УДК 373. 3: 502
ББК 78.1
Глазырина Наталья Леонидовна
кандидат педагогических наук ГУ «Гимназия №2» г. Рудный, Республика Казахстан Glazyrina Natalya Leonidovna Candidate of Pedagogics SI «Gymnazium №2»
Rudny, Kazakhstan [email protected] Организация учебной экологической тропы Organization of educational ecological (environmental) path
В данной статье учебная экологическая тропа представлена как один из эффективных методов формирования экологической культуры младших школьников. Изучены типы, задачи, этапы организации учебной экологической тропы. Рассматривается важность включения в маршрут экологической тропы как сельских ландшафтов, так и урбанизированной среды. Изучен опыт по организации экологической тропы для людей с ограниченными возможностями.
The educational environmental path as one of the most effective methods of forming of ecological culture of junior pupils is represented in this article. Types, objectives and stages of organization of the educational environmental path have been studied. The importance of inclusion of rural landscapes and the urbanized environment to the route of the environmental path is regarded. The experience of organization of ecological path for disabled people has been studied.
Ключевые слова: учебная экологическая тропа; младшие школьники; типы, задачи, этапы организации экотропы; люди с ограниченными возможностями.
Key words: educational environmental path; junior pupils; types, objectives, stages of organization of ecopath; disabled people.
Экологические проблемы нельзя преодолеть при помощи исключительно
технико-технологических средств, необходимо изменение культурологической основы современного общества. Путем распространения экологической культуры возможно предотвратить экологическую катастрофу. Так как основной причиной экологического кризиса является низкий уровень экологической культуры общества, именно экологическая культура является одним из самых существенных факторов развития личности, именно она должна оптимизировать отношения общества и природы [5, с. 156].
Данное подтверждение нашло отражение в важных нормативных документах Казахстана: закон «Об охране окружающей среды», «Программа экологического образования», «Концепция экологического образования», «Национальная стратегия развития экологического образования и воспитания в Республике Казахстан», «Экологический кодекс».
В связи с этим, в третьем тысячелетии школьное экологическое образование становится особенно актуальным. На плечи современного учителя ложится большой груз ответственности по систематизации и организации целенаправленной деятельности по формированию экологической культуры подрастающего поколения.
В младшем школьном возрасте формирование экологической культуры эффективнее происходит в процессе активной природоохранной деятельности, к которой можно отнести практическую работу на экологической тропе.
Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут на местности, проходящий через различные экосистемы и др. природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие (гуляющие, туристы и т.д.) получают устную (через радиоустановки на индивидуальные наушники, с помощью экскурсовода) или письменную (аншлаги, стенды и т.д.) информацию об этих объектах [9, с. 265].
Экологическая тропа имеет большие воспитательные возможности, поскольку непосредственный контакт с природой дает возможность учащимся начальных классов наглядно, на конкретных примерах познавать окружающий мир.
Применение в экологическом образовании принципа наглядности, как считают Куприянова Т.С., Несговорова Н.П., Савельев В.Г., имеет первостепенное значение, поскольку сопричастность живому объекту может сформироваться только при непосредственном «визуальном» контакте с ним в рамках образовательной среды [6].
Во время движения по экологической тропе учащиеся получают информацию об экологических системах, природных объектах, процессах и
явлениях. Экскурсия по экологической тропе сочетает в себе познание, отдых и наслаждение красотой природы, благодаря чему эффект восприятия информации усиливается мощным зарядом положительных эмоций. История создания таких маршрутов насчитывает уже около 100 лет. [4, с. 3].
Маршруты экологической тропы доступны разновозрастной аудитории: от дошкольников до взрослых местных жителей, гостей и т.д.
Необходимым элементом организации экологической тропы являются правила поведения людей на маршруте: «Не засоряйте маршруты. Постарайтесь весь мусор (свой и чужой) вынести с тропы. За это природа скажет Вам спасибо.», «Не разводите костры. Даже если кто-то сделал это здесь до Вас. Этим вы можете нанести рану земле, и ее обитателям станет больно.», «С уважением относитесь ко всем животным. Не стоит пугать их громкими криками и тем более преследовать или ловить. Помните, что это не Ваша, а их заповедная территория», «Идя по тропе или находясь на остановке, не создавайте лишнего шума, зря не кричите. Будете вести себя тихо - увидите больше и услышите больше», «Не разводите костры. Даже если кто-то сделал это здесь до Вас. Этим вы можете нанести рану земле, и ее обитателям станет больно» и др.[10].
