Научная статья на тему 'Внеклассная работа по эколого-географическому воспитанию в курсе «Окружающий мир»'

Внеклассная работа по эколого-географическому воспитанию в курсе «Окружающий мир» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
440
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЯ / СОЗНАНИЕ / МЫШЛЕНИЕ / ПРИРОДА / ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ / ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / KNOWLEDGE / CONSCIOUSNESS / THINKING / NATURE / NATURAL COMPLEXES / FORMS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / ENVIRONMENTAL AND GEOGRAPHICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курбанова Сания Гасимовна, Гилемханов Ильназ Рафисович, Фазылова Юлия Викторовна

В статье рассмотрен опыт проведения внеклассной работы по курсу «Окружающий мир» среди учеников 1-4 классов МБОУ «СОШ №120 с углубленным изучением отдельных предметов" Московского района г. Казани. Показаны приемы формирования эколого-географического мышления через различные формы внеклассных занятий с учетом индивидуальных особенностей учащихся. На внеклассных мероприятиях учащиеся воспринимают природу как целостное явление. Затронуты вопросы антропогенного воздействия на отдельные компоненты и явления природы. Целью статьи в курсе школьной географии является выявление и обоснование педагогических подходов развития диалектико-материалистических взглядов о природе и формирования экологического сознания в ходе внеклассной работы. Метод или методология проведения работы. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические (теоретико-методологический анализ научных, психолого-педагогических и учебно-методических материалов по теме исследования; анализ и обобщение опыта внеклассной работы учителей общеобразовательных школ; анализ учебных и новаторских программ, методических пособий по педагогике, экологии, географии); эмпирические (педагогическое наблюдение); диагностические (личностно-индивидуальные подходы и игровые приемы внеклассной работы). Результаты. Достоверность и обоснованность результатов обусловлены реализацией программ ФГОС, комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных целям и задачам работы, четким выбором методологических позиций, практическим подтверждением основных положений формирования эколого-географического мышления в ходе внеклассной работы с учащимися младших классов и т.д. Область применения результатов. Материалы исследования в виде научных статей, методических разработок внеклассных мероприятий используются в школах и гимназиях города Казани.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курбанова Сания Гасимовна, Гилемханов Ильназ Рафисович, Фазылова Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OUT-OF-SCHOOL ACTIVITIES ON ECOLOGICAL AND GEOGRAPHICAL EDUCATION IN THE COURSE OF «ENVIRONMENT»

The article describes the experience of extracurricular activities on the course of "Environment" among students from the first to the fourth grade of school № 120 with profound study of specific subjects of the Moscow district of Kazan. The article shows the techniques of forming of ecological and geographical thinking through various forms of extracurricular activities, taking into account the individual peculiarities of students. On the out-of-school activities students perceive nature as a holistic phenomenon. The issues of human impact on the individual components and the natural phenomena are discussed in the article. The purpose of the article in the course of the school geography is the identification and substantiation of pedagogical approaches to the development of the dialectical-materialistic views of the nature and the formation of ecological consciousness during the out-of-school activity. Method or the methodology of the work. To solve the objectives we used the following methods of research: theoretical (theoretical and methodological analysis of scientific, psychological, pedagogical and educational materials on the subject of research; analysis and synthesis of extracurricular experiences of teachers of secondary schools; and analysis of educational and innovative programs, manuals on pedagogy, ecology, geography; empirical (teacher observation); diagnostic (personal and individual approaches and game techniques of extracurricular activities). Results. The reliability and validity of the results are determined by the implementation of programs of Federal State Educational Standard, by the complex of theoretical and empirical research methods that are appropriate to the purposes and objectives of the work, by clear choice of methodological positions and practical proof of the main provisions of the formation of eco-geographical thinking during the out-of-school activities with students of junior classes, etc. The area of application of the results. Study materials are used in schools and gymnasiums of Kazan in the form of research papers, teaching materials of extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «Внеклассная работа по эколого-географическому воспитанию в курсе «Окружающий мир»»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-9-75 УДК 371.3:502

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Курбанова С.Г., Гилемханов И.Р., Фазылова Ю.В.

