Научная статья на тему 'Формирование эколого-краеведческой компетентности обучающихся через различные формы учебной и внеклассной работы'

Формирование эколого-краеведческой компетентности обучающихся через различные формы учебной и внеклассной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1539
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ENVIRONMENTAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Светлана Валентиновна, Подосинникова Лидия Анатольевна

Экологическое образование начинается с внимательного взгляда каждого из нас на окружающий мир, со стремления глубже узнать его, понять свое место в нем и свою ответственность перед ним. Формирование экологической ответственности должно стать этической нормой. Главная роль в формировании экологического сознания принадлежит системе образования. Одним из основных направлений в формировании экологического сознания в нашей школе является внеклассная, кружковая и научно-исследовательская деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвеева Светлана Валентиновна, Подосинникова Лидия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF ECOLOGICAL AND LOCAL HISTORY COMPETENCE OF STUDENTS BY MEANS OF DIFFERENT FORMS OF STUDIES AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Ecological education begins with everybody's intent look on the world around us. It begins with your aspiration to know it better, to understand your place in it and your responsibility before it. The forming of ecological responsibility must be an ethic norm. The main role in the forming of ecological consciousness belongs to the systems of education. Research work, classes and extracurricular activities are the main directions in the forming of ecological consciousness in our school.

Текст научной работы на тему «Формирование эколого-краеведческой компетентности обучающихся через различные формы учебной и внеклассной работы»

УДК 37.01 (075.8)

АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 2 (18) 2011. с. 70-73.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ УЧЕБНОЙ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

Матвеева Светлана Валентиновна,

Подосинникова Лидия Анатольевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Астрахани «Средняя

общеобразовательная школа № 9» sveta. [email protected]

Ключевые слова: экология, экологическое образование, краеведение, научно-исследовательская работа

Экологическое образование начинается с внимательного взгляда каждого из нас на окружающий мир, со стремления глубже узнать его, понять свое место в нем и свою ответственность перед ним. Формирование экологической ответственности должно стать этической нормой. Главная роль в формировании экологического сознания принадлежит системе образования. Одним из основных направлений в формировании экологического сознания в нашей школе является внеклассная, кружковая и научно-исследовательская деятельность.

FORMING OF ECOLOGICAL AND LOCAL HISTORY COMPETENCE OF STUDENTS BY MEANS OF DIFFERENT FORMS OF STUDIES AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Matveeva S.V.

Podosinnikova L.A.

sveta. [email protected]

Key words: environmental education, Ecology, local studies, research work

Ecological education begins with everybody’s intent look on the world around us. It begins with your aspiration to know it better, to understand your place in it and your responsibility before it. The forming of ecological responsibility must be an ethic norm. The main role in the forming of ecological consciousness belongs to the systems of education. Research work, classes and extracurricular activities are the main directions in the forming of ecological consciousness in our school.

XXI век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Система образования названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных проблем выживания и развития человечества. Следовательно, стратегия развития образования XXI века должна разрабатываться с учётом идеи гуманизации и экологизации.

Сегодняшняя, всё усложняющаяся социальная, экономическая, нравственная атмосфера требует глубокого переосмысления школьных программ и отражения в воспитательно-образовательном процессе вопросов экологической ответственности человека за последствия своих действий в природе. Экологическое образование начинается с внимательного взгляда каждого из нас на окружающий мир, со стремления глубже узнать его, понять своё место в нём и свою ответственность перед ним. Формирование экологической ответственности должно стать этической нормой. Формирование экологического сознания (экологизации) осуществляется двумя путями:

1 - иррациональный (получение неосознаваемых эмоциональных впечатлений - действие на подсознание, т.е. через чувства).

2 - рациональный (через убеждение - действие на сознание человека), меняющий самого человека, его мировоззрение, поведение и ведущий к становлению нового типа культуры - культуры экологической.

Главная роль в формировании экологического сознания принадлежит системе образования. Китайская мудрость гласит: “Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму”.

Одним из основных направлений работы в нашей школе стала эколого-краеведческая работа. Руководят и организовывают эту работу в школе учителя географии, химии и биологии. Но успех работы зависит от взаимосотрудничества всех педагогов школы и даже родителей.

Поэтому в своей работе приходится сочетать учебную, внеклассную и практическую деятельность. Очень важным и неотъемлемым компонентом является просветительская работа с педколлективом и родителями обучающихся, а также привлечение всего социума (ДДТ «Успех», ООО «ЦКО «Пересвет», АГУ).

Основная цель этой работы - формирование у учащихся понимания своего органического единства с окружающей средой и убеждения в том, что улучшение жизни зависит, прежде всего, от сохранения среды обитания.

