Научная статья на тему 'ПРОГУЛОЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ'

ПРОГУЛОЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛЬНИКИ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заглодина Татьяна Алексеевна

Экологическое образование является важной составляющей современной системы образования. В целях его реализации эффективной формой организации территории выступают экологические тропы и прогулочно-познавательные маршруты, способствующие экологическому воспитанию обучающихся. Статья посвящена анализу потенциала экологических троп для экологического образования детей среднего школьного возраста (5-9 класс). Исследование было проведено с помощью методов формализованного интервью для учителей, полуформализованного интервью для обучающихся среднего школьного возраста и экспертного интервью со специалистом в области охраны окружающей среды. Целью исследования являлась оценка потенциала прогулочно-познавательных маршрутов и экологических троп для образовательных учреждений. Анализ полученных результатов показал, что учителя достаточно активно работают с экологическим образованием и применяют экологическую тропу в своей практике, в том числе во внеурочной деятельности, а среди обучающихса прогулочнопознавательные маршруты и экологические тропы актуальны и восстребованны. В результате теоретического и эмпирического анализа был сделан вывод, что экологическая тропа является актуальным и эффективным средством экологического образования и воспитания. У обучающихся, которые хотя бы раз посетили прогулочно-познавательные маршруты, формируется экологическая культура, происходит переоценка взаимоотношений человека и природы, появляется личная ответственность по отношению к природе и формируется осознание необходимости помощи природе. Многие из обучающихся отметили положительное влияние познавательных прогулок на образ жизни. Потенциал экологической тропы заключается в возможности проведения уроков, социальных, акций, соревнований, игр, конкурсов экологической направленности, а также в возможности организации исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Заглодина Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WALKING AND COGNITIVE ROUTES AS A MEANS OF ENVIRONMENTAL EDUCATION FOR SCHOOLCHILDREN

Environmental education is an important component of the modern education system. In order to implement its programs an effective form of territory organization are ecological trails and walking and cognitive routes, contributing to the environmental education of students. The article is devoted to the analysis of the potential of ecological trails for ecological education of children of middle school age (5-9th years of education). The study was conducted using the methods of a formalized interview for teachers, a semiformalized interview for middle school-aged students, and an expert interview with an environmental specialist. The purpose of the study was to assess the potential of recreational trails and environmental trails for educational institutions. The analysis of the results showed that teachers are quite active in environmental education and use environmental trails in their practice, including in extracurricular activities, and among the students the walking and educational routes and environmental trails are relevant and in demand. As a result of theoretical and empirical research it was concluded that an environmental trail is a relevant and effective means of environmental education and upbringing. The students who visited the walking and cognitive routes at least once formed an ecological culture, reassessed the relationship between man and nature, developed personal responsibility for nature and formed an awareness of the need to help nature. Many of the students noted the positive impact of cognitive walks on their lifestyles. The potential of the eco-trails lies in the possibility of conducting lessons, social, actions, competitions, games, contests of ecological orientation, as well as research activities.

Текст научной работы на тему «ПРОГУЛОЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

Педагогический журнал Башкортостана. 2022. № 1. С. 28-40. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; (1): 28-40.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Научная статья УДК 373.1

DOI 10.21510/18173292 2022 95 28 40

ПРОГУЛОЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Татьяна Алексеевна Заглодина

Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, Россия, Tz1708@yandex.ru, ORCГО 0000-0002-1689-1552

Аннотация. Экологическое образование является важной составляющей современной системы образования. В целях его реализации эффективной формой организации территории выступают экологические тропы и прогулочно-познавательные маршруты, способствующие экологическому воспитанию обучающихся. Статья посвящена анализу потенциала экологических троп для экологического образования детей среднего школьного возраста (5-9 класс). Исследование было проведено с помощью методов формализованного интервью для учителей, полуформализованного интервью для обучающихся среднего школьного возраста и экспертного интервью со специалистом в области охраны окружающей среды. Целью исследования являлась оценка потенциала прогулочно-познавательных маршрутов и экологических троп для образовательных учреждений. Анализ полученных результатов показал, что учителя достаточно активно работают с экологическим образованием и применяют экологическую тропу в своей практике, в том числе во внеурочной деятельности, а среди обучающихса прогулочно-познавательные маршруты и экологические тропы актуальны и восстребованны.