В статье рассмотрен опыт проведения внеклассной работы по курсу «Окружающий мир» среди учеников 1-4 классов МБОУ «СОШ №120 с углубленным изучением отдельных предметов" Московского района г. Казани.

Показаны приемы формирования эколого-географического мышления через различные формы внеклассных занятий с учетом индивидуальных особенностей учащихся. На внеклассных мероприятиях учащиеся воспринимают природу как целостное явление. Затронуты вопросы антропогенного воздействия на отдельные компоненты и явления природы.

Целью статьи в курсе школьной географии является выявление и обоснование педагогических подходов развития диалектико-материалистических взглядов о природе и формирования экологического сознания в ходе внеклассной работы.

Метод или методология проведения работы. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические (теоретико-методологический анализ научных, психолого-педагогических и учебно-методических материалов по теме исследования; анализ и обобщение опыта внеклассной работы учителей общеобразовательных школ; анализ учебных и новаторских программ, методических пособий по педагогике, экологии, географии); эмпирические (педагогическое наблюдение);

диагностические (личностно-индивидуальные подходы и игровые приемы внеклассной работы).

Результаты. Достоверность и обоснованность результатов обусловлены реализацией программ ФГОС, комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных целям и задачам работы, четким выбором методологических позиций, практическим подтверждением основных положений формирования эколого-географического мышления в ходе внеклассной работы с учащимися младших классов и т.д.

Область применения результатов. Материалы исследования в виде научных статей, методических разработок внеклассных мероприятий используются в школах и гимназиях города Казани.

Ключевые слова: знания, сознание, мышление, природа, природные комплексы, формы внеклассной работы, эколого-географическое образование и воспитание.

OUT-OF-SCHOOL ACTIVITIES ON ECOLOGICAL AND GEOGRAPHICAL EDUCATION IN THE COURSE OF «ENVIRONMENT»

Kurbanova S.G., Gilemkhanov I.R., Fazylova Yu.V.

The article describes the experience of extracurricular activities on the course of "Environment" among students from the first to the fourth grade of school № 120 with profound study of specific subjects of the Moscow district of Kazan.

The article shows the techniques of forming of ecological and geographical thinking through various forms of extracurricular activities, taking into account the individual peculiarities of students. On the out-of-school activities students perceive nature as a holistic phenomenon. The issues of human impact on the individual components and the natural phenomena are discussed in the article.

The purpose of the article in the course of the school geography is the identification and substantiation of pedagogical approaches to the development of the dialectical-materialistic views of the nature and the formation of ecological consciousness during the out-of-school activity.

Method or the methodology of the work. To solve the objectives we used the following methods of research: theoretical (theoretical and methodological analysis of scientific, psychological, pedagogical and educational materials on the subject of research; analysis and synthesis of extracurricular experiences of teachers of secondary schools; and analysis of educational and innovative programs, manuals on pedagogy, ecology, geography; empirical (teacher observation); diagnostic (personal and individual approaches and game techniques of extracurricular activities).

Results. The reliability and validity of the results are determined by the implementation of programs of Federal State Educational Standard, by the complex of theoretical and empirical research methods that are appropriate to the purposes and objectives of the work, by clear choice of methodological positions and practical proof of the main provisions of the formation of eco-geographical thinking during the out-of-school activities with students of junior classes, etc.

The area of application of the results. Study materials are used in schools and gymnasiums of Kazan in the form of research papers, teaching materials of extracurricular activities.

Keywords: knowledge, consciousness, thinking, nature, natural complexes, forms of extracurricular activities, environmental and geographical education.

Внеклассная работа по эколого-географическому воспитанию в начальной школе в курсе «Окружающий мир» является одной из наиболее важнейших задач современной школы. Формирование экологических знаний учащихся, обучение их умениям и навыкам экологически грамотного

использования природных ресурсов, воспитание культуры поведения в природе определяется качеством учебно-воспитательного процесса.

Цели и задачи эколого-географического образования и воспитания тесно взаимосвязаны между собой и во многом совпадают. Школьные географические курсы намного превосходят другие дисциплины по экологической направленности, по числу и глубине раскрытия экологических проблем, по обоснованию путей их решения [6].

