1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 22.10.2018) // СЗ РФ. 2002. №1. Ст. 3.
3. Гладков Н.Г. Трудовые споры: Учебно-практическое пособие. Люберцы.: Юрайт, 2016. С. 38.
4. Гусов К.Н. Трудовое право России. М.: Практикум, 2005. С. 125.
5. Апелляционные определения Верховного Суда Республики Коми от 07.06.2018 по делу № 33-3341/2018, по делу № 333340/2018 [Электронный ресурс]: URL: https://its.1c.ru/db/newsprac/content/460820/hdoc
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 22.10.2018) // СЗ РФ. 2002. №1. Ст. 3.
7. О военных судах Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 №1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) // СЗ РФ. 1999. №26. Ст. 3170.
8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. 2002. №46. Ст. 4532.
9. О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. № 15 [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_299109/
10. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 22.10.2018) // СЗ РФ. 2002. №1. Ст. 3.
11. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. 2002. №46. Ст. 4532.
12. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): Федеральный закон от 27.07.2010 №193-ФЗ (ред. от 01.09.2013) // СЗ РФ. 2010. №31. Ст. 4162.
13. Смирнова О.С. Процедура медиации при разрешении индивидуальных трудовых споров как способ реализации права на защиту работником своих трудовых прав // Пробелы в российском законодательстве. 2012. №3. С. 302.
References and Sources
1. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) // SZ RF. 2014. № 31. St. 4398.
2. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.12.2001 №197-FZ (red. ot 22.10.2018) // SZ RF. 2002. №1. St. 3.
3. Gladkov N.G. Trudovye spory: Uchebno-prakticheskoe posobie. Lyubercy.: YUrajt, 2016. S. 38.
4. Gusov K.N. Trudovoe pravo Rossii. M.: Praktikum, 2005. S. 125.
5. Apellyacionnye opredeleniya Verhovnogo Suda Respubliki Komi ot 07.06.2018 po delu № 33-3341/2018, po delu № 33-3340/2018 [Elektronnyj resurs]: URL: https://its.1c.ru/db/newsprac/content/460820/hdoc
6. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.12.2001 №197-FZ (red. ot 22.10.2018) // SZ RF. 2002. №1. St. 3.
7. O voennyh sudah Rossijskoj Federacii: Federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 23.06.1999 №1-FKZ (red. ot 30.10.2018) // SZ RF. 1999. №26. St. 3170.
8. Grazhdanskij processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 14.11.2002 №138-FZ (red. ot 03.08.2018) // SZ RF. 2002. №46. St. 4532.
9. O primenenii sudami zakonodatel'stva, reguliruyushchego trud rabotnikov, rabotayushchih u rabotodatelej - fizicheskih lic i u rabotodatelej -sub"ektov malogo predprinimatel'stva, kotorye otneseny k mikropredpriyatiyam: Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2018 g. № 15 [Elektronnyj resurs]: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_299109/
10. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.12.2001 №197-FZ (red. ot 22.10.2018) // SZ RF. 2002. №1. St. 3.
11. Grazhdanskij processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 14.11.2002 №138-FZ (red. ot 03.08.2018) // SZ RF. 2002. №46. St. 4532.
12. Ob al'ternativnoj procedure uregulirovaniya sporov s uchastiem posrednika (procedure mediacii): Federal'nyj zakon ot 27.07.2010 №193-FZ (red. ot 01.09.2013) // SZ RF. 2010. №31. St. 4162.
13. Smirnova O.S. Procedura mediacii pri razreshenii individual'nyh trudovyh sporov kak sposob realizacii prava na zashchitu rabotnikom svoih trudovyh prav // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2012. №3. S. 302.
МАКУРИНА КРИСТИНА АЛЕКСАНДРОВНА - Государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Тамбовской области, магистрант Тамбовского государственного технического университета ([email protected])
ЛАВРИК ТАТЬЯНА МИХАИЛОВНА - кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой «Гражданское право и процесс», «Тамбовский государственный технический университет.
MAKURINA, KRISTINA A. - State Labor Inspector (for legal issues) of the State Labor Inspectorate in the Tambov Region, undergraduate of the Tambov State Technical University ([email protected]).
