Научная статья на тему 'ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ'

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
164
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / ПРАВОСОЗНАНИЕ / LEGAL CONSCIOUSNESS / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS / МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / LEGAL IMPACT MECHANISM / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ENVIRONMENTAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галиев Фарит Хатипович

На рубеже XX и XXI веков проблемы охраны окружающей среды стали особо злободневными и начали тревожить все человечество. При этом наметилась тенденция кивать на сторону государства, называя государство единственной силой, способной вывести из обострившейся ситуации. Проблему охраны окружающей среды можно решить, только объединив усилия государства и общества. Механизм правового воздействия имеет прямое отношение к формированию соответствующего современным требованиям правосознания, ориентированного не только на реализацию прав человека, в том числе и на благоприятную окружающую среду, но и на бережное отношение к окружающей среде, защите и охране природы, представляющей собой национальное богатство народа. Поэтому охрана окружающей среды является одной из приоритетных направлений обеспечения наци-ональной безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL PROTECTION AS A PROBLEM OF NATIONAL SECURITY

At the turn of the 20th and 21st centuries, the problems of environmental protection have become particularly topical and have begun to alarm all of humankind. At the same time, there is a tendency to turn to the state, mentioning the state as the only force capable to settle the exacerbated environmental situation. At the same time, it is possible to solve the problem of environmental protection only based on joint efforts of the state and the whole society. The mechanism of legal impact on people's consciousness and behavior is directly related to the formation of legal consciousness corresponding to modern requirements; this legal consciousness should be oriented not only to the realization of human rights and freedoms, including the right to a favorable environment, but also to environmental friendliness, environmental protection, which is the main component of the national wealth of the people. Therefore, environmental protection is one of the priority areas for ensuring national security of the country.

Текст научной работы на тему «ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ»

УДК 349.6

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

ГАЛИЕВ Фарит Хатипович

доктор юридических наук,доцент, профессор кафедры теории государства и права Института права ФГБОУВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия.

На рубеже XX и XXI веков проблемы охраны окружающей среды стали особо злободневными и начали тревожить все человечество. При этом наметилась тенденция кивать на сторону государства, называя государство единственной силой, способной вывести из обострившейся ситуации. Проблему охраны окружающей среды можно решить, только объединив усилия государства и общества. Механизм правового воздействия имеет прямое отношение к формированию соответствующего современным требованиям правосознания, ориентированного не только на реализацию прав человека, в том числе и на благоприятную окружающую среду, но и на бережное отношение к окружающей среде, защите и охране природы, представляющей собой национальное богатство народа. Поэтому охрана окружающей среды является одной из приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности страны.

Ключевые слова: экология, правосознание, права и свободы человека, механизм правового воздействия, охрана окружающей среды.

ENVIRONMENTAL PROTECTION AS A PROBLEM OF NATIONAL SECURITY

GALIEV Farit Khatipovich

Doctor of Law, Professor of the Chair of Theory of State and Law of the Institute of Law of the Federal State Educational Institution of Higher Education "Bashkir State University ", Ufa, Russia. E-mail: [email protected]

At the turn of the 20th and 21st centuries, the problems of environmental protection have become particularly topical and have begun to alarm all of humankind. At the same time, there is a tendency to turn to the state, mentioning the state as the only force capable to settle the exacerbated environmental situation. At the same time, it is possible to solve the problem of environmental protection only based on joint efforts of the state and the whole society. The mechanism of legal impact on people's consciousness and behavior is directly related to the formation of legal consciousness corresponding to modern requirements; this legal consciousness should be oriented not only to the realization of human rights and freedoms, including the right to a favorable environment, but also to environmental friendliness, environmental protection, which is the main component of the national wealth of the people. Therefore, environmental protection is one of the priority areas for ensuring national security of the country.

Key words: ecology, legal consciousness, human rights and freedoms, legal impact mechanism, environmental protection.

