Научная статья на тему 'Экология детства в информационном обществе: фактор педагогической культуры'

Экология детства в информационном обществе: фактор педагогической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН ДЕТСТВА / ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА / ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА / КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вагнер И.В., Ткачева А.Н.

В статье развивается культурологический аспект экологии детства как отрасли экологии человека. Внимание фокусируется на трансформациях воспитательного процесса в условиях интенсивной информатизации, на педагогической культуре его взрослых субъектов. Утверждается, что педагогическая культура в глобальном мире приобретает новые сущностные характеристики и функции: не только трансляция экокультурных ценностей, но и формирование у подрастающих поколений нового позитивного экокультурного опыта как базиса экологической культуры личности и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экология детства в информационном обществе: фактор педагогической культуры»

ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ:

ФАКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

И. В. Вагнер, А. Н. Ткачева

Институт исследований детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Москва

Childhood Ecology in the Information Society: Factor of the Pedagogical Culture

I. V. Wagner, A. N. Tkacheva

Research Institute of Childhood, Family and Education Russian Academy ofEducation, Moscow

В статье развивается культурологический аспект экологии детства как отрасли экологии человека. Внимание фокусируется на трансформациях воспитательного процесса в условиях интенсивной информатизации, на педагогической культуре его взрослых субъектов. Утверждается, что педагогическая культура в глобальном мире приобретает новые сущностные характеристики и функции: не только трансляция экокультурных ценностей, но и формирование у подрастающих поколений нового позитивного экокультурного опыта как базиса экологической культуры личности и общества. Ключевые слова: феномен детства, экология детства, экология человека, культура, воспитание, социализация, профессиональная компетентность педагога.

The article develops the culturological aspect of childhood ecology as a branch of human ecology. Attention is focused on the educational process transformation in conditions of intensive information, on pedagogical culture of its adult subjects. It is alleged that the pedagogical culture in a global world acquires new essential features and functions, not only eco-cultural translation of values, but also the formation in younger generation of new positive eco-cultural experience as the basis of individual and society environmental culture. Key words: the phenomenon of childhood, childhood ecology, human ecology, environmental culture, education, socialization, pedagogical culture, professional competence of teachers.

Фактор культуры в решении проблем экологии детства в условиях глобального мира имеет решающее значение. Этот, казалось бы, неоспоримый тезис приходится заявлять снова и снова, поскольку в настоящее время в развитии экологии человека и ее младшей ветви — экологии детства — доминирует медико-биологическая составляющая. Вместе с тем очевидно, что выбор ребенка в пользу здоровья и спорта или, к примеру, курения, алкоголизма и наркотиков зависит от его внутренней позиции, культуры, ценностных установок, способности принять самостоятельное решение и сказать «нет» опасным соблазнам и модным в ближайшем окружении вредным привычкам; от готовности ребенка к самоопределению. Очевидно и то, что в условиях информационного общества резко возрастают социальные риски социализации из-за неконтролируемого погружения ребенка в интенсивно расширяющееся информационное пространство, а значит гарантом информационной безопасности неизбежно становятся внутренние регулятивы, которые должны быть вовремя

сформированы и укрепляться, развиваться на протяжении всей жизни человека. В формировании проблемного поля экологии детства необходимо отталкиваться от представлений о детстве как целостном и самоценном феномене, осознавать, что в условиях глобального мира, информатизации феномен детства интенсивно трансформируется; что мы вплотную подошли к необходимости кардинального переосмысления представлений о феномене детства

С фактором воспитания в экологии детства неразрывно связан фактор педагогической культуры и профессиональной компетентности педагога. С. Л. Шалаева, акцентирующая внимание на социальных составляющих экологии детства, отмечает: «Детство — это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества, это время интенсивного развития человека, которое невозможно без посреднической роли взрослого. Именно взрослый выступает посредником между ребенком и совокупностью социокультурных ценностей, установок, норм, которые определяют

1 Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 13-06-00479 «Экология человека: фактор культуры. Развитие экологической культуры детей и молодежи в информационном обществе».

условия жизни данного общества и возможность нормально жить в нем. С этой точки зрения отношения взрослых и детей уместнее называть диадой, психологическим симбиозом, так как это — целостная система, форма организации совместной жизни и деятельности, которая и обеспечивает обеим сторонам процесс взаимной социализации» [8, с.159].

С одной стороны, фактор профессиональной компетентности педагогов должен учитываться в формировании проблемного поля экологии детства, с другой — развитие этой интегративной области научного знания обусловливает новые требования и новые подходы к подготовке кадров, формирование новой концепции педагогического образования. Очевидна необходимость формирования у педагогов экологической культуры личности, эколого-профессиональной компетентности.

