А.Я. Хасанова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: экологическое образование, система дополнительного образования, проектная деятельность, экологические проекты, экологическое портфолио.
Аннотация: В статье раскрываются структура и виды проектной деятельности, описываются экологические проекты, выполненные учащимися в системе дополнительного образования, вводится понятие «экологическое портфолио».
Анализ педагогической литературы по проблеме проектной деятельности свидетельствует об актуальности последней для отечественного и зарубежного психолого-педагогического знания. Проектная деятельность рассматривается в двух аспектах:
1) как педагогическое проектирование (В.С. Безрукова, В.П. Беспалько, И.А. Колесникова и др.), т.е. деятельность, направленная на разработку образовательных проектов, под которыми понимаются оформленные комплексы инновационных идей в образовании, в социально-педагогическом движении, в образовательных системах и институтах, в педагогических технологиях [1; 2; 7];
2) как проектная деятельность учащихся, реализуемая в системе основного и дополнительного образования, которая имеет свои психологические особенности и располагает широкими возможностями для развития личности. (В.В. Гузеев, Н.В. Матяш, Н.Ю. Пахомова и др.) [4; 10; 12].
Опираясь на стандарты второго поколения [14], где раскрываются типы проектных задач и система оценивания проектных задач, в нашей работе мы использовали второе определение проектной деятельности учащихся. Исходя из фундаментальных категорий учения о деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) [3; 5; 8; 15], Н.В. Матяш, Н.Ю. Пахомова, И.Д. Чечель в структуре проектной деятельности выделяют следующие компоненты: субъект, объект, цель, мотивация, процесс, средства, способы и результат [10; 13; 16].
Объектом проектной деятельности учащихся могут быть различные учебные задачи, проблемы, задания, ситуации, процессы. Субъектом проектной деятельности являются ученик или группа учащихся, целью познавательной активности (осознанной и мотивированной) выступает проект как некоторое описание будущего объекта. И.Д. Чечель выделяет шесть этапов проектной деятельности [16]. Первый этап (старт) включает в себя выполнение следующих задач: определение темы проекта, уточнение целей, исходного положения, выбор рабочей группы. Деятельность учащихся заключается в том, что они уточняют информацию, обсуждают задание, учитель мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, наблюдает за учащимися.
Второй этап (планирование) включает анализ проблемы, определение источников информации, постановку задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде. Деятельность учащихся определяется тем, что они формируют задачи, уточняют информацию (источники), выбирают и обосновывают свои критерии успеха, учитель помогает в анализе и синтезе (по просьбе учащихся), наблюдает за их действиями.
Третий этап (принятие решения) - сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности. Деятельность учащихся заключается в том, что они работают с информацией, проводят синтез и анализ идей, выполняют исследование, учитель наблюдает и консультирует.
Четвертый этап (осуществление проекта) - учащиеся выполняют исследование и работают над проектом, оформляют проект, учитель наблюдает, дает советы.
Пятый этап (оценка результатов) включает в себя анализ работы над проектом, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин, анализ путей достижения поставленной цели. Учащиеся участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке, учитель наблюдает и направляет этот процесс, если появляется необходимость.
Шестой этап (защита проекта) заключается в подготовке доклада, обосновании процесса проектирования, объяснении полученных результатов, осуществляется коллективная защита проекта и оценка. Учащиеся участвуют в коллективной оценке результатов проекта, учитель также участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.
Согласно И.Д. Чечель, метод проектов - это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования) [17]. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
Исследовательский проект по содержанию может быть монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета), межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, история, литература), надпредметным (например, «Дом, в котором я хочу жить» и т.д.). Выполняется проект в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских. Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается усвоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса лишь часть содержания обучения.
Самый важный момент при введении в учебный процесс исследовательских проектов - это организация проектной деятельности, особенно ее подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут вынесены на проектирование. Далее нужно сформулировать 15-20 как индивидуальных, так и групповых тем на класс, работа по которым потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования опыта. Желательно дифференцировать темы по степени сложности (уровню абстракции, степени креативности). Учащийся должен иметь возможность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальную или групповую), степень сложности проектной деятельности.
