УДК 330.15
ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РЫНОК» И ЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Д. Г. Вержицкий, С. Н. Часовников
THE FORMATION OF THE TERM ‘ECOLOGICAL MARKET’, AND ITS ROLE IN THE MODERN CONDITIONS
D. G. Verzhitsky, S. N. Chasovnikov
В статье рассматривается процесс формирования понятия «экологический рынок», основные подходы к его определению, приводится уточненное определение данного понятия. Акцентируется роль экологического рынка в экологизации современной экономики
The article is devoted to the formation of the term ‘ecological market’. The major approaches to the definition of the term are analyzed. The term is being clarified. The role of the ecological market in the process of modern economy ecologization is accented.
Ключевые слова: устойчивое развитие, экологизация экономики, экологическая политика, инструменты экологизации, экологический рынок, сегменты экологического рынка.
Keywords: sustainable development, economy ecologization, ecological policy, ecologization instruments, ecological market, segments of ecological market.
Основой экономического развития человечества на протяжении всего периода его существования являются природные ресурсы. Без их использования невозможны производственные процессы, являющиеся основой экономики любой страны. Увеличение потребления природных ресурсов, которое является необходимым условием технологического прогресса и экономического роста, приводит к двум ключевым последствиям. С одной стороны, оно ведет к истощению запасов природных ресурсов, а с другой - к росту масштабов загрязнений и деградации окружающей среды. Уже сейчас мировое сообщество обеспокоено проблемой истощения основных энергетических ресурсов: нефти, природного газа, угля. Параллельной ей является проблема деградации окружающей среды, вызываемая добычей и использованием природных ресурсов.
Вышеуказанные проблемы приобретают все большую актуальность на фоне факта ежегодного роста мировой экономики. Даже с учетом мирового финансового кризиса, замедлившего развитие мировой экономики (по оценкам МВФ темп прироста мирового ВВП в 2009 году составил - 1,1 %), дальнейший тренд развития мирового хозяйства - положительный. Таким образом, в перспективе проблема экологически устойчивого экономического развития остается актуальной для мирового сообщества в целом.
Понимание глобального противоречия существующей культуры потребления природных ресурсов и экологических возможностей окружающей среды привело к возникновению концепции устойчивого развития. Концепция (отлат. сопсерйо - понимание, система) - определенный способ понимания трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения [1]. Таким образом, концепция устойчивого развития является своеобразной «отправной точкой» современных процессов экологизации, определяющей суть и тренды процессов трансформации мировой экономики. Вытекающим из концепции устойчивого развития понятием является термин «экологизация». На сегодняшний
день однозначное толкование данного понятия в отечественной и зарубежной науке отсутствует. Дефиниции «экологи-зации» встречаются в трудах А. Е. Игнатьева, О. А. Веклич, Л. Г. Мельника, О. Ф. Балац-кого, Б. В. Ященко. При этом экологизация определяется и как «процесс разрешения возникающих эколого-экономических противоречий взаимодействия общества и природы» [2] и как «процесс совершенствования организационно-экономических отношений, отношений собственности, а также развития производственных сил на экологической основе» [3]. Глоссарий научно-информационного портала ВИНИТИ РАН содержит следующее определение: «экологизация - процесс последовательного внедрения идей сохранения природы и устойчивой окружающей среды в сферы законодательства, управления, разработки технологий, экономики, образования и т. д. Он означает не только внедрение ресурсосберегающих технологий, очистных систем, принципа «загрязняющий платит», но прежде всего осознание конечности нашей планеты, суши и океана, экологического пространства и естественной биоты и существование предела антропогенной деформации естественной окружающей среды, за которым наступает экологическая катастрофа и возникает проблема выживания человека как вида» [4].
Таким образом, термин «экологизация» несет в себе следующие ключевые аспекты. С одной стороны, речь идет о сохранении качества природной среды (так называемой экологичности, т. е. способности чего-либо существовать и функционировать, не причиняя или минимизируя негативное влияние на окружающую среду), а с другой - о повышении эффективности использования ресурсов (ресурсоэффек-тивности). Подобный вывод совпадает со взглядами известных авторов работ об экологическом менеджменте и, в первую очередь, с Г. С. Ферару, который определяет термин «экологизация менеджмента» как «инициативная и результативная деятельность экономических субъектов, направленная на достижение их собственных экологических целей, проектов и про-
грамм, разработанных на основе принципов экоэффективности и экосправедливости» [5].
