Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВО УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ'

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВО УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическая культура (экокультура) / устойчивое развитие / студенты / силы и средства / когнитивная среда / ecological culture (ecoculture) / sustainable development / students / forces and means / cognitive environment
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гришаева Ю.М., Спирин И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВО УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ»

Гришаева Ю.М.

д.п.н., доцент, профессор, Московский государственный областной университет

Спирин И.В.

д.т.н., профессор, гл.н.с. ОАО «НИИ автомобильного транспорта»

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВО УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ1

Ключевые слова: экологическая культура (экокультура), устойчивое развитие, студенты, силы и средства, когнитивная среда.

Keywords: ecological culture (ecoculture), sustainable development, students, forces and means, cognitive environment.

Введение

Проект ФЗ «Об экологической культуре»2 содержит следующее определение: экологическая культура (экокультура) - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, включающая систему социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей природной средой, преемственно формируемая в общественном сознании и поведении людей на протяжении жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующая здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека.

В Московской декларации об экологической культуре говорится, что «экологическая культура производства и потребления предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле»3.

Необходимость повышения экологической культуры мотивирована вступлением человечества в ноосферную эру, возникновение которой около 100 лет тому назад предсказали Э. Леруа, П. де Шарден, академик В.И. Вернадский и их последователи. Ноосферное учение основано на гипотезе, согласно которой необузданная антропогенная деятельность может привести к негативным последствиям для природной среды, в том числе - к необратимым результатам. В настоящее время цивилизация достигла состояния, при котором происходит недопустимое (опасное) вмешательство Человека в Природу. Поэтому под эгидой ООН усилиями нескольких тысяч ученых из 166 государств (при участии России) разработана и общепризнана концепция устойчивого развития - Sustainable development (SD). Устойчивое развитие предполагает сбалансированный учет интернальных и экстернальных результатов человеческой деятельности с оценками ее влияния на природу, социальную сферу, экономику, техносферу, качество жизни4. В настоящее время ноосферное мышление, которое ранее объявляли фантазиями «ботаников», стало общепризнанным международным сообществом реальным императивом общественной и экономической жизни. Происходит качественный переход от изучения и учета экологического ущерба к его предотвращению и действенной компенсации5. Устойчивое развитие по своей сути является динамической формой реализации ноосферного учения.

Ограничение вредного антропогенного воздействия на природную среду происходит не само по себе, а исключительно благодаря осознанным действиям образованной части общества - когнитариата. Решающее значение имеет, поэтому, формирование экокультуры у представителей когнитариата, системно закладываемой в сознание при получении образования студентами. В этой связи цель настоящей статьи - рассмотрение формирования экологической культуры студентов в качестве средства обеспечения устойчивого развития.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00322 А «Поликультурное проектирование экологического развития личности в цифровом образовании».

2 Проект ФЗ № 90060840-3, внесенный в Государственную Думу РФ 13.07.2000.

3 Глазачев С. Н. Экологическая культура в международной парадигме развития // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова: серия «Социально-экологические технологии». - М., 2013. - № 1. - С. 5-12.

4 Гришаева Ю.М., Евстафьева Н.С., Спирин И.В., Ткачева З.Н. Проблемное поле развития экологического сознания личности в цифровом пространстве // Россия в ХХ1 веке: глобальные вызовы, риски и решения: Материалы международного научно-практического форума. - М.: МНЭПУ; ВТМ, 2019. - С. 560-563.

5 Ноосферное образование в евразийском пространстве. Т. 8: Ноосферное образование как механизм становления Ноосфер-ной России: коллективная монография / Науч. ред. А.И. Субетто. - СПб.: Астерион, 2018; Гришаева Ю.М., Глазачев С.Н., Шумилов Ю.В., Гагарин В.В., Егоренков Л.И., Спирин И.В. О методологических подходах к проектированию экологического развития личности (на примере высшей школы) // Акмеология. 2018. - № 4 (68). - С. 8-12.