Тропа может выполнять свою воспитательную функцию только при условии соблюдения этих правил. Хорошо организованная экологическая тропа способствует охране природы. Она позволяет регулировать поток посетителей и помогает соблюдению природоохранного режима на окружающей территории. Обязательным компонентом функционирования экологического маршрута является мониторинг тропы, отслеживание изменений её объектов [4, с. 4].
Выделяют следующие виды троп:
1) по назначению: научно-познавательные, туристско-экскурсионные и учебно-просветительские;
2) по видам перемещения: пешеходные, водные (на лодках, плотах, катамаранах без моторов), лыжные, велосипедные, конные, гужевые, автомобильные (только в охранной зоне), комбинированные (сочетающие указанные виды);
3) по времени действия: круглогодичные и сезонные;
4) по форме организации: групповые (до 5-6 человек) и индивидуальные
[8];
5) по форме маршрута: линейными, кольцевыми и радиальными [4, с. 8].
Рассмотрим более подробно учебную экологическую тропу, основная
целевая аудитория которой - преподаватели и учащиеся различных учебных заведений. Учебная экологическая тропа представляет собой одну из наиболее передовых педагогических форм, благодаря комплексному подходу, использованию интерактивных методов, активному творческому участию учащихся в создании и работе тропы. Создание и вся дальнейшая работа учебной экологической тропы строится на основе сочетания индивидуальной, групповой и массовой форм организации деятельности учащихся. При этом широко используются игровые ситуации, диспуты, конкурсы, соревнования, экологические акции и праздники, проблемный и исследовательский методы обучения [4, с. 4].
Учащиеся чувствуют себя не просто учениками, а исследователями-первооткрывателями, убежденными в необходимости охраны природы, при этом опираются на полученный личный опыт [1, с. 166].
Учебная экологическая тропа призвана решать следующие задачи:
1. Познавательную и обучающую (знакомство местной с флорой и фауной, их адаптации к среде обитания, изучение различных экосистем и выявление экологических связей между растениями, животными и условиями среды; анализ влияния деятельности человека на экосистемы; знакомство с научными методами изучения природных объектов и приобретение навыков самообразования и исследовательской работы.).
2. Развивающую (развитие таких познавательных процессов как: внимание, память, мышление, восприятие, наблюдательность, творчество).
3. Воспитательную (развитие экологической культуры).
4. Оздоровительную (сочетание умственного труда и физических нагрузок с отдыхом на природе).
Учебную экологическую тропу создают сами учителя и учащиеся (в отличие от туристских).
Говоря об учебно-экологической тропе, нельзя не обратить внимания на то, что эта форма учебно-воспитательной работы создается и оборудуется, как правило, за пределами города [7, с. 41].
Левина С.В. считает, что в учебно-экологическую тропу должен быть включен не только находящийся за городом сельский ландшафт или территория городского парка, но и, в первую очередь, урбанизированная среда. По этому поводу она пишет: «... в сознании учащихся - горожан, побывавших на экологической тропе за чертой города, могут остаться какие-то важные элементы экологической культуры, связанные с сельским ландшафтом, но оно, это сознание, остается совершенно свободным от многих экологических проблем урбанизированного мира»[7, с. 41-42].
Работа по созданию экологической тропы проводится в несколько этапов: организационный, прокладка маршрута и составление карт-схем, оформление и благоустройство; начало работы. Остановимся подробнее на каждом из этапов.
Первый этап - организационный. Создается инициативна группа учащихся во главе с преподавателем. Группа с течением времени может разрастаться, привлекая в свои ряды все большее количество сторонников из числа учащихся школы, местных жителей.
При проектировании и создании тропы учитывается:
- что при движении по тропе должны быть исключены факторы беспокойства животных и риск повреждения или уничтожения растений;
- особенности рельефа, локальные препятствия и протяженность тропы, климатические особенности местности, крутизна склонов, скорость течения рек, которые определяют продолжительность затрат времени на прохождение тропы и потребность в дополнительном снаряжении [8].