Итак, одной из наиболее актуальных задач экономики государства является экологизация его экономической жизни для обеспечения устойчивого развития. В свою очередь, экологизация подразумевает сохранение, улучшение качества окружающей среды, и вместе с тем повышение ресурсоэффективности экономики. Дефиниция понятия «качество окружающей среды» содержится в ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно этому нормативному источнику, «качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью» [6]. Вместе с тем закон определяет понятие «благоприятная окружающая среда», под такой средой подразумевается «окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов» [6].
Достижение экологизации экономики государства является целью экологической политики. Представляя собой комплекс определенных мер, осуществляемых государством в лице компетентных органов, экологическая политика является сочетанием двух групп методов: административного и рыночного регулирования. С учетом тенденций глобализации, все более актуальными становятся вопросы создания условий для возникновения самоподдерживающейся рыночной системы, способствующей экологизации экономики государств.
Мировое сообщество с 90-х годов XX века пытается создать такие условия, в которых повышение экологичности бизнеса было бы выгодным для субъектов экономики. Формирование рыночного механизма, стимулирующего экологизацию деятельности предприятия, нашло отражение в понятии «экологический рынок». Необходимо отметить тот факт, что в современной экономической науке существуют различные определения указанного понятия. Как явление экологический рынок возник в зарубежных странах. В 90-х годах ХХ века наблюдался расцвет «инвайронментализма» в странах Европы, США, Японии, при этом в указанных регионах возникали не просто отдельные предприятия, занимающиеся экологическим предпринимательством, а происходило формирование целых отраслей национальной экономики, ориентировавших свою деятельность на производство и внедрение экологических инноваций.
В западных источниках широко используется термин «environmental market», что является эквивалентом русскоязычному понятию «экологический рынок». Первые упоминания о внедрении рыночных механизмов в процессы природопользования содержатся в трудах T. Д. Крокера (США, 1966 г.), и Д. Х. Дэйлза (Канада, 1968 г.) [7, 8]. Оба автора указывали на возможность рыночного оборота прав на использование природных ресурсов, а также прав на выброс загрязняющих веществ. В 1972 году Д. Монтгомери (США) в своем труде доказал экономическую эффективность предложенных вышеуказанными ав-
торами инструментов эколого-экономического регулирования [9]. Проблема практического внедрения подобных рыночных механизмов была разработана Р. Ханом и Р. Ноллом (США, 1982 г.) [10]. Однако необходимо отметить тот факт, что все указанные авторы в своих трудах рассматривают в основном механизм рыночного распределения квот на выбросы веществ-загрязнителей.
Понимание экологического рынка как системы взаимосвязанных элементов, включающей ряд видов деятельности, способствующих экологизации хозяйственной жизни, сформировалось в 90-х годах
ХХ века и связано с деятельностью международных организаций, таких, как ЮНКТАД, ВТО, ОЭСР. С середины 90-х годов указанные организации в своих статистических изданиях публикуют информацию о размерах «экологического сектора» («environmental sector, environmental industry»). Наиболее общее определение этого понятия дано в 1994 году Европейской комиссией: «экологические отрасли состоят из фирм, производящих товары и услуги, предназначенные для измерения, предотвращения, ограничения или устранения вреда, наносимого окружающей среде, такого, как загрязнение воды, воздуха, почвы, а также для решение проблем отходов и шумового загрязнения. Такие отрасли включают в себя чисты технологии, минимизирующие расход ресурсов и масштабы загрязнений» [11]. Подобным определением пользуются в своей деятельности ОЭРС и Евростат [12]. Министерство международной торговли и производства Японии использует термин «eco-business» и определяет его как «секторы экономики, потенциально способные помочь сокращению экологической напряженности» (1994 г.) [13]. ОЭСР в своем издании «The global environmental goods and services industry» (1995 г.) приводит статистику развития мирового экологического рынка (global environment market), отождествляя его с обращением активов, продуцируемых экологическим сектором [14].