Методология и исходные данные

Методология, использованная при подготовке статьи, основана на использовании теоретических разработок и результатов анализа педагогической науки и практики, опыта российских и зарубежных работников высшей школы. При исследованиях использованы научные знания в области педагогики высшей школы, психологии, экологии, социологии, статистики и др. Было проведено обобщение результатов исследований по рассматриваемой в статье проблеме, описанных в опубликованных трудах различных специалистов и собственных разработках авторов, с целью установления актуальных направлений и тенденций развития формирования экокультуры студентов.

Исходными данными при подготовке статьи послужили:

- результаты выполненных авторами научно-исследовательских работ, посвященных изучению формирования у студентов экологических компетенций;

- материалы, полученные при статистических исследованиях уровня экокультуры студентов и использования ими методов IT в учебном процессе при выполнении научного проекта РФФИ № 19-013-00322 А «Поликультурное проектирование экологического развития личности в цифровом образовании»;

- опубликованные итоги разработок российских и зарубежных исследователей.

Значение профессионального образования для экологических результатов работы специалистов

Профессиональное образование призвано формировать у обучающихся экологические компетенции, совокупность которых представляет собой каркас экокультуры будущих специалистов. Наши исследования позволили установить, что решающим средством формирования этих компетенций служит экологическое развитие личности обу-чающихся1.

По данным Forbes экономика знаний (когнитивная экономика) в развитых странах обеспечивает до 60-70% экономического и социального развития, создает 30% ВВП (в России только 11%). Когнитивная экономика в настоящее время является основным потенциальным ресурсом повышения ВВП. Для сравнения, промышленность, которая по вкладу в ВВП находится на втором месте, создает в этих странах 20 % ВВП (в России - 27%). В отраслевом разрезе вклад когнитивной экономики характеризуется следующими данными :

Область когнитивной экономики Доля в ВВП государств G7 , % Доля в ВВП России, %

НИОКР 3 1

Образование 6 3,5

1Т 8 2,5

Биотехнологии и здравоохранение 13 4

Итого 30 11

США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада.

Отставание когнитивной экономики России от ведущих стран является барьером на пути устойчивого развития. В высокотехнологичных областях, как нигде более, «кадры решают все». Сохранение статус-кво в подготовке кадров ведет Россию в тупик мирового развития, что абсолютно неприемлемо. Поэтому ускоренное развитие системы профессионального образования с использованием экокультурного подхода к подготовке специалистов для всех областей деятельности - это актуальное направление совершенствования подготовки кадров не только для когнитивной экономики, но и для остальных сфер деятельности3.

Изучение работ различных ученых4 и наши изыскания дают возможность выделить три основных методологических направления педагогически-значимого формирования экологической культуры обучающихся и развития их экологического сознания:

- философско-методологическое - работы В.И. Вернадского, Н.Н. Моисеева, Пьера де Шардена, В. А. Зебзее-вой, Л.В. Моисеевой; Е.Е. Морозовой, Т.А. Молодиченко, О.А. Рагимовой; О.А. Полянской, Т.Г. Гарбузова; С.А. Степанова и др.;

1 Гришаева Ю.М., Глазачев С.Н., Шумилов Ю.В., Гагарин В.В., Егоренков Л.И., Спирин И.В. О методологических подходах к проектированию экологического развития личности (на примере высшей школы) // Акмеология. 2018. - № 4 (68). - С. 8-12; Grishaeva Yu.M., Spirin I.V., Matantseva O.Yu., Tkacheva Z.N. Formation of professional and ethical culture of specialists of national economy // The European Proceedings of 18th PCSF 2018 Professional Culture of the Specialist of the Future. EpSBS. Social & Behavioural Sciences. Future Academy.