В результате теоретического и эмпирического анализа был сделан вывод, что экологическая тропа является актуальным и эффективным средством экологического образования и воспитания. У обучающихся, которые хотя бы раз посетили прогулочно-познавательные маршруты, формируется экологическая культура, происходит переоценка взаимоотношений человека и природы, появляется личная ответственность по отношению к природе и формируется осознание необходимости помощи природе. Многие из обучающихся отметили положительное влияние познавательных прогулок на образ жизни. Потенциал экологической тропы заключается в возможности проведения уроков, социальных, акций, соревнований, игр, конкурсов экологической направленности, а также в возможности организации исследовательской деятельности.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическое воспитание, школьники, общеобразовательная школа, окружающая среда, экологическая культура

Для цитирования: Заглодина Т.А. Прогулочно-познавательные маршруты как средство экологического образования школьников // Педагогический журнал Башкортостана. 2022. №1(95). С. 28-40.

© Заглодина Т.А., 2022

PROBLEMS OF MODERN PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY

Original article.

WALKING AND COGNITIVE ROUTES AS A MEANS OF ENVIRONMENTAL EDUCATION FOR SCHOOLCHILDREN

Tatyana A. Zaglodina

Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia, Tz1708@yandex.ru, ORCID 0000-0002-1689-1552

Abstract. Environmental education is an important component of the modern education system. In order to implement its programs an effective form of territory organization are ecological trails and walking and cognitive routes, contributing to the environmental education of students. The article is devoted to the analysis of the potential of ecological trails for ecological education of children of middle school age (5-9th years of education). The study was conducted using the methods of a formalized interview for teachers, a semiformalized interview for middle school-aged students, and an expert interview with an environmental specialist. The purpose of the study was to assess the potential of recreational trails and environmental trails for educational institutions. The analysis of the results showed that teachers are quite active in environmental education and use environmental trails in their practice, including in extracurricular activities, and among the students the walking and educational routes and environmental trails are relevant and in demand.

As a result of theoretical and empirical research it was concluded that an environmental trail is a relevant and effective means of environmental education and upbringing. The students who visited the walking and cognitive routes at least once formed an ecological culture, reassessed the relationship between man and nature, developed personal responsibility for nature and formed an awareness of the need to help nature. Many of the students noted the positive impact of cognitive walks on their lifestyles. The potential of the eco-trails lies in the possibility of conducting lessons, social, actions, competitions, games, contests of ecological orientation, as well as research activities.

Keywords: environmental education, environmental upbringing, school students, general education school, environment, environmental culture

For citing: Zaglodina T.A. Walking and cognitive routes as a means of environmental education of schoolchildren. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana= Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; 95(1) : 28-40 (In Russ).

Введение. На современном этапе развития цивилизации актуализировались проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Технический прогресс сопровождается преобразующим воздействием человека на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера. Экологическое образование детей - одна из важных проблем настоящего времени. Только экологическое мировоззрение, экологическая культура и нравственное сознание людей могут решить проблемы взаимоотношений природы и человека.

Экологическое образование представляет собой непрерывный процесс, главным средством которого является организация разнообразных видов деятельности школьников, влекущей формирование уважительного и бережного отношения к природе [1]. Экологическая тропа - одна из

современных форм воспитания и образования детей. Она дает возможность получать новые и активизировать старые знания по биологии, экологии и смежным наукам, работать в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте с различными природными объектами [2]. Экологическая тропа помогает не только воспитывать бережное отношение к природе, но и обращает внимание детей на экологические проблемы, а также вызывает интерес подрастающего поколения к их решению.

Многие выдающиеся педагоги уделяли немаловажное значение природе как средству воспитания. Я.А. Коменский и К.Д. Ушинский считали, что природа - это источник знаний и развития ребенка [3, с2]. Е.И. Майорова [4], О.В. Макарова [5], О.К. Маладаева [6], Е.Г. Сурайкина [7] обращают внимание на то, что экологическое образование должно стать обязательным на всех ступенях системы образования. Большое значение при этом отводится дошкольному образованию, закладывающему фундамент экологического развития личности. Разработкой теоретических аспектов экологического образования занимаются Н.П. Несговорова [8], Н. Рахимова [9], Н.Н. Моисеев [10], Е.С. Сластенина, С.М. Мечев, Г.Ф. Привалова [11] и другие.

Цель статьи: изучение потенциала экологических троп как средства экологического образования детей среднего школьного возраста.