Необходимо отметить тот факт, что к настоящему времени воззрения на сущность экологического рынка и сектора за рубежом не претерпели значительных изменений. Так, рейтинговое агентство Financial Times разработало серию индексов, характеризующих состояние экологического рынка (FTSE Environmental Markets Index Series) при этом, для целей составления индексов под участниками экологического рынка понимаются «компании, производящие продукцию и услуги, способствующие решению экологических проблем, включая экологические технологии, называемые также «чистыми технологиями» [15]. В указанную систему входят 12 индексов, 4 из которых являются региональными, а 8 иллюстрируют состояние отдельных сегментов экологического сектора.
С развитием экологического рынка, появлением новых объектов обращения происходит расширение самой трактовки исследуемого понятия. Так, современные ученые С. Гринхал, С. Уолкер, Б. Ли, Т. Стефенс, Р. Д. Синклар (Новая Зеландия, 2010 г.) трактуют экологический рынок как систему регулятивных и автономных рынков, на которых обращаются блага экологического назначения, включая множественные транзакции прав на выбросы и производных от них
финансовых инструментов [16]. При этом авторы определения под регулятивным рынком понимают «рынки, создаваемые и регулируемые государством, служащие для исполнения государственных функций», а под автономными рынками - «рынки, движимые предпочтениями потребителей, возникающие самостоятельно, без государственного вмешательства» [16]. Особенность указанного подхода заключается во включении в экологический рынок торговли квотами на выбросы веществ-загрязнителей.
Итак, обобщая приведенные выше подходы, можно констатировать факт того, что в зарубежных источниках экологический рынок трактуется прежде всего как сфера обмена продукцией экологического сектора, то есть такой отрасли экономики, которая производит товары и услуги, способствующие сокращению негативного антропогенного влияния на окружающую среду.
В условиях российской экономической реальности трудно говорить о существенных успехах в сфере экологизации. Лишь в последние годы вопросы экологически безопасного экономического развития признаются настолько актуальными, чтобы начать разработку практических механизмов их решения. Результатом этого является относительно неглубокая степень исследования таких вопросов в российской науке. Во многом именно этим фактом обосновывается чрезмерно широкая трактовка понятия «экологический рынок». Ряд авторов под этим термином понимает рынок экологически чистых товаров, произведенных в соответствии с мировыми стандартами охраны окружающей среды. Немногочисленная группа ученых, говоря об экологическом рынке, имеет в виду механизм, обеспечивающий обращение определенной категории экономических благ. Так, по мнению Н. Ф. Реймерса [17], экологический рынок - это подчиненная законам стоимости, спроса и предложения сфера трудового и товарно-денежного обращения, где свободно формируется спрос, предложение и цена на продукцию природоохранного назначения. Кроме того, наряду с термином «экологический рынок», имеет хождение понятие «рынок экологических услуг». В частности, редактор книги «Современные региональные рынки: теория, практика, инновации»
А. Н. Маликов указывает на то, что «на рубеже XX и
XXI вв. произошло интенсивное становление нового рынка - рынка экологических услуг, включающего в себя экологическое страхование, экологический аудит, торговлю правами на загрязнение и выбросы и т. п.» [18]. Автор серии статей «Предпринимательство и инновации», д-р техн. наук, профессор университета Российской академии образования А. И. Чулок, говоря о формировании экологического рынка, выделяет семь областей, в рамках которых проявляется это явление:
1. «научно-техническая (рынок интеллектуальной продукции в области создания и использования наукоемких и высокотехнологичных, экологически безопасных, малоотходных и безотходных, ресурсосберегающих технологий, производств, а также новых экологических товаров);
2. финансовая (развитие экологических банков, фондов, привлечение инвестиций в экологическую сферу и управление капиталом);
3. учетная (бухгалтерский, финансовый и управленческий экологический учет, отчетность по экологическим показателям);
4. аудиторская (при экологической экспертизе и приватизации предприятий; при экологической паспортизации, сертификации и подготовке соглашений о разделе продукции; экоаудит недропользования и т. д.);
5. страховая (экологическое страхование ответственности предприятий и собственников, владельцев, пользователей - источников повышенной экологической опасности);
6. коммерческая (экологический маркетинг природных ресурсов и экологически чистой продукции; экологическая сертификация, стандартизация и учет);
7. организационно-административная (совершенствование структуры предприятия и оптимизация организационно-экономических методов природопользования)» [19].