2 https://www.forbes.ru/biznes/349545-kak-podstegnut-rost-vvp-stavka-na-umnuyu-ekonomiku-uskorit-ekonomiku

3 Гришаева Ю.М. Проектирование педагогической системы формирования экопрофессиональной компетентности студентов гуманитарного вуза // Акмеология. 2012. - № 4. - С. 55-60.

4 Миронова Г.В. Экологоориентированная личность и ее развитие в период ранней профессионализации человека // Развитие профессионализма. 2017. - № 2 (4). - С. 33-35; Морозова Е.Е., Молодиченко Т.А., Рагимова О.А. Ноосферная культура как показатель нравственно-экологического развития личности и общества // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016. -№ 1. - С. 34-39; Степанов С. А. Образовательный вклад в экологическое развитие России // Гуманитарные науки и образование в Сибири. 2014. - № 6 (18). - С. 254-261; Панов В.И. Парадигмальное отличие экопсихологического подхода к развитию психики от экологического подхода к восприятию Дж. Гибсона // 7-я Российская конференция по экологической психологии. 2015. - С. 345348; Фомичев А.Н. О научных обоснованиях концепций экологического развития // Общественные науки и современность. - М., 2008. - № 3. - С. 142-150.

- психолого-педагогическое - работы В.И. Панова, А.В. Гагарина, А.В. Иващенко, С.А. Мудрак, Г.В. Мироновой и др.;

- собственно педагогическое направление - работы С.Н. Глазачева, Ю.М. Гришаевой, Э.А. Абдулхаковой, Ю. Д. Бойчук, И.Н. Щербак, Е.В. Гончаровой, А.Н. Крамаренко и др.

Экосистемная методология познания позволяет формировать в сознании специалистов устойчивые связи между разрабатываемыми и эксплуатируемыми объектами, с одной стороны, и их воздействием на окружающую среду - с другой. Возникает инновационное экологическое мышление, основанное на экосистемном принципе восприятия, изучения, понимания окружающего мира и места в нем Человека.

Программой развития ООН для оценки устойчивости территорий и межстрановых сравнений используется индекс человеческого развития HDI (Human Development Index), который также позволяет установить связь устойчивости территорий с экологическим следом (Ecological Footprint). Установлено, что по мере увеличения значения HDI значимо повышается эффективность использования энергоресурсов1.

Безудержное потребление энергии является основным фактором, определяющим негативное антропогенное воздействие на климатические изменения. Именно когнитариат за последние сто лет смог сократить энергоемкость единицы ВВП в 4 раза2. Это реальное свидетельство эффективности развития образования в интересах сохранения природного наследия.

Формирование экологической культуры студентов и специалистов

Формирование экологической культуры начинается на этапах получения начального и среднего общего образования, и достигает кульминации при получении обучающимися профессионального образования, а также при периодическом повышении квалификации работников. Студенты, которые впоследствии становятся специалистами и руководителями в различных отраслях народного хозяйства, должны осуществлять свою деятельность с привлечением не только узкопрофессиональных компетенций, но и обширного запаса поликультурных знаний. Поэтому учебный процесс в современных организациях профессионального образования должен строиться на основе экоэкономического подхода, базирующегося на устойчивых компетенциях3.

Экологическая культура обучающихся формируются при изучении как специальных дисциплин, так дисциплин общеобразовательной и философской направленности, в результате чего в сознании студентов формируется экологически обоснованное мировоззрение и восприятие естественно-природной обстановки. В.А. Ясвин определяет экологическую культуру как «способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Без соответствующего уровня культуры люди могут обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение»4. Оценка уровня развития экологической культуры студента и специалиста производится по совокупному наличию трех групп устойчивых экологических компетенций: общекультурных; общепрофессиональных и узкопрофессиональных5.

При изучении специальных дисциплин, соответствующих профессиональному профилю обучающихся, экологические компетенции формируются посредством включения в учебные материалы примеров, наглядно показывающих связи профессиональных аспектов с экологически значимыми результатами, являющимися следствием принятия и реализации на производстве соответствующих решений. Например, при подготовке специалистов для транспорта, логистики и городского хозяйства такие связи проявляются при изучении вопросов транспортного планирования, выбросов в окружающую среду, поступающих от транспортных средств, перевозок и хранения опасных грузов, утилизации отходов транспортно-логистической деятельности.

