11. From E. Zdorovoe obshchestvo (Healthy society), per. s angl. T. Banketovoi. Moscow. AST: AST MOSKVA, 2009.
12. Rayanov F.M., Gardanov A.Sh. Razmyshleniya o gosudarstve (Reflections on the state). Ufa, 1994.
13. Galiev F.Kh. Pravovaya kul'tura kak pravovaya samoorganizatsiya poryadka (Legal culture as a legal self-organization of order), Pravo ipolitika. 2011. No. 4 (136). Pp. 670-676.
14. Rayanov F.M. Gosudarstvenno-pravovye «bolezni»: istoricheskii diagnoz (State law "diseases": historical diagnosis). Nauchno-populyarnoe izdanie. Ufa. NIIPP, 2005.
15. Mal'tsev G.V. Ponimanie prava. Podkhody i problemy (Understanding the law. Approaches and problems). Moscow. Prometei, 1999.
16. Rayanov F.M. Kontseptsiya ustoichivogo razvitiya i rossiiskaya gosudarstvenno-pravovaya de-istvitel'nost' (The concept of sustainable development and the Russian state-legal reality), Pravo i poli-tika. 2004. No. 12.
17. Dukhno N.A. Ekologicheskie pravovye problemy v trudakh V.V. Petrova (Environmental legal problems in the works of V.V. Petrov), Agrarnoe i zemel'noepravo. 2009. No. 3 (51).
18. Rayanov F.M. Teoriya gosudarstva i prava (Theory of state and law). Ufa. Izd-nie Bashkirsk. un-ta, 1998.
19. Rayanov F.M. Sushchnost' pravovogo gosudarstva: istoriko-tsivilizatsionnyi podkhod (The essence of the rule-of-law state: historical and civilization approach), Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika. 2012. No. 4 (30).
20. Rayanov F.M. Sistema zakonodatel'stva Respubliki Bashkortostan kak sub"ekta Rossiiskoi Feder-atsii (The system of legislation of the Republic of Bashkortostan as a subject of the Russian Federation), Sistema zakonodatel'stva Respubliki Bashkortostan: stanovlenie i dal'neishee razvitie, materialy Respublikanskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (27 fevralya 1996 g., g. Ufa). Akademiya nauk Respubliki Bashkortostan. Ufa, 1996.
Дата поступления: 20.11.2017 Received: 20.11.2017
УДК 349.6
РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
ГИЗЗАТУЛЛИН Равиль Хасанович
доктор юридических наук, профессор кафедры финансового и экологического права Института права ФГБОУВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия. E-mail: [email protected]
На основе анализа положений Конституции Российской Федерации, определяющих политико-правовой статус Президента Российской Федерации как главы государства, гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, а также устанавливающих его полномочия, автор приходит к выводу, что Президент России играет особую роль в государственной экологической политике. Глава государства не только определяет ее основные направления, но и фактически предопределяет ее эффективность через правовые формы воздействия на деятельность институтов публич-
THE ROLE OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN NATIONAL ENVIRONMENTAL POLICY
GIZZATULLIN Ravil Khasanovich
Doctor of Sciences (Law), Professor of the Chair of Financial and Environmental Law of the Institute of Law of the FSBEI HE "Bashkir State University". E-mail: [email protected]
Based on the analysis of the provisions of the Constitution of the Russian Federation, determining the political and legal status of the President of the Russian Federation as head of the state, guarantor of the Constitution, of rights and freedoms of man and citizen, as well as establishing his powers, the author comes to the conclusion that the President of Russia plays a special role in national environmental policy. This is reflected in the fact that the head of the state not only determines its main directions, but actually predetermines its efficiency through legal forms of influence on activity of institutions of
ной власти в рамках реализации экологической политики государства - формирование и дальнейшее развитие экологического законодательства, его состояние и способность обеспечивать эффективное правовое регулирование в сфере взаимодействия общества и природы, последовательное и неукоснительное исполнение экологического законодательства.
Ключевые слова: государственная экологическая политика, Президент Российской Федерации, глава государства, государственная власть, экологическое законодательство.
public authority in the framework of realization of national environmental policy - formation and further development of environmental legislation, its status and ability to provide effective legal regulation of relations in the sphere of interaction of society and nature, consistent and strict implementation of environmental laws.
Key words: national environmental policy, President of the Russian Federation, head of the state, governmental power, environmental law.