LAVRIK, TATIANA M. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Head of the Department of Civil Law and Process, Tambov State Technical University.
УДК 349.6
латохин в.а., гаврилов с.о. экологическая политика российской федерации: проблемы правового регулирования
Ключевые слова: окружающая среда, экологическая политика, устойчивое развитие, правовое регулирование, стратегия экологической безопасности.
Авторы рассматривают проблемы реализации экологической политики в Российской Федерации в современных условиях. На основе характеристики нормативно-правовых актов 1990 - 2010-х гг. анализируется состояние экологического законодательства и перспективы его развития. Рассматриваются основные проблемы правоприменительной деятельности в сфере реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду. Отмечено, что системной погрешностью правоприменительной практики сегодня является отсутствие анализа результативности мероприятий по реализации разного рода программ и стратегий. Срок реализации многих из них истек, либо близок к этому. Официальное подведение итогов их
193
исполнения, либо анализ причин, приведших к тому, что предусмотренные мероприятия не дали конкретных результатов, объективно необходимо. Устранение данных проблем будет способствовать устойчивому развитию экологического законодательства и правоприменительной практики и обеспечению, тем самым, стабильного и безопасного для российского общества развития национальной экосистемы.
LATOKHIN, V.A., GAVRILOV, S O.
ENVIRONMENTAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS OF LEGAL REGULATION
Keywords: environment, environmental policy, sustainable development, legal regulation, environmental sacurity strategy.
The authors consider the problems of implementation of environmental policy in the Russian Federation in modern conditions. Based on the characteristics of normative-regulatory legal acts of the 1990-2010-ies., it analyzes the state of environmental legislation and the prospects for its development. It considers the main problems of law enforcement activity in the sphere of implementation of citizen's rights to a favorable environment. It is noted that the systematic error of law enforcement practice today is the lack of analysis of the effectiveness of measures for the implementation of various programs and strategies. The period of implementation of many of its has expired, or is close to this. An official summing up of its performance, or an analysis of the reasons that led to the fact that the events envisaged did not give concrete results, is objectively necessary. The elimination of these problems will contribute to the sustainable development of environmental legislation and law enforcement practice, and thereby ensure the development of a national ecosystem that is stable and safe for Russian society.
Условием нормального развития и продолжительного существования человеческой цивилизации является обеспечение баланса взаимоотношений социума и природы. Данное утверждение, ставшее своего рода аксиомой, подтверждает мнение о том, что гармонизация отношений человека с возможностями биосферы, оказывается основным вызовом современного гуманитарного развития. Дополнительным свидетельством его обоснованности является тот факт, что подавляющее большинство индустриальных государств в своем развитии уже переживали период экологических кризисов, порожденных именно нарушением баланса потребностей развития экономики и состоянием окружающей природной среды, нейтрализация которых привела к осознанию необходимости дальнейшего индустриального развития с учетом экологических постулатов. В свою очередь, осознание значимости проблемы повлекло за собой четкое понимание необходимости ее устранения посредством, в первую очередь, правоприменительной деятельности.
Оптимизация экологического законодательства невозможна без четкого определения правовых дефиниций. В рамках настоящей статьи считаем необходимым, в первую очередь, остановиться на данном аспекте. Отметим, что основополагающий понятийный аппарат экологической политики включает такие термины как «экологическая политика», «право на благоприятную окружающую среду», «экология», «экологическая безопасность» и «устойчивое развитие». В современной теории права под политикой подразумевается вид функциональной деятельности в области общественных отношений, формирующийся в процессе взаимодействия различных акторов аспектам публичной власти, детерминирования содержания, целей и задач функционирования государства [1].
Мы абсолютно солидарны с выводами А.К. Голиченкова, усматривающего «государственную стратегию РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», «государственную экологическую доктрину», «государственную экологическую политику», исключительно в системной деятельности государства, направленной на достижение стратегической цели - сбережения экосистем, обеспечение их устойчивого функционирования с целью обеспечения экологической безопасности государства, соблюдения условий для стабильного общественного развития, поддержания и оптимизации уровня жизни населения, в том числе показателей здоровья нации и демографических показателей [2].