Экологические компетенции являются «соединительными мостами», связывающими друг с другом различные специальные дисциплины в единый континуум знаний, умений и навыков, что отражает актуализацию в современной педагогике междисциплинарного подхода, активно изучаемого и развиваемого в последнее время. За счет использования междисциплинарного подхода достигается эффект эмерджентности используемой образовательной методологии6.

Общее мировоззрение получающего профессиональное образование человека формируется, в основном, при изучении непрофильных дисциплин гуманитарно-общественного содержания, и закрепляется в его сознании в форме философски мотивированной оценки собственного положения по отношению к окружающей действительности.

1 Long X., Yu H., Sun M., Xue-Chao J.W., Klemes J., Xie X., Wang C., Li W., Wangd Y. Sustainability evaluation based on the three-dimensional ecological footprint and human development index: a case study on the four island regions in China // Journal of Environmental Management. 2020. - N 265.

2 Fischer-Kowalski M., Weisz H. Transition to a globally sustainable metabolism - possible and impossible futures. Presented at the 2008 Conference of the International Society for Ecological Economics, Nairobi, Kenya, 2008. - P. 7.

3 Grishaeva Yu.M., Spirin I.V., Matantseva O.Yu. Aspects of Professional Education in the Higher School in the Interests of the Techno-Sphere Safety // Modern Research of Social Problems (Online Scientific Journal). 2016. - N 9 (65). - P. 5-18; Гришаева Ю.М. О проблеме подготовки педагогических кадров в вузе в условиях модернизации образования // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2016. - № 3. - С. 6-9.

4 Ясвин В.А. Формирование экологической культуры. Пособие по региональной экологической политике. - М.: Акрополь, 2004. - С. 7.

5 Гришаева Ю.М. О соотношении средового и пространственного подходов в экологическом образовании // Акмеология. 2011. - № 3. - С. 119-125.

6 Мирский Э.М. Междисциплинарные исследования и междисциплинарная организация науки. - М.: Наука, 1980. - 243 с.; Piaget J. The epistemology of interdisciplinary relationships and research in universities. - Paris: OECD, 1972. - P. 146-159.

Экологически значимыми тенденциями современного профессионального образования, являются:

- экстернализация - отказ от утилитарной ориентации исключительно на получение только узкопрофессиональных компетенций и признание повышения значения общекультурного развития личности обучающихся. Это решает проблемы расширения когорты активных членов формируемого гражданского общества, обладающих широким кругозором, способных осуществлять устойчивое развитие общества и экономики;

- гуманизация, выражающаяся в органичном соединении профессиональных качеств с повышением культурного уровня обучающихся, овладением ими общечеловеческими ценностями, созданием предпосылок для надлежащего взаимодействия личности и социума;

- информатизация образования и информационная насыщенность получаемых обучающимися профессиональных компетенций;

- имплементарность - использование профессиональных компетенций на стыках различных научных дисциплин и сфер человеческой деятельности;

- глобализация образования (Болонский процесс и расширение международного обмена студентами и преподавателями);

- универсализация дипломирования выпускников образовательных организаций, в том числе посредством заключения международных соглашений о взаимном признании документов об образовании.

Статистическое исследование отношения студентов к вопросам экологии

При разработке научного проекта РФФИ № 19-013-00322 А «Поликультурное проектирование экологического развития личности в цифровом образовании» было выполнено статистическое исследование, в котором участвовали 9395 студентов (40% респондентов были студентами вузов, а 60% - студентами ссузов) из 11 субъектов Российской Федерации. Сбор информации осуществлялся посредством анкетирования или нетнографическим способом (опрос через Интернет). Изучался уровень экокультурной идентичности студентов путем определения рефлексивной самоорганизации их экологического мышления. Выборка респондентов по профессиональному составу была следующей: 48% - технические специальности, 39% - гуманитарные специальности, 9% - естественнонаучные специальности, 4% -специальности творческого характера.

