Научная статья на тему 'Экологическая устойчивость и региональная промышленная политика: сущность, взаимосвязи, принципы формирования'

Экологическая устойчивость и региональная промышленная политика: сущность, взаимосвязи, принципы формирования Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
144
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ / РАЙОН / REGIONAL INDUSTRIAL POLICY / ENVIRONMENTAL SUSTAINABILITY / KALUGA REGION / DISTRICT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Вдовиченко Мария Михайловна

Industrial policy is an integral element of the overall regional policy and a strategy for socio-economic development of territorially localized spaces. At the same time, regional economic systems represent an integral association of social, economic and environmental subsystems. The ecological component acquires special significance in the conditions of industrial specialization of regional economic systems and predetermines the management and evaluation of environmental sustainability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological sustainability and regional industrial policy: essence, interrelations, principles for formation

Industrial policy is an integral element of the overall regional policy and a strategy for socio-economic development of territorially localized spaces. At the same time, regional economic systems represent an integral association of social, economic and environmental subsystems. The ecological component acquires special significance in the conditions of industrial specialization of regional economic systems and predetermines the management and evaluation of environmental sustainability.

Текст научной работы на тему «Экологическая устойчивость и региональная промышленная политика: сущность, взаимосвязи, принципы формирования»

№°4

The State Counsellor, 2017

Мария Михайловна ВдоВичЕнко

Ассистент кафедры «инновационное

предпринимательство»

МГТУ им. н.Э.Баумана, г. Москва

E-mail: [email protected]

УДК 332.1

М.М.Вдовиченко

Экологическая устойчивость и региональная промышленная политика: сущность, взаимосвязи, принципы формирования

Промышленная политика выступает составным элементом общей региональной политики и стратегия социально-экономического развития территориально локализованных пространств. При этом системы регионального хозяйства представляют собой целостную объединение социальной, экономической и экологической подсистем. Экологическая составляющая приобретает особое значение в условиях промышленной специализации систем регионального хозяйства и предопределяет управление и оценку экологической устойчивости.

Ключевые слова: региональная промышленная политика, экологическая устойчивость, Калужская область, район.

M.M.Vdovichenko

Ecological sustainability and regional industrial policy: essence, interrelations, principles for formation

Industrial policy is an integral element of the overall regional policy and a strategy for socio-economic development of territorially localized spaces. At the same time, regional economic systems represent an integral association of social, economic and environmental subsystems. The ecological component acquires special significance in the conditions of industrial specialization of regional economic systems and predetermines the management and evaluation of environmental sustainability.

Keywords: regional industrial policy, environmental sustainability, Kaluga region, district

государственный СоВет-ник, 2017

———.проблемы экологической безопас-/ ности и устойчивости в совре-(у менных условиях имеет глобальный характер, что обусловлено отсутствием долгосрочного внимания к экологическим основам человеческой жизни и жизни других биологических существ. Для решения данной проблемы экономисты стремятся сформулировать свою экологическую политику, обеспечить плановое нормативное использование природных ресурсов и отрегулировать это финансовым обеспечением для воспроизводства потребляемой биологической массы.

Экологическая устойчивость - достаточно сложная категория, но значимая часть ученых под экологической устойчивостью предлагается понимать способность экологической системы сохранять свои свойства и параметры режимов в условиях действующих внутренних и внешних возмущений. Нередко экологическая устойчивость рассматривается как синоним стабильности.

Регион относится к системам мезоуровня и представляет собой синтез экологических, социальных и экономических составляющих с позиции региональной промышленной политики. Экологическая устойчивость представляет собой систему мероприятий и планов, связанных с взаимодействием общества и природы. Задачи сохранения качества окружающей среды, природа и степень антропогенного давления, так же как и местные ресурсы, возможности и ограничения различны практически для всех регионов [1].

Региональная экологическая политика -совокупность основных принципов, намерений и обязательств региона, создающих основу для экологически безопасного социально-экономического развития территории, совершенствования управленческих решений в области природопользования и обеспечивающих исполнение международных обязательств России в сохранении трансграничных и иных экологически значимых природных комплексов.

Базой для формирования региональной экологической политики выступает понимание той экологической обстановки, которая объективно сложилась на данный момент в конкретном регионе, и инерционных тенденций ее развития. Для такого понимания необходим анализ структуры региональной экономики в ходе которого выявляются и ранжируются основные причины неблагополучия в экологии региона, степень, распространенности. На основе полученных результатов определенным становятся более очевидными пути устранения или нейтрализации этих причин.

Чтобы региональная экологическая политика была верно ориентированной, систем-

№°4

ной и последовательной, крайне важно разработать концепцию, систему стратегических целей, задач, принципов и механизмов природопользования в регионе.

Агафонов Н.Т., Исляев Р. А. предлагают региональную экономическую политику рассматривать по трем блокам: концептуальный аналитико-прогностический, региональная экологическая политика, механизмы реализации политических решений (см. рис.1).