Второй этап - прокладка маршрута экологической тропы и составление карт-схем. Во время внеклассных занятий бригада картографов-проектировщиков под руководством учителя географии выбирает маршрут,
соответствующий всем необходимым требованиям. Желательно привлекать к работе группы в качестве консультантов преподавателей биологии, истории, труда, рисования и других специалистов. Большую помощь также оказывают родители. Группа тщательно обследует маршрут тропы, определяет объекты экскурсионного показа, места расположения обзорных площадок и площадок для отдыха, места установки информационных досок, указателей, макетов и других элементов оформления. Составляется крупномасштабная карта -схема маршрута с указанием всех объектов (естественных и искусственных) и перечень элементов оформления, которые нужно будет установить на маршруте, с указанием тематики содержания стендов и табличек [4, с. 6 ].
Третий этап - оформление и благоустройство тропы (Изготовление объектов, которые необходимо установить на маршруте; разработка призывов, лозунгов, правил поведения; уборка территории маршрута и т.д.).
Оформление экологической тропы включает размещение информационных щитов, несущих познавательную нагрузку, а также знаков: разрешающих, предупреждающих, запрещающих [3].
Ч_/ V-/ ч_/
Самый простой вариант оборудования экологической тропы следующий. В начале и в конце экотропы устанавливают информационные щиты с
и и Ч_/ V/ 1
названием, картой-схемой экологической тропы и краткой информацией о маршруте и правилами для посетителей. На всех основных пунктах маршрута размещают небольшие таблички или столбики-указатели с номерами и названиями точек [4, с. 7].
Создается паспорт учебной экологической тропы, который включает в себя: название, цели и задачи, местонахождение, краткое описание и режим использования, допустимую нагрузку на экотропу и описание объектов маршрута, правила поведения посетителей и необходимые мероприятия по уходу за экотропой.
Количество сооружений на тропе зависит не только и не столько от ее длины, а от множества других разнообразных факторов. Среди них - извилистость тропы, перепад высот, наличие водотоков и природных водоемов на пу-
ти следования, число достопримечательных объектов, лесистость окружающей территории, густота леса и многие другие. И потому точные нормативы количества стендов, информационных столбов или лавочек для отдыха на единицу пути только затруднят проектирование экологической тропы и явятся косвенной причиной перегрузки тропы искусственными элементами или, наоборот, их нехватки [10].
На данном этапе организации учебной экологической тропы важным является отбор информации для стендов.
Организаторам следует учесть следующее:
- при цитировании всегда должен быть указан автор;
- при использовании стихотворений, текст на стенде должен соответствовать конкретной природной среде (например, для экотроп в Щучинском сосновом бору подойдут лирические произведения о светлых сосновых борах; для экотроп с густым темным лесом - стихи о тенистых лесах, для луга - стихи о лугах и т.д.).
Американские исследователи предлагают семь способов эффективно донести информацию:
1) Передавайте информацию с помощью визуальных средств. В этом Вам помогут фотографии и рисунки.
2) Графические средства должны не просто изображать то, что можно увидеть в реальности. Они существуют для того, чтобы с их помощью раскрывать идеи.
3) Следуйте правилу «информационной пирамиды», известному также как «Правило 3 сек. - 30 сек. - 3 мин.», согласно которому на прочтение наиболее важной информации требуется наименьший отрезок времени и далее в обратной пропорции.
4) Сообщение должно быть кратким! Используйте короткие предложения и абзацы.
5) Избегайте использования существительных, обозначающих абстрактные понятия; постарайтесь использовать глагольные конструкции действительного залога.
6) Следует учитывать опыт и образовательный уровень аудитории, которой предназначена информация. Прибегайте к использованию в тексте личных местоимений, то есть языка, который затронет посетителей «за живое», и знакомой терминологии.
7) Для того, чтобы информация была интересной для восприятия, используйте метафоры, сравнения, цитаты и примеры из реальной жизни [10].
Выбор цветовых решений, орнаментов и шрифтов должен соответствовать местным традициям и тематике маршрута. В этом направлении следует придерживаться следующих рекомендаций:
- стенд не должен быть перегружен материалом;
- необходимо оставлять достаточно свободного места, особенно на полях;
- на стенде должна быть основная часть, которая привлекает внимание посетителей;
- необходимо разработать последовательность визуального движения по стенду от его основной части; этого можно достичь с помощью графических средств и различных уровней подачи и размещения информации;
- все знаки и стенды на объекте должны гармонично сочетаться друг с другом и своим природным окружением.
- тексты должны быть лаконичными и легкими для чтения.
- выбирайте шрифты, которые удобны для чтения.