Каждодневная практика решения жизненно важных для людей вопросов способствует формированию особой формы общественного сознания, опосредованного нормами права. Правовое сознание, как результат жизненной практики человека, становится тем основанием, опираясь на которое люди решают свои проблемы, не опасаясь наступления неблагоприятных последствий, имеющих правовой характер, и, одновременно, одним из факторов правового воздействия. В свою очередь, механизм правового воздействия охватывает весь комплекс общественных отношений, в том числе, связанных и с проблемой охраны окружающей среды. Говоря о механизме правового воздействия, С.А. Комаров обращает внимание на то, что «правовое воздействие - это результативное, нормативно-организованное влияние на общественные отношения как специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения), так и иных правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса) [1, с. 598]. Т.Н. Радько объясняет правовое воздействие как «разновидность взаимодействия права и общества, обратное влияние

права на систему общественных отношений. Информационное, идеологическое и регулятивное, охранительное, превентивное, воспитательное влияние права на всех субъектов общества и на общество в целом. Наиболее заметной и результативной частью правового воздействия является правовое регулирование» [2, с. 126].

Поэтому другим из этих факторов можно назвать наличие такого механизма правового воздействия, функционирование которого связано с тем, что «все в обществе (и экономика, и социально-нравственный климат и т.д.) зависит от государства, от его социально-содержательной сущности. Поэтому стремление к формированию справедливого государства -это и есть единственно-правильный мотив в деятельности людей, направленной на улучшение своего благосостояния, и построения дееспособного гражданского общества и, на этой основе, современного правового государства» [3, с. 314]. Тем не менее, как отмечают авторы монографии «Правильное общество», «у наших предпринимателей есть страх перед государством... Так же и граждане - просто боятся общаться с государством, с каким-нибудь налоговым инспектором или полицейским. И с этими исторически оправданными страхами нужно бороться - ведь государство не для чиновников, это государство и чиновники - для граждан и решения их задач» [4, с. 125]. Как средство и способ обеспечения законности и справедливости, механизм правового воздействия на общественные отношения как раз и складывается в процессе государственно-правового развития общества, для того, чтобы люди не боялись, а уважали государство и право,

Отмечая, что нам сегодня не следует увлекаться придумыванием новых общенациональных идей и консолидирующих общество ценностей, Ф.М. Раянов пишет, что «они уже есть. Необходимо лишь научиться жить в условиях реального признания и уважения прав свобод человека. Если научиться жить на основе этих ценностей, то благополучие всех не заставит долго ждать» [5, с. 9]. При этом самое главное заключается в том, чтобы люди, требуя от других подчинения каким-то правилам поведения, прежде всего, сами соблюдали эти же правила поведения [6, с. 6]. Это утверждение имеет прямое отношение к проблемам охраны окружающей среды, потому что многие проблемы, связанные с кризисным состоянием экологии - это результат человеческой деятельности, и, по нашему мнению, эти проблемы можно решать только на основе права и только общими усилиями государства и общества. Ф.М. Раянов утверждает, что «право - это, прежде всего общественный договор, в соответствии с которым формируется гражданское общество. В современном же цивилизованном мире общественный договор составляет основную концепцию конституции страны. Как она составлена, представляет ли интересы народа, какие блага позиционирует и гарантирует своим гражданам, насколько соответствует принципам подлинно правового государства - от этого в значительной степени и зависит природа и сущность всей последующей юриспруденции» [7, с. 6]. На наш взгляд, для этого имеются и соответствующие возможности, присущие сегодняшнему этапу в государственно-правовом развитии нашего общества, которые нужно задействовать и в отношении охраны окружающей среды. Ф.М. Раянов, рассматривая современные проблемы философии права, отмечает, что: «нам сегодня, осознанно, с помощью формирующегося гражданского общества, необходимо совершенствовать государственно-правовые институты, сделать их подлинными институтами общественных интересов и орудием защиты прав граждан» [8, с. 170].

