АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 1 (17) 2011. с. 145-147.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В МОУ СОШ № 20
Мельникова Е.Ф., Алисова Е.А. Кафарова Р.Б.
МОУ СОШ №20, г Астрахань
Экологическое образование и воспитание сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит и образования. Экологическое направление в работе МОУ «СОШ №20» является приоритетным. Школа работает над созданием системы экологического воспитания в контексте современной культуры образования, с опорой на общечеловеческие ценности - жизнь, природа, мир, дом, земля, труд, добро (по В .А.Караковскому)
Мы рассматриваем основные принципы экологического образования и воспитания в школе:
• возможность лично участвовать в определении экологических проблем, принятии и реализации решений в отношении качества окружающей среды;
• обеспечение мотивации, заинтересованности, значимости деятельности ребёнка для него самого и для окружающих;
• теоретические знания должны находить применение в практической, исследовательской и общественной деятельности.
Необходимым условием экологического воспитания является взаимодействие ребёнка, подростка с природой, окружающей средой.
Цель экологического воспитания в школе:
Формирование основ экологической грамотности и экологической культуры ребёнка, становление социальной, коммуникативной компетентностей.
Задачи:
• формирование экологической культуры учащихся:
• повышение заинтересованности обучающихся в улучшении окружающей среды;
• воспитание ответственного отношения к природным объектам;
• привлечение детей и подростков к практическому участию в охране окружающей природы.
Реализация цели и задач проходит через:
• школьное НОУ «Феникс» (сотрудничество с АГУ);
• участие в ежегодных конференциях научного географического общества учащихся (март);
• выездной сбор «Экологическая тропа» (сентябрь);
• экологические десанты по благоустройству пришкольной территории, улиц и парка посёлка (сентябрь, октябрь, апрель, май);
• экологические акции «За чистоту нашего города!»;
• «Чистый берег», «Нет - пластику!» (в течение года);
• предметные недели дисциплин естественного цикла (ноябрь, январь);
• экологический месячник «Мир, в котором мы живём - это наш огромный дом!» (апрель, 2009г.), «Судьба природы в твоих руках» (апрель, 2010г.);
• деятельность экологического отряда «Солнышко»;
• работу экологического кружка «Мир вокруг нас».
Школа использует богатый арсенал методических средств и приёмов, возможность использования разнообразных форм организации деятельности учащихся.
В течение года учащиеся школы (1-11 классы) в рамках экологического воспитания вовлекаются в разнообразную деятельность:
- учебно-познавательную (курсы «Экология человека» - 8 класс, «Физика и окружающая среда» -11 кл, курс «Обществознание» 5-11кл., «Глобальная география» - 11кл., «Окружающий мир» - начальная школа; экологический лекторий «Мы - Волжане» - 2010г., «Волжское понизовье» -2009г.),
- эколого-краеведческую (экскурсии Урочище «Кордон», Богдинско-Баскунчакский заповедник, озеро Тинаки, посещение страусиной фермы, экосборы «Экологическая тропа», слёт экологических отрядов «Познай, люби и сохрани»);
- научно-исследовательскую (НПК в рамках школьного НОУ « Феникс» учащихся);
- проектно-исследовательскую (проекты «Дизайн школьного двора» - 2009г., «Наш классный цветок»
- 2010г., «Сохраним вместе» - 2010 г.);
- общественно-полезную (акции, трудовые десанты, экологические рейды, озеленение пришкольной территории и школьных рекреаций);
- художественно-творческую (экологические мини - спектакли «Кукушкин луг» - 2009, «Берегите землю» - 2010г, «Матушка Волга» (на английском языке) - 2010, агитбригада «Росток»);
- кружковую (ТО «Мир вокруг нас» - 5, 6, 7 кл);
- коллективно-творческую (праздники «День птиц», «День Волги», экологические игры «Мы -Волжане» - 2010г., «Волжское понизовье» - 2009г.).
Школа тесно сотрудничает с Центром экологического просвещения НМЦ, АГУ, ЦДО «Успех», социумом посёлка, ДОУ «Ровесник».
Среди традиционных и новых форм работы проходят разнообразные викторины, презентации, выступления с номерами художественной самодеятельности, конкурсы рисунков и плакатов, экскурсии, игры, трудовые десанты (осенью и весной), социальные опросы, выпуск фотоматериалов с улиц посёлка, туристические походы и соревнования, экскурсии, выезды на природу классными коллективами. Работа ведется в учебное и внеурочное время.
