Научная статья на тему 'Экологические ценности в структуре естественнонаучного образования'

Экологические ценности в структуре естественнонаучного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3560
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ / ECOLOGICAL VALUES / VALUABLE RELATION TO THE NATURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещерякова И. В.

В статье рассмотрены теоретико методологические и методические вопросы формирования экологических ценностей при обучении дисциплинам естественнонаучного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article teoretiko-methodological and methodical questions of formation of ecological values are considered when training to disciplines of a natural-science cycle.

Текст научной работы на тему «Экологические ценности в структуре естественнонаучного образования»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 29 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO NATURAL SCIENCES № 29 2012

УДК 37.022:574(075.8)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В СТРУКТУРЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© И. В. МЕЩЕРЯКОВА Пензенский филиал Академии МНЭПУ e-mail: mescheryakova.iv@gmail.com

Мещерякова И. В. - Экологические ценности в структуре естественнонаучного образования // Известия

ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 29. С. 310-316. - В статье рассмотрены теоретико-методологические и методические вопросы формирования экологических ценностей при обучении дисциплинам естественнонаучного цикла.

Ключевые слова: экологические ценности, ценностное отношение к природе.

Meschceraykova I. V. - Ecological values in structure of natural-science education // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belinskogo. 2012. № 29. P. 310-316. - In article teoretiko-methodological and methodical questions of formation of ecological values are considered when training to disciplines of a natural-science cycle.

Keywords: ecological values, valuable relation to the nature.

В мировой педагогической науке и практике все более утверждается гуманистическая модель образования, согласно которой человек рассматривается не только как носитель знаний, норм поведения, но и носитель общечеловеческих ценностей.

Современный этап развития общества характеризуется также изменением мировоззрения, происходящим на фоне глобального кризиса в системе «человек - общество - биосфера», связанным не только с научно-техническим прогрессом, но и с потерей духовных ценностей личности в отношении к природе. Необходимым условием преодоления экологического кризиса является преодоление кризиса традиционной, антропоцентричной системы ценностей.

Академик РАН Н. Н. Моисеев отмечал, что преодоление экологического кризиса невозможно только техническими средствами, «...невозможно поддержание равновесия, если общество не будет преобразовывать самое себя, свою нравственность, менталитет., человечеству предстоит создать новую культуру во взаимоотношениях, как между людьми, так и с природой...» [7, с. 29]. В понимании Н. Н. Моисеева на современном этапе требуется изменение всей организации планетарного сообщества, перестройки тех систем ценностей, которые утверждались веками.

Особо важным является мнение основателя и президента Римского клуба Аурелио Печчеи о том, что «суть проблемы, которая витала перед человечеством на нынешней стадии его эволюции, заключается именно в том, что люди не успевают адаптировать свою культуру в соответствии с теми изменениями, кото-

рые сами же вносят в мир, и источники этого кризиса лежат внутри, а не вне человеческого существа. И решение всех этих проблем должно исходить, прежде всего, из изменений самого человека, его внутренней сущности» [9].

Важным этапом в решении проблемы взаимоотношения общества и природы явилась Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), после которой стало очевидно, что будущему «устойчивому» обществу XXI века - постиндустриальному, информационному - должна соответствовать качественно новая эколого-образовательная система, в центре внимания которой станут новые природосберегающие ценности [15, с. 3].

Согласно мнению Н. Н. Моисеева, «только по-настоящему образованное и интеллигентное общество будет способно вступить в эпоху Ноосферы, то есть в период своей истории, когда оно сможет реализовать режим коэволюции природы и общества» [7, с. 23].

Таким образом, именно ценностноориентированное образование является одной из важнейших предпосылок устойчивого развития системы «человек - общество - биосфера», что определяет актуальность формирования экологических ценностей как важнейшей педагогической задачи.

Проблема ценностей, ценностных ориентаций и отношений к действительности является составной частью фундаментальной философской теории ценностей и занимает одно из ведущих мест в системе современного философского знания.

