Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА КАК ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ'

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА КАК ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
910
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА / ОСТАНОВОЧНЫЕ СТАНЦИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРИРОДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Розломий Наталья Геннадьевна, Репш Наталья Викторовна, Белов Александр Никитович, Шурухина Татьяна Николаевна, Берсенева Светлана Анатольевна

В статье поднимаются вопросы экологического образования школьников через обращение к нетрадиционным формам воспитания и обучения. Среди таких форм воспитания и обучения авторы обращаются к проблемам организации и проведения экологических троп. Цель исследования: выявление и описание форм и методов деятельности на экологической тропе, направленных на формирование экологического образования школьников Приморского края (Дальний Восток России). Представлен собственный опыт по организации работы экологической тропы «На стыке эпох» для обучающихся Приморского края (Дальний Восток России); описаны экскурсионные маршруты, где школьники знакомятся с представителями флоры и фауны родного края, а также с редкими и охраняемыми видами растений. Отмечено, что данная форма образования используется и как площадка для проведения различного рода экологических мероприятий, учебных занятий, научноисследовательских работ, полевых практик с обучающимися общеобразовательных и высших учебных заведений. Результаты проведенных исследований показывают, что экологическая тропа «На стыке эпох» позволяет сохранить экологическое направление в воспитательной работе школы; по вышает уровень экологической культуры обучающихся, их мотивацию к изучению не только экологии, но и предметов естественнонаучного цикла, а также познавательную активность посредством внедрения в образовательный процесс научно-исследовательской и практической деятельности; формирует у школьников сознание личной ответственности и активную гражданскую позицию в защите и сохранении природной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Розломий Наталья Геннадьевна, Репш Наталья Викторовна, Белов Александр Никитович, Шурухина Татьяна Николаевна, Берсенева Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL PATH AS A FORM OF ECOLOGICAL EDUCATION FOR SCHOOL STUDENTS

The article raises issues of the ecological education of school students through the appeal to non-traditional forms of education and training. Among these forms of education and training, the authors turn to the problems of organizing and conducting of ecological paths. The purpose of the study is to identify and describe the forms and methods of activity on the ecological path aimed at the formation of ecological education for school students of Primorye Territory (Far East of Russia). Own experience in organizing the work of the ecological trail «At the junction of eras» for school students of Primorye Territory (Russian Far East) is presented; excursion routes are described where schoolchildren get acquainted with representatives of flora and fauna of their native land, as well as with rare and protected plant species. It is noted that this form of education is also used as a platform for conducting various kinds of ecological events, training lessons, research work and field practices with school students of general education and higher educational institutions. The results of the studies show that the ecological path «At the junction of the eras» allows us to maintain the ecological direction in the educational work of the school; increases the level of ecological culture of school students, their motivation to study not only ecology, but also subjects of the natural science cycle, as well as cognitive activity through the introduction of research and practical activities into the educational process; forms a consciousness of personal responsibility among schoolchildren and an active civic position in the protection and preservation of the natural environment.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА КАК ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

7. Якимович, В.С. Сравнительный анализ методик физической подготовки претендентов на службу в полиции России и США / В.С. Якимович, В.А. Овчинников // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2017. - № 3 - С. 133-136.

REFERENCES

1. Vetkov, N.E. (2015), "Professional applied physical preparation (PPFP) future specialists", Science-2020, No (6), pp. 6-13.

2. Vilensky, M. (1999). "Physical culture and professionally valuable orientations of students and the process of their formation: methodology and theory", Theory and practice ofphysical culture, No. 11, pp. 27-30.

3. Zagrevskaya, A. I. (2015), Physical culture and sports education of students on the basis of the kinesiological approach: monograph, Tomsk State University, Tomsk.

4. Ivanova, L. A. and Samsonov, S. A. (2011), "The role of the academic discipline "Physical culture" in the formation of professional competence of future economists", Scientific research of the Samara State University of Economics: results and prospects. collection of scientific papers: to the 80th anniversary of SSEU, Samara State University of Economics, Samara, pp. 209-213.

5. Kazakova, O. A., Reshetin, A. A., Ivanova, L. A. and Azarov D. N. (2020), "Analysis of the legal regulation of sports on the example of Russia and Great Britain", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 4 (182), pp. 10-14.

6. Ovchinnikov, V.A., Loginov, R. G. and Kryuchkov, V. V. (2014), "Theoretical aspects of the formation of motor skills in the employees of the Internal Affairs Department of Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 2 (29), pp. 133-136.

