— С. 29-32.
6. Лучинкина А.И. Социально-психологичсекие маркеры гражданского общества в Крыму/ А.И.Лучинкина, А.Э. Поднебенная, И. Челеби - Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2016. № 4 (6).- С. 8-11.
7. Перепеча Н. Н. Условия формирования у студентов гражданской позиции / Н. Н. Перепеча. // Вестник университета (ГУУ). — 2010. № 17. — С. 86-87.
8. Петров И.К. Социализирующаяся личность на пути к гражданскому обществу / И.К. Петров -Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2016. № 4 (6).- С. 11-15.
9. Стрельникова Э.П. Формирование гражданской позиции старшеклассников во внеклассной работе школы : дис. ... канд. пед. наук/ Э.П. Стрельникова - Липецк, 2001.- 267 с.
УДК 37
Полищук В.Н. студент 1 курса магистратуры направление «Педагогическое образование» («Экологическое
образование») ведущий специалист отдел научных проектов и подготовки научно-педагогических
кадров научно-организационного управления
Школа педагогики ДВФУ научный руководитель: Ключников Д.А., к.биол.н. заведующий кафедрой географии, экологии и охраны здоровья детей
Туча Т.Б.
студент 1 курса магистратуры направление «Педагогическое образование» («Экологическое
образование»)
научный руководитель: Симоненко С.М., к.пед.н.
доцент
кафедра географии, экологии и охраны здоровья детей
Школа педагогики ДВФУ Россия, г. Уссурийск ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА КАК ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Аннотация: данная статья посвящена важности создания экологических троп, как одной из форм экологического образования школьников, а также необходимости приобщения школьников к созданию экологических троп.
Ключевые слова: экологические тропы, экологическое образование, экологическая культура, экологическое мышление, экологическое мировоззрение.
Polishchuk V. N.
the student of 1 course of a magistracy of a direction "Pedagogical education"("Environmental education"), leading specialist Department of scientific projects and training of scientific-pedagogical personnel of scientific-organizational management of the School of pedagogics, Far Eastern Federal
University Supervisor: D. A. Klyuchnikov candidate of biological Sciences, head of Department of geography
environment and children's health
Tucha T. B.
the student of 1 course of a magistracy of a direction "Pedagogical
education" ("Environmentaleducation") Supervisor: Symonenko S. M. the candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Department of
geography, environment and children's health School of pedagogics, Far Eastern Federal University
Russia, Ussuriysk ECOLOGICAL TRAIL AS A FORM OF ECOLOGICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN Annotation: this article focuses on the importance of creating ecological trails, as a form of ecological education of schoolchildren and the need for familiarizing students to the creation of environmental trails.
Key words: ecological trails, environmental education, ecological culture, ecological thinking, ecological worldview.
В наши дни, когда практически не осталось на планете нетронутых уголков природы, когда школьники огромное количество времени проводят у компьютеров и планшетов, сосредоточены в телефонах и прочих гаджетах, необходимо, с помощью экологического образования и воспитания, воспитывать в подрастающем поколении экологическую культуру, экологическое мышление и мировоззрение.
Одной из форм экологического образования является экологическая тропа. Экологическая тропа, в идеале, это маршрут, который проходит через различные природные объекты, которые несут в себе эстетическую, природоохранную, историческую ценность. Все посещающие эти тропы, отдыхающие и туристы, получают информацию о природных объектах.
Смысл и назначение экологической тропы - это через экологическое образование, воспитание и просвещение охранять природу. В результате экологического образования с использованием экологических троп, необходимо чтобы был усвоен девиз: «Используя - охраняй, охраняя -используй».
Задачи экологической тропы:
- наглядно продемонстрировать и дать понятное объяснение значения природы для жизни человека;
- зафиксировать в сознании у школьников необходимость охранять природу и все живое на планете;
- обеспечить необходимые условия для спокойного отдыха на природе, с целью удовлетворения эстетических, духовных, психологических потребностей в результате общения с природой;
- сформировать и закрепить навыки и умения вести наблюдения за природой, природными явлениями и объектами, за изменениями в живой природе в результате воздействия на нее человека;
- формирование экологической культуры, экологического мышления, экологического мировоззрения, экологически ответственного поведения по отношению к окружающей природе [2].
Посещение экологических троп, в особенности, необходимы детям, проживающим в городах. Так как, живя в городе, они очень многого не знают о природе, и бережное отношение проявляют только к тем объектам природы, о которых имеют глубокие знания. Во всех других случаях у них проявляется безразличное или даже отрицательное отношение, так как чаще всего школьники не понимают и не видят нарушения в своем поведении по отношению к окружающей их природе [3].
Но, чаще всего, посетить экологические тропы школьники не могут из-за административных запретов и отсутствия таких троп в конкретной местности. Поэтому учителям школ необходимо на пришкольном участке, совместно с учащимися, собственноручно создать экологическую тропу. Совместная работа приобщает детей к труду.