В настоящее время возникает новая мировоззренческая система - экологическая этика, которая органично объединяет в себе идеи «углубленной экологии» Ф. Капра, «единой экологии» А. Наас, этики Земли О. Леопольда, этики благоговения перед жизнью А. Швейцера, идеи русского космизма (Н. Ф. Федоров, В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев, К. Э. Циолковский), учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере.

Теоретики «русского космизма» рассматривали человека как субъекта, ответственного за состояние жизни не только на Земле, но и в Космосе. Своим поведением, нравственностью, отношением к природе человек определяет и свой путь, и жизнь космического целого, по утверждению К. Э. Циолковского.

Учение В. И. Вернадского о ноосфере разума и переходе биосферы в ноосферу, Н. Ф. Федорова об «общем деле» как «внесении в природу воли разума», общие для всех космистов идеи преображения мира как смысла человеческой жизни, построения глобальной цивилизации как единого социоприродного комплекса заложили основы нового типа научного мышления.

Философские аспекты теории ценностей раскрываются также в трудах Г. С. Батищева, М. М. Бахтина, В. В. Гречаного, О. Г Дробницкого, А. Г. Здраво-мыслова, М. С. Кагана, А. Ф. Лосева, Л. Н. Столовича,

В. П. Тугаринова и др.

Так, В. П. Тугаринов выделяет в отношении людей к природе следующие формы: практическую, когда отношение к природе рассматривается как к источнику разнообразных благ, удовлетворяющих ресурсные потребности общества и человека; адаптивную, т.е. привычку жить в окружении природы, устраивать весь свой образ жизни в зависимости от особенностей окружающей среды; эстетическую, характеризующуюся восприятием красоты природы и переживанием, возбуждаемым ее образами; интимную, т.е. любовь к природе [14]. Такой подход особенно важен, так как позволяет рассматривать природу с позиций многосторонней (универсальной) ценности.

В педагогической науке, начиная с 80-х годов ХХ века, осуществляется переориентация с информационно-репродуктивного «поддерживающего» образования на культурологическое, основанное на новом понимании человека в его бытии и меж-культурных связях в диалоге культур, ценностных установках и идеалах [1, 2, 8]. Новая парадигма образования основывается на развитии гуманитарнокультурологических, культуротворческих, экогума-нистических началах. Задача новой парадигмы в осуществлении трех главных стратегических задач: трансляции, обогащении и коррекции ценностей культуры общества.

Так, по мнению А. П. Валицкой [1], образование - это та область социокультурной жизнедеятельности, где совершается становление духовно зрелой, нравственно свободной личности, способной нести груз ответственности за судьбу земной цивилизации

и культуры, защищать и отстаивать общечеловеческие ценности, творить целостный гуманный мир, по «мере жизни человеческой».

Б. С. Гершунский подчеркивает, что «образование как наиболее технологичная и подвижная часть культуры... держит руку на пульсе человеческих ценностей и идеалов, индивидуального и общественного мировоззрения, поведенческих приоритетов и конкретных поступков...Речь идет об образовании как сфере воспроизводства и непрерывного обогащения жизненных ценностей и идеалов и человека, и общества» [2, с. 13-14].

Главным смыслом современного общего образования становится развитие у учащихся способностей конструировать свой внутренний мир на основе ориентации в мире ценностей, теорий, правил.

Как отмечает И. Я. Лернер, особенность целей образования состоит в приобщении учащихся к глобальным проблемам человечества как основе раскрытия возможностей активного участия в их решении, а также приобретения системы решающих в жизни общества и индивида ценностей [6].

М. С. Каган подчеркивает, что именно «воспитание есть не что иное, как процесс целенаправленного формирования системы ценностей входящего в жизнь молодого человека, дабы он был способен к спонтанному управлению своим поведением...» [3, с. 165]. По его мнению, «процесс формирования системы ценностей индивидуального субъекта протекает в поле притяжения двух сил - его реальной жизненной практики и духовного воздействия воспитания - семейного, педагогического, художественного, наконец - самовоспитания» [3, с. 177].

