Научная статья на тему 'Экологически устойчивое развитие рекреационных территорий регионов'

Экологически устойчивое развитие рекреационных территорий регионов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
490
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Григоренко Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологически устойчивое развитие рекреационных территорий регионов»

2. Мобилизационный. Данный сценарий основывается на предположении, что под влиянием растущего социального напряжения властные структуры будут вынуждены принять административные меры по распределению жизнеобеспечивающих ресурсов, а также установить в целях предотвращения массового обнищания населения в регионе административный контроль над монополизированными секторами экономики.

3. Реанимационный. В соответствии с реанимационным сценарием должен предусматриваться комплекс мер, ориентированный на подъем инвестиционной активности и экономический рост, на повышение конкурентоспособности региональной экономики.

Представляется, что именно последний вариант отвечает долгосрочным интересам развития региона и большей части его населения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Данеев О. Моделирование отраслевой структуры региональной экономики // Консультант директора. - 2004. - № 11. - С. 20 - 21.

2. Гранберг А. Г. Региональная экономика и региональная наука в России: десять лет спустя // Регион: экономика и социология. - 2005. - № 1. -С. 57 - 82.

3. Суспицин С. А. Сводные индексы положения регионов Российской федеации по федеральным округам в 2005 г. // Регион: экономика и социология. - 2006. -№ 1. - С. 213-221.

4. Сенчагов В. К. Укрупнение регионов: цели и реальность // Федерализм. - 2005.

- № 3. - С. 5 - 36.

5. Статистический ежегодник Ростовская область 2005: Стат. сб./ Ростоблком-стат - Ростов-на-Дону, 2005. - 864 с.

6. Павлов К. В. Управление экономикой региона с учетом оценки воспроизводственных диспропорций // Ресурсы регионов России. - 2005. - № 4. - С. 2 - 16.

7.Думова И. И. Стратегическое управление регионом на основе региональной программы развития // Федеративные отношения и региональная социальноэкономическая политика. - 2005. - № 7. - С. 24 - 25.

8. Глущенко К. П. Регионы России в первом полугодии 2005 // Регион: экономика и социология. - 2005. - № 6. - С. 212 - 224.

Т. Н. Григоренко

ЭКОЛОГИЧЕСКИ УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕКРЕАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНОВ

Быстрое экономическое развитие человеческого общества без учета экологических факторов привело к возникновению глобальных экологических проблем. Устранение возникших противоречий возможно только при переходе общества к новой концепции развития, к устойчивому развитию, основу которого составляет нахождение рационального соотношения между экономикой, социальной сферой и экологией.

Устойчивая экономика - это экономика, в которой энергия, вода, земля и другие ресурсы будут использоваться гораздо более эффективно и рационально, чем в настоящее время. Общая проблема в этом плане, требующая своего решения в сфере производства, заключается в переходе к новому принципу его организации,

*

суть которого в сосредоточении внимания скорее на услугах, чем на товарах .

* Состояние мира. М.: Весь мир. - С.19.

В современных условиях в мире и России резко возросло значение рекреационных ресурсов и рекреационной отрасли хозяйства. Интеграция в мировое хозяйство, проведение рыночных реформ, развитие частной собственности - все это является благоприятным условием для развития туризма и туристско-рекреационной отрасли как в целом в России, так и в масштабах ее отдельных регионов. Развитие рекреации значительным числом исследователей рассматривается также в качестве одного из условий стабилизации региональной экономики и даже самостоятельного перспективного направления для экономики страны в целом и отдельных ее территориальных образований.

В условиях экономики трансформационного периода функционирование рекреационного комплекса, ориентированного на одновременный учет требования охраны окружающей среды и рационального природопользования, требует введения действенного экономического механизма в сферу взаимодействия природы и общества.

Элементами такого механизма на макроуровне национальной экономики являются стратегические цели Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, к числу которых относятся:

- последовательное решение проблем развития хозяйственного комплекса государства, при котором полностью учитываются экологические и природногеографические условия конкретных территорий для обеспечения благосостояния народов, населяющих эти территории;

- достижение на каждой конкретной территории качества среды обитания, отвечающего не только принятым санитарно-гигиеническим нормам, но и той системе ее оценок, которая учитывала бы генетическое здоровье населения;

- восстановление и сохранение биосферного равновесия (на локальном, региональном и глобальном уровнях), генетического фонда животного и растительного мира;

- рациональное использование всего природно-ресурсного потенциала России.

