Научная статья на тему 'Педагогические условия, способствующие повышению качества образования будущих бакалавров туризма, сервиса и гостиничного дела'

Педагогические условия, способствующие повышению качества образования будущих бакалавров туризма, сервиса и гостиничного дела Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / TECHNOLOGY TRAINING / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / УЧЕБНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / INSTRUCTIONAL DESIGN / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Войтенко М.В.

Статья содержит анализ проблем и перспектив обучения будущих бакалавров туризма, сервиса и гостиничного дела. Автор рассматривает особые педагогические условия, которые повышают качество обучения и формируют мотивы достижения и аффилиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Войтенко М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDAGOGIC CONDITIONS THAT IMPROVE EDUCATION QUALITY OF BACHELORS OF TOURISM, SERVICE AND HOTEL BUSSINES

The article analyzes the problems and prospects of future learning bachelors tourism, service and hotel business. The author considers the special pedagogical conditions that enhance the quality of learning and motivation to achieve form and affiliation.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия, способствующие повышению качества образования будущих бакалавров туризма, сервиса и гостиничного дела»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ

УДК 378.14

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ТУРИЗМА, СЕРВИСА И ГОСТИНИЧНОГО ДЕЛА

М. В. Войтенко

Алтайский государственный университет, г. Барнаул

PEDAGOGIC CONDITIONS THAT IMPROVE EDUCATION

QUALITY OF BACHELORS OF TOURISM, SERVICE AND HOTEL BUSSINES

M. V. Voytenko

Статья содержит анализ проблем и перспектив обучения будущих бакалавров туризма, сервиса и гостиничного дела. Автор рассматривает особые педагогические условия, которые повышают качество обучения и формируют мотивы достижения и аффилиации. Ключевые слова: технология обучения, мотивация, учебное проектирование, профессиональная компетентность.

The article analyzes the problems and prospects of future learning bachelors tourism, service and hotel business. The author considers the special pedagogical conditions that enhance the quality of learning and motivation to achieve form and affiliation. Key words: technology training, motivation, instructional design, professional competence.

В настоящее время проблема качества профессионального образования стала чрезвычайно актуальной. По мнению Л. Н. Глебовой, «актуальность проблемы оценки качества и гарантий качества профессионального образования для России обусловлена... высокими темпами расширения сферы профессионального образования. Качество образования в конечном счете определяется качеством реализации образовательной программы конкретным учебным заведением» [1].Измене-ние требований общества к личности выпускника вуза, к высокому качеству образования привели к необходимости осмысления новых педагогических условий образования. На первый план в высшем образовании вышли личностно-ориентированные технологии. По мнению исследователей, лич-ностно-ориентированными технологиями можно считать те, в которых личность студента находится в центре внимания педагога.

Эти технологии относятся к развивающим, так как:

• во-первых, усвоение знаний, умений и навыков рассматривается как средство развития способностей обучаемого, а не как цель образования;

• во-вторых, обучение строится в субъект-субъектной, а не субъект-объектной форме взаимодействия, что предполагает сотрудничество педагога и студента;

• в-третьих, проектируется и создается особая образовательная среда, способствующая раскрытию творческого потенциала студента, его познавательных, эмоциональных, коммуникативных способностей.

Эта новая образовательная среда требует соблюдения ряда педагогических условий, способствующих повышению качества профессионального образования.

Особенно важными становятся эти педагогические условия (учитывая практическую направленность подготовки, а также многопрофильность будущей профессиональной деятельности) при обучении будущих бакалавров туризма, гостиничного дела и сервиса.

Первым педагогическим условием обучения мы считаем создание положительной мотивации в обучении. Учебная деятельность, как и всякая другая, исходит из определенных мотивов и направлена на достижение определенных целей. Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, а цель — то, чего он стремится достичь в результате этой деятельности.

Мотивация — это важнейший компонент творческого потенциала личности, поэтому для нас важным является определение приемов развития мотивации достижения.