Формирование региональной экологической политики базируется на следующих основных положениях:

— наличие стратегии социально-экономического развития региона;

— оценка современного состояния окружающей среды;

— учет результатов комплексной экологической оценки при развитии антропогенной инфраструктуры территории;

— нормирование антропогенного воздействия на окружающую природную среду с учетом ее устойчивости;

— внедрение методов экономического анализа последствий антропогенного воздействия на окружающую среду;

— регулярный контроль параметров воздействия объектов техносферы на компоненты окружающей среды и параметров качества компонентов окружающей среды;

— создание благоприятной социально-экологической среды обитания населения;

— обеспечение устойчивости биосферы на основе сохранения и восстановления биоразнообразия, окружающего животного и растительного миров;

— формирование экологического мировоззрения [2].

Основными задачами региональной политики в области экологической безопасности (устойчивости) предлагается рассматривать следующие:

— соподчиненность деятельности по рациональному природопользованию и охране окружающей среды социально-экологическим приоритетам, способствующим сбалансированному развитию региональных систем «природа-хозяйство-население»;

— снижение ресурсо-, водо-, энергоёмкость предприятий за счёт их технологического перевооружения и территориальной организации экономики на основе конструкции энергопроизводственных циклов;

— создание (формирование) целостной региональной экологической инфраструктуры;

— реформирование региональной экономики, развитие и размещение производительных сил с учётом экологического фактора, социальной ориентации и сохранения природной среды;

№°4

The State Counsellor, 2017

Лкки-и урон»« соцнапьна-зланомкчисиого

д^Чдагнд Cröb^rg

Ai-дгмз те^тор^эрьмоиздгзи^ыияя шия-^стоа

Ки*ЦЗГГТуЗЛЬ№!Н äHafiHinffi-npSfuor'i- ■■l'I-.r:.- Ок

I

П(хкнэз jiaaa^TUfi субьл^оа

Псогщ» ПОСЛЕД CT Er,

РаЭрйэфт** «ОШЛвПЦии гчтрОдазлОл^МоЭний и _формирования среды абнтзиид_

Рмрзбзгкэ йщ» геицепцнн соцрашю домедочесюэт _развития региона_

полнило

п

Сацилль^+ЙЯ политика

DOIMTll^S

Фин^чфО&ЭЯ Политик*

MifrpSLprtt-irian политики

Реплйкальлар

ЭКОГИИГчЯОЗй

политика

ротон альмой экоготчесий пог.нтихи

норма t ^нно -прайсе;!

Звдлявчвсшм nptwünDOrtriit

Цел« во« эччмто^нчвекое

Г>роетрамстйатмап

п о готика

Пр могрй фнЧ ее* э R _п опиши _[

Научно-техническая политика

Градостроительная Щшипвд

Вън&Сч} холога-)лн1инггеениьщ рр.1Эритется

ЭкОГОГНчООЧ» карту ¿хя^нщ»

Орттилмззц^Я

ЗК01НУич«к<УО

урровлонцд

Экологическая

районирование

Рис. 1. Блок-схема разработки и реализации региональной экологической политики

(по Н.Т. Агафонову, Р.А. Исляеву)

— снижение степень загрязнения водного и воздушного бассейнов, почвы за счёт технического перевооружения промышленных предприятий, жёсткого контроля за работой транспорта, соблюдения агрохимической технологии в сельскохозяйственном производстве;

— формирование системы утилизационных предприятий, перерабатывающих промышленные и бытовые отходы;

— учет бассейновой организации экосистем, рекультивационной деятельности по восстановлению нарушенных ландшафтов, сохранение природного наследия (заповедников, заказников и др.);

— разработка блока взаимосвязанных экологических программ, начиная с программы охраны окружающей среды, отражающей специфику мероприятий по безопасности жизнедеятельности людей на разных территориальных уровнях (регион, город, село);

— разработка программы рационализации природопользования, в основу которой положен критерий сохранения целостности биогеоценозов и благоприятной среды жизне-

деятельности людей;

— создание геоинформационного обеспечения единой региональной системы экологического мониторинга;

— повышение экологической образованности и культуры управленческого аппарата и населения всех регионов.