Для реализации перечисленных целей на мезоуровне национальной экономики

выделяются следующие направления природоохранной деятельности, распространяющиеся как на сферу производства продукции, так и сферу предоставления различного рода услуг, в том числе туристско-рекреационных:

- формирование эффективной инфраструктуры рекреационного бизнеса в системе региональной экономики, включающей разработку единой системы природоохранного законодательства, стандартов и нормативных экологических требований к хозяйственной деятельности (при всех формах собственности), антропогенным нагрузкам и состоянию окружающей человека среды;

- создание новых законодательно закрепленных экономических отношений в границах территориально локализованной структуры мезоэкономики, которые позволят осуществить структурную перестройку народного хозяйства региона на базе ресурсо- и энергосбережения, внедрения более совершенной и экологически чистой техники и технологий;

- переход на международные экологические стандарты качества окружающей среды, технологических процессов и производимой продукции, обеспечивающих включение экономик субфедерального уровня в национальную экономику страны, а также Российской Федерации - в систему международного экономического сотрудничества и обеспечение экологической безопасности;

- формирование эффективной системы региональных органов государственного управления в области экологии и природопользования, которые призваны осуществлять единую государственную экологическую политику России, республики, края, области. Эти органы должны рассматриваться в тесной взаимосвязи и объединяться механизмом управления в единую систему;

- повышение эффективности контроля за соблюдением существующих регламентов природопользования в регионе с применением административных и экономических санкций;

- пресечение экологических правонарушений и преступлений;

- привлечение на льготных условиях организаций и фирм (отечественных и зарубежных) для создания объектов природоохранной инфраструктуры региональной экономики при условии использования лучших из имеющихся в мире технологий;

- совершенствование механизма природопользования (введение лицензирования природопользования);

- создание страховых фондов охраны окружающей среды для финансирования деятельности по предупреждению и ликвидации экологических последствий крупных аварий; катастроф и стихийных бедствий;

- введение льготного кредитования и субсидирования предприятий (организаций), осуществляющих экологические программы;

- расширение возмездной (кредитной) формы финансирования природоохранных мероприятий из региональных и национальных экологических фондов;

- создание гарантий соблюдения прав будущих поколений на жизнь в здоровой среде обитания.

Сложности экологических проблем в России и необходимость их скорейшего решения заставляют искать новые формы реализации программ по охране природы, которые, в контексте отмеченной регионализации экономики, должны быть тесно сопряжены в единый комплекс с другими проблемами развития и функционирования территорий.

Огромный мировой и уже имеющийся отечественный опыт свидетельствуют, что устойчивое развитие региона требует функционирования его экономической системы в определенных рамках. Рыночный механизм продолжает работать, но в границах ограничений, установленных органами управления экономикой региона, чтобы избежать непредсказуемых последствий, связанных с деградацией природной среды.

Возникает потребность в выработке стратегий управления развитием региона, объединяющих хозяйственную деятельность человека с экологическими системами с точки зрения проблем экономики, экологии и устойчивого развития, стоящих перед органами управления, производственным и непроизводственными секторами и обществом в целом.

Неоклассический подход к оценке восстановления экосистем рассматривает только выгоды от увеличения качества экосистемы, в то время как улучшение качества природной среды ведет к незначительному изменению хозяйственной деятельности. Такой подход к взаимосвязи экологии и экономики неприемлем, когда речь идет о масштабных трансформациях, таких как восстановление сильно поврежденных экосистем.

Более полным является подход, рассматривающий региональную экономику как структурно выделенную систему, развивающуюся совместно с экосистемой, частью которой она является. В этом случае защита, восстановление и оздоровление экосистемы влияет не только на качество природной среды, но и на направления развития и структуру хозяйственной деятельности на мезоуровне национальной экономики. Данный подход предполагает, что восстановление экосистемы и поддержание ее качества является видом хозяйственной деятельности, частью общего экономического развития региона. Более того, потенциальный уровень экономического развития региона и его структура, формирующиеся из функциональных подсистем - отраслей, сфер экономики и направлений деятельности (к числу которых относится и рекреационный комплекс региона), зависят от экономических выгод, прямо связанных с восстановлением экосистемы, поскольку формирование

потенциала рекреационной составляющей в значительной степени определяется состоянием, характеристиками и параметрами экологической системы региона.

