Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В АГРАРНЫХ ВУЗАХ НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ'

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В АГРАРНЫХ ВУЗАХ НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / ПРИМОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Берсенева С.А., Репш Н.В., Белов А.Н., Розломий Н.Г., Демиденко Е.Н.

В статье рассмотрена концептуально-логическая приоритетность экологического образования в аграрных вузах. Цель исследования: показать опыт организации и развития системы экологического образования и воспитания обучающихся на примере ФГБОУ ВО Приморская ГСХА. Результаты проведенных исследований позволяют отметить приоритетность экологического образования Приморской государственной сельскохозяйственной академии, которая отличается системностью, включающей возможность получения не только базового образования во взаимосвязи с экологической составляющей, но, и дополнительного образования в широком спектре направлений и направленностей. Показана связь непрерывного экологического образования в неразрывной цепочке образовательного пространства «школа - высшее учебное заведение - производство». Отмечено, что данная форма образования используется и как площадка для проведения различного рода экологических мероприятий, учебных занятий, научно-исследовательских работ с обучающимися общеобразовательных, специальных профессиональных учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Берсенева С.А., Репш Н.В., Белов А.Н., Розломий Н.Г., Демиденко Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL EDUCATION IN AGRARIAN UNIVERSITIES ON THE EXAMPLE OF PRIMORSKAYA STATE ACADEMY OF AGRICULTURE

The article discusses the conceptual and logical priority of ecological education in agricultural universities. The purpose of the study is to show the experience of organizing and developing the system of ecological education and upbringing of students on the example of Primorskaya State Academy of Agriculture. The results of the research allow us to note the priority of ecological education of Primorskaya State Academy of Agriculture, which is systematic, including the possibility of obtaining not only basic education in conjunction with ecological component, but also additional education in a wide range of directions. The connection of continuous ecological education in the inextricable chain of educational space «school - higher education institution - production» is shown. It is noted that this form of education is also used as a platform for carrying out various kinds of ecological events, training sessions, research work with students of general education, special vocational educational institutions.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В АГРАРНЫХ ВУЗАХ НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ»

ence with International Participation, St. Petersburg, pp. 14-16.

3. Baevsky R.M. (2002), "Analysis of heart rate variability in space medicine", Human Physiology, Vol. 28, No. 2, pp. 70-82.

4. Bashkin, V.M. (2017), "Assessment and correction of the functional state of the human brain", Scientific session of SUAI: collection of conference proceedings, St. Petersburg, pp. 194-198.

Контактная информация: fri-spb@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 21.04.2021

УДК 373.51

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В АГРАРНЫХ ВУЗАХ НА ПРИМЕРЕ

ПРИМОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ

АКАДЕМИИ

Светлана Анатольевна Берсенева, кандидат биологических наук, доцент, Приморская государственная сельскохозяйственная академия, г. Уссурийск; Наталья Викторовна Репш, кандидат биологических наук, доцент, Александр Никитович Белов, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток; Наталья Геннадьевна Розломий, кандидат биологических наук, доцент, Елена Николаевна Демиденко, заведующий лабораторией биотехнологий, Приморская государственная сельскохозяйственная академия, г. Уссурийск

Аннотация

В статье рассмотрена концептуально-логическая приоритетность экологического образования в аграрных вузах. Цель исследования: показать опыт организации и развития системы экологического образования и воспитания обучающихся на примере ФГБОУ ВО Приморская ГСХА. Результаты проведенных исследований позволяют отметить приоритетность экологического образования Приморской государственной сельскохозяйственной академии, которая отличается системностью, включающей возможность получения не только базового образования во взаимосвязи с экологической составляющей, но, и дополнительного образования в широком спектре направлений и направленностей. Показана связь непрерывного экологического образования в неразрывной цепочке образовательного пространства «школа - высшее учебное заведение - производство». Отмечено, что данная форма образования используется и как площадка для проведения различного рода экологических мероприятий, учебных занятий, научно-исследовательских работ с обучающимися общеобразовательных, специальных профессиональных учебных заведений.