Действительно, когда перед человеком возникает необходимость правового решения проблем, он начинает задумываться об обращении именно в государственные органы, и о законных вариантах решения проблем, потому что закон - это документ, обеспеченный возможностью государственного принуждения. В правовом государстве закон, в первую очередь, должен восприниматься как условие, о котором договорились всем обществом, и которого все люди в обязательном порядке должны придерживаться. Этим и обусловливается то, что механизм правового воздействия включает в себя весь комплекс правовых явлений: правовые нормы, правовые отношения, правовое сознание, правовую культуру, правовые принципы, правовую практику и т.д., это «взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей» [9, с. 262]. Все это говорит о том, что возможности механизма правового воздействия на сознание и поведение людей можно использовать и в решении проблем охраны окружающей среды, потому что «От человека можно требовать, чтобы он исполнял закон, только если он имеет возможность отрешиться от всего частного по-

буждения и определяться чисто изнутри себя, на основании присущих его разуму безусловно общих требований» [10, с. 248]. Рассматривая проблемы современного общества, Эрих Фром отметил, «что человек добился свободы от церковных и светских властей, его единственными судьями стали разум и совесть; однако он испугался только что завоеванной им свободы. Он добился «свободы от», но не достиг «свободы для», т.е. свободы быть самим собой, быть продуктивным и полностью пробудиться. Поэтому он пустился в бегство от свободы» [11, с. 473]. По нашему мнению, человек не должен бежать от свободы, он должен узаконить свободу с помощью закона, который дает ему свободу от беззакония. Потому что только закон дает возможность свободы для того, чтобы быть свободным. «Человечество сегодня располагает основными способами отлаживания общественных противоречий путем справедливого правового регулирования» [12, с. 65]. Право в условиях правового государства и гражданского общества было и остается одним из самых оптимальных и востребованных обществом и государством средств достижения социального компромисса, создавая равные, справедливые и законные возможности для удовлетворения потребностей всего населения [13, с. 672]. Поэтому «только через признание, уважение и обеспечение реализации самых широких прав и свобод человека можно двигать по пути к прогрессу. Государство как раз и необходимо для гарантированной реализации этих прав и свобод» [14, с. 118].

В истории право слишком часто становилось препятствием для саморазвития социальных процессов, которое в юридическом сознании, как правило, отождествляется с беспорядком и неорганизованностью, писал Г.В. Мальцев. По его мнению, «саморазвитие означает не что иное, как активное действие внутренних сил, вовлеченных в данный процесс, их самоорганизацию и постоянное переформирование на базе собственных закономерностей данного процесса, имманентных ему норм, сокрытых в нем собственного смысла и истины. Всякое не искаженное, не деформированное извне общественное отношение, так же как любая успешно действующая социальная структура, обретает устойчивость, равновесие, принимает нормальный облик на основе той нормы (или совокупности норм), которую она сама для себя объективно вырабатывает всем ходом своего развития» [15, с. 371-372]. Безусловно, в системе этих социальных ценностей особое место занимает безопасная окружающая среды, способствующая свободному развитию личности, о чем идет речь в Концепции устойчивого развития. По этому поводу Ф.М. Раянов писал еще в 2004 году, что в современных условиях новыми являются вводимые этим документом два понятия: понятие потребностей человека и понятие ограничений человеческой деятельности. «Речь идет не просто о синхронизировании экономических и экологических отношений, как это понималось и понимается до сих пор, а по существу о переходе на новые цивилизационные отношения, существенно ограничивающие человеческую деятельность по воздействию на окружающую среду» [16, с. 7]. Существующая уже сегодня экологическая функция государства должна переформироваться соответственно параметрам экологического права и должна ориентироваться на чистое природоохранительное направление [16, с. 10]. Все это подчеркивает то, что «современный человек должен не только подчинять себе естественную и социальную сферу, но и быть способным (а эта способность сопряжена с огромной мудростью) починяться ей, действовать с учетом ее интересов, больше, чем сейчас, доверяя логике и законам ее собственного развития или, иначе говоря, саморазвития среды» [15, с. 369]. «Не давить на нее изо всех сил, не штамповать из нее придуманные организационные формы, не стремиться опутывать жизнь крепкими сетями нормативного регулирования, а сознательно и планомерно использовать методы управления и регулирования, в том числе и правового, с тем, чтобы сложная социальная система и ее подсистемы могли бы самонастраиваться и саморегулироваться, чтобы общественные механизмы действовали без лишних административных и иных внешних вмешательств, - писал Г.В. Мальцев. - Истинная задача права и закона - обеспечить естественный ход социальных процессов, нормальное функционирование общественных институтов, добиться автоматизма в их действии, устранять помехи и препятствия на их пути, снижать, насколько это представляется возможным, издержки и потери, неизбежные при саморазвитии, саморегулировании, ослаблять действие нежелательных побочных эффектов и вредные последствия, которые могут возникать при любых обстоятельствах» [15, с. 369-370]. «Экологическое право действительно носит комплексный характер, - отмечает Н.А. Духно. - Оно видится в том, что эта отрасль права состоит из двух подотраслей. Одна из них решает задачи