Понятие «права на благоприятную окружающую среду» определено в Декларации Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды в Стокгольме в 1972 г., согласно которой «.. .человек имеет основное право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. ... Право на благоприятную окружающую среду принадлежит к числу общечеловеческих ценностей, естественных прав человека, «отнятых» у него цивилизацией и подлежащих возвращению методами государственно-правового и международно-правового регулирования» [3].
В отечественной правовой системе понятие права на благоприятную окружающую среду может быть охарактеризовано как декларированная в Основном Законе и обеспеченная Российской Федерацией возможность каждого человека реализовать собственные законные интересы в условиях безопасного, соответствующего стандартам, установленным международным и национальным законодательством, экологического окружения, предпринимать все дозволенные законом действия по защите личных и общественных потребностей в данной области, обладать свободным доступом ко всей необходимой информации о состоянии природной и климатической среды. По мнению исследователя М.М. Бринчук: «Право на благоприятную окружающую среду, как и право на жизнь - право, данное самой природой» [4].
Особого внимания заслуживает использование термина «устойчивое развитие». Дело в том, что трактовка его содержания неоднозначна. Использование этого понятия в политическом и правовом лексиконе современной России, преимущественно в различного рода стратегиях и программах социально-экономического характера, осуществляется для того, чтобы подчеркнуть стремление к стабильному росту показателей хозяйственного развития. В европейском законодательстве это понятие обозначает гармоничное сочетание социальных, экономических и экологических факторов в процессе цивилизационного развития.
Переходя от чисто теоретических понятийных проблем к характеристике нормативного регулирования экологической политики Российской Федерации, отметим, в первую очередь, ее многоаспектный и многогранный характер. Думается, именно поэтому ее правовые основы закреплены не в одном, а в нескольких значительных нормативных правовых актах. Поскольку детальный их анализ не является предметом настоящего исследования, мы остановимся лишь на содержании наиболее существенных юридических источников, определивших те направления экологической политики, которые, по нашему мнению, являются наиболее важными.
Прежде всего отметим, что экологическая политика России отражена в Конституции РФ. Речь, в частности, идет о праве граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, закрепленном в ст. 42 Основного Закона [5].
В то же время, данная конституционная норма, как и любая другая нуждалась в дополнительной конкретизации [6]. Необходимым условием ее реализации, разумного целеполагания, определения взвешенных принципов и подходов по формированию природоохранной сферы стала разработка и принятие долгосрочных стратегий и программ.
В соответствии с пп. «в» п. 3 ст. 11 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 172-ФЗ) к документам стратегического планирования, причисляются специальные правовые акты, чаще всего именуемые как «основы государственной политики», утверждаемые Указами Главы государства. Такой порядок установлен с. 80 Конституции РФ, предоставляющей Президенту РФ в строгом соответствии с Основным Законом права определения стратегических направлений государственной политики.
Так, первым шагом на пути формирования экологической политики России мы считаем перевод концепции «устойчивого развития» экологии в политическое и правовое поле Президентом России Б.Н. Ельциным. Подписанный им в начале 1994 г. Указ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» поручал высшему органу исполнительной власти подготовить проект соответствующей Концепции. На подготовку законопроекта отводился всего лишь год. Безусловно столь ограниченный временной отрезок не позволил кабинету министров справиться с этой задачей -соответствующий документ, предусматривавший создание правовых основ процесса перехода к устойчивому развитию, реализацию новых экологических подходов в осуществлении хозяйственной деятельности, оптимизацию образовательной сферы и выстраивание системы пропагандистского сопровождения экологической практики был принят лишь в апреле 1996 г. (речь идет об Указе «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» № 440, подписанном 01.04.1996 г.).
«Экологическая доктрина Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р12 определила цели, направления, задачи и принципы государственной экологической политики в Российской Федерации [7]. В ее разработке принимало участие Министерство природных ресурсов РФ, а также органы власти всех уровней,
общественные экологические организации, деловые и научные круги. Как и любая иная доктрина, представляющая собой систему руководящих политических, экономических, идеологических принципов, она нашла свое дальнейшее воплощение в документах перспективного (стратегического) и текущего экологического планирования.