Проанализировав вышеуказанные подходы к определению понятия «экологический рынок», можно отметить тот факт, что в зарубежных источниках указанное понятие используется давно (с 90-х годов ХХ века), причем его содержание частично закреплено в директивах и методических рекомендациях международных организаций, таких, как ОЭСР, Евростат. Вместе с тем в последнее время наметилась тенденция расширения содержания исследуемого понятия, связанная с развитием локальных и глобальных рынков квот на выбросы веществ-загрязнителей. В российской науке вопрос о сущности экологического рынка характеризуется относительно слабой степенью исследования. Одни российские авторы, говоря об экологическом рынке, имеют ввиду рынок товаров (Н. Ф. Реймерс), другие трактуют экологический рынок как рынок услуг (А. Н. Маликов), третьи (А. И. Чулок) рассматривают его в наиболее общем ключе, говоря об областях или видах деятельности, которыми охватывается это явление. Все это говорит о слабости теоретического обоснования исследуемого феномена. При этом необходимо учитывать тот факт, что некоторые из указанных точек зрения сформировались достаточно давно (в 90-е годы), когда в российской экономике подобные виды деятельности либо отсутствовали вовсе, либо были настолько неразвиты, что не обладали должной степенью актуальности.
Исходя из вышесказанного, констатируем факт того, что введенное в экономический обиход определение понятия «экологический рынок» нуждается в уточнении.
Говоря об определении экологического рынка, принципиальным является вопрос определения круга объектов обращения. По нашему мнению, объектом обращения на экологическом рынке являются активы природоохранного назначения. При этом под активами природоохранного назначения мы понимает технологии экологизации (которые являются объектом купли-продажи в виде объектов интеллектуальной собственности или воплощаются в конкретных това-
рах), товары экологизационного назначения (основные и оборотные средства предприятий, используемые для экологизации деятельности), экологические услуги (услугу понимаем как деятельность, направленную на удовлетворение потребностей других лиц, в процессе выполнения которой не создается новый материально-вещественный продукт), а также квоты на выбросы веществ загрязнителей (которые в зарубежной практике обращаются в виде производных ценных бумаг: фьючерсов и опционов на выбросы). При этом, квоты на осуществление выбросов веществ-загрязнителей нельзя отождествлять с товарами ввиду отсутствия у них материально-вещественной формы. Они также не являются услугами, ввиду того, что их производство отделимо во времени от их потребления (услуга же потребляется непосредственно в момент ее оказания).
Таким образом, с нашей точки зрения, необходимо уточнить понятие «экологический рынок» и определить его следующим образом: экологический рынок -механизм, обеспечивающий обращение объектов интеллектуальной собственности, товаров, услуг экологизационного назначения, а также прав на осуществление выбросов веществ-загрязнителей. По нашему мнению, подобное уточнение термина способствует более четкому пониманию сути рассматриваемого экономического явления, а также характеризуется должной степенью «емкости».
Указанное определение экологического рынка позволяет осуществить его классификацию по объектам обращения. А. Л. Субботин определяет классификацию как «состоявшуюся систему знания, понятия которой означают упорядоченные группы, по которым распределены объекты некоторой предметней области на основании их сходства в определенных свойствах» [20]. Он также говорит о том, что «классификацию отличает от самого точного и совершенного описания наличие трех отчетливо обозначенных структурных элементов: множества установленных групп подобных объектов; оснований, по которым объекты объединяются в группы; принципа или закона, согласно которому все группы соединяются, организуются в единую систему» [20]. Исходя из приведенных выше методологических положений, экологический рынок по объектам обращения можно классифицировать следующим образом:
- рынок объектов интеллектуальной собственности экологизационного назначения;
- рынок товаров экологизационного назначения;
- рынок услуг экологизационного назначения;
- рынок прав на осуществление выбросов веществ-загрязнителей.
Отметим тот факт, что предлагаемая нами классификация частично соотносится с элементами экологического сектора, выделяемыми в статистической отчетности ОЭСР и Евростата. Отличительной особенностью предлагаемой классификации является включение рынка прав на осуществление выбросов веществ-загрязнителей в структуру экологического рынка. Отсутствие данного элемента в статистике ОЭСР и Евростата объясняется тем, что рынки квот на выбросы функционируют не во всех странах, а некоторые из них основаны на международных согла-
шениях с ограниченным сроком действия (например, Киотском протоколе), таким образом, включение их в отчетность неоправданно.