В системе непрерывного эколого-географического образования большое значение имеет начальная школа. Содержание начального курса физической географии в «Окружающем мире» включает достаточное количество вопросов экологического характера. В этом возрасте (7-10 лет) идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, умений, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, существенно меняется и психологическая сущность ребенка. Занятия в школе определяют необходимость для ученика слушать, воспринимать, осознавать речь учителя и своих сверстников, а также отвечать на вопросы, пересказывать услышанное и прочитанное, рассуждать, что способствует развитию творческого воображения и мышления, которое постепенно из наглядно-образного переходит в понятийную форму мышления [1].

В процессе познания происходит формирование личности через высшую интеграцию общественных и природно-исторических условий формы психики

- сознание. В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы

- ощущение, восприятие, память, воображение, мышление, с помощью которых человек постепенно обогащает свои знания [12].

У учащихся начальных классов идет процесс овладения знаниями через восприятие в результате накопления и обобщения представлений образа памяти и образа воображения, формируются общие и единичные понятия, идет процесс

развития мышления. Мышление учащихся младших классов, как отмечает Мухина С.А., характеризуется образностью и опирается на наглядность [8].

Для младшего школьного возраста характерно преобладание механической памяти, ученики сравнительно быстро запоминают изучаемый материал, а без практики - быстро забывают. Поэтому необходимо как можно чаще применять полученные знания на практике и такую возможность дает организация внеклассных мероприятий.

При организации внеклассных мероприятий по эколого-географическому образованию, при выборе методов и соответствующих им приемов учебной работы, а также форм их проведения учитель опирается на психолого-возрастные и индивидуальные особенности учащихся младших классов.

При работе со школьниками нами применяются различные формы обучения: массовые, групповые, индивидуальные.

К массовым формам относятся мероприятия по благоустройству, озеленению помещений и территории школы, природоохранная кампания (совместно с родителями изготовление кормушек и скворечников из различного вторичного материала, ролевые игры, работа на пришкольном участке, фестивали, праздники весны, осени) и т.д.

К групповым формам относятся секционные занятия, экскурсии, туристические походы, кружки по изучению природы, причем кружки учащиеся посещают с первого класса.

Индивидуальные формы предполагают деятельность учащихся по наблюдению за погодой, фенофазой растений в различных ландшафтных условиях, скоростью утилизации мусора, изготовление поделок [13].

Наиболее часто в практике внеклассной работы учителей школ и гимназий города Казани применяются индивидуальные и групповые формы обучения, которые находят свое отражение в работе кружков. Здесь с одной стороны раскрываются индивидуальные способности учащихся, с другой они

учатся работать в коллективе, приобретают навыки общения, обобщают полученные знания. Наиболее ярко это проявляется в кружковой работе в МБОУ «СОШ №120 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского района г. Казани. Так, при изучении темы «Птицы нашего края» младшие школьники ведут дневники наблюдения за птицами: определяют виды птиц, характер их питания, местообитание. В конце изучаемой темы из индивидуальных наблюдений составляется общий дневник, который показывает изменение видового состава птиц в тот или иной сезон года, их местообитания в зависимости от ландшафтных особенностей городской агломерации и т.д. В итоге младшие школьники совместно определяют роль человека в сохранении птиц, делают вывод [7, c. 211].

Большую роль в эколого-географическом воспитании младших школьников имеет игровая деятельность: детские игры, ролевые игры, имитационные игры и т.д. Игры, используемые для решения задач эколого-географического воспитания разнообразны, например: ролевые, имитационные, игры - соревнования и т.д.

В практике учителей начальных классов МБОУ «СОШ №120 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского района г. Казани используются игры типа лото «Географический мешочек», эта игра основывается на знаниях понятийного аппарата [4]. В третьем классе проводится викторина «Цветочный хоровод», в которую школьники играют на переменах и во время экскурсий на природе, в парке, расположенном в непосредственной близости от школы.