Эмпирической базой исследования послужили материалы, полученные в АНО «Центр развития социальной поддержки особо охраняемых природных территорий Курганской области и сохранения биологического разнообразия» и МКОУ «Боровская средняя общеобразовательная школа» (далее - МКОУ «Боровская СОШ»). Были использованы методы сбора первичной социологической информации: формализованное интервью для учителей, полуформализованное интервью для обучающихся среднего школьного возраста и экспертное интервью со специалистом в области охраны окружающей среды.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы для формирования экологического мышления и мировоззрения детей разного возраста. Предложенная разработка квеста будет полезна учителям для организации и проведения внеклассных мероприятий на экологической тропе.

Методология исследования. Термин «экологическое образование» впервые был введен в научный оборот на конференции, организованной Международным союзом охраны природы в 1970 г. Экологическое образование - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков в области воздействия на окружающую среду, состояния окружающей среды и последствий изменения окружающей среды [12, 281]. Анализ различных концепций экологического образования показал, что однозначного и общепринятого определения его главной цели нет. В одних случаях под целью понимают формирование экологически грамотного человека, в других -воспитание отношения к природе, в-третьих - формирование экологического

сознания, в-четвертых - формирование экологической культуры, в-пятых -формирование экологического мировоззрения [13].

Исходя из формирования экологической культуры и развития экологического мышления как цели экологического образования, его важнейшими задачами будут выступать формирование точных экологических взглядов; формирование взаимоотношений «человек-природа» и создание системы умения взаимодействовать с природой. Наличие экологических знаний не может в полной мере обеспечить экологически разумного поведения личности, так как для этого должно быть и соответствующее отношение человека к природе. Экологическое образование учит взаимодействовать с природой на основе применения соответствующих технологий [14].

Важно, чтобы у подрастающего поколения формировалось понимание своей роли в решении экологических проблем. Экологическое образование играет интегративную роль в системе образования и обладает развивающим и воспитательным потенциалом. Не случайно в России создана система непрерывного экологического образования - от программ для детского сада и средней школы до подготовки специалистов со средним и высшим образованием, для программ повышения квалификации специалистов и экологического просвещения населения [15].

Одной из основных форм организации территории для реализации программ экологического образования являются экологические маршруты, иначе называемые экологическими тропами или учебными тропами природы. В отличие от обычных туристских маршрутов, экотропы призваны решать триединую задачу: расширение у посетителей элементарных знаний об объектах, процессах и явлениях окружающей природы; обучение их навыкам выявления и оценки результатов воздействия человека на окружающую среду; воспитание экологической культуры поведения человека [16].

Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы или другие природные объекты и архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие (гуляющие, туристы и т.п.) получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т.п.) информацию об этих объектах [2]. Экологическая тропа является одной из форм воспитания экологической культуры и формирования экологического мышления. Ее цель заключается в создании условий для непрерывного экологического образования детей и взрослых, развитии их экологической культуры через формирование практического опыта природопользования. Основное предназначение экологической тропы - охрана природной среды через непосредственное воспитание культуры поведения человека в природе. С ее помощью люди смогут расширить знания об окружающей природе (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т.п.), ознакомиться с конкретными задачами охраны природы в данной местности.

Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что оно строится на основе не дидактически-

назидательного, а непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органичного сочетания отдыха и познания во время пребывания на маршруте [17]. Наряду с решением задач обучения, воспитания и отдыха, экологические тропы способствуют охране природы [6, 45]. Таким образом, дети в природном окружении будут непосредственно и непринужденно усваивать информацию и нормы поведения в окружающей среде.

Важным требованием к созданию экологической тропы является принятие официального документа - паспорта экологической тропы. Основные требования к выбору маршрута экологической тропы таковы:

1) привлекательность: эстетическая выразительность и аттрактивность окружающего ландшафта местности, где проходит экологическая тропа (она не должна быть похожа на другие и быть монотонной);

2) доступность: небольшая протяженность (до четырех километров), наличие хорошей пешеходной и подъездной дороги к тропе, безопасность выбранного маршрута, отсутствие серьезных трудностей при продвижении учебных групп по маршруту;

3) информативность: возможность удовлетворения познавательных потребностей посетителей в области естественнонаучных дисциплин, включение наибольшего количества природных объектов;

4) отдых: дети и отдыхающие, находясь на тропе, должны чувствовать себя умиротворенными, психологически защищенными и в гармонии с природой [18, 26].

Необходимым элементом организации экотропы являются правила поведения людей на маршруте, «экологический кодекс» (использовать уже имеющиеся тропы, не рвать цветы, причинять как можно меньше беспокойства животным, не оставлять мусор, останавливаться на привал только в специально предназначенных для этого местах и т.п.). Тропа может выполнять свою воспитательную функцию только при условии соблюдения этих правил. Хорошо организованная экологическая тропа способствует охране природы. Она позволяет регулировать поток посетителей и помогает соблюдению природоохранного режима на окружающей территории [19, 4].