В технологии учебного проектирования, которую мы применяем в обучении будущих бакалавров туризма, сервиса и гостиничного дела в Алтайском государственном университете, создание мотивов достижения и аффилиации необходимо, поскольку без наличия высокого уровня мотивации невозможно сотрудничество, партнерство, творчество, которые требуются при проектировании любых видов туристских и экскурсионных программ.

К приемам развития мотивации достижения, по мнению ученых, можно отнести:

• побуждение путем создания проблемной ситуации;

• создание оптимистической установки;

• доброжелательность поведения педагога (похвала, одобрение и т. д.);

• создание студентам ситуации уверенности в себе (поддержка всложной ситуации);

• приведение примеров из жизни и профессиональной деятельности сярко выраженной темой достижения;

• побуждение общественным мнением;

• создание ситуации, предполагающей личную ответственность за успех дела;

• побуждение через ситуацию выбора (по степени сложности заданий в контрольных работах) [2, с. 139-140].

Для повышения мотивации обучения в вузе важна аффиляция. Аффиляция (от латинского а/]гШе — присоединить, присоединяться) — это потребность человека в общении, эмоциональных контактах.

По А. Маслоу, эта потребность является у нас базовой, она проявляется в стремлении быть членом группы, оказывать помощь членам сообщества и принимать ее от других. Наличие желания быть членом определенной части общества (учителей, врачей, инженеров, специалистов сферы сервиса и т. д.) служит предпосылкой той или иной профессиональной пригодности.

По сути, аффиляция включает в себя ряд мотивов: мотив познания, мотив самоутверждения в присутствии значимых для тебя людей; мотив сотрудничества; мотив общения ради самого общения, т. е. осознанное желание быть «среди своих», среди однокурсников, избегание одиночества в среде приятных тебе людей. Если интерес к предмету дополняется интересом к общению, то происходит заметная активизация студентов на занятии. Эта активизация способствует осознанному восприятию профессиональной информации, повышая тем самым уровень подготовленности студентов к профессиональной деятельности.

К приемам развития аффиляции в процессе выполнения проектов мы относим:

• создание проблемной ситуации с обязательным позитивным финалом, при этом решение проблемы должно быть осуществлено самим студентом;

• создание оптимистической установки, обеспечение комфортной атмосферы на занятиях;

• создание в аудитории атмосферы эмоционально-волевого напряжения и совместного переживания;

• создание ситуаций, предполагающих личную ответственность за общий исход дела;

• приведение примеров из жизни, науки, производства;

• возбуждение интереса к знаниям повышенной сложности, стимулирование пытливости, смекалки, с обязательным указанием путей достижения цели;

• формирование установки на продуктивную коллективную деятельность, поощрение стремления к познавательному общению;

• обучение правилам «мозгового штурма», который не только очень хорошо развивает способности к сотрудничеству, кооперации, к принятию нового, но и позволяет глубоко осознать приемы и процедуры интеллектуального труда;

• приемы аттракции: доверие в учебной ситуации; опора на положительные качества студента;

• помощь студентам в сложной ситуации (расшифровка задания, указание на возможную ошибку);

• одобрение, поощрение, похвала, присуждение награды;

• удовлетворение потребности в самореализации, поддержка в сложных ситуациях;

Следующим педагогическим условием обучения в высшей школе является, как мы думаем, принцип культивирования удачи, поскольку неудачи в комплексе со стереотипами, заблуждениями и предрассудками — основной барьер на пути личностного и профессионального саморазвития личности.

Данный принцип подробно описан в «педагогике успеха» Е. А. Казаковой и А. П. Тряпициной, считающих, что раскрытие сущностных сил учащегося, его самореализация, развитие творческих способностей и, как следствие, развитие творческого потенциала возможны лишь тогда, когда он верит в себя, в значимость поставленной цели, достижение которой переживается им как успех. С их точки зрения, педагогика успеха представляет собой лестницу достижений, каждая ступень которой — это достижение человеком определенной цели.