Ролевые игры экологического содержания в курсе «Окружающий мир» основаны на моделировании социального содержания экологической действительности. Например, игра «Что произойдет?» или «Экологическая экспертиза». Предлагается ситуация: решили построить бензоколонку с мойкой между шоссе и водоемом, находящейся недалеко от шоссе. Разворачивается

дискуссия «инженеров», «автомобилистов», «медиков». Ученики отстаивают каждый свою точку зрения, применяя экологические знания, умения, однако не все школьники активны и правы в своих суждениях [14, c. 6].

Имитационные игры основаны на моделировании эколого-географической реальности. В работе кружка используем игру «Кто, где живет?». Содержание игры требует, чтобы учащиеся раскрывали зависимость распространения животных от условий среды обитания [2].

Игры-соревнования основаны на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации экологических и географических знаний и умений. Например, учащиеся соревнуются по качеству проведения фенологических наблюдений за первыми признаками наступления осени, зимы, весны, за загрязнением снежного покрова на разных участках и расстояниях от проезжей части. Результаты наблюдений представлены в отчетах учащихся в виде рисунков, докладов, презентаций.

Непосредственно в педагогической практике нашей школы учителя начальных классов на внеклассных мероприятиях предлагают познавательные игры: «Кто это? Что это? О чем это?». Суть игры в умении назвать животных, растений, природных явлений по наводящим вопросам одноклассников [3].

Игра «Мое сообщество» заключается в умении учащихся определить к какому сообществу («болото», «луг», «лес») относятся предлагаемые представители растительного или животного мира [9].

Игра «Знай карту» предполагает умение найти географические объекты на карте: моря, океаны, материки. Учитель называет географический объект (океан, материк, крупные горы), а учащиеся должны найти этот объект у себя на карте. Данная работа позволяет хорошо закрепить номенклатуру. У учащихся пропадает страх перед картой и появляется желание быстро и правильно показывать географические объекты [10].

Для младшего школьного возраста целесообразна игра «Анаграмма», в которой участникам предлагается составить слова связанные с природной тематикой из предложенных букв, например: С Т Е Р А Н И Е - РАСТЕНИЕ. Эта игра может продолжаться и дома, только в более сложном варианте -составление кроссворда.

Детские познавательные игры позволяют заинтересовать младших школьников, помогают научить правильно и четко формулировать свои мысли, развивают смекалку, реакцию, умение рассуждать, внимательно слушать, анализировать, делать выводы, а также способствуют умению творчески работать в коллективе, в котором проявляется взаимовыручка и взаимоуважение. Воображаемые условия, создающиеся в ходе игры, способствуют тому, что знания об окружающем мире не только усваиваются, но и обязательно закрепляются. В этом возрасте у детей в основном развита механическая память, требующая постоянного практического закрепления полученных знаний. В ходе игры усваиваются моральные нормы и правила поведения в окружающем мире, на основе которых формируется опыт принятия экологически грамотных решений [11].

Одной из форм экологического воспитания являются праздники в начальных классах. Праздники - это совокупность разнообразных развлекательных мероприятий. Учителя школы проводят их в соответствии с традициями школы, например, каждый год в конце сентября проводится праздник «Дары осени». Подготовку к нему начинают задолго до срока проведения. Совместно с учащимися выбирают сценарий, организовывают выставки овощей и фруктов, выращенных детьми и родителями, а также фотографий, поделок, проводят конкурсы стенгазет, викторины по данной теме. Во время праздника проводим лекторий «Будь природе другом».

Изучая окружающую природу во время проведения внеклассных мероприятий, учащиеся начальной школы на основе ярких, живых впечатлений

о взаимосвязях человека и природы дают обоснование целесообразности норм и правил поведения в природной среде и, наоборот, известные им нормы и отношения сопоставляют с реальной экологической ситуацией, после чего младшие школьники убеждаются в их целесообразности и необходимости [5].

Таким образом, внеклассная работа эколого-географического характера способствует формированию знаний о природе, умений наблюдать объекты и явления окружающей среды, эмоционально-ценностного отношения к действительности, развивает потребности общения с природой. Все это является основой формирования экологического сознания и экологической культуры младших школьников.