Деятельность государственной власти непосредственно связана с экологической политикой государства. При этом есть все основания утверждать, что Президенту РФ принадлежит особая роль. Именно с Президента РФ Конституция России начинает перечисление государственных органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11). Однако для подтверждения обозначенного выше тезиса об особой роли Президента РФ среди органов конституционной системы государственной власти, участвующих в экологической политике государства, этого факта явно недостаточно. Принципиальное значение здесь играет положение ч. 1 ст. 80 Конституции, устанавливающее, что Президент РФ является главой государства. Статус главы государства предполагает, что Президент не относится ни к одной из ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной). Однако будучи наделенным государственно-властными полномочиями, «... контролируя деятельность исполнительной власти и выполняя некоторые квазисудебные функции в качестве арбитра в спорах между органами государственной власти, он юридически и фактически «присутствует» во всех властях» [2]. Более того, определяя основные направления внутренней и внешней политики государства, обеспечивая единство государственной власти в Российской Федерации и согласованное функционирование её органов, участвуя в законодательном процессе и формировании системы и структуры органов исполнительной власти, глава государства во многом предопределяет результативность деятельности ветвей государственной власти в рамках экологической политики. Вместе с тем было бы ошибочным полагать, что роль Президента России в государственной экологической политике в качестве главы государства определяется только лишь его местом и функциональным назначением в конституционной системе государственной власти. Избираемый гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права, Президент РФ является выразителем интересов всего многонационального российского народа. Разумеется, к числу таких интересов относятся и экологические интересы. С учетом роли природы в жизни человека, статуса природных ресурсов как всеобщего достояния, эти интересы связаны с необходимостью осуществления государством деятельности, направленной на экологически обоснованное и социально справедливое распоряжение природными ресурсами, на обеспечение рационального природопользования, охрану окружающей среды, соблюдение экологических прав и законных интересов граждан. Президент РФ как глава государства должен руководствоваться этими интересами, представлять их при взаимодействии со всеми ветвями власти, и, с помощью предоставленных ему полномочий, добиваться их соблюдения всеми государственными органами. Еще одно обстоятельство, играющее существенное значение для определения роли Президента в экологической политике государства, обусловлено содержанием ч. 2 ст. 80 Основного закона. В соответствии с ней Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Статус Президента как гаранта Конституции означает, что он в пределах предоставленных ему полномочий, должен требовать от всех государственных органов неукоснительного соблюдения Конституции. В контексте экологической политики государства, это, прежде всего, соблюдение ее экологических положений, предусмотренных ч. 1 ст. 9 (земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на
соответствующей территории), ст. 42 (каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением) и ст. 58 (каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам). Как было указано выше, Президент является также гарантом прав и свобод человека и гражданина. Несмотря на то, что обе составляющие статуса Президента как гаранта во многом взаимосвязаны (гарантируя соблюдение Конституции, он одновременно гарантирует и соблюдение прав и свобод, равно как и наоборот) и в процессе их практической реализации используются в основном одни и те же полномочия (право законодательной инициативы, приостановление действия актов правительства и др.), тем не менее, их разделение в тексте Конституции неслучайно.
Выделение прав и свобод человека в качестве обособленной социальной ценности, соблюдение, охрану и защиту которой гарантирует Президент, также предопределяет его особую роль в рамках государственной экологической политики. Именно он, при помощи предоставленных ему Конституцией полномочий, гарантирует соблюдение, охрану и защиту экологических прав российских граждан всеми органами государственной власти. При этом речь идет не только о конституционных, но и об иных экологических правах, установленных в законодательстве (создавать общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; право свободно и бесплатно пребывать в лесах; право доступа к водным объектам общего пользования и др.). Особая роль Президента РФ в государственной экологической политике предопределяется не только его политико-правовым статусом, но и полномочиями, которыми он наделен в соответствии с Конституцией. Одно из важнейших полномочий, вытекающее из содержания ч. 3 ст. 80 Конституции и одновременно задача Президента как главы государства в рамках экологической политики - это определение ее основных направлений. Данная сфера деятельности Президента России играет во многом ключевую роль для обеспечения эффективности экологической политики государства. Это связано с тем, что определяя приоритеты такой политики, глава государства фактически предопределяет результаты деятельности институтов публичной власти - формирование и дальнейшее развитие экологического законодательства, его состояние и способность осуществлять эффективное правовое регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы, последовательное и неукоснительное исполнение экологического законодательства и т.д. Для выражения содержания государственной экологической политики Президент использует различные формы. Это могут быть утверждаемые им доктрины, концепции, основы политики (Государственная стратегия Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития [4]; Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года [1], Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года [5]), а также послания к Федеральному Собранию РФ о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Важнейшей функцией главы государства является обеспечение единства государственной власти и согласованного функционирования ее органов. В рамках реализации этой функции Президент РФ формирует систему и структуру федеральных органов исполнительной власти. Значительным потенциалом для обеспечения более эффективной реализации Президентом своих полномочий главы государства, гаранта Конституции и экологических прав граждан в рамках экологической политики обладает Государственный совет Российской Федерации (далее - Госсовет), который был образован в соответствии с Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1602 [3]. Его основными задачами являются:
- содействие реализации полномочий Президента РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;
- обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений РФ и субъектов РФ, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту РФ;
- обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции РФ, федеральных конституционных
законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, и внесение соответствующих предложений Президенту РФ;
- содействие Президенту РФ при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ;
- рассмотрение по предложению Президента РФ проектов федеральных законов и указов Президента РФ, имеющих общегосударственное значение;
- обсуждение по предложению Президента РФ иных вопросов, имеющих важное государственное значение.