Ключевые слова: экология, обучающиеся, экологическое образование, культура, Приморская государственная сельскохозяйственная академия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p46-51

ECOLOGICAL EDUCATION IN AGRARIAN UNIVERSITIES ON THE EXAMPLE OF PRIMORSKAYA STATE ACADEMY OF AGRICULTURE

Svetlana Anatolyevna Berseneva, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Pri-morskaya State Academy of Agriculture, Ussuriisk; Natalya Viktorovna Repsh, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Alexander Nikitovich Belov, the candidate of agricultural sciences, senior lecturer, Far Eastern Federal University, Vladivostok; Natalya Genna-

dyevna Rozlomy, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Elena Nikolaevna Demidenko, the head of laboratory of biotechnology, Primorskaya State Academy of Agriculture, Ussuriisk

Abstract

The article discusses the conceptual and logical priority of ecological education in agricultural universities. The purpose of the study is to show the experience of organizing and developing the system

of ecological education and upbringing of students on the example of Primorskaya State Academy of Agriculture. The results of the research allow us to note the priority of ecological education of Primorskaya State Academy of Agriculture, which is systematic, including the possibility of obtaining not only basic education in conjunction with ecological component, but also additional education in a wide range of directions. The connection of continuous ecological education in the inextricable chain of educational space «school - higher education institution - production» is shown. It is noted that this form of education is also used as a platform for carrying out various kinds of ecological events, training sessions, research work with students of general education, special vocational educational institutions.

Keywords: ecology, students, ecological education, culture, Primorskaya State Academy of Agriculture.

ВВЕДЕНИЕ

В третье тысячелетие человечество вошло с чувством возрастающей тревоги за судьбу социума и Природы в целом. Ухудшение экологической ситуации, рост заболеваемости населения, распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19), связанные с этими явлениями моральные и материальные убытки, побуждают на научной основе изучать взаимодействие человека с природой, предвидеть и прогнозировать все ее последствия.

Социально-экономические изменения в России и в мире, в целом, экологическое состояние территорий Российского Дальнего Востока как части Азиатско-Тихоокеанского региона, вызывают необходимость качественного совершенствования образовательной, культурной и профессиональной подготовки в неразрывной цепочке образовательного пространства «семья - детский сад - школа - вуз - производство». Движущей силой этого процесса является экологическое образование и воспитание, основная цель которых -формирование экологической культуры, чувства ответственного отношения к природе, осознания каждым гражданином себя как ее части [1].

В настоящее время, экологизация всех сфер деятельности человека является одним из основных принципов государственной политики, следовательно, экологическое образование становится приоритетным направлением и в области высшего образования. Еще одним фактором, подтверждающим необходимость внедрения экологического образования в вузы является воспитательный процесс, экологическое просвещение и формирование экологической культуры обучающихся. Эффективность решения этой проблемы в значительной степени зависит от содержательной экологической подготовки студентов в высших учебных заведениях, в том числе аграрного профиля.

Цель исследования - показать опыт организации и развития системы экологического образования и воспитания в аграрных вузах на примере ФГБОУ ВО Приморская ГСХА.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве методов эмпирического исследования в работе нами использовались: теоретико-методологический анализ научно-методической литературы, учебно-программной документации; педагогический опыт по организации и развитию системы экологического образования и воспитания в Приморской государственной сельскохозяйственной академии.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приморская государственная сельскохозяйственная академия» (ФГБОУ ВО Приморская ГСХА или Академия) представлена 5 институтами, 12 направлениями подготовки, на которых обучающиеся получают профессиональную подготовку, с учетом экологических и агроэкологических дисциплин под руководством профессорско-преподавательского состава.

