Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ'

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
133
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РАЗВИТИЕ / STATE LAW DEVELOPMENT / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / PUBLIC RELATIONS / РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ / REGULATION OF PUBLIC RELATIONS / САМООРГАНИЗАЦИЯ СОЦИУМА / SELF-ORGANIZATION OF SOCIETY / СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛЮДЕЙ / SOCIAL ACTIVITY OF PEOPLE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галикеева Ирина Гаязовна

Государственно-правовые особенности того или иного общества предполагают наличие присущих соответствующему этапу в его развитии способов и методов правового регулирования общественных отношений. В современных условиях многие моменты в общественно-политической и социально-экономической жизни страны сегодня связаны со становлением и совершенствование гражданского общества. Эта ситуация делает необходимым усиление социальной активности граждан во всех направлениях своей жизнедеятельности. Требованием сегодняшнего времени становится объединение усилий и государства и общества для утверждения ценностей гражданского общества в общественном сознании как правильного общества, выстраданного всем многонациональным народом нашей страны. Современная специфика самоорганизации социума и динамика общественных отношений характеризуются теми формами социальной активности людей, которые востребованы сегодняшними потребностями государственно-правово-го развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL SOCIETY AND PROBLEMS OF STATE LAW DEVELOPMENT

State law features of any society assume the existence of means and methods of legal regulation of social relations incident to the corresponding stage of its development. In modern conditions, many moments in the socio-political and socio-economic life of the country are associated with the formation and improvement of civil society. This situation makes it necessary to strengthen the social activity of citizens in all areas of their life. The requirement of today is the unification of the efforts of the state and society in order to affirm in public consciousness the values of civil society as a good society that was hard-fought by all multinational people of our country. The modern specificity of self-organization of society and dynamics of social relations are characterized by those forms of social activity of people that are in demand by current needs of state law development of society.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ»

11. Chernov S.N. Estestvennoe i pozitivnoe pravo o samoogranichenii vlasti (Natural and positive law on self-limitation of power), Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Obshhestvennye i guma-nitarnye nauki. Petrozavodsk, 2008, No. 1, pp. 91-100.

12. Uporov I.V. Vidy, soderzhanie i ierarhija istochnikov prava v kontekste estestvennogo i pozitivnogo prava (Types, content and hierarchy of sources of law in the context of natural and positive law), Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija, 2015, No. 2, pp. 47-58.

13. Bajtin M.I. Sushhnost' prava. Sovremennoe normativnoe pravoponimanie na grani dvuh vekov (The essence of law. Modern normative legal thinking on the verge of two centuries). M., 2005.

14. Rudkovskij V.A. Pozitivizm i estestvennoe pravo (filosofija prava) v kontekste sovremennogo pravoponimanija (Positivism and natural law (legal philosophy) in the context of modern legal thinking), Filosofija prava, 2008, No. 5, pp. 9-16.

15. Ikonnikova G.I., Ljashenko V.P. Filosofskij pozitivizm, juridicheskij pozitivizm i teorija pozitivnogo prava: obshhee i specifika (Philosophical positivism, legal positivism and the theory of positive law: the general and specific), So-

cial'najapolitika i sociologija, 2009, No. 2, pp. 54-66.

Дата поступления: 11.01.2017 Received: 11.01.2017

УДК 340

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ

ГАЛИКЕЕВА Ирина Гаязовна

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса Института права ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия. E-mail: galikeeva_notary@mail.ru

Государственно-правовые особенности того или иного общества предполагают наличие присущих соответствующему этапу в его развитии способов и методов правового регулирования общественных отношений. В современных условиях многие моменты в общественно-политической и социально-экономической жизни страны сегодня связаны со становлением и совершенствование гражданского общества. Эта ситуация делает необходимым усиление социальной активности граждан во всех направлениях своей жизнедеятельности. Требованием сегодняшнего времени становится объединение усилий и государства и общества для утверждения ценностей гражданского общества в общественном сознании как правильного общества, выстраданного всем многонациональным народом нашей страны. Современная специфика самоорганизации социума и динамика общественных отношений характеризуются теми формами социальной активности людей, которые востребованы сегодняшними потребностями государственно-правового развития общества.