Влияние места проживания на отношение к природе отметили 63% респондентов, а 60% полагают, что можно жить, не причиняя вреда природе. На угнетающее влияние научно-технического прогресса на окружающую среду указали 41% студентов. 44% полагают, что этого не происходит (15% респондентов затруднились ответить на этот вопрос). 51% считает, что можно развивать экономику, не причиняя вреда природе, 28% с этим мнением не согласны (затруднились с ответом 21% респондентов). 79% студентов считают, что при проектировании объектов инфраструктуры необходимо обеспечивать привычные для представителей фауны условия их жизнедеятельности (7% с этим не согласны, а еще 14% не определились с ответом на данный вопрос).

Оценки уровня экокультуры оказались следующими, %:

Уровень оценки Самооценка студентов Оценка окружающих людей

Очень высокий 6 5

Высокий 17 8

Средний 68 57

Низкий 8 25

Очень низкий 1 5.

Только 15% респондентов указали на то, что усилия государства по сохранению окружающей среды являются достаточными, 66% с этим не согласны. Еще 18% студентов затруднились с ответом на этот вопрос, а 1% считают, что вмешательство государства в решение проблем экологии приводит только к ухудшению ситуации.

На вопрос о том, интересуются ли студенты проблемами экологии 59% из них дали положительный ответ, причем еще 16% сообщили, что активно интересуются экологическими проблемами, и только 25% сказали, что эти вопросы их не интересуют.

Характеризуя свою вовлеченность в практическую экологическую деятельность, 3776 студентов ответили, что никак не участвуют в решении экологических проблем своей местности, и не имеют представления о том, как это можно сделать. Отмечена низкая активность в области выполнения экологических учебных проектов - только 557 студентов ответили, что выполняют такие проекты. В последние годы активно развивается волонтерская деятельность в России, в том числе и в сфере экологии. Именно с этим связано значительное число ответов (2487), в которых студенты указали на свое участие в экологических акциях.

Во всех обследованных регионах обнаружена неосведомленность респондентов о специфических экологических проблемах местности своего проживания: Москва - 61%; Московская область - 60%; Приволжский федеральный округ - 77%; Северо-Кавказский федеральный округ - 85%; Сибирский и Дальневосточный Федеральный округ - 62%.

Выводы

В постиндустриальном обществе наиболее значимым классом является когнитариат, пришедший на смену пролетариату. Когнитивная экономика в ведущих странах мира создает наибольшую долю ВВП. Знания стали наиболее

эффективной производительной силой. Кадры для нужд когнитивной экономики готовит система профессионального образования. Поэтому развитие профессионального образования - генеральное направление повышения общественного благосостояния и качества жизни населения.

Человечество столкнулось с комплексным кризисом развития цивилизации, предсказанным основателями ноо-сферного учения. Антропогенное воздействие человека на окружающую среду достигло опасных пределов, и угрожает существованию жизни на планете. Международное сообщество под эгидой ООН разработало и реализует концепцию устойчивого развития цивилизации, предусматривающую сбалансированное решение экономических, социальных и экологических проблем, сохранение природного наследия в интересах настоящего и будущих поколений.

Движение по пути устойчивого развития актуализировало потребность в кадрах новой формации, обладающих устойчивыми компетенциями и руководствующихся ценностными императивами экологической культуры. Экологическая подготовка специалистов и вырастающих из их среды руководителей должна осуществляться при получении профессионального образования по всем направлениям и специальностям.

Анализ отношения студентов к вопросам экологии показал их заинтересованность и понимание существа стоящих перед ними задач по овладению экокультурными компетенциями. Для этого педагогические сообщество должно активно использовать экокультурный подход к планированию и осуществлению учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.