Научная статья на тему 'Инновационные стратегии в бизнесе'

Инновационные стратегии в бизнесе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БИЗНЕС / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МАРКИРОВКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ECOLOGICAL BUSINESS / ECOLOGICAL MARKETING / ECOLOGICAL MARKS / ECONOMIC BENEFIT / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бацюн Н. В.

Экобизнес и экомаркетинг рассматриваются как инновационные стратегии в современном бизнесе. Предполагается, что компании, раньше других осознавшие и заложившие в свои стратегии новые возможности использования экологической составляющей бизнеса, получат реальные преимущества. Представлена модель сопоставления экологизационных затрат с экономическим эффектом, а так же результаты маркетинговых исследований автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные стратегии в бизнесе»

Бацюн Н.В. ©

Доцент, кафедра мировая экономика, Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет

ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ В БИЗНЕСЕ

Аннотация

Экобизнес и экомаркетинг рассматриваются как инновационные стратегии в современном бизнесе. Предполагается, что компании, раньше других осознавшие и заложившие в свои стратегии новые возможности использования экологической составляющей бизнеса, получат реальные преимущества. Представлена модель сопоставления экологизационных затрат с экономическим эффектом, а так же результаты маркетинговых исследований автора.

Ключевые слова: экологический бизнес, экологический маркетинг, экологическая маркировка, экономический эффект, конкурентоспособность.

Keywords: ecological business, ecological marketing, ecological marks, economic benefit, competitiveness.

Как известно, между бизнесом и экологией существуют противоречия, в силу которых предпринимательская деятельность характеризуется в основном нерациональным использованием ресурсов и высокой степенью загрязнения окружающей среды. Опыт показывает недостаточную эффективность применявшихся до сих пор концепций и подходов, направленных на решение природоохранных проблем. Необходимы инновационные стратегии, к числу которых относятся экобизнес и экомаркетинг.

Понятие экобизнеса в самом общем смысле объединяет различные виды деятельности: внедрение на предприятиях технологий и методов, направленных на сокращение ущерба; производство приборов для измерения экологической нагрузки; производство природоохранного оборудования для уменьшения экологической нагрузки; разработку экологизационных технологий; консультационные и иные услуги в этой области.

Современный мировой рынок экологических товаров и услуг оценивается по объему продаж примерно в 300 млрд. долл. (данные Японского общества производителей промышленного оборудования). Среднегодовые темпы прироста продаж на первое десятилетие нашего века составил около 8 %, в 2010 г. объем продаж вырос уже более чем на 50 % по сравнению с 1999 г.

Предполагается, что компании, раньше других осознавшие и заложившие в свои стратегии новые возможности использования экологической составляющей бизнеса, получат реальные преимущества. Решение экологических проблем зачастую может объективно способствовать появлению новых возможностей и получению предприятиями новых выгод:

- дополнительные возможности для развития деловой активности;

- повышение конкурентных преимуществ: фирмы, ранее других осуществившие капиталовложения в экологически чистые технологии, становятся лидерами прежде всего на внутреннем рынке; с рынка уходят конкуренты, не способные выдержать высокие

©© Бацюн Н.В., 2012 г.

экологические стандарты (есть примеры, когда крупнейшие компании инициировали принятие определенного законодательства и стандартов, в частности на захоронение отходов в США в начале 90-х годов, поскольку это способствовало уходу с рынка ряда действующих компаний и препятствовало появлению новых конкурентов);

- аналогичный эффект на мировом рынке для стран, ранее других осуществивших капиталовложения в экологически чистые технологии (к примеру, Германия, где действуют наиболее жесткие экологические стандарты и на которую приходится около 45% экологических патентов на товары, получившие международное признание, увеличила долю экспорта экологических товаров при ослаблении позиций на рынке промышленной продукции в целом);

- защищенность передового экологически ориентированного бизнеса от

иностранной конкуренции (так, запрещение использовать импортные одноразовые питьевые контейнеры под предлогом ограничения объемов мусора в Дании

способствовало устранению зарубежных конкурентов, которым сложно и дорого

транспортировать продукцию в стеклянной упаковке при относительно небольшом объеме

рынка);

- выгоды в конкурентной борьбе за рынки сбыта благодаря использованию темы экологичности товаров; фраза «Фирма предлагает экологически чистую продукцию» все чаще встречается в рекламных изданиях, хотя, пока не выработано четких критериев экологичности для многих образцов продукции и нет отлаженного механизма присвоения товарам соответствующей категории, утверждения об «экологической чистоте» являются не более чем рекламным трюком.