Экологическая тропа является действенным средством экологического образования и воспитания школьников, так как учитывает особенности местной природной среды. Основными видами деятельности обучающихся во время таких прогулок являются игра, эксперимент, наблюдение и труд. На природе можно использовать словесные, практические и наглядные методы. Формы работы с детьми тоже различны, например, экскурсии, целевые прогулки, экологические беседы, наблюдения, простые и элементарные опыты, экологические игры (дидактические, соревновательные, подвижные) и викторины. С помощью данных форм и методов работы школьники приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Так постепенно формируются экологическое мышление, культура и мировоззрение.

Материалы и методы исследования.

Чтобы выявить влияние экологической тропы на образование детей среднего школьного возраста, необходимо учитывать мнения субъектов образовательного процесса - обучающихся, учителей, а также внешние экспертные мнения специалистов по экологии. Для реализации поставленной цели нами использовались следующие методы исследования: формализованное интервью для учителей с целью оценки значимости экологической тропы для экологического образования, полуформализованное интервью для обучающихся среднего школьного возраста с целью выявления эффективности организации экологической тропы, интервью со специалистом в области охраны окружающей среды в сфере управления особо охраняемыми природными территориями регионального значения и сохранения биологического разнообразия, экспертом АНО «Центр поддержки особо охраняемых природных территорий Курганской области» [20] (далее - ООПТ Курганской области). Выяснялось отношение к экологическим тропам в целом, в том числе экскурсионного маршрута «Белозерская экотропа», находящегося в Белозерском государственном природном зоологическом заказнике недалеко от села Боровское.

Результаты эмпирического исследования.

В селе Боровское находится МКОУ «Боровская СОШ». В школе 152 обучающихся, из них в начальном звене - 53 человека, в основном звене -82 человека, а в звене среднего общего образования - 17 человек. В боровской школе много лет существует экологический отряд «Школьное лесничество "Боровское"», ведущий активную природоохранную, эколого-просветительскую деятельность в Белозерском заказнике. Летом 2019 года АНО «Центр поддержки ООПТ Курганской области» начал сотрудничество с данной школой и этим отрядом. Ребята присоединились к Российскому общественному движению «Друзья заповедных островов».

При проведении формализованного интервью было опрошено 15 учителей: 12 женщин и 3 мужчины. Средний возраст опрошенных от 41 до 55 лет. По стажу педагогической работы состав учителей показал: до 5 лет - 3 человека; 6-10 лет -2 человека; 11-20 лет - 4 человека; Более 20 лет - 6 человек. Как видим, в школе работает большинство опытных педагогов с большим стажем, но есть и молодые учителя.

Педагоги различного возраста и стажа положительно относятся к экологическому образованию в школе. Учителя выделили плюсы экологического образования: 12 учителей считают главными плюсами экологического образования формирование ценностного и бережного отношения к природе и всему живому, 8 учителей - расширение знаний об объектах и процессах окружающей природы. Также присутствовали ответы: формирование экологической культуры (5 учителей), формирование отношений «человек-природа» (3 учителя) и формирование глобального экологического мировоззрения (1 учитель). Согласно результатам, можно утверждать, что учителя понимают, как

правильно работать со школьниками, формируя у обучающихся бережное отношение к природе.

Учителя МКОУ «Боровская СОШ» главным итогом экологического образования отмечают формирование ценностного и бережного отношения к природе и всему живому. Однако эксперт АНО «Центр поддержки ООПТ Курганской области» Светлана Николаевна Кузнецова придерживается иной точки зрения. Она считает, что здесь важно формирование экологической культуры и экологического мышления подрастающего поколения.

С точки зрения экологического образования, экологическую тропу считают эффективной все 15 опрошенных учителей. Они полагают, что экологическая тропа является значимым средством экологического образования и воспитания школьников, так как учитывает особенности местной природной среды. Важно понимать, что формирование у детей и подростков экологических знаний и навыков обеспечивается при условии их непосредственного, деятельного участия в познавательном процессе. Эксперт С.Н. Кузнецова считает, что наиболее эффективным в экологическом образовании учащихся является формат учебно-экскурсионной программы. «Он предоставляет возможность ощутить свою причастность к происходящим в природе интересным и важным событиям. Учащиеся больше не пассивные слушатели. Они вовлекаются в исследования, сами делают приятные и неожиданные открытия, напрямую знакомятся лесными обитателями и их образом жизни».