Список литературы

1. Божович А.Г. Психология. М.: Просвещение 1978. с 36.

2. Вахрушев А.А, Бурский О.В, Раутиан А.С. Окружающий мир 1 класс ("Я и мир вокруг"). Учебник в 2х частях. Часть 1. М.: Баласс; Изд-во Школьный дом, 2009. 96с.

3. Вахрушев А.А, Бурский О.В, Раутиан А.С. Окружающий мир 1 класс ("Я и мир вокруг"). Учебник в 2х частях. Часть 2. М.: Баласс; Изд-во Школьный дом, 2009. 96с.

4. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир 2 класс («Наша планета Земля»). Учебник в 2х частях. Часть 1, 4е-изд., переработ. М.: Баласс, Изд-во Школьный дом, 2012. 144с.

5. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир 2 класс (Наша планета Земля). Учебник в 2х частях. Часть 2, 4е-изд., переработ. М.: Баласс; Изд-во Школьный дом, 2012. 128с.

6. Гайсин И.Т. Непрерывность экологического образования. Монография. Казань. Изд-во «Тан-Заря», 2002.198 с.

7. Краеведение, как часть образовательного процесса / Курбанова С.Г., Денмухаметов Р.Р., Фазылова Ю.В., Габдрахманова Л.А., // Региональные исследования природно-территориальных комплексов. Казань.: МЕДДоК, 20122013. 224 с.

8. Мухина С.А. Возрастные особенности младших школьников. М.: 2002.

№6.

9. Окружающий мир 3 класс (Обитатели Земли). Учебник в 2х частях. Часть 1. / Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. М.: Баласс, 2009. 144с.

10. Окружающий мир 3 класс (Моё Отечество). Учебник в 2 частях. Часть 2. / Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сисова Е.В., Тырин С.В. М.: Баласс, 2008. 144с.

11. Окружающий мир 4 класс (Человек и природа). Учебник в 2х частях. Часть 1. / Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. М.: Баласс, 2008. 144с.

12. Окружающий мир 4 класс (Человек и человечество). Учебник в 2х частях. Часть 2. / Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырин С.В. М.: Баласс, 2009. 128с.

13. Фазылова Ю.В., Курбанова С.Г., Бакова И.Н. Место краеведения в системе школьного географического образования // Науки о Земле и отечественное образование: история и современность: Материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения академика РОА А.В. Даринского. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. 235с.

14. Фазылова Ю.В., Курбанова С.Г. Природа, как элемент формирования географического мышления / Газета Краезнавство, география, туризм. №28. Липень, 2010.

References

1. Bozhovich A.G. Psikhologiya [Psychology]. Moscow: «Prosveshchenie», 1978. p. 36.

2. Vakhrushev A.A, Burskiy O.V, Rautian A.S. Okruzhayushchiy mir 1 klass (Ya i mir vokrug) [The world around us Grade 1 ("I and the world")]. Textbook in 2 parts. Part 1. Moscow: Balass; School House, 2009. p. 96.

3. Vakhrushev A.A, Burskiy O.V, Rautian A.S. Okruzhayushchiy mir 1 klass (Ya i mir vokrug) [The world around us Grade 1 ("I and the world")]. Textbook in 2 parts. Part 2. M. Balass; School House, 2009. p. 96.

4. Vakhrushev A.A., Burskiy O.V., Rautian A.S. Okruzhayushchiy mir 2 klass («Nasha planeta Zemlya») [The world around us Grade 2 ("Our Planet Earth")]. Textbook in 2 parts. Part 1, the 4th ed., revised. Moscow: Balass; School House, 2012. p. 144.

5. Vakhrushev A.A., Burskiy O.V., Rautian A.S. Okruzhayushchiy mir 2 klass («Nasha planeta Zemlya») [The world around us Grade 2 ("Our Planet the Earth")]. Textbook in 2 parts. Part 2. Moscow: Balass; School House, 2012. p. 128.

6. Gaysin I.T. Nepreryvnost' ekologicheskogo obrazovaniya [Continuity of environmental education]. Kazan: Publishing house "Tan", 2002. p. 198.

