Демакова И.Г. ©
Учитель - логопед высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
ЛОГОРИТМИКА В СИСТЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Аннотация
В данной статье представлена такая система работы, которая исправляет нарушенные речевые функции, развивает функциональные системы ребёнка и не дает возможности сформироваться неречевым симптомам при речевой патологии.
Практическая значимость данной идеи - внедрение здоровьесберегающей технологии в процесс коррекционно - логопедической работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Она отличается от традиционной системы тем, что основным коррекционным фактором здесь является двигательная направленность.
Ключевые слова: коррекция речи, ребенок, здоровьесбережение. Keywords: correction of speech, child, health.
Конец XX- начало XXI века в нашей стране характеризуется резким ухудшением здоровья. По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Причины роста речевой патологии у детей достаточно разнообразны: плохая экологическая обстановка, несбалансированное питание, педагогическая неподготовленность родителей, увеличение рождаемости детей с патологией центральной нервной системы, информационные нейропсихические перегрузки.
Я работаю логопедом в специализированном коррекционном детском саду для детей с тяжелыми нарушениями речи. Поэтому, считаю целесообразным рассмотреть проблему здоровьесбережения на уровне дошкольного процесса воспитания и обучения ребёнка и предложить свою систему работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья у данной категории детей.
Наблюдая за детьми с речевой патологией, становится очевидно, помимо речевых расстройств у детей виден целый комплекс неречевых нарушений. Среди них невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность, повышенная раздражительность, повышенная утомляемость, трудности поведения. Движения детей, страдающих нарушениями речи, характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, неуверенностью при правильном воспроизведении их формулы. Выявлены затруднения в точном удержании позы, темповые расстройства. Имеет место неточность, суетливость при выполнении мелких движений. Произвольные речевые и мимические движения отличаются от нормы. Дети затрудняются в выполнении проб на статическую и динамическую координацию, отмечается слабое развитие чувства ритма, нарушение одновременности движений. Наблюдается переключаемость движений, утомляемость, истощаемость, недостаточная упражняемость в моторных навыках. В ряде случаев страдают выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции.
Наблюдаются патологические движения, синкинезии, многообразия сопутствующих речи движений. Обнаруживаются трудности действий с мелкими
© Демакова И.Г., 2012 г.
предметами, а также изменения в состоянии мимической моторики, нарушение координации речи с движением.
В неречевых психических функциях отмечается нарушение слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, снижение способности активной саморегуляции произвольного внимания, снижение скорости мыслительных операций, недоразвитие абстрактно - логического мышления.
На определенном этапе работы для меня стал важен вопрос: как использовать логопедические занятия так, чтобы они не только корректировали речевые проблемы детей, но и параллельно нормализовывали неречевую симптоматику. Целью моей работы стало создание такого вида занятий, который, с одной стороны, исправлял бы нарушенные функции, а с другой - развивал функциональные системы ребёнка, и не давал возможности сформироваться неречевым симптомам при речевой патологии.
Я не буду оригинальной, если скажу, что двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.
Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор - этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями. Существенной стороной влияния физических упражнений является повышение эмоционального тонуса, улучшение настроения. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором.
Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств. Организм ребёнка представляет собой единое целое, где деятельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью других.
Развитие речи детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в логопедической группе - основная задача логопеда в данной группе. Для детей с речевой патологией в детском саду часто оказываются невыполнимыми требования, предусмотренные типовой программой воспитания. Многие дети нуждаются в особых программах физического воспитания, в которых должен быть учтён весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Необходимо найти такие приемы и методы обучения, которые бы способствовали максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние) и переработки информации.
Именно этим требованиям отвечает система работы по логоритмике, которую я использую в своей практике. Данная система занятий отличается от традиционной тем, что я постоянно использую на занятиях мячи - фитболы. Весь речевой материал отрабатывается с их помощью. Её высокая эффективность определяется коррекционными возможностями данной системы занятий.
На протяжении ряда лет, занимаясь с дошкольниками с нарушениями речи такой логоритмикой, я обратила внимание, что помимо коррекции речи и неречевых функций, дети меньше болеют, у них улучшилась осанка, внимание, настроение. Дети стали более ловкими, выносливыми, сильными. Уникальное сочетание физических упражнений, музыки, проговаривание стихов в ритме движений или пение в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, а также вызывает эмоциональный подъем. Она способствует воспитанию познавательной, волевой сфер личности, гармоничному физическому и художественному развитию детей, памяти,
выразительности движений, формирует музыкально - ритмическое чувство. Если рассматривать логоритмику с лечебной точки зрения, то она изменяет общую реактивность организма, повышает его сопротивляемость и неспецифическую устойчивость к болезням. Она позволяет разрушить патологические динамические стереотипы и формирует новые, обеспечивающие необходимую адаптацию.
Такие логоритмические занятия способствуют воспитанию личных качеств: подражательность, активность, инициативность, самостоятельность, коллективизм; воспитанию волевых качеств: смелости, настойчивости, решительности, выдержки.
Но что же такое логоритмика? Итак, логоритмика - это система занятий, направленная на преодоление речевых нарушений и сопутствующих им неречевых проявлений у детей с речевой патологией путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Теоретической основой для построения системы работы по логоритмике выступает теория уровневой организации движений Н.А. Бернштейна. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой, представляет собой целостный воспитательно - коррекционный процесс. Перевоспитание нарушенных функций и дальнейшее развитие сохранных функций требует от ребёнка собранности внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти.