Как показывает опыт, предприятия начинают заботиться о снижении своего отрицательного воздействия на окружающую среду в трех случаях:

- во-первых, когда владельцы и руководство компаний становятся более

экологически сознательными и начинают принимать во внимание воздействие их бизнеса и производства на природу;

- во-вторых, когда юридические нормы, контроль за соблюдением которых эффективно осуществляется государством, настолько ужесточаются, что предприятиям становится экономически выгодно их соблюдать;

- в-третьих, когда важные для компании общественные группы (потребители и их объединения, инвесторы, акционеры, поставщики, профессиональные союзы, средства массовой информации и другие) начинают учитывать экологичность как самого продукта, так и его производства, использования и утилизации при принятии решений о покупке, инвестировании и т.д., то есть когда экологически ответственное поведение создает для бизнеса отчетливые конкурентные преимущества.

Таким образом, надлежащая государственная политика обусловливает экономический эффект, который может извлечь фирма при экологизации бизнеса. Это фактически маркетинг административных органов, носящий некоммерческий характер.

Для сопоставления экологизационных затрат с экономическим эффектом нами разработана соответствующая модель.

Затраты на природоохранные мероприятия М могут оказаться экономически оправданными, если они не превышают сумму

В + Т + О - С + Р+ Н + Ш + У + Бг + Б2 + Нт + Э,

где

В - дополнительный доход от использования отходов (например, металлолома) на предприятии в качества вторичного сырья для производства основной продукции;

Т - дополнительный доход от использования отходов на предприятии для производства побочной продукции (товары народного потребления);

О - дополнительный доход от продажи отходов другим предприятиям, которые заинтересованы в них как в сырье (в том числе торговым организациям, которые затем реализуют их населению);

С - экономия издержек благодаря сокращению закупок первичного сырья за счёт использования вторичного (одновременно сокращение закупок сырья и, следовательно, его добычи даст и чисто экологический эффект);

Р - плата за пользование такими природными ресурсами, как вода, воздух, земля, недра;

Н - плата за нормативные (не превышающие предельных нормативов) выбросы и сбросы в природную среду;

Ш - штрафы за сверхнормативные выбросы и сбросы в природную среду;

У - предотвращённые убытки от сокращения производства и, соответственно, продаж в случае принудительного закрытия предприятия за систематическое нанесение экологического ущерба;

Б1 - предотвращённые потери из-за текучести или дефицита рабочей силы, вызванные ожиданием закрытия предприятия;

Б2 - предотвращённые потери из-за текучести рабочей силы, вызванной нездоровыми условиями труда;

Нт - предотвращённые потери счёт временной нетрудоспособности работников, вызванной нездоровыми условиями труда;

Э - выигрыш за счёт применения новых технологий, возможно, более прогрессивных не только экологически, но и экономически.

Маркетинговая функция государственных и региональных органов здесь заключается, во-первых, в том, чтобы установить соответствующие нормативы, следить за их соблюдением и использовать систему наказаний; во-вторых, в пропаганде среди предпринимателей экологичных технологий и разъяснении их экономической эффективности.

Однако есть и другой экологический маркетинг, проводимый самою фирмой, которая экологизирует свой бизнес, подстраиваясь под спрос потребителей. Это происходит, когда важные для фирмы общественные группы начинают учитывать экологичность как самого продукта, так и его производства, использования и утилизации при принятии решений о покупке, инвестировании, пиаре и т.д., то есть когда экологически ответственное поведение создает для бизнеса отчетливые конкурентные преимущества.

Одним из инструментов такого маркетинга служит внедрение системы экологического маркирования продукции. Экологическая маркировка является для потребителя своеобразным носителем информации об уровне экологической безопасности и чистоты товара, об экологическом воздействии в результате производства или использования продукта.

