Научная статья на тему 'Экологическое образование и воспитание в МОУ СОШ № 20'

Экологическое образование и воспитание в МОУ СОШ № 20 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
440
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельникова Е. Ф., Алисова Е. А., Кафарова Р. Б.

В кратком сообщении дан обзор работ по экологическому образованию и воспитанию в учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельникова Е. Ф., Алисова Е. А., Кафарова Р. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическое образование и воспитание в МОУ СОШ № 20»

АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 1 (17) 2011. с. 145-147.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В МОУ СОШ № 20

Мельникова Е.Ф., Алисова Е.А. Кафарова Р.Б.

МОУ СОШ №20, г Астрахань

Экологическое образование и воспитание сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит и образования. Экологическое направление в работе МОУ «СОШ №20» является приоритетным. Школа работает над созданием системы экологического воспитания в контексте современной культуры образования, с опорой на общечеловеческие ценности - жизнь, природа, мир, дом, земля, труд, добро (по В .А.Караковскому)

Мы рассматриваем основные принципы экологического образования и воспитания в школе:

• возможность лично участвовать в определении экологических проблем, принятии и реализации решений в отношении качества окружающей среды;

• обеспечение мотивации, заинтересованности, значимости деятельности ребёнка для него самого и для окружающих;

• теоретические знания должны находить применение в практической, исследовательской и общественной деятельности.

Необходимым условием экологического воспитания является взаимодействие ребёнка, подростка с природой, окружающей средой.

Цель экологического воспитания в школе:

Формирование основ экологической грамотности и экологической культуры ребёнка, становление социальной, коммуникативной компетентностей.

Задачи:

• формирование экологической культуры учащихся:

• повышение заинтересованности обучающихся в улучшении окружающей среды;

• воспитание ответственного отношения к природным объектам;

• привлечение детей и подростков к практическому участию в охране окружающей природы.

Реализация цели и задач проходит через:

• школьное НОУ «Феникс» (сотрудничество с АГУ);

• участие в ежегодных конференциях научного географического общества учащихся (март);

• выездной сбор «Экологическая тропа» (сентябрь);

• экологические десанты по благоустройству пришкольной территории, улиц и парка посёлка (сентябрь, октябрь, апрель, май);

• экологические акции «За чистоту нашего города!»;

• «Чистый берег», «Нет - пластику!» (в течение года);

• предметные недели дисциплин естественного цикла (ноябрь, январь);

• экологический месячник «Мир, в котором мы живём - это наш огромный дом!» (апрель, 2009г.), «Судьба природы в твоих руках» (апрель, 2010г.);

• деятельность экологического отряда «Солнышко»;

• работу экологического кружка «Мир вокруг нас».

Школа использует богатый арсенал методических средств и приёмов, возможность использования разнообразных форм организации деятельности учащихся.

В течение года учащиеся школы (1-11 классы) в рамках экологического воспитания вовлекаются в разнообразную деятельность:

- учебно-познавательную (курсы «Экология человека» - 8 класс, «Физика и окружающая среда» -11 кл, курс «Обществознание» 5-11кл., «Глобальная география» - 11кл., «Окружающий мир» - начальная школа; экологический лекторий «Мы - Волжане» - 2010г., «Волжское понизовье» -2009г.),

- эколого-краеведческую (экскурсии Урочище «Кордон», Богдинско-Баскунчакский заповедник, озеро Тинаки, посещение страусиной фермы, экосборы «Экологическая тропа», слёт экологических отрядов «Познай, люби и сохрани»);

- научно-исследовательскую (НПК в рамках школьного НОУ « Феникс» учащихся);

- проектно-исследовательскую (проекты «Дизайн школьного двора» - 2009г., «Наш классный цветок»

- 2010г., «Сохраним вместе» - 2010 г.);

- общественно-полезную (акции, трудовые десанты, экологические рейды, озеленение пришкольной территории и школьных рекреаций);

- художественно-творческую (экологические мини - спектакли «Кукушкин луг» - 2009, «Берегите землю» - 2010г, «Матушка Волга» (на английском языке) - 2010, агитбригада «Росток»);

- кружковую (ТО «Мир вокруг нас» - 5, 6, 7 кл);

- коллективно-творческую (праздники «День птиц», «День Волги», экологические игры «Мы -Волжане» - 2010г., «Волжское понизовье» - 2009г.).

Школа тесно сотрудничает с Центром экологического просвещения НМЦ, АГУ, ЦДО «Успех», социумом посёлка, ДОУ «Ровесник».