CIVIL SOCIETY AND PROBLEMS OF STATE LAW DEVELOPMENT

GALIKEEVA Irina Gayazovna

Candidate of Sciences (Law), Assistant Professor of the Chair of Civil Procedure of the Institute of Law of the FSBEI HE "Bashkir State University", Ufa, Russia. E-mail: galikeeva_notary@mail.ru

State law features of any society assume the existence of means and methods of legal regulation of social relations incident to the corresponding stage of its development. In modern conditions, many moments in the socio-political and socio-economic life of the country are associated with the formation and improvement of civil society. This situation makes it necessary to strengthen the social activity of citizens in all areas of their life. The requirement of today is the unification of the efforts of the state and society in order to affirm in public consciousness the values of civil society as a good society that was hard-fought by all multinational people of our country. The modern specificity of self-organization of society and dynamics of social relations are characterized by those forms of social activity of people that are in demand by current needs of state law development of society.

Ключевые слова: государственно-правовое развитие, гражданское общество, общественные отношения, регулирование общественных отношений, самоорганизация социума, социальной активности людей

Key words: state law development, civil society, public relations, regulation of public relations, self-organization of society, social activity of people

В зависимости от специфики развития современного мира меняются и особенности общественных отношений, которые с каждым днем приобретают новые нюансы и становятся все сложнее и сложнее. В связи с этим все труднее становится и задача регулирования общественных отношений, без решения которой невозможно формирование и общественного и правового порядка в стране. Несмотря на то, что современный мир развивается быстрыми темпами, за которыми трудно угнаться, общественные отношения нуждаются в своевременном и качественном регулировании, и такая ситуация присуща всем без исключения государствам. Одновременно с этим бесспорным является и та ситуация, что государство в лице своих органов власти не успевает в полной мере уделять соответствующее внимание на все аспекты взаимоотношений людей, и вынуждено заниматься поиском подходящих способов решения постоянно возникающих в обществе проблем. В современном мире к решению злободневных задач дня в развитых странах удается все больше и больше привлекать такие организационные структуры, которые, с одной стороны, тесно связаны с государством, а с другой стороны, являются самостоятельными органами и принимают активное участие в решении насущных проблем людей [1, с. 10]. Бесспорно то, что для формирования таких организационных структур нужны определенные условия и предпосылки: политические, экономические, социальные. Люди с давних пор ищут возможность самостоятельно решать свои проблемы, и вся история человечества говорит об этом, но при этом люди стремятся решать свои проблемы, не остерегаясь наступления неблагоприятных с точки зрения закона последствий, которые связаны с принудительной силой государства.

Ф.М. Раянов пишет о том, что, по большому счету, это стремление людей приобрело свое отражение в понятии «гражданское общество», появившееся еще в античном мире, но имеющее на сегодняшний день совершенно иное содержание, чем общество, состоящее из граждан, исключая имевшихся в то временя рабов. Ф.М. Раянов подчеркивает, что «в связи с ликвидацией рабства во всем современном мире отпала и необходимость употребления понятия «гражданское общество» в смысле античного разграничения граждан и рабов. Однако само словосочетание «гражданское общество» не только осталось в обществоведении, и чаще стало употребляться уже в смысле обозначения различных организаций граждан, отличающихся от государства и его органов» [2, с. 124]. Это привело к тому, что в результате всего этого процесса сама динамика общественных отношений, с одной стороны, внесла огромные изменения в государственно-правовое, социально-политическое и экономическое состояние общества, а с другой стороны, и не могла обойтись без этих изменения, ибо этого требовала складывающаяся специфика мирового общественного развития.

Основные структурные элементы общества, находящегося на определенном этапе своего развития, соответствующего современному понятию «гражданское общество», по нашему мнению, стали формироваться под влиянием этих обстоятельств. Сегодняшняя общественно-политическая ситуация, во многом продиктованная кардинальной трансформацией всех сфер жизнедеятельности российского общества, не только вносит свои коррективы в функциональную и управленческую специфику государства, но и сказывается на мышлении и образе жизни наших современников [3, с. 8-9]. В обобщенном виде понятие «гражданское общество» в современной теории государства и права воспринимается как «такое состояние населения государства, при котором само общество способно следить за государством, контролировать его деятельность и принимать эффективные меры борьбы с фактами отступления от правовых