Основными принципами, непосредственно лежащими в основе определения содержания, организационных форм и методов проведения экологического краеведения, являются: подчинение экологического краеведения содержанию и задачам учебно-воспитательной работы и соответствие его уровню развития и подготовленности учащихся, комплексный подход в организации краеведческой работы по экологии, систематичность и непрерывность, поисково-исследовательский характер краеведения, общественно-полезная значимость, природоохранная направленность.

География, химия, биология - это, пожалуй, одни из немногих предметов, которые охватывают широкий спектр вопросов эколого-краеведческого характера, осуществляя межпредметные связи, поэтому обладают громадным развивающим потенциалом.

В последние годы в российской школе, как и 70 лет назад, в 1920-е гг., повысился интерес к школьному краеведению, стало восстанавливаться утраченное на длительное время понимание его большого образовательного и воспитательного значения. [1]

Реализация идей и задач экологического образования в нашей школе осуществляется как на уроках географии, так и во внеклассных и внешкольных мероприятиях с использованием различных образовательных технологий, методов, средств. Это дает возможность учителю показать причинно -следственные связи в системе «природа - человек - производство», ввести учеников в мир социальной экологии, показать возможность применения экологических знаний на практике. [3]

Одним из приемов формирования экологической культуры на уроках является использование поэтических образов, которые оказывают благоприятное влияние на душу и чувства учащихся, заново открывают им красоту родной земли, учат бережно относиться к ней.

Задания к стихотворениям помогают школьникам самостоятельно рассмотреть антропогенное влияние и его последствия на окружающую среду, помогают задуматься над решением сложных экологических проблем.

Три клада у природы есть:

Вода, земля и воздух -И три ее основы Какая бы ни грянула беда -Все возродится снова.

Но если...

Впрочем, в наш жестокий век Понятно всем,

Что «если» значит?

О, Человек!

Природа-мать ни рек И ни морей от глаз твоих не прячет,

Ни росных трав, ни голубых озер.

Цени ее доверие, Природы!

Ни обмани его!

И в темный лес входи,

Как в храм мраморные своды.

С. Викулов.

Поясните, что тревожит автора стихотворения? Какие компоненты природы автор называет «кладом», основой природы? Почему?

На своих уроках используем перспективно-опережающее обучение. Начиная с 6 класса, учащиеся изучают дополнительную литературу по краеведению для расширения и углубления знаний [4, 6]. Школьники с интересом принимают участие в поиске новых данных по заданной теме, что прививает интерес к предметам. Эти самостоятельно добытые знания учеников очень хорошо можно увидеть во время внеклассных мероприятий экологического характера. На основе элементов этой технологии проводятся уроки изучения нового материала с помощью консультантов и групповой формы работы. Такую работу практикуем в 7-9 классах. К методическим приёмам активизации познавательного деятельности школьников можно отнести: создание проблемной ситуации при изучении учебного материала, прием новизны, предполагающий включение в содержание учебного материала интересных фактов, сведений; исследовательский прием; эвристический прием, прием научного спора; использование натуральных объектов в заданиях для учащихся; прием моделирования, составление схем, таблиц; использование

экологических задач для развития познавательного интереса к экологии, познавательные игры как средство развития познавательного интереса к экологии и другие.

Давно установлено, что игры в сочетании с другими методическими приемами и формами обучения могут повышать эффективность преподавания. На уроках используем ролевые игры, уроки-путешествия по изученной территории, уроки-конференции. Эффективны и операционные игры эколого-краеведческого содержания, где вводятся дополнительные правила, с которыми ее участникам приходится считаться, например: игра «Счастливый случай», «Географический КВН», «Что? Где? Когда?» и т.д.

Кроме этого на своих уроках применяем элементы интерактивного воздействия. Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом взаимодействии учащегося со своим опытом. Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения, и позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала. Например, такие приемы, как «Учебный мозговой штурм», «Взаимоопрос», «Три уровня домашнего задания» и др.

Экологические знания - важная часть экологического образования, без которого человечеству не решить проблемы сохранения жизни на Земле. Целесообразно многие вопросы эколого-географического образования осуществлять не только на уроках, но и во внеклассной работе.

Внеклассная работа имеет свои особенности и преимущества перед урочной системой: во-первых, часто она носит занимательный характер, что позволяет быстрее вовлечь ребят в природоохранную деятельность; во-вторых, участие во внеклассных мероприятиях способствует формированию нравственных качеств личности; в-третьих, дает возможность использовать различные формы обучения, что создает благоприятные условия для учета индивидуальных особенностей каждого ученика; в-четвертых, добровольное участие школьников во внеклассных мероприятиях воспитывает ответственность за порученное дело; в-пятых, развивает творческие способности, такие, как изобретательность, воображение; в-шестых, дает большую свободу в выборе форм экологического образования.

Участие детей во внеклассной работе экологического содержания воспитывает у них доброту, ответственность за свои поступки, отзывчивость, бережное отношение к природе.