В науке уже есть исследования, посвященные роли и месту успеха в профессиональной деятельности. А. М. Матюшкин прямо связывает развитие познавательной активности с тем эмоциональным фоном, на котором она развивается: «Преобладание отрицательных эмоций или просто отсутствие возможностей эмоционального реагирования, низкий уровень эмоциональной насыщенности жизни сильно вредят развитию познавательной активности. Положительные же эмоции развивают активную, открытую личность, способную задаваться массой вопросов» [3, с. 30-35].

Мотивационная сфера учения, как показывает наш опыт, определяется: 1) характером и сфор-мированностью компонентов учебно-познавательной деятельности (учебной задачи, учебных действий, самоконтроля и самооценки); 2) взаимодействием студента с преподавателем и одногрупп-никами; 3) смыслом учения для каждого студента (обусловленным его идеалами и ценностными ориентациями); 4) характеристиками мотивов учения; 5) зрелостью целей, связанных с различной способностью студентов к целеобразованию в учебной деятельности; 6) особенностью эмоций (эмоции успеха-неуспеха), сопровождающих процесс учения; 7) наличием познавательного интереса как интегральной формы проявления всех сторон мотивационной сферы.

Наш опыт коллективной творческой работы показывает, что проектирование, сопровождающееся положительными эмоциями, пробуждает у студентов активность в достижении целей, интерес к решению сложных проблем, нестандартных ситуаций, помогает искать и находить логические этапы достижения цели, выдвигать гипотезы и проверять их на практике.

Основная задача преподавателя при этом состоит в создании условий, способствующих становлению такой совокупности качеств, которые бы вели студента к успеху в творческой деятельности, развивая его творческий потенциал. В своей работе мы достигаем этого через создание профессионально-развивающих ситуаций. Профессионально-развивающая ситуация содержит в себе полный цикл развития проектного мышления будущего специалиста: от постановки проблемы, порождения познавательной мотивации до нахождения способов разрешения проблемы, осуществления рефлексии и нахождения способов и доказательств правильности этого решения.

Логика этого цикла задает следующие компоненты (слагаемые) профессионально-развивающей ситуации:

• ориентировочная информация, которая зависит от типа проекта и определения профессиональных задач, а также от цели педагога по развитию личности студента (его творческих умений, профессионально важных качеств);

• стимулы саморазвития студента, которые зависят от индивидуальных особенностей студентов и уровня их притязаний.

Это могут быть:

• мотивы развития интеллектуальной активности, роста академической успеваемости, установка на карьерный рост в будущей профессии, рефлексия профессионального становления, стремление к самовыражению, формирование позитивной Я-концепции;

• предметная сфера, которая замещает предмет реальной практической деятельности и представляет собой набор условий профессиональной деятельности; запретов, которые ее сопровождают; барьеров и препятствий, преодоление которых требует проявления воли и переживания радости от их преодоления;

• сценарий развития фрагмента профессиональной деятельности, того профессионального и социального опыта, который подлежит усвоению; освоение опыта через проект предполагает описание действий преподавателя и студента на каждом этапе выполнения проекта, самоанализ своих достижений;

• ценностная интерпретация содержания проекта и его результатов, оценивание качества принимаемых студентами решений, которые зависят от специальных знаний, их субъективного опыта, инновационного и креативного потенциалов в учебно-профессиональной сфере; здесь может проявиться отказ от своих прежних воззрений и принятие новых ценностей, осознание своей ответственности за принятое решение;

• структура взаимосвязейи коммуникативного взаимодействия между студентами и преподавателями на разных этапах выполнения проекта: управлять учением и вмешиваться в смыс-лопоисковый процесс студентов педагог может только через диалог и сотрудничество, предполагающее распределение ролей, через субъект-субъектное общение.