Анализ исследований по вопросам, связанным с охраной и поддержанием в равновесном состоянии региональных экосистем, позволяет выделить еще целый набор видов экономического эффекта от восстановления экосистемы в регионе:

- устойчивое развитие - обеспечение потребностей сегодняшнего дня без угрозы возможностям следующих поколений удовлетворить свои потребности;

- предотвращенных затрат - предотвращенные убытки, которые регион понес бы в противном случае;

- эксплуатация - выгоды от качественного использования природной среды, ставшего возможным после восстановления;

- прямое экономическое развитие - эффекты, связанные с вложениями, возникающими в конце начального периода, включая увеличение капитальных вложений как со стороны частного сектора, так и правительства;

- косвенное экономическое развитие - эффекты, связанные с новыми затратами фирм, являющиеся результатом прямого экономического развития.

Кроме того, само по себе соблюдение природоохранительных норм и сведение негативного воздействия на окружающую среду к минимуму являются предварительным условием осуществления частных и международных инвестиций в новые проекты, связанные с приватизацией или развитием региональной инфраструктуры.

Политика контроля за воздействием на окружающую среду и экологически устойчивого развития необходима для уменьшения негативных последствий осуществления проектов, предполагающих создание новых элементов инфраструктуры, интенсивное использование природных ресурсов или приватизацию существующих государственных предприятий.

Политика экологически устойчивого развития сохраняет природные ресурсы как основу богатства и будущего прогресса региона - узла общенациональных и локальных экономических связей. Экономический рост на мезоуровне зачастую зависит от внешнего финансирования, а меры, предпринимаемые для защиты окружающей среды, часто являются условием поступления средств от частных инвесторов или международных организаций.

Таким образом, проблема загрязнения окружающей среды и нарушения в природе равновесия должна рассматриваться в глобальном и региональном аспектах. При этом необходимо учитывать, что в отношении выработки и реализации вариантов природоохранной деятельности региональный аспект чрезвычайно сложен -большая часть высокопродуктивных экосистем оказывается весьма уязвимой и неустойчивой к воздействиям человека.

Вместе с тем продолжающийся процесс регионализации экономики России как выражение общемировых тенденций экономического развития делает этот аспект все более актуальным, поскольку создает базу для дальнейшего совершенствования территориально-институциональных форм организации производственно-экономической деятельности в регионах. В рамках этого процесса регионы все более утверждаются как функционально-ориентированные подсистемы макроэкономической структуры народного хозяйства, как территориально-хозяйственные системы мезоэкономики, осуществляющие собственный воспроизводственный процесс.

Значительное место в воспроизводственном процессе регионов, обладающих мощным рекреационным потенциалом, занимают объекты рекреационной сферы, потенциал которой напрямую корреспондирует с совокупным экономическим потенциалом региона, не только формируясь под его воздействием, но также определяя и развивая экономический, инфраструктурный, инвестиционный и другие элементы интегрального потенциала региона. Кроме того, сам потенциал рекреации, а

также эффективность его функционирования в значительной степени зависят от специфики воспроизводственной структуры региона, от характеристик, особенностей организации и степени развитости региональных рынков, от институциональной структуры регионального рекреационного рынка, а также от целого комплекса других территориальных факторов.

Однако самой большой проблемой при развитии рекреации является экологическое состояние территории. Само по себе развитие рекреации и уровень доходов от этой отрасли, в первую очередь, зависят от экологического состояния региона.

Поэтому первоочередными задачами всех уровней власти должно стать проведение рекреационных мероприятий с целью улучшения экологической обстановки. Это мероприятия, направленные на улучшение экологической обстановки (установки очистных сооружений, систем утилизации отходов, создание сети зеленых стоянок, природных парков и т.д.), а значит, на улучшение качества окружающей среды и жизни населения.

Именно экологическое состояние - это важнейшая ресурсная детерминанта рыночно-трансформационной траектории развития рекреации региона.

В условиях полного прекращения централизованных инвестиций, обеспечивающих проведение природоохранных мероприятий, на ведущее место выдвигается деятельность, направленная на вычленение в русле многоаспектных направлений инвестирования как производственного, так и непроизводственного (в том числе рекреационного) секторов региональной экономики тех мероприятий, которые прямо или косвенно ориентированы на природоохранную деятельность. В сложившейся ситуации - это наиболее мобильный и действенный рычаг, способный ускорить и видоизменить целенаправленность мероприятий в области экологии. Здесь уже возникает проблема отыскания оптимального сочетания таких понятий, как коммерческая выгода, стратегический экономический интерес и желание улучшить экологическую ситуацию.