В современных педагогических исследованиях данной проблеме уделяется все больше внимания [1, 2, 4, 5]. Так, в 2014 году на базе НОЦ ТЭКО под руководством С. Н. Глазачева была успешно защищена докторская диссертация Ю. М. Гришаевой на тему «Концепция формирования эколого-профессиональной компетентности студентов гуманитарного вуза». В разработанной автором концепции эколого-профессиональная компетентность рассматривается как «акмеологический инвариант профессионализма, как интегративный феномен, результат интеграции процессов развития экологической культуры и профессиональной компетентности специалистов гуманитарного профиля. Это находит отражение в таких его сущностных характеристиках как система экологических профессионально-ориентированных взглядов и убеждений личности; потребность в актуализации экологического потенциала профессиональной деятельности; система профессионально-ориентированных экологических знаний; готовность к эко-лого-профессиональной деятельности; способность к эколого-профессиональной рефлексии. Совокупность компетентностного, онтологического, культурологического и акмеологического подходов составляет в концепции методологическую основу моделирования процесса формирования эколого-профессиональной компетентности студентов гуманитарных специальностей и направлений подготовки» [3, с.14].

Хотелось бы отметить, что понятие «профессиональная компетентность» — синоним понятий «профессионализм», «квалификация» и рассматривается как сложный сплав общих и профессиональных знаний, практических умений, профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих успешную деятельность педагога и содержащих такие понятия как педагогическая деятельность, педагогическое общение, педагогическое мастерство, личностные качества, мониторинг результативности воспитательной деятельности педагога Это означает соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении определенного типа задач, обладание необходимыми ак-

тивными знаниями, способность уверенно добиваться результатов и владеть ситуацией, что находит своё подтверждение в высказываниях известных учёных, представляющих профессиональную компетентность как способность специалиста решать различного рода профессиональные проблемы, задачи на основе имеющегося опыта, знаний и ценностей (компетенций). А. М. Новиков характеризовал компетентность, как самостоятельно реализуемую способность к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанную на приобретении социокультурного и жизненного опыта [6, с. 65]. «Компетентность — когда ты знаешь, где что найти, как исправить ошибки, и умеешь сделать то, что не умеют другие» — такое емкое понятие компетентности даёт В. Спиваковский. Главной задачей образования взрослых, отмечает М. Ноулз, является производство компетентных людей — людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и чья основная компетенция заключалась бы в самореализации, умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни [7].

Мы рассматриваем профессиональную компетентность как компонент педагогической культуры, которая в глобальном мире приобретает новые сущностные характеристики и функции: не только трансляция экокультурных ценностей, но и формирование у подрастающих поколений нового позитивного эко-культурного опыта как базиса экологической культуры личности и общества. Сегодня важно рассматривать педагога как носителя культуры, культурных ценностей. Педагогическая культура сегодня интегрирует в себя культуру информационную и экологическую. Только в том случае, если педагог сам является носителем экокультурных ценностей, возможна их трансляция детям в процессе образования.

В условиях интенсивного развития информационного общества, глобализации необходимо развитие гуманитарно-экологического образования и специальная подготовка будущих педагогов к реализации гуманитарного компонента экологического образования, к развитию у школьников экологической культуры, духовно-нравственных основ отношения к природе. Технократическая цивилизация вошла в противоречие с законами природы: потребляя, человечество превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное. Осознание первопричины такого состояния окружающей среды привело специалистов разных областей знаний к заключению о том, что экологический кризис по сути своей носит мировоззренческий, духовно-нравственный характер. Это означает, что выход из него связан с переориентацией представлений современной молодежи о безмерных богатствах природы и о человеке как ее покорителе, с восприятия природы как утилитарной ценности, то есть с потребительской культуры на ценности экологической этики, гармоничного сосуществования природы и общества, коэволюции, устойчивого развития.

Углубление экологического кризиса выражается не только в ухудшении экологической ситуации, но в опасных тенденциях изменения экологического мышления, сознания, представлений на фоне тревожной динамики экологического опыта. В настоящее время доминирование идеологии природопользования, потребления в экологическом образовании противоречит необходимости кардинального культурологического, аксиологического переворота в отношения современного человека к природе, утверждении нравственного императива его взаимодействия с природой, экологизации духовной культуры человека и одухотворению взаимодействия человека с природой.

Экологическая культура — многоаспектное масштабное понятие, в которое разные авторы вкладывают разное содержание. Общим является определение сущности экологической культуры в противопоставлении ее деструктивному поведению в природе, хищническому отношению к природным ресурсам. Однако необходимо рассматривать сущность экологической культуры не столько с позиций «хорошо — плохо», но проанализировать, и прежде всего, в аксиологическом плане, какое качество экологической культуры может быть принято за «хорошо». Необходимо различать, как минимум, два контекста: экологическую культуру, трактуемую с позиций потребления — т.е. тип потребительской экологической культуры, которая формируется в контексте грамотного использования природных ресурсов и экологическую культуру как гармоничное сосуществование человека и природы, признание природы как равновеликой ценности. Опасным проявлением современного этапа экологического кризиса является не только сам факт участившихся экологических катастроф, а то, что эти экологические катастрофы в совокупности становятся экологическим опытом подрастающего поколения, точкой отсчета их представлений об «экологической норме, благополучии».