Третьим педагогическим условием обучения, способствующим повышению качества образования при применении технологии учебного проектирования, становится профессиональная компетентность преподавателя. Она состоит из двух компонентов: предметной компетентности и психолого-педагогической компетентности. С одной стороны, преподаватель должен быть увлечен своим предметом, глубоко знать его, неформально относиться к изучаемой дисциплине. С другой — быть педагогически и психологически компетентным, чтобы, используя современные методы обучения и зная возрастные психологически особенности студентов, донести эти знания.

По мнению ученых, глубоко изучающих проблемы профессиональной компетентности (С. Г. Вер-шловский, А. В. Добудько, Т. В. Леонтьева, Ю. В. Сенько, В. А. Сластенин и др.), позволяет сделать вывод, что компетентность преподавателя высшей школы связана в первую очередь с проблемой профессионального становления педагога.

Итак, компетентность — обладание компетенцией, обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, осведомленность в определенной области. Словарь иностранных слов утверждает: «Компетенция (англ. СошреГепсе-способность, умение < лат. сошреГепйа согласованность, соразмерность) — 1) осведомленность, опытность в какой-либо области, квалифицированность, авторитетность; 2) круг полномочий, прав какого-либо учреждения, лица» [4].

Как уже было сказано выше, проблема компетентности затрагивает не только знаниевую подготовку к профессиональной деятельности, но и личностные возможности и готовность профессионала, позволяющие ему эффективно заниматься деятельностью. «Компетентность — личные возможности должностного лица, его квалификации (знания и опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопросы благодаря наличию у него определенных знаний и навыков» [5]. Следовательно, характеристика компетентности не ограничивается только знаниями и умениями, необходимыми для решения тех или иных задач, но и вкладывает в содержание этого понятия и «личные возможности», позволяющие профессионалу самостоятельно и достаточно эффективно решать задачи, стоящие перед образованием.

Наконец, четвертым важным педагогическим условием обучения в современном профессиональном образовании, без сомнения, является практическая профессиональная направленность обуче-

ния. Этот процесс называется естественным обучением [3]. Участие студентов в проектной деятельности по разработке реального туристско-экскурсионного продукта предоставляет им возможность именно такого естественного обучения.

Характерной чертой естественного обучения является саморегулирование процесса обучения каждым студентом в зависимости от склада его характера, заинтересованности в получении дополнительных знаний, уровня образования и других факторов. Специалисты выделяют главные элементы процесса естественного обучения: индивидуальный жизненный опыт человека, с помощью которого он оценивает ту или иную ситуацию; характер личного восприятия и понимания, влияющий на выбор данным человеком возможных решений проблемы; выводы и решения, принимаемые индивидуумом в данной конкретной ситуации [6]. Подчеркивается, что важнейшая роль в обеспечении процесса естественного обучения принадлежит непосредственному руководителю. В условиях вуза им является преподаватель.

Поскольку процесс подобного обучения имеет очень много аспектов, преподавателю важно выделить наиболее важные вопросы, на которых должно быть сконцентрировано внимание. Ученые считают, что в первую очередь это умение поддерживать нормальные отношения в коллективе, оказывать профессиональные консультации, выявлять и устранять факторы, мешающие процессу естественного обучения [7].

Подобные умения могут быть сформированы только в условиях постоянной групповой работы. Планирование занятий при этом должно быть нацелено на создание предпосылок для реализации следующих принципов организации учебного процесса: 1) на каждом занятии один из участников выполняет функцию лидера, который инициирует и ориентирует обсуждение учебной проблемы; 2) все обучаемые поддерживают непрерывный визуальный контакт; 3) активно используются технические учебные средства, в том числе таблицы, слайды, фильмы, видеотехника, с помощью которых иллюстрируется учебный материал; 4) преподаватель может активно вмешиваться в ход дискуссии в случае возникновения непредвиденных трудностей и в целях пояснения новых для слушателей положений учебной программы; 5) интенсивно используются индивидуальные знания и способности отдельных студентов;6) преподаватель постоянно поддерживает активное внутригрупповое взаимодействие, снимает напряженность во взаимоотношениях, нейтрализует «острые» проявления со стороны отдельных студентов; 7) тщательно подбираются рабочие термины, учебная лексика, 8) анализируются конкретные примеры туристской деятельности, 10) студенты выполняют различные ролевые функции.