Понятие «экологический рынок» - новелла современной экономики, однако частота и сфера его применения неуклонно расширяются. Спрос на экологическом рынке формируют предприятия, осуществляющие экологизацию собственной деятельности. Мотивы экологизации могут быть различными: необходимость соответствовать установленным законом стандартам (ПДК, ПДВ), стремление получить положительный экономический эффект от сокращения потребления ресурсов, желание повысить имидж компании, возможность реализации полученных сокращений выбросов на рынке квот. Таким образом, экологический рынок - механизм, обеспечивающий максимально экономически выгодную экологизацию экономики страны, региона, отдельной фирмы.
Понимание экологического рынка как автономного экономического института, применение к нему системного подхода позволяют на практике сформировать механизм экологизации экономики, который включает в себя стимулы к ресурсосбережению и средства достижения положительного эколого-эконо-мического эффекта. Применение отдельных инструментов государственного эколого-экономического регулирования (платности природопользования, института юридической ответственности за нанесение ущерба окружающей среде) в условиях реальной экономической действительности не может оказаться эффективным. Создавая стимулы экологизации, необходимо предложить участникам рынка экономически приемлемый способ их реализации. Именно таким механизмом и является экологический рынок. Указанная выше дефиниция данного термина позволяет сформировать систему эколого-экономических отношений по распределению экологических активов, основанную на рыночных принципах и свободной конкуренции, а значит, сделать процесс экологизации реальным и эффективным.
Развитие экологического рынка в стране или отдельно взятом регионе способствует решению многих проблем в сфере рационализации природопользования. На сегодняшний день в России отсутствует система критериев, позволяющая судить об экологичности того или иного предприятия. Существующий механизм экологической экспертизы (как государственной, так и общественной) также не является эталоном эффективности. Экологический рынок в своем развитии способствует решению этих проблем. Результатом появления рыночного механизма, в рамках которого происходит обращение активов природоохранного назначения, является развитие системы экологического мониторинга (верификации), основанной на рыночных началах. В условиях, когда предприятия заинтересованы в экологизации своей деятельности, они заинтересованы и в корректном измерении параметров своего влияния на окружающую среду.
Приходится признать, что применяемые на сегодняшний день в России меры эколого-экономического регулирования не всегда являются эффективными. Увеличение расходов бюджета на охрану окружаю-
щей среды не обеспечивает тотального улучшения ее качества в долгосрочной перспективе. Отсутствие рыночных механизмов стимулирования процессов экологизации бизнеса приводит не только к деградации окружающей природной среды, но и к увеличению расходов на ее восстановление. Причем эффект от подобных ассигнований зачастую невелик. Именно формирование единой системы взаимосвязанных сегментов, в рамках которой должен происходить процесс обращения экологических активов, является залогом кардинального повышения экологичности производства.
В итоге можно проследить весь процесс генерации института экологического рынка. Основой своей рассматриваемое понятие имеет концепцию устойчивого развития, которая содержит в себе основные тезисы, определяет тренды развития мировой экономической системы, формулирует принципы и основы экологически безопасного экономического развития. Суть концепции устойчивого развития наиболее полно отражается в термине «экологизация», который представляет собой процесс последовательного внедрения идей сохранения природы и устойчивой окружающей среды в сферы законодательства, управления, разработки технологий, экономики, образования и иные сферы общественной жизни и в конечном итоге, касательно экономики, включает в себя два аспекта: поддержание экологичности и повышение ресурсоэффек-тивности. Экологичность - способность чего-либо существовать и функционировать не причиняя или минимизируя негативное влияние на окружающую среду, результатом которой является поддержание качества окружающей природной среды. Средством достижения экологизации для экономических субъек-
Литература
1. Философский энциклопедический словарь / под. ред. Л. Ф. Ильичёва, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалёва,
В. Г. Панова. - М.: Советская энциклопедия, 1983.
2. Веклич, О. А. Эколого-экономические противоречия / О. А. Веклич. - К.: Наукова думка, 1991.
3. Мишенина, Н. В. Методические основы оценки и регулирования эколого-экономического уровня производства: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.08.01 / Н. В. Мишенина. - Сумы, 1996.
