Научная статья на тему 'ОБЪЕКТЫ КРАЕВЕДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКА'

ОБЪЕКТЫ КРАЕВЕДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКА Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
145
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ЭКОТРОПА / НОВОСИБИРСК

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Савченко В.П.

В статье перечислены объекты города Новосибирска, способствующие формированию природоохранных навыков, заботливого отношения к окружающей среде, необходимости сохранения культурного наследия. В настоящее время набирают популярность эколого-образовательные маршруты и экологические тропы, ставшие уже неотъемлемой частью экологического образования и просвещения, дополнительного образования школьников и формой семейного досуга. Парки, водные объекты, археологические находки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECTS OF LOCAL HISTORY IN THE FORMATION OF ENVIRONMENTAL EDUCATION ON THE EXAMPLE OF NOVOSIBIRSK

The article lists the objects of the city of Novosibirsk that contribute to the formation of environmental skills, a caring attitude to the environment, the need to preserve cultural heritage. At present, ecological educational routes and ecological trails are gaining popularity, which have already become an integral part of environmental education and enlightenment, additional education for schoolchildren and a form of family leisure. Parks, water bodies, archaeological finds.

Текст научной работы на тему «ОБЪЕКТЫ КРАЕВЕДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКА»

Савченко В.П.Объекты краеведения в формировании экологического просвещения на примере Новосибирска// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2021. - № 2 (25) апрель - июнь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2021/2/00914.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 908 : 502

Савченко Владимир Павлович

Методист

МКУ ДПО «Городской центр развития образования» Департамента образования мэрии города Новосибирска vp savaimail. ru

Объекты краеведения в формировании экологического просвещения на примере

Новосибирска

Аннотация: В статье перечислены объекты города Новосибирска, способствующие формированию природоохранных навыков, заботливого отношения к окружающей среде, необходимости сохранения культурного наследия. В настоящее время набирают популярность эколого-образовательные маршруты и экологические тропы, ставшие уже неотъемлемой частью экологического образования и просвещения, дополнительного образования школьников и формой семейного досуга. Парки, водные объекты, археологические находки

Ключевые слова: экологическое краеведение, экологическое просвещение, экотропа, Новосибирск.

В основе формирования экологической культуры, определяющей гармоничное развитие человека, является экологическое просвещение, образование и воспитание, эффективными формами достижения которых является применение экологических маршрутов на территории природных и природно-антропогенных экосистем: городских лесов, парков, музеев природы, зоологических и дендрологических парков, ботанических садов, элементов городской гидрологии. Наличие подобных объектов задает хороший старт для реализации различных проектов в целях экологического просвещения [1].

Использование краеведческих материалов в обучении школьников направлено, преимущественно, на получение более углубленных знаний по программным дисциплинам (истории, географии, ботанике, зоологии и другим). В настоящее время рассмотрение вопросов экологического краеведения и «краеведческий подход» реализуются во внеурочной, внеклассной и внешкольной деятельности. История вопроса, понятия «эколого-краеведческий подход», «эколого-краеведческая работа», «эколого-краеведческая деятельность учащихся», методы экологического исследования подробно рассмотрены в работе [2].

Фундаментом формирования экологической культуры является изучение экологических региональных проблем или географических объектов в рамках экологического образования и просвещения. В ряде субъектов Российской Федерации с целью непрерывного экологического образования и воспитания, проводятся летние экологические сборы в формате профильных площадок, направленных на изучение родного края. Помимо детского отдыха, они призваны решить задачу формирования у обучающихся

целостного и комплексного представления о природе своей малой родины в условиях практического изучения местности. Так, деятельность летнего лагеря, созданного при станции юннатов в Смоленской области, позволяет на его базе проводить различные образовательные конкурсы, заниматься с обучающимися проектной деятельностью с целью формирования и углубления экологических знаний [3]. В Краснодарском крае с целью обеспечения преемственности и совершенствования образовательного процесса, удовлетворения образовательных потребностей жителей региона был введён новый школьный предмет краеведческого характера - «Кубановедение», способствующий развитию интереса к изучению и охраны природы и ее ресурсов. Новый предмет позволяет сформировать у обучающихся экологически-ориентированное мышление и бережное отношение окружающей среде [4]. Несколько троп экологической направленности были созданы в природном парке «Воскресенское Поветлужье», расположенном на территории Нижегородской области. С представителями местной фауны и особенностями их поведения знакомит экотропа «Ноев ковчег». На маршруте этноэкологической тропы «На пути к древности» предоставляется возможность изучить геологические и археологические объекты парка. Третья же тропа - «Тропа раздумий» - организована и обустроена относительно недавно, поэтому экскурсионной программы пока не имеет [5].