Академик Н. Д. Никандров рассматривает общечеловеческие ценности как основу целей воспитания, целей жизни. Он пишет, что «. цели воспитания вторичны по отношению к ценностям или даже третичны . Ценности фиксируют то, что сложилось в жизни, в менталитете народа и (или) провозглашено как норма. Меняются ценности - меняются нормы - меняются цели воспитания» [8, с. 9].

Таким образом, образование из поколения в поколение передает ценности духовные, культурные, в их национальном и общечеловеческом понимании.

Анализ литературы показал, что исследователи выделяют группу ценностей, регулирующих отношения и поведение индивида к окружающей среде, которые часто называют «экологическими ценностями».

Термин «экологические ценности» начали использовать в научной литературе последних лет, однако специальных работ, посвященных анализу этого понятия, в настоящее время не так много.

Экологические ценности являются, по-нашему мнению, последствием отражения глобальных экологических проблем в сознании всего человечества.

Ценности обеспечивают интеграцию общества в решении противоречий в системе «природа - общество», помогают личности осуществить социально одобряемый выбор культуросообразного поведения в сложившейся экологической ситуации.

В свете концепции устойчивого развития человечества, экологические проблемы следует рассматривать, включая в них разнообразные аспекты социальной, культурной и экономической жизни человека. На нравственный характер экологических проблем указывает и академик Д. С. Лихачев (1991). В рамках этой концепции гораздо шире следует понимать и экологические ценности. Обобщая этот подход, A. Галанг, Е. Круц (Galang A., E. De la Cruz, 1996) предлагают следующий список экологических ценностей и их актуализацию в поведении: уважение к взаимосвязям, уважение биоразнообразия, жизнь с минимальной нагрузкой на окружающую среду, уважение равенства между биологическими, уважение основных человеческих потребностей, уважение равенства поколений, уважение прав человека, уважение демократии. Схожий список 10 «зеленых ценностей» предлагает Ван Матр (Van Matre, 1990).

Анализ и обобщение отечественных и зарубежных исследований экологических ценностей позволяет сделать вывод, что экологически оптимальное поведение человека регулируется не только специфическими экологическими ценностями, но и совокупностью базовых ценностей, то есть экологические ценности являются подсистемами общечеловеческих. Таким образом, важнейшим признаком экологических ценностей является их системная связь с общечеловеческими ценностями.

Экологические ценности отражают значимость современной экологической ситуации для всего общества, важность экологических ценностей в решении экологических и общечеловеческих проблем. Именно интеграция общечеловеческих и экологических ценностей обеспечивает актуализацию и действенность последних.

Специфика экологических ценностей обуславливается спецификой объектов оценки, то есть объектов природы, их сложностью, многообразием связей, особенностями взаимодействия, системностью природных объектов. Экологические ценности характеризуют ценность жизни во всех проявлениях, ценность биологических систем различного уровня (от клетки до биосферы).

В настоящее время экология вышла из рамок дисциплины биологического профиля, изучающей многообразные взаимоотношения между биологическими системами и средой их обитания, она превратилась в целое научное направление, отражающее и социальный контекст. Все более акцентируется внимание на проблемах взаимодействия природы и общества, условиях их устойчивости, происходит осознание не только научных, но и эстетических, нравственных и правовых аспектов взаимоотношений человечества с окружающей средой. Экологически ответственное и обоснованное взаимодействие человека с природой обусловливают углубление эстетического отношения к природе. Мы считаем, что восприятие красоты, эстетики природы может служить важнейшим условием природоохранной деятельности человека, мотивом экологически оправданного природопользования.

С идеей ценности жизни тесно связаны экологогуманистические ценности. Основное «ядро» гуманизма «оставляет признание человека как личности и утверждение блага человека в качестве критерия оценки деятельности всех социальных институтов, социоприродных и общественных отношений». В настоящее время в традиционное понятие «гуманизм» расширяется и включает в себя природные аспекты. Понятием гуманизм означают не только отношения «человек-человек», но и «человек - природа». Проблема сохранения жизни имеет неразрывную связь с такими проблемами, как проблема будущего человечества, развитие цивилизации и культуры.