7. Yakimovich, V. S. and Ovchinnikov V. A. (2017), "Comparative analysis of methods of physical training of applicants for service in the police of Russia and the USA, Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 3, pp. 133 -136.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 08.02.2021

УДК 373.51

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА КАК ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ

Наталья Геннадьевна Розломий, кандидат биологических наук, доцент, Приморская государственная сельскохозяйственная академия, г. Уссурийск; Наталья Викторовна Репш, кандидат биологических наук, доцент, Александр Никитович Белов, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, Татьяна Николаевна Шурухина, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток; Светлана Анатольевна Берсенева, кандидат биологических наук, доцент, Приморская государственная сельскохозяйственная академия, г. Уссурийск

Аннотация

В статье поднимаются вопросы экологического образования школьников через обращение к нетрадиционным формам воспитания и обучения. Среди таких форм воспитания и обучения авторы обращаются к проблемам организации и проведения экологических троп. Цель исследования: выявление и описание форм и методов деятельности на экологической тропе, направленных на формирование экологического образования школьников Приморского края (Дальний Восток России). Представлен собственный опыт по организации работы экологической тропы «На стыке эпох» для обучающихся Приморского края (Дальний Восток России); описаны экскурсионные маршруты, где школьники знакомятся с представителями флоры и фауны родного края, а также с редкими и охраняемыми видами растений. Отмечено, что данная форма образования используется и как площадка для проведения различного рода экологических мероприятий, учебных занятий, научно-исследовательских работ, полевых практик с обучающимися общеобразовательных и высших учебных заведений. Результаты проведенных исследований показывают, что экологическая тропа «На стыке эпох» позволяет сохранить экологическое направление в воспитательной работе школы; по-

вышает уровень экологической культуры обучающихся, их мотивацию к изучению не только экологии, но и предметов естественнонаучного цикла, а также познавательную активность посредством внедрения в образовательный процесс научно-исследовательской и практической деятельности; формирует у школьников сознание личной ответственности и активную гражданскую позицию в защите и сохранении природной среды.

Ключевые слова: экологическая тропа, остановочные станции, экологическое образование, экологическое воспитание, природа.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p267-273

ECOLOGICAL PATH AS A FORM OF ECOLOGICAL EDUCATION FOR SCHOOL

STUDENTS

Natalya Gennadyevna Rozlomy, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Pri-morskaya State Academy of Agriculture, Ussuriisk; Natalya Viktorovna Repsh, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Alexander Nikitovich Belov, the candidate of agricultural sciences, senior lecturer, Tatyana Nikolaevna Shurukhina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Far Eastern Federal University, Vladivostok; Svetlana Anatolyevna Berseneva, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Primorskaya State Academy of

Agriculture, Ussuriisk

Abstract

The article raises issues of the ecological education of school students through the appeal to non-traditional forms of education and training. Among these forms of education and training, the authors turn to the problems of organizing and conducting of ecological paths. The purpose of the study is to identify and describe the forms and methods of activity on the ecological path aimed at the formation of ecological education for school students of Primorye Territory (Far East of Russia). Own experience in organizing the work of the ecological trail «At the junction of eras» for school students of Primorye Territory (Russian Far East) is presented; excursion routes are described where schoolchildren get acquainted with representatives of flora and fauna of their native land, as well as with rare and protected plant species. It is noted that this form of education is also used as a platform for conducting various kinds of ecological events, training lessons, research work and field practices with school students of general education and higher educational institutions. The results of the studies show that the ecological path «At the junction of the eras» allows us to maintain the ecological direction in the educational work of the school; increases the level of ecological culture of school students, their motivation to study not only ecology, but also subjects of the natural science cycle, as well as cognitive activity through the introduction of research and practical activities into the educational process; forms a consciousness of personal responsibility among schoolchildren and an active civic position in the protection and preservation of the natural environment.

Keywords: ecological path, stopping stations, ecological education, ecological education, nature.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из особенностей образовательных стандартов второго поколения является их экологическая направленность. Ценностными ориентирами в экологическом образовании выступают такие категории как человек и его здоровье, природа, окружающая среда. В основной и старшей школе экологические знания главным образом формируются за счет экологизации предметов естественнонаучного цикла - биологии, химии, физики. Экологическое образование предполагает не только обучение, но и воспитание [3, 4]. Одной форм экологического образования школьников может стать организация экологической тропы. Особенность процесса экологического образования на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении.

Экологическая тропа (экотропа) - это демонстрационный, специально оборудованный маршрут, проходящий через различные природные объекты [2]. C помощью таких троп углубляются и расширяются знания школьников об окружающей природе, совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процес-

сов. Цель исследования - выявление и описание форм и методов деятельности на экологической тропе, направленных на формирование экологического образования и воспитания школьников Приморского края (Дальний Восток России).