Организация профильных экологических смен, связывающих учебную деятельность с исследовательской, выступает в качестве одной из наиболее эффективных форм экологического образования, позволяющих средствами общественно-полезной работы повысить усвояемость знаний. На подготовительном этапе работы осуществляется сбор актуальной информации об уникальности выбранной локации, расположенных на ней географических объектах, биоразнообразии, о характере антропогенного воздействия и природопользования, подбираются точки обзора и сбора полевых материалов (в том числе гербария). Работа на местности включает организацию пешеходных маршрутов, образовательных экскурсий и квестов, практических работ, очистку территории от мусора.

На территории Новосибирской области в качестве примера подобной профильной смены может выступать проводимый уже более десяти лет на лесной опушке в пойме реки Издревая (приток реки Иня) экологический волонтерский палаточный лагерь «Живая Издревая [6]. Его каждый год организует местная инициативная группа «Поможем реке Издревая». Специалисты и волонтеры (как школьники, так и взрослые) мониторят состояние местных флоры и фауны, очищают русло реки и ее бассейн, занимаются озеленением, создают экотропу, устанавливают на деревья гнездовые домики для сов, летучих мышей, изготавливают кормушки, проводят просветительскую работу с дачниками, показ экологических фильмов под открытым небом, мастер-классы. С первых лет функционирования лагеря в его работе принимают участие учителя и ученики школы деревни Издревой и других населенных пунктов, собственники дачных домов вблизи реки. Особый интерес школьников вызывают наличие выходов скальных пород и участки каменистых и кустарниковых степей, а также наличие краснокнижных и реликтовых видов рыб, растений. В 2009 году была создана особо охраняемая природная территория регионального значения «Долина реки Издревой» [7].

На территории Новосибирска и прилегающих районов имеются интересные природные и культурно-исторические объекты, которые могут быть задействованы для изучения в школе, что позволяет усилить межпредметные связи. В первую очередь, целесообразно рассмотреть историю формирования парков, скверов и других зеленых зон, часть из которых носит имя в честь выдающихся людей [8]. В черте города расположены также и городские леса, общая площадь Новосибирского городского лесничества составляет 8568 га, куда входят два лесохозяйственных участка: Заельцовский (3881 га) и Первомайский (4687). Наиболее интересными зелеными зонами Новосибирска, имеющими не только рекреационное, но и историческое значение являются набережная реки Оби и парк «Городское начало», Заельцовский парк, Инюшенский бор, сад им. Кирова, Центральный парк культуры и отдыха, парк культуры и отдыха «Березовая роща», Нарымский сквер и

другие объекты, расположенные в правобережье Новосибирска. Памятник природы областного значения «Дендрологический парк» Новосибирска, первоначально являющийся Центральным ботаническим садом, площадью 166,6 га кроме коллекции деревьев и кустарников, также имеет свою экотропу. Парки предоставляют широкий спектр возможностей для организации эколого-просветительской деятельности и пропаганды бережного отношения к природному и культурному наследию, формированию экологической грамотности как подрастающего поколения, так и взрослых.

Набережная реки Оби и парк «Городское начало» - точка зарождения Новосибирска (Новониколаевска), расположенная в устье реки Каменки, также представляет интерес для экологического просвещения. Начиная с 2017 года проводится преобразование и масштабное благоустройство набережной, планируется обустройство экотропы. Близость музея города Новосибирска усиливает привлекательность данной территории, благодаря регулярно проводимым пешеходным экскурсиям. Кроме реки Оби, в Новосибирске протекает Иня и малые реки, которые имеют рекреационный и экологический потенциал [9].

Поймы протекающих в глубоких оврагах малых рек остаются единственными резервными территориями в условиях плотной городской застройки. При условии их превращения в линейные парки они могли бы стать объектами экологического просвещения. В частности, ждет реализации создание ярусного парка в пойме реки Ельцовки-1, что в перспективе может стать местом проведения экскурсий и знакомства с городскими водными объектами [10].

Историческое, как и географическое краеведение, также является элементом формирования экологической культуры. Кроме зданий и памятников города, помогают раскрыть историю археологические и палеонтологические объекты. В границах городской черты Новосибирска располагались 15 археологических объектов. Не все из них удалось сохранить до сегодняшнего дня - часть объектов уже утрачена безвозвратно. В 2020 году на территории города под охраной государства находились 8 археологических памятников: поселения «Заельцовский парк-2,3,4,5,6», поселение "Разъезд Иня-1", поселение "Юность-7", участок культурного слоя села Кривощёково. Из них наиболее доступным для ознакомления школьниками является участок культурного слоя села Кривощёково на частично сохранившейся надпойменной террасе левого берега реки Оби благодаря удобному месторасположению, но находящийся в данный момент под угрозой застройки в результате строительства автомобильного моста через Обь [11].