охраны окружающей среды, образуя правовые гарантии сохранения ее естественных свойств. Другая подотрасль направлена на создание юридических гарантий рачительного использования природных ресурсов» [17, с. 5]. Главная задача правового государства в области охраны окружающей природной среды, по мнению Ф.М. Раянова, сводится к осуществлению оптимального контроля за использованием природных ресурсов в экономической сфере и обеспечению соблюдения законодательства [18, с. 91], «на опыте развитых стран в мире давно уже поняли, что без модернизации общественно-политической системы не видать и успехов в экономической, социальной сферах [19, с. 15]. При этом, в зависимости от степени реализованности законности в том или ином конкретном государствообразующем обществе можно судить о состоянии правопорядка [12, с. 100].

Бесспорно, правопорядок в той части общественных отношений, которые связаны с охраной окружающей среды, зависит во многом от законов, которые зафиксированы в правосознании граждан, регулируют взаимоотношения и людей, и общества, и государства с природой. Этим и обусловливается то, что «в демократическом правовом государстве принимаемые законы, в конечном счете, должны выражать волю большей части государствообразующего народа» [20, с. 23], потому что «только через признание, уважение и обеспечение реализации самых широких прав и свобод человека можно двигать по пути к прогрессу. Государство как раз и необходимо для гарантированной реализации этих прав и свобод» [14, с. 118]. Охрана окружающей среды и обеспечение благоприятной экологической ситуации на сегодняшний день становится самым главным общественным интересом, и занимает особое место общественном правосознании. В правовом государстве функционирование механизма правового воздействия на общественные отношения направлено на реализацию прав и свобод человека на основе правовых норм и правовых принципов. Эту особенность механизма правового воздействия необходимо использовать для решения экологических проблем современности, потому что благоприятная окружающая среда является основой национальной безопасности не только нашей страны, но и всех других народов.

Библиографические ссылки

1. Комаров С.А. Общая теория государства и права : учебник. 8-изд., испр и доп. СПб. : Издательство Юридического института, 2012.

2. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях : учебное пособие. М. : Проспект, 2014.

3. Раянов Ф.М. Гражданское общество и правовое государство: проблемы понимания и соотношения : монография. М. : Юрлитинформ, 2015.

4. Липатов А.А., Купрейченко А.Б., Громова А.И., Шрадер Х. Правильное общество / под. ред. Ю.В. Веселова. СПб. : Питер, 2015.

5. Раянов Ф.М. Правовая организация общественной жизни: теория и практика // Государство и право. 2004. № 12.

6. Галиев Ф.Х. Социальные нормы и правовая культура в призме исторического развития // История государства и права. 2010. № 2. С. 5-9.

7. Раянов Ф.М. Понимание гражданского общества и правового государства в отечественной юридической науке и современные потребности в его переосмыслении // Правовое государство: проблемы понимания и реализации : сборник статей Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию журнала «Правовое государство: теория и практика» (г. Уфа, 16-17 апреля 2015 г.) / отв. ред. Ф.Х. Галиев. В 2-х ч. Ч. 1. Уфа : РИЦ БашГУ, 2015. С. 3-10.

8. Раянов Ф.М. Философия права: дискурсивный анализ и новые выводы : монография. М. : Юрлитинформ, 2017.

9. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах : учебно-методическое пособие. 5-е изд., испр. и доп. М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014.

10. Исмагилов Р.Ф., Сальников В.П. Право и справедливость: исторические традиции и современные модели (Историко-правовой анализ теоретических исследований актуальных вопросов

отношения идеи права и идеи справедливости в XX-XXI вв.) : монография. СПб. : Фонд «Университет», 2017.