На территории лесного участка ФГБОУ ВО «Приморская государственная сельскохозяйственная академия» (г. Уссурийск, Приморский край) создана экологическая тропа «На стыке эпох». При проектировании экотропы использовали стандартные методики [1]. В процессе создания экологической тропы был определен и проложен маршрут, на котором обозначены 10 остановочных станций, разработаны различные демонстрационные стенды и экскурсии. Выбор места расположения экотропы был обусловлен ее доступностью для прохождения, как школьниками, так и обучающимися высших учебных заведений, а также привлекательность ландшафтов и информационное сопровождение.

Лесной участок ФГБОУ ВО «Приморская государственная сельскохозяйственная академия» располагается к востоку от г. Уссурийска, граничит с Уссурийским государственным природным заповедником им. В. Л. Комарова. На территории участка расположены бассейны рек - Комаровка, Раковка, Барсуковка, Малоканка, Лихачёвка, Осиновка. В восточной части участка берут начало южные отроги хребта Сихотэ-Алинь - горы Пржевальского. Лесорастительные условия здесь весьма разнообразны. В границах лесного участка можно встретить все основные типы лесов, характерные для условий южной части Приморского края.

Экологическая тропа «На стыке эпох» протяженностью 2,86 км и шириной 10 м (рисунок 1), проходящая по водоразделу в кедрово-широколиственных лесах, находится на территории лесного участка Приморской государственной сельскохозяйственной академии. Перепад высот на экотропе составляет 180 м.

Экологическая тропа проходит по хвойно-широколиственному и широколиственному типам леса. Начало тропы расположено в типичном пойменном лесу с господством ясеня (Fraxinus sp.), ильма (Ulmus sp.), кленов (Acer sp.), ив (Salix sp.), бархата (Phellodendron sp.). Отправная точка маршрута оформлена информационными стендами. Здесь школьники знакомятся с протяженностью маршрута, природными достопримечательностями и правилами поведения на тропе. Кроме того, имеется и площадка демонстрирующая разнообразие папоротников и хвощей, распространённых в южной части

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Рисунок 1 - Схема расположения экологической тропы «На стыке эпох»

Рисунок 2 - Обучающиеся Приморской государственной сельскохозяйственной академии на полевой практике

Приморского края. Из хвощей представлены такие виды, как хвощ полевой (Equisetum arvense L.), хвощ лесной (Equisetum sylvaticum L.), хвощ болотный (Equisetum palustre L.),

хвощ зимующий (Equisetum hyemale L.). Среди папоротников можно увидеть представителей таких родов, как адиантум (Adiantum L.), чистоустник (Osmundastrum C. Presl.), многоножка (Polypodium L.), орляк (Pteridium Gled. ex Scop.), щитовник (Dryopteris Adans.), страусник (Matteuccia (L.) Tod.). Каждый вид растения обозначается с указанием семейства, рода и вида на русском языке и на латыни. На маршруте экологической тропы сосредоточены различные научные и учебные объекты, используемые для проведения, как учебных занятий, так и учебных полевых практик, научно-исследовательских работ с обучающимися Приморской государственной сельскохозяйственной академии (рисунок 2).

Древесно-кустарниковых видов, произрастающих вдоль экотропы, насчитывается 59 видов, из них древесных растений - 28 видов, кустарников - 28, лиан - 3 вида, среди которых краснокнижных и охраняемых видов растений - 10.

Разработан паспорт экологической тропы. Паспорт экотропы - документ, содержащий описание экотропы: название, год закладки, протяженность, описание маршрута, режим использования, допустимая нагрузка, необходимые мероприятия по уходу за экологической тропой [2].

На организуемых экскурсиях пояснения дает преподаватель. Он рассказывает школьникам о природных и других достопримечательностях экологической тропы, объясняет им правила поведения и контролирует соблюдение этих правил.

На маршруте экологической тропы организовано десять остановочных станций, оснащенных информационными стендами по следующим группам: папоротники, лишайники, лекарственные растения, животные и птицы экотропы, насекомы-вредители, краснокнижные растения, растения - эндемики, основные древесные породы, кустарники. Маршрут используется для проведения обзорных сезонных экскурсий (таблица 1). Школьники знакомятся с многообразием биоты юга Приморского края. Кроме того, ребят знакомят с редкими и охраняемыми видами, включенными в состав Красной книги Приморского края, а также с лекарственными и ядовитыми видами растений и грибов.