8 учителей из 15 реализуют экологическую тропу в урочной деятельности. 12 человек из 15 реализуют экологическую тропу во внеурочной деятельности. Этот показывает, как учителя реализуют экологическое образование и воспитание в урочной и внеурочной деятельности. Отношение эксперта С.Н. Кузнецовой к внедрению экологического образования на все уровни общего образования через урочную и внеурочную деятельность таково: «Формирование экологической культуры у обучающихся - это одна из важных задач современного общества. Считаю, что в условиях быстрого развития высоких технологий, с одной стороны, и обострения экологического кризиса, с другой, ее решение имеет первостепенное значение. Внеурочная деятельность относится к экологическому просвещению и осуществляется путем распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов и также направлена на достижение конечной цели - формирование экологической культуры и рационального природопользования, воспитание бережного отношения к природе». Как видим, в важности для экологического образования как урочной, так и внеурочной деятельности солидарно убеждены педагоги и специалист в области охраны окружающей среды.

При этом эксперт Центра поддержки ООПТ Курганской области утверждает: «Задачи экологических троп не сводятся только к экологическому просвещению. Экологическая тропа, оборудованная необходимой инфраструктурой, в том числе имеющая навигацию на местности, места для сбора мусора, санузлы, парковки в точках пересечения с дорогами,

информационные стенды - это готовый туристский продукт, который может привлекать большое количество туристов. Поэтому она имеет потенциал для получения экономических выгод на муниципальном и региональном уровнях. Посещение тропы бесплатно, но все, что с ней связано, имеет возможность получать прибыль: магазины с сувенирной продукцией, услуги гидов, даже заправки и кемпинги получают больший поток клиентов благодаря туристам. Наличие утвержденного, промаркированного маршрута направляет основной поток людей в нужном направлении, тогда как отсутствие инфраструктуры способствует беспорядочному, хаотичному движению туристов по всей территории. За такими тропами проще ухаживать, засоренность становится локальной и более предсказуемой, что позволяет эффективнее проводить уборки территорий. С каждым годом растет популярность здорового образа жизни, новое поколение любит активный образ жизни, любит путешествовать. Но дело не только в здоровье. Находясь на природе, большинство начинает больше ценить то, что нас окружает, бережнее относиться к природе, затем этот "экологический " опыт переносит и в городские условия».

Главным плюсом экологической тропы педагоги считают расширение у обучающихся знаний об объектах и процессах окружающей природы. Недостатки у такой формы экологического образования не выявлены. Учителя считают тропу эффективной формой экологического образования и активно используют ее в урочной и внеурочной деятельности. Эксперт С.Н. Кузнецова полностью поддерживает данную позицию. В том, что создание экологических троп является важной формой экологического просвещения и экологического образования, учителя и специалист в области охраны окружающей среды сошлись однозначно.

При полуформализованном интервьюировании обучающихся было опрошено 30 человек: 6 класс - 3 человека; 7 класс - 4 человека; 8 класс -2 человека; 9 класс - 21 человек, в числе которых 21 девушка и 9 юношей. Следует отметить, что девушки намного активнее молодых людей участвуют в различных мероприятиях и конкурсах, в общественной жизни школы.

На рисунке 1 представлены наиболее интересные, с точки зрения опрошенных обучающихся, формы работы, связанные с экологией. Как и предполагалось, первое место занимают походы и экскурсии. Эту форму работы выбрали 19 человек, поскольку она сочетает активный отдых и новые знания, что важно и интересно для подросткового возраста. Практическую помощь природе (создание кормушек, субботники и др.) отметили 18 человек. Здесь преобладают творчество, знания и физическая активность. На третьем месте оказались занятия в экологическом кружке «Школьное лесничество». Их выбрали 11 человек.

Большинство обучающихся были на экологической тропе с учителем хотя бы 1 раз (13 ответивших), 3-4 раза тропу посетили 6 человек. Лишь 2 человека пока не посещали экотропу. Это те обучающиеся, которые прибыли в школу в данном учебном году. Немаловажно, что 9 человек из 30 посещали экологическую тропу более 5 раз. Это показывает, что учителя достаточно активно применяют ее в воспитательно-образовательных целях. Важно отметить, что 25 человек из 30 опрошенных хотели бы посещать экологическую тропу

чаще, остальных опрошенных (5 человек) вполне устраивает периодичность ее посещения.