Проявившаяся в агропромышленном комплексе потребность в специалистах - экологах позволила с 2011 года в академии реализовать образовательную программу Агроэкология в рамках направления подготовки 35.03.03 Агрохимия и агропочвоеведение, содержание которой позволяет выпускать специалистов, способных профессионально ориентироваться в широком круге проблем, возникающих в области сельскохозяйственного природопользования и охраны окружающей среды. Профессиональная экологическая подготовка обучающихся - это совокупность процессов обучения, воспитания и развития, направленных на формирование научной системы знаний в области взаимодействия природы и общества, что и лежит в основе разработки комплексной программы экологического образования [2].

Процесс экологического обучения в Академии предусматривает реализацию блока экологических дисциплин, факультативов, спецкурсов, разработку учебно-методических материалов, учебных, производственных практик, выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ соответствующей тематики, а так же научно-исследовательской работы обучающихся.

В учебные планы образовательных программ всех направлений подготовки (специальностей), реализуемых в Академии, включены курсы лекций, лабораторных и практических занятий теоретического ядра экологического образования - дисциплины «Экология», а также комплекс общепрофессиональных дисциплин, отражающих специфику будущей профессиональной деятельности, например, «Охрана окружающей среды», «Экологическое нормирование», «Методы экологических исследований», «Проблемы загрязнения окружающей среды» и др.

Важное место в экологическом образовании обучающихся имеет опыт проведения производственной практики на градообразующих предприятиях г. Уссурийска: ЗАО «Приморская соя», филиал межобластной ветеринарной лаборатории, экологические лаборатории МУП «Уссурийск-Водоканал», ОАО «Приморнефтепродукт, Управление по административно-техническому контролю администрации Уссурийского городского округа. Здесь обучающиеся знакомятся с технологиями производственных процессов, методиками определения концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, почвах и продукции, а также приобретают практические навыки оценки окружающей среды, поиска и принятия экологически грамотных решений.

При выполнении выпускных квалификационных работ обязательными являются анализ и оценка экологической нагрузки на экосистемы, это позволяет формировать у специалистов, бакалавров и магистров мышление, что «загрязнитель» платит и устойчивым может быть такое развитие, когда прибыль получается при минимальном ущербе окружающей среде, и что экономика и экология неразрывно связаны. При выполнении курсовых работ обучающимися инженерных направлений рассматриваются проблемы защиты окружающей среды и предлагаются организационные и технические мероприятия по уменьшению вредного воздействия на экологическую обстановку производств градообразующих предприятий Приморского края.

ФГБОУ ВО Приморская ГСХА входит в систему Многостороннего партнерства по эффективной реализации природоохранных инициатив в области изучения и сохранения амурского тигра (Panthera tigris altaica Temminck) и дальневосточного леопарда (Panthera pardus orientalis (Schlegel)) согласно «Стратегии сохранения амурского тигра в Российской Федерации», утвержденной распоряжения Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 02.07.2010 г. № 25-р [4] и «Стратегии сохранения дальневосточного леопарда в Российской федерации» от 19.11.2013 № 29-р [5]. Важно отметить, что на базе Академии функционирует Центр диагностики болезней животных, который является единственным на Дальнем Востоке специализированным учреждением по проведению судебно-ветеринарной экспертизы случаев гибели «краснокнижных» животных. Кроме того, сотрудники центра совместно с преподавателями Института Живот-

новодства и ветеринарной медицины принимают участие в работе Межведомственной комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения объектам животного и растительного мира Приморского края.

Научно-исследовательская работа специалистов, бакалавров и магистров Академии в экологическом направлении обширна и разнообразна, ими изучаются:

• теоретические основы и практические приемы повышения плодородия почв за счет новых видов удобрений, биологических источников, совместного использования удобрений с комплексонами, приемов обработки почвы;

• влияние удобрений, техногенных процессов на сохранность окружающей среды;

• влияние тяжелых металлов на развитие и продуктивность сельскохозяйственных культур;

• влияние микроэлементов в составе новых видов удобрений, а также их действие в виде внекорневой подкормки на свойства почвы, величину и качество растениеводческой продукции;

• выявление закономерностей устойчивости природных систем, экологическая оценка природных, городских сред и агроладшафтов;

• разработка проектов природоохранной деятельности предприятий АПК.