№ п/п Остановочные станции Информационные стенды

1 «Лекарственная поляна» «Лекарственные растения Приморского края»

2 «Ветровал-бурелом» «Древесные породы Приморского края»

3 «Дерево жизни» «Растения - эндемики Приморского края»

4 «Пень долгожитель» «Папоротники Приморского края»

5 «Сказочная поляна» «Удивительный мир растений»

6 «Денрологическая площадка» «Краснокнижные растения Приморского края»

7 «Змеиная горка» «Животные и птицы Приморского края»

8 «Смотровая площадка» «Легкие планеты»

9 «Растения - сфинксы» «Удивительный мир лишайников»

10 «Вредители леса» «Насекомые - вредители леса»

Участок посередине подъема экотропы (станция № 5 «Сказочная поляна») характеризуется растительностью свойственной хвойно-широколиственному лесу. В древостое преобладает кедр (Cedrus sp.), пихта (Abies sp.), липа (Tilia sp.), дуб (Quercus sp.), клены. В этих лесорастительных условиях представлена ботаническая площадка хвойных видов

уссурийской тайги и площадка демонстрирующая разнообразие лиан. Здесь же можно увидеть и редкие краснокнижные виды трав - башмачок настоящий (Cypripedium calceolus L.), башмачок крупноцветковый (Cypripedium macranthos SW.), липарис японский (Liparis japonica (Miq.) Maxim.), любка дальневосточная (Platanthera metabifolia F. Maek.). На площадке лиан растут виноград (Vitis sp.), лимонник (Schisandra sp.), актинидии (Actinidia sp.), краснопузырник (Celastrus sp.), кирказон (Aristolochia sp.).

Участок на водоразделе экологической тропы (станция № 7 «Змеиная горка») -верхняя часть сопки характеризуется наличием скальных элементов, бедностью флоры, низким бонитетом деревьев, постоянными сильными ветрами. Такие условия являются типичными для произрастания рододендронов (Rhododendron L.), поэтому здесь школьники знакомятся с дендрологической площадкой различных видов рододендронов: даурский (Rhododendron dauricum L.), сихотинский (Rhododendron sichotense Pojark.), остроконечный (Rhododendron mucronulatum Turcz.), золотистый (Rhododendron aureum Georgi), Шлиппенбаха (Rhododendron schlippenbachii Maxim.), Фори (Rhododendron fauriei Franch.).

Завершает маршрут экологической тропы - станция № 10 «Вредители леса». На станции установлен стенд с отрезками стволов различных деревьев Приморского края. Отрезки имеют длину 1,5 м и диаметр не более 20 см (рисунок 3). После прохождения маршрута школьникам предлагается определить виды деревьев, представленные на стенде. В ходе экскурсии экскурсовод (преподаватель) обращает внимание на особенности коры разных видов древесных растений.

Здесь же ребята знакомятся и со стендом «Следы животных» (рисунок 4), где указываются следы основных видов млекопитающих и птиц лесного участка, например, амурского тигра (Panthera tigris altaica Temminck), изюбря (Cervus elaphus L.), кабана (Sus scrofa L.), косули (Capreolus capreolus L.), фазана (Phasianus colchicus L.) и др.

Рисунок 3 - Дендрологический стенд экологической тропы «На стыке эпох»

Рисунок 4 - Определение следов животных школьниками Приморского края

Рисунок 5 - Смотровая площадка на экологической тропе «На стыке эпох»

Прогулка по экологической тропе для школьников - это не только возможность расширить и углубить свои знания о флоре и фауне родного края, но и отличный вид отдыха, возможность насладиться красотой природы, которая существенно отличается от таковых в Европейской части нашей страны (рисунок 5).

Важно отметить, что в результате функционирования экологической тропы «На стыке эпох» проводились различные мероприятия, которые также способствовали экологическому воспитанию подрастающего поколения. Так, например, в период с 5 по 7 мая 20132019 гг. в рамках празднования «Дня кедра» лесной питомник Приморской государственной сельскохозяйственной академии посещали школьники - победители краевой лесной олимпиады, которая уже 10 лет проводится в Приморье по инициативе Всемирного фонда дикой природы (WWF). Для ребят проводились экскурсии по экотропе, а во второй половине дня школьники принимали участие в посеве семян кедра корейского (Pinus koraiensis Sieb. et 2иее.)Кроме того, за указанный период проведено 5 фестивалей <OroFest» с участием более 3000 обучающихся Приморского края и 3 региональных конкурса рисунков среди школьников на тему «Природа для нас и для будущего». Ребята, отдыхающие во Всероссийском детском центре «Океан» в период весенних смен, ежегодно принимают активное участие в мероприятиях, проводимых на данной экологической тропе.

