КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА (СУРДОПЕДАГОГИКА И ТИФЛОПЕДАГОГИКА, ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА И ЛОГОПЕДИЯ)
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
ДОУ Хвостикова А.А.
Хвостикова Алёна Александровна - учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 5, ст. Крыловская, Краснодарский край
Аннотация: с самого рождения природа родного края окружает малыша, эмоционально влияет на него, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Природа - безграничный ресурс духовного и речевого обогащения детей. Ключевые слова: ребенка, природа, окружающая среда, экологические игры.
Взаимодействие человека с окружающей средой - весьма важный вопрос современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, так как развитие цивилизации, воздействие людей на природу становится слишком мощным и приобретает планетарный характер. Природа сама уже не в силах залечить нанесенные ей травмы. Одним из важнейших условий сохранения природных ресурсов планеты и окружающего мира в целом, является просвещение людей в вопросе охраны природы, экологического воспитания всего населения и, особенно, подрастающего поколения.
Дошкольное детство - наиболее благоприятная стадия формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к своей личности и к окружающим людям.
Исключительное значение общению ребенка с природой придавали великие русские педагоги К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, писатели Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и другие. Их подходы, основаны на близком взаимодействии с природой, природоведческих наблюдениях, предполагали формирование в ребенке моральных начал, способность наблюдать за красотой природы, ощущать и понимать ее, а также формирование познавательного интереса, анализ природы как многоцелевого объекта для обучения ребенка.
Становление детей должно быть гармонично, при этом достичь многого в формировании ребенка возможно, не усаживая его раньше положенного за школьную парту, а предоставляя возможность ребенку контактировать с природой.
Главным проводником экологического образования в дошкольном возрасте считается воспитатель.
Вопросы экологического воспитания, которые может решить педагог:
- развитие концепции научных экологических знаний, доступных ребенку-дошкольнику;
- воспитание бережного отношения к окружающему миру;
- формирование положительных эмоций по отношению к природе;
- развивать стремление сохранять и оберегать природу.
Особенность деятельности педагога в группах для детей с общим недоразвитием речи заключается в том, что воспитатель решает не только общеобразовательные, но и коррекционно - воспитательные задачи.
Главная цель учителя-логопеда ДОУ - всестороннее развитие речи дошкольника, имеющего общее недоразвитие речи. У подобных детей заметны недостаток словарного запаса, частое применение в речи существительных и глаголов и редкое употребление имен прилагательных, местоимений, наречий, предлогов, сочинительных и подчинительных союзов, которые обязаны присутствовать в словарном запасе детей старшего дошкольного возраста. Помимо этого, у детей мало сформированы высшие психические функции, непосредственно связанные с речью ребенка (внимание, память, мышление, воображение).
В случае же если в коррекционно-воспитательной деятельности основная роль принадлежит учителю-логопеду, а воспитатель является активным помощником, то при выполнении общеобразовательных задач, которые исполняются воспитателем самостоятельно, роли педагогов меняются: учитель-логопед становится активным помощником и участником.
В данном случае логопед осуществляет следующие коррекционные задачи:
- развитие высших психических функций, которые непосредственно связанны с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение);
- обогащение словаря, овладение ребенком прежде незнакомых слов, а также новых значений слов, уже имеющихся в их лексиконе;
- развитие у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;
- формирование бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
Выходит, что занятия воспитателя и учителя-логопеда не копируют друг друга, а
обоюдно дополняют, информация подается так, что материал фиксируется многократно на разных уровнях.
В педагогической деятельности применяются разнообразные способы:
- наглядные (наблюдения, рассматривание иллюстраций и картинок;
- словесные (беседы, речевые игры, чтение художественной литературы,
- практические (экологические игры).
С целью увеличения эффективности развития словаря и грамматического строя речи у дошкольников огромная значимость уделяется дидактическим эколого-речевым играм:
1. Игра «Рыбы — птицы — звери»
Материал: мяч.
Ход игры: Взрослый бросает мяч ребенку и произносит слово «птица». Играющий, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей».
2. Игра «Хорошо - плохо»
Цель игры: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях. Умение рассуждать.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку разные ситуации, а он делает умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью - хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки - это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди - это плохо или хорошо?», «Снежная зима - это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые - это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду - это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова - это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле - это плохо или хорошо?» и так далее.
3. Игра «Что это такое?»
Эта игра упражняет детей в умении отгадывать предметы живой или неживой природы. Рассказывать признаки предметов.
Ход игры: Ребенок загадывает предмет живой или неживой природы, начинает перечислять его признаки.
4. Игра «Какая, какой, какое?»
Цель игры: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению.
Ход игры: Взрослый называет слово (объект живой и неживой природы, а ребенок подбирает как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.
Например: белка - рыжая, шустрая, маленькая, пронырливая...
Главная задача дидактических речевых игр экологической направленности состоит в том, чтобы сформировать у детей мотивацию к природоохранной деятельности: вызвать у них интерес и стремление заботиться за объектами природы, эмоционально настроить ребенка на тот или иной вид труда, стимулировать их в процессе выполнения поручений.
Такого рода подход содействует совместной работе, эмоциональному и психологическому сближению родителей и детей. Демонстрирует родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.
Осуществление системы экологического воспитания дошкольников обеспечивает всестороннее развитие детей. У них совершенствуется интеллект, расширяется кругозор, развиваются сенсорные способности, моторика, наблюдательность, речь, повышается культура поведения детей в природе и окружающей среде.
Список литературы
1. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. М. ООО «Издательство ГНОМ», 2013.
2. Альбом 1. Мир растений, Альбом 2. Мир животных, Альбом 3. Мир человека. М.: Гном, 2014.
3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! СПб.: «Детство-пресс», 2006.
4. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие / Под ред. С.Н. Николаевой. М.: Педагогическое общество России, 2007.
ЛОГОРИТМИКА - ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ Хвостикова А.А.
Хвостикова Алёна Александровна - учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 5, ст. Крыловская, Краснодарский край
Аннотация: логоритмические занятия направлены на совершенствование речи детей, овладение ими двигательными навыками, развитие умения ориентироваться в окружающем мире, творчески проявлять себя. Ключевые слова: движение, речь, дошкольник.
Логопедическая ритмика - технология, содержащая в себе ресурсы логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
Фундамент логоритмики - это движение, музыка и речь.
Логопедическая ритмика - это вид интенсивной и активной терапии движениями, что содействует преодолению различных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи вплоть до тяжелых речевых дефектов, таких, как ОНР, заикание и алалия.
Логоритмика делает акцент на два ключевых направления в работе с дошкольниками, испытывающих речевые проблемы:
1. Формирование неречевых процессов: усовершенствование общей моторики, ориентации в пространстве, координации движений; нормализации мышечного