Рассмотренные источники свидетельствуют, что метод проектов достаточно исследован, но, тем не менее, отдельные прикладные аспекты применения данного метода требуют уточнения, в частности, - внедрение проектной деятельности в процесс экологического образования учащихся в системе дополнительного образования. Ценность дополнительного образования детей заключается в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. Дополнительное образование детей - это поисковый вид деятельности, апробирующей иные, не традиционные пути решения различных жизненных задач (в том числе ситуаций неопределенности), стимулирующей процессы личностного саморазвития.
В процессе внеклассной работы происходит не только сообщение учащимся определенных знаний, развитие их умений и навыков, но и применение последних на практике. Дополнительное образование приучает детей к самостоятельной творческой работе, развивает инициативу, вносит элементы исследования в работу учащихся, содействует выбору будущей профессии. Например, внеклассная работа по экологическому образованию должна способствовать развитию творческих способностей учащихся, их оздоровлению и отдыху. Изучая окружающую среду в естественном состоянии, учащиеся на основе непосредственных впечатлений осмысливают нормы и правила поведения в природе, на конкретных примерах убеждаются, что естественнонаучные знания являются научной основой оптимального взаимодействия человека и окружающей среды. Исследование реальных эколо-
гических проблем дает учащимся богатый материал для обсуждения проблемных ситуаций, они с интересом ищут выход из них. При этом многие учащиеся обращаются к изучению дополнительной литературы и народного опыта природопользования, что расширяет кругозор и способствует зарождению будущих профессиональных интересов.
Согласно Н.М. Мамедову, С.Н. Глазачеву, экологическая культура становится мерой цивилизованности общества: оно не может рассматриваться как отвечающее современному уровню цивилизованного развития, если разрушает природную среду существования. Следовательно, экологическая культура становится строго обязательным требованием жизни в мировом сообществе [9]. Приобщение к экологической культуре обязательно для каждого человека, для каждой страны и человечества в целом, что предопределяет необходимость разработки теоретических основ этой области культуры и эффективных методов ее формирования.
Основным механизмом формирования экологической культуры призвана стать целенаправленная система экологического образования, под которым понимается непрерывный процесс обучения, направленный на усвоение систематизированных знаний об окружающей среде, умений и навыков природоохранительной деятельности. И.Д. Зверев [6] указывает, что экологическая культура отражает целостное понимание мира, синтез многообразных видов деятельности человека, основанных на знаниях уникальных свойств биосферы, доминирующего положения в ней человека. Более того, экокультура становится ведущим компонентом общей культуры, развития материальных и духовных ценностей. Постепенно происходит обогащение методического арсенала экообразования благодаря использованию современных технических средств обучения: компьютерные программы, интерактивное видео и медиатеки, моделирование экологических процессов и ситуаций, средства и методы мониторинга, биотестирования и биоиндикации.
Анализ вышеприведенных работ показывает, что в методике экологического образования появляются новые элементы, учебный процесс строится не в форме предметного преподавания, а в виде учебных проектов, выявляются преимущества проектного метода по сравнению с традиционным обучением, которые целесообразно использовать в экологическом образовании в системе дополнительного образования. Во-первых, главная ценность проекта определяется возможностью включения учащихся в самые разнообразные виды деятельности, развития творческого мышления, самостоятельности, исследовательских навыков. Во-вторых, проекты не ограничены во времени, пролонгированы. В-третьих, проект учащихся включает в себя не только постановку определенной умственной задачи (проблемы), но и ее практическое выполнение в естественных условиях. В-четвертых, проектный метод обучения способствует установлению междисциплинарных связей между учебной темой, учебным материалом и непосредственным жизненным опытом ученика, его деятельностью в практических заданиях, расширяющих этот жизненный опыт. В-пятых, при выполнении проектов учащийся имеет возможность выбора вида проекта, своей роли в данном проекте. Данные достоинства проектного метода обучения реализованы при осуществлении экологических проектов в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» (МОУ ДОД «СЮН») Кировского района городского округа города Уфы.