7. Kurbanova S.G., Denmukhametov R.R., Fazylova Yu.V., Gabdrakhmanova L.A. Kraevedenie, kak chast' obrazovatel'nogo protsessa [Local history, as a part of the educational process]. Regional studies of environmental systems. (2012-2013): p. 224.

8. Mukhina S.A. Vozrastnye osobennosti mladshikh shkol'nikov [Age features of younger students]. Moscow: 2002, no. 6.

9. Vakhrushev A.A., Danilov D.D., Burskiy O.V., Rautian A.S. Okruzhayushchiy mir 3 klass (Obitateli Zemli) [The world around us Grade 3 (Inhabitants of the Earth)]. Textbook in 2 parts. Part 1. Moscow: Balass, 2009. p. 144.

10. Vakhrushev A.A., Danilov D.D., Sisova E.V., Tyrin S.V. Okruzhayushchiy mir 3 klass (Moe Otechestvo) [The world around us Grade 3 (My Homeland)]. Textbook in 2 parts. Part 2. Moscow: Balass, 2008. p. 144.

11. Vakhrushev A.A., Danilov D.D., Burskiy O.V., Rautian A.S. Okruzhayushchiy mir 4 klass (Chelovek i priroda) [The world around us Grade 4 (Man and Nature)]. Textbook in 2 parts. Part 1. Moscow: Balass, 2008. p.144.

12. Vakhrushev A.A., Danilov D.D., Kuznetsova S.S., Sizova E.V., Tyrin S.V. Okruzhayushchiy mir 4 klass (Chelovek i chelovechestvo) [The world around us Grade 4 (Man and Humanity)]. Textbook in 2 parts. Part 2. Moscow: Balass, 2009. p. 128.

13. Fazylova Yu.V., Kurbanova S.G., Bakova I.N. Mesto kraevedeniya v sisteme shkol'nogo geograficheskogo obrazovaniya [The place of local history in school geography education]. Saint-Petersburg: Publishing House of the Herzen State Pedagogical University, 2010. p. 235.

14. Fazylova Yu.V., Kurbanova S.G. Priroda, kak element formirovaniya geograficheskogo myshleniya [Nature as a part of the formation of geographical thinking] Lipen: Newspaper Kraeznavstvo, geography, tourism, 2010, no. 28.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Курбанова Сания Гасимовна, доцент кафедры географии и картографии Института экологии и географии, кандидат географических наук, доцент Казанский (Приволжский) Федеральный Университет Ул. Чишмяле, д. 21, г. Казань, Республика Татарстан, 420140, Россия e-mail: [email protected]

Гилемханов Ильназ Рафисович, лаборант кафедры теории и методики географического и экологического образования Института экологии и географии

Казанский (Приволжский) Федеральный Университет

Ул. Пушкина, д. 32, г. Казань, Республика Татарстан, 420111, Россия e-mail: Champion92 7@,bk. ru

Фазылова Юлия Викторовна, учитель географии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №120 с углубленным изучением отдельных предметов»

Ул. Гагарина, д.109, г. Казань, Республика Татарстан, 420039, Россия. e-mail: [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHORS

Kurbanova Saniya Gasimovna, assistant professor of geography and cartography of the Institute of Ecology and Geography, the candidate of geographical sciences

Kazan (Volga) Federal University

Str. Chishmyale, 21, Kazan, Republic of Tatarstan, 420140, Russia e-mail: Sgkurb@mail. ru

Gilemkhanov Ilnaz Rafisovich, laboratory assistant of department of theory and methodology of geographical and ecological education of the Institute of Ecology and Geography.

Kazan (Volga) Federal University

Str. Pushkin, 32, Kazan, Republic of Tatarstan, 420111, Russia

e-mail: Champion92 7@bk. ru

Fazylova Yuliya Victorovna, a geography teacher

School № 120 with profound study of specific subjects

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Str. Gagarin, d.109, Kazan, Republic of Tatarstan, 420039, Russia.

e-mail: [email protected]

Рецензент:

Гайсин Ильгизар Тимергалиевич, профессор, доктор педагогических наук, заведующий отделением географического и экологического образования

Института экологии и географии, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.