- использование заглавных букв должно быть минимальным;
- прибегайте к использованию рисунков и символики, а не только текста
[10].
Основное, что обязательно следует учитывать при проектировании и создании элементов оформления, это единообразие и сочетаемость с остальными природными и «встраиваемыми» объектами на тропе. Опоры для стендов, их панели и дизайн должны быть выполнены в рамках одного цветового решения,
сходном стиле и с использованием схожих материалов. Наиболее гармонично с природными объектами сочетаются дерево и камень.
Также важно при обустройстве экологической тропы учитывать передвижение людей с ограниченными возможностями.
Официальных (нормативных) документов, касающихся благоустройства маршрутов для людей с ограниченными физическими возможностями, нет, или они дают очень общие рекомендации. Но мировой опыт позволяет сформулировать несколько основных принципов решения этого вопроса.
При этом следует разделить людей с ограниченными физическими возможностями передвижения и людей с ограниченными физическими возможностями восприятия окружающего мира (слабовидящие, незрячие, глухие).
В сборнике российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп «В гармонии с природой» подробно указаны такие особенности. Вот некоторые из них:
- ширина дорожки должна составлять 1,5 м и больше (для инвалидов-колясочников), для хорошего прохода она должна быть плотной (асфальт, плитка, природный камень по бетону и др.);
- при наличии пандуса, установка предупредительных знаков, примерно за 5-6 метров;
- стенды должны располагаться таким образом, что бы при подъезде к ним коляска освобождала дорогу, а не становилась поперек нее, так как это может затруднить проезд тех, кто следует за посетителем (стенды размещают не у самой тропы, а в специально устраиваемых «карманах» площадью 5-6 м2, также имеющих твердое покрытие);
- формат надписей на стендах, размер и стиль шрифтов следует предусматривать такими, чтобы даже самые мелкие из них читались без напряжения из сидячего положения и с расстояния 2-2,5 м;
- частый пикетаж - указание расстояния от начала маршрута: повторение на каждой развилке схемы тропы с указанием местонахождения посетителя в
данный момент и перечислением телефонов служб экстренной помощи или другого ответственного лица; об отсутствии мобильной связи на той или иной части территории должно быть вывешено предупреждение как у входной группы с указанием таких районов на карте-схеме, так и на самой тропе на границе сети, например: «Осторожно! На протяжении следующих 700-800 м может отсутствовать мобильная связь!»;
- вне зависимости от своих физических возможностей посетители должны иметь возможность видеть все особенности и красоты представляемого участка природного объекта, описываемые на стендах [10]
Для незрячих и слабовидящих людей на дорожках устанавливают дополнительные бортики, с помощью которых тростью на ощупь можно находить нужное направление. Также используют сыпучее, «хрустящее» покрытие из гравия, мраморной крошки, гранитной крошки, ракушечника , которое подсказывает посетителю, правильной ли тропой он идет. Информационные стенды с использованием азбуки Брайля [10].
Четвертый этап - начало работы экологической тропы. Проводится в торжественной обстановке, в форме праздника (сценарий разрабатывается заранее). На открытие можно пригласить родителей учащихся, представителей Городского отдела образования и акимата (акимат— региональный орган исполнительной власти в Казахстане), журналистов.
Но на этом работа не заканчивается. В течение существования учебной экологической тропы, на ее маршруте разрабатываются новые объекты для изучения, проводится инвентаризация и ремонт объектов маршрута.
Учебная экологическая тропа имеет протяженность не более 2-3
гр «
километров. Такой маршрут рассчитан на двух- трехчасовую экскурсию со старшеклассниками или студентами. Для младших школьников проводятся 3040-минутные экскурсии на участке маршрута длиной до 1 км [4, с. 8].
Обустройство тропы способствует более успешному проведению учебной работы, создает условия для воспитания экологически грамотного человека,
позволяет педагогам приобрести необходимый природоохранный опыт, способствующий разработке научных проектов учащихся [2].
Каждый ее этап должен быть продуман и оснащен всем необходимым инструментарием, чтобы действовать как единая целостная система, в которой все
« гтч
связано и взаимодействует. Т олько тогда экологическая тропа выполнит свои функции по формированию экологической культуры подрастающего поколения.
Библиографический список
1. Бакланова, С.Л. Роль учебных экологических троп в региональном компоненте образования // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 4.