Принятие решения о вкладывании инвесторами средств одновременно с другими направлениями инвестирования в экологию помимо благородных целей должно быть связано и с коммерческой выгодой. Наиболее рациональным следует считать выбор такого варианта действий, который позволяет решать проблему экологии комплексно и многопланово, в сочетании с проблемами конкретного сектора экономики региона. С другой стороны, целесообразно инвестировать конкретные экологические программы для конкретных эколого-географических условий региона. При этом важно не только ликвидировать ущерб, возникающий в результате негативного воздействия источников загрязнения на окружающую среду, но и создавать производства и технологии, обеспечивающие восстановление экосистемы, переработку техногенного сырья и создание лучших условий жизнедеятельности человека.

Инвестиции в восстановление и поддержание качества окружающей среды, рассматриваемые, таким образом, в контексте и в сопряжении с инвестированием того или иного сектора экономики (например, рекреации), и последующие, связанные с ними мероприятия, должны быть не только выгодны, но и удовлетворять целям устойчивого развития, требующего, чтобы текущая хозяйственная деятельность не сказывалась отрицательно на возможности поддержания и улучшения качества жизни в будущем.

Выработка начальных вариантов инвестиционной политики в отношении природоохранных мероприятий и последующей инвестиционной деятельности в этом направлении - это интерактивный процесс, в который могут вноситься коррективы в зависимости от предполагаемых результатов деятельности.

Для того чтобы получить полное представление о выгодах от природоохранных инвестиций, восстановление экосистем, как процесс, должно быть интегриро-

вано в общую систему планирования и социально-экономического развития региона.

Идея инвестиций в эколого-охранную деятельность согласуется с экономическими интересами всех групп пользователей природного потенциала. Экономические критерии при решении задач охраны окружающей среды должны в первую очередь опираться на оптимальный характер реализации природоохранных программ, позволяющих инвестировать средства в улучшение качества природной окружающей среды.

В регионах с достаточно развитой экономикой восстановление окружающей среды может оказаться последней задачей в списке эколого-экономических приоритетов; тем не менее, ее решение требует колоссальных финансовых затрат. В отличие от финансирования мероприятий по проведению оценок воздействия на окружающую среду и устойчивому использованию природных ресурсов (проводимых за счет отчислений из доходов от их продажи и специальных сборов), улучшению качества питьевой воды, очистке стоков и переработке твердых отходов (за счет специальных налогов), контролю за уровнем загрязнения окружающей среды (за счет налогов и сборов, взимаемых с предприятий), средства для очистных и рекультивационных работ на городских свалках, в местах хранения опасных отходов, вблизи водоемов и на других загрязненных участках найти непросто.

Анализ показывает, что именно в инвестиционной сфере формируются основные факторы оптимизации процессов рационального природопользования на мезоуровне.

Развитие рекреационного комплекса для любой территории - это, в первую очередь, возможность улучшить ее экологическое состояние, что является одним из благоприятных показателей для привлечения инвестиций на данную территорию. Это обусловливает объективную необходимость развития имеющихся у региона потенциальных инвестиционных возможностей, приведения в соответствие условий инвестирования и реальной активности инвесторов путем изыскания альтернативных источников финансовых средств, использования современных форм и методов их эффективного освоения.

А. Ю. Никитаева

ИНФОРМАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ: ИМПЕРАТИВЫ РАЗВИТИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ ОЦЕНКИ

Расширение системы взаимодействия государства и бизнеса, наблюдающееся в последние годы в России и проявляющееся в быстром росте числа и разнообразия проектов, реализуемых на основе государственно-частного партнерства, увеличение количества координационных и совещательных структур с участием государственных и частных институтов, расширение круга вопросов, обсуждаемых властными структурами совместно с представителями коммерческих компаний, приводит к возникновению целого ряда задач, связанных с повышением эффективности функционирования механизма сотрудничества обозначенных субъектов. В новых экономических условиях решение большинства из них невозможно без применения современных информационных технологий, что предопределяет проявление повышенного внимания к информационной составляющей системы взаимодействия государства и бизнеса на региональном уровне.

Под взаимодействием государства и бизнеса в системе рыночной экономики понимается процесс совместной деятельности государственных и частных институтов, направленной на разработку, принятие и реализацию эффективных решений по развитию социально-экономической системы в целом и достижение целей от-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.