11. Фром Э. Здоровое общество / пер. с англ. Т. Банкетовой. М. : АСТ: АСТ МОСКВА, 2009.

12. Раянов Ф.М., Гарданов А.Ш. Размышления о государстве. Уфа, 1994.

13. Галиев Ф.Х. Правовая культура как правовая самоорганизация порядка // Право и политика. 2011. № 4 (136). С. 670-676.

14. Раянов Ф.М. Государственно-правовые «болезни»: исторический диагноз. Научно-популярное издание. Уфа: НИИПП, 2005.

15. Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М. : Прометей, 1999.

16. Раянов Ф.М. Концепция устойчивого развития и российская государственно-правовая действительность // Право и политика. 2004. № 12.

17. Духно Н.А. Экологические правовые проблемы в трудах В.В. Петрова // Аграрное и земельное право. 2009. № 3 (51).

18. Раянов Ф.М. Теория государства и права. Уфа: Изд-ние Башкирск. ун-та, 1998.

19. Раянов Ф.М. Сущность правового государства: историко-цивилизационный подход // Правовое государство: теория и практика. 2012. № 4 (30).

20. Раянов Ф.М. Система законодательства Республики Башкортостан как субъекта Российской Федерации // Система законодательства Республики Башкортостан: становление и дальнейшее развитие : материалы Республиканской научно-практической конференции (27 февраля 1996 г., г. Уфа). Академия наук Республики Башкортостан. Уфа, 1996.

References

1. Komarov S.A. Obshchaya teoriya gosudarstva i prava (General theory of state and law). Uchebnik. 8-izd., ispr i dop. St. Petersburg. Izdatel'stvo Yuridicheskogo instituta, 2012.

2. Rad'ko T.N. Teoriya gosudarstva i prava v skhemakh i opredeleniyakh (theory of state and law in schemes and definitions): uchebnoe posobie. Moscow. Prospekt, 2014.

3. Rayanov F.M. Grazhdanskoe obshchestvo i pravovoe gosudarstvo: problemy ponimaniya i soot-nosheniya (Civil society and the rule-of-law state: problems of understanding and correlation): mono-grafiya. Moscow. Yurlitinform, 2015.

4. Lipatov A.A., Kupreichenko A.B., Gromova A.I., Shrader Kh. Pravil'noe obshchestvo (Correct Society), pod. red. Yu.V. Veselova. St. Petersburg. Piter, 2015.

5. Rayanov F.M. Pravovaya organizatsiya obshchestvennoi zhizni: teoriya i praktika (Legal organization of public life: theory and practice), Gosudarstvo ipravo. 2004. No. 12.

6. Galiev F.Kh. Sotsial'nye normy i pravovaya kul'tura v prizme istoricheskogo razvitiya (Social norms and legal culture in the prism of historical development), Istoriya gosudarstva i prava. 2010. No. 2. Pp. 5-9.

7. Rayanov F.M. Ponimanie grazhdanskogo obshchestva i pravovogo gosudarstva v otechestven-noi yuridicheskoi nauke i sovremennye potrebnosti v ego pereosmyslenii (Understanding of civil society and the rule-of-law state in national legal science and modern needs for its rethinking), Pravovoe gosudarstvo: problemy ponimaniya i realizatsii, sbornik statei Mezhdunarodnoi nauch-no-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 10-letiyu zhurnala «Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika» (g. Ufa, 16-17 aprelya 2015 g.), otv. red. F.Kh. Galiev. V 2-kh ch. Ch. 1. Ufa. RITs BashGU, 2015. Pp. 3-10.

8. Rayanov F.M. Filosofiya prava: diskursivnyi analiz i novye vyvody (Philosophy of law: discursive analysis and new conclusions): monografiya. Moscow. Yurlitinform, 2017.

9. Mal'ko A.V. Teoriya gosudarstva i prava v voprosakh i otvetakh (Theory of state and law in questions and answers): uchebno-metodicheskoe posobie. 5-e izd., ispr. i dop. Moscow. Izdatel'skii dom «Delo» RANKhiGS, 2014.