На устойчивое развитие общества влияют национальные корни, менталитет стран и народов, духовность личности, что доказывает необходимость в единстве рассматривать духовные и экологические ценности. В настоящее время духовность рассматривается в тесной связи с природно-социальными отношениями, а формирование духовности связано с духовным освоением природы как постижением истины. По мнению И. Н. Пономаревой, через духовность человек, познавший себя как природно-социальную целостность, может воспринимать и осознавать себя частью окружающей его природы и всего реального мира [10].

Необходимо подчеркнуть, что ценности не могут быть полностью отделены друг от друга. Все они взаимосвязаны, и, определяя одну из них, необходимо обращаться к другим. Системообразующими элементами системы экологических ценностей являются такие ценности как «природа», «жизнь», «здоровье», «гармоничные взаимоотношения общества и природы».

Анализ литературы позволил выявить некоторые психолого-педагогические закономерности и специфические особенности формирования экологических ценностей, при этом мы считали уместным экстраполировать общие закономерности формирования ценностей и ценностных ориентаций на формирование экологических ценностей.

С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что «постоянная в ходе жизни переоценка ценностей является закономерным результатом диалектики жизни человека, изменений, перестройки его взаимоотношений с миром, прежде всего с другими людьми, с обществом» [12, с. 5].

Субъективная система ценностей индивида, прежде всего, состоит из элементов исторически и социально данной ему, объективной системы ценностей, но в то же время она содержит эмоциональное и рациональное отношение к составляющим объективной системы ценностей.

Мы полагаем, что внешними условиями формирования ценностной сферы личности, в том числе и экологических ценностей, являются общественная система ценностей, семейное воспитание, средства массовой информации и т.д., которые отражают существующие в обществе социальные нормы и правила поведения, в том числе и по отношению к природной среде.

Однако в общественной системе ценностей мир природы, несмотря на его значимость, как правило, отодвинут на последние ранги, относится либо к «периферии», либо к «хвосту» иерархической структуры. Поэтому важнейшей закономерностью формирования системы экологических ценностей, по нашему мнению, является целенаправленное воздействие специально организованного процесса воспитания и обучения.

К. Роджерс для определения понятия «ценность» использовал различие «действенных ценностей», которые проявляются в поведении при выборе реальных объектов и «знаемых ценностей», проявляющихся при выборе символических объектов. К. Роджерс отмечает, что действенные ценности не образуют стабильной системы, но являются процессом, при котором одни и те же объекты могут получать прямо противоположный статус. Можно предположить, что ряд ценностей, несмотря на то, что он представлен в сознании, находится в нем в неактуализированной («неактивированной») форме. Их актуализация может происходить под действием различных процессов, в том числе специально организованного обучения.

Л. И. Рувинский [13] сформулировал концепцию ценностного, осознанно эмоционального усвоения нравственности, соединив психологические условия управления формированием познавательных приемов с воспитательным процессом. В этой связи деятельность учителя рассматривается как научно обоснованное руководство наполнением личностным смыслом тех научных понятий и законов, которые подлежат усвоению.

Следующей закономерностью формирования ценностей (в том числе и экологических) является эмоционально насыщенный характер деятельности. Многие ученые (Л. С. Выготский, В. К. Вилюнас, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и др.) исследовали эмоциональные отношения личности к ценностным объектам через эмоциональную сферу, эмоции, чувства, переживания, потребности человека.

Так, Л. И. Рувинским установлено, что оценка личностного смысла объекта представляет собой единство знаний и переживаний, «эмоциональноинтеллектуальный комплекс осознанности» [13]. Человек может понимать научный факт, но не переживать это знание. Только в случае, если взаимодействие с данным объектом имеет для субъекта личностный смысл, у него возникает эмоциональное отношение к данному объекту. Становление личностных ценностей предполагает осуществление субъектом специальной активности одновременно познавательного и эмоционального характера, «сплав интеллекта и аффекта», по выражению Л. С. Выготского.