Подготовка бакалавров по направлению

35.03.01 Лесное дело и магистров по образовательной программе Лесоведение, лесоводство, учёт лесных ресурсов в рамках направления 35.04.01 Лесное дело, научные исследования уникальной флоры и фауны юга Дальнего Востока ведутся на территории имеющегося у Академии лесного участка площадью 29 тыс. га (рисунок 1) [3].

Большой практический опыт накоплен вузом в реализации проектов международного сотрудничества в области экологии с высшими учебными заведениями стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Международная проектная деятельность осуществляется с вузами Японии (Университет Чиба, Университет Ниигата), Китая (Шеньянский Университет, Сельскохозяйственный Университет г. Харбин) и Кореи.

Большую роль в экологическом образовании обучающихся играет участие в научных студенческих конференциях разного уровня (международного, всероссийского, регионального) с докладами экологического содержания. Обмен научной информацией способствует лучшему пониманию экологической ситуации в России и за рубежом, поиску решения экологических проблем, формирует экологическую культуру.

Большой практический опыт накоплен вузом в реализации проектов международного сотрудничества в области экологии с высшими учебными заведениями стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Международная проектная деятельность осуществляется с вузами Японии (Университет Чиба, Университет Ниигата), Китая (Шеньянский Университет, Сельскохозяйственный Университет г. Харбин) и Кореи.

Немаловажная роль в образовательном процессе вуза играет и экологическое воспитание. Воспитательный процесс позволяет вести внеаудиторную работу по формированию экологической культуры и общественной деятельности. Так, на базе ФГБОУ ВО Приморская ГСХА разработаны и открыты международные образовательные программы дополнительного образования для иностранных студентов в рамках программ студенческой академической мобильности - международные летние школы «Ведение лесного хо-

Рисунок 1 - Лесной участок ФГБОУ ВО «Приморская ГСХА»

зяйства на юге Дальнего Востока», «По следу тигра», «Инженерное творчество».

Большая работа проводится преподавателями Академии в области экологического просвещения населения Дальневосточного региона. С целью реализации системы непрерывного экологического образования на ее базе проводятся:

- ежегодные научно-исследовательские экологические конференции школьников «Охрана окружающей среды и продовольственная безопасность»;

- экскурсии со школьниками по экологической тропе «На стыке эпох», с помощью которой углубляются и расширяются знания ребят об окружающей природе, совершенствуется понимание закономерностей биологических процессов (рисунок 2).

Кроме того, ребята знакомятся с многообразием биоты юга Приморского края, а также с редкими и охраняемыми видами, включенными в состав Красной книги Приморского края и с лекарственными и ядовитыми видами растений и грибов [3];

- экологические и эколого-туристические олимпиады;

- краевые экологические конкурсы «ЭкоРеБЬ»;

- конкурсы экологических проектов по защите и охране животного мира Приморского края и Дальнего Востока России «Мы в ответе за тех, кого приручили»;

- конкурсы школьных инициатив «Пусть будет зеленой планета».

С 2017 года академия стала партнером экологических смен, проводимых в ФГБУ Всероссийский детский центр «Океан». Реализация проектов экологического содержания позволяют активно участвовать обучающимся и сотрудникам Приморской государственной сельскохозяйственной академии в развитии экологического образования и воспитания подрастающего поколения [3].

Профессорско-преподавательский состав ФГБОУ ВО Приморская ГСХА также принимает активное участие в эколого-образовательной деятельности школьников и педагогов средних школ Приморского края, в качестве рецензентов экологических работ и проектов учащихся, представляемых на региональный, всероссийский и международный уровни и методических разработок учителей экологического характера.