Отметим, что Экологическая доктрина 2002 г. впервые в истории отечественного законодательства определив обеспечение экологической безопасности страны как стратегическую цель государственной политики, нормативно закрепила тезис об опасности экологического кризиса как для Российской Федерации, так и для всего мирового сообщества, обозначила пути его преодоления. Поэтому, на наш взгляд, совершенно справедливы в своих утверждениях те отечественные исследователи, которые рассматривают данный документ, как универсальный нормативный правовой акт, интегрирующий качества научной доктрины и политической [8].
По мнению законодателя, обеспечение экологической безопасности страны является стратегической целью государственной политики. Одним из ее принципов авторы Доктрины определили приоритетность жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к использованию природных ресурсов, признав при этом важность участия гражданского общества в вопросах охраны окружающей среды [9]. Наконец, Доктрина 2002 г. детерминировала главные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности, в том числе улучшение качества жизни путем снижения негативного индустриального воздействия на природную среду.
Продолжая характеристику нормативных основ экологической политики в России, нельзя обойти вниманием «Энергетическую стратегию РФ на период до 2030 г.», утвержденную распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путиным от 13 ноября 2009 г. № 1715 [10]. В данном нормативном правовом акте содержится указание на то, что Российская Федерация, оставаясь одним из главных игроков на мировом энергетическом рынке, приступит к серьезной диверсификации структуры своей продукции, осуществит сущностное реформирование системы экспорта в части увеличения зарубежного представительства российских фирм и изменения вектора поставок энергопродуктов. При этом составители Стратегии постоянно подчеркивают тот факт, что современное развитие научных технологий побуждает постоянно изыскивать новые источники реализации энергетических потребностей социума, негативное влияние которых на экологическую среду будет минимизировано.
Этой же точки зрения придерживаются и составители Климатической доктрины, утвержденной распоряжением Д.А. Медведева в декабре 2009 г. С нашей точки зрения, данный документ представляет собой надежный правовой фундамент для комплексных мероприятий по разработке и реализации новаторских технологий, более безопасных для климата, чем ныне используемые.
К сожалению, в отличие от Энергетической стратегии, разработка «Климатической доктрины Российской Федерации» заняла немалое время. Соответствующее распоряжение Президента России Д.А. Медведева было утверждено 17 декабря 2009 г., в то время как Комплексный план реализации указанной доктрины на период до 2020 г. был в окончательной редакции принят лишь 25 апреля 2011 г., то есть почти через полтора года. Тем не менее, содержание новелл данного документа, его бесспорно новаторский характер во многом оправдывают подобного рода «медлительность». Так, Климатическая доктрина 2009 г. определила в качестве стратегической задачу поиска и практической реализации мер в области научных технологий, социально-экономического планирования информационного сопровождения государственной политики в сфере сохранения благоприятных климатических условий. Признано необходимым с помощью мер оперативного порядка, а также мероприятий, рассчитанных на долгосрочную перспективу, минимизировать негативное антропогенное влияние на климатические условия, используя при этом возможности сотрудничества с мировым сообществом. Особо отметим реалистичнось предлагаемых мер: по состоянию на 2019 г. из 65 мероприятий Комплексного плана полностью реализовано 37 (56%), остальные 28 мероприятий находятся в процессе выполнения, либо срок их реализации еще не наступил. Несомненным достоинством анализируемого документа является предложенный его авторами механизм оптимизации природоохранной политики за счет распределения функциональных обязанностей по реализации природоохранной политики между органами государственной власти федерального
и регионального уровней, муниципалитетами, общественными объединениями и иными сегментами гражданского общества, бизнес-структурами и отдельными гражданами [11].
Наконец, особый интерес с точки зрения правоприменения вызывает задача увеличения доли альтернативных (в том числе неуглеродных) источников производства энергии.