принципов» [4, с. 569]. Термин «гражданское общество» приобрел в отечественной научной литературе свое особое содержание, отмечают Н.И. Матузов и А.В. Малько, и в современной трактовке выражает «определенный тип (состояние, характер) общества, его социально-экономическую, политическую и правовую природу, степень зрелости, развитости», и определяют гражданское общество как «систему негосударственных организаций, объединений, учреждений, институтов, политических партий, профессиональных и иных союзов, других неправительственных структур, взаимодействующих с официальной властью на равноправной основе» [5, с. 103-104]. Соглашаясь с этим утверждением Н.И. Матузова и А.В. Малько, на наш взгляд, можно говорить и о том, что сегодняшние представления о гражданском обществе базируются, в основном, на том, что гражданское общество, прежде всего, это наличие в обществе гарантированных Конституцией страны прав и свобод, а также предоставленная государством реальная возможность всех граждан пользоваться этими правами и свободами [6, с. 22].

В то же время, другие исследователи при раскрытии специфики гражданского общества отмечает такие моменты, как «социальная активность», «формы самоорганизации социума», и подчеркивает, что «суть гражданского общества выражается в многообразных, не опосредованных (и неинициированных) государственной властью формах социальной активности населения, которые в своем единстве воплощают реальный уровень самоорганизации социума» [7, с. 638]. По нашему мнению, говоря об этом В.И. Червонюк совершенно прав, в то же время необходимо отметить, что, для самоорганизации социума, однако, необходимы соответствующие предпосылки и условия. Во-первых, социум должен нуждаться в самоорганизации, то есть должна быть потребность в самоорганизации. Во-вторых, должны быть и конкретные примеры самоорганизации, доказывающие ее возможность, реальность, позитивность, рациональность и т.д. В-третьих, способность к самоорганизации должна быть заложена в сознании людей, она должна стать особенностью общей и правовой культуры населения. События зимы 2017 года с обильными снегопадами доказывают, что многие наши сограждане не только не способны к самоорганизации, например, к проявлению инициативы очистки дворов от снега, которые городские службы не успевают производить в силу тех или иных, и в немалых случаях, объективных причин, но они и не пытаются содействовать этим службам убирать дворы и улицы города, оставляя без присмотра во дворах и улицах свои автомобили, которые часто, оставаясь под сугробами, мешают уборке снега. Бесспорно, с одной стороны, оставленные без присмотра где попало автомобили говорят об успехах в декриминализации общественной жизни - в 90-е годы прошлого столетия люди свои машины старались не оставлять без присмотра. С другой стороны, это говорит об определенном уровне беспечности и безответственности отдельных граждан, которые не задумываются о том, что государство может ужесточить ответственность за захламление территорий, за усложнение проезда пожарным, машинам скорой помощи и т.д., организовав эвакуацию оставленных во дворах без присмотра автомобилей, вводя штрафные санкции. Потребительское отношение к жизни, равнодушие к проблемам своих же соседей, в частности, и общественности в целом, может обернуться угрозой демократии.

По мнению Ф.М. Раянова, «смысл гражданского общества сводится к тому, что теоретически правильное государство (каковым признается правовое государство) может формироваться и функционировать лишь при наличии подлинного гражданского общества. Подлинное же гражданское общество - это дееспособное сообщество состоятельных граждан страны, способных принять Конституцию и соответственно ее требованиям формировать государственную власть. Оно же должно быть в состоянии контролировать то, насколько учрежденная им государственная власть функционирует в соответствии с требованиями Конституции, принятой в интересах защиты и обеспечения прав и свобод граждан этой страны» [8, с. 144]. При этом в обязательном порядке «Конституция должна быть основным программным документом госу-дарствообразующего общества, определяющим принципы организации его жизни и деятельности, основы взаимоотношений общества и государства, государства и личности» [9, с. 42]. Если

соответствовать этому утверждению, то «только правовое государство может обеспечивать невмешательство государства и его должностных лиц в частную жизнь граждан, гарантировать и предоставлять им надежный механизм реализации свободы выбора соответствующей модели поведения, соблюдения обозначенных в конституции страны гражданских прав, исходя из принципа «разрешено все, что впрямую не запрещено законом» [10, с. 78].