Учащимися МОУ ДОД «сЮн» реализовывались как индивидуальные, так и групповые проекты, которые являлись составной частью массовых экологических проектов, таких как: «Зеленый нимб Уфы», «Птицы родного края» (г. Уфа, Республика Башкортостан). Дети приняли участие в районном конкурсе рисунка «Этот удивительный мир», в городском конкурсе рисунков «Башкортостан - природы край бесценный», в республиканских акциях «Первоцветы» и «Летопись добрых дел по сохранению природы», в республиканском смотре-конкурсе «Пернатые друзья моего Башкортостана», во Всероссийской научной эколого-биологической олимпиаде обучающихся в учреждениях дополнительного образования. В объединениях «Экология человека» и «В мире животных» был выполнен творческий групповой проект «В защиту елей» по следующему плану.
Первый этап: учащиеся уточнили информацию о елях, об их охране, обсудили задание акции «Зеленый нимб Уфы» и определили цель проекта - защита елей от незаконных порубок в предновогодний период (мотивация проекта). Проводились агитационная работа с населением, рейды по местам массовой торговли (изъятие незаконно срубленных елей), конкурсы среди школьников города в защиту елей, а также социологические опросы (участие населения в природоохранных мероприятиях по рациональному использованию лесных богатств).
Второй этап: учащиеся изучили проблему охраны елей от незаконной вырубки, представили проект в виде серии фотолистовок с сопровождающими надписями и, разделившись на две группы, оформили две различные папки.
Третий этап: учащиеся уточнили собранную информацию, отобрали лучшие имеющиеся фотографии, оформили творческие папки. Первая - отражает посадку елей высокопоставленными лицами (президентами различных стран) при открытии каких-либо новых объектов; она названа «Мы тоже можем последовать их примеру!». Вторая - описывает использование искусственных елей, и содержит информацию о сохранении леса и бережном отношении к природе (вырубка елей ведет к уничтожению леса и разрушению лесной экосистемы).
Четвертый этап: две группы учащихся выполнили свои исследования и поработали над проектами. Пятый этап: учащиеся в коллективе проанализировали свои творческие проекты и оценили себя. Шестой этап: учащиеся подготовили доклад, защитили проект в районной акции «Зеленый нимб Уфы». Суммарная оценка работы и защиты «отлично».
Следующий проект учащихся объединения «В мире животных» - «Птицы родного края» - являлся групповым и относился к исследовательскому типу по доминирующему виду деятельности.
Первый этап: тема проекта определилась по названию акции «Птицы родного края», проходившей по районам города Уфы; цель проекта - изучение орнитофауны Республики Башкортостан. Группа учащихся, выполнявших проект, состояла из 24 учащихся и разделилась на подгруппы.
Второй этап: учащиеся определили источники информации для выполнения проекта: Интернет, Красная книга Республики Башкортостан, Энциклопедия Республики Башкортостан, фотографии редких и исчезающих птиц Республики Башкортостан, определители птиц, чучела птиц; книги ведущих орнитологов Республики Башкортостан. Для успешного выполнения проекта учащиеся были разбиты на группы со своим отдельным заданием: -орнитологическая группа изучает орнитофауну Республики Башкортостан; -экологическая группа составляет свой каталог с описанием редких птиц Республики Башкортостан и указанием способов их охраны;
-музыкальная группа изучает музыкальные (певческие) особенности птиц; -литературная группа готовит материал и проводит беседу «Кто и как встречает весну»; - творческая группа проводит итоговую викторину «Что ты знаешь о птицах?»; -практическая группа мастерит и развешивает кормушки для птиц, ведет подкормку и наблюдение за прилетом зимующих птиц;
-психологическая группа изучает влияние птиц на эмоциональное состояние и здоровье человека;
-этнографическая группа готовит доклад «Значение птиц в культуре и быте башкир»; -компьютерная группа после совместного обсуждения систематизирует собранный материал и оформляет папку «Птицы родного края».