За период функционирования Госсовета на его заседания неоднократно выносились и вопросы экологической направленности: развитие водохозяйственного комплекса России (2003 г.), совершенствование системы государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды (2010 г.), обеспечение экологической безопасности при реализации крупных инвестиционных проектов и ликвидации накопленного экологического ущерба (2011 г.), по вопросу об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений (2016 г.). Для того чтобы Президент мог реализовать свою «гарантийную функцию» в рамках государственной экологической политики, он наделяется необходимыми полномочиями, которые собственно и наполняют реальным содержанием его статус гаранта экологических положений Конституции России и экологических прав российских граждан. Гарантировать соблюдение Конституции и прав граждан в деятельности Федерального Собрания РФ Президент может посредством использования, например, права внесения в Государственную Думу законопроектов, что предусмотрено п. «г» ст. 84 Конституции РФ. Правда, насколько известно автору, применительно к экологической сфере Президент ни разу не воспользовался этим своим правом и соответственно не вносил в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекты законов соответствующей направленности.
Несравнимо большим потенциалом (в сравнении с другими полномочиями) обеспечения соблюдения законодательной властью экологических положений Конституции и экологических прав граждан обладает полномочие Президента, предусмотренное п. «д» ст. 84 Конституции -Президент Российской Федерации подписывает и обнародует федеральные законы. Из содержания этой статьи следует, что Президент завершает законодательный процесс. Однако прежде чем подписать и обнародовать закон, гарант Конституции и экологических прав граждан обязан удостовериться в том, что представленный на подписание законодательный акт соответствует Основному закону, а как гарант экологических прав российских граждан, обязан убедиться, что он не нарушает эти права. В случае если закон противоречит Конституции, не отвечает общественным экологическим интересам, нарушает или иным образом ущемляет экологические права граждан, Президент в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ имеет право его отклонить. Из названных конституционных положений следует также и то, что Президент наравне с законодательной властью ответственен за состояние экологического законодательства, а именно за то, предусматривает ли оно эффективный правовой механизм соблюдения экологических положений Конституции России и экологических прав граждан. Для того чтобы гарантировать соблюдение Конституции и экологических прав граждан в деятельности исполнительной власти, важнейшее значение играют положения Конституции, содержащиеся в ч. 2 ст. 85 и ч. 3 ст. 115, в которых устанавливается, что Президент РФ соответственно, во-первых, вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом, во-вторых, может отменить постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ.
В заключение отметим, что краткий анализ отдельных конституционных положений действительно позволяет сделать вывод о том, что они предопределяют среди всей конституционной системы государственной власти особую роль Президента России в государственной экологической политике, причем не только в определении ее основных направлений, но и в части ее реализации.
Библиографические ссылки
1. Документ официально опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
2. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М. : «Эксмо», 2010. [Электронный ресурс]. Доступ из ИПО «Гарант».
3. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 36, ст. 3633.
4. Указ Президента РФ от 04 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» // САПП РФ, 1994, № 6, ст. 436.
5. Указ Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 17, ст. 2546.
References
1. Dokument oficial'no opublikovan ne byl (The document has not been officially published). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tant Pljus».
2. Kommentarij k Konstitucii Rossijskoj Federacii (Commentary on the Constitution of the Russian Federation), pod red. V.D. Zor'kina, L.V. Lazareva. M. : «Jeksmo», 2010. [Electronic resource]. Dostup iz IPO «Garant».
3. Sobr. Zakonodatel'stva Ros. Federatsii (Collection of Legislation of the Russian Federation). 2000. No. 36, st. 3633.
4. Ukaz Prezidenta RF ot 04 fevralja 1994 g. № 236 «O gosudarstvennoj strategii Rossijskoj Federacii po ohrane okruzhajushhej sredy i obespecheniju ustojchivogo razvitija» (Decree of the President of the Russian Federation of February 4, 1994, No. 236 «On the State Strategy of the Russian Federation for the Protection of the Environment and Ensuring Sustainable Development»), SAPP RF, 1994, № 6, st. 436.
5. Ukaz Prezidenta RF ot 19 aprelja 2017 g. № 176 «O Strategii jekologicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» (Decree of the President of the Russian Federation of April 19, 2017 № 176 «On the Strategy of Ecological Safety of the Russian Federation for the period until 2025»), Sobr. Zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2017. No. 17, st. 2546.
Дата поступления: 20.11.2017 Received: 20.11.2017
УДК 349.6
ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ДВУХУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ЕНИКЕЕВ Зуфар Иргалиевич
доктор юридических наук, профессор, Председатель Конституционного Суда Республики Башкортостан, Конституционный Суд Республики Башкортостан, г. Уфа, Россия. E-mail: [email protected]
В статье автор рассказывает об истории становления двухуровневой системы экологического законодательства, рассматривает направления ее совершенствования. Обращает внимание на возникающие правовые коллизии
THE PROBLEMS OF DEVELOPING THE TWO -TIER ENVIRONMENTAL LEGISLATIVE SYSTEM
ENIKEEV Zufar Irgalievich
Doctor of Law, Professor, Chairman of the Constitutional Court of the Republic of Bashkortostan, the Constitutional Court of the Republic of Bashkortostan, Ufa, Россия. E-mail: [email protected]
In the article, the author tells about the history of establishing the two-tier environmental legislation, considers the ways of its improvement. He highlights the arising legal conflicts between federal legislative acts and the acts of the Rus-