Расположенные в городской черте археологические объекты обладают широкой доступностью для транспортной инфраструктуры и могут быть легко интегрированы в местные образовательные и экскурсионные маршруты. Новосибирск также способен предоставить широкий выбор просветительских площадок: Краеведческий музей и Музей г. Новосибирска, музей «Городское начало», Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока, Историко-архитектурный музей под открытым небом и многие другие.

Изучение археологических объектов и находок в рамках экологического просвещения позволяет выявить факторы их деградации и разрушения в пределах городской черты. Здесь главную опасность представляют земляные и строительные работы, естественное подмывание берега, лесохозяйственные работы и другие факторы.

С целью развития научно-познавательного и историко-культурного туризма в регионе планируется обустройство системы музейно-туристических комплексов, историко-культурных заповедников и достопримечательных мест. 214 археологических памятников, компактно расположенных в окрестностях Новосибирской агломерации, составят базу для организации достопримечательного места и историко-культурного заповедника регионального значения «Кудряшовский бор» [12].

Отдельные палеонтологические находки представлены в коллекциях целого ряда районных и школьных краеведческих музеев области. Богатством и разнообразием отличаются палеонтологические коллекции Центрального Сибирского геологического музея, Музея природы (Новосибирского государственного краеведческого музея), Сибирского

зоологического музея института систематики и экологии животных СО РАН, Геологического учебно-методического музея НГУ, Научно-образовательного центра «Эволюция Земли» (НГУ). В качестве объектов посещения при организации туристско-экскурсионных палеомаршрутов помимо мест хранения и изучения палеонаходок, могут быть использованы и естественные местонахождения ископаемой флоры и фауны. В Новосибирской области из числа подобных объектов следует выделить Красный и Тарадановский Яры, Бибиху, Волчью Гриву, Горловский прогиб. Однако развитие выездного палеотуризма в регионе будет сдерживаться спецификой залегания значительной части палеофауны в условиях ограниченного доступа - в пределах границ карьеров, а также отмелей и русловых горизонтов, что позволяет их осматривать только в октябре в условиях обской межени [13].

В Новосибирске регулярно проводятся публичные мероприятия, связанные с экологическим просвещением. Примером является полевой экологический центр «Дом совы», где волонтеры и популяризаторы науки осуществляют экскурсии для детей и взрослых в лес Академгородка, по экотропе долины реки Издревой, проводят орнитологические, ботанические наблюдения, выезды к интересным географическим объектам. В рамках празднования дня науки <^АЦКА 0+», фестиваля науки «Кстати» для экологического просвещения проводятся выездные экскурсии, онлайн-экскурсии, лекции ведущих специалистов института систематики и экологии животных СО РАН, Центрального сибирского ботанического сад СО РАН, института археологии и этнографии СО РАН, Новосибирского национального исследовательского государственного университета.

Новосибирскими натуралистами активно наполняется контент проекта iNaturalist - это виртуальное место, где можно записывать и систематизировать встреченные в природе виды растений, грибов, животных, птиц, насекомых указывая местоположение. Проект подразумевает также возможность встречаться с другими любителями природы и узнавать о видах живого мира и поощряет участие самых разных любителей природы, включая путешественников, охотников, собирателей грибов, смотрителей парков, экологов, рыбаков и других категорий. Соединяя на сайте различные наблюдения и знания о мире природы, iNaturalist надеется повысить осведомленность общества о местном биоразнообразии и способствовать дальнейшему изучению местной окружающей среды [14].

В настоящее время на территории Новосибирска и примыкающих районов доступными для экологического образования краеведческими объектами являются парки, скверы и зеленые зоны Новосибирска, в первую очередь, Заельцовский бор, набережная реки Оби и малые реки (в том числе река Издревая), археологический объекты, в частности, участок культурного слоя села Кривощёково. Силами волонтеров и натуралистов проводятся ежегодные экологические лагеря, поддерживаются экологические международные онлайн-проекты, направленные на осведомленность о местном биоразнообразии. Научные учреждения, проводящие выставки, и музеи, осуществляющие пешеходные экскурсии, также активно вовлечены в эколого-просветительскую работу. Ведущую роль для повышения уровня экологических знаний при этом выполняют НИИ Академгородка, Музей природы, музей города Новосибирска с филиалами. Таким образом, экологическое краеведение, как составляющая экологического просвещения, в Новосибирске позволяет сформировать представления о природном разнообразии местности и его сохранении, рациональной эксплуатации природно-ресурсного потенциала города. Экологическое краеведение позволяет учащимся пересмотреть свою позицию по отношению к окружающей среде, что способствует формированию экологического сознания населения.