В целом, 2009 г. знаменовал собой начало качественно нового этапа в развитии отечественного экологического законодательства. Помимо упоминавшихся «Энергетической стратегии» и «Климатической доктрины», в том же году была утверждена и «Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года» - комплексный нормативный правовой акт, призванный обеспечить соответствующими ресурсами реализацию долгосрочной, рассчитанную на тот же период, что и Стратегия, Концепцию хозяйственного и социального развития России, и определивший комплекс мероприятий по укреплению всех отраслей национального водохозяйственного комплекса. С нашей точки зрения, Водная Стратегия, в большей степени, чем любой иной анализируемый нами нормативный акт, соответствует европейскому пониманию «устойчивого развития» - проблемы обеспечения эффективного водопользования, создание конкурентной среды и оптимизация хозяйственного взаимодействия акторов водного рынка в целях реализации конкурентных преимуществ Российской Федерации в данной сфере рассматривались в неразрывной связи с экологическими факторами (охрана водных объектов, сохранение водных экосистем и пр.). Согласимся с разработчиками: именно такого рода стратегическое планирование в современных условиях способно обеспечить достижение максимальных результатов в хозяйственной и гуманитарной сферах [12].
Для решения ключевых проблем определены такие направления реализации Стратегии, как гарантированное обеспечение водными ресурсами населения и отраслей экономики, восстановление утраченных и охрана существующих объектов водного комплекса, оптимизация мониторинга их состояния и оптимизация менеджмента в данной сфере.
Одним из важных направлений реализации Стратегии названо просвещение и информирование населения по вопросам их использования и охраны.
Совершенствование экологического законодательства продолжилось спустя три года. Отметим, что документ под названием «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (далее - Основы), подписанный Президентом РФ В.В. Путиным 30 апреля 2012 г., занимает в российском праве особое место - это первый нормативный правовой акт, посвященный исключительно экологической политике.
В разделе «Общие положения» документа обозначаются глобальные экологические проблемы, характеризуется экологическая ситуация в Российской Федерации как в целом, так и по отдельным ее субъектам, после чего формулируется заключение: «...разработка настоящих Основ обусловлена необходимостью обеспечения экологической безопасности при модернизации экономики и в процессе инновационного развития» [13].
Остановимся на характеристике Основ более подробно. Прежде всего необходимо отметить тот факт, что в них содержится упорядоченное изложение всех принципиальных положений, определяющих природоохранную политику в Российской Федерации, содержавшихся в узаконениях, принятых ранее. Впервые определена системообразующая цель государственной политики в экологической сфере, заключающаяся в не только в сохранении благоприятной для человека окружающей среды и реализации, тем самым, одного из важнейших конституционных прав, но и обеспечение экологически ориентированного роста экономики, который будет в состоянии обеспечить удовлетворение потребностей и запросов будущих поколений [13].
Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации представляют значительный интерес еще и потому что, во-первых, этот документ, в отличие от предшествующих, был утвержден главой государства; во-вторых, будучи одним из доктринальных документов, он при этом был полностью адаптирован к положениям Федерального закона № 172-ФЗ; в-третьих, во исполнение данного документа распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2012 г. № 2423-р был утвержден План действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (далее - План действий), что позволяет проследить степень реализации концептуального документа в конкретных мероприятиях.
Целесообразность и оправданность положений Основ была подтверждена в «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года», принятом весной 2013 года. Специалисты Министерства экономического развития, подготовившие этот достаточно объемный по содержанию документ, исходили из того, что долгосрочная экологическая стратегия России будет направлена на создание индустриальной модели, предполагающей низкоуглеродное потребление, что обеспечит защиту экосистем, сохранение биоразнообразия и, в конечном счете, будет способствовать эффективной реализации прав граждан на безопасную природную среду. Устойчивое развитие будет обеспечено с помощью комплекса мероприятий, не только технологического, но и правового и финансового характера, результатом чего станет переориентация политики бюджетных ассигнований на развитие топливного комплекса с развития традиционных на, так называемые, «зеленые» технологии [14].
В то же время авторы Прогноза, будучи реалистами, указали, что переход на рельсы «устойчивого развития», от которого, в конечном счете и будет зависеть снижение негативного антропологического воздействия на окружающую среду, определяется размером этих ассигнований. Без необходимых объемов финансирования, что сопряжено с дополнительной финансовой нагрузкой на бюджет, быстрых темпов минимизации причиненного экологического ущерба, разработки ресурсосберегающих технологий и формирования технологической базы для переработки техногенных отходов ждать просто не приходится.