Не менее интересны ответы обучающихся на вопрос «Как Вы считаете, для чего создаются экологические тропы?». Ответы на него группируются следующим образом: 1) помощь животным, 2) оздоровление людей, 3) охрана природы и формирование экологической культуры. Проанализировав высказывания обучающихся, можно сделать вывод о том, что, несмотря на разный возраст, у всех обучающихся наличествует экологическое мышление. Все 30 респондентов знают, что в современном мире существуют экологические проблемы. 28 человек испытывают положительные эмоции и чувства к окружающему миру, лишь 2 человека - нейтральные.

Рисунок 1

Основные формы работы с обучающимися, связанные с экологией

В ходе анализа ответов обучающихся было выявлено, что посещение экологической тропы положительно влияет на их здоровье и образ жизни в целом. 14 человек считают, что экологическая тропа влияет на их здоровье и образ жизни; 11 человек тоже склонны к тому, что экотропа скорее влияет на ЗОЖ, чем не влияет. 2 человека считают, что экотропа не влияет на их ЗОЖ. Это именно те обучающиеся, которые не посещали экологическую тропу ни разу. 3 человека затруднились с ответом.

На вопрос «Как Вы понимаете, что значит экологическая ответственность?» обучающиеся ответили достаточно аргументированно. Мы выделили три категории на основе самых частых ответов: Взаимоотношения человека и природы; Личная ответственность по отношению к природе; Помощь природе.

По ответам школьников можно отметить, что у обучающихся среднего школьного возраста достаточно высокий уровень знаний по экологии, а также достаточно хорошо развиты учебно-познавательные и ценностно-смысловые компетенции.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что обучающиеся МКОУ «Боровская СОШ» знают, что в мире существуют экологические проблемы, понимают, что такое экологическая ответственность. Они достаточно увлечены экологической тропой, их интересуют различные формы работы с ней. Учителя успешно работают с детьми, используя экотропу в урочной и во внеурочной деятельности.

Данные выводы дополняются мнением опрошенного нами эксперта: «Педагогам хотелось бы посоветовать: активнее принимать участие в проектах "гражданской науки", которые организуют крупные природоохранные организации, например, Союз охраны птиц России, использовать различные информационные платформы для этого, например, Inaturalist. Главная цель таких проектов - помочь ученым зоологам и ботаникам собрать чрезвычайно ценную информацию для науки и охраны природы. Также присоединяться к общественному движению "Друзья заповедных островов" - объединение взрослых и детей, помогающих сохранению "своего" уникального уголка заповедной природы, исторического и культурного наследия на его территории».

Заключение. Проанализировав ответы обучающихся и педагогов на заданные вопросы, и изучив влияние экологической тропы на образование детей среднего школьного возраста, мы пришли к выводу, что экологическая тропа является актуальным и эффективным средством экологического образования и воспитания. Здесь обучение и воспитание объединяются в единый процесс, при правильной организации работы реализуется непринужденное усвоение информации и норм поведения в окружающей среде. Потенциал экологической тропы заключается в возможности проведения уроков, мероприятий, акций, соревнований, игр, конкурсов на экотропе, а также в организации исследовательской и социальной деятельности, социального проектирования, в проведении мероприятий муниципального и регионального уровня.

Список источников

1. Экологическое образование в современной школе. - URL : https://scienceforum.ru/2020/article/2018020923 (дата обращения: 02.03.2020).

2. Экологическая тропа // Внешкольная экология. - URL : http://www.eco.nw.ru/lib/data/04/6/020604.htm. (дата обращения: 10.02.2020).

3. Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. -Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. - 326 с.

4. Майорова Е.И. Современные проблемы экологического образования // Лесной вестник. - 2013. - № 5. - С. 119-122.

5. Макарова О.В., Николаева О.В. Экологическое мышление и экологическая культура в российском образовании // Царскосельские чтения. - 2010. - № 14. - С. 81-85.

6. Маладаева О.К., Цырендоржиева Т.Б. Экологическая тропа как форма экологического образования и оптимизации рекреационной деятельности // Вестник Бурятского государственного университета. Биология. География. - 2010. - № 4. - С. 45-47.

7. Сурайкина Е.Г. Развитие научного отношения к проблеме формирования экологической культуры в системе школьного образования // Вестник Красноярского педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2015. - № 2 (32). - С. 20-24.

8. Несговорова Н.П. Азбука экологии: пособие по основам экологии для широкого круга обучающихся. Издание 2-е. Екатеринбург: Уральский рабочий, 2014. 148 с.

9. Рахимова Н. Экологическое образование в России: современная тенденция -формирование «моды на экологию» // Экология и право. - 2018. - № 69. - URL : https://bellona.ru/2018/02/22/eco-education-russia/ (дата обращения: 01.02.2020).

