Научная статья на тему 'Создание экологической тропы, как средство формирования профессиональных компетенций бакалавров туризма'

Создание экологической тропы, как средство формирования профессиональных компетенций бакалавров туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
428
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА / ECOLOGICAL TRAIL / ХРЕБЕТ ЖДАНКО / RIDGE ZHDANKO / ПРОЕКТ / PROJECT / МЕТОД ПРОЕКТОВ / PROJECT METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поволкович Ф.А.

Рассмотрены цели создания и использования экологических троп, предложен метод проектов как способ формирования у студентов профессиональных и общекультурных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поволкович Ф.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF ECOLOGICAL TRAIL, AS A MEANS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE BACHELORS TOURISM

The article describes the purposes of creating and using ecological trails, authors offered a method of projects as a way of formation of students’ professional and general cultural competence.

Текст научной работы на тему «Создание экологической тропы, как средство формирования профессиональных компетенций бакалавров туризма»

74

Ф. А. Поволкович

3. Матюшкин А. М. Как сформировать творческую личность? // Вестник высшей школы. — 2004, № 8. — С. 30-35.

4. Комов Н. Г. Словарь новых иностранных слов. — М. : МГУ, 1995. — С. 282.

5. Краткий психологический словарь / под А. В. Петровского. — М., 1985. — С. 66.

6. Деркач А. А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: Социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. — М. : Луч, 2013. — Вып. 1-2.

7. Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. — М. : Российская академия управления, 1993.

УДК 379.85;504.062

СОЗДАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ТУРИЗМА

Ф. А. Поволкович

Сахалинский государственный университет, г. Южно-Сахалинск

CREATION OF ECOLOGICAL TRAIL, AS A MEANS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE BACHELORS TOURISM

F. A. Povolkovich

Рассмотрены цели создания и использования экологических троп, предложен метод проектов как способ формирования у студентов профессиональных и общекультурнъх компетенций. Ключевые слова: экологическая тропа, хребет Жданко, проект, метод проектов.

Abstract: The article describes the purposes of creating and using ecological trails, authors offered a method of projects as a way of formation of students' professional and general cultural competence. Keywords: ecological trail, ridge Zhdanko, project, project method.

Четверть века назад, когда в нашей стране стали появляться первые тропы подобного вида, они назывались «учебными тропами природы». Подразумевалось тогда, что такая тропа — это место, где «мы изучаем природу» или где «природа учит нас» [2, с. 7]. В настоящее время не существует каких-либо нормативных документов, на которые можно опираться при создании экологических троп, за исключением некоторых региональных методических рекомендаций.

В настоящее время определение экологической тропы звучит как — маршрут на местности, специально оборудованный для целей экологического образования и воспитания. Во время движения по экологической тропе посетители получают информацию об экологических системах, природных объектах, процессах и явлениях [6, с. 3].

С одной стороны, задачей тропы является своеобразный «природоведческий ликбез», т. е. расширение у посетителей элементарных знаний об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. С другой стороны, задача экскурсоводов и проводников троп — научить своих слушателей видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута

Создание экологической тропы, как средство формирования профессиональных компетенций.

75

тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду. Третья, в конечном итоге главная задача учебных троп, — способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе.

Таким образом, основные цели создания и использования экологических троп можно объединить в две группы:

Рис. 1. Цели создания экологической тропы

В современном обществе гражданское становление молодого специалиста, выпускника зависит от его умения самостоятельно вести наблюдения и исследования, способностей анализировать и обобщать информацию, навыков эффективного принятия решений.

Это связано с внедрением в образовательную сферу новых технологий, направленных на личный рост, самореализацию бакалавров. Иными словами выпускника определенной специальности следует обеспечить не просто «багажом» необходимых знаний, а также сформировать у него общекультурные и профессиональные компетенции.

Организация экологических троп в учебном процессе при подготовке бакалавров туризма возможно с применением различных инновационных методов обучения, например метод проектов.

В педагогической литературе метод проектов представляет собой — педагогическою технологию, ориентированную не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение обучающегося в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде [7, с 6].

В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

В данном случае студентам предлагается реализация группового, долгосрочного проекта направленного на создание экологическо-краеведческой тропы на территории региона.

На факультете сервиса и туризма сахалинского государственного университета (ФСиТ СахГУ) в 2013 г. студентами и преподавателями был создан проект «Экологическая тропа на хребет Ждан-ко».

