система, создаваемая на предприятии для постоянного формирования политики и целей в области качества, а также для достижения этих целей. Система качества:

• уменьшает внутренние потери сырья, материалов, рабочего времени;

• позволяет на основе применения статистических методов увеличивать объем продаж из того количества сырья и при меньшем количестве труда;

• находит и устраняет не нужные, дублированные потоки информации;

• обеспечивает управляемость персоналом;

• повышает ответственность и дисциплинированность персонала;

• меняет менталитет персонала;

• позволяет управлять себестоимостью;

• позволяет руководителю сфокусировать усилия персонала на ключевых процессах: маркетинг, качество производства, увеличение объема продаж;

• обеспечивает имидж руководителю, предприятию, продукции, что очень важно для присутствия на рынке в первых рядах;

• дает обоснованную уверенность в возможностях фирмы.

Главным содержанием её методологии является ответственность всех работников не только за качество продукции и услуг на всех стадиях разработки, создания и использования, но и за качество функционирования предприятия в целом. Эффективная система менеджмента качества позволяет также снизить затраты на управление: документированность ключевых процессов деятельности компании обеспечивает их лучшую управляемость; контроль, анализ и пересмотр процессов обеспечивает их непрерывное совершенствование; распределение полномочий и ответственности персонала дает механизмы контроля исполнения обязанностей и меры предупреждения отрицательных результатов.

Возможен разный подход к сертификации продукции. Можно оценивать продукт как конечный результат производства — и можно оценивать само производство и уровень его воздействия на окружающую

271

Section 14. Economics and management

среду, учитывая все этапы: добыча сырья, собственно производство, логистика, утилизация, т. е. полный цикл. Последний вариант больше соответствует идеологии концепции управления качеством.

В России на государственном уровне до сих пор не определено, что значит термин «экологический». В настоящее время каждый желающий может маркировать свою продукцию как «экологическую», «биологическую», «органическую», не неся перед потребителем каких-либо дополнительных обязательств, чем многие с успехом пользуются для получения конкурентных преимуществ на рынке.

С точки зрения качества жизни это означает ориентацию в экологической политике на гуманистические показатели, экологизацию производственных процессов (включая систему стандартов), потребления и общественного сознания. Социально-экологическая ответственность и рейтинги российского бизнеса уже не является новинкой. Рейтинги составляются уже с 2007 года и их результаты общедоступны [1]. Во многих странах корпоративное регулирование экологически ответственного поведения бизнеса уже является нормой.

Список литературы:

1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.biodat.ru/db/mon/rating.htm

2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://irkobl.ru/events/787195/ - официальный портал Иркутской области.

3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.foodmarket.spb.ru/current.php?article=1851RUSSIAN FOOD&DRINKS MARKET MAGAZINE № 4/2013 3.

Blagun Ivan,

Vasyl Stefanyk Precarpathian National University, ph. d., professor, dean of the faculty of economics E-mail: blagun@email.ua Ilchuk Pavlo,

Lviv Polytechnic National University, ph. d., associate professor, associate professor of finance department E-mail: ilchukpaul@mail.ru

Evaluation the effectiveness of enterprise internationalization

Abstract: in research the indicators of evaluation of effectiveness enterprise internationalization are systematized in the three components of the obtained results: financial, marketing, operational. The advantages and disadvantages of using each group of indicators are determined.

Keywords: internationalization, effectiveness, evaluation the effectiveness of internationalization, enterprise, strategy.

The effectiveness of economic processes determines adoption of appropriate management decisions. For enterprises, the effectiveness is rather broad category, because it can acquire financial, organizational and social character and so on. The internationalization of enterprise — important step for the development of the enterprise, which requires adoption of a range of management decisions [1, 20]. At time of formation of the enterprise internationalization strategy raises the problem ofevaluation its effectiveness, that is necessary to confirm or deny expediency of expansion on foreign markets.

Principles of evaluating the effectiveness of Ukrainian enterprises internationalization were developed by I. Kolomiets, which proposed a system of indicators

of the evaluation [2, 6]. Indicators for analysis of internal and external internationalization of economies have been proposed by A. Shapovalov [4, 836-837], but they contain only export, import and investment indicators at the country rank and makes it difficult to evaluate the effectiveness of the internationalization of the enterprise.

Basis of an integrated approach effectiveness of internationalization can be measured by three types performance of activity, received as a result of the internationalization strategy of the enterprise, such as: financial, marketing, operational. Indicators which can be used to evaluate the effectiveness of the internationalization of enterprises according to the three components of the received results are systematized in table 1.

272

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.