УДК 504.75
Гурбандурдыева Г.
преподаватель кафедры «Зоология» Туркменский государственный университет имени Махтумкули
(Туркменистан, г. Ашгабад)
Какагелдиева А.
преподаватель кафедры «Зоология» Туркменский государственный университет имени Махтумкули
(Туркменистан, г. Ашгабад)
Мяммедова Г.
преподаватель кафедры «Психология» Туркменский государственный университет имени Махтумкули
(Туркменистан, г. Ашгабад)
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И СОЗНАНИЕ
Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности развития мер по защите природы. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния выбора направления в развитии общественной осознанности. Даны рекомендации по внедрению разработок в развитие экологии.
Ключевые слова: анализ, метод, исследование, экология.
Сознание понимается как отражение действительности в виде знания, воплощенного в речи во всем его значении и значении: это знание может быть сообщено и передано другим.
Сознание характеризуется определенными критериями. Среди них:
- способность концентрировать внимание на различных явлениях и предметах с учетом ситуации;
- умение создавать абстрактные идеи и использовать их;
- способность оценивать будущие действия и предвидеть их вероятные последствия;
- Осознание собственного «Я» и тех, кто отличается от нас;
- Способность воспринимать и оценивать этические и эстетические ценности.
Экология - это наука, изучающая отношения между организмами и сообществами этих организмов и с окружающей средой.
Экология также изучает структуру и функции неживых систем.
Экология также понимается как состояние окружающей среды. Это простое понимание экологии.
Способность к восприятию и оценке этико-эстетических ценностей дает возможность человеку воспринимать и оценивать состояние окружающей среды, в том числе результаты собственной естественно формирующейся деятельности.
Так формируется экологическое сознание - как элемент общей культуры.
Экологическое сознание - форма общественного и индивидуального сознания человека, включающая синтез идей, мотиваций, теорий, взглядов, раскрывающая экологические составляющие человеческой жизни: отношения человека и среды его обитания, отношения природы и общества как весь.
Экологическое сознание включает в себя регулятивные принципы и нормы поведения, и его направленность направлена на достижение оптимального состояния систем «природа-общество».
В 1886 году немецкий биолог Геккель ввел в науку термин «экология». Сегодня это интегративная научная дисциплина, изучающая структуру, функции и взаимосвязи между многокомпонентными и многоуровневыми системами (природными и социальными). Они также изучают способы регулирования
взаимодействия человека и биосферы, поскольку одной из важнейших задач экологии является сохранение жизни на Земле.
Экология как наука имеет длительное и сложное развитие. Это не появилось из ниоткуда. В древности люди занимались охотой и собирательством, стремясь жить в гармонии с природой. Они считают, что если в один день убить больше животных или собрать больше фруктов, то на следующий их будет меньше.
Становление и развитие культуры земледелия уменьшило зависимость людей от природных факторов. Однако с выжиганием лесов, земледелием и выпасом скота изменилось разнообразие видов на земле, нарушились процессы водообмена, круговорота веществ и потока энергии в биоземных сообществах. Эти изменения носят локальный характер и не оказывают большого влияния на жизнь человека в целом.
Развитие индустриального общества наделяет человеческую деятельность глобальными характеристиками. В свою очередь, это привело к изменениям в природе и их последствиям, которые стали непосредственно сказываться на жизни и здоровье человека.
Человечество столкнулось с необходимостью модификации принципов природопользования, так как изменения стали очевидными и не в лучшую сторону. Товарное производство формирует максиму максимизации прибыли, тогда как экологический аспект ставит на первое место выживание человека.
Очевидно, что экологическое сознание необходимо прививать каждому из нас с раннего возраста. Поэтому ответственность за все это лежит на семье. Дальнейшее развитие экологического сознания должно происходить через различные социальные и общественные институты, такие как школы, коллективы, неформальные объединения и т.п.
Человечество живет сейчас в эпоху постиндустриального общества, для которого характерно чрезмерное потребление земных ресурсов. Ресурсы
воспроизводятся слишком поздно, что приводит к истощению ресурсной базы Земли.
Кроме того, ощущается нехватка пространственных ресурсов, связанная с быстрым ростом населения. Как следствие, ощущение несвободы, увеличение стрессовых ситуаций и т.д.
Экологическое сознание сегодня - это не только снижение негативного воздействия общества на природу, но и улучшение состояния природной среды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андреева, Н. Д. Теория и методика обучения экологии : учебник для СПО / Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева ; под ред. Н. Д. Андреевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 190 с.
2. Астафьева, О. Е. Экологические основы природопользования : учебник для СПО / О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 354 с.
3. Боголюбов, С. А. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. А. Боголюбов, Е. А. Позднякова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 429 с.
Gurbandurdyeva G.
Lecturer at the Department of Zoology Turkmen State University named after Magtymguly (Turkmenistan, Ashgabat)
Kakageldieva A.
Lecturer at the Department of Zoology Turkmen State University named after Magtymguly (Turkmenistan, Ashgabat)
Mammedova G.
Lecturer at the Department of Psychology Turkmen State University named after Magtymguly (Turkmenistan, Ashgabat)
ENVIRONMENTAL VIEWS AND CONSCIOUSNESS
Abstract: this article discusses the features of the development of measures to protect nature. A cross-sectional and comparative analysis of the influence of the choice of direction in the development of social awareness was carried out. Recommendations are given for the implementation of developments in the development of ecology.
Keywords: analysis, method, research, ecology.