- с. 165-166; [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.rae.ru/use/?section =content&op=show агйс!е&аг11с1е 1ё=10002530
2. Бакланова, С.Л. К вопросу об оформлении учебной экологической тропы // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 3 . - с. 208-208; [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.rae.ru/use/?section=content&op =show аг^ск&аг^ск id=10002490
3. Бакланова, С.Л. Экологическая тропа: технология создания [Текст]: учебно-методическое пособие / С.Л. Бакланова. - Бийск, 2007. - 63 с.
4. Бешко, Н., Иботова, К., Умарходжаева, У. Экологическая тропа
[Текст]: методическое пособие для учителей/ Н. Бешко, К. Иботова,
У. Умарходжаева. - Ташкент, 2010. - 59 с.
5. Каримов, А.В., Пчельникова, Т.И. Формирование экологической
культуры личности в условиях социальной нестабильности // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 7 - стр. 156-156 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.rae.ru/meo/?section=content&op
=show artic1e&artic1e id=3855
6. Куприянова, Т.С., Несговорова, Н.П., Савельев, В.Г. Визуальная среда как средство воспитания экологической культуры // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5; [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.science-education.ru/111-10446
7. Левина, С.В. Экологическая тропа как эффективный педагогический фактор формирования экологоцентрического мышления студентов в условиях урбанизации [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук: Самара, 2002. - 204 с.
8. Приказ и.о. Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 1 сентября 2010 года № 559 «Об утверждении Правил создания экскурсионных троп и маршрутов для проведения регулируемого экологического туризма в государственных природных заповедниках на специально выделенных участках, не включающих особо ценные экологические системы и объекты» [Текст]:// «Казахстанская правда», 23 декабря 2010. - № 348 (26409).
9. Реймерс, Н.Ф. Охрана природы и окружающей среды [Текст]: Слов.
- справ./ Н.Ф. Реймерс - М.: Просвещение, 1992. - 320 с.
10. Тропа в гармонии с природой. Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ecosystema.ru/03programs/tro/index.htm
Bibliography
1. Baklanov, S.L. The role of educational ecological pathways in the re-
gional component of education / / Successes contemporary science - 2014. - № 4. - P. 165-166; [Electronic resource]. Mode of access: www.rae.ru/use/?section
=content&op=show article&article id=10002530
2. Baklanov, S.L. To the question about the design of educational ecologi-
cal pathway / / Successes contemporary science - 2014. - № 3. - P. 208-208; [Electronic resource]. Mode of access: www.rae.ru/use/?section=content&op
=show_article&article_id=10002490
3. Baklanov, S.L. Ecological path: creating technology [Text]: Textbook / S.L. Baklanov. - Bijsk, 2007. - 63 p.
4. Beshko, N., Ibotova, K., Umarhodzhaeva, U.S. The ecological pathway [Text]: methodical manual for teachers / N. Beshko, K. Ibotova, W. Umarhodzhaeva.
- Tashkent, 2010. - 59 p.
5. Karimov, A.V., Pchelnikova, T.I. The formation of ecological culture of the individual in social instability / / International Journal of experiential education. - 2013. - № 7 - P.156-156; [Electronic resource]. Mode of access: www.rae.ru/meo/?section=content&op =show article&article id=3855
6. Kupriyanov, T.S., Nesgovorova, N.P., Savelyev, V.G. A visual medium as a means of educating the ecological culture / / Modern problems of science and education. - 2013. - № 5; [Electronic resource]. Mode of access: www.science-education.ru/111-10446
7. Levine S.V. An ecological pathway as an effective pedagogical factor of formation of the eco-centric thinking of the students in the conditions of urbanization [Text]: PhD dissertation (Pedagogy): Samara, 2002. - 204.
8. Order of the Acting Minister of Agriculture of the Republic of Kazakhstan from September 1, 2010 № 559 «On approval of the creation of the excursion paths and routes for controlled eco-tourism in the state nature reserves in specially designated areas, not including particularly valuable ecological systems and facilities» [Text] :/ / «Kazakhstanskaya Pravda», December 23, 2010. - № 348 (26409).
9. Reimers, N.F. The protection of nature and environment / N.F. Reimers [Text]: Lexical ref. - M.: Education, 1992. - 320.
10. A partway in the harmony with nature. Collection of Russian and foreign experience in the development of ecological pathways. [Electronic resource]. Mode of access: http://www.ecosystema.ru/03programs/tro/index.htm