Анализ литературы позволил выделить нам следующую закономерность формирования экологических ценностей, которой является осуществление субъектом ценностно-ориентационной деятельности. Для нас интересным является мнение Д. А. Леонтьева, что отнюдь не все социальные ценности, осознаваемые и признаваемые индивидом в качестве таковых, реально ассимилируются им и становятся его личностными

ценностями. Им подчеркивается, что «осознания и положительного отношения к ценности явно не достаточно; более того, оно, по-видимому, даже не являются необходимым». [5, с. 39] Необходимое условие этой трансформации - практическое включение субъекта в коллективную деятельность, направленную на реализацию соответствующей ценности.

Такая деятельность обеспечивается референтной для индивида малой группой, которая может выступать и как катализатор, и как барьер к присвоению индивидом ценностей более широких. «Проводником действия ценностей на поведение является межличностное общение, а групповая активность является катализатором, усиливающим воздействие ценностей» [11]. Система ценностей референтной для индивида малой группы является звеном, опосредующим усвоение ценностей общества.

Из этой закономерности логически можно выделить следующую: такая организация учебной деятельности, которая обеспечивает соединение познавательной деятельности и общения участников образовательного процесса.

Как отмечает М. С. Каган, «ценностные ориентации - нравственные, гражданские, эстетические, религиозные, экзистенциальные (смысложизненные).-передаются не средствами безличной коммуникации, как научные знания, а в межличностном общении, и усваиваются не мышлением, а переживанием» [4, с. 14].

Созданное и функционирующее в рамках человеческого общества образование диалогично по своей сути. Его существование немыслимо вне общения, которому современная наука отводит роль специфической сферы социальной жизни, создающей внешние и внутренние условия для развития личности. Именно в процессе разнопланового общения происходит постижение обучающимися духовных и материальных ценностей общества, знакомство с его нормами и традициями.

Общение содержит в себе значительный педагогический потенциал, особенно применительно к процессу формирования ценностей. Без вовлечения учащегося в общение, без отношения к нему как к равному, не может быть полноценного развития человека как личности.

Таким образом, общение имеет большое значение как условие успешного формирования в ходе его у учащихся экологических ценностей.

Важнейшей закономерностью формирования экологических ценностей является ориентация на возрастные особенности школьников, потребности, мотивы и стимулы, личностно значимые для учащихся.

Ценности трансформируются в личностно значимые на основе преобразования получаемой информации, которая соответствует интересам и потребностями учащихся. Достижение цели формирования экологических ценностей в процессе обучения связано с целенаправленным формированием у школьников убеждений и опыта эмоционально-ценностного отношения к природе. Решение этих проблем предполагает

определение социально-ценных потребностей, которые можно использовать в качестве базиса для формирования новых, благодаря накоплению эмоциональночувственного опыта в процессе обучения.

Значимость природы в жизни человека определяется как базовыми потребностями в питании, укрытии, безопасности, имеющими своим следствием потребление природных ресурсов, так и реализацией духовных и нравственных потребностей, приводящих к осмыслению природы как уникальной и самоценной основы человеческого бытия, источника физического совершенствования и духовного развития.

Изучая особенности становления ценностных ориентаций в структуре личности современного подростка, условия и факторы, влияющие на этот процесс, исследователи приходят к выводам, что:

- к старшему школьному возрасту усиливаются процессы структурирования ценностных ориентаций;

- отличительной чертой ценностных ориентаций подростков и старших школьников является ориентация на людей и общество как следствие процесса социализации;

- в подростковом возрасте наблюдается тесное взаимодействие ценностных ориентаций с компонентами самосознания;

- формирование идеалов и ценностных ориентаций в этом возрасте не завершается.

И. С. Кон (1989) указывает, что период ранней юности является, периодом, когда активизируется и активно проявляется самооценка и нравственная саморегуляция поведения.