Ссылки на источники:

1. Горошко Н.В., Емельянова С.В., Пацала С.В. Возможности городского пространства для экологического просвещения в сфере рекреации и досуга на примере города Новосибирска // Вестник Пермского исследовательского политехнического университета. Прикладная экология. Урбанистка. - 2018. - № 1(29). - С. 17-35.

2. Бабакова Т.А. Эколого-краеведческий подход в реализации образования для устойчивого развития в общеобразовательной школе // Непрерывное образование: XXI век. - 2018. - № 2(22). - С. 34-44.

3. Зазыкин А.И., Шульга Т.В., Медведкова З.В., Куреленкова М.А., Баржеева Т.В., Дубинин А.А. Летние экологические сборы по изучению родного края // Биологические науки в школе и вузе. - 2019. - № 20. - С. 72-79.

4. Кочубей А.А. Формирование экологического мышления обучающихся на основе принципа краеведения // Педагогическая тетрадь. Сборник статей и методических разработок учителей географии Московской области. Составители Ю.М. Гришаева, Н С. Евстафьева. Москва, 2018. - С. 76-79.

5. Копосова Н.Н., Мизгирева М.С. Формирование экологической культуры на базе природного парка "Воскресенское Поветлужье" // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 1. - С. 18.

6. Наша река Издревая - URL: http://izdrevaya.ru/ (дата обращения: 3.04.2021).

7. Горошко Н.В., Емельянова Е.К. Профильная смена как среда экологического воспитания // Journal of Siberian Médical Sciences. - 2016;(4):1.

8. Емельянова Е.К., Горошко Н.В. Приобский бор Новосибирска: прошлое, настоящее, проблемы // Вестник Кемеровского государственного университета. -- 2020. - Т. 22. - № 3. - С. 595-606. DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-3-595-606

9. Емельянова Е.К., Горошко Н.В. Ретроспектива экологической проблемы приречных пространств малых рек в городской черте Новосибирска // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. - №4 (15) октябрь - декабрь. - URL http:// e-journal.omgau.ru/images/issues/2018/4/00640.pdf. - ISSN 2413-4066. (дата обращения: 3.04.2021).

10. Емельянова Е.К., Горошко Н.В., Мишутина О.В. Река Ельцовка-1 как один из определяющих гидрологических элементов экологического каркаса города Новосибирска // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Прикладная экология. Урбанистика. - 2017. - № 3. -С. 55-71. DOI: 10.15593/2409-5125/2017.03.04

11. Голодяев К.А. Старый Новосибирск. Новосибирск: Изд-во музея г. Новосибирска, 2016. - 321 с.

12. Горошко Н.В., Емельянова Е.К. Проблема сохранения объектов археологического наследия на территории Новосибирска и использование их потенциала в туризме и рекреации // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2019. № 3. Режим доступа: http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/3/00757.pdf (дата обращения: 3.04.2021).

13. Горошко Н.В., Емельянова Е.К. Региональные возможности развития палеонтологического туризма в Новосибирской области // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2019. - № 4 (19) октябрь -декабрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/4/00783.pdf. - ISSN 2413-4066. (дата обращения: 3.04.2021).

14. iNaturalist

https://www.inaturalist.org/observations?nelat=55.43303707561179&nelng=83.50463484180 611&place id=any&swlat=54.56972296681135&swlng=82.18958606959555 (дата

обращения: 3.04.2021).

Vladimir Savchenko

Methodist

"City Center for Education Development"

of the Department of Education of the City Hall of the city of Novosibirsk

Objects of local history in the formation of environmental education on the example of

Novosibirsk

Abstract: The article lists the objects of the city of Novosibirsk that contribute to the formation of environmental skills, a caring attitude to the environment, the need to preserve cultural heritage. At present, ecological educational routes and ecological trails are gaining popularity, which have already become an integral part of environmental education and enlightenment, additional education for schoolchildren and a form of family leisure. Parks, water bodies, archaeological finds.

Keywords: ecological study of local lore, ecological education, ecotrail, Novosibirsk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.