Третий этап: каждая группа работает с собранной информацией и выполняет ее анализ. Четвертый этап - выполнение проекта (декабрь 2009 - март 2010 г.): каждая группа представила собранную информацию, и все вместе отобрали наиболее полезное для общего проекта; изготовленные кормушки развешивались в парках г. Уфы; проводились наблюдения за поведением и жизнью птиц и их подкормка; велся подробный дневник наблюдений; оформлялся исследовательский групповой проект.
Пятый этап: каждая группа выступила с докладом, которому была дана оценка.
Шестой этап: в защите проекта приняли участие коллективы образовательных учреждений № 3, 5, 9, 11, 18, 21, 22, 34, 119, 126, 144, 158 и учащиеся объединений СЮН: «Зоология», «Декоративная композиция», «Экология», «Генетика», «В мире животных» «Природа и творчество», «Природная мастерская». Жюри определило победителей в номинациях «Отчет», «Плакат», «Листовка», «Творческий подход».
Учащимися объединения «Экология человека» был выполнен исследовательский групповой проект «Первоцветы». Цель проекта: способствовать формированию экологического мировоззрения, воспитывать любовь к природе края, развивать интерес к изучению и охране раннецветущей флоры Республики Башкортостан. Учащиеся выяснили, какие растения входят в группу первоцветов и изучили места их произрастания; выпустили агитационные листовки и плакаты в защиту первоцветов; сочинили стихи и рассказы о первоцветах, в том числе, занесенных в Красную книгу; изучили журналы «Табигат», газеты «Подрост», «Экорост», информацию в Интернете.
В городской акции «Марш парков» учащиеся объединения «В мире животных» представили исследовательские парные проекты: «Изучение жизнедеятельности белки в зеленой зоне "Президент-отеля"» (Н. Хылпус и Э. Музафин): раскрыли зоологию белки (систематика, анатомия белки, питание и распространение белки), обнаружили следы белки в зеленой зоне, шишки, обработанные белкой, сфотографировали белку, выяснили с помощью определителя, какой вид белки обитает в данной окрестности.
При выполнении исследовательского парного проекта «Изучение жизнедеятельности дятла в зеленой зоне "Президент-отеля"» К. Илларионовой и К. Яковлевой проведен содержательный анализ следов его жизнедеятельности: определен вид дятла, собраны обработанные им шишки и ветки деревьев, сделаны фотографии.
Выполнения проектных исследований и проектного обучения осуществлялось в атмосфере взаимодоверия, взаимопомощи и сотрудничества; занятия в объединениях «В мире животных», «Экология человека» стали более деятельными и творческими; ребята сами предлагают экологические проекты, которые хотели бы осуществить в будущем. Как результат оценивания творческой научной деятельности было введено «экологическое порт-фолио» учащегося объединения МОУ ДОД СЮН Кировского района городского округа город Уфа, которое представляет собой форму и процесс организации образцов, продуктов учебно-познавательной деятельности обучающихся, предназначенных для последующего анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности тех или иных параметров развитости конкретного учащегося [10].
«Экологическое портфолио» - это и организатор деятельности (учебный органайзер), и хранилище материалов, и отражение пути, пройденного каждым отдельным учеником в соответствии с его индивидуальными способностями и потребностями. Специфика портфолио позволяет эффективно использовать его при организации проектной деятельности в системе дополнительного образования. «Экологическое портфолио» воспитанников объединения «В мире животных» включает следующие разделы: «Моя деятельность в объединении «В мире животных», участие в других групповых проектах, свои индивидуальные проекты, фотографии, рассказы, рисунки о животных, об экологии животных; план выполнения проекта, этапы, вся собранная информация по теме проекта, записи всех идей, гипотез и решений, эскизы, наброски, материалы к презентации; паспорт проекта; раздел «Мои достижения» показывает результативность работы данного учащегося (грамоты, дипломы, удостоверения об окончании какого-либо объединения МОУ ДОД «СЮН»; «Мой домашний питомец» - творческий или исследовательский проект о своем питомце.