4. Научно-информационный портал ВИНИТИ РАН [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://science.viniti.ru/index.php?&option=com_content&task=view&Itemid=139&Section=&id=316&id_art=X00 0555.
5. Ферару, Г. С. Экологический менеджмент: учебное пособие / Г. С. Ферару. - М.; Архангельск: Юпитер: Междунар. ин-т управления, 2006.
6. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
7. Crocker, T. D. The structuring of atmospheric pollution control systems / T. D. Crocker // The Economics of air pollution. - 1966.
8. Dales, J. H. Land, water, and ownership / J. H. Dales // The Canadian Journal of Economics. - 1968. - № 1 (4).
9. Montgomery, D. Markers in Licenses and Efficient Pollution Control Programs / D. Montgomery // Journal of Economic Theory. - 1972. - № 5.
10. Hahn, R. Designing a Market for Tradeable Permits, in: W. Magat, ed. Reform of Environmental Regulation /R. Hahn, R. Noll. - Cambridge: MA, 1972.
11. European commission. Eco-industries in the EC, ill Panorama of EU Industry. - Brussels, 1994.
12. OECD. Draft Synthesis Document for a Common Definition and Classification of the Environment Industry for Data Collection, paper presented at the meeting of the OECD / Eurostat Informal Working Group on the Environment Industry. - Luxembourg, 1995.
13. MITI . Environment Industry Vision (Sangyo kankyo vision ni tsuite). - Tokyo, 1994.
14. OECD. The global environmental goods and services industry. - Luxembourg, 1995.
15. FTSE Environmental Markets Classification Systems. - London, 2009.
тов является повышение ресурсоэффективности -процесс увеличения отдачи от использования ресурсов, результатом которого является двойной экономический эффект: с одной стороны, происходит сокращение удельного потребления ресурсов (что положительно влияет на себестоимость единицы конечного продукта), с другой стороны - происходит минимизация экологических издержек предприятия (затрат, связанных с поддержанием, восстановлением качества окружающей среды). Повышение ресурсо-эффективности может стимулироваться либо административными методами государства (лицензирование, внедрение норм ПДК, ПДВ, ответственность за нарушение экологического законодательства), либо методами экономического стимулирования, которые заключаются в создании условий, при которых хозяйствующие субъекты сами заинтересованы в экологизации и имеют реальные возможности ее осуществления. Формирование рыночного механизма, стимулирующего экологизацию деятельности предприятия, нашло отражение в понятии «экологический рынок». Нами был произведен анализ существующих подходов к определению этого понятия, отмечены их недостатки и предложено уточненное определение экологического рынка. По нашему мнению, экологический рынок - механизм, обеспечивающий обращение объектов интеллектуальной собственности, товаров, услуг экологизационного назначения, а также прав на осуществление выбросов веществ-загрязнителей. Подобное понимание экологического рынка позволяет осуществить четкую классификацию экологического рынка по объектам обращения.
16. Suzie, Greenhalgh. Environmental markets for New Zealand: the barriers and opportunities / Suzie Greenhalgh, Susan Walker, Bill Lee, Theo Stephens, Robyn Jean Sinclair. - Lincoln: Canterbury, 2010.
17. Реймерс, Н. Ф. Экологический рынок / Н. Ф. Реймерс // Зеленый мир. - 1996. - № 6.
18. Савченко, Н. Региональный рынок экологических услуг: формирование и развитие [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.dopfo.ru/?num=1&id=36.
19. Чулок, А. И. Предпринимательство и инновации: инновации и предпринимательство в области экологического менеджмента и аудита // Российское предпринимательство. - 2000. - № 6. - Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/library/prd511 .php.
20. Субботин, А. Л. Классификация / А. Л. Субботин. - М.: ИФ РАН, 2001.
Информация об авторах:
Вержицкий Данил Григорьевич - аспирант кафедры экономической теории КемГУ, 8-913-313-34-83, [email protected].
Verzhitsky Danil Grigorievich - post-graduate student at the Department of Economics of KemSU.
Часовников Сергей Николаевич - кандидат экономический наук, доцент, заведующий кафедрой экономической теории, Новокузнецкий филиал-институт КемГУ, [email protected].
Chasovnikov Sergey Nikolaevich - Candidate of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Economics of the Novokuznetsk branch of KemSU.