В современной теории государства и права обращается внимание на то, что «гражданское общество выступает условием подлинной демократии и эффективной рыночной экономики. В идеале гражданских обществ никто не строит, они развиваются самостоятельно. У возникающих же сегодня демократий нет ни времени, ни средств, чтобы ждать, пока это случится само собой. Необходима какая-то намеренность, необходимо строить независимые организации и инструменты как промежуточное звено между правительством и индивидом» [11, с. 250]. В этом плане, в нашей стране намеренность, на наш взгляд, как раз и есть, несмотря на то, что в Конституции Российской Федерации пока не говорится о гражданском обществе. Это доказывается тем, что действующая Конституция страны утверждает те принципы и ценности, которые одновременно являются ценностями и принципами функционирования гражданского общества. На это обращают внимание и Н.И. Матузов и А.В. Малько. Они пишут, что «гражданское общество не нашло четкого отражения в новой российской Конституции, которая даже не содержит этого термина, хотя отдельные элементы гражданского общества в ней все же закреплены частная собственность, рыночная экономика, права человека, политический плюрализм, свобода слова, многопартийность и др.» [12, с. 104]. Таким образом, можно говорить об очевидности того, что основные элементы гражданского общества в виде вышеперечисленных моментов в нашей стране есть. Мы сюда же можем присовокупить и наличие в обществе политической свободы, соответствующего уровня экономического развития, специфику политико-правового режима, доминирующие в сегодняшнем нашем обществе традиции и обычаи и т.д. [13, с. 129].

«Мировой опыт показывает, что процветания и развития добиваются страны, в которых достигается высокий уровень доверия и солидарности, - отмечает Е. Ясин. - Они же создают благоприятную среду для демократии участия, для гражданского общества. В свою очередь, демократизация и свободная экономика способствуют доверию и солидарности. Доверие - главный неиспользованный ресурс России: доверие между гражданами, доверие к публичным институтам, доверие бизнеса к государству, государства к бизнесу - условие снижения трансакционных издержек, роста производительности и инвестиций, увеличения богатства. В развитых странах повсюду высокий уровень доверия, этот резерв ими использован. У нас же уровень доверия низок, но это значит, что есть возможность повысить его. Это задача не для правительства, но и для всего общества, для каждого его члена» [14, с. 358-359]. Ф.М. Раянов пишет, что «права человека могут реализоваться в жизни государственно-организованного общества лишь тогда, когда возникнут массовые общественные организации, сознающие и борющиеся за ценности института прав человека. Одни государственные органы с этой задачей справиться не могут. Между тем, в России широкие слои населения еще недопонимают роль и значение прав и свобод человека в деле организации общественной жизни, а многие люди к правам человека относятся пренебрежительно. Подобные трудности необходимо еще преодолеть» [15, с. 9; 16, с. 118].

Рассматривая вопрос о том, является ли общество, в котором мы живем, правильным, А.А. Липатов обращает внимание на то, что «правильно устроенное общество опирается на два моральных принципа. Первый: люди доверяют друг другу, общественным институтам и власти, а власть доверяет им. Второй: общественные отношения, особенно распределение и обмен, устроены более или менее справедливо с общей точки зрения - то есть люди в большинстве своем согласны с правилами распределения» [17, с. 9]. Принципы равенства, свободы, законности, честности, - по мнению А.А. Липатова, - являются определяющими

для понимания справедливости как основы общественного устройства. Он подчеркивает, что «свободен тот, кто не зависит от другого человека, а зависит от всеобщего закона, тот, кто понимает свой долг и обязанности перед другими людьми и перед собой. Принуждение никогда не может быть справедливым. Но если античное общество требовало справедливости, прежде всего, от богов, а средневековье - от единого Бога, то современное общество требует справедливости правил. Мы требуем справедливости даже не от конкретного человека - правителя или политического лидера, а от системы. Поэтому правильное общество -это системно организованное общество свободных индивидов, которые равны перед законом и обладают равными правами [17, с. 26].

Все это доказывает то, что сегодня в нашей стране можно увидеть как основные признаки гражданского общества, позволяющие утвердительно говорить о функционировании в России гражданского общества, так и проблемы его дальнейшего совершенствования [18, с. 5-10]. В свою очередь, это говорит о том, что специфика современного состояния общественных отношений требует, во-первых, объединения усилий и государства, и общества для утверждения ценностей гражданского общества в общественном сознании как правильного общества, выстраданного всем многонациональным народом Российской Федерации. Во-вторых, динамика общественных отношений требует того, чтобы усилия и государства, и общества были объединены в направлении повышения уровня самоорганизации социума, развития различных форм социальной активности людей.