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование показывает, что такая форма экологического образования как экологическая тропа, включающая в себя формирование чёткого маршрута и определение его содержания, обладает определенным ценностным потенциалом. Она позволяет: повышать мотивацию у школьников к изучению не только экологии, но и предметов естественнонаучного цикла, а также их познавательную активность посредством внедрения в образовательный процесс научно-исследовательской и практической деятельности; сохранить экологическое направление в воспитательной работе школы и повысить уровень экологической культуры обучающихся, школьных коллективов Приморского края и Дальнего Востока России; формировать у школьников сознание личной ответственности и активную гражданскую позицию в защите и сохранении природной среды; формировать социальный опыт школьника, который позволит применять полученные знания в нестандартных и новых ситуациях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бешко Н.Ю. Экологическая тропа - методическое пособие для учителей / [Н.Ю. Бешко, К. Иботова, У Умаходжаева]. - Ташкент, 2010. - 59 с.

2. Ломакина И.А. Экотропа как средство формирования экологической культуры и рационального природопользования / И.А. Ломакина, Е.И. Попова // Успехи современного естествознания. - 2016. - № 11. - С. 146-150. - URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=36200 (дата обращения: 15.02.2021).

3. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования : приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 № 1897 // ГАРАНТ.РУ : [сайт]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ (дата обращения: 15.02.2021).

4. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования : приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.05.2012 № 413 // ГАРАНТ : [сайт]. - URL: https://base.garant.ru/70188902/ (дата обращения: 15.02.2021).

REFERENCES

1. Beshko, N.Yu. (2010), Ecological trail, Methodological guide for teachers, Tashkent.

2. Lomakin, I.A. and Popova, E.I. (2016), "Ecological path as a way to form ecological culture and environmental management", Advances in current natural sciences, No. 11, pp. 146-150, available at: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=36200 (data accessed 15.02.2021).

3. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2010), "On approval of the Federal State Educational Standard of Basic General Education", Order of the dated 17.12.2010 No. 1897, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507 (accessed: 15/02/2021).

4. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2012), "On approval of the Federal State Educational Standard of Secondary General Education", Order of the dated 17.05.2012 No. 413, available at: https://base.garant.ru/70188902/ (accessed: 15/02/2021).

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.02.2021

УДК 371.037.1+796.034

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ «ГТО - НОРМА ЖИЗНИ» В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Владимир Андреевич Рыжков, преподаватель, Дмитрий Михайлович Матюхов, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

Аннотация

Статья посвящена актуальной для педагогической науки проблеме формирования физической культуры личности обучающегося среднего звена школы. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» и его внедрение в систему физкультурного воспитания обучающихся через внеурочную деятельность, направленно на гармоничное и всестороннее развитие личности подрастающего поколения, его заинтересованность к введению здорового образа жизни и на ориентацию к занятиям физической культурой и спортом. Однако, как известно сам по себе комплекс «Готов к труду и обороне» представляет собой лишь перечень испытаний (тестов) которые не могут обеспечить целостное формирование личности и удовлетворить социальные потребности подростков. Исходя из этого, важно обратить внимание на процесс подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО, который на сегодняшний день остаётся всего лишь формальностью и имеет крайне низкий уровень.

Ключевые слова: программно-содержательное обеспечение, физкультурное воспитание, обучающиеся среднего звена школы, Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», внеурочная деятельность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p273-278

IMPLEMENTATION OF PROGRAM AND CONTENT PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS OF MIDDLE LEVEL SCHOOL "READY FOR LABOR AND DEFENSE -NORM OF LIFE" IN THE FRAMEWORK OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Vladimir Andreevich Ryzhkov, the teacher, Dmitry Mikhailovich Matyukhov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chair, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Abstract

The article is devoted to the problem of the formation of physical culture of the personality of a middle-level student of the school, which is relevant for pedagogical science. All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense" and its introduction into the system of physical education of students through extracurricular activities, aimed at the harmonious and comprehensive development of the personality of the younger generation, its interest in the introduction of a healthy lifestyle and orientation towards physical culture and sports. However, as you know, the complex "Ready for Labor and Defense" itself is only a list of tests (tests) that cannot provide a holistic personality formation and satisfy the social needs of adolescents. Based on this, it is important to pay attention to the process of preparing for the delivery standards of the complex "Ready for Labor and Defense", which today remains just a for-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.