10. Ismagilov R.F., Sal'nikov V.P. Pravo i spravedlivost': istoricheskie traditsii i sovremennye modeli (Istoriko-pravovoi analiz teoreticheskikh issledovanii aktual'nykh voprosov otnosheniya idei prava i idei spravedlivosti v XX-XXI vv.) (Law and justice: historical traditions and modern models (historical and legal analysis of theoretical studies of topical issues of the relationship of the idea of law and the idea of justice in the XX-XXI centuries)), monografiya. St. Petersburg. Fond «Universitet», 2017.

11. From E. Zdorovoe obshchestvo (Healthy society), per. s angl. T. Banketovoi. Moscow. AST: AST MOSKVA, 2009.

12. Rayanov F.M., Gardanov A.Sh. Razmyshleniya o gosudarstve (Reflections on the state). Ufa, 1994.

13. Galiev F.Kh. Pravovaya kul'tura kak pravovaya samoorganizatsiya poryadka (Legal culture as a legal self-organization of order), Pravo ipolitika. 2011. No. 4 (136). Pp. 670-676.

14. Rayanov F.M. Gosudarstvenno-pravovye «bolezni»: istoricheskii diagnoz (State law "diseases": historical diagnosis). Nauchno-populyarnoe izdanie. Ufa. NIIPP, 2005.

15. Mal'tsev G.V. Ponimanie prava. Podkhody i problemy (Understanding the law. Approaches and problems). Moscow. Prometei, 1999.

16. Rayanov F.M. Kontseptsiya ustoichivogo razvitiya i rossiiskaya gosudarstvenno-pravovaya de-istvitel'nost' (The concept of sustainable development and the Russian state-legal reality), Pravo i poli-tika. 2004. No. 12.

17. Dukhno N.A. Ekologicheskie pravovye problemy v trudakh V.V. Petrova (Environmental legal problems in the works of V.V. Petrov), Agrarnoe i zemel'noepravo. 2009. No. 3 (51).

18. Rayanov F.M. Teoriya gosudarstva i prava (Theory of state and law). Ufa. Izd-nie Bashkirsk. un-ta, 1998.

19. Rayanov F.M. Sushchnost' pravovogo gosudarstva: istoriko-tsivilizatsionnyi podkhod (The essence of the rule-of-law state: historical and civilization approach), Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika. 2012. No. 4 (30).

20. Rayanov F.M. Sistema zakonodatel'stva Respubliki Bashkortostan kak sub"ekta Rossiiskoi Feder-atsii (The system of legislation of the Republic of Bashkortostan as a subject of the Russian Federation), Sistema zakonodatel'stva Respubliki Bashkortostan: stanovlenie i dal'neishee razvitie, materialy Respublikanskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (27 fevralya 1996 g., g. Ufa). Akademiya nauk Respubliki Bashkortostan. Ufa, 1996.

Дата поступления: 20.11.2017 Received: 20.11.2017

УДК 349.6

РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ

ГИЗЗАТУЛЛИН Равиль Хасанович

доктор юридических наук, профессор кафедры финансового и экологического права Института права ФГБОУВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия. E-mail: [email protected]

На основе анализа положений Конституции Российской Федерации, определяющих политико-правовой статус Президента Российской Федерации как главы государства, гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, а также устанавливающих его полномочия, автор приходит к выводу, что Президент России играет особую роль в государственной экологической политике. Глава государства не только определяет ее основные направления, но и фактически предопределяет ее эффективность через правовые формы воздействия на деятельность институтов публич-

THE ROLE OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN NATIONAL ENVIRONMENTAL POLICY

GIZZATULLIN Ravil Khasanovich

Doctor of Sciences (Law), Professor of the Chair of Financial and Environmental Law of the Institute of Law of the FSBEI HE "Bashkir State University". E-mail: [email protected]

Based on the analysis of the provisions of the Constitution of the Russian Federation, determining the political and legal status of the President of the Russian Federation as head of the state, guarantor of the Constitution, of rights and freedoms of man and citizen, as well as establishing his powers, the author comes to the conclusion that the President of Russia plays a special role in national environmental policy. This is reflected in the fact that the head of the state not only determines its main directions, but actually predetermines its efficiency through legal forms of influence on activity of institutions of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.