Среди традиционных и новых форм работы проходят разнообразные викторины, презентации, выступления с номерами художественной самодеятельности, конкурсы рисунков и плакатов, экскурсии, игры, трудовые десанты (осенью и весной), социальные опросы, выпуск фотоматериалов с улиц посёлка, туристические походы и соревнования, экскурсии, выезды на природу классными коллективами. Работа ведется в учебное и внеурочное время.

Популярными среди ребят являются однодневные сборы «Экологическая тропа», проводимые в начале учебного года. Это своеобразная педагогическая площадка, где рождается творчество, дух состязания, ориентация на положительное, общественно-полезное дело. Здесь создается атмосфера сотрудничества, направленная на бережное отношение к окружающей среде, природе.

Внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностями, подходами и ориентациями: как и где проложить тропу, оборудовать стоянку; стоит ли украшать машины дикорастущими растениями; как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям; как вести себя в природе, если встретится дикое животное.

Завершением работы в течение учебного года по данному направлению являются экологические месячники «Судьба природы в твоих руках» (с 01.04.10 по 30.04.10), которые обеспечивают повышение эффективности и эколого-просветительской работы, формирование активной гражданской позиции учащихся.

В рамках месячника проходят разнообразные тематические мероприятия:

• День птиц (творческое дело1-4кл);

• трудовой десант и акции по благоустройству пришкольной территории, школьного двора, парка посёлка (1-11кл);

• посадка зелёных насаждений:

• акция «Юбиляры рядом с нами» в рамках Всероссийской акции (посадка цветов, саженцев деревьев, уборка мусора, покраска скамеек во дворах ветеранов);

• сбор макулатуры (1-11кл.);

• кинолекторий «Мы - волжане», «Изменения климата»;

• экопроект «Наш классный цветок» (5-11 кл.);

• экопроект «Сохраним вместе» (биология, английский язык-11класс);

• конкурс экологического стихотворения «Прекрасный мир природы вокруг тебя!» (1-4 кл);

• рейд, фоторепортаж «Чистый берег», «За чистоту посёлка» (9-11кл.);

• День Земли (выставка стендового материала);

• конкурс экологического рисунка «Мир вокруг нас»;

• викторина «Своя игра» по материалам кинолектория (5-8кл.);

• конференция НОУ «Феникс» секция «Мир вокруг нас» (5-11 кл.);

• спектакли «Кукушкин луг» (5а,6а кл.), «Берегите землю» (8а, 86 кл.);

• экскурсия в Богдинско-Баскунчакский заповедник (6-11кл);

• социальный опрос жителей пос. Приволжье «Наши улицы сегодня...»;

• экологическая дискотека «Знай и береги свой край!» (5-11кл.);

• участие в региональном конкурсе рисунка, посвящённом Астраханскому биосферному заповеднику;

• подведение итогов, награждение, презентация экологического проекта «Судьба природы в твоих руках!».

Мероприятия отличаются заинтересованностью, творчеством, содержательностью и активностью учащихся.

Это - результат работы каждого классного руководителя, учителей предметников.

Особое активное участие в организации многих школьных мероприятий экологической направленности проявляют учителя - предметники не только естественного цикла, но и преподаватели иностранного языка, ИЗО, русского языка и литературы, классные руководители 1-11 классов.

Целенаправленно ведется в школе работа экологического отряда «Солнышко». Здесь есть определённые положительные результаты: ребята интересуются проблемами экологии, и они готовы проявить и проявляют социальную активность (рук. Алисова Е.А., Мельникова Е.Ф.), они заявили о себе, о своей школе на 4-м Фестивале экологического спектакля «От искусства - к зелёной планете », на 2-м и 3-м

слётах экологических отрядов «Познай, люби и сохрани» (сентябрь, 2009г.). Большую поддержку экологическому отряду оказывают учителя ИЗО, литературы, иностранного языка.

С целью вовлечения обучающихся в процесс озеленения школы, школьных помещений была организована работа школьников 5-11классов в экопроекте «Наш классный цветок». Совместно учителями и учениками школы было разработано положение экопроекта, который проходил в два этапа. Результатом стало создание зелёной зоны в школьной рекреации, где разместилась галерея напольных комнатных цветов. Презентация представленных растений проходила в творческой атмосфере, способствующей формированию ключевых компетенций учащихся. Был собран богатый материал о каждом представленном растении.

Популярной остаётся среди ребят акция по сбору макулатуры, средства от которой идут на покупку вазонов для цветов на школьном дворе, на оформление школьных коридоров фотографиями, на награждения и призы для учащихся.

Работу по экологическому воспитанию учащихся следует считать актуальной в воспитательной системе школы, а направление, обеспечивающее формирование экологической культуры детей и подростков остаётся приоритетным в школе и в новом учебном году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.