Экологический опыт современного ребенка перенасыщен негативными примерами взаимодействия человека и природы. Экологическое образование, которое идет по пути воспитания «от противного», демонстрации того, «как нельзя обращаться с природой» идет в никуда, так как количество негативного экологического опыта ребенка ведет не столько к формированию у него готовности к продуктивной экологической деятельности, сколько к искажению понятия «экологической нормы», «экологического благополучия».

Другим проявлением экологического кризиса является тенденция отчуждения ребенка от природы, в укреплении которой, как показывают наши исследования, заметную роль играет информатизация. Между ребенком и живой природой непреодолимо красочной, информативной, комфортной и мертвенно-искусственной стеной встает цивилизация, вместо живой природы ребенок существенно чаще общается с «виртуальной природой» за экраном компьютера.

Усиление негативного экологического опыта вместе с отчуждением человека от природы получает закономерное продолжение в тревожной тенденции развития экологического образования в контексте экологической безопасности. Такое экологическое образование акцентирует на привитии ребенку навыков обеспечения своего личного экологического благополучия в отдельно взятой экосистеме «я — мир» и способствует укреплению в его сознании представлений об экологическом благополучии как защите от последствий антропогенного влияния на природу. В такой логике непросто найти место для формирования ценностного отношения к природе, т.к. она в данном случае — не жертва человеческого эгоизма, а источник зла, опасности, нечто враждебное человеку. Измерение степени загрязненности воды, атмосферы, почвы, широко практикуемое в современных экологических программах, приведет любого здравомыслящего человека к желанию защитить себя, свое здоровье от воздействия этой воды, атмосферы и почвы. Нужен прочный мостик, по которому ребенок дойдет до культуры гармонии с природой, признания ее самоценности и осознания необходимости защитить природу от антропогенного воздействия ради природы и ради того, чтобы не доводить до абсурда бегство цивилизации от экологического бумеранга. Таким мостиком должно стать гуманитарное экологическое образование.

Подготовка будущих педагогов к реализации гуманитарного компонента экологического образования и эколого-этического воспитания необходима для того, чтобы обеспечить формирование у детей знаний о моральных и нравственных основах взаимодействия Человека и Природы; экокультурных ценностях и эколого-эстетических идеалах, определявших в разные времена различные модели отношения человека к природе; об экологических нормах и традициях народов разных стран, знаний о позитивном опыте взаимодействия Человека и Природы; навыков реализации экокультурных ценностей в практике взаимодействия с окружающим миром, осмысления этических категорий применительно к системе отношений Человека к Природе. Гуманитарное экологическое образование будет формировать у детей потребность в диалоге с живой природой, которое расширит опыт наблюдения живой природы, обеспечит формирование эмоциально-чувст-венного отношения к природе.

Гуманитарная экология, востребовавшая богатый потенциал гуманитарных областей знания в экологическом воспитании, позволит обеспечить формирование у детей такой экологической культуры, которая будет означать их переориентацию с позиций природопользования на позиции гармонии взаимодействия человека и природы, единство экологически развитых интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер личности. Достижение этого результата возможно лишь при условии сформированно-сти у педагогов соответствующей педагогической и

нравственно-экологическои позиции личности, системы воспитательных и экологических ценностеИ

Экологизация педагогического образования, формирование его новоИ экологической парадигмы, развитие гуманитарно-экологического образования являются условиями достижения идеалов экологии детст-

Литература

1. Глазачев С.Н, Гагарин А..В. Экологическая культура как вершинное достижение личности // Акмеология. 2013. №51(47). С. 63—71.

2. Глазачев С.Н.. Гагарин А.В. Экологическая акмеология: о трендах современной науки // Акмеология. 2013. № 51(49). С.149.

3. Гришаева Ю.М. Концепция формирования эколого-профессиональной компетентности студентов гуманитарного вуза: автореф. дис.... д-ра пед. наук. М., 2014. 38 с.

4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996. 480 с.

ва, обеспечения экологического благополучия и безопасности детства, главным образом за счет укрепления субъектного потенциала детства и каждой личности, актуализации ее внутренних ресурсов в достижении гармонии с окружающим миром, в интериоризации и воплощении в жизнь экокультурных ценностей.

5. Вагнер И.В, Глазачев О.С. , Тлазачев С.Н. Фактор культуры в проблемном поле экологии человека: информационное общество и экологическая культура / / Вестник МГГУ им.М.А. Шолохова. Социально-экологические технологии. 2013. №2. С.21—37

6. Новиков А.М.. Основания педагогики: Пособие для авторов учебников и преподавателей. Изд. 2-е стереотипное. — М.: Изд. «Эгвес», 2011.

7. Ноулз М.Ш. Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики. — М.: Издательский отдел НМЦ СПО, 1998.

8. Шалаева С.А. Диалектика детства в технологизированном социуме: аксиологический аспект // Вестник Нижегородского университета Н.И.Лобачевского. Серия «Социальные науки». 2011. № 4(24). С.155—160

Сведения об авторе:

Вагнер Ирина Владимировна — д.п.н., проф., руководитель центра воспитания и социальной педагогики Института исследований детства, семьи и воспитания Российской академии образования,

E-mail: wagner.mail@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.