Библиографические ссылки

1. Раянов Ф.М. Понимание гражданского общества и правового государства в отечественной юридической науке и современные потребности в его переосмыслении // Правовое государство: проблемы понимания и реализации : сборник статей Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию журнала «Правовое государство: теория и практика» (г. Уфа, 16-17 апреля 2015 г.) / отв. ред. Ф.Х. Галиев. В 2-х ч. Ч. 1. Уфа : РИЦ БашГУ, 2015. С. 3-11.

2. Раянов Ф.М. Гражданское общество и правовое государство: проблемы понимания и соотношения : монография. М. : Юрлитинформ, 2015.

3. Галиев Ф.Х. Правовая культура и культурные традиции: сущностно -содержательное взаимодействие // Правовое государство: теория и практика. 2009. № 4 (18). С. 8-9.

4. Чашин А.Н. Теория государства и права : учебник. М. : Издательство «Дело и Сервис», 2008.

5. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права : учебник. 4-е изд., испр. и доп. М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015.

6. Галиев Ф.Х. Понятия «правовое государство» и «гражданское общество» в социокультурном измерении // Правовое государство: теория и практика. 2012. № 4 (30). С. 20-25.

7. Червонюк В.И. Теория государства и права : учебник. М. : ИНФРА-М, 2009.

8. Раянов Ф.М. Теория правового государства : монография. М. : Юрлитинформ, 2104.

9. Раянов Ф.М. Теория государства и права. Уфа, 1998.

10. Галиев Ф.Х. Правовая культура как правовая реальность // Политика и общество. 2011. № 4. С. 77-82.

11. Комаров С.А. Общая теория государства и права : учебник. 8-е изд., испр. и доп. СПб. : Издательство Юридического института, 2012.

12. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права : учебник. 4-е изд., испр. и доп. М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015.

13. Галиев Ф.Х. Правовая культура и традиционная картина мира // Право и государство: теория и практика. 2009. № 8 (56). С. 129-132.

14. Ясин Е. Приживется ли демократия в России. 2-е изд., испр. М. : Новое издательство, 2006.

15. Раянов Ф.М. Правовая организация общественной жизни: теория и практика // Государство и право. 2004. № 12. С. 5-9.

16. Раянов Ф.М. Развитие современных представлений о сущности федеративного государства // Российский юридический журнал. 1999. № 1 (21).

17. Липатов А.А., Купрейченко А.Б., Громова А.И., Шрадер Х. Правильное общество / под ред. Ю.В. Веселова. СПб. : Питер, 2015.

18. Раянов Ф.М. Концепция устойчивого развития и российская государственно-правовая действительность // Право и политика. 2004. № 12 (60). С. 5-10.

References

1. Rayanov F.M. Ponimanie grazhdanskogo obshchestva i pravovogo gosudarstva v otechestvennoi yuridi-cheskoi nauke i sovremennye potrebnosti v ego pereosmyslenii (Understanding of civil society and the rule- of-law state in domestic legal science and modern needs for its rethinking), Pravovoe gosudarstvo: problemy ponimaniya i realizatsii, sbornik statei Mezhdu-

narodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, po-svyashchennoi 10-letiyu zhurnala «Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika» (g. Ufa, 16-17 aprelya 2015 g.), otv. red. F.Kh Galiev. V 2-kh ch. Ch. 1. Ufa, RITs BashGU, 2015, рр. 3-11.

2. Rayanov F.M. Grazhdanskoe obshchestvo i pravovoe gosudarstvo: problemy ponimaniya i sootnosheniya: monografiya (Civil society and the rule-of-law state: problems of understanding and correlation). M., Yurlitinform, 2015.

3. Galiev F.Kh. Pravovaya kul'tura i kul'turnye traditsii: sushchnostno-soderzhatel'noe vzaimodeistvie (Legal Culture and Cultural Traditions: Essential Content Interaction), Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika, 2009, No. 4 (18), рр. 8-9.

4. Chashin A.N. Teoriya gosudarstva i prava (Theory of state and law), uchebnik. M., Izdatel'stvo «Delo i Servis», 2008.

5. Matuzov N.I., Mal'ko A.V. Teoriya gosudarstva i prava (Theory of state and law), uchebnik, 4-e izd., ispr. i dop. M., Izdatel'skii dom «Delo» RANKhiGS, 2015.