10. Моисеев Н.Н. Экологическое образование и экологизация образования // Вестник экологического образования в России. - 2012. - № 4. - С. 10-13.

11. Мечев С.М., Г.Ф.Привалова. Контрольно-измерительные материалы как средство качественной подготовки специалистов высшего профессионального образования // Профессионально-педагогическое образование. - 2014. - № 2. - С. 37-46.

12. Снакин В.В. Экология и охрана природы: словарь-справочник / под ред. акад. А Л. Яншина. - Москва: Academia, 2000. - 384 с.

13. Формирование экологической культуры личности как составная часть современного обучения и воспитания. - URL : https://znanio.ru/medianar/39 (дата обращения: 03.02.2020).

14. Экологическое образование и воспитание современного общества - URL : http://f-musor.ru/novosti/2016/03/15/ekologicheskoe-obrazovanie-i-vospitanie-sovremennogo-obshhestva/ (дата обращения: 31.01.2020).

15. Формирование целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса «Мир вокруг нас». -URL: http://sochprimorskay.ucoz.ru/vospitatelnay/ehko_programma.pdf. (дата обращения 06.03.2020).

16. Экологическое образование - URL : http://rus-katana-dogs.ru/ (дата обращения: 10.02.2020).

17. Скоростинская А.А., Даниленко Ю.А., Бунин А.А. Экологическое воспитание и его роль в современном мире // Студенческий: электронный научный журнал. - 2018. - № 13 (33). -URL : https://sibac.info/journal/student/33/114646 (дата обращения: 31.01.2020).

18. ОборинМ.С. Формирование системы экологических троп для развития местного эколого-просветительского туризма // Вестник Удмуртского университета. Серия «Биология. Науки о Земле». - 2010. - № 4. - С. 26-30.

19. Бешко Н., Иботова К., Умархожаева У.Экологическая тропа: методическое пособие для учителей. - Ташкент: Адолат, 2010. - 53 с.

20. АНО «Центр развития социальной поддержки особо охраняемых природных территорий Курганской области и сохранения биологического разнообразия». - URL : https://dobro.ru/organizations/737449/info (дата обращения: 01.05.2020).

References

1. Ekologicheskoye obrazovaniye v sovremennoy shkole [Ecological education in modern school]. - URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018020923 (accessed 2 March 2020). (In Russian).

2. Ekologicheskaya tropa [Ecological trail]. // Extracurricular ecology. - URL: http://www.eco.nw.ru/lib/data/04/6/020604.htm. (accessed 10 February 2020). (In Russian).

3. Goncharova E.V.Teoriya i metodika ekologicheskogo obrazovaniya detey doshkol'nogo vozrasta [Theory and Methods of Environmental Education of Children of Preschool Age: Course of Lectures for Students of Higher Education Institutions]. Nizhnevartovsk: NHU Publishing house, 2008. 326 p. (In Russian).

4. Mayorova E.I. Sovremennyye problemy ekologicheskogo obrazovaniya [Modern problems of environmental education]. Lesnoy Vestnik= Forest Bulletin. 2013; (5): 119-122. (In Russian).

5. Makarova O.V., Nikolaeva O.V. Ekologicheskoye myshleniye i ekologicheskaya kul'tura v rossiyskom obrazovanii [Ecological thinking and ecological culture in Russian education]. Carskosel'skie chteniya= Tsarskoselskie readings. 2010; (14): 81-85. (In Russian).

6. Maladaeva O.K., Tsyrendorzhieva T.B. Ekologicheskaya tropa kak forma ekologicheskogo obrazovaniya i optimizatsii rekreatsionnoy deyatel'nosti [Ecological path as a form of ecological education and optimization of recreational activity]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Biologiya. Geografiya=Bulletin of the Buryat State University. Biology. Geography. 2010; (4): 45-47. (In Russian).

7. Suraikina E.G. Razvitiye nauchnogo otnosheniya k probleme formirovaniya ekologicheskoy kul'tury v sisteme shkol'nogo obrazovaniya [Development of scientific attitude to the problem of forming environmental culture in the system of school education]. Vestnik Krasnoyarskogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astafeva=Bulletin of Krasnoyarsk Pedagogical University named after V.P. Astafyev. 2015; 32 (2): 20-24. (In Russian).