Последним к настоящему времени нормативным правовым актом, имеющим непосредственное отношение к экологическому законодательству, является «Стратегия экологической безопасности РФ на период до 2025 г.» [15]. Стратегия 2017, по нашему мнению, представляет собой нормативный акт, адекватно отражающий экологические реалии и технологические возможности современной России, что позволяет рассматривать его в качестве программы устойчивого экологического развития.
Это достаточно объемный документ. Он содержит общие положения, оценку текущего состояния экологической безопасности, основные проблемы, вызовы, угрозы, цели, задачи, направления, инструменты реализации государственной политики в этой области, механизмы оценки состояния экологической безопасности и контроля эффективности реализации стратегии, источники и механизмы ресурсного обеспечения, ожидаемые результаты, задачи, функции и порядок взаимодействия органов государственной власти в целях реализации стратегии. Примечательно, что Стратегия 2017 впервые определила одним из основных механизмов реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности и общественный контроль в области охраны окружающей среды [16].
Подводя определенные итоги тем процессам, которые происходили в сфере нормативного регулирования экологической политики Российской Федерации в 1990 - 2010-е гг., отметим, что современные проблемы индустриального развития в условиях процессов глобализации объективно обусловливают ряд сущностных последствий, как позитивного, так и негативного порядка. Главным «посылом» со стороны экологии является тезис о том, что для гарантированного, рассчитанного на длительную перспективу, бескризисного цивилизационного развития необходимо обеспечение гармонии, взаимного соответствия и непротиворечия всех компонентов и процессов экосистемы. Российская Федерация, как непосредственный участник всех глобальных процессов не может оставаться в стороне. Все экологические проблемы, признанные мировым сообществом, существуют и у нас: в современной России масштабно проявляются практически все глобальные воздействия на экологическую сферу. Более того, поскольку наша страна обладает огромным природным пространством, это делает окружающую среду и могущественной и, в то же время, еще более уязвимой.
Проведенное нами исследование доказывает тот факт, что природоохранная политика России, ее юридические основания, соответствуют запросам современного периода цивилизационного развития. Проведенный нами историко-правовой анализ развития экологического законодательства суверенной России в 1990 - 2010-е гг. свидетельствует о том, что оно адекватно отражает содержание экологических проблем, как глобального, так и национального уровня, полностью соответствуя общепринятым мировым стандартам безопасности. Отражая общемировые экологические тенденции, российское законодательство, с
точки зрения его приоритетов и направлений, нацелено на решение стратегической задачи обеспечения устойчивого развития, соответствующего идеология глобального экологизма.
Начиная со 2-й пол. 2000-х гг. экологическое законодательство России приобрело практикоориентированный характер: исходные принципы политики в области экологии, зафиксированные в Основном Законе РФ, в настоящий момент перешли из категории правовых деклараций в нормы и предписания российского законодательства, содержащиеся в конкретных нормативных актах стратегического характера. Сама экологическая политика России приобрела системный и многофункциональный характер, охватывая к настоящему времени самые различные сферы социального взаимодействия основных акторов в лице государственных органов, структур гражданского общества, отдельных граждан.
В целом, по своему масштабу экологическая политика вполне соответствует глобальному уровню универсальных экологических задач, что, однако, не означает ее абсолютную беспроблемность.
Во-первых, следует отметить, что, признавая наличие глобальных экологических проблем и необходимость их разрешения для сохранения благоприятной окружающей среды в России, наша страна по-прежнему остается в стороне от реального участия в их разрешении. В частности, до сих пор не завершился процесс нашего присоединения к «Парижскому соглашению по климату» (2015 г.), соглашению в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Надеемся, что поручение профильным ведомствам, данное 5 июля 2019 г. Заместителем Председателя Правительства Алексеем Гордеевым внести до 1 сентября 2019 года в Правительство проект федерального закона «О ратификации Парижского соглашения по климату», подтверждающего выбранный курс на низкоуглеродное развитие путём снижения выбросов парниковых газов в различных отраслях, будет исполнено в срок.
Во-вторых, экологическое законодательство России несомненно нуждается в систематизации. Настал момент создания консолидированного нормативного правового акта, который приведет в соответствие разрозненные нормы Водного и Лесного кодексов, разного рода Стратегий и Доктрин, о которых шла речь выше, устранит все имеющиеся противоречия, создав, тем самым, условия для оптимизации экологической политики в российской Федерации [17].