Если возраст 14-15 лет - критический и наиболее педагогически сложный этап развития отношения к природе (в этом возрасте преобладает объектное представление о мире природы, а прагматизм отношения к природе достигает максимума) [16], то старший школьный возраст характеризуется возрастанием потребности в самоопределении, стремлении к выстраиванию и упорядочиванию своих духовных и социальных отношений. Это способствует повышению интереса к окружающему миру, к природе и обществу.

Содержанием ведущей деятельности в подростковом возрасте становится построение социальных отношений с другими людьми: формы этой деятельности - межличностное общение со сверстниками, общественно полезная деятельность.

Особенная актуальность проблемы межличностного взаимодействия в старшем подростковом и юношеском возрасте, механизмы становления и развития ценностных ориентаций в общении подтверждают выделенную ранее закономерность об обеспечении единства познавательной деятельности и общения участников образовательного процесса при формировании ценностей.

Таким образом, при формировании экологических ценностей, должны быть учтены возрастные особенности школьников и обеспечены мотивы и стимулы, личностно значимые для учащихся.

Специфическим для экологических ценностей механизмом их формирования, описанным в литера-

туре, является субъектификация природных объектов, заключающаяся в наделении объектов мира субъек-тностью, то есть свойствами, качествами и функциями субъекта [16].

Специфика явлений экологического сознания состоит в том, что человек по отношению к природе находится в противоречивом положении: с одной стороны он - часть природы, с другой стороны, он вынужден противостоять природе, осваивая ее ресурсы, преобразуя ее в своих целях. Для подавляющего большинства людей она воспринимается как объект преобразования, источник ресурсов и материальных благ. Вместе с тем, отдельные природные объекты могут восприниматься субъектно (восприятие собаки в доме никак не связано с восприятием природной среды за окном).

Из особенностей восприятия природы в целом как объекта и отдельных ее элементов как субъектов вытекает отличительная особенность экологических ценностей: их систему характеризует высокий уровень противоречивости. Это порождает еще одну проблему, типичную для экологического сознания: противоречие между заявляемыми ценностями и ценностями, проявляемыми в поведении.

На основе выделенных закономерностей и специфических особенностей формирования экологических ценностей нами определены научно-методические условия, обеспечивающие эффективность формирования экологических ценностей, среди которых выделены две группы: организационно-предметные и процессуальные условия.

Организационно-предметные условия обеспечивают целенаправленное планирование содержания учебного материала и процесса обучения, обеспечивающего актуализацию усвоения экологических ценностей в процессе учебно-познавательной и учебнопрактической деятельности учащихся и педагогической деятельности учителей. В их состав входят следующие личностно-деятельностные условия по:

- выделению системы экологических ценностей в соответствии с содержанием учебного курса на основе системного подхода;

- учету специфики реального отношения школьников к природе;

- использованию познавательных и социальных мотивов в качестве концептуальной основы при формировании системы и экологических ценностей в условиях образования

- осуществлению взаимосвязи гуманистического, нравственного, экологического воспитания.

Процессуальные условия включают следующие элементы:

- отбор и использование рациональных способов формирования экологических ценностей учащихся, что обуславливает определение форм, методов, средств обучения, направленных на общение и творческий обмен ценностями в системах «ученик - ученик», «учитель - ученик», «ученик - группа учащихся»;

- ориентация на использование в учебном процессе средств, активизирующих эмоциональночувственную сферу личности учащихся;

- создание общего благоприятного эмоционального фона процесса обучения;

- групповой и индивидуальный характер учебной деятельности учащихся;

- оптимальное сочетание традиционной системы обучения с использованием интерактивных методов и групповых форм работы учащихся, активизирующих учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Анализ психолого-педагогической, дидактической и методической литературы позволил выявить, что реализация выделенных нами закономерностей и специфических особенностей формирования экологических ценностей возможна при использовании интерактивных методов обучения. Использование интерактивных методов при обучении дисциплинам естественнонаучного цикла позволит учитывать возрастные особенности учащихся, особенности мотивационно-потребностной сферы личности старшеклассника и обеспечит механизмы усвоения экологических ценностей.