8. Nesgovorova, N.P. Azbuka ekologii: posobiye po osnovam ekologii dlya shirokogo kruga obuchayushchikhsya [The ABC of Ecology: a manual on the basics of ecology for a wide range of students]. Edition 2-th. Yekaterinburg: Uralsky Rabochiy, 2014. 148 p. (In Russian).

9. RakhimovaN. Ekologicheskoye obrazovaniye v Rossii: sovremennaya tendentsiya -formirovaniye «mody na ekologiyu» [Environmental education in Russia: the modern trend - the formation of "fashion for ecology"]. Ekologiya i pravo= Ecology and law. 2018; (69). - URL: https://bellona.ru/2018/02/22/eco-education-russia/ (accessed 1 February 2020). (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Moiseev N.N. Ekologicheskoye obrazovaniye i ekologizatsiya obrazovaniya [Ecological Education and Ecologization of Education] Vestnik ekologicheskogo obrazovaniya v Rossii = Bulletin of Ecological Education in Russia. 2012; ( 4): 10-13. (In Russian).

11. Mechev S.M., Privalova G.F. Kontrol'no-izmeritel'nyye materialy kak sredstvo kachestvennoy podgotovki spetsialistov vysshego professional'nogo obrazovaniya [Control-measuring materials as a means of qualitative training of specialists of higher professional education]. Professional'no-pedagogicheskoe obrazovanie=Professional and pedagogical education. 2014; ( 2): 37-46. (In Russian).

12. Snakin V.V. Ekologiya i okhrana prirody: Slovar'-spravochnik [Ecology and protection of nature: Handbook Dictionary] / ed. by acad. A.L. Yanshin. Moscow: Academia, 2000. 384 p. (In Russian).

13. Formirovaniye ekologicheskoy kul'tury lichnosti kak sostavnaya chast' sovremennogo obucheniya i vospitaniya [Formation of ecological culture of the person as a component of modern education and upbringing]. - URL: https://znanio.ru/medianar/39 (accessed 3 February 2020). (In Russian)

14. Ekologicheskoye obrazovaniye i vospitaniye sovremennogo obshchestva [Ecological education and education of modern society] - URL: http://f-musor.ru/novosti/2016/03/15/ekologicheskoe-obrazovanie-i-vospitanie-sovremennogo-obshhestva/ (accessed 31 January 2020). (In Russian)

15. Formirovaniye tselostnogo ekologicheskogo mirovozzreniya i eticheskikh tsennostey po otnosheniyu k prirode cherez ekologizatsiyu obrazovatel'nogo protsessa "Mir vokrug nas". [Formation of a holistic ecological worldview and ethical values in relation to nature through the ecologization of the educational process "The world around us"]. - URL: http://sochprimorskay.ucoz.ru/vospitatelnay/ehko_programma.pdf. (accessed 6 March 2020). (In Russian)

16. Ekologicheskoye obrazovaniye [Environmental education] - URL : http://rus-katana-dogs.ru/. (accessed 10 February 2020). (In Russian)

17. Skorostinskaya A.A., Danilenko Yu.A. , Bunin A.A. Ekologicheskoye vospitaniye i yego rol' v sovremennom mire [Environmental education and its role in the modern world]. Studencheskij =Student: electronic scientific journal. 2018; 33(13). - URL: https://sibac.info/journal/student/33/114646 (accessed 31 January 2020). (In Russian)

18. OborinM.S. Formirovaniye sistemy ekologicheskikh trop dlya razvitiya mestnogo ekologo-prosvetitel'skogo turizma [Forming a system of ecological trails for the development of local ecological and educational tourism]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya «Biologiya. Nauki o Zemle» = Bulletin of Udmurt University. Series "Biology. Earth Sciences". 2010; ( 4): 2630. (In Russian).

19. Beshko N. Ibotova, K., Umarkhojaeva U. Ekologicheskaya tropa: metodicheskoye posobiye dlya uchiteley [Ecological trail: methodological manual for teachers]. Tashkent: Adolat, 2010. 53 p. (in Russian).

20. ANCO «Tsentr razvitiya sotsial'noy podderzhki osobo okhranyayemykh prirodnykh territoriy Kurganskoy oblasti i sokhraneniya biologicheskogo raznoobraziya [Center for Development of Social Support of Specially Protected Natural Territories of Kurgan Region and Preservation of Biological Diversity]. - URL : https://dobro.ru/organizations/737449/info (accessed 1 May 2020). (In Russian)

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Author has read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию 04.10.2021; одобрена после рецензирования 21.01.2022; принята к публикации 28.02.2022.

The article was submitted 04.10.2021; approved after reviewing 21.01.2022; accepted for publication 28.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.