Таким образом, коррекционные логоритмические упражнения, с одной стороны исправляют нарушенные функции, а с другой - развивают сохранные функциональные системы ребёнка, то есть развивают речевую функциональную систему и неречевые процессы.
Цель логоритмики - преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции речевых и неречевых психических функций и, в конечном итоге, адаптация ребёнка к условиям внешней и внутренней среды. Так, разработанная мной логоритмика, служит цели нормализации двигательных функций и речи, объединяет как работу по коррекции моторики, так психотерапевтические и общевоспитательные мероприятия.
Задачи логопедической ритмики определяется как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.
Решение оздоровительных задач обусловлено теми отклонениями или недостатками в физическом состоянии детей с речевой патологией, которые или являются предрасполагающими факторами в возникновении речевого нарушения, или усугубляются в связи с ними. Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений, развивается способность произвольно двигаться в пространстве, разрушаются патологические динамические стереотипы, способствует развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений, организаторских способностей. Решение воспитательных задач содействует умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию детей с речевой патологией.
Коррекционная направленность занятий обусловлена учётом механизма и структуры речевого нарушения и неречевых процессов, комплексностью и поэтапностью логопедической работы. Я учитываю возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов.
Для достижения оптимальных результатов логоритмических занятий, я считаю целесообразно строить их в плане равномерного распределения психофизической нагрузки.
Каждое логоритмическое занятие включает в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, основные виды движения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гиманстика для глаз). Дыхательные упражнения основаны на методе Б.
Толкачёва (озвученный выдох), звуковом дыхание М. Лазарева, доступных приемах по методу В. Емельянова. В каждое занятие я включаю пальчиковые игры или массаж пальцев, так как мелкая моторика напрямую связана с речью. И обязательно на каждом занятии присутствуют фитболы, с помощью которых решается большая часть задач.
Средства, которые я использую в логоритмике следующие:
- ходьба и маршировка в различных направлениях;
- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- упражнения, активизирующие внимание;
- речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- упражнения, формирующие чувства музыкального размера или метра;
- упражнения, формирующие чувства темпа;
- ритмические упражнения;
- пение;
- игровая деятельность;
- упражнения для развития творческой инициативы;
- разнообразные виды движения;
- подвижные игры, творческие этюды для развития волевых качеств, активности, самостоятельности, инициативы;
- упражнения, подвижные игры с правилами для развития общей моторики, моторики рук, кистей, пальцев;
- упражнения для развития мимики лица и орального праксиса;
-игры с пением, хороводы, игры - драматизации с музыкальным сопровождением для развития просодии речи;
- упражнения на реалаксацию;
- этюды для развития воображения, творческих способностей;
- упражнения на ориентировку в пространстве;
- ритмико - гимнастические упражнения;
- упражнения на снятие напряжения и успокоения детей;
- чтение стихов, сопровождающееся движением;
- мимические упражнения;
- логопедические упражнения;
- разные виды массажей;
- коррегирующая гимнастика;
- игры на развитие и коррекцию дыхания, голоса;
- пластические этюды.
Основной принцип построения всех перечисленных видов работы - тесная связь движения с музыкой. Следующий принцип предполагает обязательное включение речевого материала. И всё это осуществляется при непосредственном использовании мячей - фитболов.
В планировании логоритмических занятий я использовала принцип концентрического наращивания материла по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем. Основа занятий может быть разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, элементы соревнования и т.д.
Следует отметить, что данный вид занятий проводится мной 1-2 раза в неделю. Это фронтальное занятие со всей группой детей, на котором обязательно ведется индивидуальная работа. Время занятия зависит от возрастной группы детей.
Для оценки эффективности оздоровительного курса занятий по логоритмике я составляю карту индивидуального психомоторного развития ребёнка и групповой
динамики проведенных оздоровительных занятий. По результатам диагностики определяется уровень психомоторного развития группы, выявляются наиболее выраженные нарушения статической, динамической, зрительно - моторной или тонко дифференцированной координации и осуществляется планирование и построение коррекционного курса занятий.
Заключение
Таким образом, ежегодно изучая данные диагностик, я позволила себе сделать вывод о том, что использование в системе работы занятий по логоритмике с мячами -фитболами позволяет полностью скорректировать нарушенные речевые функции у детей или не дать развиться данным нарушениям у детей с тяжелыми речевыми проблемами.
Помимо этого, к школе дети более физически развиты, развиваются дыхательная, опорно - двигательная система, приходит в норму нервно - психическое развитие. Также обучение с применением дифференцированных приёмов логоритмической работы положительно сказывается и на состоянии речи данной категории детей.
Итак, опираясь на диагностические данные, полученные мной за несколько лет работы, я позволю утверждать, что система логоритмических занятий (с использований мячей - фитболов) является здоровьесберегающей технологией в воспитательно -образовательном процессе специального коррекционного дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушениями речи.
Литература
1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М: ВЛАДОС, 2002.
2.Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ.- М.: Айрис-Пресс, 2006.
3.Ноткина Н.А. Влияние физических упражнений на формирование двигательных способностей дошкольников. - М., 1998.
4.Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. - М: Гном-Пресс, 1998.
5.Страковская Л.В. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. - М: Медицина, 1978.