Для создания экологической тропы требуется проект тропы. Желательно, чтобы проект разрабатывался школьниками, но под руководством учителя. В разработке проекта могут принимать участие все желающие. Из школьников можно сформировать микрогруппы, чтобы каждая микрогруппа разрабатывала свой проект определенного участка будущей экологической тропы. Также необходимо разработать карту-схему и паспорт экологической тропы, оборудовать тропу наглядными табличками или стендами с информацией, относящейся к конкретному участку природы. Не следует забывать и о доске с оперативной информацией. На ней можно размещать информацию о предстоящих мероприятиях на экологической тропе или предупреждение об опасностях, например: энцефалитном клеще. Обязательным является размещение системы условных знаков на тропе, которые показывают направление движения по маршруту, что облегчит самостоятельное посещение тропы.
Запоминающимся событием в жизни любого школьника будет посадка деревьев или кустарников под руководством учителя. Это мероприятие можно сопроводить информацией о том, что дети растут, и посаженные деревья будут расти вместе с вами. И как будет приятно школьникам приходить и ухаживать за своим «собственным» деревом и смотреть как оно растет вместе с ними. Учитель может привлекать учащихся к проведению экскурсий, чтобы школьники рассказывали о конкретном участке
экологической тропы, о своих деревьях и кустарниках.
Во время работ по созданию экологической тропы можно проводить различные конкурсы: на лучшую эмблему и символ тропы, лучший текст для информационного стенда, лучшую кормушку, лучший текст экскурсии по тропе. Все эти работы, желательно, чтобы школьники выполняли в микрогруппах [1]. В результате такой работы у школьников вырабатывается умение работать в команде, прислушиваться к мнению других, раскрываются их творческие способности, они учатся соединять умственный и физический труд.
Маршрут экологической тропы должен быть разработан таким образом, чтобы переходя от одного живого объекта природы к другому школьники не только получали новые знания, но и могли применить их на практике, т.е. поучаствовать в опыте или играх, ответить на вопросы викторины, которые им позволят лучше узнать окружающую природу и научиться заботиться о ней.
Самый значимый момент - это открытие экологической тропы. Его необходимо организовать как праздник, не только для тех, кто создавал тропу, но и для всех учащихся и учителей школы, а также с помощью расклейки объявлений, на специальные доски объявлений, в районе школы, пригласить всех жителей района на открытие экологической тропы.
Планировать работу на экологической тропе необходимо с учетом возрастных особенностей школьников, сезонных изменений, условий конкретной местности. Организация работы на экологической тропе подразумевает под собой использование различных форм обучения: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, экологические праздники.
Перед проведением занятия на экологической тропе учителю необходимо провести со школьниками инструктаж по правилам поведения на природе, всё это направлено на развитие экологической сознательности у школьников.
Усвоение знаний, во время обучения и воспитания на экологических тропах, происходит в непринужденной форме. Так как происходит сочетание отдыха и получения знаний по мере движения по маршруту экологической тропы. [3]
В результате обучения с использованием экологической тропы: изучения объектов живой и неживой природы в естественной среде обитания, осмысления и оценки взаимодействия человека на природу, выработке знаний, умений и навыков экологически ответственного и грамотного поведения в природе, а также в умении донести идеи по охране окружающей среды до большого количества населения, и формируется экологическая культура у школьников [2]. Все это направлено на формирование ответственности за сохранение окружающей среды, а также оказывает огромное влияние на воспитание чувства любви к природе [3].
Использование экологической тропы во внеурочной и внеклассной
работе не только учителями биологии и экологии, но и другими учителями, находя связь со своим непосредственным предметом, дает учителю массу возможностей для экологического образования, воспитания и просвещения школьников и воспитания в них экологической культуры, экологического мышления и экологического мировоззрения.
Использованные источники:
1. Железнова Е.В. Формы организации деятельности учащихся на экологической тропе [электронный ресурс] - Электрон. данные. URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_22958773_34169595.pdf (дата обращения: 23.03.2017 г.). - Заглавие с экрана.
2. Маладаева О.К., Цырендоржиева Т.Б. Экологическая тропа как форма экологического образования и оптимизации рекреационной деятельности // Вестник Бурятского университета. - 2010. - № 4. - С.45-47.
3. Федорцова П.С. Экологическая тропа как форма экологического образования и воспитания [электронный ресурс] - Электрон. данные. URL: http://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/11549/s109-004.pdf7sequence=1 (дата обращения: 23.03.2017 г.). - Заглавие с экрана.
Полянина К.Н. студент 3 курса факультет «Лечебный» Касумов Э.Э. студент 3 курса факультет «Лечебный» Кировский государственный медицинский университет научный руководитель: Шамсутдинова Р.А.
ассистент
кафедра пропедевтики внутренних болезней и профессиональных
болезней Россия, г. Киров Polyanina K.N., student of the 3-rd course Curative Faculty, Kirov State Medical University, Russia, Kirov
Kasumov E.E.., student of the 3-rd course Curative Faculty, Kirov State Medical University, Russia, Kirov Scientific director: Shamsutdinova R.A., assistant professor of propaedeutics of
internal diseases and occupational diseases ИНФОРМИРОВАННОСТЬ О ХРОНИЧЕСКОМ ГАСТРИТЕ И ОЦЕНКА ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Г.ЙОШКАР-ОЛЫ THE AWARENESS OF CHRONIC GASTRITIS AND ESTIMATION OF THE EATING BEHAVIOUR OF YOSHKAR-OLA CITY
POPULATION
На сегодняшний день около 90% городского населения планеты страдают теми или иными расстройствами пищеварительной системы. По данным статистики заболеваемость гастритом составляет более 80%