Результаты проектной деятельности отразились в экологическом портфолио воспитанников: творческий проект «В защиту елей» занял I место в районной акции «Зеленый нимб Уфы», исследовательский проект «Птицы родного края» воспитанников объединения «В мире животных» был отмечен I местом в районной экологической акции «Птицы родного края», парные исследовательские проекты участвовали в акции «Марш парков». Учащиеся объединения «Экология человека» заняли II место в городском конкурсе интеллектуальная
экологическая игра «Колесо фортуны», выполнили исследовательские проекты «Организация экологической тропы в лесопарковой зоне города Уфы», творческий проект «Экологический паспорт СЮН и прилегающей к нему территории».
Наши наблюдения и анализ результатов педагогического эксперимента свидетельствуют, что выполнение экологических проектов способствует формированию экологической культуры учащихся в системе дополнительного образования, инициирует личностные изменения учащихся в процессе занятий в объединениях «Экология человека» и «В мире животных». В экологическом образовательном процессе необходимо учитывать возрастные особенности учащихся применительно к проектной деятельности, значимость «экологического портфолио» как важного компонента проектной деятельности, а также роль контекстного обучения в процессе проектирования.
1. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст] : учеб. пособие / В.С.Безрукова. - Екатеринбург : Деловая книга, 1996. - 342с. - ISBN 5-88687-015-6.
2. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) [Текст] / В.П.Беспалько. - М. - Воронеж : МОДЭК, 2002. - 352с. - 5000 экз. - ISBN 5-89502-320-7.
3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский ; под ред. В.В. Давыдова. - М. : Педагогика-Пресс, 1999. - 534с. - ISBN 5-7155-0747-2.
4. Гузеев, В.В. «Метод проектов» как частный случай технологии обучения [Текст] / В.В.Гузеев // Директор школы. - 1995. - №6. - С.39-48.
5. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] : учеб. пособие / В.В.Давыдов. - М. : Академия, 2004. - 283с. - 5100 экз. - ISBN 978-57695-1598-9.
6. Зверев, И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы // Экологическое образование: концепции и технологии : сб. науч. тр. / под ред. проф. С.Н. Глазачева. - Волгоград : Перемена, 1996. - С. 72-84.
7. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование [Текст] : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. - М. : Академия, 2007. - 288с. - ISBN 978-5-7695-4058-5.
8. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / А.Н.Леонтьев. - М. : Смысл : Академия, 2005. - 352с. - ISBN 5-7695-2496-0.
9. Мамедов, Н.М. Экологическое образование как предпосылка устойчивого развития общества [Текст] / Н.М. Мамедов, С.Н. Глазычев // Экологическое образование: концепции и технологии : сб. науч. тр. / под ред. проф. С.Н. Глазачева. - Волгоград : Перемена, 1996. - С. 16-26.
10. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников [Текст] : кн. для учителя начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. - М. : Вентана Граф, 2004. - 106 с. - 1000 экз. - ISBN 5-9252-0214-7.
11. Мухамедьянова, Г.М. Портфолио: введение в теорию и практику [Текст] / Г.М. Мухамедьянова, С.А. Муха-медьянов. - Уфа : изд. дом «Чурагул», 2007. - 102 с.
12. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст] : пособие для учителей и студентов пед. вузов / Н.Ю.Пахомова. - М. : АРКТИ, 2003. - 112с. - 1500экз. - ISBN 978-5-89415-268-4.
13. Пахомова, Н.Ю. Что такое метод проектов? [Текст] / Н.Ю.Пахомова // Школьные технологии. - 2004. - №4. -С. 93-96.
14. Проектные задачи в начальной школе [Текст] : учеб, пособие для учителя / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина ; под ред. А.Б.Воронцова. - М. : Просвещение, 2009. - 176 с. (Сер. «Стандарты 2-го поколения»). - 4000 экз. - ISBN 978-5-09-018495-3.
15. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2005. - 713с. - ISBN 5-314-00016-4.
16. Чечель, И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанности всезнающего оракула [Текст] / И.Д.Чечель // Директор школы. - 1998. - №3. - С.11-16.
17. Чечель, И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов [Текст] / И.Д. Чечель // Директор школы. - 1998. - №4. - С.3-10.