Научная статья на тему 'Экологическая направленность некоторых тем школьного курса химии'

Экологическая направленность некоторых тем школьного курса химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / УРОК / ХИМИЯ / ХАКАСИЯ / ЭКОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осетрова Светлана Александровна

В статье анализируются экологические аспекты, возникающие при изучении теоретического материала по некоторым темам школьного учебника химии. Приведены примеры влияния местных промышленных и аграрных предприятий на экологическое состояние региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осетрова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическая направленность некоторых тем школьного курса химии»

здоровья в Краснодарском крае) / В.И. Дианова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2010. № 4. С. 19-24.

5. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н.Н. Малофеев [и др.] // Дефектология, 2010. № 1. С. 6-22.

6. Загумённое Ю.Л. Обеспечение равных возможностей для учашдхся в получении качественного образования в условиях его диверсификации / Ю.Л. Загумённов // Материалы межд. конф. Профильное обучение: состояние, проблемы, перспективы / Минск. НИО, 2007. С. 481-485.

7. Семенович М.Л. «Дети с проблемами развития имеют такое же право на образование, как и остальные» / М.Л. Семенович; беседовала Е. Ищенко // Современное дошкольное образование, 2008. № 5. С. 24-27.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ НЕКОТОРЫХ ТЕМ ШКОЛЬНОГО КУРСА ХИМИИ Осетрова С.А.

Осетрова Светлана Александровна - учитель химии, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 24, г. Абакан

Аннотация: в статье анализируются экологические аспекты, возникающие при изучении теоретического материала по некоторым темам школьного учебника химии. Приведены примеры влияния местных промышленных и аграрных предприятий на экологическое состояние региона. Ключевые слова: образование, урок, химия, Хакасия, экология.

2017 год объявлен в России годом экологии [1]. Законодательные, природоохранные, просветительские мероприятия планируется провести в этот период на территории нашего необъятного государства. Одной из поставленных задач года экологии является развитие экологической ответственности всех слоёв общества [2]. Большое начинается с малого. Поэтому начинать формирование экологической ответственности и культуры необходимо с раннего возраста. В курсе школьной программы отдельные элементы экологических знаний рассеяны по различным предметам [3].

Я - учитель химии и остановлюсь на своем предмете.

Практически при рассмотрении любой темы затрагиваются вопросы экологии, вопросы природоохранительного плана. Остановимся на 9 классе, тема «Подгруппа азота». На уроке «Аммиак» при рассмотрении его свойств мы обращаем внимание на то, как очень тонка грань между полезным, безопасным и вредным и ядовитым: аммиак применяется в медицине, но при высокой концентрации, которая возникает при утечке или аварии на хладокомбинате, маслосыркомбинате, является сильно ядовитым веществом. Аналогичная ситуация и с удобрениями. Растениям крайне необходим такой макроэлемент, как азот, который вносится в почву в виде нитратов. При неверно рассчитанной концентрации происходит накопление нитратов в почве, в сельскохозяйственных культурах, и при употреблении таких овощей и фруктов возможны различные сбои в работе человеческого организма, приводящие к серьезным заболеваниям.

В этой же теме на уроке «Минеральные удобрения» говорим и о плодородии почв, о его уничтожении или очень быстром истощении. Как одна из причин этого - увеличение интенсивности использования почв и бездумное отношение к ним. Неправильный севооборот, эрозия, особенно характерная для нашей климатической зоны ветровая, а также бездумное применение удобрений наносят непоправимый вред земле. И, как следствие, нитраты в продуктах, и отравление водоемов из-за неконтролируемого хранения и применения... Хотя эта проблема в Хакасии в последнее время отходит на второй план, т.к. в связи экономической ситуацией нет средств на закупку минеральных удобрений. Рассматривая эти вопросы, приучаю детей к бережному отношению к своей земле, которая и поит, и кормит.

Далее, при изучении темы «Металлы» знакомимся с производством алюминия на СаАЗе и ставим вопросы о влиянии производства на окружающую среду и человека. Данный вопрос освещается в ходе диспута, где две группы детей отстаивают разные точки зрения по конкретным пунктам диспута.

При рассмотрении природоохранных вопросов мы на уроках говорим не только о причинах, последствиях, но и, что очень важно, о методах и путях снятия такой человеческой агрессивности и бездумности по отношению к природе:

- эффективность очистных сооружений;

- полная утилизация отходов;

- комплексное использование сырья.

В 10 классе в теме «Природные источники углеводородов» рассматриваем значение природного газа, нефти, каменного угля. С одной стороны - сырье для химической промышленности, топливо, возможные поступления в бюджеты всех уровней, занятость населения. Но, с другой стороны -уничтожение тундры и лесотундры вместе с ее животным и растительным миром; продукты переработки при неправильном и бездумном хранении являются сильнейшим фактором загрязнения окружающей среды. Например, аварии с нефтеналивными танкерами происходят с печальной регулярностью; а горящие скважины Ирана во время войны в Персидском заливе принесли не только экономический ущерб, но и колоссальный экологический урон данному региону. Далеко ходить не надо: нефтяное озеро под нефтебазой в нашем городе, образовавшееся в результате утечки ГСМ за все время эксплуатации базы, ежегодно грозит во время паводка попасть в главную водную артерию Хакасии - реку Абакан.

Также при рассмотрении вопросов применения и значения фенолов, затрагиваем вопрос о водохранилище Саяно-Шушенской ГЭС. Огромное количество кубометров древесины ушло под воду, где теперь, разлагаясь, выделяет в воду фенолы и другие вредные вещества, нанося вред водным ресурсам и водным обитателям данной реки.

Таким образом, практически на всех темах, так или иначе, вопросы экологии и, в частности, природоохранной деятельности, на уроках освещаются, прививается исподволь любовь к своей малой родине, своей земле и всему живому, на ней обитающему.

Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года экологии» от 05.01.2016 г. № 7 // Российская газета.

2. Год экологии в РФ // Википедия — свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki// (дата обращения: 01.05.2017).

3. Чеботникова Светлана Валерьевна. Экологическое воспитание школьников // ПЕДСОВЕТ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/177-1-0-1126/ (дата обращения: 29.04.2017).

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Дащенко С.Н.1, Антонова Е.В.2

'Дащенко Светлана Николаевна — магистрант; 2Антонова Екатерина Васильевна - магистрант, кафедра дизайна и методики профессионального обучения, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева,

г. Чебоксары

Аннотация: настоящая статья посвящена исследованию новых образовательных технологий, которые рассматриваются в качестве средств формирования мотивации учеников в системе дополнительного образования. В статье рассмотрены метакогнитивные технологии, а также технологии, позволяющие создать условия активного и интерактивного обучения. Оценено влияние новых педагогических технологий на процесс формирования познавательного интереса учеников в системе дополнительного образования.

Ключевые слова: метакогнитивные технологии, образовательные технологии, методы активного и интерактивного обучения, познавательный интерес, дополнительное образование.

УДК 37.026.6

Формирование познавательного интереса учеников в системе дополнительного образования на современном этапе является достаточно значимой проблемой, ввиду того, что если школьное образование обязательно, то дополнительное образование обучающиеся получают «на добровольной основе».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.