Положительное отношение к будущей профессиональной деятельности побуждает студентов проявлять к ней интерес, познавательную активность, выполнять большой объем подготовительной, вспомогательной работы для выработки идеи решения в течение более короткого времени. Сам проект приобретает в этом случае побудительную силу, т. к. он соответствует потребностям, запросам и установкам личности.

Самым сложным при соблюдении данного психолого-педагогического условия является увязывание воедино целей обучения и целей развития.

Эффективность использования данных принципов организации естественного обучения зависит от строгого соблюдения этики профессиональных отношений, отработанности методических приемов изложения учебного материала и обсуждения проблем, уверенности преподавателя, корректности используемых методов обучения, умения преподавателя предотвращать возможные внутригруп-повые конфликты.

При соблюдении вышеназванных педагогических условий обучение происходит в процессе творческой деятельности, при наличии высокой мотивации, при актуализации творческих способностей личности и развитии творческого потенциала каждого. Именно в этом мы видим один из вариантов решения проблемы повышения качества профессионального образования в высшей школе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Глебова Л. Н. Качество профессии — качество образования [Электронный ресурс]. — URL: http://smao.ru/ru/magazine/2011/3_4/4.html

2. Лаврентьев Г. В. Гуманитаризация математического образования: проблемы и перспективы : монография. — Барнаул : Изд-во АГУ, 2001. — 206 с.

74

Ф. А. Поволкович

3. Матюшкин А. М. Как сформировать творческую личность? // Вестник высшей школы. — 2004, № 8. — С. 30-35.

4. Комов Н. Г. Словарь новых иностранных слов. — М. : МГУ, 1995. — С. 282.

5. Краткий психологический словарь / под А. В. Петровского. — М., 1985. — С. 66.

6. Деркач А. А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: Социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. — М. : Луч, 2013. — Вып. 1-2.

7. Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. — М. : Российская академия управления, 1993.

УДК 379.85;504.062

СОЗДАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ТУРИЗМА

Ф. А. Поволкович

Сахалинский государственный университет, г. Южно-Сахалинск

CREATION OF ECOLOGICAL TRAIL, AS A MEANS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE BACHELORS TOURISM

F. A. Povolkovich

Рассмотрены цели создания и использования экологических троп, предложен метод проектов как способ формирования у студентов профессиональных и общекультурнъх компетенций. Ключевые слова: экологическая тропа, хребет Жданко, проект, метод проектов.

Abstract: The article describes the purposes of creating and using ecological trails, authors offered a method of projects as a way of formation of students' professional and general cultural competence. Keywords: ecological trail, ridge Zhdanko, project, project method.

Четверть века назад, когда в нашей стране стали появляться первые тропы подобного вида, они назывались «учебными тропами природы». Подразумевалось тогда, что такая тропа — это место, где «мы изучаем природу» или где «природа учит нас» [2, с. 7]. В настоящее время не существует каких-либо нормативных документов, на которые можно опираться при создании экологических троп, за исключением некоторых региональных методических рекомендаций.

В настоящее время определение экологической тропы звучит как — маршрут на местности, специально оборудованный для целей экологического образования и воспитания. Во время движения по экологической тропе посетители получают информацию об экологических системах, природных объектах, процессах и явлениях [6, с. 3].

С одной стороны, задачей тропы является своеобразный «природоведческий ликбез», т. е. расширение у посетителей элементарных знаний об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. С другой стороны, задача экскурсоводов и проводников троп — научить своих слушателей видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.