Наконец, необходимо устранить все погрешности в правоприменительной практике. Стабилизация экосреды - задача слишком глобальная, для того, чтобы обращаться к ней периодически, здесь недопустима кампанейщина. Необходимо исключить возможность повторения ситуации, когда в 2012-2019 гг. было проведено не больше десяти заседаний Правительства России, посвященных реализации «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», Стратегий сохранения редких видов, Государственных программ «Охрана окружающей среды» и «Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 гг., в том числе четыре - в 2012 г., два - в 2013 г., столько же - в 2014 г., и ни одного в 2015 - 2018 гг.
Другой системной погрешностью правоприменительной практики является отсутствие анализа результативности мероприятий по реализации разного рода программ и стратегий. Срок реализации многих из них истек, либо близок к этому. На наш взгляд, официальное подведение итогов их исполнения, либо анализ причин, приведших к тому, что предусмотренные мероприятия не дали конкретных результатов, объективно необходимо.
Думается, что устранение данных проблем будет способствовать устойчивому развитию экологического законодательства и правоприменительной практики и обеспечению, тем самым, стабильного и безопасного для российского общества развития национальной экосистемы.
Литература и источники
1. Теория государства и права / под ред. Л.В. Смирнова. М., 2004. С. 40.
2. Голиченков А.К. Экологическое право России: словарь юридических терминов. М., 2012. С. 57.
3. Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды. 1972 г. [Электронный ресурс]: // URL: http://docs.cntd.ru/document/901880141
4. Бринчук М. М. Благоприятная окружающая среда - важнейшая категория права // Журнал российского права. 2008. №9(141).
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
6. Боголюбов С. А. Потенциал экологических норм Конституции // Журнал российского права. 2018. № 5 (257). С. 19.
7. Экологическая доктрина Российской Федерации. Утв. Распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 г. N° 1225-р // СЗ РФ. 2002. M 36. Ст. 3510.
8. Гаврилова А.В., Боголюбов Е.А. Приоритетные направления деятельности экологических правозащитных организаций // Проблемы современного законодательства России и зарубежных стран Материалы V Международной научно-практической конференции. отв. ред. С. И. Суслова, А. П. Ушакова. 2016. С. 64.
9. Научные исследования: информация, анализ, прогноз: монография / Н.В. Валуйсков, Ю.П. Ветров, С.О. Гаврилов и др.; нод общей ред. нроф. О.И. Кирикова. Кн.16. Воронеж: ВГПУ, 2007. С. 405.
10. Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 г. N 1715-р // СЗ РФ. 30.11.2009. N 48. ст. 5836.
11. О Климатической доктрине Российской Федерации. Распоряжение Президента РФ от 17.12.2009 г. N 861-рп // СЗ РФ. 21.12.2009. N 51. ст. 6305.
12. Об утверждении Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 27.08.2009 г. N 1235-р (ред. от 17.04.2012) // СЗ РФ. 07.09.2009. N 36. ст. 4362.
13. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. Утв. Президентом Российской Федерации 30 анр. 2012 г. // Документ опубликован не был. Доступ из справ.--правовой системы «КонсультантПлюс».
14. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года // [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из снрав.-правовой системы «КонсультантПлюс».
15. О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 19 анр. 2017 г. M 176 // СЗ РФ. 2017. M 17. Ст. 2546.
16. История и современные тенденции развития гражданского общества и государства: правозащитный аспект. Монография. М.: Проспект, 2019. С. 100.
17. Гринь Е.А., Нечаева A.A., Шелухина A.A. Необходимость принятия единого кодифицированного акта в сфере охраны окружающей среды - Экологический кодекс // Символ науки. 2016. M 1. С. 138.
References and Sources
1. Teoriya gosudarstva i prava I pod red. L.V. Smirnova. M., 2004. S. 40.
2. Golichenkov A.K. Ekologicheskoe pravo Rossii: slovar' yuridicheskih terminov. M., 2012. S. 57.
3. Deklaraciya Konferencii Organizacii Ob"edinennyh Nacij po problemam okruzhayushchej cheloveka sredy. 1972 g. [Elektronnyj resurs]: II URL: http:IIdocs.cntd.ru/document/901880141
4. Brinchuk M. M. Blagopriyatnaya okruzhayushchaya sreda - vazhnejshaya kategoriya prava II ZHurnal rossijskogo prava. 2008. N^9(141).
5. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dek. 1993 g.) (s uchetom popravok, vnesennyh zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30 dek. 2008 g. M 6-FKZ, ot 30 dek. 2008 g. M 7-FKZ, ot 5 fevr. 2014 g. M 2-FKZ, ot 21 iyulya 2014 g. M 11-FKZ) II SZ RF. 2014. M 31. St. 4398.
6. Bogolyubov S. A. Potencial ekologicheskih norm Konstitucii II ZHurnal rossijskogo prava. 2018. M 5 (257). S. 19.
7. Ekologicheskaya doktrina Rossijskoj Federacii. Utv. Rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 31.08.2002 g. M 1225-r II SZ RF. 2002. M 36. St. 3510.
8. Gavrilova A.V., Bogolyubov E.A. Prioritetnye napravleniya deyatel'nosti ekologicheskih pravozashchitnyh organizacij II Problemy sovremennogo zakonodatel'stva Rossii i zarubezhnyh stran Materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. otv. red. S. I. Suslova, A. P. Ushakova.
2016. S. 64.
9. Nauchnye issledovaniya: informaciya, analiz, prognoz: monografiya I N.V. Valujskov, YU.P. Vetrov, S.O. Gavrilov i dr.; pod obshchej red. prof. O.I. Kirikova. Kn.16. Voronezh: VGPU, 2007. S. 405.
10. Ob Energeticheskoj strategii Rossii na period do 2030 goda. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 13.11.2009 g. N 1715-r II SZ RF. 30.11.2009. N 48. st. 5836.
11. O Klimaticheskoj doktrine Rossijskoj Federacii. Rasporyazhenie Prezidenta RF ot 17.12.2009 g. N 861-rp II SZ RF. 21.12.2009. N 51. st. 6305.
12. Ob utverzhdenii Vodnoj strategii Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 27.08.2009 g. N 1235-r (red. ot 17.04.2012) II SZ RF. 07.09.2009. N 36. st. 4362.
13. Osnovy gosudarstvennoj politiki v oblasti ekologicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda [Elektronnyj resurs]. Utv. Prezidentom Rossijskoj Federacii 30 apr. 2012 g. II Dokument opublikovan ne byl. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».
14. Prognoz dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda II [Elektronnyj resurs]. Dokument opublikovan ne byl. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».
15. O Strategii ekologicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: Ukaz Prezidenta RF ot 19 apr. 2017 g. M 176 II SZ RF.
2017. M 17. St. 2546.
16. Istoriya i sovremennye tendencii razvitiya grazhdanskogo obshchestva i gosudarstva: pravozashchitnyj aspekt. Monografiya. M.: Prospekt, 2019. S. 100.
17. Grin' E.A., Nechaeva A.A., Sheluhina A.A. Neobhodimost' prinyatiya edinogo kodificirovannogo akta v sfere ohrany okruzhayushchej sredy -Ekologicheskij kodeks II Simvol nauki. 2016. № 1. S. 138.
ЛАТОХИН ВИТАЛИИ АЛЕКСАНДРОВИЧ - аспирант кафедры теории и истории государства и права Кемеровского государственного университета.
ГАВРИЛОВ СТАНИСЛАВ ОЛЕГОВИЧ - доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и административного права Кемеровского государственного университета.
LATOKHIN, VITALIY A. - Ph.D. Student, Department of Theory and History of State and Law, Kemerovo State University ([email protected]). GAVRILOV, STANISLAV O. - Doctor ofHistory, Ph.D. in Law, Professor, Head ofthe Department ofState and Administrative Law, Kemerovo State University ([email protected]).
УДК 347.763
тищенко и.в., захарова г.с., бурлова ю.а. особенности гражданско-правовой ответственности по договору перевозки груза на железнодорожном транспорте
Ключевые слова: договор перевозки груза, гражданско-правовая ответственность, перевозчик, грузоотправитель, грузополучатель, транспортное законодательство.