6. Galiev F.Kh. Ponyatiya «pravovoe gosudarstvo» i «grazhdanskoe obshchestvo» v sotsiokul'turnom izme -renii (The concepts of "rule-of-law state" and "civil society" in the socio-cultural dimension), Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika, 2012, No. 4 (30), pp. 20-25.

7. Chervonyuk V.I. Teoriya gosudarstva i prava (Theory of state and law), uchebnik. M., INFRA-M, 2009.

8. Rayanov F.M. Teoriya pravovogo gosudarstvo (Theory of the rule of law), monografiya. M., Yurlitinform, 2014.

9. Rayanov F.M. Teoriya gosudarstva i prava (Theory of state and law). Ufa, 1998.

10. Galiev F.Kh. Pravovaya kul'tura kak pravovaya real'nost' (Legal culture as a legal reality), Politika i Obshchestvo, 2011, No. 4, pp. 77-82.

11. Komarov S.A. Obshchaya teoriya gosudarstva i prava (General theory of state and law), uchebnik, 8-e izd., ispr. i dop. SPb., Izdatel'stvo Yuridicheskogo instituta, 2012.

12. Matuzov N.I., Mal'ko A.V. Teoriya gosudarstva i prava (Theory of state and law), uchebnik, 4-e izd., ispr. i dop. M., Izdatel'skii dom «Delo» RANKhiGS, 2015.

13. Galiev F.Kh. Pravovaya kul'tura i traditsionnaya kartina mira (Legal culture and the traditional worldview), Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika, 2009, № 8 (56), pp. 129-132.

14. Yasin E. Prizhivetsya li demokratiya v Rossii (Will democracy take root in Russia), 2-e izd., ispr. M.: Novoe iz-datel'stvo, 2006.

15. Rayanov F.M. Pravovaya organizatsiya obshchestvennoi zhizni: teoriya i praktika (Legal organization of public life: theory and practice), Gosudarstvo i pravo. 2004. № 12, pp. 5-9.

16. Rayanov F.M. Razvitie sovremennykh predstavlenii o sushchnosti federativnogo gosudarstva (Development of modern ideas on the essence of a federated state), Rossiiskii yuridicheskii zhurnal, 1999, № 1 (21).

17. Lipatov A.A., Kupreichenko A.B., Gromova A.I., Shrader Kh. Pravil'noe Obshchestvo (Good Society). Pod red. Yu.V. Veselova. SPb., Piter, 2015.

18. Rayanov F.M. Kontseptsiya ustoichivogo razvitiya i rossiiskaya gosudarstvenno-pravovaya deistvi-tel'nost' (The concept of sustainable development and Russian state law reality), Pravo ipolitika, 2004, № 12 (60), pp. 5-10.

Дата поступления: 10.05.2017 Received: 10.05.2017

УДК 340

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ «ЭТНОФРАГМЕНТАЦИЯ» В УСЛОВИЯХ ДИНАМИКИ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

РОМАНОВ Александр Александрович

кандидат политических наук, докторант кафедры теории государства и права им. Г.В. Мальцева Юридического факультета им. М.М. Сперанского РАНХиГС при Президенте РФ, г. Москва, Россия. E-mail: aleksandr_romanov@yahoo.com

ON THE CONCEPT "ETHNOFRAGMENTATION" IN THE DYNAMICS OF GLOBALIZATION

PROCESSES

ROMANOV Aleksandr Aleksandrovich

Candidate of Political Sciences, Doctoral Candidate ofthe chair of Theory of State and Law named after G. V. Maltsev of the Department of Law named after MM. Speranskiy of RANESS under the President of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: aleksandr_romanov@yahoo.com

Многочисленные исследования показывают, что на Numerous researches show that throughout all his-

протяжении всей истории наблюдаются две взаи- tory two mutually exclusive and complementary

моисключающие и взаимодополняющие планетар- planetary tendencies are observed: globalization

ные тенденции: глобализация и фрагментации. Гло- and fragmentations. Globalization processes wrap

бализационные процессы оборачивают политиче- political and cultural barriers, but at the same time

ские и культурные барьеры, но одновременно they direct onto confirmation of local identities and

наталкивают на подтверждение локальных иден- self-determination as the vector of globalization is

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.