За многие годы работы в школе апробированы различные формы организации экологической работы. Но детей больше всего привлекает кружковая работа. В связи с этим в школе работает экологогеографический кружок «Жемчужина Каспия». На кружковых занятиях учащиеся не просто узнают о существующих экологических проблемах, им важно осознать причины и уметь прогнозировать последствия той или иной деятельности человека. Эффективность экологического воспитания возрастает, если помимо кружковых занятий проводят экскурсии, наблюдения в природе, исследования и т.п. На экскурсиях дети наблюдают за сезонными изменениями в природе, находят места с плохим экологическим состоянием, устанавливают причины этого и т.д. Например, на весенней экскурсии дети оценивают степень загрязненности местности мусором (по составу и количеству), наносят эти места на карту. Проводят мониторинг состояния водных объектов.

Цель работы данного кружка - воспитание экологической культуры и уважительного отношения к миру природы [2].

Наиболее эффективной и привлекательной для учащихся формой реализации целей и задач экологического краеведения является лагерная смена экологического отряда “Зеленый дозор”, который создан в 2011г. Подготовительная работа к экологической смене осуществляется в несколько этапов: -определение основных задач и направлений работы отряда; - составление программы и формирование состава отряда и т.д.

Программа отряда ориентирована на разновозрастный коллектив детей, в котором старшие ребята являются для младших проводниками в мир природы. В программу включены теоретические вопросы, направленные на систематизацию и обобщение эколого-краеведческих знаний, расширение кругозора учащихся: “Эколого-географическая характеристика Астраханской области и Трусовского района”, “Современные экологические проблемы человечества”, “Естественные экосистемы России”, “Охраняемые природные территории”, “По страницам Красной книги” и др. Во всех темах информационнотеоретического блока прослеживается краеведческий подход: при изучении экологических проблем Земли, рассматриваются экологические проблемы Астраханского региона, приспособленность растений и животных к среде обитания изучается на примере местных видов. При знакомстве с Красной книгой особое внимание уделяется охраняемым видам местной флоры и фауны.

В исследовательско-практический блок включена работа учащихся по направлениям: комплексные и тематические экскурсии, одно- и двухдневные походы по родному краю, путешествия по родному краю, практическая природоохранная деятельность. У каждого звена свой план-задание на смену. Состав звена - 5 человек, они формируются с учетом интересов детей. В ходе работы секций создается атмосфера творческого поиска, вдохновения и сотрудничества взрослых и детей. Учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельных исследований в природе, педагоги дают возможность детям почувствовать красоту природы своей малой родины, вносят дух романтики в работу отряда. Каждая акция или направление исследования имеют свой девиз: “Пусть на Земле живут реки” (инвентаризация водотоков), “Сохраним красоту” (изучение и учет редких растений и животных, сбор материала по лекарственным растениям) и т.д.

Результаты своих исследований в природе участники отряда оформляют в виде учебноисследовательской работы и защищают ее на заключительной школьной конференции, а затем могут получить рекомендацию для выступления на городской научно-практической конференции учащихся.

Внеклассная работа по экологическому краеведению многогранна и необъятна по содержанию.

Практическая деятельность включает в себя:

• участие в акциях и операциях «Покормите птиц зимой», «Мы Волжане!», «Спаси дерево!», «Кормушка», «Чистый город, чистая школа!» и др.;

• подготовка и проведение праздников, экскурсий, походов, конкурсов, КВН, викторин, бесед, и др.

• участие в олимпиадах, в том числе и Всероссийских заочных турах;

• работа по созданию проектной деятельности и участие в региональных и Всероссийских конкурсах.

Таким образом, школьное краеведение - важнейший фактор идейно-политического, нравственного,

трудового, эстетического, экологического и физического воспитания учащихся, оно способствует патриотическому воспитанию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.

Каждый учитель мечтает воспитать такого ученика, который превосходил бы его по знаниям. Ученик - это модель Земли, где ядро - его способности, которые определяются самой природой, а «внешняя оболочка» - те качества личности, которые учитель развивает в нем на основе всё тех же способностей. Это тот самый «человек большого роста», которого призвано вырастить школьное российское образование на благо стране и миру.

Литература

1. Андриянов А.П. Формирование экологической культуры с помощью поэтических образов. // Журнал «География в школе» № 3 1998 - 66 с.

2. Даринский А.В. Краеведение в современной школе». // Журнал «География в школе» № 1 2003 - 63 а

3. Кулабухова М.А. Изучение экологических проблем на уроках географии. // Журнал «География в школе» № 1 2006 - 39с.

4. Лактионов А.П. Флора Астраханской области. - Астрахань. Астраханский университет. 2009. - 296 с.

5. Серебренникова Г.А. Программа экологического кружка для V - VII классов. // Журнал “Г еография в школе» № 3 2005 - 46 с.

6. Чуйков Ю.С., Чуйкова Л.Ю., Сиговатова М.В. Экология Астраханской области. Астрахань. 1998. - 264 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.