Применение экомаркировки носит добровольный характер, но для рынков отдельных видов продукции она становится важным фактором конкуренции. Например, применительно к продуктам питания предъявляются особые требования безопасности, в том числе и экологические, так как их «экологическая чистота» оказывает непосредственное воздействие на здоровье потребителя, и именно этот фактор может стать определяющим в конкурентоспособности товара. Есть много различных программ внедрения маркировок, реализуемых правительствами, частными компаниями и неправительственными организациями, но все они сводятся к трем основным типам, для каждого из которых Международная организация по стандартизации (МОС) разработала свои стандарты (см. табл.).

Типы маркировок товаров по стандартам МОС

Тип 1 2 3

Характер информации продукция в течение всего своего жизненного цикла остается наиболее экологически чистой внутри данной категории различные характеристики экологической чистоты товара список воздействий продукции на окружающую среду на протяжении всего жизненного цикла

Источник информации и характер апробации критерии устанавливаются независимым органом, и за их соблюдением следят в рамках процесса сертификации или аудита заявление продавцов, не опирающееся на строгие критерии оценки и не подтверждённое независимыми экспертами категории предоставляемой информации задаются для конкретных товаров соответствующей отраслью или независимыми органами

Комментарии из трех типов экомаркировки данный тип наименее информативен недостаток в том, что средний потребитель обычно не имеет достаточно времени и знаний, чтобы судить о том, что тот или иной компонент опаснее другого

Проведённый Санкт-Петербургским экологическим союзом опрос показывает, что, хотя уровень осведомлённости населения о состоянии окружающей среды невысок, 85 % граждан согласны покупать именно экологически безопасную продукцию, даже если её цена будет на 10 % выше цены аналогичной несертифицированной продукции; 49 % опрошенных согласятся на двадцатипроцентное повышение цен, и 28 % - на тридцатипроцентное повышение [1]. Это очень высокие показатели даже для жителей самых развитых социально-ответственных стран.

В рамках упомянутого опроса опрашиваемым были показаны несколько экомаркировок: российская - «Листок жизни», скандинавская - «Белый лебедь»,

европейская (Экознак ЕС) - «Европейский Цветок». Узнаваемость этих знаков российским потребителем составила соответственно 25 %, 16 % и 7 % (44 % не узнали ни один из знаков). При аналогичном опросе на Западе узнаваемость «Белого лебедя» достигала 6070 %, а «Экознака ЕС» — 10-30 %.

Наши исследования приводят к идее использования в целях маркетинга для Восточной Сибири имиджа (брэнда) Байкала. Для изучения готовности потребителей к этому был проведен социологический опрос, респонденты которого были поделены на два сегмента: студенты (разных специальностей, но в целом экономического направления обучения) и граждане старше 35 лет.

Отвечая на вопрос, «Какие ассоциации вызывает у Вас слово "Байкал”?», обе категории были солидарны в выражении чувств гордости и восхищения красотами Байкала, связывая это с чистотой окружающей среды и здоровьем. В студенческой, более квалифицированной аудитории при этом в нескольких случаях прозвучал (по собственной инициативе, без влияния опрашивающих) термин «брэнд».

В ответах на вопрос «О чём говорит Вам использование слов “Байкал”, “Байкальский” и т.п. в товарной марке продовольственных товаров?» 80 % респондентов

связали использование слова «Байкал» с чувством доверия к товарам из заведомо экологически чистых продуктов данного региона. Среди студентов 20 % считают, что само употребление в названии слова «Байкал», независимо от реального места производства, говорит о качестве продукта.

Далее, был задан вопрос: «Какие из приведённых утверждений способны убедить Вас купить товар по повышенной цене?». Анализ показал, что население больше всего заботит, из каких продуктов сделан товар: были выбраны ответы «Не содержит консервантов и других синтетических компонентов»; «Изготовлено из экологически чистого сырья»; «Изготовлено с использованием байкальской воды»; «Изготовлено из экологически чистых продуктов Прибайкалья». Только около 1 % респондентов, причём из студенческой аудитории, выбрали утверждение «Произведено с использованием ресурсосберегающих технологий» или «Произведено с использованием средозащитных технологий».

Таким образом, уровень социально-экологической ответственности населения пока невысок, но на уровне осознания личных интересов сознание достаточно экологизировано для использования экологических брэндов. При этом особенно продвинуты молодые и грамотные люди, что говорит о перспективности экобизнеса и о необходимости экологического просвещения.

Литература

1. Санкт-Петербургский Экологический союз [электронный ресурс ] - Режим доступа: http: //www.ecouni on.ru/ru/site.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.