Особую роль в системе внеаудиторной экологической подготовки обучающихся играют такие общественные организации Академии как экологический клуб «Будущее» и туристический клуб «Приморский барс». Члены клубов активно участвуют в различных городских и краевых экологических мероприятиях, конкурсах и акциях. С просветительской и природоохранной целью они посещают музеи, памятники природы, заповедники; совершают экскурсии в различные уголки Приморского края, проводят беседы с обучающимися Уссурийского городского округа в рамках программы «Экологическое воспитание» и различные экологические акции. В качестве примера подобного мероприятия можно привести весеннюю акцию «Сохраним город чистым», цель которой - повышение уровня экологической культуры не только школьников, но и жителей города в местах отдыха.

ВЫВОДЫ

Проведенное нами исследование в области экологического образования и воспитания в ФГБОУ ВО Приморская ГСХА позволяет сделать вывод, что вузом накоплен значительный научный, учебно-методический и практический опыт.

Рисунок 2 - Школьники на экскурсии по экологической тропе «На стыке эпох»

Профессорско-преподавательский состав Академии придает значение экологическому образованию будущих специалистов, бакалавров и магистров. Проводится работа по экологическому просвещению и воспитанию школьников Приморского края, Дальнего Востока и России, в целом, способствующая формированию у них сознания личной ответственности и активной гражданской позиции в защите и сохранении природной среды. Таким образом, приоритетность экологического образования Приморской государственной сельскохозяйственной академии отличается системностью, включающей возможность получения не только базового образования во взаимосвязи с экологической составляющей, но, и, дополнительного образования в широком спектре направлений и направленностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лысенко И.О. Экологизация процессов образования и воспитания студентов факультета защиты растений Ставропольского государственного аграрного университета / И.О. Лысенко, Т.Г. Зеленская, Р.С. Еременко // Вестник АПК Ставрополья. - 2011. - № 3 (3). - С. 11-14.

2. Попова Л. В. Становление и развитие высшего профессионального экологического образования в России: анализ проблем / Л.В. Попова. - Монография. - Москва : Изд-во Московского университета, 2013. - 192 с.

3. Экологическая тропа как форма экологического образования школьников / Н.Г. Розло-мий, Н.В. Репш, Т.Н. Шурухина, А.Н. Белов, С.А. Берсенева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 2 (192). - С. 267-273.

4. О стратегии сохранения амурского тигра в Российской Федерации : Распоряжение Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 02.07.2010 № 25-р // legalacts.ru : Законы, кодексы и нормативно-правовые акты в Российской Федерации : [сайт]. -URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprirody-rossii-ot-02072010-n-25-r-o-strategii/ (дата обращения: 16.04.2021).

5. О стратегии сохранения дальневосточного леопарда в Российской Федерации : Распоряжение Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19.11.2013 № 29-р // StandartGOST.ru : [сайт]. - URL: https://standartgost.ru/g/pkey-14293725031 (дата обращения: 16.04.2021).

REFERENCES

1. Lysenko, I.O., Zelenskaya, T.G. and Eremenko, R.S. (2011), "Ecologization of processes of education and training of students of the faculty of plant protection of Stavropol State Agrarian University", Agricultural Bulletin of Stavropol Region, No. 3 (3). pp. 11-14.

2. Popova, L.V. (2013), Formation and development of higher professional ecological education in Russia: analysis of problems, Monograph, Moscow.

3. Rozlomy, N.G., Repsh, N.V., Shurukhina, T.N., Belov, A.N. and Berseneva S.A. (2021), "Ecological path as a form of ecological education for school students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (192). pp. 267-273.

4. On the strategy for the conservation of the Amur tiger in the Russian Federation: Order of the Ministry of Natural Resources and Environment of the Russian Federation dated 02.07.2010 No. 25-r, available at: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprirody-rossii-ot-02072010-n-25-r-o-strategii/ (accessed: 16/04/2021).

5. Ministry of Natural Resources and Ecology of the Russian Federation (2013), On the strategy for the conservation of the Far Eastern leopard in the Russian Federation: Order of the dated November 19, 2013 No. 29-r, available at: https://standartgost.ru/g/pkey-14293725031 (accessed: 16/04/2021).

Контактная информация: repsh_78@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.