С точки зрения личностно-деятельностного подхода процесс формирования экологических ценностей представляет собой взаимосвязанную деятельность учителя и учащегося; а также регламентирует учебную деятельность учащихся и обучающую деятельность учителя. Кроме того, данный компонент реализуется во взаимодействии учащихся с природой. Сущность организации учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование экологических ценностей, предполагает взаимодействие между участниками образовательного процесса, взаимообмен ценностями в общении.

В процессе формирования экологических ценностей деятельность учащегося характеризуется:

- принятием экологического материала как личностно значимого, имеющего смысл для его жизненной самореализации и дальнейшей профессиональной деятельности;

- проявлением субъектного, мировоззренческого отношения к изучаемым экологическим проблемам и способам их решения;

- нацеленностью на дискуссию, коллективный поиск, на нахождение собственного способа решения экологической проблемы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- попытками собственного истолкования природных или социальных явлений, логических и эмпирических выводов;

- умением отстаивать собственное мнение с опорой на экологические ценности вне зависимости от позиций окружающих и самого учителя и готовностью отказаться от неверного пути в случае обнаружения ошибки;

- использованием для доказательств своих утверждений экологических знаний, общеизвестных фактов, экспериментальных данных, и соблюдением этических норм, опорой на сформированные личностные экологические ценности;

- притязанием на высокую оценку результатов своей деятельности, проявлением напряжения сил;

- способностью к рефлексии.

Для деятельности учителя в процессе формирования экологических ценностей характерны:

- вхождение преподаваемого учебного предмета естественнонаучного цикла в систему профессиональных смыслов и ценностей;

- наличие в иерархии личностных ценностей системы экологических ценностей;

- способность к субъект-субъектному общению, к стимулированию эмоционально-ценностного отношения к биологическому и экологическому материалу;

- владение необходимыми способами (предметно-информационными и процессуальнокоммуникативными) включения экологических ценностей в учебный процесс на уроках биологии;

- подготовленность к использованию

личностно-ориентированных технологий обучения (задачно-контекстного, коммуникативно-

диалогического, имитационно-игрового подходов к обучению).

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что важнейшей задачей предметов естественнонаучного цикла становится вооружение школьников, не только системными знаниями о природе, месте и роли человека в мире, но и формирование системы экологических ценностей, как основы экологического мировоззрения и экологической культуры как составной части общей культуры личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Валицкая А. П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика. 1997. № 3. С. 15-19.

2. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998. 608 с.

3. Каган М. С. Философская теория ценностей. СПб.: ТООТК «Петрополис», 1997. 205 с.

4. Каган М. С. Педагогические проблемы воспроизводства российской интеллигенции // Образование и культура Северо-Запада России: Гуманитарные науки. Гуманитарное образование. Гуманитарное мышление // Вестник СЗО РАО. Вып. 6. СПб.: СПбГУП, 2001. С. 121-127.

5. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестн.моск.ун-та. Сер.14. Психология. 1996. №4. С.35-44.

6. Лернер И. Я. Человеческий фактор и функции содержания образования // Советская педагогика. 1987. № 11. С. 60-65.

7. Моисеев Н. Н. Экология и образование. М.: ЮНИСАМ, 1996. 191 с.

8. Никандров Н. Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М.: Мирос, 1997. 140 с.

9. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1998.

С. 45-47.

10. Пономарева И. Н. Проблема воспитания в обучении биологии. // Экологическое и биологическое образование: методология, теория и методика обучения: Сб. статей. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. С. 47-50.

B15

11. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976. 347 с.

12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии в 2-х т., Т. 2. М., 1989. 322 с.

13. Рувинский Л. И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М.: Педагогика, 1981. 128 с.

14. Тугаринов В. П. Природа, цивилизация, человек. Л.: ЛГУ, 1978. 128 с.

15. Урсул А. Д. Путь в ноосферу (Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации). М., 1993. 274 с.

16. Ясвин В. А. Психология отношения к природе. М., 2000. 456 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.