При разработке, обосновании и реализации концептуальных основ региональной промышленной экологической политики предлагается придерживаться следующих принципов:

— приоритетность экологических мероприятий по территориям регионов в зависимости от остроты экологических проблем;

— сохранение целостности природных ландшафтов и биогеоценозов;

— учет континуально-дискретных свойств географической оболочки и природной среды регионов;

— системность и комплексность формирования среды жизни людей;

— реальность и достижимость поставленных целей и задач;

— реальность функционирования геоэко-

ГОСуарстВНнЫй СоВетНиК, 2017

систем на разных территориальных уровнях; учета экологических интересов регионов, что

— оптимальность сочетания социальной, привело к тому, что отдельные промышлен-экологической и экономической эффективно- но развитые регионы оказались заложниками сти хозяйственной деятельности населения, ведомственных интересов. Это негативно от-согласованность действий всех природополь- разилось на уровне загрязнённости в регио-зователей на компромиссной основе; нах и здоровье населения. Таким образом, от— профилактика негативных природных ветственность и принятие решений в области

и техногенных явлений и их воздействии на региональной промышленной экологической

здоровье и благополучие населения; политики логично возлагать на региональ-

— постоянный мониторинг за природны- ные власти. Однако в настоящее время суще-ми и хозяйственными процессами. ствует проблема дублирования полномочий

Президент Российской Федерации В.В. в области проведения государственного эко-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Путин не раз отмечал, что проблема экологии логического контроля между федеральными

сегодня стоит весьма остро в современной органами исполнительной власти и органами

России. В регионах с неблагополучной окру- исполнительной власти субъектов РФ. Для

жающей средой проживают 60 миллионов грамотной промышленной региональной эко-

россиян, из них один миллион живет в усло- логической политики необходимо взаимодей-

виях опасного уровня загрязнения. ствие местных властей и населения, а также

На протяжении десятилетий экологическая контроль со стороны федеральных органов

промышленная политика формировалась без власти.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимов А.В. Экономико-организационные особенности формирования региональной экологической политики в современных условиях. М.: Рубикон, 2002. 325 с.

2. Бакланов П.Я., Каркина В.П. Региональное природопользование: методы изучения, оценки, управления. М.: Логос, 2002. 412 с.

3. Вайсман В.А., Захарченко В.И., Молина Е.В. Современная региональная экономика. Одесса: 1ПРЕЕД НАНУ, 2004. 115 с.

4. Галушкина Т.П. Механизм формирования региональной модели экоменеджмента. Одесса: ИПРЭЭИ НАН Украины, 1999. 128 с.

5. Пугачев А.В. Экологическая политика на современном этапе: содержание, цели и задачи // Каспийскирегион: политика, экономика, культура. 2009. 81 с.

6. Высторобец Е.А., Дупак В.Я. Государственная и региональная экологическая политика. М., 2005. C. 6.

7. Велиева Д. С. Экологическая безопасность в России: федеральный и региональный аспекты // Федерализм и местное самоуправление в России и Германии: современные тенденции развития: Материалы междунар. науч.-практ. семинара, 1-2 октября 2004 г. / Отв. ред. В.В. Невинский. Барнаул, 2004.

8. «Зеленая политика»: проблемы и структура. // Pro et Contra. Том 7. № 1. Зима 2002.

9. Маликова А. В. Экономический механизм эффективного использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. М., РАГС, 2004.

10. Всероссийский центр изучения общественного мнения. Экология и власть: кто ответит за состояние окружающей среды? [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/ smgle/12305.html?no_cache=1&cHash=ad3ef268e7&print=1 (дата обращения: 25.09.2017).

REFERENCES

1. Anisimov A.V. Economical and organizational features of formation of regional environmental policy in modern conditions. M.: Rubicon, 2002. 325 p.

2. Baklanov P. Ya., V. P. Korkina. Regional environmental management: methods of studying, assessment, management. M.: Lagos, 2002. 412 p.

3. Weismann V. A., Zakharchenko V.I., Molina E.V. Modern regional economy. Odessa: _PREED NUNN, 2004.115 p.

4. Galushkina T. P. Mechanism of formation of regional model of ecomanagement. Odessa: IPREEI NAN of Ukraine, 1999. 128 p.

5. Pugachev A.V. Environmental policy at the present stage: contents, purposes and tasks//Kaspiyskiregion: policy, economy, culture. 2009. 81 p.

6. Vystorobets E.A., Dupak V.Ya. State and regional environmental policy. M, 2005. p. 6.

7. Veliyeva D. S. Ecological safety in Russia: federal and regional aspects//Federalism and local government in Russia and Germany: current trends of development: Materials междунар. науч. - практ. seminar, on October 1-2, 2004 / Otv. edition V.V. Nevinsky. Barnaul, 2004.

8. "Green policy": problems and structure.//Pro et Contra. Volume 7. No. 1. Winter of 2002.

9. Malikova A. V. Economic mechanism of effective use of natural resources and environmental protection. M, RAGS, 2004.

10. All-Russian Public Opinion Research Center. Ecology and power: who will be responsible for state of environment? [Electronic resource]. URL: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/12305. html?no_cache=1&cHash=ad3ef268e7&print=1 (date of the address: 9/25/2017).

Информация об авторе:

Вдовиченко Мария Михайловна

Ассистент кафедры «Инновационное предпринимательство»

МГТУ им. Н. Э. Баумана Эл. почта: [email protected]

Bauman Moscow State Technical University E-mail: [email protected]

Information about the author:

Vdovichenko Maria Mikhaelovna

of Innovative Business department

Assistant

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.