Популярными среди ребят являются однодневные сборы «Экологическая тропа», проводимые в начале учебного года. Это своеобразная педагогическая площадка, где рождается творчество, дух состязания, ориентация на положительное, общественно-полезное дело. Здесь создается атмосфера сотрудничества, направленная на бережное отношение к окружающей среде, природе.
Внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностями, подходами и ориентациями: как и где проложить тропу, оборудовать стоянку; стоит ли украшать машины дикорастущими растениями; как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям; как вести себя в природе, если встретится дикое животное.
Завершением работы в течение учебного года по данному направлению являются экологические месячники «Судьба природы в твоих руках» (с 01.04.10 по 30.04.10), которые обеспечивают повышение эффективности и эколого-просветительской работы, формирование активной гражданской позиции учащихся.
В рамках месячника проходят разнообразные тематические мероприятия:
• День птиц (творческое дело1-4кл);
• трудовой десант и акции по благоустройству пришкольной территории, школьного двора, парка посёлка (1-11кл);
• посадка зелёных насаждений:
• акция «Юбиляры рядом с нами» в рамках Всероссийской акции (посадка цветов, саженцев деревьев, уборка мусора, покраска скамеек во дворах ветеранов);
• сбор макулатуры (1-11кл.);
• кинолекторий «Мы - волжане», «Изменения климата»;
• экопроект «Наш классный цветок» (5-11 кл.);
• экопроект «Сохраним вместе» (биология, английский язык-11класс);
• конкурс экологического стихотворения «Прекрасный мир природы вокруг тебя!» (1-4 кл);
• рейд, фоторепортаж «Чистый берег», «За чистоту посёлка» (9-11кл.);
• День Земли (выставка стендового материала);
• конкурс экологического рисунка «Мир вокруг нас»;
• викторина «Своя игра» по материалам кинолектория (5-8кл.);
• конференция НОУ «Феникс» секция «Мир вокруг нас» (5-11 кл.);
• спектакли «Кукушкин луг» (5а,6а кл.), «Берегите землю» (8а, 86 кл.);
• экскурсия в Богдинско-Баскунчакский заповедник (6-11кл);
• социальный опрос жителей пос. Приволжье «Наши улицы сегодня...»;
• экологическая дискотека «Знай и береги свой край!» (5-11кл.);
• участие в региональном конкурсе рисунка, посвящённом Астраханскому биосферному заповеднику;
• подведение итогов, награждение, презентация экологического проекта «Судьба природы в твоих руках!».
Мероприятия отличаются заинтересованностью, творчеством, содержательностью и активностью учащихся.
Это - результат работы каждого классного руководителя, учителей предметников.
Особое активное участие в организации многих школьных мероприятий экологической направленности проявляют учителя - предметники не только естественного цикла, но и преподаватели иностранного языка, ИЗО, русского языка и литературы, классные руководители 1-11 классов.
Целенаправленно ведется в школе работа экологического отряда «Солнышко». Здесь есть определённые положительные результаты: ребята интересуются проблемами экологии, и они готовы проявить и проявляют социальную активность (рук. Алисова Е.А., Мельникова Е.Ф.), они заявили о себе, о своей школе на 4-м Фестивале экологического спектакля «От искусства - к зелёной планете », на 2-м и 3-м
слётах экологических отрядов «Познай, люби и сохрани» (сентябрь, 2009г.). Большую поддержку экологическому отряду оказывают учителя ИЗО, литературы, иностранного языка.
С целью вовлечения обучающихся в процесс озеленения школы, школьных помещений была организована работа школьников 5-11классов в экопроекте «Наш классный цветок». Совместно учителями и учениками школы было разработано положение экопроекта, который проходил в два этапа. Результатом стало создание зелёной зоны в школьной рекреации, где разместилась галерея напольных комнатных цветов. Презентация представленных растений проходила в творческой атмосфере, способствующей формированию ключевых компетенций учащихся. Был собран богатый материал о каждом представленном растении.
Популярной остаётся среди ребят акция по сбору макулатуры, средства от которой идут на покупку вазонов для цветов на школьном дворе, на оформление школьных коридоров фотографиями, на награждения и призы для учащихся.
Работу по экологическому воспитанию учащихся следует считать актуальной в воспитательной системе школы, а направление, обеспечивающее формирование экологической культуры детей и подростков остаётся приоритетным в школе и в новом учебном году.