76 Ф. А. Поволкович

Реализация данного проекта работы способствует формированию у студентов следующих про фессиональных и общекультурных компетенций: Таблица 1 Виды деятельности студентов при формировании профессиональных и общекультурных компетенций

Компетенции Виды деятельности студентов

1) владеть способностью к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию (ОК-1); Создание и реализация проекта экологической тропы.

2) владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); Поиск и анализ информации необходимой для размещения на информационных табличках и аншлагах, о туристских объектах, а также о реликтовых растениях и животных, обитающих на маршруте экологической тропы.

3) способность работать в коллективе, руководить людьми и подчиняться (ОК-6); Разработка единообразного макета информационных табличек, аншлагов, а также их установка.

4) способности самостоятельно находить и использовать различные источники информации по проекту туристского продукта (ПК-3); Поиск и анализ информации необходимой для размещения на информационных табличках и аншлагах, о туристских объектах, а также о реликтовых растениях и животных, обитающих на маршруте экологической тропы.

5) готовности к реализации проектов в туристской индустрии (ПК-4); Проведение экскурсии для студентов учебного заведения области по созданной экологической тропе.

6) способности к эффективному общению с потребителями туристского продукта (ПК-11); Проведение экскурсии для населения области по созданной экологической тропе.

Хребет Жданко — горный хребет в центральной части о. Сахалин (Макаровский район) высотой 682 м.

Актуальность проекта: Сахалинская область располагает значительным природным потенциалом для развития в первую очередь экологического и рекреационного туризма. Однако на территории Сахалинской области расположено только 2 оборудованные экологические тропы (экологическая тропа «Лягушка» о. Сахалин и экологическая тропа «Столбовская» о. Кунашир). Для развития экологического туризма в области, а также для экологического, культурного и эстетического воспитания местного населения создание новых экологических троп необходимо.

В последнее время хребет Жданко стал одним из самых популярных объектов экологического туризма. Немало важный аспект, что хребет Жданко является ООПТ сахалинской области, что подтверждает его значимость для создания на его территории экологическо-краеведческой тропы.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой — необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Таким образом, создание экологической тропы служит не только проектом, направленным на развитие туристской отрасли региона, на продвижение экологического воспитания и образования населения области и приезжих гостей, но также является эффективным при формировании профессиональных компетенций в процессе подготовки бакалавров туризма.

Создание экологической тропы, как средство формирования профессиональных компетенций... 77

Таблица 2 Этапы создания экологической тропы

Этапы проекта Описание этапа

Постановка целей 1. Способствовать развитию экологического туризма на территории Сахалинской области. 2. Воспитание патриотизма и любви к своей малой родине у молодого поколения. 3. Повышение уровня краеведческих знаний по туристскому потенциалу сахалинской области. 4. Повышение уровня компетентности у бакалавров туризма.

Основные направления проекта 1. Трудовое и экологическое воспитание студенческой молодежи. 2. Научно-исследовательская деятельность студентов. 3. Творческий потенциал студентов. 4. Формирование краеведческих и исторических знаний у бакалавров туризма.

Исследовательская деятельность 1. Теоритический анализ особенностей организации экологических троп. 2. Теоритический анализ краеведческой литературы по объекту, на территории которого будет организована экологическая тропа. 3. Исследовательская экспедиция на объект, для определения маршрута экологической тропы, определения мест установки аншлагов, стендов и т. д.

Реализация проекта 1. Разработка макета стендов и аншлагов. 2. Приобретение необходимого расходного материала и оборудования. 3. Акция по уборке территории, на которой будет проходить маршрут экологической тропы. 4. Экспедиция на объект для установки информационных табличек и стендов, облагораживание территории.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Илюшкина Л. М., Завадская А. В., Козырева Д. О. WWF России. Экологическая тропа WWF в природном парке «Налычево», 2005.

2. Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. Тропа в гармонии с природой. — М. : «Р. Валент», 2007.

3. Новиков В. С. Инновации в туризме. — М., «Академия», 2007.

4. Зимняя И. А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования. — М. ; Уфа, 2005.

5. Зимняя И. А. Компетентность человека — новое качество результата образования. — М., 2003.

6. Бешко Н. Ю., Иботова К., Умарходжаева У. Экологическая тропа : методическое пособие для учителей. — Ташкент, 2010.

7. Смирнова В. Н. Методические рекомендации для преподавателей по использованию элементов метода проектов, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.